Четыре ошибки централизованного казначества в холдинге
Для начала рассмотрим, в чем состоит централизация функций казначейства холдинга:
Управление денежными ресурсами Холдинга осуществляется централизованно, что подразумевает:
Централизованное принятие решений по оперативному управлению ДС в холдинге,
Централизованное распределение общих денежных ресурсов – одно место формирование платежного календаря,
Использование единой учетной политики по отношению к денежным средствам (например, единая валюта планирования, одинаковая регулярность учета и моменты признания по деньгам).
Приоритеты выплат устанавливаются по единым правилам, в соответствии со стратегией и тактикой Холдинга (а не так, как хочет удаленное подразделение в Магадане для своих выплат),
Проводится оптимальное распределение денежных ресурсов во времени, которое снижает потребность всего Холдинга в привлеченных средствах.
Но часто централизация управления казначейством только декларируется.
Я не претендую на истину в последней инстанции. Просто, опираясь на собственный опыт работы с казначейскими службами различных предприятий, хочу рассказать о тех ошибках, которые наиболее часто встречаются в работе казначейств холдинга.
Ошибка 1 Попытка построить централизованное оперативное управление деньгами на разных базах данных (например, у
каждого филиала стоит своя 1С, все вываливают данные в экселевские таблички, отсылают в центр и ждут команды платить). Такая архитектура напрочь губит идею оперативности, особенно, если еще есть централизованные лимиты выплат…
Ошибка 2 Не совсем верное представление о функциях казначейского подразделения.
Казначейство – обслуживает все денежные потоки холдинга – не больше и не меньше! С одной стороны, Казначей не отвечает за кредитные договора (это кредитный отдел делает), казначейство не контролирует лимиты затрат (разве что контролирует расходования денег) и т.д. С другой стороны, управление внутренними платежами часто передается бухгалтериям юрлиц,
и казначейство лишается возможности оперативно планировать потоки денег – не видит всей картины по холдингу в разрезе юрлиц и расчетных счетов.
Ошибка 3
Управление остатками ДС осуществляется без оглядки на политику управления оборотными средствами (если такая политика на предприятии существует).
Ошибка 4 Если в холдинге ведется и бухгалтерский учет (по юрлицам) и управленческий учет (по ЦФО), юрлица соотнесены с ЦФО и есть централизованное казначейство, то очень (оооочень!) часто эта единая служба по оперативному управлению
денежными потоками:
перебрасывает средства одних юрлиц и ЦФО для удовлетворения потребностей в оплате других ЦФО,
централизовано формирует единый так называемый «кассовый план»,
централизовано оформляет кредиты на ЮЛ, имеющие положительную репутацию.
И при этом одновременно финансовые руководители пытаются спрашивать с руководителей ЦФО:
Выполнение планов по ДДС
Показатели по внутренним взаиморасчетам между ЦФО
Снижения финансовых затрат.
Возникновение таких перекосов в управлении понять можно - вопрос управления денежными потоками очень не простой.
Все хозяйственные операции можно полностью развести, учесть по-разному в бухгалтерском и управленческом учете, но денежные операции отличаются тем, что в них все виды учетов наиболее тесно взаимодействуют друг с другом.
В следующем выпуске мы продолжим рассматривать непростые вопросы организации учета и управления на предприятии.
P.S. Задачу написания своей Учетной политики управленческого учета Вы уже сегодня сможете решить, подписавшись на получение подробного Содержания учетной политики по адресу http://www.boss-active.ru/