Управление бизнесом. Советы и решения. Управление логистикой
Термин « Логистика» с
языковедческих позиций имеет такие греческие корни, как logos (разум), logismos
(расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistika (искусство
проведения расчетов). Логистический подход к управлению материальными потоками
известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был
востребован сравнительно недавно. Это обусловлено как факторами, внешними по отношению
к системам управления материальными потоками, так и развитием самого логистического
подхода.
Возникает
вопрос: почему именно сейчас логистика стала столь актуальна? Это произошло
из-за нескольких факторов:
1)
экономического
Сейчас основной
приоритет компании — поиск возможностей сокращения производственных затрат и
издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста качества, оказания
комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений
принцип « расчет + выгода + потребитель» ведет к росту важности логистики.
2)
информационного
Информатика
наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку предметом,
средством и составляющей логистических процессов являются информационные
потоки.
3)
технического.
Технический фактор
проявляется в том, что логистика как система управления, ее субъекты и объекты
развиваются на основе совместных технических достижений в транспортно-складском
хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации
управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках.
Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепочку
производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному
потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Логистика показывает резервы
улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования. В сферах
производства и обращения применение логистики позволяет: 1) снизить запасы на
всем пути движения материального потока; 2) сократить время прохождения товаров
по логистической цепочке; 3) снизить транспортные расходы; 4) сократить затраты
ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.
Концепция
логистики — это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности
путем рационализации управления материальными потоками. Основные положения концепции:
1)
Реализация принципа системного подхода.
2)
Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи.
3)
Создание современных условий труда.
4)
Занятие ниши на рынке.
5)
Способность логистических систем к адаптации.
Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных
на реализацию целей логистической системы.
Функции логистики
1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров
или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.
2. Определение объемов и направлений материальных
потоков.
3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.
4. Определение последовательности движения товаров через
места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности
при организации товародвижения.
5. Развитие,
размещение и организация складского хозяйства.
6. Управление
запасами в сфере обращения.
7. Осуществление перевозок, а также всех необходимых
операций в пути следования грузов к пунктам назначения.
8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и
завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка).
9. Управление складскими операциями ( хранение, приемка, организация доставки
мелкими партиями).
Планирование, управление, контроль и осуществление логистической
деятельности тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии.
во многих случаях логистические функции «разбиваются» по разным службам. При
этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной
организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. И,
естественно, положительного эффекта ожидать не приходится.
Задачи,
решаемые напредприятии, службой
маркетинга и логистики до 70-х годов были схожие. Однако после развития
логистики и маркетинга произошли изменения. До этого логистика была встроена в
маркетинг, а сейчас задачи оптимизации потоковых процессов фирмы изучаются отдельно.
К настоящему времени сложилась определенная модель отношений между маркетингом
и логистикой в управлении всей хозяйственной деятельностью фирмы:
1) анализ окружающей среды и рыночное исследование;
2) анализ
потребителей;
3) планирование
товара, определение ассортиментной специализации производства;
4) планирование
услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту.
Первые две маркетинговые задачи могут решаться без
участия логистики, но третья и четвертая задачи должны решаться совместно.
Объектом
логистики является сквозной материальный поток, но на отдельных этапах его
управление имеет специфику.
Закупочная логистика — это управление
материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами.
На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение,
принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции выполняет
служба снабжения. Границы деятельности службы снабжения определяются условиями
договора с поставщиками и составом функций службы внутри предприятия. Главная
задача — решить вопрос «Сделать самим, или купить».
Производственная
логистика — процесс управления внутри предприятия создающего материальные блага
или оказывающего услуги. Данный вид логистики функционирует внутри одного
предприятия. Поток идет в результате решений, принимаемых руководством
предприятия.
Распределительная логистика — процесс управления материальными потоками
в момент реализации готовой продукции. Данным видом логистики занимаются как
предприятия, так и торгово-посреднические фирмы. Решаются такие вопросы, как:
вид упаковки; размер партии; время, к которому эта партия должна быть
изготовлена.
Транспортная
логистика — управление материальным потоком на транспорте. Работа, выполняемая
транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям. Работа, выполняемая
собственным транспортом.
Информационная логистика — организация информационных потоков внутри
предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистического
процесса, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. Объектом исследования
здесь являются: информационные системы, обеспечивающие управления материальными
потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и
другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков.
Финансовая
логистика — организация максимально эффективного распределения финансовых
потоков. Применяется в основном в кредитно-финансовых организациях.
Несколько большеепояснение логистики в данном разделе связано с тем, что этонаправление более других влияет на всю
систему существованияорганизации. В
некоторых организациях пытаются создать некое подобие логистики: вводят
должности логиста или заместителя по логистике. Но чаще всего вся его
деятельность сводится только к транспортнойчасти, назначая на должность молодого специалиста, который не обладает
ни знаниями ни логическиммышлением.Мы же предлагаем организацию настоящей
логистики, которая реально дает сокращение затрат минимум на 30 %, а такжеорганизуем подбор и реальную практическую
подготовку вашего специалиста. Практический опыт организации логистики в
странах ЕС позволяет делать это максимально эффективно. Приглашайте!