Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недвижимость для всех

  Все выпуски  

Недвижимость для всех Продажа квартир. Документы для регистрации


parest.webdirect.ru

ПРОДАЖА КВАРТИР

Этап 6. Подготовка документов для государственной регистрации

Все документы, которые потребуются от продавца для совершения купли-продажи квартиры, можно разделить на две группы - это документы, необходимые для регистрации сделки, и документы, необходимые покупателю для проведения проверок и получения дополнительных гарантий «юридической чистоты» объекта. Предложенная группировка весьма условна, тем не менее, в целях ясности изложения, остановимся сначала на получении документов из первой группы, то есть тех, которые по законодательству представляются в регистрирующий орган (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии или, сокращенно, Росреестр) вместе с заявлением на государственную регистрацию договора купли-продажи.

Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы

Документы, удостоверяющие личность продавца (или продавцов, если их несколько). Если квартира продается или регистрируется по доверенности, то документы, удостоверяющие личность доверенного лица и нотариально заверенная доверенность.
Правоустанавливающие документы на квартиру (о них шла речь в статье «Продажа квартир. Демонстрация квартиры»).
Свидетельство о регистрации права собственности или Свидетельство о праве на жилище  (если эти правоподтверждающие документы выдавались при приобретении квартиры в соответствии с действующим на тот момент порядком).
Передаточный акт  (если квартира перешла в собственность продавца после 01.03.1996г.)

Документы БТИ (бюро технической инвентаризации)

В Москве существует 14 территориальных бюро технической инвентаризации (ТБТИ).  Территориальные бюро являются подразделениями государственного унитарного предприятия ГУП «МосгорБТИ», основной функцией которого является сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии сведений технического и оценочного характера на московские объекты недвижимости.
Для государственной регистрации сделки купли-продажи жилого помещения в ТБТИ требуется получить кадастровый паспорт, поэтажный план и экспликацию. Если в квартире есть сособственники несовершеннолетние дети, то кроме перечисленных документов потребуется еще и технический паспорт, в котором содержатся сведения о стоимости квартиры по оценке БТИ.
Для получения указанных справок, заявители составляют на типовых бланках и сдают в службу "одного окна" ТБТИ соответствующие заявления. Заказать и получить документы могут либо собственники, либо их доверенные лица (например, риэлторы) при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности. БТИ работает по утвержденным на уровне субъекта РФ государством тарифам. Стоимость изготовления документов для физических лиц в Москве ( без проведения технической инвентаризации): кадастрового паспорта – 444 руб.; копии упрощенного поэтажного плана  – 0,80 руб. за 1 кв. м.; экспликации к поэтажному плану – 90 руб. за 1 лист; технического паспорта квартиры – 934 руб. Срок изготовления (если не требуется технической инвентаризации) – 10 рабочих дней. Заказывает и оплачивает справки продавец.
Документы БТИ для целей государственной регистрации действительны в течение 5 лет с момента последней инвентаризации ( за исключением сведений о стоимости, которые действительны в течение 1 месяца с даты получения справки), поэтому, если квартира находилась в собственности менее 5 лет, то регистратор может их и не потребовать (хотя для покупателя они потребуются в любом случае).

Документы  ЕИРЦ, (ЖСК, ТСЖ РЭУ, ДЕЗ)

Выписка из домовой книги.
Копия финансово-лицевого счета
(в ЖСК, Товариществе собственников жилья (ТСЖ), кондоминиуме и т.п. выдается в бухгалтерии соответствующей организации). Если за собственником имеются какие-то долги по квартплате, то справку ему дадут только после того, как он эти долги погасит.
Вместо выписки из домовой книги и копии финансово-лицевого счета можно получить заменяющий их Единый жилищный документ.
В Москве указанные справки выдаются бесплатно в день обращения, получить их могут собственники или их доверенные лица (при наличии соответствующей доверенности), срок действия - 1 месяц.

Из налоговых органов

Справка об отсутствии задолженности по налогу на имущество физических лиц.
Для получения справки, налогоплательщик или его доверенное лицо обращается в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика с письменным заявлением, в котором указывается Ф. И. О., адрес места жительства налогоплательщика, ИНН, цель получения справки, а также орган, которому будет представлена справка.
Установление факта отсутствия у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, а также по начисленным пеням и штрафам осуществляется на первое число месяца, в котором налогоплательщиком подано заявление о предоставлении справки. В случае отсутствия у налогоплательщика неурегулированной задолженности по налогам, пеням и штрафам, а также нарушений налогового законодательства, налоговый орган составляет и выдает справку, в противном случае составляется мотивированный отказ в ее выдаче. Справка выдается бесплатно, в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления и действительна в течение 1 месяца с момента ее выдачи.

От супруга (супруги)

Если на момент приобретения квартиры продавец состоял в браке, а квартира была приобретена путем возмездной сделки (купли-продажи, мены, и т.п.), то необходимо предоставить нотариально заверенное согласие супруги (супруга) на отчуждение недвижимости, причем той супруги (супруга), во время брака с которой ( которым) вышеуказанная недвижимость была приобретена. Предоставляется также  документ, удостоверяющий личность супруги (супруга) и свидетельство о заключении брака. Стоимость нотариального удостоверения соответствующего заявления в Москве составляет 500-800 руб., получает и оплачивает продавец.

Из органов опеки и попечительства

Разрешение органов опеки и попечительства.  В соответствии с законодательством РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В Москве, в частности, - это Управы районов в составе административных округов.
Разрешение требуется в случае:
 - если несовершеннолетний, либо лицо, признанное по суду недееспособным или ограниченно дееспособным, является одним из собственников отчуждаемого недвижимого имущества (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, ст. 60 СК РФ);
 - в случае отчуждения жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (п.4 ст.292 ГК РФ).
 Для продажи квартиры, в которой несовершеннолетний просто прописан, в настоящее время разрешения не требуется, задача обеспечения ребенка другим жильем остается в этом случае на совести родителей.
Для получения решения органов опеки и попечительства вам потребуются следующие документы:
1) Заявления родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), всех собственников жилой площади с просьбой о разрешении совершения сделки.
2) Запрос нотариуса.
3) Копии финансовых лицевых счетов и выписки из домовой книги отдельно с места продажи и места покупки (мены, обмена) или единый жилищный документ.
4) Копии документов о собственности на жилое помещение отдельно с места продажи и покупки.
5) Согласие несовершеннолетних старше 10-летнего возраста проживать на жилой площади, приобретенной для него в результате сделки отчуждения жилой площади.
6) Справка об отсутствии задолженности по оплате за коммунальные услуги.
7) Копия свидетельства о рождении ребенка, паспорта.
8) Копии справок БТИ с места продажи и покупки.
9) Разрешение на регистрацию семьи в населенном пункте в случае выезда по новому месту жительства (форма 6).
10) Справка из учебного заведения, где обучается ребенок.
11) Копии паспортов всех участников сделки.
12) Справку из налоговой инспекции, подтверждающую отсутствие задолженности по уплате налогов.
13) Письменное обязательство каждого собственника (заверенное нотариусом) о выписке его и проживающих с ним членов семьи с занимаемой жилой площади.

В месячный срок с момента регистрации в орган опеки предоставляются копии договоров по сделке купли-продажи, мены, обмена.
Обычно, если жилищные условия ребенка после сделки с недвижимостью улучшаются (покупается квартира большей площади, дом, коттедж) - нет никаких проблем с получением необходимого разрешения. Специалисты рассматривают вопрос о продаже старой квартиры и одновременной покупке улучшенного жилья, проводят экспертизу документов, на основании которой издается распоряжение, подписанное главой администрации района.
Иногда решения органов опеки имеют субъективный характер. Например, переезд из квартиры большей площади, расположенной на окраине, в квартиру меньшей площади, но находящуюся в центре, может быть расценен инспектором как ущемление интересов несовершеннолетнего. При этом тот факт, что рыночная стоимость приобретаемого жилья существенно больше стоимости исходного, в расчет не принимается.
Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на продажу недвижимого имущества и без обязательной одновременной покупки другого в случаях, когда у ребенка, кроме продаваемого    ( доли продаваемого), имеется и иное жилье в собственности. В этих случаях родители могут продать недвижимость, выделить ребенку его долю в денежном выражении и положить ее на вклад до достижения совершеннолетия.
Разрешение органов опеки и попечительства получается продавцом, плата не взимается, срок исполнения – до 1 месяца.

Эксперт по недвижимости Баринов Виталий Юрьевич
Задать вопрос автору или оставить заявку на обслуживание можно либо по тел. +7 925 7194940; либо по эл. почте  tgr777@rambler.ru; либо через сайт parest.webdirect.ru

В следующем выпуске будет подробно рассмотрен седьмой шаг алгоритма - "Подготовка документов для покупателя".  Все статьи серии, ранее опубликованные в выпусках рассылки можно прочитать на нашем сайте. Там же вы найдете много другой интересной и полезной информации.

parest.webdirect.ru


В избранное