Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Платформы, medtech и другие свежие стартап-тренды






Платформы, medtech и другие свежие стартап-тренды
2015-08-12 13:52

Марко тен Ваанхольт – известный серийный предприниматель и инвестор, создатель экосистемы для стартапов BootUp Startup Ecosystem и фонда BootUp Ventures. Интересуется стартапами в области Mobility, Security, Ad Tech, Robotics, Internet of Things. До этого работал на руководящих позициях в SAP, Yahoo и Oracle. Марко написал для GVA LaunchGurus, GenerationS и Firrma.ru статью о том, какие тренды сейчас есть на инновационно-венчурном рынке и как стартапу обратить на себя внимание инвестора.

Когда я путешествую, я вижу большое количество людей, создающих мобильные приложения. В начале 2012 года большинство инвестиций в Кремниевой Долине действительно шло в приложения, но сейчас этот тренд уходит. Как инвестор я могу сказать, что если за приложением нет платформы и правильной экономической модели, то, скорее всего, в него никто не будет вкладываться. Основной фокус – на платформах вроде Uber.

Если говорить об отраслевых трендах, то в Долине набирает обороты medtech: начиная от услуг, которые позволяют персонализировать медицинский сервис, заканчивая новыми типами сенсоров и оптимизацией работы медицинских учреждений. Еще один заметный тренд – финансовые технологии и защита данных. Причем сервисы peer to peer пока не пользуются большой популярностью у инвесторов, но я вижу в них перспективу в глобальных масштабах. Пока не очень много инвестиций идет в стартапы в области робототехники, чистых технологий, b2c-решений. То же касается инвестиций в оптимизацию производственных процессов. Думаю, их время скоро придет.

Одна из особенностей, которую я заметил в своих путешествиях – нехватка взаимоотношений с крупными брендами. Мы в BootUp часто выясняем у брендов, какие у них проблемы и ищем стартапы, которые могут эти проблемы решить. Таким образом стартап получает первого клиента в США и все довольны. Я знаю, что в этом году в России тоже появилась программа, которая помогает стартапам наладить отношения с крупными брендами – акселератор GenerationS, который проводит РВК. Интересный опыт, учитывая, что большая часть крупных компаний, которые участвуют в программе, работают в тяжелых индустриях – энергетика, авиастроение, нефтегазовая отрасль, технологии для производства. На уровне идеи или прототипа стартапы в этих отраслях не очень популярны у инвесторов. А имея в кармане заказ от крупного стратегического клиента, предприниматель может легко договориться о финансировании своего проекта.

Как я принимаю решения об инвестициях

Для меня, как для инвестора, проблема не в количестве сделок, а в их качестве. С точки зрения качества я смотрю на большое количество различных факторов.

Если я вкладываюсь в проект, я думаю о том, достаточно ли хорошо я знаю рынок, есть ли у меня нужные связи, чтобы помочь компании достичь успеха. Очень важно понимать, что если инвестор плохо разбирается в рынке, ему будет сложно следить за ростом стартапа, он не сможет помочь ему чем-то конкретным и в итоге все потеряют время и деньги. Выбирайте инвесторов, которые работают на вашем рынке, и в первую очередь обращайтесь к ним.

Еще одна стратегия, в соответствии с которой я принимаю решение об инвестициях – рекомендации коллег. Когда ко мне приходит предприниматель и просит инвестиции, я спрашиваю, успел ли он провести встречи с людьми из моего круга. Затем обращаюсь к ним и узнаю о результате встречи. Это значительно улучшает качество моей сделки. Важно понимать, что в Долине инвесторы, работающие на одном рынке, общаются друг с другом и фактически вам необходимо очаровать группу людей, а не конкретно выбранного инвестора.

Я редко инвестирую в предпринимателя, для которого это первый проект, обычно я рассматриваю серийных предпринимателей. И даже если они провалились в своих предыдущих начинаниях, очень важно, что они получили опыт и чему-то научились. На ранних стадиях идея может поменяться. Но уровень и знания предпринимателя останутся прежними. Для меня очень важна личность предпринимателя, потому что наша сделка во многом как брак, и я хочу быть в нем счастливым.

Если моя инвестиция в проект провалилась, моя инвестиция в предпринимателя выстрелит. На начальном этапе инвестирования я веду себя очень активно и даю стартапу доступ к той сети контактов, которую мы строим в рамках BootUp. Я уверен, что нереально концентрироваться более, чем на пяти компаниях. А когда инвесторы говорят мне, что за год они вложили деньги в десять стартапов, я понимаю, что они работают по методу «spray and pray» (сеют и молятся).

Как мы работаем с зарубежными стартапами

В BootUp около 70% лучших сделок приходит из-за границы. Если стартап решил переехать в Долину, ему понадобится около двух лет, чтобы разобраться в местной экосистеме. Даже если у вас есть команда, клиенты и MVP, вам нужен разгон, нужно накопить экспертизу, чтобы попасть на американский рынок. Поэтому мы часто инвестируем в зарубежные стартапы и помогаем им акклиматизироваться в Долине.

Я провел много времени с иностранными компаниями, которые хотели переехать в Долину. Практическая каждая из них зарабатывала более миллиона долларов в год. Тем не менее, фонды не хотели в них инвестировать, так как у них не было клиентов в США. Они говорили: «Найдите первых 10 клиентов и затем возвращайтесь за инвестициями». Это своего рода вопрос курицы и яйца. Большинство фондов в Долине ведут себя как банки и просто выдают деньги, не вникая в дальнейшую работу стартапа. Мы решили, что надо менять подход и начали строить экосистему BootUp.

В первую очередь, это социальный клуб для инвесторов и предпринимателей. Руководители всех основных фондов Долины являются членами моего клуба. Также в клуб входят CEO топовых стартапов. Около 30% резидентов клуба – иностранцы. Многие, впервые попадая в Долину, не знают, куда идти, где остановиться, чтобы найти нужных людей. BootUp дает ответы на эти вопросы. Клуб также дает мне возможность приблизить фонды к моим стартапам. И мне это хорошо удается.

Члены нашего клуба не ищут денег, они хотят получить опыт, разные идеи и новые связи. Можно даже сказать, что они ищут головоломки, которые заставляют по-новому работать мозг и позволяют поразмышлять о будущем: будущем машин, космоса, взаимодействия между людьми, будущем эмоций. Мы обсуждаем такие темы на мероприятиях, которые могут казаться странными, но важными для направления мыслей, в формате Ted Talks вместе с иностранными предпринимателями со всех уголков мира.

Еще у нас есть академия BootUp, образовательная программа для предпринимателей. У нас есть программы для молодых ребят от 17 до 20 лет, а также возможность вещания по всему миру. Есть программа, которая учит, как делать бизнес в Штатах и Долине. Есть много программ для корпоративных клиентов для развития инноваций внутри компании. Также мы развиваем BootUp World. Сейчас это три коворкинга общей площадью в 7500 квадратных метров со всеми необходимыми сервисами.

Хочется отметить, что мы не соперничаем с другими инкубаторами, мы активно с ними сотрудничаем. Тем не менее, их проблема в том, что они могут запустить бренд, но бренд не знает, как «летать». Хорошие стартапы, в которые мы инвестируем, остаются с нами на протяжении еще 2-3 лет. Фактически мы выращиваем компанию до тех пор, пока она не сможет существовать самостоятельно. Несмотря на то, что BootUp существует только три года, мы тестировали данную экосистему на протяжении семи лет. И наш уровень успеха – 70%.

Что я думаю о российском рынке

У вас много сильных ученых и мотивированных предпринимателей. С точки зрения людей рынок очень перспективный. Вам не хватает точных юридических механизмов, в первую очередь для защиты прав инвестора. Мы развиваем акселерационные программы по всему миру, и я надеюсь, что наше партнерство с GVA Launch Gurus в рамках программыGVA Accelerator, которая стартует этой осенью, поможет запустить подобный проект и в России.



В избранное