Сегодняшний материал предоставлен моим коллегой Сезгановы Дмитрием
Четыре ошибки денежного расчета прибыли
Управленческий учет выросшего из малого среднего и крупного предприятия обычно зиждется на здравом смысле.
Главная задача бизнеса – генерировать наибольший свободный денежный поток;
Главная задача финансового учета – наиболее правильно, быстро и детально считать доходы и расходы; Понимая задачу «считать деньги» буквально и узко, финансовый учет на таком предприятии обычно сводится к следующему:
Вести постатейный учет поступлений и выбытий денежных средств (называя это «Отчетом о доходах и расходах»);
Вести бухгалтерский учет для целей налогообложения и сдачи обязательной отчетности по каждому своему юридическому лицу;
Поручить финансовому менеджеру готовить на основе этого какой-то комплект общей управленческой отчетности.
При этом часто делаются следующие 4 ошибки:
1. Не сравнивают «балансовую прибыль» с «отчетной прибылью» (т.е. сумму «Прибыль/Убыток с начала периода» из строки Баланса – с суммой «Итого прибыль/убыток» из строки «Отчета о прибылях и убытках» за тот же период).
Разница этих сумм означает, что в учете предприятия имеются «дыры», причем неизвестно какого размера – потому что «кривой учет» может содержать неопределенное количество ошибок.
Именно поэтому "ленивый" финансовый менеджер предпочитает убедить генерального директора в том, что Баланс не нужен, а вместо него будет полезнее некий «Отчет о долгах и запасах». А зря! Сумме прибыли по Балансу в таком случае нужно доверять больше, чем сумме прибыли «по кассовому отчету».
2. В форму «Отчета о доходах и расходах» включают одновременно расходы и «по оплате» (выручку, аренду офиса, расходы на канцтовары, etc.) и «по начислению» (себестоимость проданных товаров, амортизацию основных средств, банковские проценты, etc.). Ошибка оказывается в том, что хотя такой отчет и дает некоторое представление об операционных доходах и расходах – но точность его неизвестна, сравнить не с чем, итог не значит ничего, потому что такой «кентавричекий гомункулюс»
для самостоятельной жизни потребует создания персональной теории финансового учета. Удачи!
3. Для Управленческого Баланса (если его все-таки делают) цифры берут из бухгалтерского баланса, преобразуя их с помощью простейших операций сложения и вычитания, а то и умножения (например, складывая стоимость товаров без НДС со стоимостью этого НДС, либо перемножая на эту ставку налога; еще есть хороший прием – относить все непонятные расхождения
на счет «Прочее»). Расчетный баланс не нужен! Нужен УЧЕТНЫЙ БАЛАНС! Все активы и пассивы в Управленческом Балансе должны и могут иметь «штучное» измерение (за единственным исключением, о нем позже). Например: Товары – цена, количество, сумма; Основные средства: первоначальная стоимость, начисленная амортизация, текущая балансовая стоимость; Дебиторы, Кредиторы, Подотчетные лица, Расчеты с акционерами, Прочие дебиторы, Прочие пассивы – тоже по наименованиям, договорам, etc. – для
каждой суммы. Графа «Капитал» - константа с начала и до конца года. Та самая единственная расчетная статья – «Прибыль с начала года». Рассчитывается она, как выше писалось, двумя способами, каждый из который должен дать одинаковый результат (и это не в идеале, а в норме!). Первый способ: складываем все проверенные суммы из левой части Баланса (это Активы: деньги, товары, оборудование, долги должников) – и вычитаем все проверенные суммы из правой части Баланса (это Пассивы, источники
развития: Капитал, Банковские кредиты, долги к уплате) = Итог равняется прибыли с начала года. Второй способ: берем «Отчет о прибылях и убытках», смотрим последнюю строку – если сходится, значит можно расслабиться и решать что делать с полученным финансовым результатом («распределение полученной прибыли»). Если не сходится (хотя погрешность в одну сотую процента я бы прощал)) – заставляем кого-нибудь наводить порядок в финансовом учете до нормального уровня.
4. Вводится порядок «Внутрихолдинговых
расчетов» без полноценной организации финансовых «Центров прибыли». Конечно, кажется понятным и удобным для мотивации введение порядка, когда, например, производственный участок «продает» отделу сбыта продукцию по некоторой «внутренней цене», а отдел сбыта «продает» её же собственным интернет-магазинам. И каждое подразделние вроде бы мотивируется от собственной части прибыли. Что будет следующим шагом? Правильно, и подразделения и администрация захотят считать их (прибыль каждого
подразделения) максимально точно. Что будет следующим неизбежным шагом? См. выше – нужно будет вести внутренний Баланс и внутренний «Отчет о прибылях и убытках» (ОПУ) для каждого этого условного подразделения. Да еще наверняка каким-то справедливым образом распределять расходы на содержание администрации по «доходам» этих подразделений. После этого получить консолидированную отчетность по всей компании будет гораздо сложнее: простым сложением статей Баланса и ОПУ итоговые суммы не
получишь: будут мешать «внутренние цены», «внутренние долги» и «внутренняя прибыль». Если их не элиминировать – то проверяемой общей картины и достоверной прибыли узнать не удастся. Самое простое решение (тоже ох, непростое) – действительно выделите каждому такому «Центру прибыли» свое юридическое лицо, меньше шансов запутаться.
Ну или ищите хороших специалистов по постановке учета – Вы теперь знаете, как проверять качество результатов ;)
P.S. Сложный вопрос написания своей Учетной политики управленческого учета Вы уже сегодня сможете решить, подписавшись на получение подробного Содержания учетной политики по адресу http://www.boss-active.ru/