Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     22 января 2002г.   


Сегодня в выпуске:



Испанская компания Imasa построит в России завод по производству перекиси водорода, используемого в целлюлозо-бумажной промышленности

Испанская компания Imasa собирается построить в Ленинградской области завод по производству перекиси водорода стоимостью $110 млн. Испанцы рассчитывают продавать это вещество целлюлозно-бумажным комбинатам, однако большинство из них работает по другой технологии.

Imasa разрабатывает инжиниринговые проекты и строит предприятия для пищевой, цементной, сталелитейной, химической, горнодобывающей отраслей, а также занимается природоохранными технологиями. Компания со штаб-квартирой в городе Овьедо работает в 20 странах.

Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, в конце прошлой недели президент Imasa Касадо Мартинес представил губернатору Валерию Сердюкову проект завода, для которого уже выбрана площадка во Всеволожском районе. Предполагаемая мощность завода составляет 30 000 т перекиси водорода в год. На строительство уйдет два года.

Imasa вложит в проект лишь $16,5 млн, остальные инвестиции предоставит испанское правительство, которое, по сведениям Сердюкова, уже подписало документ о выделении средств. Сама Imasa, специализацией которой являются строительство и привлечение инвестиций, не собирается заниматься производством. Эти функции возьмет на себя правительство Ленобласти, а завод перейдет в его в собственность вместе с финансовыми обязательствами перед испанским правительством, которые будут оформлены в виде десятилетних кредитов. Однако Imasa, по словам областных чиновников, хочет, чтобы кредитная схема подкреплялась гарантиями российского правительства.

По словам Сергея Нарышкина, председателя комитета по внешнеэкономическим связям областного правительства, на погашение кредитов пойдет часть прибыли нового предприятия, которое будет продавать свою продукцию целлюлозно-бумажным комбинатам.

Перекись водорода (гидроперит) используется в процессе отбеливания целлюлозы при изготовлении бумаги. Однако пока в России только два ЦБК используют такую технологию отбеливания, а остальные применяют хлор. По словам директора по связям с общественностью холдинга Him Pulp Святослава Бычкова, бесхлорная отбелка целлюлозы применяется на Котласском ЦБК и руководство холдинга рассматривает вопрос о ее внедрении на Братском ЛПК. Это прогрессивная экологичная технология была разработана в России в 50-х гг., но сейчас оборудование для ее применения мы закупаем на Западе, -говорит Бычков. Руководитель проекта Леспром.ру Игорь Тихий считает, что большинство российских ЦБК будут переходить на бесхлорный способ отбелки под давлением крупных европейских оптовиков, закупающих в России бумагу и целлюлозу В развитых западноевропейских странах из соображений экологии постепенно отказываются от бумаги, отбеленной с помощью хлора, - говорит Тихий. По его данным, около 30% английского и 20% немецкого рынков занимает экологически чистая бумага. Сейчас внедрением бесхлорной технологии отбеливания занимаются Архангельский ЦБК и калининградская фабрика Цепрусс, говорит Тихий.

Но это не значит, что у испанского завода вскоре появится много клиентов. По словам гендиректора Цепрусса Бориса Овчинникова, пока перекись водорода мало востребована целлюлозно-бумажной промышленностью, а в России много собственных незагруженных мощностей по производству этого соединения, являющегося компонентом взрывчатых и отравляющих веществ. После сокращения оборонного заказа российские химзаводы могут полностью обеспечить потребности производителей бумаги. (Анатолий Темкин, Анна Щербакова)

   Ведомости 21.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Химия и нефтехимия. Производство и торговля. 2001г.

Мировой рынок персональных компьютеров ожидают перемены

Возможно, уважаемые читатели, заголовок показался «ом нечестным журналистским приемом, рассчитанным на привлечение незаслуженного внимания к заметке. Однако не мы это придумали. Именно термин «bloodbath» используют при анализе итогов минувшего года специалисты Gartner Dataquest — известной аналитической компании, не склонной к составлению своих отчетов в стиле приключенческих романов.

Желание аналитиков с помощью эмоциональных слов подчеркнуть драматизм ситуации на мировом рынке ПК стало тенденцией. Например, сотрудник еще одной крупнейшей исследовательской компании — IDC — говорит, что рынок ПК «с грохотом ударился о дно». И Gartner Dataquest, и IDC приходят к выводу, что, поскольку хуже быть просто не может, производителям и продавцам следует ждать положительных перемен. Что же произошло? Впервые с 1985 года рынок сократился. Падение спроса позволяет говорить о насыщении офисов и домов ПК.

В 2001 году общий объем продаж ПК составил примерно 128 миллионов единиц — на 4,6% меньше, чем в 2000 году В США, чья экономика по традиции предвосхищает глобальные события в сфере производства и сбыта HiTech-продукции, сложилось гораздо более печальное положение: падение сбыта составило 11,1%.

В 1985 году ситуация выглядела точно так же с точностью до тенденции: сокращение продаж ПК в мире составило 2,5%, а в США -21,8%. Однако и причины, и макроэкономический фон событий шестнадцатилетней давности были совершенно иными. Рынок ПК только-только становился на ноги, а «рейганомика» была готова обеспечить этому ребенку долгие годы бурного роста.

Сегодня все иначе. Компании не могут позволить себе не то что рост бюджетов IT-развития, но даже сохранить их на уровне прошлых лет. Новые модели процессоров по-прежнему появляются чуть ли не раз в месяц, но пользователи не спешат модернизировать свои ПК — даже Microsoft Windows ХР и Microsoft Office XP оказались недостаточно требовательны к вычислительной мощности рабочих станций, чтобы вынудить среднего потребителя всерьез задуматься о покупке систем на основе Pentium-4. А о кристаллах стоимостью под тысячу долларов не может быть и речи.

Для производителей успех бизнеса давно уже лежит не в технологической сфере, а полностью зависит от эффективности управления и маркетинга. Сумела же Dell вопреки всему добиться 18,3% (!) роста.

Россия, как и Dell, идет своим путем, демонстрируя никак не менее тех же 18% роста продаж ПК. По уверениям всех без исключения производителей и аналитиков, тенденция сохранится и в 2002 году Однако не навсегда. Судить о нашем будущем можно, например, по Норильску — в этом благополучном городе продать компьютер еще сложнее, чем в Америке. (Анна МАЙОРОВА)

   Известия 21.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Новая ситуация на мировом рынке жидкокристаллических мониторов

Вопреки незыблемому правилу HiTech-продукции, которая начинает необратимо дешеветь сразу же после выхода на рынок, мониторы на жидких кристаллах могут, наоборот, подорожать. И не потому, что производство стало дороже. Просто значительно вырос спрос.

Темпы продаж плоских жидкокристаллических (LCD) мониторов напоминают ситуацию с персональными компьютерами в середине 90-х. В прошлом году потребители приобрели 13,5 млн плоских мониторов, что более чем вдвое превышает те 6,4 млн, которые были проданы в 2000 году В 2002 году объемы продаж достигнут 23,5 млн. Достаточно сказать, что в своей новой модели iМас компания Apple вовсе отказалась от электронно-лучевой трубки.

В 2001 году перенасыщенность рынка и ценовые войны вынуждали многих поставщиков продавать свою продукцию ниже себестоимости. В этом году ситуация, вероятно,изменится. Рост цен на компоненты и растущий потребительский спрос повлекут за собой отдельные случаи дефицита, сокращение скидок и повышение цен. Тем не менее острая конкурентная борьба может помешать производителям peaлизовать весь потенциал возможной прибыли — к счастью для потребителя.

Не исключено, что нынешний дефицит является частью цикла, охватывающего двухлетний период перепроизводства и двухлетний период нехватки, что вызывает колебания цен. Уже в середине 2002 года начнется период общего дефицита, который продлится до конца 2003 года. Снижение цен окончено, и качели рынка пошли в другую сторону.

Почему два года? Это — среднее время строительства завода. Строительство заводов по производству LCD-панелей ведется в Корее компаниями Sharp, Samsung и LG Philips. Новые заводы ведут к увеличению объемов производства и снижению цен. По прогнозам аналитиков, в этом году цены на 15-дюймовые LCD-мониторы с теперешних $200—300 дорастут до 500-долларовой отметки, но не пересекут ее. А господствующими на рынке станут 17- и 18-дюймовые мониторы по цене от $700 до $900.

Все годы существования рынка LCD-мониторов его рост сдерживался высокими ценами. В 1997 году 14-дюймовый монитор стоил около $2000. Нехватка комплектующих, отчасти вызванная растущим спросом на ноутбуки и карманные устройства в конце 90-х, заставила производителей в 1998 и 1999 годах инвестировать в строительство заводов в Корее и Тайване.

Результатом экспансии производства стало затоваривание рынка, и к октябрю 2000 года цены начали катастрофически падать. В течение года 15-дюймовые панели (основа монитора) продавались с учетом скидок по $250—299. Поставщики панелей вынуждены были торговать без прибыли и даже терять от $5 до $30 на каждой панели.

В августе 2001 года цены опустились до минимальной отметки, после чего благодаря растущему спросу производители панелей снова получили возможность продавать их по себестоимости и даже выше. А производители мониторов получили некоторую свободу маневра благодаря снижению цен на другие комплектующие. Разумеется, увеличение объемов продаж было вызвано снижением цен, но помогли и другие факторы. Плоские мониторы занимают намного меньше места по сравнению с обычными и эстетически более привлекательны. К тому же они потребляют меньше энергии. Спрос стимулируют ноутбуки, на долю которых приходится все больший процент рынка ПК. Еде один класс устройств, который в ближайшем будущем может потребовать увеличения объемов производства стекла, — это LCD-телевизоры.

Ведется разработка и других технологий для создания компьютерных мониторов — таких, как, например, светодиодные дисплеи. Но подобные технологии смогут заменить LCD не раньше чем лет через десять, так что о влиянии их на цены говорить не приходится. (Александр ЗЕЛЬЦЕР)

   Известия 18.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Радиопромышленность и промышленность средств связи. 2000г. CD-ROM.

Изменение системы сбыта и порядка ценообразования на автомобили в ЕС

С 30 января в Европе принципиально меняется порядок продажи машин и отношения между производителем и дилером. К тому же европейцам более не придется скитаться в поисках более дешевого авто по странам, поскольку автозаводы в связи с введением евро уже сейчас выравнивают цены на свои машины. Для россиян все эти нововведения обернутся повышением цен на иномарки как минимум на 15%.

До сих пор любой европеец знал, в какую страну надо отправиться, чтобы купить ту или иную машину за значительно меньшие деньги, чем у себя на родине. Производитель устанавливал цены на модель в зависимости от страны реализации с учетом покупательной способности населения,спроса, курса валюты, налогов и собственной политики в данном регионе.

— VW Polo можно было купить на 20% дешевле в Дании и почти на 30% в Италии и Португалии, — вспоминает Андрей Мазанов, владелец одной из компаний, занимающихся перегонами автомобилей в Россию, — Vblvo и SAAB стоили на 20—25% дешевле в Голландии и Бельгии, чем у себя на родине. И почти все автомобили в Великобритании продавались дороже — на 50% и более — по сравнению с ценами на континенте.

Предприимчивые европейцы гнали машины из Италии в Германию, из Германии в Швейцарию или Норвегию, из Голландии и Финляндии в Англию, а из Франции в Испанию. Существовали даже специальные службы, которые за небольшую плату брались привезти машину подешевле.

Теперь европейцам достаточно прийти за покупкой в ближайший автосалон.

— С 30 января в 15 странах Евросоюза по инициативе европейского антимонопольного комитета вводятся новые правила продажи автомобилей, — разъяснили в представительстве Комиссии ЕС в России. — Дилеры больше не будут принадлежать одному производителю и могут продавать любые другие марки машин. Они могут также заниматься только продажей автомобилей или их предпродажной подготовкой либо проводить гарантийное обслуживание. Им разрешается продавать машины в любом регионе или городе по своему усмотрению.

В связи с введением евро иными станут и цены. Первым о их выравнивании во всех странах Европы объявил концерн BMW «Поскольку Европа стремится построить единую ценовую зону, все автокомпании должны будут что-то сделать в этом же направлении», — считает Йоахим Мильберг, председатель правления концерна BMW. Цены на машины этой марки, по его словам, уже сегодня отличаются в различных странах максимум на 10%.

В представительствах автозаводов в России европейские нововведения воспринимают пока как нечто далекое и к нашей стране не относящееся. По мнению Татьяны Халявской, менеджера по маркетингу представительства компании Volkswagen в России, у автозаводов «не могут быть одинаковыми интересы в разных странах в силу различной стратегии и политики компании, некоторые рынки неизбежно оказываются более приоритетными, другие менее». С ней согласна и Оксана Хартонюк, менеджер представительства компании Ford Motor в России: «При разных доходах, скажем, в Португалии и Германии трудно представить, чтобы цены на машины были одинаковыми».

«Для официальных дилеров в России гораздо важнее установить единые цены на машины во всех городах и регионах нашей страны», — считает Андрей Родионов, менеджер марки «Мерседес» компании «DaimlerChrysler Автомобили Рус», официального импортера концерна DaimlerChrysler. При этом он заметил, что «официальным дилерам концерна в России не разрешается продавать иные марки машин». Однако, зная приверженность компаний к корпоративному единообразию, нетрудно предположить, что отношение к дилерам поменяется и в нашей стране.

Что касается единообразия в ценах, то Ford в России, например, получает машины из Испании или Бельгии, как сказала Оксана Хартонюк, по-прежнему за доллары. А цены на продукцию Volkswagen, по словам Татьяны Халявской, были переведены в России в евро еще в октябре прошлого года, и сегодня стоимость автомобилей этой марки «лишь на 5% выше, чем в Германии».

И все же, по мнению профессора Анвара Кончалидзе, старшего научного сотрудника НИИ автотранспорта, цены на новые иномарки в России «скорее всего увеличатся уже к весне этого года как минимум на 15%». Во-первых, потому, что «уравнивание цен, которое сейчас в Европе проводится, проходит далеко не по нижней планке». И во-вторых, «для России многие автозаводы до сих пор отпускали автомобили по заниженным «ставкам», чтобы застолбить рынок и учесть покупательную способность нашего населения и непомерно высокое налогообложение». Ударят нововведения и по «серому» импорту, поскольку именно «серые» дилеры брали машины там, где дешевле, а продавали дороже.

Что касается подержанных машин, то, по сведениям Андрея Мазанова, цены на них уже поднимаются вслед за новыми машинами. (Владимир САЛМИН)

   Известия 18.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Польша: рынок замороженной клубники

Польша - ведущий поставщик замороженной клубники в ЕС, при этом большая доля отгрузок приходится на долю Германии. По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2001 торговом году экспорт этой ягоды из Польши достиг 96 тыс. т, несколько превысив показатель предыдущего года. Высокий уровень экспорта обусловлен ростом урожая клубники, который увеличился на 39% - до 238 тыс. т.

Вместе с тем в 2001 г. расширение производства явилось одним из главных факторов снижения экспортных цен. В начале лета 2001 г. цены на клубнику для замораживания составляли 4000 нем. м. за т по сравнению с 1600 нем. м. годом ранее, однако к окончанию сбора урожая они снизились до 1200 нем. м.

Высокие доходы от клубники в 1998 - 1999 гг. способствовали увеличению площадей посадок этой ягоды. В 2000/01 г. под клубникой было занято 65 тыс. га по сравнению с 58 тыс. в 1998/99 г. Эксперты МСХ США полагают, что в связи со снижением цен выращивание ягод на отдельных участках прекратится, а площадь посадок к весне 2002 г. сократится до 63 тыс. га. Урожайность клубники в 2001 г. в связи с благоприятными погодными условиями повысилась до 3,66 т/га с 3,10 т в 2000 г.

Традиционно большая часть экспорта замороженной клубники приходилась на «Hortex», государственную компанию по экспорту и импорту сельскохозяйственной продукции. В настоящее время «Hortex» является частной фирмой, но ее доля в экспорте замороженной клубники снизилась до 10%, что связано с финансовыми проблемами компании и нарастанием конкуренции со стороны других экспортеров. Из-за недостаточной государственной поддержки и ограниченности льготных кредитов 2001 год оказался трудным и для средних и мелких компаний. Эти факторы наряду с общим развитием польской экономики ограничили объем закупок клубники для переработки, особенно мелкими фирмами. Ряд компаний с участием иностранного капитала покупал клубнику на местах, заключая контракты с польскими предприятиями по заморозке ягод и переправляя продукцию по назначению.

В последнее время в Польше расширилась сеть реализации замороженных продуктов. В прошлом «Hortex» была единственной компанией, поставлявшей замороженные продукты на национальном уровне. В настоящее время на польский рынок вышли еще две группы по продаже пищевых товаров - «Frozen Food Group» и «KFD». Каждая из них объединяет по нескольку дистрибьюторских фирм, которые тесно связаны с хладокомбинатами и продуцентами замороженных продуктов, а также с компаниями по их перевозке. Наиболее популярным сортом польской клубники продолжает оставаться «Senga Sengana», на долю которой приходится около 50% урожая. В числе других разновидностей значатся «Ducat», «Elsanta», «Kent», «Когопа»и «Marmolada». Первые две, как отмечают, отличаются повышенной сопротивляемостью к болезням растений, но окончательные выводы об их морозоустойчивости еще не сделаны.

   БИКИ 17.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Мировой рынок теллура

В статье рассматриваются потребление теллура в промышленности, области использования и новые сферы применения, соотношение спроса и предложения на рынке, уровень цен.

   БИКИ 17.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Мировой рынок редкоземельных металлов. Издание 4-е, дополненное.

Тенденции развития мирового рынка золота

В статье, насыщенной статистикой, анализируются основные тенденции развития рынка в 1991-2001гг., текущая ситуация на рынке, проблемы потребления, движение цен.

   РЦБ. Товарный рынок 5, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Положение на мировом рынке угля

В насыщенной статистикой статье, опубликованной в БИКИ, анализируется ситуация на рынке в 1998-1 кв.2001гг.: потребление, запасы, добыча каменного и бурого угля, мировая торговля энергетическим и коксующимся углем, в том числе по отдельным странам.

   БИКИ 17.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Россия: об освоении Удоканского месторождения меди

В России предпринимаются шаги организационного характера в отношении освоения Удоканского месторождения меди, запасы которого оцениваются в 20 млн.т. О возможностях освоения этого месторождения - материалы, опубликованные в газете Время новостей.

   Время новостей 16.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Черная и цветная металлургия. 2001г.

Черная и цветная металлургия: производство, снабжение, сбыт. 2001г. CD-ROM

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства России

В статье анализируются новые положительные тенденции в развитии сельского хозяйства, ранее отчетливо стагнирующей отрасли российской экономики.

   Русский фокус 24.12.01

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Россия: британская компания построит в Ленинградской области завод по производству угольных сигаретных фильтров

Британская компания Banzl Plc до лета 2003 года построит в Гатчине (Ленинградская область) фабрику по производству угольных сигаретных фильтров.В областном правительстве заявляют, что это предприятие превзойдет своих российских конкурентов и обеспечит потребности крупнейших производителей сигарет страны.

В 2001 году 000 «Филтрона», дочерняя фирма Banzl Рlс, подала заявку в областное правительство на строительство предприятия. На днях власти удовлетворили просьбу и выделили земельный участок размером 8 гектаров. В ближайшее время с «Филтроной» будет подписано соглашение об инвестиционной деятельности.

В предприятие будет вложено 25,25 млн долларов. Строительство первой очереди начнется этим летом и займет год. После введения в действие пускового комплекса оборот фабрики составит 30 млн долларов.

Цех по производству угольных фильтров займет 11,5 тыс. кв. метров. На остальной части земельного участка Banzl Plc планирует наладить выпуск самоклеющейся отрывной ленты для сигаретных пачек и другой продукции для производителей сигарет.

Кроме того, на состоявшейся на днях встрече с губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым президент испанского холдинга «Имаса» Касадо Мартинес заявил о возможности построить в области завод по производству перекиси водорода стоимостью 110 млн долларов. По словам г-на Мартинеса, правительство Испании выделило холдингу кредит в размере 85% от суммы требуемых вложений.

Как пояснили в областном комитете по экономике и инвестициям, испанская сторона построит предприятие на свои деньги за два года, после чего завод станет собственностью России. Проект может быть реализован в течение двух лет. Но Ленинградская область должна вернуть испанцам вложенные средства в течение 10 лет с момента запуска производства. В областном правительстве считают, что это вполне реально. «Для заключения договора необходимо письмо правительства РФ о заинтересованности в реализации проекта в нашем регионе в рамках российско-испанского соглашения об инвестировании в экономику России», — подчеркнули в областном комитете. Ленобласть обратится по этому поводу в федеральное правительство в ближайшее время. (Виктор МАТВЕЕВ)

   Время новостей 21.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

См. также литературу в каталоге:

Рынок табака и табачных изделий и табачная промышленность (Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) (на англ. языке)

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля (2 тома). 2000г.

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля. 2000г. СD-ROM

Продтовары: оптовики, торговые дома, магазины. 2000-2001. CD-ROM

Химические волокна в мире: промышленность и рынки

Международный справочник о производителях химических волокон в мире. 6-е издание (на англ.языке)

Рынок парфюмерии и косметики России

В серии статей, опубликованных в газете Финансовые известия, анализируются изменения на рынке парфюмерии и косметики за последние годы, особенности развития отдельных секторов рынка, соотношение российской и импортной продукции, вопросы конкуренции и конкурентоспособность отечественных парфюмерно-косметических товаров, изменения в оптовой и розничной торговле, проблемы экспорта.

   Финансовые известия 17.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

Возрастной состав парка легковых автомобилей России

До 5 лет - 21%.
От 5 до 10 лет - 32%.
Свыше 10 лет - 47%.

   Время новостей 18.01.02

>>> см. в архиве >>>

к оглавлению

к началу


С Новым годом!
Поздравляем всех наших читателей и подписчиков с Новым годом! Желаем счастья, здоровья и успехов в бизнесе! Это последний наш выпуск в 2001г. Встретимся вновь 14 января 2002г. Отдохните от нас.


Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последнюю неделю




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Новости кондитерского рынка: производство, преспективы, прогнозы и оценки. Аналитические материалы по сегментам рынка. Обзоры экономической ситуации в отрасли. Освещаются все значительные события на кондитерских предприятиях России. Публикация прайс-листов кондитерских фабрик.







Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное