Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
2 ноября 2003 г. | Выпуск №374 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Об объемах производимой человечеством информации
Рейтинг конкурентоспособности мировых экономик
Кто сколько тратит на оборону
Финансовое состояние ООН
О динамике цен на нефть марки URALS и другие энергоносители
Нефтяная эра близится к завершению
Женщины захватывают потребительский рынок компьютерных игр
Положение на мировом рынке перца
Перспективы развития мирового рынка красных вин
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Соглашение с Microsoft неэффективно...
Рождение нового финансового гиганта на американском рынке
RJR и BAT объединяются
Новости корпораций "одной строкой"
Western Digital France Telecom Alcatel Verizon Telenor Matsushita Electric Industrial JVC
Sharp Deutsche Bank American Express Boeing Alitalia Volkswagen Honda Daihatsu Scania
Denso ExxonMobil BP ConocoPhillips BHP Billiton Gerdau Cadbury Schweppes Fuji Photo
Palm реструктурируется
Toyota: рост спроса на экологически чистые машины
Lego выбирается из кризиса
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Об объемах производимой человечеством информации
(РБК, 31.10.03)
Каждый год объем производимой человечеством информации увеличивался в среднем на 30%, а средний житель США посвящает 46% своего времени ее восприятию. К таким выводам пришли ученые Университета Беркли в результате исследования объемов информации, произведенных на планете за последние три года.
Как выяснилось, только в 2002 г. на печатных, пленочных, магнитных и оптических носителях информации было сгенерировано около 5 эксабайт (1 эксабайт - 1024 петабайт, 1 петабайт - 1024 терабайт) новой информации. Для сравнения - объем всей библиотеки Конгресса США, включающей в себя 19 млн. книг и 56 млн. рукописей, соответствует 10 терабайтам (1 терабайт - 1024 гигабайт) информации. При этом, как отмечают исследователи, если бумага сохраняет свои позиции как один из самых популярных носителей информации, то пленка стремительно теряет свою долю рынка, уступая место цифровым носителям. Так, за последние три года число изображений, запечатленных на пленку, снизилось на 9%, в то время как объем информации, заключенный в газетах, книгах и на других бумажных носителях, вырос на 43%.
Однако лидерами по производству и передаче информации по праву являются телефоны, радио, телевидение и интернет, посредством которых только в 2002 г. было произведено 18 эксабайт данных. Примечательно, что большая часть информации, транслируемой по телевидению и радио, не нова. Так, из 320 млн. часов радиовещания на оригинальные тексты приходится лишь 70 млн. часов, в случае с телевидением это соотношение составляет 31 млн. часов к 123 млн. часов.
Вернуться к содержанию выпуска
Рейтинг конкурентоспособности мировых экономик
(По материалам статьи «Россию обходят», «Ведомости», 30.10.03, авторы - Игорь Федюкин и Анастасия Онегина, информации lenta.ru и материалов «Финансовых известий», 30.10.03)
На основании статистических данных и опросов нескольких тысяч менеджеров высшего звена в ежегодном обзоре Всемирного экономического форума (WEF) "Доклад о мировой конкурентоспособности" составляютя "индекс перспективной конкурентоспособности" (Growth Competitiveness Index - GCI), оценивающий перспективы экономического роста на 5-8 лет, и "индекс деловой конкурентоспособности" (Business Competitiveness Index - BCI). GCI складывается из оценок за макроэкономическую ситуацию, качество государственных институтов и способность страны создавать и внедрять новые технологии, а BCI оценивает деятельность и качество бизнес-среды.
Страной с самой конкурентоспособной экономикой признана Финляндия. Следующие строчки в обоих разделах рейтинга заняли США, Швеция, Дания, Германия, Великобритания, Швейцария, Сингапур, Нидерланды и Франция.
В нынешнем исследовании Россия заняла лишь 70-е место по перспективной конкурентоспособности (GCI) , хотя в прошлом году была на 64-м. Индекс деловой конкурентоспособности (BCI) нашей страны - 65, по сравнению с 58 в прошлом году.
Отчасти это падение - результат изменения методики оценок. Если раньше для оценки макроэкономической ситуации бралось отношение правительственных расходов к ВВП, то теперь авторы доклада высчитывают показатель неэффективности госрасходов. По их словам, если применить ту же методику к прошлогоднему рейтингу, то Россия должна была занять по перспективной конкурентоспособности не 64-е, а 66-е место.
Впрочем, неэффективность госрасходов мешает не только России - снизился рейтинг у Швейцарии, Канады и Израиля. Германия опустилась лишь на одну ступень, но авторы отметили резкое ухудшение бизнес-среды в стране из-за субсидирования экономики и жесткого трудового законодательства. Опустился вниз и Китай, уличенный авторами доклада в бюрократии, коррупции, отсутствии независимых судов и строительстве торговых барьеров.
Россию же дополнительно подтолкнули вниз страны, включенные в рейтинг только в этом году. Из 22 новичков нас обогнали сразу пятеро: Мальта (19) , Люксембург (21) , Египет (58) , Гамбия (55) и Танзания (69).
По данным доклада WEF, Россия заняла лишь 81-е место по качеству госинститутов, 69-е - по способности генерировать технологические инновации, 61-е - по макроэкономическим показателям. "Россия действительно страдает от коррупции, неэффективности бюрократии, зависимости судей, - говорит руководитель аналитического отдела "Ренессанс Капитала" Роланд Нэш. - Однако даже ее госучреждения уж никак не хуже, чем в обогнавших ее в рейтинге Эфиопии или Замбии. Во многом проблема России - это проблема имиджа".
Вернуться к содержанию выпуска
Кто сколько тратит на оборону
(MIGnews.com, 26.10.03)
По информации Международного Института Стратегических Исследований (The International Institute for Strategic Studies) в общей сложности государства мира затратили на оборонные нужды в 2002 году $842 млрд. 717 млн., что составило 2.6% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) или $136 на каждого жителя Земли. По сравнению с 1985 годом военные расходы уменьшились втрое. В 1985 году мир тратил на оборону 6.2% ВВП или $243 на душу населения.
США стали мировым лидером по общему числу средств, затраченных на военные нужды. В 2002 году военные расходы США составили 3.3% от уровня ВВП страны - $329 млрд. 616 млн. или $1 138 на душу населения. В первую пятерку стран, чьи военные бюджеты наиболее высоки, также входят: Россия ($48.4 млрд.), Франция (более $38 млрд.), Япония ($37.7 млрд.) и Великобритания ($35 млрд. 227 млн.). Военные расходы России достигли 4.8% ВВП или $333 на душу населения.
Среди остальных постсоветских государств по абсолютному показателю наиболее щедро расходует деньги на нужды вооруженных сил Украина - $4 млрд. 728 млн., что составляет 2.2% ВВП или $97 на душу населения, Казахстан ($1 млрд. 986 млн., 2% ВВП или $124) и Беларусь - $1 млрд. 891 млн. (соответственно, 2.5% ВВП и $188). Наименьшие траты у Эстонии - $93 млн. (1.6% ВВП или $68 на душу населения). В процентном отношении больше всех на оборону тратят Армения - 6.4% ВВП ($162 млн.) или $162 на душу населения и Азербайджан - 3.3% ВВП, $851 млн. или $104. Туркменистан на военные нужды тратит рекордно малую часть ВВП - 0.8% ($284 млн. или $58 на душу населения).
Военные расходы Грузии составили $236 млн.(1.7% ВВП или $46). Латвия потратила на оборону $141 млн.($1.8% или $60), Литва $233 млн. ($1.8% или $63), Молдова - $151 млн.($1.7% или $35), Кыргызстан - $265 млн.($1.9% или $52), Таджикистан - $123 млн.($1.7% или $20), Узбекистан - $1 млрд. 797 млн. ($2.9% или $70).
Мировым лидером по уровню военных расходов в 2002 году стала Северная Корея, израсходовала на эти нужды четверть ВВП. В первую пятерку стран, наиболее щедрых к нуждам армии, также входят Заир - 21.7%, Эритрея - 16%, Катар - 13.4% и Саудовская Аравия - 12%. По среднедушевому показателю лидируют Катар - $2 859 военных расходов на душу населения, Кувейт - $1 582, Израиль - $1 499, США и Сингапур - $1 010.
Вернуться к содержанию выпуска
Финансовое состояние ООН
(АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС", 30.10.03)
Задолженность государств-членов перед различными бюджетами ООН составляет $2,38 млрд. По состоянию на 23 октября 2003 г. число государств, в полном объеме выплативших начисленные взносы, составляло 121 - при том, что членами ООН является 191 государство. Совокупная сумма начисленных взносов включает платежи в регулярный бюджет, бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, бюджет операций по поддержанию мира и выплаты на цели Генерального плана капитального ремонта ООН.
По состоянию на 31 августа свыше половины всего долга перед ООН приходилось на долю США, которые задолжали $501 млн. в регулярный бюджет и $683 млн. - в бюджет миротворческих операций. Россия полностью погасила свою задолженность перед ООН. Только в этом году, по данным Министерства финансов РФ, Россия выплатила в различные бюджеты ООН около $47 млн. Доля России в сумме начисленных взносов в регулярный бюджет ООН составляет 1,2% или $18,6 млн., в то время как США – 22% или $341 млн. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности.
Согласно статье 19 Устава ООН, "член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года". Генассамблея вправе разрешить такому государству продолжать участвовать в голосовании, если посчитает, что "просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам". Именно так произошло 16 октября 2003 г., когда Генассамблея приняла резолюцию, разрешающую Бурунди, Гвинее-Бисау, Грузии, Коморским островам, Молдове, Нигеру, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Таджикистану и Центральноафриканской Республике принимать участие в голосовании до 30 июня 2004 г.
Вернуться к содержанию выпуска
О динамике цен на нефть марки URALS и другие энергоносители
(По информации РБК, 29.10.03)
В январе-сентябре 2003 г. средняя цена мирового рынка на нефть марки URALS составила $26,9 за баррель, увеличившись на 16,8% относительно января-сентября 2002 г. Одновременно средние цены мирового рынка на автомобильный бензин выросли на 20,4%, дизельное топливо - на 25,8%, мазут - на 12,3%, природный газ - на 24,8%, российский энергетический уголь - на 10,3%. В сентябре 2003 г. средняя цена мирового рынка на нефть марки URALS составила $25,8 за баррель, снизившись на 6% по сравнению с декабрем 2002 г. За рассматриваемый период средние мировые цены на автомобильный бензин сократились на 2,9%, дизельное топливо - на 11,5%. Средние цены мирового рынка на мазут выросли на 9,1%, природный газ - на 21,3%, российский энергетический уголь - на 2,3% (сентябрь 2003 г. к декабрю 2002 г.).
Вернуться к содержанию выпуска
Нефтяная эра близится к завершению
(Panorama, 29.10.03)
"Каменный век закончился не из-за нехватки камней, а нефтяной век завершится намного раньше, чем будут израсходованы все запасы нефти на планете". Если бы такие идеи проповедовали "зеленые", их можно было бы назвать утопическими. Но это высказывание принадлежит Заки Ямани - саудовскому шейху, который 20 лет назад был министром нефти в своей стране.
Почему шейх Ямани предсказывает завершение нефтяной эры? Потому что достижения в области технологий порождают новые альтернативы, в частности для промышленно развитых стран, с целью диверсификации источников энергии и сокращения потребности в углеводородном сырье. Таким образом, может измениться роль нефти и стран - производителей нефти. Водородные аккумуляторы и другие способы накопления и распределения энергии перестали быть далекой мечтой, они становятся реальностью, будущее которой нетрудно предвидеть. Переход к новым методам будет нелегким, даже не столь экономичным, прежде всего на транспорте, но при правильной политике этот процесс будет осуществимым и рентабельным.
Если лечение Запада от нефтяной зависимости будет недешево, стоит ли вообще этим заниматься? Конечно же, стоит. Нефтяная зависимость обходится гораздо дороже.
Во-первых, существует политический риск оказаться в зависимости от ОПЕК. Нефть все еще сохраняет почти полную монополию в сфере транспорта. Если поставки сырья прекратятся хотя бы на несколько дней, современная экономика будет практически парализована. Пару лет назад такая ситуация сложилась в Великобритании, когда манифестанты, протестовавшие против налогового режима, блокировали хранилища нефти в стране.
Даже если делать крупные инвестиции в нефтяные разработки в России или где-либо еще, в ближайшие 20 лет квота нефтяного рынка Саудовской Аравии будет лишь увеличиваться. Это очевидно, просто исходя из огромных запасов дешевой нефти, которыми располагает регион. На территории Саудовской Аравии и четырех соседних с ней государств находится две трети мировых разведанных запасов нефти. Риск, что этот поток прекратится, будет оставаться постоянной угрозой и может даже возрасти. Этот факт отодвигает вопрос о цене на второй план.
По данным американского правительства, ОПЕК за последние 30 лет перекачала $7 трлн. от американских потребителей странам-производителям, сохраняя при этом цену на нефть более высокой, чем реальный рыночный уровень. В эту сумму не включены субсидии, предоставленные добывающей промышленности на федеральной территории, и средства для обеспечения нынешнего американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Последнее слагаемое цены нефти - ущерб, который наносится окружающей среде и здоровью людей.
Водородное топливо, как и электричество, можно получать из различных источников: ископаемых энергоносителей (уголь и природный газ), источников возобновляемой энергии и даже ядерной энергии. Все крупные автомобилестроительные компании уже разработали программы "топливных батарей", а крупные нефтяные компании занимаются изучением того, какая система снабжения водородом новых автомобилей лучше.
Другая альтернатива - биоэтанол. Многие автомобили (в том числе и в Америке) уже работают на смеси нефти и этанола. Но здесь возникает проблема цены. Пока производство этанола субсидируется. Но ситуация может измениться, когда биотехнологии позволят производить энзимы, благодаря которым можно будет получать этанол из любого растительного сырья. Тогда единственным ограничением станет количество растительного сырья.
Принимая во внимание, что биоэтанол получают из растений, он "берет взаймы" углерод из атмосферы и, таким образом, не способствует перегреву планеты. Кроме того, производство водорода может быть равномерно распределено по всей планете, и уже не будет таких картелей, как ОПЕК, которые смогут манипулировать предложением и ценами. Больше того, не станет нужды в войнах за источники энергетического сырья.
Звучит прекрасно. Каким образом можно ускорить этот процесс? Во всяком случае, это не тот способ, который в настоящее время проталкивается президентом Бушем и американским конгрессом, начавшим на этой неделе мудрствовать над новым законопроектом в энергетической области.
Американское руководство все еще концентрируется на том, как увеличить поставки нефти, вместо того чтобы снижать спрос на нефть и расширять использование альтернативных источников. Новые технологии поощряются, но в ограниченном масштабе. Лучший способ сокращения спроса на нефть и поддержки инноваций - дать понять мировым энергетическим рынкам, что впредь "внешние последствия" потребления нефти, такие как соображения безопасности и защиты окружающей среды, будут реально влиять на политику. Одним из путей добиться этого является постоянное повышение налогов на бензин.
Постоянно незначительно повышая налог на потребление нефти, Америка сможет развивать инновационные технологии и улучшать ситуацию в сфере энергетической безопасности и таким путем получит больше выгоды, чем от бурения скважин на Аляске в поисках нефти. Доходы, получаемые от налогов на бензин, должны использоваться для сокращения других налогов: вот как следует представлять этот вопрос скептически настроенным избирателям. Но, судя по дискуссии, развернувшейся в Вашингтоне, США еще слишком далеки от политики подобного рода. Очень жаль.
Инновационный процесс уже начался, и это наводит на мысль о том, что престарелые коллеги шейха Ямани, члены нефтяного картеля, могут оказаться более дальнозоркими, чтобы инвестировать часть своих средств в разработку альтернативных источников энергии. В один прекрасный день новые энергетические технологии выбросят картель ОПЕК в корзину истории. Но это произойдет еще не скоро.
Вернуться к содержанию выпуска
Женщины захватывают потребительский рынок компьютерных игр
(The Wall Street Journal, 28.10.03, автор - Чао Сюн)
В этом году приоритеты компаний, производящих видео- и онлайновые игры, резко сместились после того, как было зафиксировано изменение в демографии потребителей. По данным различных онлайновых компаний, представляющих игры в интернете, женская аудитория на сайтах с играми составляет от 65% до 68%. Теперь эти компании готовят серию программ, онлайновых услуг и маркетинговых "фишек", нацеленных на растущую женскую аудиторию, которая отдает предпочтение не популярным среди мужчин Quake или Doom, а, например, карточным играм, паззлам и кроссвордам.
Корпорация Microsoft, признавая смену тенденций, впервые включила в рекламные ролики своих игровых автоматов женщин-игроков. "Это было сделано сознательно, - объясняет Бет Фезерстоун, директор по маркетингу. - Два или три года назад нам бы и в голову не пришло использовать образ женщины-игрока. Тогда женщин, играющих в компьютерные игры, было не так уж и много".
В целом, по данным Ассоциации развлекательного программного обеспечения (США), среди любителей компьютерных игр 26% - это женщины в возрасте 18 лет и старше, 21% - это юноши до 17 лет, 12% - девочки от 6 до 17 лет, и 38% - мужчины старше 18. В изменении демографии сыграло свою роль расширение доступа в интернет дома и на работе, что привело к увеличению числа пользователей интернета среди домохозяек и работающих женщин.
С учетом женских предпочтений был разработан новый тип игр со своими правилами, героями и историями. Показательным примером является уже ставшая популярной The Sims, в которой игрок самостоятельно определяет жизнь своих героев, их карьеру и романы.
Определить вкус женщин порой бывает не так уж и легко. В середине 1990-х была запущена игра, ориентированная на женщин, о похождениях маленькой девочки по имени Роккет. Эта игра основывалась на маркетинговых исследованиях, проведенных в женской аудитории. Однако затея провалилась: игру назвали слишком поверхностной. Более безопасный курс - это имитация популярных ток-шоу и сериалов, таких, как American Idol (по образцу которой сделана российская "Фабрика звезд") и "Закон и порядок". В видеоигре по мотивам American Idol игроки могут выбирать прическу, одежду и макияж героев и контролировать их выступления перед аудиторией.
Вернуться к содержанию выпуска
Положение на мировом рынке перца
(БИКИ, 11.10.03)
В 2003 г. Вьетнам упрочил свои позиции как безусловный лидер среди мировых экспортеров перца. В I полугодии текущего года объем поставок вьетнамского перца на мировой рынок превысил совокупные отгрузки всех остальных стран-продуцентов. По данным Международного сообщества производителей перца (International Pepper Community - IPC), в июне 2003 г. доля основных стран - экспортеров этого товара в мировых поставках составила: Вьетнам – 67%, Индонезия – 11%, Малайзия – 8%, Индия – 7%, Бразилия – 6%, Шри-Ланка – 1%.
В текущем году большинство ведущих стран - экспортеров перца (за исключением Индонезии) в связи со снижением производства были вынуждены уменьшить поставки товара на мировой рынок. Однако вьетнамские поставщики, несмотря на низкий урожай из-за засушливой погоды, сократили отгрузки в январе - июле 2003 г. по объему всего на 3,2% - до 53,7 тыс. т и по стоимости - на 0,7% - до $71,8 млн. По оценке Ассоциации производителей перца Вьетнама, в целом в 2003 г. из страны будет экспортировано 80 тыс. т перца (в основном черного) на сумму $120 млн.
По сообщениям торговых кругов, в настоящее время наблюдается усиление ценовой конкуренции между основными странами-экспортерами. С целью увеличения продаж индонезийские поставщики снижают цены на товар. Так, в начале сентября 2003 г. они предлагали черный перец по $1250 за т фоб, что существенно ниже по сравнению с ценами вьетнамских экспортеров ($1380 - $1400). При этом указывают, что индонезийский товар в целом более высокого качества, чем вьетнамский. По данным гамбургского торгового дома Jantzen & Deeke, большую часть производимой продукции вьетнамские компании сбывают, как правило, в феврале - мае, в то время как индонезийские - начиная с июля, когда на рынок поступает продукция нового урожая. В свою очередь, бразильские экспортеры активизируют продажи в сентябре - октябре.
По оценке, в середине сентября 2003 г. запасы черного перца во Вьетнаме составляли примерно $30 тыс. т, и, как ожидают, их реализация начнется не раньше ноября текущего года.
Вернуться к содержанию выпуска
Перспективы развития мирового рынка красных вин
(«Под градусом», №7, 2003)
Продажи красного вина во всем мире растут и, по мнению аналитиков, увеличатся еще на 30% за последующие пять лет. По их подсчетам, они продаются гораздо лучше белых вин, уровень потребления которых вырастет всего на 10 -15%. Что же касается шампанского, то, по данным журнала Decanter, объем его продаж несколько упал после всемирного празднования Миллениума, но, тем не менее, уровень его потребления в 2002 и 2003 годах остается стабильным и в следующие пять лет, вероятнее всего, вырастет. Причем за счет увеличения популярности шампанского среди молодежи. Аналитики из Euromonitor уверены, что повышенный интерес к вину носит исключительно культурный и социальный характер. Так, например, молодое поколение уже абсолютно уверено в том, что пить вино, особенно красное, полезно для здоровья. Причем статистика подтверждает, что постоянно растет число приверженцев вина в ранее неориентированных на его потребление регионах - в Африке, Азии, Восточной Европе.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Соглашение с Microsoft неэффективно...
(Ведомости, 29.10.03)
Суд США, рассматривающий правительственный антимонопольный иск против Microsoft, признал, что ключевой пункт примирительного соглашения между сторонами оказался недейственным. Соглашение предусматривало возможность беспроблемного предоставления конкурентам Microsoft лицензий на технологии Windows, однако за прошедшие месяцы такие лицензии купили всего девять компаний. Судья Коллар-Котелли предложила прокуратуре расследовать причины столь низкой активности. Цель соглашения об "упрощенном и недискриминационном лицензировании" - дать конкурентам Microsoft возможность создавать качественные продукты, совместимые с Windows. Адвокаты штата Массачусетс считают, что слишком мягкие для Microsoft требования соглашения не оказывают серьезного влияния на конкурентность рынка и не подрывают монополию корпорации.
Вернуться к содержанию выпуска
Рождение нового финансового гиганта на американском рынке
(По информации РБК, 27.10.03, и материалам статьи «Второй по размеру банк Америки», «Ведомости», 28.10.03, автор – Михаил Оверченко)
Bank of America, третий по величине банк в США, заявил, что достиг окончательного соглашения о приобретении банка FleetBoston Financial. В результате сделки появится второй по величине банк США с самой обширной розничной сетью в стране. Он также войдет в пятерку крупнейших банков мира по активам. Покупка будет оплачена путем обмена акциями. Акционеры FleetBoston Financial получат 0,5553 акции Bank of America за каждую свою акцию. Общая сумма сделки составит $47.8 млрд. Bank of America намерен заплатить за акцию FleetBoston $45, что на 40% выше текущей рыночной стоимости акции FleetBoston Financial.
Новый банк, который будет называться Bank of America, оттеснит со 2-го места J.P. Morgan Chase, лидером же финансового сектора США останется Citigroup. Однако объединенный банк станет первым в стране финансовым институтом, работающим, как говорят представители Bank of America и FleetBoston, "от побережья до побережья". У него будут отделения практически во всех регионах США, число розничных клиентов составит 33 млн., корпоративных - 2,5 млн., а объем депозитов - $605 млрд. (это 9,8% совокупного объема привлеченных депозитов в США).
Совет директоров объединенной компании возглавит председатель совета директоров и исполнительный директор FleetBoston Чарльз Джиффорд. Председатель совета директоров и исполнительный директор Bank of America Кеннет Д.Льюис станет исполнительным директором новой компании.
Сделка получила одобрение советов директоров обеих компаний. В дальнейшем она должна получить одобрение регулирующих органов США и акционеров. Планируется, что сделка будет завершена в I полугодии 2004 г.
Bank of America занимает 3-е место в США и 12-е в мире по размеру активов: по данным журнала The Banker, в 2002 г. они составили $660,46 млрд. Розничная сеть банка в США насчитывает 4200 отделений в 21 штате; Bank of America также работает в 30 странах. Выручка в 2002 г. составила $46,4 млрд., чистая прибыль - $9,2 млрд.
FleetBoston занимает 7-е место в США по размеру активов ($190,5 млрд.), розничная сеть насчитывает 1500 отделений. Работает в 25 странах, особенно активно - в Латинской Америке. Выручка в 2002 г. - $15,1 млрд., чистая прибыль - $908 млн. По размеру собственного капитала Bank of America занимает 2-е место в мире ($43 млрд.), а FleetBoston - 30-е ($15,05 млрд.). В течение последнего времени Bank of America изыскивал возможности расширения своей деятельности путем поглощений и даже вел переговоры с несколькими британскими банками, включая Barclays, который активно работает на рынке розничных банковских услуг во многих странах.
Как следует из заявления Bank of America и FleetBoston, активы объединенного банка составят $930 млрд. Это позволит ему войти в пятерку крупнейших банков мира по активам наряду с Citigroup, по данным The Banker ($1,097 трлн. на 2002 г.), Mizuho Financial ($1,08 трлн.), UBS ($851,7 млрд.). 56% прибыли ему будет приносить работа с розничными клиентами и малым бизнесом, 25% - работа с корпоративными клиентами, 11% - коммерческие банковские услуги и 8% - управление активами богатых клиентов. По итогам первых девяти месяцев этого года совокупная прибыль двух банков составила $10 млрд.
Сделок, подобных нынешней по размеру, в банковском секторе США не было уже пять лет. Крупнейшие слияния пришлись на 1998 г., когда в экономике был бум, а котировки акций стремились к своим историческим максимумам.
В том году NationsBank купил Bank of America за $66 млрд., а Citicorp и Travelers Group объединились в крупнейшую финансовую компанию мира Citigroup (размер сделки составил $82,5 млрд.). В 2000 и 2001 гг. было еще две масштабные сделки: J.P. Morgan и Chase Manhattan создали второй по величине банк США, а First Union и Wachovia - четвертый. Но это были менее крупные сделки - $32 млрд. и $13 млрд. соответственно. После того как три года назад на мировых фондовых рынках начался спад, а в экономике наступила стагнация, сделок подобного масштаба не было и в мире, лишь в марте этого года французский Credit Agricole купил Credit Lyonnais за 19,5 млрд. евро ($22,9 млрд.).
Кроме того, слияние Bank of America и FleetBoston стало крупнейшим из объявленных в этом году, когда объем слияний и поглощений упал до самого низкого уровня с середины 1990-х гг. из-за экономической стагнации и войны в Ираке.
Вернуться к содержанию выпуска
RJR и BAT объединяются
(По информации Интерфакс-АФИ и РБК, 28.10.03, и материалам «Финансовых известий», 29.10.03)
Американская табачная корпорация R.J.Reynolds Tobacco Holdings Inc. и Brown & Williamson, принадлежащая британской British American Tobacco PLC, договорились об объединении операций и создании с этой целью единой компании.
Новая компания, стоимость которой оценивается в $6,2 млрд., получит название Reynolds American Inc., и 58% акций в ней получит RJR. Стоимость сделки составила по заявлению R.J. Reynolds $2,6 млрд.
Объединение второй и третьей крупнейших табачных компаний на рынке США позволит им увеличить долю на рынке до 32% (у лидера - Philip Morris USA - сейчас 49,6%).
Табачные компании в США в последнее время испытывают трудности из-за конкуренции со стороны дешевых сигарет, а также многочисленных судебных исков и мер по ограничению курения. В этих условиях RJR недавно была вынуждена снизить прогнозы прибыли, отказаться от продвижения ряда брэндов и начать увольнение 40% персонала.
Чистые убытки R.J. Reynolds Tobacco Holdings в III квартале текущего финансового года составили $3,45 млрд. по сравнению с $139 млн. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. В минувшем квартале компания списала активы на сумму $3,59 млрд. с целью реализации объявленного 17 сентября 2003 г. плана по "фундаментальному изменению способа ведения бизнеса". Объем продаж в III квартале составил $1,38 млрд. против $1,59 млрд. за аналогичный период прошлого года. Компания ожидает получения чистых убытков по итогам финансового года в размере от $3,24 млрд. до $3,27 млрд.
Для сравнения - чистая прибыль British American Tobacco Plc. по итогам III квартала снизилась на 21% по сравнению с тем же периодом 2002 г. и составила $448 млн. Объем продаж компании незначительно вырос и составил $11,15 млрд. по сравнению с $10,65 млрд.
RJR производит сигареты Camel, Winston, Brown & Williamson - Pall Mall, Lucky Strike, Viceroy. Продажи объединенной компании составят около $10 млрд. По данным Goldman Sachs, на долю R.J. Reynolds приходится 22.5% сигаретного рынка США, продажи Brown&Williamson составляют 9.5%. Таким образом, в распоряжении новой коалиции будет почти 1/3 американского табачного оборота при 50% у Philip Morris и 10% у быстро растущих хозяев дешевого сегмента рынка. Кроме того, слияние, по мнению обеих компаний, сократит их ежегодные траты на $500 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
Новости корпораций "одной строкой"
(По материалам и сообщениям РБК, CNews.ru, "AK&M", "За рулем", Интерфакс-АФИ, lenta.ru, «Ведомости», Autonews.ru, «Известия», Euronews, 27-31.10.03)
Western Digital сообщила о том, что его доход за I квартал 2003 финансового года, закончившегося 26 сентября 2003 г., составила $714 млн. при объеме сбыта продукции в 11,3 млн. штук, а чистый доход - $5 млн. с учетом расходов на приобретение активов компании Read-Rite. Без учета расходов на приобретение этих активов чистый доход составил бы $53 млн.
Доход компании увеличился на 23%, а объем сбыта продукции в штучном выражении - на 31% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Росту этих показателей способствует лидирующее положение компании на рынке жестких дисков для настольных ПК и ее выход на новые рынки, где появляется спрос на соответствующие продукты и решения. Общий объем сбыта продукции на рынках персональных развлекательных систем (игровых приставок и цифровых видеомагнитофонов) составил примерно 1,1 млн. штук.
Вернуться к содержанию выпуска
France Telecom. Операционная прибыль France Telecom в III квартале 2003 г. увеличилась на 27,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,8 млрд. евро. Объем продаж за указанный период сократился на 2,7% - до 11,6 млрд. евро, что совпало с прогнозами экспертов. Продажи подразделения мобильной связи Orange при этом напротив, возросли.
Компания также сообщила, что ее прибыль до вычета процентов, налогов, переоценки и амортизации (EBITDA), которая в III квартале составила 3,6 млрд. евро, превысит в этом году 17 млрд. евро. При этом ранее France Telecom ожидала EBITDA по итогам 2003 года на уровне 16,8 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска
Alcatel. Чистый убыток Alcatel - французского концерна, производящего телекоммуникационное оборудование, средства связи и комплексные коммуникационные решения - в III квартале 2003 г. составил 284 млн. евро против чистого убытка в 1.352 млрд. евро за аналогичный период прошлого года. Объем продаж компании III квартале сократился по сравнению с прошлым годом до 3.04 млрд. евро с 3.51 млрд. евро. Операционная прибыль также снизилась и составила 160 млн. евро против 227 млн. евро в III квартале прошлого года.
Объем продаж Alcatel в сегменте оборудования для фиксированной связи сократился до 1.34 млрд. евро с 1.59 млрд. евро за аналогичный период прошлого года, в сегменте оборудования для мобильной связи - до 815 млн. евро с 973 млн. евро.
Вернуться к содержанию выпуска
Verizon. Чистая прибыль американской телефонной компании Verizon в III квартале 2003 г. составила $1,8 млрд. по сравнению с $4,4 млрд. за аналогичный период прошлого года, когда компании удалось увеличить свою прибыль за счет единовременных выплат. Снижение прибыли произошло в условиях невысокого спроса на услуги в области местной телефонной связи при увеличении спроса на услуги в области беспроводной связи. Квартальная выручка компании в III квартале 2003 г. составила $17,2 млрд. по сравнению с $17 млрд. годом ранее.
Вернуться к содержанию выпуска
Telenor. Чистая прибыль норвежского телекоммуникационного концерна Telenor в III квартале составила $182.9 млн. против убытка в $150 млн. за аналогичный период прошлого года. Выручка Telenor в III квартале составила около $1.9 млрд. против $1.7 млрд. в июле-сентябре прошлого года. Операционные расходы сократились до $1.6 млрд. с $1.7 млрд.
Telenor является крупнейшим иностранным акционером Вымпелкома. Концерну принадлежит около 30% акций российского сотового оператора.
Вернуться к содержанию выпуска
Matsushita Electric Industrial. Чистая прибыль Matsushita Electric Industrial во II квартале выросла до 59,6 млрд. иен ($550,52 млн.), превысив на 73% аналогичный показатель предыдущего года. Увеличение прибыли произошло в условиях роста объема продаж аудиовизуальной и цифровой продукции, мобильных телефонов и промышленной автоматики, несмотря на сокращение продаж таких сезонных товаров, как кондиционеры, вызванное холодной погодой минувшим летом.
В период с июля по сентябрь объем продаж компании повысился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3% - до 1,876 трлн. иен ($17,33 млрд.).
Вернуться к содержанию выпуска
JVC. Чистая прибыль японского производителя электроники Victor Company of Japan (JVC) в 1 полугодии 2003-2004 гг. финансового года выросла на 153% по сравнению с аналогичным периодом 2002-2003 года и составила $32,1 млн. Операционная прибыль компании повысилась за рассматриваемый период на 15% - до $94,4 млн., при этом доход сократился на 6% - до $4,3 млрд. с $4,5 млрд. год назад.
Размер чистой прибыли Victor в 1 полугодии 2003 г. превысил прогнозы самой компании при том, что доход оказался чуть ниже ожидавшейся. Между тем, JVC, принадлежащая Matsushita Electric Industrial, сохранила свой прогноз по прибыли за весь 2003-2004 финансовый год, согласно которому чистая прибыль компании вырастет к марту 2004 г. на 74% при росте дохода на 3%.
Вернуться к содержанию выпуска
Sharp. Чистая прибыль Sharp в I полугодии 2003-2004 финансового года выросла на 22% - до $258,3 млн. Рост прибыли не стал неожиданностью в свете увеличения продаж жидкокристаллических мониторов, а также плоских телевизоров и оснащенных фотокамерой телефонов. Sharp также заявил о намерении увеличить прогноз по продажам мобильных телефонов за весь 2003-2004 финансовый год.
Вернуться к содержанию выпуска
Deutsche Bank. Чистая прибыль Deutsche Bank AG, крупнейшего банка Германии, составила в III квартале 2003 года 576 млн. евро по сравнению с убытком в 299 млн. евро, полученным годом ранее. Доходы Deutsche Bank снизились в июле-сентябре на 5% - до 5.2 млн. евро.
Основной причиной улучшения финансовых результатов стало снижение расходов и сокращение резервов на потери по ссудам. Так, расходы банка сократились в июле-сентябре на 14% - до 4.2 млрд. евро, а резервы на покрытие потерь по ссудам уменьшились в 4.3 раза - до 172 млн. евро. Доходы банка от операций с ценными бумагами выросли по итогам квартала на 15% - до 2.1 млрд. евро.
Второй важнейшей новостью недели стало сообщение о том, что Deutsche Bank приобретает финансовое подразделение GMAC (General Motors Acceptance Corporation) со штаб-квартирой в Пенсильвании за $2 млрд. По данным Reuters, сумма сделки составит $1 млрд.
General Motors выставила свое финансовое подразделение на продажу еще в марте, стремясь найти оборотные средства для реинвестиций в дальнейшее развитие бизнеса, в том числе расширения залоговых сделок, страхового бизнеса и кредитования клиентов. GMAC является одним из самых прибыльных подразделений General Motors. По итогам III квартала оно заработало $630 млн. - на 30% больше, чем за тот же период год назад.
Вернуться к содержанию выпуска
American Express. Компания American Express Co. сообщила о получении чистой прибыли по результатам III квартала 2003 г. в размере $770 млн., или 59 центов на акцию. Данные показатели превысили оценки аналитиков, прогнозировавших получение 58 центов прибыли на акцию.
Вернуться к содержанию выпуска
Boeing. Американский Boeing, один из крупнейших в мире авиапроизводителей, снизил в III квартале прибыль на 31% из-за увеличения расходов компании. Чистая прибыль компании в июле-сентябре снизилась до $256 млн. против $372 млн. за аналогичный период 2002 года. Выручка сократилась на 3,5% - до $12,2 млрд.
Чистые убытки в январе-сентябре 2003г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31% до $414 млн. Продажи компании в январе-сентябре сократились на 7,6% - до $37,2 млрд.
Снижение прибыли представители компании связывают с расходами, которые повлекло прекращение производства лайнеров Boeing 757 и убытками, понесенными от деятельности отделения коммерческой авиации. Компания Boeing заявила, что прекратит производство самолетов 757 модели, которые уже выпускаются на протяжении двух десятилетий, из-за снижения спроса и начнет производство аналогичной, более усовершенствованной модели. Тем не менее, компания повысила прогноз годовой выручки до $50 млрд. с $40 млрд. из-за планируемого роста объема продаж своей продукции. В 2003 г. Boeing планирует поставить 280 коммерческих самолетов.
Вернуться к содержанию выпуска
Alitalia. Убытки от основной деятельности национального итальянского авиаперевозчика Alitalia поднялись в 2003 году до суммы 410 млн. евро и намного опередили отрицательный показатель прошлого года - 118 млн. евро.
Совет директоров компании одобрил план реструктуризации, предусматривающий сокращение рабочих мест, заключение субдоговоров на выполнение работ с внешними фирмами и привлечение новых инвестиций. При этом на модернизацию летного парка в течение трех следующих лет компания собирается потратить 1,2 млрд. евро.
Основной причиной своих убытков в Alitalia называют 11 сентября, после которого бизнес-туристы во всем мире стали летать гораздо меньше. Это заставляет компанию подписать увольнительные для 1500 сотрудников. Руководство, однако, обещает, что члены экипажей своих рабочих мест не лишатся. Всего в Alitalia на данный момент работает 21 300 человек.
Все перечисленные меры, как ожидают специалисты, позволят уже в 2005 году сбалансировать расходы и доходы компании. Следующим шагом может стать слияние Alitalia с крупнейшим европейским авиаальянсом Air France-KLM. В настоящее время этому мешает то, что 62% акций компании принадлежат государству.
Вернуться к содержанию выпуска
Volkswagen. По итогам III квартала операционная прибыль немецкого концерна Volkswagen сократилась более чем на 56% и составила $596 млн. При этом объем продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился с $24,8 млрд. до $25 млрд. Чистая прибыль за первые 9 месяцев 2003 г. снизилась по сравнению с аналогичным показателем на 53% и составила $1,8 млрд. В Volkswagen полагают, что по итогам 2003 г. чистая прибыль, возможно, также уменьшится по сравнению с 2002 г. более чем в два раза. "Это плохие показатели. .. хуже, чем мы ожидали", - разочарован эксперт Bankhaus Metzler Юрген Пипер. В Volkswagen объясняют, что плохие финансовые результаты вызваны всеобщим экономическим спадом, низким уровнем продаж, сильным евро, а также затратами на реструктуризацию и запуск новых моделей.
Единственной сферой, в которой по итогам девяти месяцев компании удалось добиться высоких доходов, являются финансовые услуги. Операционная прибыль соответствующего подразделения Volkswagen выросла до $880 млн. по сравнению с $688 млн. годом ранее. Впрочем, представители Volkswagen заявляют о том, что в ближайшее время компания "стабилизирует" бизнес за счет более строгого контроля за инвестициями и увеличения продаж новых моделей, среди которых Golf V, Audi A3 и Audi A8. Еще одной мерой по исправлению ситуации является повышение качества хеджирования.
Вернуться к содержанию выпуска
Honda. Чистая прибыль японского автомобилестроительного концерна Honda Motor Co. в I полугодии 2003-2004 финансового года выросла на 22,7% - до $2,2 млрд. Чистая прибыль во II квартале 2003-2004 финансового года выросла на 58% - до $1,26 млрд. Объем продаж компании в апреле-сентябре 2003 г. увеличился на 5,2% и достиг $18,5 млрд. По прогнозам компании, в 2003-2004 финансовом году Honda планирует получить чистую прибыль в размере $4,3 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Daihatsu. Чистая прибыль японского производителя микролитражных и субкомпактных автомобилей Daihatsu Motor Co. в I полугодии 2003-2004 финансового года выросла в 2,9 раза - до $34,5 млн. (3,79 млрд. японских йен). Продажи за указанный период выросли на 4,6% - до $4,3 млрд. Увеличение чистой прибыли представители Daihatsu связывают с выросшим спросом на продукцию компании и значительным сокращением расходов в результате реструктуризации производства.
По прогнозам в 2003-2004 финансовом году, который заканчивается 31 марта 2004 г., Daihatsu планирует получить чистую прибыль в размере $127,4 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
Scania. Чистая прибыль шведского производителя грузовых автомобилей и автобусов, компании Scania AB в январе-сентябре 2003 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16% до $274,2 млн. (2,119 млрд. шведских крон). Чистая прибыль в III квартале 2003 г. выросла на 33% и составила $64 млн. Выручка компании в январе-сентябре 2003 г. выросла на 8% и составила $4,73 млрд., в III квартале 2003 г. - на 11,4% и составила $1,5 млрд. В январе-сентябре Scania реализовала 35 тыс. 469 грузовиков и автобусов, что на 17% больше, чем годом ранее.
Вернуться к содержанию выпуска
Denso. Чистая прибыль японского производителя различных автокомплектующих, концерна Denso Corp., в I полугодии 2003-2004 финансового года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,3% и составила $476,9 млн. Продажи компании за указанный период выросли на 7,2% до $11 млрд. Представители компании объясняют снижение прибыли перечислениями в пенсионные фонды, сделанными компанией в отчетном периоде.
В 2003-2004 финансовом году, который заканчивается 31 марта 2004 г. Denso прогнозирует снижение прибыли на 20,3% до $792,8 млн. Продажи, по прогнозам компании должны составить $22 млрд., что на 4,6% больше, чем годом ранее.
Denso Corp. является крупнейшим в азиатском регионе производителем автокомплектующих и крупнейшим мировым поставщиком по рыночной доле. Основными клиентами компании являются японские автопроизводители Toyota Motor Co., Honda Motor Co. и Mitsubishi Motors Co.
Вернуться к содержанию выпуска
ExxonMobil. В III квартале 2003 года прибыль ExxonMobil - крупнейшей в мире акционерной нефтяной компании - выросла на 38%. Но это совсем даже не обрадовало фондовый рынок. Результат оказался ниже прогнозировавшегося. Причин много. Сокращение добычи природного газа в США, падение спроса на газ в Европе. Тормозится и развитие новых проектов в Западной Африке и Канаде. Рост доходов компании объясняется прежде всего ростом цен на нефть, увеличением маржи на переработки "черного золота". Чистый доход компании вырос с $2,64 млрд. до $3,65 млрд., общая сумма доходов - с $54,1 млрд. до $59,84 млрд.
В течение этого года производство нефти и газа снизилось на 1%. Самое значительное падение - на 11% - зафиксировано в США. В этом году компания планирует потратить $11 млрд. на разведку и развитие нефтяных и газовых резервов. Эта сумма - часть $100-миллиардного бюджета этой декады. Капиталовложения и расходы на разведку выросли в III квартале на $275 млн. и составили $3,84 млрд. В США эти траты, однако, уменьшились на 13%. Рост нефтяных и газовых цен с избытком возместил падение добычи, когда доходы от производства выросли на 8,4% - до $2,7 млрд. Прибыль, получаемая компанией от 46 перерабатывающих предприятий и 41 тыс. заправочных станций, увеличилась с $125 млн. до $911 млн.: рост цен на топливо опередил удорожание сырой нефти. Мировые продажи нефтепродуктов выросли в среднем на 2,2% - до 7,94 млн. баррелей в день. Доходы от химического производства упали более чем на треть - с $353 до $230 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
BP. Прибыль BP plc., крупнейшей в Европе нефтяной компании по объему рыночной капитализации, в III квартале 2003 года составила $2.14 млрд. по сравнению с $766 млн. в тот же период прошлого года и $2.45 млрд. в предыдущем квартале. EBITDA по итогам III квартала 2003 г. составила $2,87 млрд., что на 25% выше по сравнению с $2,3 млрд. по итогам III квартала 2002 г. Финансовые результаты BP совпали с самыми пессимистичными прогнозами аналитиков, предсказывавших, что на фоне роста цен на нефть и природный газ, чистая прибыль компании вырастет до $2,7-$3,2 млрд. Это первая отчетность BP, составленная с учетом закрытой 29 августа сделки с российской ТНК.
Прибыль BP за девять месяцев текущего года составила $7.72 млрд. против $3 млрд. в аналогичный период 2002 года.
Вернуться к содержанию выпуска
ConocoPhillips. Чистая прибыль американской нефтяной компании ConocoPhillips в III квартале 2003 г. составила $1,31 млрд. по сравнению со $116 млн. чистых убытков за аналогичный период прошлого года, когда было объявлено о создании компании. Квартальная выручка увеличилась до $26,5 млрд. по сравнению с $14,7 млрд. годом ранее.
Третья по величине американская нефтяная компания ConocoPhillips была создана в августе 2002 г. путем сделки стоимостью $15 млрд. по слиянию нефтяных компаний Phillips Petroleum Co. (г. Хьюстон, штат Техас) и Conoco Inc. (г. Оклахома-Сити, штат Оклахома).
Вернуться к содержанию выпуска
BHP Billiton. Чистая прибыль горнодобывающей компании BHP Billiton по итогам I квартала 2003-2004 финансового года, закончившегося 30 сентября, составила $518 млн., что на 6,3% ниже аналогичного показателя 2002-2003 финансового года. В то же время объем продаж вырос на 23% и составил $4,83 млрд. Аналитики предсказывали, что чистая прибыль компании составит $549 млн.
BHP объясняет снижение прибыли неблагоприятными эффектами валютных колебаний, в частности, ростом стоимости австралийского доллара и ростом налоговых отчислений. Рост стоимости австралийского доллара на один цент относительно доллара приведет к снижению чистой прибыли компании по итогам года на $50 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
Gerdau. Бразильская компания Gerdau SA, занимающая первое место в стране по производству стали, заявила о намерении в 2004 г. увеличить объем производства на 8% по сравнению с планом (12,2 млн. тонн) - до 13,2 млн. тонн. Причиной роста прогнозов производства является высокий спрос на сталь в Азии.
Бразильская компания по производству длинномерного проката в 2003 г. планирует экспортировать 3,2 млн. тонн стали, что на 72% больше, чем в 2002 г. (1,9 млн. тонн). Стоимость поставленной на экспорт в 2003 г. продукции должна составить более $800 млн. В 2002 г. чистый доход компании от продаж составил 9,16 млрд. реалов ($3,16 млрд.).
Вернуться к содержанию выпуска
Cadbury Schweppes. Британская компания Cadbury Schweppes, выпускающая кондитерские изделия и безалкогольные напитки, приступает к выполнению плана реструктуризации предприятия. Он носит амбициозное название "Горючее для роста" и рассчитан на 4 года. Согласно этому плану, Cadbury Schweppes собирается экономить 580 млн. евро в год и к 2007 выйти на прибыль, которая измерялась бы двузначной цифрой. Реформы обойдутся в 1,5 млрд. евро. В жертву придется принести 5 500 рабочих мест - это 10% персонала компании. Как и в каких странах будут проходить увольнения, пока не сообщается. Cadbury Schweppes - это 400 марок. План предполагает, что управление ими следует децентрализовать и заняться развитием каждой из них в отдельности. Во всяком случае лидеров это коснется в полной мере. В марте британская компания приобрела американскую фирму Adams, на что ушло $4.2 млрд., после чего она стала лидером на мировом рынке кондитерских изделий. Теперь, согласно плану, следует бросить все силы на интеграцию деятельности Adams в общую систему мирового гиганта.
Вернуться к содержанию выпуска
Fuji Photo. Прибыль второго в мире производителя фотопленки Fuji Photo Film снизилась во II квартале 2003/04 финансового года на 1,8% вследствие падения спроса на пленку. Fuji Photo объяснила снижение спроса необычно прохладным летом в Японии и жарой в летние месяцы в Европе.
Чистая прибыль Fuji Photo, которая также является одним из крупнейших производителей цифровых камер, составила в период с июля по сентябрь 17,78 млрд. йен ($163,5 млн.). При этом прибыль компании к 30 сентября 2002 года составляла 18,1 млрд. йен, а истекший квартал компания рассчитывала завершить с чистой прибылью в размере 16,67 млрд. йен.
Вернуться к содержанию выпуска
Palm реструктурируется
(CNews.ru, 29.10.03)
28 октября акционеры Palm и Handspring одобрили приобретение Handspring во владение Palm и выделение из Palm компании PalmSource, разрабатывающей операционные системы и программное обеспечение для КПК.
Сделка по поглощению пройдет в форме обмена акций. Новая компания будет переименована в palmOne, и ее акции будут торговаться на Nasdaq под индексом PLMO. Также на бирже появятся акции PalmSource под индексом PSRC.
"В качестве самостоятельной компании PalmSource сможет сосредоточиться на увеличении своей стоимости за счет продвижения платформы Palm OS на новые и уже существующие рынки", - считает президент и исполнительный директор компании Дэвид Нейджел (David Nagel).
Все акции PalmSource, принадлежащие Palm - а их 86% - будут распределены между акционерами Palm.
Вернуться к содержанию выпуска
Toyota: рост спроса на экологически чистые машины
(По материалам статьи «Toyota не дремлет по ночам», «Ведомости», 30.10.03, автор - Николай Буланов)
Скоро руководство третьего в мире автопроизводителя - Toyota Motor должно принять решение о введении третьей смены на заводе в японском городе Цуцуми. Toyota собирается временно пойти на беспрецедентные для себя меры. Они позволят увеличить выпуск производимых в Цуцуми экологически чистых автомобилей - гибридов второго поколения Prius почти в два раза - с запланированных 6000 штук в месяц до 10 000. За сентябрь компания уже произвела около 10 000 таких автомобилей. Но тогда рабочие трудились по субботам, а в будние дни оставались на производстве сверхурочно.
Машины-гибриды являются менее экологически вредными по сравнению с обычными автомобилями. Они поступили на японский рынок в сентябре. При этом в одной только Японии за это время было продано 17 500 автомобилей. На рынок США эти машины поступили всего две недели назад, но сейчас количество заказов на них уже достигло 10 000. Особенность гибрида заключается в том, что обычный бензиновый двигатель такого автомобиля дополняется электромотором. Помимо Toyota такие машины производит японская Honda Motor.
Старший управляющий директор Toyota Теруюки Миноура, отвечающий в компании за развитие бизнеса и продажи, говорит, что спрос на машины-гибриды по меньшей мере вдвое превышает предварительные оценки.
Toyota Prius вызвала среди производителей много споров. Конкуренты японской компании заявляют, что она продает гибриды себе в убыток. Представители европейских автопроизводителей при этом особенно подчеркивают преимущества дизельных двигателей, конкурирующих с электробензиновыми. На рынке таких автомобилей европейские компании традиционно занимают лидирующее положение. Но управляющий директор Toyota Кацуо Окамото не согласен со скептиками. По его словам, Prius приносит деньги и доходы от продаж этой модели лишь немногим ниже доходов от продаж традиционных автомобилей такого же класса.
Уверенность Toyotа подтверждает опубликованный недавно доклад Института мировых ресурсов и независимой швейцарской компании Sustainable Asset Management. В нем утверждается, что доля на рынке тех компаний, которые выпускают менее вредные для окружающей среды автомобили, а также вводят технологии по снижению выбросов углерода, в дальнейшем будет увеличиваться.
Вернуться к содержанию выпуска
Lego выбирается из кризиса
(«Ведомости», 31.10.03, автор - Мег Картер)
Отказ от чрезмерного расширения ассортимента своей продукции позволил датскому "игрушечному гиганту" Lego выбраться из черной полосы своей истории. Теперь компания очень осторожно подходит к выпуску игрушек, отличных от ее фирменных пластмассовых "кирпичиков".
В 1998 г. Lego зафиксировала убытки в размере $44 млн. - первые за всю свою более чем 70-летнюю историю. Руководство компании объяснило это чрезмерным увлечением диверсификацией продукции. "Искушение попробовать такой брэнд, как Lego, в разных областях всегда велико, - говорит Франческо Чикколелла, старший вице-президент компании по корпоративному развитию. - Однако в 90-е гг. мы не обладали необходимым опытом в этом направлении. Мы понесли убытки". Кроме того, появление на рынке огромного количества компьютерных игр и новых игрушек привело к тому, что Lego стала терять основных потребителей - детей младшего школьного возраста.
Датская игрушечная компания, четвертая в мире по объемам продаж, стала принимать меры. Она закрыла многие из новых линий - производство одежды, сумок и аксессуаров - и сосредоточила внимание на маркетинге. В 1999 г. Lego заключила свой первый союз с голливудскими Walt Disney и Lucasfilms. Чуть позже Lego Media заключила соглашение с компанией по производству электронных игр Electronic Arts. Кроме того, компания занялась разработкой новой интеллектуальной собственности - тематических конструкторов, из которых можно создавать оригинальные пейзажи и "среду обитания" для персонажей Lego.
Финансовое здоровье компании стало восстанавливаться. По итогам 2002 г. Lego зафиксировала рост прибыли на 17%. Если годом раньше размеры прибыли составляли $83 млн., то теперь она выросла до $98 млн. Однако создается впечатление, что новая политика компании вновь далеко уводит ее от традиционного продукта Lego - скромных пластмассовых "кирпичиков" и что ситуация конца 90-х может повториться.
"Ни в коем случае! - убежден Чикколелла. - Нынешняя архитектура брэнда состоит в том, что мы сохраняем основной продукт и используем его в новых областях. Естественно, у многих потребителей наш брэнд ассоциируется именно с конструктором, а потому мы должны сделать все, чтобы именно "кирпичики" по-прежнему оставались нашим основным продуктом".
Датская компания, созданная в 1932 г. столяром и игрушечных дел мастером Оле Кирком Кристиансеном, придерживается особой философии. "Прибыль для нас - это приятный побочный результат производства хороших игрушек", - говорит Чикколелла. В конце концов название Lego происходит от датского leg godt - "играй хорошо".
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||