Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Четыре ошибки централизованного казначества в холдинге


Для начала рассмотрим, в чем состоит централизация функций казначейства холдинга:

Управление денежными ресурсами Холдинга осуществляется централизованно, что подразумевает:

  • Централизованное принятие решений по оперативному управлению ДС в холдинге,
  • Централизованное распределение общих денежных ресурсов – одно место формирование платежного календаря,
  • Использование единой учетной политики по отношению к денежным средствам (например, единая валюта планирования, одинаковая регулярность учета и моменты признания по деньгам).

Приоритеты выплат устанавливаются по единым правилам, в соответствии со стратегией и тактикой Холдинга (а не так, как хочет удаленное подразделение в Магадане для своих выплат),

Проводится оптимальное распределение денежных ресурсов во времени, которое снижает потребность всего Холдинга в привлеченных средствах.

Но часто централизация управления казначейством только декларируется.

Я не претендую на истину в последней инстанции. Просто, опираясь на собственный опыт работы с казначейскими службами различных предприятий, хочу рассказать о тех ошибках, которые наиболее часто встречаются в работе казначейств холдинга.

Ошибка 1
Попытка построить централизованное оперативное управление деньгами на разных базах данных (например, у каждого филиала стоит своя 1С, все вываливают данные в экселевские таблички, отсылают в центр и ждут команды платить). Такая архитектура напрочь губит идею оперативности, особенно, если еще есть централизованные лимиты выплат…

Ошибка 2
Не совсем верное представление о функциях казначейского подразделения.

Казначейство – обслуживает все денежные потоки холдинга – не больше и не меньше!
С одной стороны, Казначей не отвечает за кредитные договора (это кредитный отдел делает), казначейство не контролирует лимиты затрат (разве что контролирует расходования денег) и т.д.
С другой стороны, управление внутренними платежами часто передается бухгалтериям юрлиц, и казначейство лишается возможности оперативно планировать потоки денег – не видит всей картины по холдингу в разрезе юрлиц и расчетных счетов.

Ошибка 3

Управление остатками ДС осуществляется без оглядки на политику управления оборотными средствами (если такая политика на предприятии существует).

Ошибка 4
Если в холдинге ведется и бухгалтерский учет (по юрлицам) и управленческий учет (по ЦФО), юрлица соотнесены с ЦФО и есть централизованное казначейство, то очень (оооочень!) часто эта единая служба по оперативному управлению денежными потоками:

  • перебрасывает средства одних юрлиц и ЦФО для удовлетворения потребностей в оплате других ЦФО,
  • централизовано формирует единый так называемый «кассовый план»,
  • централизовано оформляет кредиты на ЮЛ, имеющие положительную репутацию.

И при этом одновременно финансовые руководители пытаются спрашивать с руководителей ЦФО:

  • Выполнение планов по ДДС
  • Показатели по внутренним взаиморасчетам между ЦФО
  • Снижения финансовых затрат.

Возникновение таких перекосов в управлении понять можно - вопрос управления денежными потоками очень не простой.

Все хозяйственные операции можно полностью развести, учесть по-разному в бухгалтерском и управленческом учете, но денежные операции отличаются тем, что в них все виды учетов наиболее тесно взаимодействуют друг с другом.

В следующем выпуске мы продолжим рассматривать непростые вопросы организации учета и управления на предприятии.

С уважением, Ксения Войцехович

kseniy.vo@gmail.com

P.S. Задачу написания своей Учетной политики управленческого учета Вы уже сегодня сможете решить, подписавшись на получение подробного Содержания учетной политики по адресу http://www.boss-active.ru/


В избранное