Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Путь к богатству

  Все выпуски  

Домашний бизнес # 142


Информационный Канал Subscribe.Ru

ДОМАШНИЙ БИЗНЕС

Выпуск
142
Успеха добивается тот,
кто к нему стремится!
10 августа
2004 года


ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Сегодня в выпуске:

1) Новости с Конкурса идей

2) 8 новых идей


НОВОСТИ С КОНКУРСА ИДЕЙ
(подробное описание условий конкурса
читайте на странице http://www.homebusiness.ru/competition.htm)

Подведены итоги июльского конкурса идей. Представляю вам победителя конкурса, идею:

Обувной бизнес

Идея очень практичная, доступна для всех. Автор очень подробно расписал, как можно начать бизнес и как его развивать. И мне очень импонирует герой этой идеи - уже немолодой человек, который смог в один момент изменить свою жизнь, чтобы добиться большего. Поздравляю автора идеи с победой! Приз - 50 долларов - будет отправлен автору после согласования способа его перечисления.

А пока вовсю идет конкурс идей августа. Представляю вам идеи, претендующие на приз в 50 долларов.

ИДЕИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В КОНКУРСЕ ИДЕЙ АВГУСТА:

824. Норковая шуба

825. Дневная стоянка велосипедов

827. Автосервис по регулировке развала-схождения автомобилей

828. Продажа купонов бесплатных объявлений

829. Уютный двор


ИДЕИ ДОМАШНЕГО БИЗНЕСА

1)

653. Газета для рынка

Автор идеи: Галина

Предлагаю Вам свою идею, которая сейчас находится в самом начале процесса реализации, а потому судить о ее дальнейшем будущем рановато.

В каждом городе есть несколько крупных вещевых рынков - это раз. Если рынок крупный, то для того, чтобы его обойти и купить нужную вещь, да еще и по подходящей цене, нужно убить несколько часов - это два. Иной раз и время-то жалко тратить, да и джинсы (свитер, рубашку и т.д.) обновлять пора.

Какое решение я нашла? Каждую неделю на двух самых крупных рынках своего города (если будут вопросы, расскажу конкретнее, что за город и что за рынки) издаю так называемые информационные бюллетени. Название - "Новости и предложения: Рынки города".

Что туда входит? Подробная карта рынка, схематично обозначенные маршрутки-автобусы, магазины и т.д., а на самой карте - объявления торговцев рынка об их товаре, скидках, ценах и т.д. То есть вокруг карты 2-3 десятка объявлений в рамочках, от которых на карту ведут стрелки. Собственно, с этих торговцев и снимаются деньги, пусть и небольшие, но учитывая частоту выхода и их количество... Можно кормиться и за счет внешних рекламодателей, но это уже детали.

Распространяется мой бюллетень бесплатно на входе на рынок (впрочем, предполагаю, что через месяц-два смогу его продавать по символической цене, надо только примелькаться покупателям и торговцам).

Стоимость проекта - не большая. Она состоит из расходных материалов (бумага для бланков, договоров с торговцами, самого бюлетеня), расходы на печать, ну и прочие мелкие непредвиденные расходы - машина, чтобы забрать тираж, заплатить студентам-реализаторам и т.д.

Но я не считаю, что на этом идея должна закончится. Потому что издание собственной еженедельной газеты - отличная рекламная площадка для раскрутки другого рода бизнеса.

Жду ваших комментариев, критики и вопросов :)


2)

654. Как извлечь деньги из старых бытовых холодильников

Автор идеи: Владимир
E-mail: kukinvv@rambler.ru

Я живу в приграничном с Финляндией городе Выборге и с 1997 года занимаюсь тем, что перерабатываю обыкновенные бытовые холодильники, а также морозильные лари с глухими крышками, привезенные из Финляндии, в торговые холодильники и лари со стеклянными дверями.

Делается это достаточно просто. Сначала снимается дверь или двери в двухкамерном холодильнике, затем отрезным кругом по металлу шлифмашинкой в двери по предварительной разметке вырезается прямоугольник, который декорируется пластмассовой накладкой, изготавливается или заказывается соответствующих размеров стеклопакет, который вставляется в дверь холодильника и закрепляется в ней силиконовым герметиком. При желании заказчика можно поставить подсветку и вентилятор.

Технология превращения морозильного ларя с глухой крышкой в ларь для мороженого с раздвижными стеклянными шторками достаточно проста и останавливаться на ней я не буду, а лучше вернусь к холодильникам и расскажу о реальной экономике на примере заказчиков из Москвы.

С Москвой все просто! Дело в том, что через Выборг из Хельсинки в Москву каждый день идет поезд с багажным вагоном и стоимость отправки одного холодильника составляет около 300 руб. Получив по телефону предварительный заказ из Москвы, я покупаю у челноков в Выборге финский двухкамерный холодильник размером 180х60х60см по цене не больше 4000 руб., затем комплектующие на сумму около 800 руб., плачу 200 руб. обученному мной рабочему и отправляю готовый холодильник со стеклянными дверями в багажное отделение ЖД вокзала. Отправка стоит около 300 руб., куда входит оплата квитанции и работа грузчиков.

Моя цена в Москве в отделении багажа Ленинградского вокзала 6300 руб.. Прибыль составляет 1000 руб. Деньги переводом или через проводников. Время поезда в пути 8 часов. В Москву поезд прибывает утром.

Один рабочий за смену может не напрягаясь сделать два холодильника, но двое рабочих делают пять или шесть.

Обычно заказчики, являющиеся посредниками, заказывают не меньше 5 штук. В пик сезона продаж, с марта по июнь, количество заказов на «стекло» резко возрастает.

Теперь о том, что происходит с холодильником дальше. А дальше сплошные убиенные еноты.

Московские оптовики нанимают машину для перевозки товара на склад. При этом затраты на один холодильник составляют около 10 у.е. Покупают за 6 у.е. 15-ти ваттный светильник, который устанавливается в холодильник не более чем за 30 минут и размещают рекламу в газете «Из рук в руки». Предлагаемая розничная цена 300 у.е. (евро). Прибыль 80–100 у.е.

Вообще говоря , география холодильного бизнеса довольно широка. Заказчики приезжают на микроавтобусах и фурах из Твери, Тулы, Воронежа, Ярославля, Крымска, Вологды, Дагестана, почему-то из Петрозаводска и Саратова и других городов. Например, я знаю одну героическую женщину из Белгорода, которая примерно раз в месяц на протяжении двух лет нанимала «Газель» и ехала в ней за холодильниками и морозильными ларями в Выборг и обратно. На квартиру заработала.

Выше я рассказал о бизнесе, который реально работает уже несколько лет. Но пора в него внести свежие идеи, хотя идея Интернет-магазина может кому-нибудь показаться давно утратившей новизну.

Хочу попробовать для начала продавать б/у холодильники и другие товары из Финляндии розничным или оптовым покупателям в Москву через Интернет, но не знаю пока, как это сделать эффективнее. В принципе на заказ из Финляндии из бытовой (и не только) техники можно привезти все, что угодно, вопрос лишь в цене.

Для этого существует целая армия перевозчиков через границу, которых в Выборге называют «тушканчиками». Перевозка чего-либо весом до 50 килограмм для многих превратилась в профессию. Но это уже другая идея бизнеса...


3)

655. Новые технологии в системе бытовой вентиляции

Автор идеи: Макаров Сергей

Моя идея, сразу скажу, не для тех, кто живет в сильно загазованной местности, и не для тех, у кого есть кондиционер.

У меня раньше существовала такая проблема. Когда я ложился спать, мне всегда было жарко и душно - не заснуть (особенно летом), и я открывал форточку, но к утру становилось прохладнее, отчего я просыпался ночью и закрывал ее. Но просыпался ночью от холода я не всегда и тогда, проснувшись утром, обнаруживал, что простыл.

Однажды немного подумав, я из старого будильника сделал несложную конструкцию. Она крепилась к форточке или окну. Открывая форточку или окно, вы как бы заводите пружину, которая в течение ночи, ближе к утру медленно закрывает форточку.

Для меня на тот момент времени это была действительно проблема, и я ее так решил. Не знаю, насколько это актуально для вас. А вот сейчас я думаю, может быть, это необходимо не только мне. Что скажете?


4)

656. Как заработать при помощи Pentium-1

Автор идеи: Иван
Сайт: http://rabota4you.nm.ru

Вступление.

Всем известно, что на руках населения нашей страны находятся достаточно старые компьютеры, которые по сути никому не нужны. Современные игры на них не идут, для работы с достаточно мощными приложениями и программами они слабоваты. Так и пылятся старые машины на полках или используются в качестве печатной машинки.

Многие хозяева рады избавиться от них, да вот нет покупателей и поэтому готовы отдать рабочие компьютеры за бесценок (а порой и бесплатно, лишь бы место не занимал, но выкинуть жалко). В каждом городе можно набрать минимум 20-50 таких компьютеров, примерной конфигурации от Pentium1 до Pentium2 (AMD K6, если повезет, то и Celeron) (первой волны, когда еще были с частотой 266 и 300 МГц).

Суть идеи.

Идея возникла случайно, как и подобает идее. Причем, в первом варианте было совершенно о другом. Несколько друзей попросили избавить их от старого железа (причем, готовы были доплатить), лишь бы с глаз долой. Так я стал "счастливым" обладателем трех, примерно равных по конфигурации Pentium 166 MMX.

Первая идея была: уехать далеко за город в какое-нибудь село и продать их гораздо дороже, чем в городе. Но, лень и некое обстоятельство не дало мне это сделать, при этом помогло трансформировать идею в ту, которую я смею вам предложить.

Итак, обстоятельство было следующим: мне необходимо было идти сдавать на права.

Если описать в трех словах (кто не знает) сдача заключается в следующем:

1. Сдача теории (ответы на билеты) при помощи компьютерной программы.
2. Сдача вождения на полигоне (маневры и т.п.).
3. Сдача вождения по городу (до ближайшего перекрестка).

Сдаче экзаменов предшествовало 1,5 месяца напряженной учебы в автошколе.

Опять же, для тех, кто не знает - учат в школе теории и практике. И буквально за каждое "священодействие" и "знание" просят денег. Хорошо, что я учился в автошколе у знакомых и получил значительную скидку на обучение.

Я хочу подробнее остановится на компьютерной сдаче экзаменов, т.е. первой части. Из личного наблюдения стало ясно, что 60-90% всех обучающих сильнее всего боятся именно эту часть (каждый третий из группы завалился именно на 1 этапе и не был допущен до следующих). То есть, недостаточное обучение в автошколе именно управления компьютером (во многих автошколах этого вообще нет). Программа же используемая в ГИБДД (ГАИ) очень простая и буквально "летает" даже на очень старых компьютерах (начиная с 486dx).

Что я сделал. Я взял мои 3 "старика, нашел еще 15 похожих (некоторые покупал буквально за 2500-3000 рублей за системник и монитор, а 9 штук мне также отдали даром (или просили чисто символические 500-600 рублей)). В итоге я стал хозяином парка старых "машин" (18 штук) и "беднее" на 20 тыс. рублей (цена 1 нового компьютера). Взял небольшое помещение у автошколы знакомого (1 комнату) - объединил компьютеры в сеть, совершенно легально установил лицензионные учебные программы и программу экзаменов в ГИБДД (ГАИ) (приобрела автошкола). В итоге получился полнофункциональный и рабочий компьютерный класс для будущих водителей и обучению теории ПДД. Оставалось заработать деньги.

Всего групп в месяц 2-3. В группе по вождению обычно бывает 20-30 человек (летом, весной) и 15-20 человек (зимой, осенью). Компьютеры загружались полностью. Иногда даже по 2 человека за компьютером. Час (академический, 45 минут) компьютерных занятий стоил 25 рублей. За 1 занятие человек отдавал 50 рублей (1 час 20 минут). У каждой группы по 5 занятий по плану (5 дней) + "внутренние экзамены" (за сдачу внутренного экзамена в самой автошколе, так сказать репетиция перед главными, платили 30 рублей). Также возможны индивидуальные занятия человека в свободное время - 15 рублей академический час или 45 рублей с инструктором (30 рублей инструктору). Я получал 40% от всех денег.

Можете посчитать сами, что мой парк "динозавров" начал приносить деньги как игровой салон с новыми компьютерами.

Но я не остановился на достигнутом, я договорился об оказании такой же услуги другим автошколам (все в том же классе с моим парком в 18 машин). В итоге за 2 месяца класс посещали (со своими инструкторами) 4 автошколы и каждая училась и сдавала внутренние экзамены.

Мое же дело было маленьким - наблюдение, администрирование, ремонт - все юридические стороны и бухгалтерию проводили через автошколу.

За полгода я собрал деньги для себя, плюс 50/50 с владельцем автошколы на обновление парка класса, плюс деньги самому владельцу автошколы. Но старые машины мы, опять же, не выкинули, а перепродали (достаточно дорого) с установкой другой автошколе (моя ставка админа сохранялась) и понеслось.

Получить права хотят многие, обучение стоит денег, классы всегда востребованы. На сегодня я проверяю (контролирую) и являюсь совладельцем 3 классов и получаю очень приличные деньги (классы посещают около 8 автошкол (цифра средняя, например, в этот месяц заявку подали 9 автошкол, а в прошлый посещали только те 3, в которых стоят эти классы). При этом всего 2 салона пытаются начать конкурировать со мной.

Плюсы, которые я применяю:
1. Каждой автошколе накладно открывать свой компьютерный класс (компы-то покупаются новые).
2. Мой класс стоит всего 20 000 рублей +/- 5 000 рублей, т.е. цена 1 нового компьютера.
3. Так как компьютеры старые, то мало кто на них польщается в том плане, чтобы "сделать им ноги".

Минусы конечно же тоже есть, но они легко решаются, была бы голова.

Послесловие.

Идея для меня рабочая, потому что я работаю по ней. Главное - как поставить вопрос. Я, например, первый класс предложил открыть БЕСПЛАТНО владельцу автошколы - какой предприниматель откажется? - при этом использовал тот ресурс, который, казалось бы, нельзя использовать - парк старых компьютеров. Первое вложение в 20 000 рублей я отбил уже через 2 месяца. Старым вещам вторую жизнь :)


5)

657. Неординарный подарок

Автор идеи: Александр Скороход
E-mail: tehno@gammagroup.kz

Эта идея - интеграция всех прошлых идей, касающихся хостинга, доменов и проблем поиска клиентов для создателей сайтов. А пришла мне она, когда я недавно попытался занять домен второго уровня, совпадающий с моей собственной фамилией. И мне это удалось!

Итак, у человека день рождения, и все его знакомые, друзья и родственники начинают метаться в поисках подарков. И кто-то вспоминает, что в одном из магазинов подарков, или газете, или в бегущей строке телевизора или на столбе, видел ваше объявление, где вы, в качестве подарка, предлагаете сайт - визитку с адресом сайта <фамилия.ru>. Причем, стоит это намного дешевле, чем гектар Лунной поверхности или кусок асфальта, с именем, на Арбате, но не менее КРУТО!

Предлагая такую услугу, вы имеете от каждого клиента $10-50 однократно, и отчисления по партнерской программе от хостера пожизненно!

И для этого нужна самая малость - иметь набор шаблонов, а их в сети тысячи, уметь обрабатывать фотографии юбиляра и вставлять тексты, поверьте – это сущие пустяки. Сейчас изготовлением сайтов не занимаются только очень ленивые или патологические трусы, которые всегда боятся, что у них ничего не получится. Что касается хостинга, на мой взгляд, самым удобным и оптимальным является PeterHost http://panel.peterhost.ru/5937 (за прямую рекламу не извиняюсь, т.к. процедура получения такой рефссылки и её эффективное использование – одна из составляющих этой идеи).

Вы заходите на сайт этого хостера по этой ссылке http://panel.peterhost.ru/5937, далее в раздел “партнерам” и регистрируетесь как новый партнер, вам создается аккаунт, где будут накапливаться все ваши начисления и там же вы найдете все инструкции по применению баннеров и рефссылок.

Отчисления за привлеченных людей вы получаете только от оплаты за хостинг, по одному из тарифных планов. Если вы привлекли первого клиента – 20%, второго 25%, четыре и более – 30% от всех последующих. В деньгах это составляет от 7,8 до 136,5 долларов от каждого клиента в год. Регистрируйте сразу 4 пользовательских аккаунта на свое имя, с парковкой бесплатного домена, типа ххх.com.ru за $1 каждый и требуйте 30% начислений (на PeterHost это не считается накруткой). Для тех, у кого более 10 клиентов – специальные условия.

План “парковка домена” всего $1! Регистрация новых аккаунтов ваших клиентов с одного вашего компьютера тоже законное мероприятие!

Во что будет обходится это вашему клиенту?

Самый простой и дешевый вариант – только парковка и домен <фамилия.ru> - 27; <фамилия.com;biz;org;info> - 14 и вам за услуги – 10–20. Итого: 24–47 доллара.

Подороже, с сайтом – визиткой, 1-3 страницы, стоимостью 10-20 долларов. Плюс самый дешевый тарифный план $39 в год. Самый дорогой вариант 110–130 долларов. Многие коллективы дарят подарки и дороже. Для самых крутых и навороченных юбиляров можно оформлять хостинг и поддержку домена хоть на 10 лет! Соответственно и ваши комиссионные увеличиваются многократно.

Кстати, клиенту совсем не обязательно знать, что при оплате хостинга за три месяца, домены даются бесплатно!

Все платежи удобнее всего проводить в WebMoney, в этом случае срок выполнения заказа – одни сутки.

Если не можете делать простенькие сайты сами, так найдите голодного студента :-)) , а лучше двух-трех.

Некоторые клиенты, получившие такой сайт – визитку в подарок, захотят превратить его в полноценный портал, приносящий денег, и к кому они обратятся? К вам!

Итак, ваша прибыль (при десяти клиентах в месяц) будет составлять минимум $300! И это только начало! Прошу иметь в виду, что в этом бизнесе заложены принципы Роберта Кийосаки, работать все меньше, а получать все больше! Когда вам через пару–тройку лет надоест этим заниматься, и вы бросите это дело, доход от своих прошлых дел вы все равно будете получать, в виде отчислений от ежемесячной платы за хостинг всех ваших прошлых клиентов. Уместно будет сделать базу доменов, прошедших через ваши руки и оперативно контролировать срок продления домена. Если, например ivanov.ru собирается от него отказаться, то имеет смысл забрать его на себя и затем продать следующему клиенту.

Некоторые, из наиболее активных оппонентов, сейчас начнут вам рассказывать, что доменных имен уже очень мало, искать их тяжело и т.д. Не слушайте их, число доменов первого уровня растет как грибы, их всегда будет. Тем более что для подарка можно использовать не только <фамилия.ru>, но и <какая-нибудь шутка.ru>, фантазируйте!

Еще начнут говорить, что юбиляров мало. А вы на них не циклитесь, ну кто откажет себе в удовольствии подарить такую штучку своему новорожденному дитяти или внучку? А потом ежемесячно и ежегодно выкладывать на сайте инфу про то, как оно растет, и какие словечки начинает лопотать. И любой родственник, живущий даже в Австралии, может любоваться этим чудом в режиме On-line! А когда оно вырастет, то его домен будет стоить бешеных денег и он получит готовый, раскрученный бизнес!


6)

658. Лает - не кусает, но от воров спасает

Автор идеи: Виктор Рогов
Сайт: www.domoney.ru

В милицейских сводках сообщается, что раскрываемость преступлений растёт, столько-то задержано, столько-то посажено...

Но, несмотря на героические усилия нашей доблестной милиции, количество квартирных краж увеличивается и ставшие уже привычным атрибутом нашего жилья стальные двери этому почти не препятствуют.

Потому что у каждой самой крепкой двери всегда есть слабое место - ключ.

Какие следуют рекомендации?

Рекомендации заводить собак.

Не обязательно больших и сильных, вроде овчарок или догов, можно маленьких, но громких.

Лишь бы лая было больше, чтобы создавать акустический дискомфорт для домушников и заставлять их искать другой объект для ограбления - потише.

Но собака - не хомячок и даже не кошка. Содержание её - дело хлопотное и дорогое.

А можно ли использовать собачий лай отдельно от собаки?

Конечно можно! В 21 веке живём!

Первое, что приходит в голову - записать лай на магнитофон и подключить к нему какой-нибудь датчик "присутствия за дверью".

Но лучше об этом способе сразу забыть - уж больно малофункциональны и ненадёжны эти устройства - всё, что они могут, это тупо повторять одну и ту же запись.

Хорошо, если в доме есть компьютер. Поручить лаять можно ему.

Нередко всё необходимое в нём уже есть. Остаётся записать разные варианты лая, вынести динамик поближе к двери да поколдовать с программой, чтобы она реалистично изображала присутствие собаки.

Например, при проходе человека мимо двери издавала скучающее скуление, при его остановке больше нескольких секунд - предупреждающее рычание, а если не помогло - громкий, захлёбывающийся злобный лай.

Вот только наличие железной двери не всегда означает наличие компьютера, да и опытный домушник может пробки вывернуть...

А не поручить ли охрану двери специализированному "придверному" компьютеру?

Вспомните первые Автоматические Определители Номера - какие они было громоздкие. А теперь состоят из микропроцессора и нескольких деталек.

Любой сотовый телефон - это же целый компьютер, спрятанный где-то между аккумулятором и клавиатурой.

Значит, и лающий привратник может быть сделан в виде изящной коробочки с аккумулятором и зарядным устройством (защита от "выворачивания пробок"), мощным динамиком, собственно микрокомпьютером и чипом памяти, хранящим всё программное обеспечение и записи звуков и расположенным так, чтобы его можно было легко менять даже человеку, неискушённому в электронике.

К коробочке подключается датчик присутствия, например, испытанный микроволновый датчик объёма, который входит в состав автомобильных охранных систем. Его нетрудно поместить под дерматином, под деревянной притолокой и даже за деревянной дверью.

Его чувствительности и дальности вполне хватит, чтобы реагировать на взрослых людей и не замечать кошек и собак.

А реакция будет полностью определяться программой в чипе памяти.

Конечно, наши кулибины быстро раскусят и начнут копировать такие устройства. Но ведь можно зарабатывать не только или не столько на продаже самих устройств, сколько на софте для них. Самый богатый человек америки именно софт и продаёт...

Например, надоел лай овчарки - поставил чип с лаем чау-чау, или бультерьера, или ворчанием любимой тёщи...

Раз уж у двери стоит такой умный привратник, что мешает поручить ему функцию говорящего дверного звонка: "Кто тама? Это я, почтальон..."

Даже кнопку устанавливать не обязательно. "Звонок" может сам начать диалог с подошедшим к двери, и, если тот не случайный прохожий и пришёл именно к Вам, сообщить "К Вам посетитель".

Этот электронный сторож может и дверь открывать, если его снабдить электроприводом, который ставят в двери автомобилей. А в качестве ключа подойдёт радиобрелок, как у автосигнализации (такие замки "без замочной скважины" уже есть в продаже).

Ещё охраннику можно поручить включать свет, телевизор, издавать разные звуки - словом, имитировать присутствие хозяев в квартире во время их отсутствия. Пожарную и прочую сигнализацию также можно подключить к нему.

Важно в самом начале заложить возможность подключения дополнительных функций наподобие апгрейда "большого компьютера".

Вот так имитатор собаки превращается в концепцию "разумного дома", о которых любили писать фантасты.

А знаете, что в этой идее самое трудное?

Трудное - не разработка интеллектуального устройства, и не налаживание его производства, и даже не организация массовых продаж.

Самое трудное - держать в тайне от соседей, что на самом деле собаки в квартире нет...


7)

659. Создание боулинг-клуба

Автор идеи: Александр Ходаков
Сайт: http://www.medicus.ru
E-mail: newsalon@bk.ru

Словом «боулинг» сейчас уже никого не удивить, хотя в России боулинг-центры пока в дефиците. Так, например, в США одна дорожка для боулинга приходится на 2000 человек, а в нашей стране – одна на 65000. Всего в стране сейчас действует более 380 боулингов, 2500 дорожек, из них около половины – в Москве и в Санкт-Петербурге. Особенный бум открытия боулингов пришелся на последние два года, а в прошлом году шары боулинга докатились до самых дальних областей России.

История боулинг-бизнеса в России

До августовского кризиса 1998 года новые русские тешили себя заморской диковинной «игрой в кегли» за сто долларов в час, а владельцы первых боулингов, по их признанию, просто гребли деньги лопатой. Сегодня же стоимость часа игры стоит в среднем 25 долларов, а сами боулинги ориентируются на средний слой населения. Экономика боулинг-бизнеса от этого не особенно пострадала. Во-первых, снизилась стоимость оборудования, во-вторых значительно расширился рынок - количество играющих в боулинг в России ежегодно удваивается. Кроме того, рост числа дорожек снижает издержки - если раньше открывались клубы в среднем с шестью дорожками, то ныне и 30 дорожек никого не удивляет.

Боулинг-бизнес по-российски

Все больше деловых людей начинает понимать, что боулинг это не только модная забава, но и быстрорастущий бизнес. Оборот боулинг - индустрии в России растет как на дрожжах - в 2002 году $180 млн., а в 2003 уже почти вдвое больше. Чистая прибыль клуба на 8-12 дорожек составляет около $400 тыс. год.
Пока одни предприниматели еще только подумывают об инвестициях в боулинг, другие уже строятся, а третьи снимают сливки, В новостной ленте Яндекса за один только месяц, обнаружились сообщения состоявшемся или планирующемся прибавлении числа дорожек в Воронеже, Краснодаре, Белгороде, Тольятти, Уфе, Перми, Альметьевске, Новом Уренгое, Владивостоке, Благовещенске, Находке, Нарьян-Маре, в городке ВМФ в Видяево, и даже в городе с экзотическим названием г. Пыть-Ях (Тюменская область). Это не считая новых боулингов в обеих столицах. Там же - информация о множестве турниров боулеров. От профессиональных, где на кону призы в десятки тысяч долларов, до корпоративных турниров, например, стоматологов и журналистов. Впечатляет информация о необычных маркетинговых ходах некоторых клубов, например о чемпионате по игре «вслепую» и турнире по стриптиз-боулингу, где допускались только девушки топлесс. Конечно, подобные выдумки маркетологов привлекают немало посетителей, а хорошие специалисты боулинг-бизнеса в последнее время вообще нарасхват. Директор одного из старейших московских боулингов признался нам, когда готовилась статья, что его давно «сватают» приехать поднимать новый боулинг-центр в одном далеком регионе. «Деньги предлагают большие, но не хочется надолго оставлять семью », сетует он.

Говорят специалисты

· В открытие боулинга требуется вложить около полумиллиона долларов, а окупается он в среднем за 1,5 - 2 года
· Дополнительная прибыль от сопутствующих услуг достигает уровня прибыли от самой игры
· У боулинг-бизнеса - минимальные затраты на реализацию и низкие операционные расходы
· Материальные активы боулинга сохраняют свою стоимость в течение 20 лет

Семь раз отмерь

Перед новичками боулинг-бизнеса всегда возникает масса вопросов – с чего начать, каких затрат это потребует, и, конечно же, как выбрать оборудование и поставщика? Попробуем ответить на эти вопросы. Прежде всего, посчитаем квадратные метры.
Считается, что:
- на одну дорожку требуется 100 кв. метров, причем помещение должно быть не менее чем в 35 метров длиной, а лучше – с запасом, ведь стандартная длина дорожки – 25 метров, но требуется еще пространство для разбега и место для отдыха.
- особенных технических требований к помещению нет, даже, наоборот, строительные нормы менее строги, чем у торговых, жилых и офисных зданий, окон не требуется, особенных коммуникаций – тоже, так что возведение одного квадратного метра под боулинг обходится много дешевле, чем в случае с фитнес-центрами, кинотеатрами, салонами красоты и т.п.
- основные расходы приобретение и монтаж оборудования

Под оборудованием для боулинга понимается комплект из следующих изделий: дорожка с основанием, пинспоттер – устройство для выставления кегель на дорожку, система возврата шара, система подсчета очков, мониторы. Кроме того, в стоимость поставки обычно входит вспомогательное оборудование – комплект мебели, декоративные панели, набор расходных материалов, аксессуаров и запчастей. Стоимость такого комплекта варьируется у разных поставщиков в пределах от 25 до 48 тысяч у.е. за дорожку.

Забота о клиенте? Нет, о собственных доходах!

Прежде чем затевать открытие боулинга, посмотрите вокруг. Опытные директора боулинг-центров говорят о том, что подавляющая часть игроков приходит катать шары после работы. Поэтому лучше, чтобы рядом были офисные центры, удобные подъезды и просторная парковка. Желательно, чтобы вблизи была станция метро или остановка автобуса, потому что второй наплыв посетителей – это пятница и суббота, когда дорожки заняты всю ночь (играют до первых петухов!)
И, конечно же, нужно оставить место для вспомогательных услуг. Это могут быть кафе, бильярдные столы, игровые автоматы, а иногда и танцпол, сауна, картинг, магазин, где боулеры смогут купить личные шары, обувь и другие аксессуары (PRO-SHOP). В большинстве боулингов поступления от вспомогательных услуг составляют почти половину общей выручки.

Обзор поставщиков оборудования для боулинга

В каждом регионе различная ситуация, так что где-то на строительстве и ремонте можно сэкономить, но вот покупать оборудование все-равно придется в Москве. Посмотрим, кто у нас поставщики?
Следует отметить, что в последние годы практически все ведущие производители вышли на тот уровень технологий, на котором уже невозможно предложить что-либо революционно новое или существенно превзойти конкурентов, и внедряемые в последнее время новации относятся в основном к области дизайна и креатива. Поэтому разница в цене дорожек на российском рынке зачастую обусловлена не разницей в качестве оборудования, а степенью известности, «раскрученностью» того или иного бренда.
И, все-таки, первыми в свое время на российский рынок пришли две американские фирмы – Brunswick и AMF. Чуть позже подтянулись и другие, менее именитые поставщики.
Абсолютным лидером российского рынка долгое время была компания Brunswick. Ее оборудование использовалось еще при строительстве первого боулинг-центра в столичной гостинице Россия в 1976 году. Новейшая история Brunswick в России началась с 1997 года, когда в Москве открылось аккредитованное представительство BRUNSWICK BOWLING & BILLIARDS. Затем интересы международной корпорации в России стал представлять его официальный дистрибьютор ООО «БиБи энд Би» (капитальное оборудование для боулинга) и ООО «Боулинг Бизнес» (аксессуары, запасные части и расходные материалы для боулинг-центров).
Еще один крупнейший поставщик оборудования - AMF Bowling Products, представлен в России официальным дистрибьютором ООО «АМФ Боулинг Продактс»
В том же 1998 году появился на российском рынке молодой и энергичный брэнд VIA BOWLING PRODUCTS. За 5 лет работы компания успела серьезно заявить о себе. Главной причиной успешного продвижения марки VIA на мировом рынке стало оптимальное соотношение цены и качества.

Работа поставщиков оборудования зачастую не ограничивается собственно поставками. Квалифицированный поставщик предлагает своим клиентам полный цикл услуг по созданию и организации работы боулинг-центра, и, в частности, его услугами можно воспользоваться для разработки концепции клуба, комплексного проектирования здания и дизайна интерьера. Эта задача ложится как на инвестора, так и на поставщика и проектанта на самой ранней стадии работы над проектом.

Виды боулингов

Если вы дочитали до этого абзаца, и не утратили интереса, значит, пора рассказать о четырех возможных концепциях боулинга. Исходя из того, на какого клиента будет ориентирован боулинг, можно выбрать спортивную, семейную, развлекательную или VIP – концепции боулинга.
Каждая потребует учета ее особенностей не только при зонировании, но и при проектировании инженерных систем и коммуникаций - от архитектурного проекта, расположения (престижный центр или спальный район) до комплектации оборудованием, аппаратурой и вспомогательными услугами.

Спортивный вариант боулинг-центра

Подобный боулинг хорошо открывать при стадионе, спорткомплексе или фитнес-центре, где боулинг будет одной из составляющих спортивных программ, игровым дополнением к занятиям физкультурой и местом общения по интересам любителей спорта. Здесь основными игроками будут профессионалы, или «продвинуые» любители, приезжающие на красных машинах, одевающиеся в джинсы, майки и спортивные куртки, тщательно соблюдающие правила поведения и традиции. Они не будут пить много спиртного, но больше заплатят на саму игру, потратятся на суши-бар, кислородные коктейли и спортивные пищевые добавки. В Штатах в таких боулингах можно легко встретить Шварценеггера, Сталлоне, прочих звезд голливудских боевиков. У нас – известных звезд отечественного спорта, за которыми тянутся толпы болельщиков. Именно сюда придут профессиональные боулеры, и будут тренироваться ежедневно, причем что важно – в дневные часы. Они будут привозить к дорожкам тяжеленные чемоданы с собственными шарами, поэтому, чтобы закрепить за собой этих регулярных игроков, неплохо бы выделить помещение для их хранения за небольшую плату. В таком боулинге неплохо будет зарабатывать магазин аксессуаров (pro-shop) и дриллер (тот, кто сверлит в шарах отверстие, адаптируя шар под боулера). Дриллер – профессия такая же редкая, как печник или космонавт. На хорошего дриллера боулеры ходят так же, как гурманы ходят в ресторан хорошего шеф-повара. Здесь потребуются штатные тренеры, которые начнут обучать новичков. Здесь потребуется штат судей, умелых организаторов спортивных турниров с призовыми фондами в несколько десятков тысяч долларов. Раскрутка спортивного боулинг-клуба обойдется недорого, но должна вестись пиарщиком, который умеет сотрудничать с новостными редакциями спортивных изданий, интернет-сайтов, радиостанций и телеканалов, спортивными федерациями. На стенах у входа в боулинг неплохо разместить расписания турниров, фотографии профессиональных боулеров с перечислением их регалий, выигранные кубки и грамоты, а также фото известных спортсменов, когда либо посещавших это заведение.
При спортивной концепции боулинга важно обеспечить в клубе соблюдение правил игры и поведения на дорожках, в нем должно быть больше препятствий (ограждений, направляющих), обеспечивающих порядок и сохранность оборудования в идеальном состоянии. И еще один совет: обеспечьте как можно более эффективную вентиляцию и повесьте таблички «не курить» в игровой зоне. Эти вы еще больше увеличите число посетителей своего спортивного боулинг-клуба.

«Семейный» боулинг-центр

Обычно это клуб с богатым выбором развлечений для семейного и корпоративного отдыха, ядром которого является боулинг и ресторан. Сюда будут приезжать большие разнополые компании друзей и сослуживцев, а также семьи, чтобы провести здесь половину дня. На парковке такого боулинга будет сущее разнообразие машин – от ВАЗовских десяток до мерседесов различных цветов, причем черный цвет будет встречаться реже. Частым типом клиентов будут мужчины с животиками, дамы не самого юного возраста, и, конечно же, обилие детей самых разных возрастов. Одеваться такая публика будет нарочито дорого, ведь поездка в боулинг это еще и «выезд в свет». Гулять публика будет по-купечески, не отказывая себе в мелочах. А уж детей точно побалуют тортами, мороженым, жетонами игровых автоматов и тому подобными элементами заботы о подрастающем поколении. Показательно, что компании студентов здесь появляться не будут, чтобы ненароком не столкнуться с «надоевшими предками» и разгрузить уши от нотаций и попсовой музыки. Зато здесь часто будут справлять дни рождения (в том числе и детские), корпоративные вечеринки и праздники. Бар и кафе будут работать с повышенной нагрузкой, поэтому нужно будет выделить для зоны питания хотя бы метров 50. Надо будет разработать два типа меняю – фаст фуд, который будет в изобилии поедаться в зоне игры (но только то, что можно употребить без вилок и ножей!), а также меню «а ля карт», где каждое блюдо готовится по индивидуальному заказу, но быстро – не больше получаса - ведь многие игроки будут оставаться после игры и плотно обедать. В особенном почете будут крепкие спиртные напитки, красные полусладкие вина и кола.
В семейном боулинге нужно разнообразить варианты досуга. Неплохую выручку принесут бильярдные столы, игровые автоматы, забавные аттракционы, и обязательно – детская зона.
Большое внимание в заведениях такого типа уделяется созданию спокойной и комфортной для гостей атмосферы. Потребуются специалисты, умеющие провести праздник, а также занять детей.
На стенах у входа должны быть фотографии звезд эстрады, кино, когда-либо посещавших этот боулинг. Желательно с автографами. Раскрутка подобного боулинга обходится дорого - потребует публикаций в глянцевых журналах, бизнес-журналах, каталогах дорогих магазинов. Неплохо работают уличные перетяжки, создание «глянцевого» Интернет-сайта. Отдел маркетинга семейного боулинга обычно работает во взаимосвязи с несколькими продюсерскими фирмами, приглашая на корпоративные вечеринки разнообразных артистов, ведущих, массовиков-затейников. Обычно перед каждым праздником (а их в России много), подобные боулинги на одну-две недели расписаны за крупными заказчиками, а значит полностью или частично закрываются на спецобслуживание, приносящее хорошие доходы.

Боулинг при развлекательном комплексе

Такой боулинг в стиле «рок» - самое демократичное многопрофильное заведение, предназначенное в наибольшей степени для массового отдыха молодежных и студенческих компаний, которые безвылазно и круглосуточно оккупируют этот боулинг. Как правило, здесь много дополнительных развлечений, приносящих владельцам доход (компьютерный клуб, игровые автоматы безденежного выигрыша, американский пул, дискотека, стена для скалолазания, Q-Zar и прочее). Здесь бар, где рекой будет литься пиво, слабоалкогольные напитки и спрайт. Здесь будет накурено до белой пелены. Здесь будет и клуб знакомств, и дискотека, и место тусовки.
Здесь можно не тратиться на большую парковку, можно подобрать менее дорогое оборудование, цена на которое на порядок ниже, можно не дорогой ремонт со стильным дизайном, можно сэкономить на расходных материалах.
При создании боулинга такого типа лучше придерживаться демократичного стиля свободы во всем и намеренного разгильдяйства, учитывая максимальную подвижность посетителей, а также принцип наиболее легкого доступа во все зоны (дорожки, бар и т.д).
Важные элементы, о которых не следует забывать: такой боулинг должен находиться неподалеку от крупных институтов, рядом со станцией метро или перекрестком с несколькими маршрутами общественного транспорта, здесь должна звучать модная молодежная музыка, работать Ди Джей с именем, а также служба безопасности, умеющая поддерживать порядок у такой непредсказуемой публики.
На раскрутку такого заведения много тратить не придется. Молодежь сама быстро найдет сюда дорогу. Но вот на то, чтобы закрепить репутацию «клевого места», придется потратить немало усилий. Здесь помогут совместные акции с молодежными СМИ, радиостанциями, рок-фестивалями. Хорошо бы заполучить в завсегдатаи нескольких молодежных кумиров. Обязательно потребуется создать интерактивный сайт с чатами и форумами фанатов этого клуба. Здесь нельзя «застыть», потому что быстро меняется мода на музыку, одежду, пристрастия молодежи. За ними нужно будет успевать и быстро менять стили. Вообще, в молодежном клубе важно предусмотреть все элементы тусовки – конкурсы, аттракционы, забавы. Их можно подсмотреть и перенять у сегодняшних ночных клубов. Тогда молодежь будет приходить к вам в боулинг, как к себе домой.

Закрытый боулинг-клуб

Этот вариант боулинга, который можно создавать, если среди ваших знакомых есть хотя бы десяток сильных мира сего. Это будет дорогое заведение для VIP-клиентов, наименее демократичное и наиболее дорогое, с небольшим количеством дорожек, которые станут приятным дополнением клубной жизни ограниченного числа людей из высшего общества. Здесь может звучать живая классическая музыка, на охраняемой парковке могут стоять Бентли или Роллс-Ройсы, а посетители скорее всего будут одеты не в Дольче-Габбану, а в Валентино.
По большому счету, здесь выручка от игры в боулинг будет иметь для вас минимальное значение. Скорее всего посетители немало заплатят за годовую клубную карту, потому что она станет пропуском в мир, где можно в непринужденной обстановке обсудить миллионный контракт, замолвить словечко о нужных людях, быстро решить – конечно не проблемы мира, а свои собственные.
Такую же функцию, в общем-то, выполняют и VIP-салоны красоты, элитные рестораны, сауны, и тому подобные
Никого не удивляет, что владельцы подобных заведений уже через несколько лет работают или в Администрации Президента, или занимают стратегические должности в государственных или частных корпорациях. Закрытый боулинг-клуб – это скорее не бизнес, а трамплин наверх, а также возможность стать особенно полезным для серьезных бизнесменов, политиков, чиновников, включаясь в Большую Игру.
Создание подобного клуба может обойтись в несколько миллионов долларов, в эту сумму закладывается стоимость недвижимости в престижном районе, качественного и стильного ремонта, профессиональное оборудование ведущих производителей.
Здесь потребуется вышколенный персонал, способный удовлетворить любую, самую неожиданную просьбу посетителя, серьезная служба безопасности, и конечно же, дорогой шеф-повар, способный угодить разнообразным пожеланиям гостей. Реклама такому заведению просто во вред.

Где посмотреть варианты концепций

Иногда проще показать, чем объяснить. Для тех, кто всерьез задумывается над созданием боулинга, можно порекомендовать побывать в нескольких столичных клубах, чтобы живьем познакомиться с тем или иным вариантом специализации боулинга-центра. Конечно, концепция в чистом виде встречается редко, но крен в ту или иную стратегию можно увидеть в любом боулинге. Что называется, сходите и посмотрите.
Представителями спортивной концепции боулинга в Москве можно назвать, например, клуб Майами-боулинг и боулинг-центр МегаСфера.
Семейный боулинг выбрали для себя Апельсин-боулинг и Локо-парк боулинг
Развлекательный стиль проповедует Самолет-боулинг и боулинг Утюг
Увы, в закрытый боулинг-клуб вам скорее всего попасть не удастся.

Выводы

Боулинг относится к быстрорастущим видам бизнеса с запасом привлекательности инвестиций в 10-15 лет. Относительная рентабельность боулинга высока, а относительный риск этого бизнеса невысок. Материальные активы сохраняют свою стоимость в течение 20 лет или более длительный период. Боулинг в целом – это прибыльный бизнес с минимальными затратами на реализацию и низкими операционными расходами, благодаря чему потребность в оборотных средствах невысока. Помимо дохода от самой игры боулинг предоставляет возможность инвестору получать дополнительную прибыль от сопутствующих услуг: продажи еды и напитков, бильярда и видеоигр, продажи аксессуаров. Причем, размер этой выручки сравним с выручкой от самой игры.
Каждая дорожка боулинга приносит $7 в час чистой прибыли. Средняя загрузка каждой дорожки 6-8 часов в сутки. Прибавьте сюда доходы от бара, кухни, бильярда, игровых автоматов, продажи аксессуаров и прочее. Вы получите от эксплуатации боулинг-центра на 8 дорожек более $20’000 в месяц за вычетом расходов.
Поскольку текущие затраты в боулинге низки, валовая прибыль может превышать 90% от поступлений. Окупаемость проекта в среднем без учета капитального строительства составляет 1,5 – 2 года.


8)

660. "Топлю котят - недорого"

Автор идеи: Виктор Рогов
Сайт: www.domoney.ru

Недавно наша кошка принесла четырёх котят. Второй раз в этом году. Кошке шесть лет и дважды в год перед нами встаёт одна и та же проблема: куда девать котят?

Сначала мы отдавали их знакомым. Но скоро знакомых, у которых ещё нет кошки, не осталось.

Пытались продавать на местном “птичьем” рынке. Не берут. Даже самых красивых “денежных” (рыжих, как в рекламе) и даже за чисто условную цену в 1 рубль.

Пытались отдать на прокорм удавам в местный террариум. Не берут. Нужна справка от ветеринара, которая стоит немалых денег.

В конце концов остановились на испытанном веками дедовском способе.

И вот, в очередной раз выполняя эту нехитрую процедуру, я подумал: “А сколько в нашей стране людей, которые, преодолевая себя, вынуждены делать то же самое? Сколько одиноких женщин и любящих жён, не желающих, чтобы муж “брал грех на душу”, вынуждены прибегать к помощи некого “дяди Васи”, который за пол-литру избавляет их от этой проблемы?”

Налицо проблема и потребность в её решении. “Найди потребность и удовлетвори её” – гласит один из законов бизнеса.

Эту потребность и искать не надо – осталось только отбросить лень и предубеждения и получить материальную благодарность.

На практике это может выглядеть так:

Вы даёте объявление в газете: “Быстро и гуманно усыпляем новорожденных котят”. Собираете заказы по телефону.

Затем Вы, строгий и элегантный, весь в чёрном, с чёрным кейсом, приходите по адресу.

Успокаиваете чересчур впечатлительную хозяйку и просите её отнести кошку в другую комнату. А в это время быстро перекладываете котят в герметичный звуконепроницаемый кейс на подстилку, пропитанную хлороформом.

Чтобы Ваш визит был более эффективным, стоит предложить хозяйке успокоительное для кошки, комплексы витаминов, средства от блох, кошачий контрацептив. Не стоит пугаться этого слова. Конечно, это вредит Вашему бизнесу, но ведь и стоматологи рекламируют Колгейт или Орбит. Тем не менее работы всем хватает. И в данном случае за кошкой не уследить, а, скорее всего, препарат потеряют или просто забудут.

Сколько брать за услугу? Я думаю, цена не должна быть слишком высока, примерно на уровне стоимости той самой пол-литры или 10 рублей за голову.

Сколько можно заработать?

Точной кошачьей статистики я, разумеется, не знаю. Да и нет её вообще.

Возьмём для примера средний областной центр на полмиллиона жителей или около 150 тысяч семей.

Пусть кошек держат только в одной из десяти. Допустим, что 90% владельцев кошек пытаются избавляться от котят описанными выше способами. Будем считать, что окот происходит только раз в год и состоит из четырёх котят.

Это 6000 тысяч котят в год или примерно 16 в день!

За вычетом затрат на транспорт и хлороформ – минимум 100 рублей ежедневно! Это только на котятах. Не меньше на всяких кошачьих товарах. И это только начало.

Кошки хоть и живучи “как кошки”, но иногда болеют. Доставить пациентку к ветеринару непросто. Отпрашиваться с работы, стоять в очереди и не раз и т.д.

Кто может помочь? Вы!

Договариваетесь с ветеринарами о комиссионных, затем даёте хозяйке свою визитку и она попадает на приём без очереди.

А не может сама - Вы берёте доставку кошки на себя.

Что мешает Вам организовать доставку на дом корма для кошек и наполнителя для кошачьих туалетов?

Или кошачью службу знакомств? Или пошив одёжки для кошек?

Приходит время и наши пушистые любимицы заканчивают свой путь. Не всегда это происходит под колёсами машины или в зубах собаки. Перед хозяйкой встаёт новая проблема, особенно актуальная в городах.

К кому она может обратиться? Разумеется, к Вам!

Некоторые люди так привязываются к своим “пушистикам”, что хотят, чтобы они навечно остались лежать в своём любимом кресле, в корзинке или на шкафу.

Изготовление чучел на западе – очень и очень доходный бизнес.

Учиться этому совсем не обязательно. В любом городе немало охотников, которые делают замечательные чучела зайцев, лисиц и т.д. Кошка ничем не хуже, нужно только всё сделать вовремя.

Идём дальше

О кладбищах для домашних животных Вы, конечно же, слышали.

Открыть такое у нас нелегко. По нашим правилам, если кошка валяется в канаве – она совершенно безвредна. А вот если её захоронить в неположенном месте, она вмиг становиться разносчиком заразы пострашнее Чернобыля.

Очевидно, придётся давать в протянутые руки и место где-нибудь около “человеческого” кладбища найдётся.

Неподалёку от входа можно построить что-то вроде часовенки, чтобы хозяйки могли помолиться за своих любимец. Тут надо обязательно всё согласовать с местной церковью, ведь любое общение с Всевышним – это их монополия.

Зато можно организовать торжественную, красивую и дорогую церемонию захоронения хвостатой любимицы с участием настоящего священника.

Рядом выделить место для элитных захоронений с мраморными плитами, кованными оградками, бронзовыми фигурками (тут уж без круглосуточной охраны никак). Наладить производство дубовых гробиков, веночков и прочей атрибутики.

“На задах” построить печку-крематорий и продавать хозяйкам красиво оформленные ампулы с прахом их Мурок и Васек.

При правильной организации такой “кошачий” бизнес по обороту может быть сопоставим с ритуальным бизнесом, который, как известно, полностью контролируется криминалом. Настолько он доходный.

Что дальше? Дальше можно вспомнить, что кроме кошек в наших домах и квартирах живут собаки, хомячки, попугайчики…

P.S. Наверняка такая деятельность требует каких-нибудь разрешений. Может быть, придётся окончить какие-то ветеринарные курсы. Всё это разрешимо. Когда такие перспективы открываются…


Остальные идеи вы можете почитать на сайте Домашний бизнес в разделе Идеи домашнего бизнеса. На сегодняшний день в моей коллекции собраны 829 идей.

Присылайте ваши идеи!


Всего хорошего!


Нелли Федосенко, mailto:biz-home@mail.ru
ШКОЛА ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСА - http://www.homebusiness.ru/inet/


Copyright © 2000-2004 by Нелли Федосенко . Все права защищены.
Разрешается републикация материалов рассылки 
с обязательным указанием ссылки 
на сайт Домашний бизнес - http://www.homebusiness.ru 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное