Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Инновации" и "унылое г"


Записки о бизнесе

   
    Блог


"Инновации" и "унылое г"
2013-03-06 16:19
Оригинал здесь.

Вчера по радио слышал интервью с каким-то деятелем рынка недвижимости, который рассказывал, каким образом граждане выбирают себе коттеджный посёлок и как они определяют, какой из предложенных объектов им более предпочтителен. К сожалению, не помню, на какой радиостанции и когда это было, но вот так понравилась тема, что решил записать.

Оказывается, есть обычная недвижимость, а есть объекты «с инновациями». Типа, какой-нибудь «инновационный» тематический посёлок, например, имени бабы Яги и там на местности устроены всякие ништяки, горки, избы на курьих ножках и прочие «инновации». Тем для инноваций может быть сколько угодно – как только можно развлечь скучающих покупателей, вот столько и тем.

И вот предположим, что есть два соседних посёлка одинакового уровня, находящихся в одной местности. Один из них с «инновациями», другой – обычный. Угадайте, как инновации влияют на цену? А никак – квадратные метры там и там будут стоить идентично. Попробуйте предположить, на что влияют инновации и зачем их делают…

Тем, кто сдался – докладываю. Они влияют на время продажи объектов. В посёлке «с инновациями» всё построенное будет продано в несколько раз быстрее, чем в обычном. В прицнипе, всё равно что за инновации – любая «развлекуха» весьма положительно влияет на время продажи недвижимости. То есть, «унылый» посёлок имеет значительно меньше шансов быстро-быстро окупиться.

Интересно, что этот паттерн, покупать весёлое, «с идеей», но не очень отличающееся чем-то ещё, проскакивает сегодня почти везде. Автомобиль «с идеей»? Продаётся больше. Без идеи? Унылое г., покупают меньше. А на деле – машины одинаковые, часто построенные на одной и той же платформе, так как глобализация не дремлет.

И так далее и тому подобное. Понятно, что делать реально отличающиеся продукты – дело сложное и затратное, это надо иметь мозг и вкладывать много ментальных усилий в продукт-менеджмент. Но можно без этого – приделал какую-нибудь «инновационную» фигню и ты уже «отличаешься» и скучающий по жизни обыватель выберет тебя, а не конкурента. А вы при этом абсолютно одинаковые как продукты.

Выходит, на commodity-рынке надо побольше прыгать и кривляться и быть на виду и приделывать к себе всеразличные «инновации» чтобы быть типа «лучше» других продуктов. А можно менять продукты и действительно быть лучше. Последнее сильно сложнее, а для относительного процветания достаточно и первого. Так, собственно, современная русская коммерция и работает.



Как стартапу грамотно оформить патент — без «переплаты»?
2013-03-06 16:23
Оригинал здесь.

В феврале Softline VP вложил 100 тыс. долларов в систему онлайн-патентования Express Patent. Сервис, пока запущенный только в бета-версии, уже сейчас позволяет оформить необходимый для получения патента пакет документов и подать заявку в WIPO (The World Intellectual Property Organization) и Роспатент – и это не выходя из дома. Как утверждают разработчики сервиса, заявки будут готовиться всего за 40 минут, всего за небольшую комиссию от изобретателей. Проценты будут несравнимо меньше, чем стоимость услуг патентных бюро, так что вскоре процедура патентования станет проще.

Наш проект Way Ray (система дорожной навигации с использованием технологий дополненной реальности) как раз сейчас всерьёз занялся патентованием. Начав поиск патентных поверенных, мы столкнулись с разнообразием предложений на рынке. Компаний, которые в какой-либо степени помогают изобретателям сформулировать изобретение (составить так называемую «формулу» — краткую характеристику новшества с техническими деталями), провести исследование «патентного ландшафта» и подать заявки, в России великое множество. При этом разнообразие патентных услуг выражается не столько в их вариативности, сколько в огромном разбросе цен на них. Как стартаперу сориентироваться? Расскажу о том, как справляемся мы.

На самом деле, все бумаги для получения патента стартапер может оформить и самостоятельно, оплатив только пошлину и помощь патентного поверенного на территории иностранного государства, если вы оформляете патент за рубежом. В России и того проще. Можно провести довольно глубокий патентный поиск, воспользовавшись сайтами Роспатента и ФИПС, взять там же образец заполнения пошлин и образцы заявок, дальше последует переписка с Роспатентом — и где-то через год патент может быть у вас. Стоит также учесть, что процесс работы с заявкой в ведомстве может затянуться на 2-3 года, так что прикидывайте сразу, не истечёт ли «срок годности» изобретения за это время. Для IT 2-3 года – серьёзный срок.

Однако для успешного патентования желательно провести предварительную экспертизу – патентный поиск – очень и очень тщательно. И здесь «погуглить» будет маловато. А так как, как правило, стартапы редко имеют в своем штате юристов, без консультантов не обойтись.

После того как я получил несколько предложений от западных агентств, которые просили неимоверные суммы за помощь в составлении документов, я уже всерьёз начал задумываться о том, что убивать столько денег и времени на получение патента – игра, которая не стоит свеч. Но в итоге заметил, что часто некоторые позиции в сметах западных патентных фирм дублируются – и именно поэтому выходило, что один патент обходится изобретателю в сотни тысяч долларов. Так что не верьте западным компаниям! Такие трюки рассчитаны просто на неведение клиента.

К счастью, тратить сотни тысяч долларов на патенты необязательно — это, по крайней мере, глупо. Лично я посоветовал бы стартаперам обращаться в Центр интеллектуальной собственности Сколково, открывшийся ещё осенью 2011 года. А с недавнего времени Центр начал работать и с нерезидентами. Правда, участники Сколково пользуются услугами ведомства бесплатно, а остальные вынуждены платить.

Так или иначе, качество работы патентного агента определяется исключительно качеством экспертизы и умением составить верные формулировки сути изобретения, которые не соприкасались бы с описаниями, присутствующими в других патентах. И лично у меня нет сомнений, что с этими задачами сколковский центр справляется, а цены на его услуги, при том же уровне профессионализма консультантов, на порядок ниже. Для стартапов, постоянно живущих в условиях финансового дефицита, согласитесь, это важно.

Большинство западных патентных бюро требуют почасовой оплаты для своих юристов (в итоге один патент обходится примерно в 40 тыс. долл.) – эта тенденция проникает и в Россию (наши юристы требуют примерно 200-300 долл. в час). Однако можно попытаться найти фирмы, которую берут с компании оплату по факту. Западные агенты берут за один патент 15 тыс. долларов. В нашей стране цены колеблются от 500 до 2 000 долл. При этом нужно помнить, что расстаться с деньгами придётся не только на этапе регистрации патента, но и в дальнейшем — каждый год действия патента его вы должны будете оплачивать пошлину (до 2 тыс. рублей, в зависимости от длительности срока действия патента).

При этом, конечно, патентовать изобретение нужно не только в собственной стране — в этом случае игроки за пределами России смогут совершенно свободно использовать ваше изобретение.

В России имеет смысл подавать международную заявку на английском языке. А дальше, отталкиваясь от формулировки этой заявки, надо подавать национальные заявки, в зависимости от стран, где необходима такого рода защита. Мы решили сделать международную заявку в WIPO, которая распространяется более чем на 130 стран, входящих во всемирную организацию, а потом уже мы сможем подавать национальные заявки в страны, которые не подписали соглашение с WIPO, в течение льготного периода – если это будет необходимо. Кстати, при планировании патентования в других странах нужно учитывать, что подавать заявку на изобретение в РФ и в WIPO нужно в течение одного года, иначе в WIPO вам противопоставят ваш же, зарегистрированный на родине, патент. Стоимость регистрации патента в конкретных странах колеблется. За выход в Европу придётся заплатить 8-10 тыс. долларов; в Китае, например, регистрация стоит чуть больше — 10 тыс. долл. В эти суммы заложены пошлины, услуги юристов, а также перевод заявки, потому что, возможно, если ваш английский не идеален, стоит обратиться к профессионалу. Ну, а без китайского переводчика точно не обойтись.

Лично я считаю патентую систему, как в России, так и во всём мире, очень непродуманной. Патентные споры между Facebook и Yahoo, Samsung и Google (при этом, кстати, обе компании за 2012 год потратили на ведение патентной войны денег больше, чем на собственно R&D) и то, что в 2012 году более 62 процентов патентных исков было инициировано «патентными троллями», лишь доказывает это. И, кстати, тенденция последних лет – «троллинг» именно стартапов. Исследование, проведённое профессором одного из калифорнийских университетов Колином Чиеном, свидетельствует, что атака «троллей» в 2012 году была направлена в основном на компании, получившие инвестиции в размере до 100 млн. долларов.

По правде говоря, все отлично понимают, что патенты не очень-то защитят компанию в конкурентной борьбе. Выигрывает тот, кто первым выводит продукт на рынок. И это правильно и справедливо. Так что строить патентные «барьеры» для соперников – то же, что «волков бояться — в лес не ходить». Исключение составляет разве что биотех, где технологии разрабатываются годами. Без патентов у биотех-стартапов высока вероятность потерять результаты многолетней работы. Однако что касается менее наукоёмких отраслей, в которых основу разработок составляют инжиниринг и софт, затягивать развитие бизнеса получением серьёзных патентов по всему миру бессмысленно.

И, наконец, относительно распространённого страха стартаперов перед кражей идеей инвесторами. Это довольно большое заблуждение. Идея — это не больше 1 процента всех усилий по созданию работающего бизнеса, это общеизвестно. Будьте готовы к тому, что, если вы будете настойчиво просить инвестора подписать NDA (Non-disclosure agreement), он просто не захочет вести с вами дело. Хотя, как мне кажется, в интересах настоящего профессионального инвестора — подписать с компанией не только NDA, но и порядок перехода патентов в собственность их общей компании. В таком случае никто не будет заинтересован что-то «своровать», потому что патенты будут совместными нематериальными активами инвестора и фаундеров.



Десятка лучших маркетинговых стратегий 2012
2013-03-06 17:24

Оригинал здесь.

Entrepreneur отобрал наиболее показательные, по его мнению, примеры раскруток самых разных товаров за прошедший год. ИТ во многих этих стратегиях сыграли решающую роль.

10. Немецкий фонд OroVerde собрал деньги на сохранение тропических лесов вот такими дешевыми жалостливыми объявлениями.

 

9. Galaxy S III

Samsung организовал атаку на конкурента Apple классическим способом -- тотальной рекламой на ТВ, в бумажных и онлайновых СМИ, и успешно победил за счет массовости: этот гаджет стал в третьем квартале 2012 г. самым продаваемым смартфоном в мире.

8. Uniqlo

Крупнейшая японская торговая сеть модной одежды Uniqlo несмотря на годовой оборот 10 млрд долл оставалась в США практически неизвестной. Она атаковала американские города эпической рекламой с дирижаблями, массированно действовала в фейсбуке, а ее ролики с котиком Maru собрали в общей сложности 160 млн просмотров. При этом фирма отменно работала с локальными целевыми группами из разных американских городов.

7. Popcorn

Да-да, даже на рынке попкорна по-прежнему не стихают маркетинговые войны. Indiana Popcorn шокировал Америку рекламой настольной машинки Popinator для производства попкорна, которая по команде голосом выстреливает поджаренные вкусняшки. Ролик набрал в общей сложности 20 млн просмотров, а после начала рекламной кампании, которая кстати была малобюджетной, число посетителей сайта выросло в 28 раз.

6. Puma

Эксперты отметили прежде всего удачно реализованную идею связи знаменитости -- олимпийского чемпиона Усэйна Болта, с продвигаемым товаром, спортивной обувью. Гораздо чаще бывает наоборот: известные люди что-то мямлят, а сам товар не запоминается. Интересно была придумана "спринтерская" модель продаж: при заходе в магазин человек получал электронный билет, и чем скорее он оформлял покупку, тем большую скидку получал.

5. Uber

Стартап-мастерская Uber по обслуживанию автомобилей из Сан-Франциско -- казалось бы, что можно ловить на перенасыщенном рынке автомобильных сервисов? -- внезапно расширилась до сети, охватившей 20 городов.

Люди просто проявили разумную инициативу, организуя забавные и шутливые мероприятия наподобие грузовика с мороженым. Клиенты, естественно, рассказывали о полученном фане своим знакомым, и таким нехитрым образом Uber и развернулась.

4. IKEA

Умудрилась организовать жилые помещения в метро -- на парижской станции пять добровольцев прожили шесть суток, в городских переходах, даже под лестничными пролетами в Токио. Таким образом удачно продемонстрировали практичность своих товаров, отличительная фишка которых -- экономия пространства.

3. Mellow Mushroom

Эта фастфудовская сеть добилась удивительных успехов с помощью серии видеороликов "Follow Us and We'll Follow You", которые сняты скрытой камерой. Тысячи лайков в фейсбуке и даже заметки в крупных СМИ наподобие The New York Times.

2. Help Remedies

Интерактивный магазин товаров первой помощи создал сайт What's wrong U.S.?

позиционирующийся как "забудь о чужих больших проблемах, вспомни о своих маленьких". На сайте отслеживаются тренды типовых заболеваний по динамике продаж в местных офисах.

Посмотрите, а как чудесно сделан их основной сайт.

1. Band-Aid

Раскрутка детских наклеек Band-Aid фирмы Johnson & Johnson с помощью технологий аугментированной реальности. Наклейка сканируется со смартфона и показывает мультик поверх реального объекта -- например, на собственной руке пляшет кузнечик. Технология собрала 115 млн. отзывов в СМИ…

Видео и иллюстрации можно посмотреть здесь.

   
     
   

В избранное