Основные способы продвижения бренда Продвижение бренда. Маленькие хитрости
Основные способы продвижения бренда
Продвижение бренда. Маленькие хитрости
Бренд существо капризное. Его, как ребенка, мало родить; его надо
воспитывать, пестовать, холить и лелеять. Без заботы и присмотра он
чахнет и хиреет. А может и умереть.
Ежегодно по всему миру прекращают свое существование несколько
десятков тысяч брендов, хотя освобожденную рыночную нишу тут же занимают
новые. По статистике, более 60% из них „умирают“ еще в течение первого
года существования. Такая тенденция может быть обусловлена разными
причинами, однако практически абсолютным залогом успеха является
грамотная раскрутка и продвижение бренда.
Раскрутить торговый знак и продвинуть его на рынок это не одно и то
же. Если раскрутка это процесс одноразовый, то продвигать бренд „в
массы“ нужно постоянно. Разнообразие способов раскрутки и продвижения
зависит в основном от степени вашей фантазии, и немножко от размера
банковского счета. Фантазировать и выдумывать различные трюки для
формирования узнаваемости бренда и его продвижения — это задача
бренд-менеджеров и маркетологов. Хотя зачастую продвинутые идеи посещают
и других сотрудников. Поэтому если возникает необходимость создать,
раскрутить или продвинуть новый торговый знак – собираем всех
сотрудников на «мозговой штурм» и вперед за новыми идеями!
Даже самый скромный список технологий продвижения бренда включает в
себя уйму способов: формирование собственной дилерской сети,
теле-радио-интернет-реклама, создание сервисных и информационных
центров, рекламные акции и презентации, спонсорство, рекламная
полиграфия, нетрадиционный маркетинг и т.д. Но не всем по карману такое
разнообразие.
Раскрутка бренда посредством теле- и радиорекламы требует весьма
значительных финансовых вложений. Причем, не всегда и далеко не всегда
эти вложения оправдываются. Узнаваемость торгового знака, конечно,
возрастет, но еще не факт, что возрастут продажи. В то же время в число
достаточно дешевых, но и весьма эффективных методов продвижения бренда
входит использование рекламной полиграфии, нетрадиционного маркетинга,
интернет-технологий и специальных социальных методик.
Рекламная полиграфия используется для раскрутки и продвижения брендов
еще с давних времен, меняются только техника и скорость производства
продукции. Сейчас наносить свои реквизиты, логотипы, слоганы или
фирменные цвета можно практически на любой поверхности и буквально за
считанные минуты. Причем к большим плюсам рекламной полиграфии относится
и то, что вы сами можете определить размеры и количество продукции,
контингент потенциальных покупателей, место и время размещения рекламы.
Огромные рекламные баннеры с символикой бренда, маленькие листовки,
буклеты, брошюры, полиэтиленовые пакеты и сувениры с логотипами или
раскрашенный в фирменные цвета асфальт станут молчаливыми, но
эффективными помощниками в нелегком деле продвижения бренда.
В качестве неисчерпаемых и весьма доступных дополнительных ресурсов
для продвижения любого торгового знака можно использовать и
разнообразные методы провокационного маркетинга. А слабо организовать
сотрудников своей компании и мелками раскрасить в фирменные цвета
асфальт перед головным офисом? Или разместить яркие логотипы бренда в
глубоком декольте или на ягодицах симпатичных девушек? Или собрать
команду тех же сотрудников и устроить соревнования по бегу в мешках на
главной улице города? Это и есть провокационный маркетинг. Он изумляет,
провоцирует и шокирует окружающих. Вас увидят, о вас узнают, о вас будут
говорить, вас будут обсуждать. А вместе с вами будут обсуждать и ваш
бренд. Что, в общем-то, и требовалось.
Если вы сторонник более мягких, изощренных и почти ювелирных методов,
тогда следует обратить особое внимание на социальные технологии. При
построении стратегии продвижения бренда обязательно нужно учитывать
психологические особенности целевой аудитории покупателей, поэтому к
одной из эффективных технологий продвижения торгового знака, относится
«принцип сопричастности». Проще говоря, все люди, так или иначе,
испытывают подсознательное стремление принадлежать или быть
сопричастными к какой-либо категории: богатые, здоровые, спортивные,
независимые, стильные и т.д. Именно на этом и строится стратегия
«сопричастного» продвижения торгового знака. Так, весь визуальный ряд и
ключевые элементы бренда «Marlboro» выстроены как единый образ сильного и
независимого мужчины. Курящий «Marlboro» ассоциативно ощущает себя
более мужественным, сильным и независимым. Исследования, проведенные
социологами в России еще несколько лет назад выявили, что многие мужчины
покупают определенную марку сигарет не из-за вкусовых пристрастий или
крепости табака, а именно из-за эмоциональных и психологических
предпочтений, то есть благодаря правильно выстроенной и представленной
стратегии продвижения бренда.
Психология это конечно хорошо и эффективно, но не стоит гнушаться и
массовой рекламы. Тем более что современные рекламные
интернет-технологии обеспечивают по-настоящему глобальную узнаваемость.
Баннеры, бегущая строка, анимированные персонажи, видеоролики, СПАМ,
информационные сайты, интерактивные презентации и вообще все, что может
привлечь внимание пользователя – это все интернет-реклама. С каждым днем
число пользователей всемирной паутиной неукротимо растет, а значит,
растет и аудитория потенциальных клиентов бренда. Надо только им об этом
сообщить.
Но иногда, несмотря на все старания и затраты торговый знак
категорически отказывается раскручиваться. В этом случае расширение и
растягивание бренда часто оказывается единственным способом сдвинуть
упрямца с места. Есть бренды, выросшие на одном единственном
наименовании товара. Другие начинают сразу с большого ассортимента
продукции, и это срабатывает. Единого сборника гениальных идей и решений
нет, и вряд ли когда-нибудь будет, поэтому в каждой конкретной ситуации
существует индивидуально верное решение. И если бренд „не пошел“ в
Самаре, он может раскрутиться в Ставропольском крае или ближнем
зарубежье. Конечно, торговый знак солнцезащитной косметики вряд ли
сделает сверхприбыль в Московской области, но в Краснодарском крае или
Крыму, где солнце почти враг, он может сотворить фурор. Поэтому
географическое растягивание бренда довольно часто используется не только
для расширения уже существующего рынка сбыта, но и для масштабного
захвата новых рыночных территорий.
Иногда целесообразно к уже существующему ассортименту продукции
добавить одно или два новых наименования. Вполне возможно, что именно
эти дополнения станут окончательным нюансом, которого и не хватало для
полноты картины. Так, компания «Невская косметика» в конце 90-х годов
была вынуждена значительно сократить ассортимент продукции, так как
согласно результатам потребительского опроса более 25% продукции не
нравятся потребителям. Но и после сокращения ассортимента ситуация не
изменилась. Несмотря на узнаваемый и довольно популярный в народе бренд,
компания «Невская косметика» испытывала кризис. В итоге было принято
решение добавить к нескольким видам дневного крема наименования
соответствующих видов увлажняющего кремов. Объем продаж увеличивался
постепенно, но через полгода итоговый показатель превысил 3 раза.
Продвижение любого бренда в современных условиях невозможно без
прямого контакта с потребителями. Способов налаживания отношений с любой
категорий клиентов множество, но базовый метод на Западе известен как
network marketing и используется уже достаточно давно.
Технология продвижения бренда через прямые контакты с потребителями
уже более года успешно применяется широко известной во всем мире
компанией P&G. Сотрудники рекламного агентства «Vocalpoint»,
обеспечивающего продвижение продукции P&G, еженедельно проводят
интернет–тестирование почти 600 000 женщин, которые входят в список их
постоянных клиентов и контактеров. Эти женщины получают купоны на скидки
для некоторых наименований продукции P&G и ежедневно общаются со
своими подругами, коллегами и приятельницами. Именно так они узнают и
затем отображают в тестовых заданиях все мнения, которые им пришлось
услышать о продукции компании за определенный промежуток времени. Эта
методика применялась в нескольких штатах Америки, где в итоге объем
продаж вдвое превысил продажи других штатов, проводящих традиционные
рекламные компании.
Особенность технологии network marketing состоит в том, что именно
потребитель объективно сообщит вам о достоинствах и недостатках вашего
бренда. Причем о последнем обязательно и максимально подробно.
Контактные телефоны на упаковке, визитки, непосредственная беседа с
клиентом, тесты, вопросники для покупателей и конкурсные „купоны мнения“
– все это возможность узнать правду о самом себе и своем бренде. Пусть
эта правда будет не очень приятной, но „предупрежден, значит вооружен“.
Полученные сведения могут стать основой для разработки новой стратегии
продвижения бренда или внедрения дополнительных элементов в его основную
структуру.
Нет единой и жесткой концепции успешного продвижения торгового знака.
Здесь рука об руку трудится разрабатываемая годами стратегия и
мгновенная вспышка интуиции, сотрудничает „метод научного тыка“ и
выверенная маркетологами и бренд-менеджерами тактика поведения на рынке.
Здесь можно все. Все, что будет работать на бренд, на имидж, на
прибыль.