Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китайский бан: что ждет рынок после запрета ICO в КНР






Китайский бан: что ждет рынок после запрета ICO в КНР
2017-09-10 20:52

Сергей Рябов, основатель поисковика по товарам Ahoolee, который недавно провел pre-ICO и привлек $200 тысяч за 30 минут, написал для Firrma колонку о том, к чему приведет запрет ICO в Китае. 

Китайский рынок был одним из крупнейших в крипто-индустрии: суммарно за 2017 год (6 месяцев) компании привлекли через ICO почти 400 миллионов долларов. Это почти 40% от общего объема капитала, привлеченного в ходе ICO в мире за тот же период*.

Проекты рассчитывали на китайских инвесторов и активно рекламировались на крупнейших китайских площадках (WeChat, QQ, Weibo, специализированные крипто-ресурсы и пр.). Мы, например, потратили несколько тысяч долларов на привлечение внимания китайских инвесторов только за последний  месяц в преддверии ICO. Сегодня многих из тех, кто планировал публичные торги токенов, разочарованы и напуганы ситуацией. Вероятность собрать необходимую сумму значительно снизилась.
 
Запрет китайских госрегуляторов подразумевает невозможность проведения ICO для местных проектов и возврат уже собранных средств (около $400 млн только за 2017 год). Хотя спустя несколько дней, власти Китая заявили, что запрет носит временный характер, неизвестно, как долго он будет в силе. Над выработкой практики регулирования и лицензирования ICO власти ведущих экономик мира  работают не первый год – однако пока официальных стандартов на рынке нет. 

Пока же крупнейшие площадки-листинги Icoinfo и Icoage приостановили свою работу, а биржи сняли токены с торгов. BTCChina, одна из крупнейших крипто бирж в Китае, остановила торги ICOCOIN, а крупная Пекинская биткоин-конференция перенесла свое мероприятие в Гонконг.

Неожиданно? Нет

Жесткое отношение китайских регуляторов к крипто-валютной индустрии в целом не являлось секретом для инвесторов и основателей проектов. В 2013 году, например, были запрещены все операции с участием bitcoin. 

Информация о скором регулировании института ICO циркулировала в крипто-коммьюнити, но никто не ожидал настолько радикальных и оперативных мер от самого крупного крипто-рынка в мире.

Предлагаю рассмотреть запрет подробнее, а именно пункты, вызывающие наибольшие опасения у инвесторов и основателей крипто-проектов:

1. Требование от китайского правительства вернуть уже собранные средства. Проблема в том, что часть средств выведена проектами в фиатные валюты для оплаты различных расходов для операционной деятельности и выполнения обязательств. Иначе говоря, часть привлеченного капитала обналичена и потрачена на закупку рекламы, зарплаты, развитие технологии и т.д.

Фактически, вернуть средства назад, не прибегая к финансированию задолженности, китайским инвесторам придётся средствами некитайских инвесторов. Для большого количества проектов, собравших деньги в начале лета, это представляется мало вероятным. 

Пока у китайских властей нет конкретного решения, как будет происходить возврат средств, рынок затаился и ждет первых процессов по следам запрета.

2. Отсутствие точных сроков отмены

В заявлении центрального банка и финансовых регуляторов причины запрета связаны с сохранением социальной стабильности и обеспечением позитивной экономической конъюнктуры внутри страны. По мнению китайских властей, этому угрожают потенциально возможные ICO-пузыри, а также вывод  из страны и сокрытие от налогов сотней миллионов долларов. 

Это означает, что на скорую отмену запрета рассчитывать не стоит.

3. Принцип домино

Две крупнейшие экономики в мире (США и Китай) серьезно взялись за регуляцию ICO и приведению его ближе к IPO, чем к сбору средств через краудфаундинг в формате Кикстартера или Индигого. Что гарантированно вызовет подобные меры от ряда других правительств, и сильно ограничит не только потенциальный ареал миграции крупных ICO, но и объемы доступных на рынке средств. Уже последовала реакция от Гонконга. Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) заявила, что токены, распространяемые в ICO, могут быть классифицированы как «ценные бумаги» и, следовательно, подлежат законам о ценных бумагах, которые требуют прозрачности от компаний и обеспечивают некоторые гарантии для инвесторов.

«В то время как цифровые токены, предлагаемые в типичных ICO, обычно характеризуются как «виртуальный товар», SFC недавно заметил, что некоторые ICO имеют термины и функции, которые могут означать, что они являются «ценными бумагами», – сказано в сообщении.

Подход к токенам как к цифровому товару даже в США признается легальным и напрямую не нарушает федерального законодательства , в частности поэтому все больше проектов стараются выбирать именно такую токен-модель в своем бизнесе. В частности именно из-за потенциальных запретов американских и мировых регуляторов и по советам наших американских менторов и юристов мы в Ahoolee  и исповедуем такой подход к токен-модели, переведя все токены по сути в статус «товара». Фактически любой токен уже сейчас можно утилизировать взамен получив товар или услугу из каталога проекта, что позволяет нашему ICO оставаться легальным, например в США. 

Таким же путем стараются идти крипто-проекты, которые здраво оценивают риски, но те, кто не успел адаптировать модель к рискам, и уже собрал капиталы китайских инвесторов фактически оказались в ситуации, где выхода кроме как подчиниться требованиям властей в полном объеме не существует. 

Релокация ICO – крипто-тренд осени 2017

Фактически подобный подход закрывает еще одну потенциальную лазейку для планировавшихся в Китае ICO – Гонконг. Теперь ни на материковой, ни на островной части Поднебесной реализовать ICO в его классической модели будет невозможно. Хотя многие проекты надеялись, что традиционно более либеральный, нежели материковый Китай, Гонконг не пойдет на подобные меры и станет оазисом для китайских крипто-проектов. Но этого не случилось, а с учетом настороженных заявлений об ICO от главного банка Сингапура в начале августа, привлекательных локаций куда могут мигрировать крупные ICO проекты остается не так уж и много.

В частности сейчас внутри крипто-коммьюнити активно обсуждаются переезды проектов в более «крипто-френдли» локации: Сингапур, Малайзию, Швейцарию, Эстонию и даже Сан-Франциско (для тех, кто придерживается модели токен=товар).

Компании, которые уже провели ICO начинают, пока неофициально анонсировать возвраты капиталов китайским инвесторам и рассматривают варианты с релокацией. Например,  Bodhi регистрирует компанию в Сингапуре, а центр разработки перевозит в Кремниевую долину.

Как это повлияет на крипто-индустрию?

1. Отток средств и проектов из крипто-индустрии Китая скорее всего «осядет» в экономике менее радикальных стран. 
2. Рынок на непродолжительное время сожмется, но после очистится от большинства явно-мошеннических проектов.
3. Инвестиции граждан Китая останутся на их страх и риск – это повлечет за собой перераспределение активностей проектов на инвесторов из других стран, снижение объемов вложений и скорости сбора средств. Если раньше можно было собрать $67 млн за 7 минут как ICO сингапурской TenX, $153 миллиона за 3 часа как Bancor или несколько сотен тысяч долларов даже не на ICO, а на пре-сейле, за 30 минут с вложениями в $1 тысячу, как Ahoolee, то уже осенью-зимой такое сочетание  скорости и объемов будет скорее мечтой, чем реальной целью.

Вместо заключения. Эволюция ICO

Наверняка, меры регуляторов в США, Китае, Гонконге повлекут за собой законодательные изменения и в других странах привлекательных для ICO, что на мой взгляд, на первых порах притормозит индустрию и снизит объемы привлекаемого капитала, но в дальнейшем позволит сделать ее гораздо более прозрачной и, что называется, инвестор-френдли. Это повлечет ситуацию, когда на рынок ICO придут деньги пенсионных фондов, хэдж фондов, акселераторов и венчурных фондов, венчурные инвесторы с большЕй долей вероятности будут активно и масштабно вкладывать средства  в ICO стартапов, если появится четко очерченное правовое поле. А вкладывать в крипто рынок очевидно стоит, если учесть, что уже 2 крипто-единорога существуют, правда один из них уже перестал таковым являться (Qtum капитализация на момент написания заметки $640,5 млн) , но у OmiseGO (OMG)  капитализация $1,1 млрд еще держится**. Появятся и новые, а законодательно очерченные рамки позволят извлекать легальную доходность. При таком развитии событий нет никаких причин традиционному капиталу рано или поздно не выйти и на этот рынок с высокой нормой доходности.

Все ли так радужно?

Нет, есть одно условие, от которого зависит будет ли рынок ICO расти также быстро, как сейчас – важно, чтобы при всех изменениях индустрия не стала слишком зарегулированной и не построила барьер между капиталом и проектами, такой какой сейчас есть при IPO. Для того, чтобы подготовить IPO нужно затратить такой объем средств, которых просто нет у проектов выходящих на ICO, и при этом обладать специфической правовой и финансовой экспертизой. Не говоря уже об очевидных вещах, таких как, например, стадия развития бизнеса как такового. Если регуляция зайдет слишком далеко, то это нивелирует всю сегодняшнюю привлекательность института ICO.

Не будем забывать, что на ICO, как правило идут проекты на ранних стадиях своего развития без серьезных финансовых возможностей и чем проще будет процесс сбора средств от большого количества инвесторов, тем выше шансы у этого института регулярно поставлять одним участникам рынка доходность, а другим возможность вырастить своего собственного единорога сохранив 100% контроль над компанией, ну а пользователям новые меняющие мир продукты. Важно понимать, что с одной только идеей и альфа-версией продукта ни один фонд ранних инвестиций или бизнес-ангел не вложит в компанию больше 200-500 тысяч, а много небольших частных инвесторов в ходе ICO могут вложить десятки  миллионов.

Времена «дикого запада» и сборов в сотни миллионов за идею – позади. Однако это не повод отказываться от формата ICO, если проект действительно того стоит и использует блокчейн и токены по назначению глубоко интегрируя их в свою модель, команде доверяют, а менторы обладают профильной экспертизой – то хорошие относительно традиционного венчурного seed-раунда сборы довольно вероятны. На мой взгляд к весне 2018 года рынок значительно изменится, станет более консервативным и менее диким, и я рассматриваю это как несомненный плюс для проектов, имеющих в своей основе реально работающий продукт и бизнес.

Очистка рынка открывает возможности для проектов, которые строили честный бизнес и адекватно оценивали рисков. В краткосрочной перспективе их сборы снизятся на фоне летнего хайпа, но отыграются в долгосрочной перспективе. Это произойдёт за счёт того, что еще более широкий круг капиталистов, в том числе и из государственного сектора, приобретет новый инструмент венчурного инвестирования.  

Индустрия ICO, возможно, закончила шокировать венчурный рынок, но ещё долго не прекратит нас удивлять. 

–––––––––
* – по информации CoinDesk data

** – данные Сoinmarketcap


«Яндекс.Такси» поддержит новые таксопарки
2017-09-12 08:19
Сервис «Яндекс.Такси» поддержит создание новых таксопарков в рамках запущенной партнерской программы «Мой таксопарк», сообщает РБК со ссылкой на представителя компании. 

Участник  программы должен будет вложить 3 млн рублей. По мнению представителя сервиса, этих денег хватит на создание таксопарка из десяти новых автомобилей, взятых в лизинг.

Сервис выделит каждому таксопарку персонального менеджера и обеспечит льготные условия на лизинг и страховку. Скидки на покупку машин для таксопарков — партнеров сервиса могут составить от 8 до 16% от минимальной цены. Скидки на каско в рамках «Моего таксопарка» составят от 5,5% от стоимости автомобиля в год. Полис покрывает угон и полную гибель автомобиля. 

Год назад «Яндекс» начал тестировать эту программу в нескольких городах России, в частности в Барнауле, Новосибирске и Красноярске. Единственное ее условие — брендирование машин символикой «Яндекс.Такси». 

Инвестиции в проект «Мой таксопарк» компания не раскрывает. По оценке «Яндекс.Такси», за год программы может быть создано около 500 таксопарков. Сегодня к сервису подключено более 200 тысяч активных водителей; количество автомобилей не раскрывается. За три-четыре года рентабельность созданного по программе таксопарка может составить до 40% в год от средств, вложенных в бизнес изначально, отмечает представитель «Яндекс.Такси».

В середине июля сервисы «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу такси в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Согласно достигнутым договоренностям, Uber и Яндекс инвестируют в совместный бизнес $225 млн и $100 млн соответственно. 59,3% компании будут принадлежать Яндексу, 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам. 

На фоне сообщений о создании объединенной компании Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вновь заявил о намерении инвестировать в сервис «Яндекс.Такси». 

О Яндексе 

Яндекс — российская интернет-компания, владеющая поисковой системой, интернет-порталом, сервисом «Яндекс. Такси», маркетплейсом «Яндекс. Маркет». Акционерами компании являются основатель и гендиректор Аркадий Волож, инвестиционная компания Baring Vostok Capital Partners и другие.



Московское правительство закупит софт Oracle на 480 млн рублей
2017-09-12 10:10
Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы объявил закупку систем управления базами данных (СУБД) Oracle для органов исполнительной власти столицы и их подведомственных учреждений, вопреки запрету на закупку иностранного ПО при наличии отечественного аналога. Максимальная цена контракта на начальном этапе составит 480 млн рублей. Об этом сообщает «Коммерсант».

ДИТ планирует закупить 16 наименований лицензий и 6 сертификатов на техническую поддержку на срок до года. В документах ведомство объясняет невозможность исполнения запрета на закупку иностранного софта, которое действует для госорганов с 1 января 2016 года, несоответствием функциональных, технических и эксплуатационных характеристик отечественного ПО.

Как говорится в сообщении на портале мэра Москвы, перевод ЭДО с Oracle на свободную систему управления базами данных PostgreSQL был осуществлен в мае 2017 года, месяцем позднее от ПО ЭДО в пользу Oracle отказалась и Московская область. В прошлом году ДИТ Москвы планировал использовать российский почтовый сервис «Новые облачные технологии» вместо зарубежного аналога Windows, однако в мае 2017 года глава ДИТ Артем Ермолаев заявил о невозможности импортозамещения.

В Минкомсвязи не прокомментировали закупку ДИТ. По словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, центральный аппарат ФАС России не получал жалоб на эту закупку.

Отечественное ПО редко используется госорганами, поскольку пока не созданы условия для использования российского софта. По оценкам TAdviser, самыми популярными софтами среди госструктур оказались Microsoft SQL Server и Oracle Database, на которые приходится 38,6% и 25,4% всех ФГИС соответственно. Российские СУБД используют лишь 2,9% ФГИС. Сейчас в реестре, который курирует Минкомсвязи, около 35 программных продуктов по классу СУБД.



«Лаборатория Касперского» может закрыть подразделение в Вашингтоне
2017-09-12 11:10
«Лаборатория Касперского» может закрыть свое подразделение в Вашингтоне. Об этом The Bell рассказали два источника, близких к компании. 

Подразделение Kaspersky Government Security Solutions Inc (KGSS), специализирующееся на связях с госорганами, было открыто в 2014 году. Оно занимается разработкой и поставкой уникальных решений для правительства США и его контракторов. По данным издания, в 
KGSS работает десять человек — все граждане США. 

По словам вице-президента «Лаборатории Касперского» по связям с госорганами Антона Шингарева, в вашингтонском офисе «планируется реорганизация». Компания думает, что с ним делать, «поскольку перспективы довольно туманные». В США у «Лаборатории Касперского» еще два офиса — в Вобурне (штат Массачусетс) и Бельвю (штат Вашингтон). В них работают в основном инженеры.

Как стало известно в мае, американские власти опасаются, что российские спецслужбы могут использовать компанию «Лаборатория Касперского» для слежки за американцами или саботажа ключевых систем США. В конце июня в сенате предложили запретить устанавливать на компьютерах Министерства обороны США продукты «Лаборатории Касперского». А в середине июля администрация президента США Дональда Трампа исключила российскую компанию «Лаборатория Касперского» из двух списков поставщиков программного обеспечения для госорганов.

UPD: Как сообщили RNS  в пресс-службе компании, «Лаборатория Касперского» планирует в 2018 году открыть три новых офиса в Северной Америке. А именно в Чикаго, в Лос-Анджелесе и в Торонто.

По заявлению пресс-службы, все три существующих офиса в США сейчас работают. «Однако в связи со сложной геополитической ситуацией «Лаборатория Касперского» изучает варианты оптимизации подразделения компании в Вашингтоне, отвечающего за поставки американским государственным органам», — уточнили в компании. На сотрудничество с госорганами приходится незначительная доля продаж в регионе, уверяют в пресс-службе.

В компании подчеркнули, что «Лаборатория Касперского» продолжит укреплять свое присутствие на этом рынке. Компания присутствует на нем с 2005 года. В американском представительстве работает около 300 человек.


О «Лаборатории Касперского»

Антивирусная компания «Лаборатория Касперского» была основана в 1997 году Евгением Касперским, который на сегодняшний день является ее гендиректором и основным акционером. Портфолио компании включает в себя продукты для защиты конечных устройств, а также ряд специализированных решений и сервисов для борьбы с киберугрозами.



Назван победитель антихакатона «Яндекс.Денег»
2017-09-12 11:41

Главный приз антихакатона «Яндекс.Денег» — 100 тысяч рублей и процент от оборота нового сервиса — достался команде студентов Высшей Школы Экономики за разработку сервиса для видеоблогеров «ЯСтрим». Об этом Firrma сообщили организаторы антихакатона.

«ЯСтрим» — сервис для видеоблогеров, которые на платформе могут принимать от зрителей денежные переводы с электронных кошельков или с банковских карт на кошелёк «Яндекс.Деньги». Сервис работает с популярными стриминговыми платформами, в том числе YouTube и Twitch, принимая платежи во время онлайн-трансляций и после них. Кроме того, через «ЯСтрим» можно отправлять видеоблогеру сообщения через сайт, где ведётся трансляция, или через специальное мобильное приложение.

Создатели «ЯСтрима» — Максим Дьяков, Александр Наумов, Джавид Халилов и Александр Кобрин. Разработка сервиса с учётом дизайна и вёрстки заняла около трёх недель.

В антихакатоне «Яндекс.Денег» приняло участие более 30 команд. Их задачей было создать сервис, который поможет видеоблогерам принимать переводы от зрителей через «Яндекс.Деньги». Одним из главных условий для отбора проектов-победителей была возможность работы нового сервиса с соцсетями и популярными видеоплатформами. Выбранный проект «Яндекс.Деньги» поддержит рекламной кампанией.

О «Яндекс.Деньгах»

«Яндекс. Деньги» — сервис электронных платежей, который помогает пользователям оплачивать товары и услуги из кошельков в «Яндекс. Деньгах» и с банковских карт, а компаниям — принимать онлайн-оплату через «Яндекс. Кассу». К началу 2017 у сервиса было около 30 млн пользователей. «Яндекс. Деньги» предлагают собственные банковские карты MasterCard.



ФРИИ, Hearst Shkulev Digital и Tribuna Digital запустили совместную акселерацию
2017-09-12 13:05
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Hearst Shkulev Digital и Tribuna Digital объявили о запуске совместной акселерационной программы. Стартапы смогут провести продуктовые исследования и тестировать новые рекламные форматы на базе медийных площадок Hearst Shkulev Digital и Tribuna Digital. Также партнеры готовы запускать совместные пилоты и помогать с дистрибуцией продукта (промо на медиаплощадках и продажами через партнеров) в обмен на долю от выручки. Об этом Firrma рассказали в пресс-службе ФРИИ.

ФРИИ проинвестирует в стартапы-участники программы по 2,1 млн рублей, компании-партнеры готовы вкладывать до 13 млн рублей. При условии выполнения KPI лучшие стартапы смогут претендовать на инвестиции следующих раундов от ФРИИ: seed — до 25 млн рублей и раунд А — до 324 млн рублей.

Партнеры примут участие в отборе в совместную расширенную акселерационную программу для стартапов от стадии минимального продукта — отсмотрят заявки и дадут обратную связь в рамках экспертной сессии.

Hearst Shkulev Digital и Tribuna Digital ищут медиа-, ad tech-, BD и AI-стартапы, которые могут повысить эффективность рекламы и конверсию, монетизировать контент в соцсетях и мессенджерах, быстро автоматизировать большие объемы данных от пользователей и персонализировать выдаваемый контент. В первую очередь издательские дома заинтересованы в проектах, для которых мобильные устройства являются основным каналом потребления.

Прием заявок на сайте ФРИИ завершится 18 октября 2017 года. Акселерационная программа продлится 3 месяца, она пройдет в Москве.

О Tribuna Digital

Tribuna Digital — цифровое спортивное издательство, разрабатывающее сервисы и новые медиа как в России (Sports.ru), так и по всему миру. Более 20 млн пользователей в месяц, 7 языков от русского и английского до немецкого и арабского, 2 приобретенных стартапа. У компании есть опыт инвестирования и поглощения IT-компаний. В 2017 году компания приобрела 100% разработчика мобильных приложений 90live.org.

О Hearst Shkulev Digital

Hearst Shkulev Digital — digital подразделение Hearst Shkulev Group, управляющее классифайд и медиа интернет-проектами с совокупной аудиторией более 50 млн посетителей в месяц. Ключевые площадки: zarplata.ru, n1.ru, ngs.ru, e1.ru, 74.ru, nn.ru, woman.ru, elle.ru, marieclaire.ru, psychologies.ru, maximonline.ru, wday.ru, starhit.ru и другие. HSDigital выступает акселератором для команд внутренних проектов, общая численность digital-подразделения — 1100 человек.

О ФРИИ

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — российский фонд венчурных инвестиций. Инвестирует в технологические компании на ранних этапах развития, оказывает стартапам консалтинговую и образовательную поддержку в рамках акселератора ФРИИ, а также участвует в разработке методов правового регулирования интернет-бизнеса и венчурной отрасли. В портфеле фонда более 300 проектов.




В избранное