Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секретный рецепт от MassChallenge: 7 ингредиентов успешного инфраструктурного проекта






Секретный рецепт от MassChallenge: 7 ингредиентов успешного инфраструктурного проекта
2015-01-22 00:00

В далеком 2010 году в Исландии на большой стартаперской конференции Global Startup WorkShop я познакомилась с Джоном Харторном и до сих пор этим знакомством очень горжусь. Дело в том, что Джон сделал космически крутую и международную историю: в свое время он был одним из организаторов конкурса бизнес-проектов MIT 100K, затем стал консультантом Bain & Company, но о стартапах не забыл :). В 2010 году он сделал независимый конкурс-акселератор MassСhallenge, который буквально за пару лет стал самым большим в мире и одним из самых полезных для участвующих стартапов.

Осенью 2014 года мой земляк и наш с вами коллега по цеху Дамир Казыханов съездил и целый месяц трудился в команде Джона. Ниже его рассказ о MassChallenge изнутри с множеством очень интересных деталей и уникальным рецептом успеха от Джона. 

«Экономический кризис предоставляет феноменальные возможности. Любой кризис оголяет слабости бизнеса и проблемы экономики в целом, создавая тем самым возможности для инноваций. Это то, почему мы создали акселератор MassChallenge. Мы верим, что будущее за инновациями, и мы занялись поиском более устойчивой экономической модели мира». Часто именно такими словами начинает Джон Харторн, один из основателей акселератора MassChallenge, свою приветственную речь на публичных мероприятиях. Мне посчастливилось лично встретиться с Джоном в Бостоне.

Благодаря конкурсу Professional Fellows Program «Стажировка в инновационном и предпринимательском секторе США», оператором которой в США является American Councils for International Education, я получил возможность в октябре 2014 года пройти 3х недельную стажировку в международном акселераторе MassChallenge (Бостон, США).

MassChallenge это крупнейший в мире акселератор и конкурс стартапов, который самым первым начал оказывать поддержку социально значимым предпринимательским проектам на ранней стадии без взимания доли и оплаты за свои услуги. Это некоммерческая организация ежегодно выбирает более 120 стартапов для участия в 4 месячной программе акселерации, которая предлагает предпринимателям доступ к менторам, маркетинговую и медиа поддержку, контакты с инвесторами и большое офисное пространство в Бостоне. По окончании 4 месяцев акселерационного периода 2014 года MassChallenge раздал награды лучшим проектам на сумму более $1.75 миллиона в виде грантов. За свои 4 года существования MassChallenge уже поддержал более 617 стартапов из самого широкого спектра индустрий, которые уже создали более 4 800 рабочих мест и привлекли более $700 миллионов, и приглашает к участию в акселераторе новые стартапы из любого сектора и любой части света.

Джон Харторн часто сравнивает создание успешного инфраструктурного проекта с процессом приготовления пирога, для изготовления которого нужно правильное сочетание ингредиентов. Вот основные ингредиенты по рецепту MassChallenge, которые мне удалось усвоить за время стажировки:

  • Большая идея с самого начала проекта. Масштаб задач, которые ставит перед проектом основатели, – это один из главных залогов успеха бизнеса. Исходно у команды основателей акселератора MassChallenge не было никаких значимых ресурсов для создания проекта, но в один момент они поняли системную проблему рынка и решили организовать глобальный конкурс для стартапов с раздачей призов на 1 миллион долларов без каких-либо обязательств для стартапов. Тем самым перевернув фокус венчурной индустрии с инвестора на предпринимателя, сделав последнего главным героем и действующим лицом новой экономики. Эта идея гарантировала привлекательность конкурса для самых лучших проектов со всего мира, что в свою очередь стало залогом участия в проекте лучших экспертов, инвесторов и сервис-провайдеров рынка. По словам Джона Харторна на лекции серии Knowledge Stream залог успеха проекта заключался в том, что они решили делать бизнес на таком высоком уровне, на котором еще не было конкурентов, что позволило сразу выделиться и стать глобальным лидером среди акселераторов и конкурсов стартапов.
  • Metrics-300x171.jpg
  • Думать о главной ценности бизнеса. Главная ценность экономики, главный действующий герой бизнеса - это стартап или основатель бизнеса, который порой одержим сумасшедшей идеей изменить что-то в этом мире к лучшему. На момент создания MassChallenge основатели проекта осознали, что стартапам отводиться не самое достойное место в обществе, поскольку они были изолированы от источников развития и поддержки, а более 40% экономики США генерировалось сферой финансовых услуг, которая по своей сути не производит конечных продуктов и услуг, а позволяет зарабатывать деньги на деньгах. Основатели MassChallenge хотели изменить эту расстановку сил в экономике страны и создать площадку для развития более стабильной (sustainable) экономики, которая бы базировалась на создании ценности. На церемонии награждении победителей акселератора в 2014 году Джон говорит: «Мы создали акселератор MassChallenge чтобы вернуть креативность и инновации в основу будущей экономической модели. У любого бизнеса есть 2 основные задачи. Первая это создавать ценность. Сделать что-то такое, что захотят люди. Второе это получить за это вознаграждение и распределить его внутри своей организации, чтобы отблагодарить сотрудников за то, что они сделали свой вклад в успех организации. Это все равно, что приготовить большой пирог и взять кусок этого пирога в качестве поощрения. Это важно для развития бизнеса. В то же время излишняя фокусировка на кратковременной прибыли в ущерб долгосрочного устойчивого роста и создания ценности является ущербной»

  • Быть благодарным. Одним из самых положительных впечатлений от своего опыта работы в США и в частности акселератора MassChallenge, заключается в неописуемом количестве благодарности и высокой оценки вклада каждого участника. Каждый ментор или эксперт в MassChallenge участвует в работе акселератора безвозмездно, но они получают вознаграждение в виде персональной благодарности за участие. Я часто видел, как сотрудники MassChallenge от руки подписывают благодарственные письма профессионалам, которые делятся своим временем и экспертизой с начинающими предпринимателями. Безусловно, спонсоры акселератора MassChallenge также получают массу признательности за свою поддержку проекта, начиная от упоминания на всех мероприятиях акселератора и размещения своих логотипов в огромной офисе компании. Помимо этого, ежегодно спонсоры MassChallenge получают отчет об итогах работы акселератора, в котором указываются основные достижения проекта, выражающиеся в количестве созданных новых рабочих мест, доходах, сгенерированных стартапами и объеме инвестиций, привлеченных проектами акселератора. По моему мнению, именно осознание участия в проекте, который имеет такой существенный общественный и экономический эффект, привлекает спонсоров поддерживать этот уникальный акселератор. Не менее восхитительное я наблюдал на еженедельных совещаниях всей команды MassChallenge, когда в последние несколько минут встречи участники команды говорили слова благодарности своим коллегам, за те маленькие и большие подвиги, которые они совершают ежедневно на своей работе. Это могут быть помощь в создании маркетинговых материалов, из-за которых коллеге пришлось задержаться на работе или пицца на обед, которой кто-то угостил своих коллег. Все эти маленькие и большие признания вклада людей в развитии проекта наполняют участников энергией и мотивацией отдавать свои силы и время.
  • office.jpg
  • Поделись с обществом (Pay it forward). Акселератор MassChallenge это некоммерческая организация и как я уже упоминал все ресурсы, включая денежные призы, менторскую поддержку и прочее MassChallenge получает безвозмездно. Это относиться и к целому этажумногоэтажного индустриального центра, который акселератор MassChallenge занимает бесплатно. Девелопер понимает, что присутствие на площадке такого известного бренда, привлекающего массу бизнесменов и инвесторов, будет хорошим преимуществом для развития всего центра. В целом меня поразило количество некоммерческих (non-profit) социальных проектов и организаций в США. Пожалуй, каждый стартап в акселераторе MassChallenge носит признаки социально значимого проекта. Это и технологии диагностирования различных болезней, очистки воды, помощь социально незащищенным слоям населения и проекты позволяющие сократить расходы материалов и тем самым улучшить экологическую ситуацию в мире. Меня сильно поразило изменение отношения бизнеса в США к социальной ответственности, по сравнению с моим предыдущим визитом в 2008, когда в стране произошел сильный финансовый кризис и государство активно начало участвовать в экономике и выкупать доли проблемных корпораций. В настоящее время я наблюдаю более зрелое и социально ответственное отношение корпораций к бизнесу. Это относиться не только к большим компаниям. По моему личному впечатлению многие бизнесмены и предприниматели в США исходят из состояния самодостаточности и руководствуются принципом «Я стал успешным, теперь пришло время вернуть обществу» (“Give back to the society»). Вообще идея делать вещи искренно и бескорыстно не нова и очень хорошо продемонстрирована в фильме «Заплати другому» («Pay it forward”) 2000 года выпуска, который часто цитируют основатели акселератора MassChallenge в своих речах.

  • Самодисциплина и организация рабочего времени. При работе в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности, которые сопровождают любой новый проект, вопрос самодисциплины и организации своего рабочего времени становиться как никогда критичным. И поскольку лидер проекта является примером для всей команды, то способность руководителя управлять своим личным временем напрямую влияет на его способность управлять командой. Меня поразило то, с какой легкостью и деловитостью команда акселератора MassChallenge была занята организацией такого масштабного мероприятия как церемония награждения финалистов акселератора, на которой присутствовало более 2000 человек и такие знаменитости как глава Google Эрик Шмидт и глава Uber Травис Каланчик. Мои коллеги по акселератору без лишней спешки и в приподнятом расположении духа готовились к этому ключевому событию года. Для этих целей использовались самые передовые инструменты командного взаимодействия, командная работа с удаленными файлами, календари и планировщики. Мне для того, чтобы получить 30 минут общения с коллегой, сидящему рядом, нужно было отправить на календарь запрос на встречу. Безусловно, это не касалось быстрых и забавных реплик, которыми обменивались коллеги, чтобы приободрить друг друга и поднять настроение. Я мог видеть календари встреч всех своих коллег, что позволяло мне находить свободные окна для общения и обмена опытом. Не удивительно, что в самом коворкинге, где располагаются проекты, также царила оживленная деловая атмосфера, которую задавала своим драйвом немногочисленная по сути команда акселератора MassChallenge.

  • Личная история и конкретные примеры во время выступлений. Одним из первых навыков, которому учат проекты в США это умение презентовать и донести идею своего проекта до аудитории. Это называется делать питч. И это именно тот навык, который, по-моему, часто не достает российским стартапам. Наши проекты ничем не уступают по технологичности и наукоемкости своих решений, но умение «делать питч» требует серьезного внимания со стороны основателей проектов. Лидеры западных технологичных компаний, во-первых, намного более публичны, чем наши российские коллеги, а во-вторых, могут донести сложные технические термины и концепции до массовой аудитории с использованием понятных и доступных аналогий и метафор. Например, Джон Харторн, часто использует понятный всем образ приготовления пирога, когда объясняет особенности своей бизнес идеи о важности создании ценности. Еще один момент, который я вынес для себя из выступлений своих коллег это то, что в питч важно строить на своем личном опыте или конкретных историях обычных потребителей. Такие истории «цепляют» слушателей намного сильнее, чем сухие цифры статистики. Я очень рекомендую посмотреть питчи или презентации финалистов конкурса стартапов MassChallenge, чтобы взять для себя на заметку несколько примеров проведения коротких презентаций проектов.

  • Открытость и умение кооперироваться с другими участниками рынка. Меня удивила та открытость акселератора MassChallenge, с которой компания контактирует с внешними людьми и организациями. В качестве интерна я присутствовал на общих встречах команды и участвовал в совместной работе, ощущая себя полноценной частью команды. У меня был открыт доступ к внутренним документам компании, что позволяло мне быстрее и эффективней выполнять свои задачи. Мне кажется, это говорит о том, насколько компания уверена в своих человеческих и организационных компетенциях, что не боится быть скопированной и повторенной. Наоборот тем самым она культивирует своих поклонников, у которых появляется огромное желание быть частью этого процесса, быть партнером такой удивительной компании. Это создает благоприятную почву для создания партнерства с другими компаниями с целью создания общей ценности, приготовления большого пирог, которого с избытком хватит всем. Вообще если проследить за общемировым трендом, то крупные корпорации сейчас по всему миру постепенно дробятся на более мелкие и автономные команды, создавая условия для партнерства и конкуренции. И это позволяет компаниям быть более гибкими, а молодым и амбициозным стартапам находить свое «место под солнцем».

Вот таким не хитрым рецептом бизнеса мне хотелось бы поделиться с основателями стартапов. И помните, что для получения качественного результата нужна основательная и длительная практика, так что не переживайте если «первый блин у вас получился комом». Все только начинается!!!




В избранное