План маркетинга. Стратегический маркетинг Момент 4. Потянем ли мы такой план? Бюджет и решения руковод
5 основных моментов, о которых вы должны знать при составлении плана маркетинга
Момент 4. Потянем ли мы такой план? Бюджет и решения руководства компании
План маркетинга – стратегический документ, описывающий как, каким образом и с помощью каких методов мы будем добиваться поставленных задач в области продаж и маркетинга. Конечно, на одном голом энтузиазме невозможно будет добиться всех поставленных целей, тем более, если цели хорошие, глобальные. Нужен бюджет. Отлично, если в вашей компании принято принимать спокойно ваши решения в области бюджета на маркетинг. Сколько денег нужно маркетологу, чтобы
быть счастливым?Это ведь только кажется, что мы (маркетологи) только тратим и тратим деньги в компании, и никто толком не понимает на что. Но мы прекрасно понимаем, на что и главное зачем!
Задумайтесь, по какому принципу определяется бюджет на маркетинг в вашей компании?
Есть всего 4 варианта принятия решения о бюджете:
1 вариант (самый распространенный) – по остаточному принципу
В чем суть? Это когда в конце текущего месяца маркетолог приходит к руководству с планом бюджета на следующий месяц для утверждения, в итоге от планируемой суммы остается намного меньше, чем необходимо. Мотивируется решение тем, что в следующем месяце мы платим за аренду, телефон, аудиторам, Интернет, поставщикам, вот тем, а еще вот тем и так далее. Поэтому мы не можем выделить сколько заявлено, а можем вот столько. Хорошо, если сумма максимально
будет приближена все же к той, которая заявлена в бюджете, НО бывают и такие случаи, когда бюджет вообще оставляют нулевым, мотивируя тем, что денег ну совсем нет на какой-то маркетинг.
Но, хочу сказать, что тут тоже есть свои возможности, связанные с типом вашего руководителя:
1 тип – критикует бюджет и уменьшает его, но ждет, чтобы вы принялись рьяно доказывать о целесообразности именно заявленной суммы. И если вы докажете аргументировано, то утвердит такой бюджет, какой вам нужен.
2 тип – считает, что маркетинг – пустая трата денег в компании. Ничем не прошибается, остается вам только посочувствовать и особо не расстраиваться.
К слову скажу, что работала с обоими типами руководителей J Удовольствия, конечно, мало. И тот, и другой мастерски умеют изматывать бесконечными доказательствами о необходимости вкладывать деньги в маркетинг. А во втором случае вообще чувствуешь свою абсолютную ненужность в компании.
Поэтому, если в вашей компании руководствуются таким принципом при составлении бюджета на маркетинг, задумайтесь, прежде чем разрабатывать план маркетинга и бюджет на год (или больше). Может быть целесообразнее назначить встречу с руководителем, выяснить на какую сумму в течение года вы можете точно рассчитывать. Иначе получится такая ситуация, когда вы составите стратегический план маркетинга, спланируете соответствующий бюджет, а вам в итоге скажут,
что бюджет слишком большой и его необходимо уменьшить. И вам придется заново «перекраивать» все планы по продвижению, мучительно думая от чего бы избавиться, когда вы прекрасно знаете, что и так уже все максимально сжато, экономично и особо вы никогда и не пытались вытащить у компании миллиардный бюджет. Опять же таким образом и время себе сэкономите, а также заодно укрепите авторитет руководства в его же глазах.
2 вариант принятия решений о бюджете в компании – чем мы хуже других?
Это наименее распространенный вариант, но все же иногда встречающийся. Вы спланировали бюджет, принесли на утверждение и руководство удивленно восклицает: «А почему такая маленькая сумма?» J Не улыбайтесь, бывает и такое. В моей практике было всего 1 раз, но запомню я его на всю жизнь.
Такое бывает практически лишь в том случае, когда в городе, рядом работают 2-3-4 конкурирующих компании, руководители (учредители) которых отлично знают друг друга. Они встречаются, пускают пыль в глаза друг другу, а потом прибегают в свои отделы маркетинга или рекламы и заявляют: «А вот «ХХХ»повесили баннеры, поставили рекламу и промоутеров, а чем мы хуже?». В итоге, они требуют срочно сделать все и как можно больше. Но как
бы ни казался привлекателен этот вариант, все же считаю его вообще нецелесообразным. Ведь все зависит в данном случае не от специалиста, вас, а от прихоти руководства и от желания пускать «пыль в глаза».Не всегда выбор средств для «пускания пыли» совпадает с вашим выбором в продвижении продукции. Тем более, как правило, такие приступы меценатства быстро проходят, а дальше уже и не знаешь, то ли вообще без денег оставит на следующий месяц, то ли урежет бюджет.
Единственный вариант в данном случае это спланировать бюджет, способствующий достижению всех поставленных целей, аргументировано его доказать руководству и надеяться на то, что его утвердят с минимальными потерями.
3 вариант принятия решений о бюджете в компании – процент от оборота (прибыли)
Пожалуй, самый молодой и набирающий обороты метод планирования. Как правило, используется в компаниях, где работают молодые, образованные и амбициозные руководители. Схема проста: бюджет на развитие и маркетинг определяется как процент от планируемого оборота или прибыли компании за определенный период. Процент выставляется в каждой компании индивидуально. Может быть как небольшим (1-2%), так и значительным (до 15%).
Если в вашей компании придерживаются такого метода, тогда вам будет намного проще спланировать бюджет. Необходимо узнать процент расчета, а после утверждения планируемых значений объемов продаж на расчетный период, вы сможете легко определить сумму бюджета. А далее уже сможете сами ее соответствующе распределить по статьям затрат.
4 вариант принятия решений о бюджете в компании – по необходимости
Пожалуй, это вариант еще менее распространен, чем второй. В этом случае вы можете спокойно планировать, составлять оптимальный бюджет – его принимают таким, каким вы его принесли на утверждение. В этом случае, руководство считает вас специалистом, умеющим работать, доверяет вашему суждению и чутью, а также верит, что вы понимаете, что несете ответственность за свои решения. Чтобы такая ситуация была возможна, необходимо наличие умного руководителя,
а также отлично и грамотно составленного плана, а также ваша уверенность в нем и в способности выполнить поставленные задачи, брать на себя ответственность. Уверенная защита вашего стратегического плана позволит вам рассчитывать именно на тот бюджет, который нужен, и никто не будет вам его урезать.
И последний маленький совет на сегодня.
Помните правило: «Всегда проси больше чем нужно, в итоге получишь требуемую сумму»
В следующих рассылках:
5. Пятый, но при этом самый главный момент
Вопросы присылайте на адрес: info@planmarketing.ru