Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технологии экологии: как сделать экостартап, который <<взлетит>>






Технологии экологии: как сделать экостартап, который «взлетит»
2016-11-18 15:56

15 ноября ГПБУ Мосприрода завершил первую в своем роде акселерационную программу для предпринимателей в сфере экологии в рамках конкурса Moscow Eco Challenge. Никита Рождественский, представитель организационного комитета акселератора, рассказывает, что нужно для успешного запуска экостартапа в столице.

Для начала давайте разберемся, чем отличается экостартап, ориентированный на город, от любого другого коммерческого проекта. Экопроекты ставят целью — решение какой-то глобальной проблемы, а обычные коммерческие бизнес-проекты выстраиваются от идеи, как можно заработать на решении некой проблемы. Из этого вырастает целый ряд следствий: экопроекты чаще являются некоммерческими, и часто в общественном сознании проходят под ярлыком “социальные” или, того хуже, “благотворительные”. Как показывает практика, такие проекты часто сворачиваются из-за эмоционального выгорания основателей проектов. Они просто не успевают научиться зарабатывать. В результате - сил проект требует как любой коммерческий, а обратной энергии в виде денег дает очень мало.
Для акселерации в Moscow Eco Challenge я исходил из того, что любой проект, с социальным ли или благотворительным компонентом, просто обязан зарабатывать. Это гигиенический фактор, обеспечивающий, во-первых, уверенность, что решение проблеме найдено верно и, во-вторых, повышающий шанс на долгую успешную жизнь и развитие проекта. Таким образом, наше определение отличия экопроекта от не-экопроекта в том, что первый пока ищет способы зарабатывать, в то время как коммерческий проект изначально задумывается вокруг конкретной бизнес-модели.

Реализовать амбиции, помогая городу развивать «зеленые» технологии, хотят многие. Однако большинство экологических стартапов не могут преодолеть «долину отчаяния» первого года работы, так и не найдя общий язык со своей аудиторией. В этом смысле коммерческие проекты не отличаются от эко- и терпят поражение чаще всего на этом же этапе. Но шансы резко возрастают, если к фантазии и энтузиазму добавить соблюдение нехитрых правил.

Первое, с чего необходимо начать — это обнаружить проблему, которая занимает умы достаточного количества людей. Делается это, согласно концепции Customer Development, во время так называемого проблемного интервью.

Стив Бланк — человек, который придумал Customer Development, — считает, что для качественного понимания проблемы нужно поговорить минимум с 40 потенциальными клиентами. Выглядит это примерно так. Например, вы придумали стартап, который помогает покупать продукты только в экологичной упаковке. Интуиция подсказывает, что нечто подобное может быть востребовано москвичами лет 30 с достатком не ниже среднего и одним или несколькими детьми. Первое, что нужно сделать, — найти среди своих знакомых тех, кто примерно соответствует этим критериям, и расспросить их — но не о предлагаемом продукте, а об их потребностях. Узнать, например, кто у них в семье ходит за покупками, как часто и где они покупают скоропортящиеся продукты, хотели бы они кормить своих близких качественной фермерской едой и какой у них на это бюджет. Наверняка окажется, что за молоком приходится ходить постоянно, пакеты копятся сначала в холодильнике, а потом в мусорном ведре, и все это — одна сплошная проблема.

Когда проблема определена и подтверждена, можно переходить к «продуктовому интервью» — это когда вы говорите о том, как проблема решается сейчас и как бы клиент хотел, чтобы она решалась. Причем не нужно самому додумывать за респондента, чего бы он хотел — нужно узнавать это от него, держа гипотезы при себе.

Помните, что вы ищете новый способ решения существующей проблемы, вписывая вашу идею в контекст жизни потенциального клиента. Это парадокс, но Skype и «Аэрофлот» — конкуренты. Почему? Дело в том, что они очень разными способами адресуют одну и ту же потребность. Пирамида Маслоу — вообще очень удобное меню по созданию бизнесов и переосмыслению рынков. Поэтому крайне важно для начала понимать - какими словами и какую именно потребность испытывает ваш будущий клиент. В этом смысле потребности, как надеятся многие предприниматели, мы не “изобретаем”, мы ищем новые, более удобные, дешевые и быстрые способы удовлетворения потребностей у тех людей, для которых они наиболее актуальны.

После первого десятка интервью может сложиться впечатление, что вы уже все знаете. На самом же деле процесс проверки гипотез должен продолжаться в течение всей реализации проекта. Многие стартапы терпят неудачу именно из-за убежденности их создателей в том, что только им решать, каким должен быть продукт — потребитель остается безмолвным, а тестирование останавливается, едва начавшись. Важно помнить: ваши представления о том, что нужно клиенту, продиктованные личным опытом, могут резко расходиться с его желаниями. (В этом смысле, кстати, очень помогает изучение тематических интернет-форумов и групп в социальных сетях.)

Следующий шаг — проверка гипотез на практике. В проект вкладывают как в команду людей, поэтому, пока у вас нет денег на зарплаты, нужно привлечь одного-двух партнеров. Команда мечты — это носители уникальных компетенций, каждая из которых дополняет другую. Например, это могут быть эксперт по хардверу, продажник, умеющий упаковать продукт и подготовить его к работе с крупными компаниями и большой аудиторией, и социолог, способный точно таргетировать аудиторию. Такое сочетание навыков — это и есть костяк вашей будущей компании, ее ДНК.

Что касается работы с крупными стратегическими партнерами или клиентами в лице крупного бизнеса или города, то многие маленькие компании ошибочно полагают, что городские власти и крупный бизнес — это пространство откатов и «серых» тендеров, где невозможен какой-либо диалог. Искусство работы с крупными игроками — это умение тщательно прицелиться и работать только с теми компаниями, для которых ваш продукт может стать значимым конкурентным преимуществом. Каким бы крошечным ни был проект, он может стать важной частью крупного бизнеса. МТС, например, экономит восемь минут при подключении каждого абонента благодаря технологии CheckU компании «Терминальные решения» Артема Субботина, которая позволяет распознавать паспорта и идентифицировать личность.

Поэтому, отобрав индустрию и компанию, где ваш продукт может стать значимым преимуществом, бесстрашно открываем LinkedIn, снова включаем Customer Development и погружаемся в изучение проблематики крупного игрока. И здесь тоже ваше лучшее оружие — то самое интервью. Все любят играть в экспертов, поэтому достаточно найти подходящего по профилю чиновника или менеджера — и проделать с ним то же самое, что на первоначальном этапе делалось с потенциальными клиентами. Есть ли у вас эта проблема? Как вы ее решаете? Каким вы видите идеальный результат? Что сейчас мешает его получить? Этих четырех вопросов достаточно, чтобы понять, чем живет клиент и есть ли смысл продолжать говорить с ним о конкретном продукте.

Прелесть Customer Development в том, что вы продаете, не продавая — говорите только о клиенте, о его проблемах и чаяниях, и вместе ищете решение. И многие из таких ненавязчивых бесед заканчиваются подписанием контрактов.

Причем не стоит стремиться попасть сразу к кому-то высокопоставленному — вашего социального капитала пока недостаточно, чтобы представлять для него интерес. Лучше общаться с помощниками и заместителями — у них куда больше времени и они гораздо глубже погружены в проблемы, которые вам предстоит решать. К тому же предпринимателю выгоднее, чтобы проекты приносили чиновнику или топ-менеджеру его подчиненные — к ним у него априори больше доверия, поэтому они становятся вашими «агентами влияния» и продают проект за вас, а в результате выигрывают все.
И о городе как о клиенте. Прежде чем начать работать с городскими властями, я бы советовал испробовать разные варианты работы с бизнесом, договариваться с которым быстрее и проще. С другой стороны, опыт работы с госзаказчиком вполне может быть конкурентным преимуществом. В любом случае, неправильно считать город «кормушкой», откуда как из рога изобилия сыплются деньги. Это такой же заказчик, как любая крупная организация, и отношения с ним должны быть основаны на партнерстве, а не на попрошайничестве. А значит, и продукт нужно продавать точно так же.

Городу, как и любой сложной организации, гораздо проще «купить» проект, который органично встраивается в существующие системы, дополняет и усиливает имеющиеся процессы и взаимосвязи. Чиновники настороженно (и вполне заслуженно) относятся к продуктам, из-за которых приходится перекраивать свою работу и что-то существенно менять, подстраивать под новшество.

Город и его жители, для которых он — сервисная инфраструктура, могут проиграть от работы со стартапом, который слишком революционно меняет статус-кво. Чаще на это готов идти крупный бизнес, которому социальная PR-активность приносит вполне коммерческие дивиденды.

Пример такой синергии — брендированные банками велосипеды: спонсор получает рекламу, город — больше людей на двух колесах, а не на четырех, подрядчики — постоянный объем работ по ремонту и обслуживанию инфраструктуры.
Хотя этот проект строился на деньги крупного бизнеса, такое может сделать любой предприниматель, способный собрать команду и сложить пазл из нескольких групп стейкхолдеров, будь то чиновники или менеджеры.

Итак, пока большинство жителей мегаполисов стоят в пробках и жалуются на загрязненный воздух, все больше людей начинают относиться к экологическим задачам как к полю для исследований и развития бизнеса. Но многие экологические победы так и остаются «на бумаге», потому что благородных помыслов недостаточно. Экостартап — такой же бизнес, как и любой другой, а значит, должен быть нацелен на решение конкретных проблем конкретной аудитории. Город — такой же клиент, как и крупный бизнес — а значит, нужно уметь предложить ему продукт, который легко купить и внедрить, не нарушая и не переделывая существующие процессы и правила взаимодействия.




Сергей Белоусов и Acronis с Parallels пожертвовали 100 млн рублей МФТИ
2016-11-18 16:26
Предприниматель Сергей Белоусов, а также основанные им компании Acronis и Parallels пожертвовали 100 млн рублей в фонд целевого капитала российского вуза МФТИ. Об этом Firrma сообщили в Acronis.

Как сообщили в пресс-службе Acronis, взнос был поделен на троих инвесторов в равных размерах. Пожертвование было сделано в честь празднования семидесятилетия МФТИ, которое проходит в этом году.

Основатель компании Сергей Белоусов и многие вице-президенты Acronis, в частности Станислав Протасов (сооснователь Acronis), Виктор Лысенко (вице-президент поblockchain), Олег Шайхатаров и Кирилл Коротаев (вице-президенты по разработке), Иван Луковников – выпускники МФТИ. В связи с тем, что Acronis тесно сотрудничает с МФТИ, компания заинтересована в привлечении на работу выпускников вуза.

В этом году британский журнал Times Higher EducationвключилМФТИ в список 100 лучших университетов мира. Физтех попал на 78 место лучших физических вузов и стал единственным российским вузом в предметном рейтинге по физике.

О компании Acronis
Компания разрабатывает решения для резервного копирования, аварийного восстановления и защиты данных, для управления данными на мобильных устройствах. Acronis основана в 2003 году. Совладельцы: Сергей Белоусов, Илья Зубарев, Максим Цыпляев. Долями в Acronis также владеют венчурные фонды Insight Venture Partners и OpenView Venture Partners, вложившие в компанию $11 млн в 2004 году. Штаб-квартира Acronis расположена в Сингапуре.

О компании Parallels

Parallels – разработчик кроссплатформенных решений. С их помощью пользователи получают доступ к приложениям и файлам с любого устройства и операционной системы и могут работать с ними. Компания основана в 2000 году, как дочерняя компания SWsoft. В январе 2008 году произошло слияние компаний в единый бренд Parallels.

О МФТИ

Московский физико-технический институт (Физтех) – российский ВУЗ, среди выпускников которого – ведущие мировые ученые, нобелевские лауреаты, основатели всемирно известных компаний, космонавты, общественные и государственные деятели.




Крымский федеральный университет создаст отечественную операционную систему
2016-11-18 17:58
Крымский федеральный университет (КФУ) им. В.И.Вернадского создаст отечественную операционную систему. Об этомсообщил«Интерфакс».

«На протяжении года в КФУ реализуется создание гибридной системы, которая основана на импортозамещении и абсолютно новых информационных технологиях», – сообщил ректор вуза Сергей Донич.Так же он добавил, что идея заместить иностранные компьютерные программы отечественными «пришла сама собой».

Сейчас над операционной системой ведутся опытно-конструкторские работы, после которых она будет представлена на более высоком уровне. По словам Сергея Доронича, в случае одобрения инновационной системы, ее начнут распространять по другим вузам и предприятиям, чтобы «избежать «случайных» аварий и кибератак».

Заявление было сделано во время визита в университет директора федерального госучреждения «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, академика РАН Игоря Соколова.



В избранное