Управление бизнесом. Советы и решения. Управление ассортиментом
Впроцессеежедневнойрутинной деятельностисовременные руководители мало уделяют
внимания управлению ассортиментом, считая это направление слабо влияющим на
общий бизнес.При грамотноманализе финансово-хозяйственной деятельности
предприятия не каждый аудитор способен
выявить влияние ассортимента на общую прибыль предприятия, да и задачей
аудитаэто не является. Опыт показывает
что пренебрежение данным направлением или не серьезное внимание к нему приводит
чаще всего к разорению предприятияилижалкому существованию .
На сегодняшний день на рынке
присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо
видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к
товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными,
красивыми, долговечными. Итак, товарный ассортимент — это вся совокупность
изделий, выпускаемых предприятием илизакупаемых
торговой компанией. Она включает
различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в
соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа
состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют
низшую ступень классификации.Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически
всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего
производства или реализации на рынке. Формирование на основе планирования
ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего
жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании или
закупкеи кончая изъятием из товарной
программы.Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ
способов использования данной продукции и особенностей покупательского
поведения на соответствующих рынках.
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка выпускаемых (продаваемых)предприятием (магазином) изделий в том же
ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а
какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует
ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений.
5. Рассмотрение предложений о создании или закупке новых продуктов,
усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения
товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии
с требованиями покупателей.
7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных
продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных
потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных
подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования,
упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатамипроведенных испытаний, подтверждающих
приемлемостьхарактеристик изделия или
предопределивших необходимость их изменения.
10. Оценка и пересмотр всего
ассортимента.
11. Учет при формировании
ассортиментарегиональныхособенности и менталитета населения к
определенным группам товара.
Планирование и управление
ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга.Управление ассортиментом – один из действенных способов повышения доходности.
Даже хорошо продуманные планы
сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее
при планировании ассортимента.Клиенто-ориентированные технологии, построенные на принципах
категорийного менеджмента, выявление основных ассортиментных групп, отвечающих
за показатели оборота, доходности и развития бизнеса, планирование и
ценообразование, учитывающие «особые роли» ассортиментных групп и товарных
позиций, - позволяют добиться высоких показателей эффективности, повысить конкурентоспособность
оптового и розничного коммерческого предприятия.
Таккратко можно сказать о системе формирования
ассортимента, но более простое пояснение следующее:вы видели полки магазинов, складовзаваленные товарами,которые никто не покупает годами, но ведь
денежные средствапотрачены и прибыль
товар не дает. Чем платить заработную плату, платить за аренду, платить налоги
– так и до банкротства недалеко.Эта
одна изосновных самых грубые ошибокуправления ассортиментом.
Приглашайте, весьма вероятно вы
вкладываете свои средствавпустую и ваш
ассортимент не принесет желаемой прибыли, а если товар со сроками хранения -
убытки. Можно на одном-двух наименованиях иметь постоянный доход и не иметь при
сотне.