Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сооснователь стартапа <<Амплифер>> Нат Гаджибалаев о переезде в Долину






Сооснователь стартапа «Амплифер» Нат Гаджибалаев о переезде в Долину
2016-01-08 13:17

Сооснователь стартапа«Амплифер»и один из менеджеров проекта«Злые Марсиане»Нат Гаджибалаев в сентябре 2015 года перебрался в Долину с целью активно развивать эти компании на рынке США. Firrma поговорила с ним о причинах переезда, о переносе бизнеса в Штаты и о сложностях адаптации.

Почему решили увезти проекты из России?

Начнем с «Марсиан». В конце 2013 после поездки в Долину нам стало понятно, что в США проектов с нашим профилем больше, а в России – почти не осталось. Мы решили, что на 2014 год наша задача — сделать так, чтобы 50% дохода были от американского рынка. В 2015 году увеличили процент американского дохода. Не знаю, какой процент сейчас от США, но мы почти полностью перешли на доход в США и Европе. Не потому, что нам Россия не нравится или что-то такое — просто тут интересных проектов не осталось.

«Амплифер» растет в России, очень медленно. Это, конечно, моя вина — я плохой предприниматель и стартапер не очень. Но растет. И всегда было интересно, что в Штатах будет. Можно ли расти в 10 раз быстрее? Понятно, что продукт придется переделать почти с нуля, потому что нельзя просто перевести и выплюнуть продукт на рынок. Понятно, что весь маркетинг надо строить заново. Понятно, что без нетворка сложно. Но, как именно будет сложно? Вот я полетел выяснять, как именно сложно будет.

Третье — личное. Ещё раз, я не не люблю Россию, я люблю Калифорнию. Я не улетал из России любой ценой, я летел в Калифорнию.

А ты в «Марсианах» в каком качестве?

Больше всего похоже на entrepreneur in residence. Пришел в конце 2010 делать биздев (то есть помогать Саше с продажами и отношениями с клиентами и всеми задачами кроме разработки), в 2012 мы сделали с ними brainwashing.pro, с 2012 я делаю собственные их проекты. Где обычно у меня доля и у них доля. «Амплифер» — как раз такой проект.

ФРИИ – ваш инвестор по «Амплифер» – как отнесся к вашему переезду?

Отношения с ФРИИ начались у «Старого Амплифера» — сервиса для музыкантов. Идея сделки была в том, что ФРИИ хотел проект, который сразу на рынок Штатов пойдет. Мы тогда хотели поехать в Лос-Анджелес. Потом, когда мы снесли к черту все про музыкантов и начали делать соцсетки и дела пошли в гору.

Помнишь, Морейнис говорил, что правильный фаундер после акселератора должен кидануть акселератор и сделать новую компанию? Так вот, мы этого не сделали и не сделаем. ФРИИ честно выполнил свою часть сделки. Мне не нужна была их образовалка, но мы вошли в сделку по оценке, по которой договорились, сделали с ними «пресид», сид не сделали, потому что мы решили пивотнуть компанию. Сделка хорошая, честная, они все делали хорошо.

Я не фанат их административного персонала, имиджа и вообще их проектов, но акселератор все делает честно. Как относятся к переезду? Не знаю, наверно никак. Они сначала хотели от нас какую-то отчетность, угрожали проверками, но потом отстали.

Надо понимать, что удушить «Амплифер» сейчас достаточно легко, но при этом есть ненулевая вероятность того, что он станет все-таки нормальным прибыльным бизнесом, в той же России. Я думаю, ФРИИ ждет, что из этого получится и не очень надеется на выход.

Проблема с ФРИИ в том, что мы с ними на борту вряд ли сможем поднять деньги в США. Но во-первых, у ФРИИ доля в РФ-компании, во-вторых — они весьма адекватны, я надеюсь, и если дойдет до раунда тут — мы с ними как-нибудь это обсудим.

golden-bridge-1000916_960_720.jpg

В России больше вы не планируете развиваться?

Ещё как планируем. Недавно придумали с подачи Павла Черкашина (директор венчурного фонда GVA Vestor.in и сооснователь фонда Vestor.In Partners – прим. Firrma) маркетплейс, где компании могут через нас нанять себе маркетолога, следить за успехами и платить через нас, без трудового договора и налогов. Там первый клиент — «Тематические Медиа».

Вы там с сентября. Какие впечатления? Возникли ли какие-нибудь неожиданные трудности?

Всё по методичке и все проблемы в голове. Почему-то я не делал маркетинга на этот рынок до того, как приехал. В итоге сидел месяц и думал, что я тут делаю и почему я не делал этого в России. Потестировали маркетинговые каналы с нашим стандартным «Амплифером» — дорого. Раз в 10 дороже, чем в России в Facebook лиды покупать.

Подумали сделать продукт для местного рынка под агентства. Пофигачили лендинг, пособирали лидов, так и не стал им продавать толком — быстро понял, что вот что-то это не то, чем мне хочется заниматься.

Вообще, конкуренция тут для нас сильно круче — есть Buffer и SproutSocial и всякие Adobe для совсем хардкорных.

Неожиданно долго привыкал к штатам, думал, что быстрее привыкну. Неожиданно долго перестраивал команду — просыпаешься в шесть утра и три часа звонков утром. Вечером — тоже три часа звонков. Ложишься в час. Утром – то же самое.

В общем, такое чувство, что заново откатываешься на этап, когда надо сделать самую первую продажу, только ты тут, а команда там, и всё горит, и вообще мы в аду.

Не хочешь вернуться из этого «ада»?

Вернуться — нет. Даже если «Амплифер» растет медленно и не получается, есть «Марсиане» и есть я — по этим двум причинам мне тут лучше и надо оставаться.

Тут правда как только ты хочешь остаться — приходится решать сложную систему уравнений из визы, своего burn rate и уровня потребления. Надо как-то искать дом с соседями, машину на несколько людей вместе брать, оптимизировать еду и задешево сделать визу — чтоб на некалифорнийскую зарплату выжить.

Скриншот 2016-01-08 13.jpg

Где именно ты обосновался? И остальная команда где находится?

Я сейчас живу в Лос-Альтосе, это между Пало-Альто и Маунтин-Вью. Николай Давыдов (сооснователь компании Gagarin Capital – прим. Firrma) — наш сосед, он в
Лос Альтос Хилс. Мы умудрились супердешевый дом тут найти.

Команда — раскидана по миру. Мой техдир переезжает сейчас с Бали в Чили — ему там нравится и он не хочет в штаты особо. Наш фронтендер — живет то в Москве, то в Питере, то где-то в Европе. Сейчас он в Москве. Редактор — в Питере. Поддержка — тоже Бали/Чили

Насколько затратен был переезд по деньгам?

У меня — не очень. $500 на билеты, $1000 на жилье, суммарно наверно около $3000 в первый месяц и дальше — чуть меньше.

Кажется, что на одного «фаундера», который готов жить в комнате и работать и не особо бегает по барам, $3000 — вполне себе ок. Можно меньше. Но это я хорошо дом снял и я езжу на мотоцикле (то есть нет аренды машины) и у меня нет страховки (вообще нет).

Что посоветуешь тем, кто хочет переехать с проектом в Долину?

Купить билет, взять рюкзак литров на 35 с пятью футболками и бельём, приехать, поселиться на первую неделю у друзей (много русских тут, есть где жить обычно) и потом решать, что делать дальше.

Не планировать полгода, а взять и полететь. Виза, работа, проекты — это всё потом придумается. Идея про бизнес и работу тут может меняться 20 раз в день. Виза, работа, бизнес ускорить — это всё легко, если на этом тут фокусироваться. Но перед тем, как сфокусироваться — стоит приехать, осмотреться, решить базовые бытовые штуки.

И штука в том, что не надо думать, надо делать. Это не так дорого, нестрашно, и виза — это несложно.

СПРАВКА

О «Злых Марсианах»

Компания по заказной разработке для быстрорастущего бизнеса. Основатели – Александр Тищенко и Ярослав Маркин в 2008. Стартап работает с OnboardIQ, Ebay, Gett, Groupon.

О «Амплифере»

Проект «Злых Марсиан», сервис публикации и аналитики в социальных сетях для малого бизнеса, медиа и рекламных агентств.

О Brainwashing

Brainwashing — образовательная площадка для профессионалов. Курсы по Ruby on Rails, iOS, маркетингу и дизайну интерфейсов.


В избранное