Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бремя ICO: венчур в эпоху тотальной распродажи токенов






Бремя ICO: венчур в эпоху тотальной распродажи токенов
2017-08-07 14:50
2 августа в Москве состоялась конференция «Стратегия и правила инвестирования в ICO-кампании и технологии публичных блокчейн проектов». В мероприятии приняли участие эксперты рынка криптовалют. Firrma публикует самые интересные мнения спикеров.

О качественных ICO

Степан Гершуни, основатель и партнер фонда цифровых активов bits.capital:

«ICO — это способ для любой компании или любого проекта, любого человека выпустить свою собственную криптовалюту. Если говорить про отличительные стороны качественных ICO, то созданная криптовалюта несет какую-то важную внутриэкономическую функцию. Поскольку на сегодняшний день в подавляющем большинстве стран мира криптовалюты и криптотокены никаким образом не регулируются, в отличие от акций, токены, в принципе, в общем виде вам ничего не гарантируют. Для интернет-проектов, для тех проектов, в которых токены выполняют какую-то внутреннюю важную экономическую функцию, они неизбежным образом дают инвестору прибыль в том случае, если проект развивается.

Все успешные ICO-проекты — это, как правило, онлайн-бизнесы: социальные сети, приложения, магазины. У любого интернет-бизнеса по сути есть аналог в мире блокчейна. Иногда этим проектам нужно время, чтобы они развились. И правильные, качественные ICO-проекты, в которых технически невозможен обман, невозможно инвестору не получить прибыль при успешности этого проекта, используют этот самый токен как платформу. Во всех этих проектах существует две стороны: есть какое-то предложение, рынок тех, кто предлагает услуги или товары (как правило, это либо электронные услуги, либо интеллектуальное что-то), и рынок покупателей. Например, мы делаем платформу для музыкантов. На этой платформе выпущено ограниченное количество токенов, скажем, миллион. На ней есть музыканты, которые выкладывают свои произведения, и слушатели, которые готовы за прослушивание этой музыки платить. И ключевой принцип, по которому инвестор в качественном ICO-проекте будет зарабатывать, заключается в том, что в условиях ограниченного количества выпущенных токенов, если их существует миллион и не больше, чем больше контента будет создаваться на этой платформе, чем больше прослушиваний и платежей будет проходить на этой платформе, тем неизбежнее будет вырастать цена этой валюты, этого токена».

Степан Гершуни, Виктория Кондратенко, Джулия Бражникова.jpg

О противостоянии ICO и венчурного капитала

Алексей Тельнов, инвестиционный директор iTech Capital:

«Индустрия ICO сама придумала инструмент себя финансировать. До этого я таких примеров не могу даже назвать. Если говорить о каком-то противостоянии ICO и венчурного капитала, то до недавнего времени всех новых законодательных веяний безусловно преимущество было у ICO с точки зрения сроков привлечения и т.д. Те, кто имел дело с привлечением акционерного либо кредитного капитала в свой бизнес, прекрасно знают, что это непрозрачность принятия решения, долгий срок и большое число ограничений, которые накладывают на бизнес.

ICO прекрасно тем, что вы можете быть свободным в расходовании этих средств. Если в сделку входит профессиональный инвестор, как правило, график налагает ряд ограничений на расходование капитала: согласование бюджета выше какой-то суммы, вывод этих денег и т.д., и т.п. В ICO этого всего нет, и безусловно это такой легковесный инструмент для привлечения инвестиций. Наряду с этим вы приобретаете помимо денег еще лояльное комьюнити, мы говорим, что достаточно большую часть ICO составляют инвесторы, которые помогают развивать вашу компанию, они становятся посланниками бренда.

С точки зрения инвестора ICO популярно, потому что это единственный способ проинвестировать в компании с сильными основателями, которым не столько интересно привлечение классических инвестиций, сколько использование именно токенов для этого. Также вы получаете относительную быструю ликвидность и сами можете рассчитывать на возвратный капитал, сроки возврата и т.д. В классических инвестициях вы, как правило, залипаете на 5-7 лет, может быть короче».

О криптофондах...

Антон Занимонец, CEO в Iskander.vc (CryptoFund), Business Partner в Iconic, CEO & Founder в Mermaid:

«Мне кажется, что рынок криптовалют на данный момент вообще не предназначен для трейдинга, и ценность фонда не очевидна. Первое, что приходит в голову, как правило, неправильное, когда мы принимаем сложные решения. Первое, что пришло, второе, третье, надо это отметать автоматически, потому что слишком просто. Если вы хотите думать хотя бы на три шага вперед и не делать что-то, что закроется через месяц, как мы сделали в первый раз, пока еще не были в теме. Первое желание было сделать фонд, который бы управлял капиталом. И получается в данный момент, как я это вижу, люди сами хотят управлять своим капиталом, аналитика фонда очень относительна. Я, честно говоря, всякие фонды смотрел. Кто-то инвестирует в криптовалюты, кто-то только в инфраструктурные проекты, кто-то мечтает создать инкубаторы для реального сектора. Смысл в том, что мы сейчас все просто пытаемся найти свою форму».

... и общем безумии

Элина Сидоренко, руководитель рабочей группы по вопросам криптовалют в Госдуме:

«Если фонды будут развиваться по принципу не собирают деньги, как в девяностые, а потом кому-то выплачивают, кому-то нет, а с точки зрения консультирования людей, с проведением предварительных экспертиз, то мы только приветствуем.

Я понимаю, что блокчейн — это технология распределенных инвесторов. Но очень часто обсуждается на всяких форумах: «Вот, Госдума, что они делают, это же децентрализация!». У нас нет сейчас ни в Российской Федерации, ни в других странах никаких гарантий защиты интересов участников рынка. Если мы и дальше будем отрицать факт централизации этого направления, мы на самом деле будем двигаться в никуда, мы будем двигаться в охлократию.

Вот этот хайп общий, я естественно поддерживаю развитие технологий, но сейчас мир охватило безумство. В Российской Федерации весной этого года, когда поднялся до запредельных пределов биткойн, народ в Москве записывался к кому угодно, на неделю вперед, люди снимали свои деньги, и средний взнос по Москве составлял $35 тысяч. Эта та информация, которая сейчас пойдет в правоохранительные органы. $35 тысяч снимали люди, простые граждане, и отдавали их в криптофонды и еще куда-то. Очереди на недели были расписаны под этим общим хайпом. Что происходило с точки зрения юриста? Человек берет снимает свои «белые» деньги, за которые он заплатил налоги, и загоняет их в «серый» сегмент. Он действительно хочет на хайпе нажиться и сделать деньги. Хорошо. Это деньги какие? «Серые». Доход, который он будет получать, какой? «Серый». Как он будет эти деньги выводить потом обратно, так, чтобы они были «белыми»? Никак. И вот об этом люди не задумываются.

И когда кто-то говорит: «Давайте дальше свет, давайте анархизм дальше развивать, это так здорово!». Мы должны понимать, что анархизм может быть только тогда, когда у каждого участника рынка есть очень хороший внутренний стержень. Вот если внутри контроль есть, тогда да. А у нас сейчас каждый на себя одеяло тянет».

Особенности американских ICO и советы инвесторам

Юлий Зегельман, бизнес-ангел, сооснователь юридической компании Velton Zegelman:

«Увлекательно сидеть в Москве и смотреть на ICO-рынок, потому что, на удивление, в Штатах такого количества хайпа и интереса со стороны населения нет. Отчасти это из-за жесткого регулирования, потому что американские проекты, которые выходят на ICO, исключительно инфраструктурные. Это некий технический проект, клубная карта, такая нецентрализованная блокчейновская система, которая дает токены. Они очень аккуратно структурированы с участием юристов, чтобы, не дай бог, не подпадали под определение ценных бумаг. Проекты оценивают больше с точки зрения венчура, насколько это интересно. Чистое мошенничество нивелировано.

Если вы смотрите в глобальной перспективе, то тут до смешного доходит. Например, если вы делаете проверку в Google фамилий команды ICO-проекта, и нет вообще никаких индикаторов их профессиональной деятельности до ICO, наверное, это несколько странно. Если вы видите, что одни и те же основатели проекта существуют еще в пяти проектах, которые закончились скандалом, тоже, наверное, покупать эти токены не следует.

С точки зрения инвестиций, для меня лично, наиболее интересны долгоиграющие блокчейн-проекты, которые действительно имеют шанс. Может быть, из 10 проинвестированных если 3 выйдут и станут следующими Amazon, Google, Facebook — это будет замечательная находка в портфеле. Я думаю, что торговля токенами, если у вас есть какие-то деньги, которые вы можете позволить потерять, то да, это интересно. Но если это более зрелая стратегия инвестиций, я бы советовал либо искать управляющих, которые разбираются в лицензировании, работают в рамках законодательства, либо, если есть возможность, самому изучать этот вопрос».


Дмитрий Масленников о том, как FunTech привлекает стартапы
2017-08-07 16:04
Партнерский материал 

Руководитель Disruptive.VC Дмитрий Масленников объясняет, как акселератор FunTech старается преодолеть родовые ошибки всех акселераторов и стать для стартапов желанных партнером.

Я создаю и запускаю корпоративные акселерационные программы, а также консультирую тех, кто задумывается о создании собственного акселератора. Одна из важнейших частей моей работы – проектирование условий акселерационных программ для корпоративных клиентов, где я вынужденно балансирую между бизнес-интересами корпорации-заказчика и максимизацией ценности для основателей стартапов, которых надо привлечь в акселератор.
 
Создание ценностного предложения для стартапов является важной частью запуска любого акселератора и требует особого внимания и понимания предпринимательского мышления. Мышления, логика которого порой меня очень удивляет своей нерациональностью или излишним романтизмом.
 
Этой статьей я попробую приземлить фантазии, так называемых, first time entrepreneurs, а также развеять иллюзии некоторых опытных основателей стартапов. Я постараюсь открыть глаза на реальное положение дел и избавить от неоправданных ожиданий от акселератора и условий работы с ними. Я сделаю ровно то, что произошло со мной в процессе подготовки к запуску акселератора, речь о котором пойдет ниже.
 
Делать это я буду на практике, беря в качестве примера мое текущего клиента – акселератор Funtech, который инвестирует в стартапы на стыке фана и технологий.
 
Мы привыкли думать, что акселератор, как правило, берет небольшую долю за акселерационную программу и стартовые инвестиции, а потом зарабатывает на увеличении капитализации компании, ее продаже стратегу, выходу на IPO или выходе при входе инвестора следующего раунда. По западным меркам мы ориентируемся на 6-12% за сумму Х. Правда сумма Х у нас и у них сильно отличаются, но к этому мы уже привыкли.
 
Не буду скрывать, меня и самого сначала сильно удивило желание заказчика забирать себе контроль через десятки процентов от стартапов в акселераторе проектов ранней стадии. Это желание шло вразрез с общепринятой мировой логикой, что у основателей должен оставаться контроль над компанией и максимальная доля для поддержания мотивации к ее развитию.
 
Сделаю небольшое отступление и скажу, что при создании акселератора корпорации часто сталкиваются с проблемой получения долей в стартапах, так как с юридической точки зрения им трудно их взять, а потом ими оперировать. И поэтому часто оказывается так, что на раннем этапе для корпорации проще вообще ничего не брать, а только отдавать стартапам, чтобы в будущем иметь приоритетное право на сотрудничество с ним.
 
Итак, мой клиент не видит для себя другого варианта, кроме получения контрольной доли в стартапах, принятых в акселератор, а моя задача состоит в том, чтобы спроектировать условия и ценностное предложение так, чтобы оно было привлекательно для сильных команд и перспективных основателей с идеями.
 
В процессе поиска решения этой задачи я прихожу к очень интересным выводам, которыми хочу с вами поделиться и которые позволили нам сформулировать одно из самых привлекательных, на мой взгляд, предложений от акселератора стартапам:
 
1.     Чтобы развивать свой стартап, нужны деньги. Как минимум деньги на жизнь, чтобы fulltime работать над проектом, а не пилить его в свободное от основной работы время, а как максимум на команду, подрядчиков и маркетинг. Мне кажется, что у нас так мало стартапов, потому что у основателей стартапов в массе своей нет стартового капитала, подушки безопасности и возможности не работать 6-9 месяцев, занимаясь только своим стартапом.

Так вот FunTech дает эту возможность – инвестирует 6 млн рублей на 6 месяцев.
 
2.     Стартапы, получившие грантовое, ангельское, FFF или акселерационное финансирование, с которым у нас, к счастью, все очень даже неплохо, не доживают до следующего этапа, потому что не выживают в «долине смерти», не успевают привлечь bridge-раунд и просто потому что инвесторов работающих в промежутке между seed и A стадиями у нас недостаточно.
 
Ребята из FunСubator думают над решением этой проблемы, потому что понимают, что это действительно – сложность. Думаю, скоро предложим стартапам что-то интересное. 
 
3.     Жизнь стартапа, его команды и основателей в «долине смерти» – сомнительное удовольствие. Постоянный недостаток времени и денег, как следствие нервная обстановка. И те, кто через это проходят, по моим наблюдениям, часто остаются без супругов, отдыха, но с опытом и недугами. Да, это и называется предпринимательством, именно за умение проходить через все это весь мир любит и уважает предпринимателей. Но спросите себя, на какие личные жертвы вы лично готовы пойти, спросите близких людей, чем готовы пожертвовать они?

Поэтому многие те, кто хотел бы стать предпринимателями – wantrepreneur’ы, как мы их еще называем, – предпочитают работать на работе, а не создавать стартап.
 
Funcubator предлагает решение – вы можете остаться и продолжать развивать проект, при этом получая свою привычную рыночную зарплату, являясь при этом акционером стартапа с опционом, но не беря на себя и свою семью все «прелести» предпринимательских ограничений.
 
4.     Заработать на стартапе очень трудно. Заработать в смысле выхода в cash – продать свою доли или стартап целиком. У нас катастофическая проблема с выходами – продажами стартапов корпорациям, которым проще дождаться банкроства компании и нанять команду на работу или купить у них продукт через создание под заказ или по лицензии. И я их за это не осуждаю – часто именно я подсказываю им эти решения.
 
Funcubator позволяет заработать сразу – компания готова выступать стратегом на ранней стадии и позволяет основателям «откэшиваться» на раннем этапе. То есть основатели стартапа могут сделать полный или частичный выход из компании, продав свою доли целиком или частично текущему инвестору. Да, заработать выходит не столько, сколько потенциально можно было бы получить в случае ошеломительного успеха. Но вы же помните, если вы не вывели проект на глобальный уровень, продать стартап дорого в России будет трудно. А успешные сделки – лишь подтверждения исключений из правила.
 
Резюмируя, мне кажется, у нас получилась уникальная для России программа акселерации с уникальными условиями, которые на первый взгляд могут обескураживать, оскорблять амбиции или казаться в высшей мере наглыми. Но если задуматься, такого еще никто не предлагал.



В избранное