Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
25 мая 2003 г. | Выпуск №347 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Дефляция душит мировую экономику
Прогноз роста инвестиций в развивающиеся рынки
Сокращение мирового объема пассажирских авиаперевозок
Рост нефтедобычи ОПЕК
Курению объявлена мировая война
О мировом потреблении шоколада
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
FT 500: похудевший скучный рейтинг
Intel ставит на коммуникации
На рынке мобильных телефонов: Samsung стал вторым
Новости корпораций "одной строкой"
Infineon-SensoNor BT Group Eastman Kodak-Applied Science Fiction
British Airways Nissan Suzuki Fuji Heavy Industries ЮКОС PEMEX
GlaxoSmithKline Zimmer Holdings Inc.-Centerpulse
Bloomberg снова бросил вызов Reuters
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Дефляция душит мировую экономику
(«Ведомости», 21.05.03, автор - Игорь Федюкин)
В мире набирает обороты дефляция. С удешевлением товаров не справляются Япония, Германия, Тайвань и Гонконг, считают эксперты МВФ. По данным фонда, дефляция угрожает также Китаю и США.
В опубликованном докладе эксперты фонда анализируют состояние экономик 35 стран, совокупный ВВП которых формирует 90% мировой экономики. Наибольшую обеспокоенность фонда вызывает состояние экономики в Германии, где "существует значительная вероятность умеренной дефляции в будущем году". Уровень инфляции в стране упал ниже 1% , безработица и объемы простаивающих производственных мощностей растут, а банковская система находится на грани кризиса, отмечается в докладе. Кроме того, необходимость соблюдать установленный в ЕС 3% -ный лимит бюджетного дефицита может подтолкнуть Берлин к проведению жесткой фискальной политики.
Падение уровня цен отмечается и в Китае, однако МВФ объясняет это конъюнктурными факторами, а также наличием в стране больших резервов рабочей силы. Однако если бушующую в Китае эпидемию атипичной пневмонии не удастся быстро обуздать, риск дефляции увеличится. Другим источником дефляции в Азии объявлен рост китайского экспорта, который "оказывает серьезное давление на многие отрасли промышленности по всему миру, и это давление будет только возрастать". Больше всего страдают от этого Тайвань, Гонконг и Сингапур.
В Японии авторы доклада обнаружили "минимальные признаки ослабления дефляционного давления". Впрочем, обнародованные статистические данные показывают, что оценка фонда слишком оптимистична. В I квартале цены производителей в Японии упали на 3,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что является самым быстрым падением в истории. Одновременно стало известно, что рост японского ВВП в I квартале упал почти до нуля.
Эксперты МВФ призывают правительство Японии к "более активной" монетарной политике. Однако японский экономист и бывший замминистра финансов Исуке Сакакибара предположил на прошлой неделе, что вся мировая экономика вступает в период структурной дефляции. "Дефляция сегодня - структурный, а не монетарный феномен", - говорит Сакакибара.
В начале мая руководство ФРС США впервые допустило, что стране угрожает дефляция. А 16 мая американское Министерство труда сообщило, что в апреле индекс потребительских цен вырос по отношению к апрелю прошлого года лишь на 1,5% , что является самым низким показателем с 1966 г. Авторы доклада МВФ считают, что, "риск дефляции [в США] кажется довольно низким, хотя и не минимальным". По их мнению, дефляция в США начнется в том случае, если уровень безработицы превысит 8% (сейчас - 6%) или темпы экономического роста будут ниже 1% на протяжении полутора лет. А по словам президента Федерального резервного банка Далласа Роберта Мактира, для снижения безработицы и устранения риска дефляции темпы роста экономки США должны быть "существенно выше 4% ". В I квартале ВВП вырос на 1,6%.
По мнению экспертов фонда, вероятность дефляции в США становится минимальной из-за падения курса доллара. Министр финансов США Джон Сноу дал понять, что американское правительство отказывается от политики сильного доллара.
Вернуться к содержанию выпуска
Прогноз роста инвестиций в развивающиеся рынки
(Интерфакс-АФИ, 19.05.03)
Объем частных инвестиций на развивающихся рынках увеличится в этом году на 26% и достигнет $139 млрд., свидетельствует прогноз, сделанный Institute of International Finance. В частности, приток инвестиций в Латинскую Америку, где экономика, по прогнозам, вырастет в этом году на 1,5%, удвоится и достигнет $34 млрд.
В то же время, общемировой уровень вложений в развивающиеся страны в 2003 году будет значительно ниже среднегодового для последних 10 лет уровня $186 млрд., так экономика ведущих индустриальных стран находится сейчас не в лучшей форме. На уровне инвестиций в Азии скажется также эпидемия атипичной пневмонии, которая может сократить приток средств на $4 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Сокращение мирового объема пассажирских авиаперевозок
(РБК, 23.05.03)
По сообщению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в апреле 2003 г. мировой объем пассажирских перевозок авиакомпаний сократился на 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе - на 44,8%. Снижение пассажиропотока связано с войной в Ираке и распространением атипичной пневмонии в странах Азии. Генеральный директор ассоциации Джованни Бисигнани оценил последствия этих событий для авиакомпаний как "катастрофические". В последний раз резкое падение авиаперевозок было зафиксировано после терактов 11 сентября 2001 г., унесших жизни 3 тыс. человек.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост нефтедобычи ОПЕК
(РБК, 19.05.03)
Нефтедобычу десяти стран ОПЕК за апрель 2003 г. эксперты ближневосточного консалтингового агентства MEES (Middle East Economic Survey) оценили в 26,520 млн. барр./день. Относительно марта нефтедобыча выросла на 3%. По оценке экспертов MEES, в марте страны ОПЕК добывали нефти порядка 25,970 млн. барр./день, а в апреле добыча выросла на 782 тыс. барр./день. Физическая добыча нефти ОПЕК в апреле превышала официальную квоту поставок на 1,470 млн. барр./день, или на 6%.
Увеличение добычи нефти за месяц в апреле обеспечили государства (в скобках добыча нефти за март):
- Венесуэла - 2,550 (2,100) млн. барр./день;
- Саудовская Аравия - 9,500 (9,400) млн. барр./день;
- Ливия - 1,500 (1,400) млн. барр./день;
- Кувейт - 2,400 (2,300) млн. барр./день;
- Нигерия - 1,850 (1,800) млн. барр./день;
- Алжир - 1,200 (1,150) млн. барр./день;
- Катар - 0,760 (0,750) млн. барр./день.
При этом в апреле снизилась добыча нефти в странах (в скобках данные за март):
- Индонезия - 1,040 (1,090) млн. барр./день;
- Иран - 3,692 (3,730) млн. барр./день.
Нефтедобыча в ОАЭ не изменилась и составила 2,250 млн. барр./день.
Нефтедобыча Ирака в апреле снизилась относительно марта с 1,030 млн. барр./день до 150 тыс. барр./день. С учетом сокращения добычи нефти Ираком поставки нефти по 11 странам ОПЕК в апреле упали относительно марта на 80 тыс. барр./день - с 27,000 млн. барр./день до 26,920 млн. барр./день, отмечают эксперты MEES.
Вернуться к содержанию выпуска
Курению объявлена мировая война
(Отдел экономики RBCdaily, 22.05.03, автор - Алексей Виноградов)
«Сегодня исторический день, когда мы объединились и действуем для того, чтобы спасти миллиарды жизней и защитить здоровье будущих поколений». Такими словами прокомментировала генсек Всемирной организации здоровья Гро Харлем Брунтланд (Gro Harlem Bruntland) принятие Всемирной конвенции по борьбе с курением.
Конвенция, принятая 21 мая в Женеве представителями 192 стран-участниц Всемирной ассамблеи здоровья (WHA), представляет собой документ, несущий самые серьезные последствия для мировой табачной отрасли. Предчувствуя это, представители сигаретной индустрии США до последнего момента активно воздействовали на свое правительство, и оно выдвигало соответствующие претензии к тексту конвенции, снятые только в воскресенье (18 мая). Документ предполагает создание единого контрольного органа, который будет отслеживать выполнение странами-участницами конвенции своих обязательств по жестким ограничениям рекламы табака, налоговой политике и противодействию контрабанде сигарет. По словам министра здравоохранения Южной Африки Мантомбазаны Цхабаллы-Мсиманг (Mantombazana Tshabala-Msimang), «это первый серьезный шаг по защите молодежи от жадных гигантов табачного бизнеса».
На самом деле молодежь защищают от этих гигантов уже давно. С конца 80-х давление государств на табачные корпорации непрерывно возрастало, начиная от налогового пресса (акцизы на сигареты ныне превышают в США 50% их стоимости) и кончая рекламными ограничениями.
С 1 января, например, в странах ЕС (которым последовали и некоторые «продвинутые» страны Азии и Африки) полностью запрещена реклама сигарет, включая даже Интернет. На пачках нельзя писать такие якобы вводящие потребителя в заблуждение прилагательные, как «мягкие» или «светлые», а предупреждения о вреде курения здоровью должны занимать не менее трети площади пачки. Чтобы выйти из положения, компании придумывают такие нестандартные ходы, как «табачные лекции» автолюбителям во время заправки их машин или полулегальные схемы реэкспорта сигарет (позволяющие экономить на налогах), но подобные уловки не заменят эффекта от телевизионной, щитовой и прочей «убедительной» рекламы. До сих пор, правда, табачные гиганты сохраняли свои прибыли, а кое-кто и даже наращивал. И в отсутствие рекламы целое поколение пока еще курит и может курить дальше по инерции, а что будет дальше, никто не знает.
Участники WHA привели в преамбуле принятой конвенции ужасающие данные: ежегодно в мире от болезней, связанных с последствиями потребления табака, умирают 4,9 млн. человек, а к 2010 г. это число может увеличиться до 10 млн. Число страдающих от побочных следствий курения, а также количество наследственных заболеваний вообще не поддается учету. Хотя под давлением общественности гиганты табачной индустрии последнее время предпринимают активные усилия по снижению вреда своей продукции, а также вносят миллиардные пожертвования в фонды борьбы с последствиями курения, эти усилия ВОЗ и правительства многих стран считают недостаточными, и давление на производителей «дымного зелья» усиливается. Последние не хотят терять рынок, ежегодный оборот которого оценивается, по некоторым данным, в $300-400 млрд., но понимают, что ближайшие перспективы для них малоприятны. Предчувствуя кризис индустрии, Philip Morris (Altria) начала активно скупать «непрофильные» компании, в частности кондитерские и пивные.
Что касается России, также присоединившейся к конвенции, то в ней борьба с курением последнее время также активизировалась. Например, принят закон «Об ограничении курения табака», ставящий в жесткие рамки как качество табачной продукции, так и ее употребление, а также прямую или косвенную рекламу и демонстрацию в кино- и телефильмах. Правда, до сих пор на прибылях производителей и торговцев куревом подобные меры не сказывались - потребление сигарет в стране растет. Растет и количество смертных случаев от последствий курения, достигшее 400 тыс. человек в год. Помимо законов, несомненно, нужна массовая информационно-просветительская кампания среди населения, а на нее, как и на другие «опасные направления» (наркотики, алкоголь), в бюджете нет денег. Которых, однако, почему-то хватает на пышные юбилеи.
Комментарий ведущего рассылки: Ваш покорный слуга курит уже более 15 лет, но отнюдь не гордится этим и искренне желает ВОЗ успехов в ее благородном начинании.
Вернуться к содержанию выпуска
О мировом потреблении шоколада
(По материалам статьи «Сладкоежки живут в Старом Свете», «Белорусский рынок», автор - Александр Алесин, «ИнформКондитер», 19.05.03)
Согласно данным английской организации Datamonitor, в 2002 г. в мире было потреблено шоколада на сумму $42,2 млрд. При этом на долю США пришлось более 1/3 объема мировых продаж данного продукта. Однако по расходам средств на покупку шоколада в пересчете на душу населения ($46,8 в год) и объему душевого потребления (4,4 кг) Соединенные Штаты значительно уступили ряду западноевропейских стран.
В Западной Европе в прошлом году общая стоимость проданного шоколада составила $19,2 млрд. В том числе на долю Великобритании пришлась треть этой суммы. Среднестатистический британец съел 11,4 кг популярной сладости. Годом ранее в Великобритании была продана 661 тыс. т шоколада, что на 55 тыс. т больше, чем в 1996 г.
Указанный уровень потребления был превзойден лишь Ирландией (12,7 кг). Другими крупными странами — потребителями шоколада в Западной Европе традиционно являются Австрия (10,9 кг на одного жителя) и Швейцария (10 кг). В Бельгии на душу населения пришлось 8,4 кг сладкого продукта, во Франции — 6,7 кг, в Германии — 4,9 кг. Потребление шоколада во Франции в период 1996-2001 гг. увеличилось на 59 тыс. т, достигнув 395 тыс. т.
Если же говорить о душевом потреблении шоколада в России, то, по оценке российского филиала швейцарской компании Nestle, в 2002 г. оно составило 2,2 кг в год, а в 2003 г. величина данного показателя должна увеличиться на 50%.
Столь высокие темпы роста продаж на Западе объясняются тем, что сегодня во многих странах шоколад стал неотъемлемой частью диетического питания. Полезность его использования в умеренном количестве подтверждается рядом исследований. Так, например, ученые Калифорнийского университета недавно выявили, что потребление шоколада благотворно влияет на людей, страдающих сердечными заболеваниями.
Поэтому нет ничего странного в росте спроса на шоколад. Как и в росте цен на него, что, впрочем, в первую очередь обусловливается повышением стоимости какао-бобов. Только в январе текущего года американская компания Hershley подняла в стране оптовые цены на стандартные плитки шоколада на 11%, а Mars — на 10%. В Бразилии рост цен на шоколадные пасхальные яйца, по сообщению The Public Ledger, оценивается в 30%.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
FT 500: похудевший скучный рейтинг
(Ведущий рассылки по материалам рейтинга Financial Times, опубликованного в газете «Ведомости», 21.05.03)
На прошедшей неделе был опубликован новый рейтинг FT 500 – рейтинг крупнейших компаний по рыночной капитализации (версия Financial Times). За год рейтинг «похудел» на 22.5% или $ 3 трлн. 644 млрд. – именно столько потеряли в суммарной капитализации 500 крупнейших компаний мира; итоговый результат - $ 12 трлн. 583 млрд. 750 млн. О размере потерь свидетельствует и такой факт: «линия отсечения» 2002 г. (т.е. капитализация компании, занявшей 500-е место) - $9 млрд. 367 млн. позволила бы в этом году подняться на 391 (!) место.
Первая десятка, потеряв в общей капитализации 22.8% или $586.5 млрд., практически не изменилась. Список возглавляет Microsoft (№2 в 2002 г.), на втором месте – General Electic (лидер прошлогоднего рейтинга). Далее следуют Exxon Mobil и Wal Mart Stores (не изменившие своих позиций за год). Пятым и шестым местами поменялись Pfizer и Citigroup. На седьмое место с девятого переместилась Johnson & Johnson, на восьмое с девятого - Royal Dutch/Shell PLC/NV, на девятое с восьмого - BP. В десятку вновь вошла IBM, поднявшись с 12 места, а единственным выбывшим из «TOP-10» оказался Intel, занявший в новом рейтинге 15 место, вместо прошлогоднего 7-го.
Рейтинг покинули 69 компаний (и, разумеется, столько же появилось новичков). Изменения и по этому показателю не такие уж значительные - в прошлом году ротация затронула 98 позиций. Пять компаний, из покинувших рейтинг в прошлом году, - Yamanouchi Pharmaceutical, Halliburton, Allergan, Eastman Kodak и Dai Nippon Printing Co. - вернулись в 2003 г.
Больше всего в рейтинге банков – 66, их суммарная капитализация более $1.72 трлн. (и по этому показателю в рейтинге банковские структуры также лидируют). В рейтинг вошли 36 телекомов, 33 нефтегазовые компании, столько же страховых компаний, 30 компаний, специализирующихся в сфере розничной торговли, 25 электроэнергетических, 24 фармацевтические (включая биотехнологические), 23 производителя электронного и электрического оборудования, 21 производитель компьютеров и ИТ-оборудования и столько же компаний, отнесенных составителями в разряд «СМИ, развлечения» (без учета «электронных», т.к., например, Electronic Arts был отнесен к производителям программного обеспечения).
Что касается капитализации отдельных отраслей, то вслед за банками в рейтинге расположились фармацевтика ($1.32 трлн.), нефть и газ ($1.11 трлн.) и телекомы ($1.07). В сумме капитализация этих четырех отраслей составляет 41.5% от общей капитализации рейтинга. Производители программного обеспечения и соответствующих услуг, несмотря на скромную представленность (12 компаний), заняли по капитализации среди отраслей почетное 8-е место - $558 млрд. Цифра эта, правда, слегка лукавая: если отбросить капитализацию Microsoft и IBM, то на оставшиеся 10 компаний приходится всего $155 млрд. общей капитализации.
Не очень интересным получился и «общекомандный зачет» по странам, чьи представители вошли в рейтинг. С невероятным отрывом лидируют США (240 компаний с суммарной капитализацией $7.18 трлн. – в прошлом году 238 компаний с суммарной капитализацией $9.31 трлн.), на втором месте Великобритания (34 компании $1.05 трлн. – в прошлом году 36 компаний $1.35 трлн.), на третьем – Япония (47 компаний $865 млрд. – в прошлом году 50 компаний $1.16 трлн.), на четвертом – Франция (25 компаний $589 млрд. – в прошлом году 29 компаний $801 млрд.). Далее следуют Швейцария, Германия, Италия и Канада.
Капитализация 500 крупнейших компаний США (отдельный рейтинг) за год уменьшилась на $2.5 трлн. до $8.4 трлн. Капитализация 500 крупнейших компаний Европы (еще один отдельный рейтинг) уменьшилась на $1.4 трлн. до $4.8 трлн. А вот капитализация 100 крупнейших компаний Восточной Европы, напротив, возросла почти на $16 млрд. до $165 млрд.
Самым удивительным является отсутствие шквала «победных реляций» в отечественных СМИ. В прошлом году российские компании впервые вошли в рейтинг FT 500. В этом году «великолепная четверка» резко улучшила свои позиции (ЮКОС поднялся с 228 места на 144, Газпром - с 251 на 169, Сургутнефтегаз - с 344 на 280, ЛУКОЙЛ – с 362 на 294), а, кроме того, к ней добавилась «Сибнефть» сразу же занявшая 375-ое место, что позволило России в уже упоминавшемся «общекомандном зачете» по странам занять 17-е место из 31, лишь немного уступив Швеции, Финляндии и Южной Корее. Какое счастье! Мы на 26% (по капитализации) обогнали в рейтинге Бельгию (население которой составляет чуть более 10 млн. человек, т.е. чуть меньше Москвы с ближайшими пригородами), и в 2.8 раза – Норвегию (население – 4.5 млн. человек, т.е. чуть больше, чем Санкт-Петербург).
Среди 500 крупнейших компаний Европы в прошлом году было 9 российских компаний, в 2003 г. их число возросло до 11. А в Восточной Европе доминирование России – бесспорно. Из 100 крупнейших компаний – 35 российские, первые девять строчек рейтинга выглядят так (без комментариев): ЮКОС, Газпром, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Сибнефть, РАО ЕЭС России, Норильский никель, Мобильные ТелеСистемы, Сбербанк. Суммарная капитализация отечественных корпораций ($113 млрд.) составляет более двух третей (67.7%) от итоговой цифры регионального рейтинга.
Первые 50 из 500
Место в 2003 |
Место в 2002 |
Компания |
Страна |
Рыночная капитализ., $ млн. |
Сектор |
Оборот, $ млн. |
Отношение цены к прибыли |
1 |
2 |
Microsoft |
США |
264 003,20 |
Прогр. обеспечение, услуги |
28 365,00 |
24,7 |
2 |
1 |
General Electric |
США |
259 646,90 |
Диверсифицированные пром. холдинги |
130 685,00 |
26 |
3 |
3 |
Exxon Mobil |
США |
241 036,50 |
Нефть и газ |
204 506,00 |
36 |
4 |
4 |
Wal Mart Stores |
США |
234 398,60 |
Розничная торговля |
244 524,00 |
53,1 |
5 |
6 |
Pfizer |
США |
195 948,00 |
Фармацевтика, биотехнологии |
32 373,00 |
31,8 |
6 |
5 |
Citigroup |
США |
183 886,50 |
Банки |
35,4 |
|
7 |
9 |
Johnson & Johnson |
США |
170 417,00 |
Фармацевтика, биотехнологии |
36 298,00 |
57,4 |
8 |
10 |
Royal Dutch/Shell PLC/NV |
Нидерл./Брит. |
149 033,80 |
Нефть и газ |
179 431,00 |
41,8 |
9 |
8 |
BP |
Британия |
144 381,40 |
Нефть и газ |
178 721,00 |
6,5 |
10 |
12 |
IBM International Business Machines |
США |
139 272,20 |
Прогр. обеспечение, услуги |
81 186,00 |
80,9 |
11 |
11 |
American International Group |
США |
130 038,50 |
Страхование |
49,9 |
|
12 |
15 |
Merck |
США |
124 291,50 |
Фармацевтика, биотехнологии |
51 790,30 |
55,4 |
13 |
17 |
Vodafone |
Британия |
122 930,60 |
Услуги связи |
35 818,70 |
1,8 |
14 |
21 |
Procter & Gamble |
США |
114 603,50 |
Гигиеническая продукция |
40 238,00 |
88,6 |
15 |
7 |
Intel |
США |
112 687,70 |
Компьютеры, ИТ-оборудование |
26 764,00 |
17,2 |
16 |
13 |
GlaxoSmithKline |
Британия |
107 092,30 |
Фармацевтика, биотехнологии |
33 258,30 |
17,8 |
17 |
22 |
Novartis |
Швейцария |
106 135,90 |
Фармацевтика, биотехнологии |
23 606,50 |
37,6 |
18 |
29 |
Bank of America |
США |
103 032,50 |
Банки |
68,6 |
|
19 |
14 |
NTT DoCoMo |
Япония |
101 133,30 |
Услуги связи |
43 055,00 |
1 981,40 |
20 |
16 |
Coca Cola |
США |
100 645,70 |
Напитки, алкоголь |
19 564,00 |
40,7 |
21 |
26 |
Berkshire Hathaway |
США |
100 166,90 |
Страхование |
65 300,00 |
|
22 |
19 |
Verizon Communications |
США |
99 159,50 |
Услуги связи |
67 625,00 |
36,2 |
23 |
27 |
HSBC Holdings |
Британия |
97 966,70 |
Банки |
10,3 |
|
24 |
20 |
Cisco Systems |
США |
94 018,90 |
Компьютеры, ИТ-оборудование |
18 915,00 |
13,2 |
25 |
25 |
Total Fina Elf |
Франция |
88 598,70 |
Нефть и газ |
110 261,60 |
128,9 |
26 |
28 |
Toyota Motor |
Япония |
84 302,90 |
Автомобилестроение, комплектующие |
125 765,30 |
23,4 |
27 |
34 |
Nestle |
Швейцария |
77 955,20 |
Пищевая продукция |
64 937,40 |
197,7 |
28 |
39 |
Wells Fargo |
США |
76 679,20 |
Банки |
45,7 |
|
29 |
54 |
Amgen |
США |
75 679,00 |
Фармацевтика, биотехнологии |
5 523,00 |
58,6 |
30 |
48 |
Dell Computer |
США |
71 444,00 |
Компьютеры, ИТ-оборудование |
35 404,00 |
27,7 |
31 |
30 |
Nokia |
Финляндия |
70 121,90 |
Компьютеры, ИТ-оборудование |
32 276,30 |
14,6 |
32 |
32 |
ChevronTexaco |
США |
69 707,70 |
Нефть и газ |
98 691,00 |
65,3 |
33 |
43 |
Royal Bank of Scotland |
Британия |
69 355,50 |
Банки |
23 |
|
34 |
33 |
Pepsico |
США |
68 550,00 |
Напитки, алкоголь |
25 112,00 |
39,9 |
35 |
18 |
SBC Communications |
США |
67 703,90 |
Услуги связи |
43 138,00 |
20,2 |
36 |
37 |
Viacom |
США |
66 519,70 |
СМИ, развлечения |
24 605,70 |
37,7 |
37 |
41 |
Fannie Mae |
США |
66 419,90 |
Специализир. финанс. услуги |
66,7 |
|
38 |
38 |
Lilly (Eli) |
США |
65 519,40 |
Фармацевтика, биотехнологии |
11 077,50 |
58,4 |
39 |
24 |
Altria |
США |
65 335,00 |
Табачная промышленность |
80 408,00 |
32,1 |
40 |
150 |
Comcast |
США |
64 361,20 |
СМИ, развлечения |
12 460,00 |
29,3 |
41 |
62 |
Unilever NV/PLC |
Нидерл./Брит. |
61 626,50 |
Пищевая продукция |
55 377,10 |
60,2 |
42 |
40 |
Abbott Laboratories |
США |
59 704,70 |
Здравоохранение |
17 684,70 |
38,2 |
43 |
35 |
AstraZeneca |
Британия |
59 117,20 |
Фармацевтика, биотехнологии |
17 841,00 |
34,5 |
44 |
45 |
Roche |
Швейцария |
58 392,80 |
Фармацевтика, биотехнологии |
21 649,40 |
97,6 |
45 |
46 |
Oracle |
США |
58 197,30 |
Прогр. обеспечение, услуги |
9 673,00 |
11,1 |
46 |
23 |
Home Depot |
США |
58 031,90 |
Розничная торговля |
58 247,00 |
24,6 |
47 |
58 |
Pharmacia |
США |
57 648,00 |
Фармацевтика, биотехнологии |
13 993,00 |
44,5 |
48 |
66 |
Medtronic |
США |
55 890,80 |
Здравоохранение |
6 410,80 |
45,8 |
49 |
50 |
UBS |
Швейцария |
54 321,90 |
Банки |
43,3 |
|
50 |
56 |
ENI Ente Nazionale Idrocarburi |
Италия |
54 306,00 |
Нефть и газ |
51 530,70 |
13,6 |
Вернуться к содержанию выпуска
Intel ставит на коммуникации
(«Ведомости», 19.05.03, автор - Дон Кларк)
Корпорация Intel представила план по расширению деятельности в секторе коммуникаций, которую она считает приоритетным направлением в своем бизнесе. Кроме того, руководители Intel дали прогноз развития технологического сектора на период до 2010 г.
Как заявил на встрече с аналитиками президент Intel Пол Отеллини, к 2010 г. не менее 1 млрд. персональных компьютеров будут иметь проводной или беспроводной широкополосный доступ в Интернет. К тому же году будет произведено 2,5 млрд. портативных телефонов с компьютерными функциями. По словам Отеллини, технологический сектор уже достиг цели, которую четыре года назад обозначил генеральный директор Intel Крейг Барретт, - 1 млрд. мобильных телефонов и 1 млрд. подключенных к Интернету компьютеров.
Коммуникации стали одним из наиболее быстро развивающихся направлений деятельности Intel; частично это объясняется тем, что микропроцессорами Intel оборудована большая часть настольных и портативных компьютеров. Наиболее быстро, по оценке Intel, будет развиваться технология беспроводного высокоскоростного доступа в Интернет Wi-Fi. В середине марта 2003 г. Intel выпустила Centrino - новый процессор для ноутбуков, укомплектованный средствами подключения к сетям Wi-Fi.
По оценкам аналитиков, число точек высокоскоростного доступа в Интернет в местах скопления пользователей ноутбуков - аэропортах, бизнес-центрах, гостиницах - вырастет в 2004 г. вдвое и достигнет 100 000. А продажи устройств, называющихся точками доступа, которые обеспечивают возможность пользования Wi-Fi как частным лицам, так и компаниям, вырастут за тот же период с 10 млн. до 20 млн. Разница в прогнозах, говорит Отеллини, свидетельствует о том, что технология Wi-Fi стремительными темпами будет входить в употребление в домах и в офисах.
Intel также активно развивает направление по внедрению микропроцессоров для мобильных телефонов XScale. И хотя в этой области компания сильно отстает от конкурентов, таких как Texas Instruments, она намерена в 2003 - 2004 гг. увеличить выпуск этих микропроцессоров в 10 раз. Рост продаж "продвинутых" телефонов заставит операторов связи устанавливать значительное число серверов, которые будут обеспечивать передачу на них изображений и сообщений.
Исполнительный вице-президент Intel Шин Мэйлони также отметил, что интернет-трафик растет, а доходы за коммуникационные услуги - нет. Поэтому конкуренты Intel сворачивают производство чипов, обеспечивающих связь, и здесь Intel "видит прекрасную возможность консолидировать этот сектор".
Вернуться к содержанию выпуска
На рынке мобильных телефонов: Samsung стал вторым
(По материалам статьи «Samsung уступил только Nokia», «Ведомости», 21.05.03, автор - Юрий Грановский)
На мировом рынке мобильных телефонов произошла маленькая революция: по данным исследовательского агентства World Markets Research Centre, в I квартале этого года корейский концерн Samsung Electronics обошел по продажам компанию Motorola и стал вторым по величине поставщиком в мире после финской Nokia.
Samsung удивил исследовательские компании небывалыми темпами роста продаж своих сотовых телефонов еще в прошлом году. По данным Gartner Dataquest, продажи Samsung в 2002 г. выросли почти на 48%, в то время как весь мировой рынок вырос только на 14%. Корейцы заняли 10% рынка и сумели вытеснить с 3-го на 4-е место германский концерн Siemens (8,2% рынка), вплотную приблизившись к Motorola (15% рынка). Больше всех телефонов в 2002 г. продала Nokia, которая заняла 36% рынка.
В нынешнем же году мировые продажи телефонов Motorola, по данным World Markets Research Centre, несколько сократились (рыночная доля американской компании упала до 12%), в то время как телефоны Samsung продавались все лучше: было продано 13 млн. аппаратов, что составило примерно 13% рынка.
В России расстановка сил на рынке мобильных телефонов несколько иная. Второй год лидером сектора является Siemens, занимающий, по разным оценкам, до 40% рынка. Вторыми по популярности в России являются телефоны Nokia. А вот относительно того, кто получил в этом соревновании "бронзу", единого мнения нет. В пошлом году, по данным российского представительства IDC, тройку лидеров замыкала Motorola. В этом году, по мнению менеджера по маркетингу Samsung Дмитрия Кузнецова, в I квартале 2003 г. количество проданных в нашей стране аппаратов Samsung сравнялось с продажами Motorola (16% рынка), а в денежном выражении показатели Samsung даже превысили оборот Motorola.
У независимых исследователей данных по продажам сотовых телефонов в I квартале 2003 г. пока нет. Тем не менее аналитик IDC Саймон Бейкер согласен с тем, что продажи корейских телефонов растут хорошими темпами. "Учитывая, что у Samsung нет дешевых моделей, их рыночная доля в денежном выражении будет выше, чем в штучном. Они взяли курс на дорогие и стильные модели, и, похоже, эта стратегия дает положительную отдачу", - говорит он.
Вернуться к содержанию выпуска
Новости корпораций "одной строкой"
(По материалам и сообщениям CNews.ru, «Компания», Travel.ru, Autonews.ru, «Ведомости», РБК, «Время новостей», 19-22.05.03)
Infineon-SensoNor. Компания Infineon объявила о своих планах по приобретению норвежской фирмы SensoNor, чтобы упрочить свои позиции на рынке полупроводников для автомобильной промышленности. Представители Infineon заявили, что стоимость покупки составит около 48 млн. евро. Infineon сейчас является ведущим производителем полупроводников для автомобильной электронике в Европе. В то же время, он занимает 2 позицию в мировом рейтинге. Дружественное поглощение SensoNor позволит Infineon стать лидером на рынке датчиков давления, поскольку норвежская компания обладает несколькими крупными контрактами с производителями автомобилей.
Вернуться к содержанию выпуска
BT Group. Ведущая британская телекоммуникационная группа BT Group объявила о росте прибыли до вычета налогов, оказавшейся у верхней границы ожиданий аналитиков. Прибыль компании до налогообложения по итогам финансового года, закончившегося 31 марта, выросла на 44% и достигла 1,829 млрд. фунтов стерлингов, в то время как аналитики предсказывали прибыль в пределах 1,784-1,835 млрд. фунтов стерлингов. Выручка BT Group выросла на 2% до 18,727 млрд. фунтов стерлингов, полностью совпав с прогнозами.
Вернуться к содержанию выпуска
Eastman Kodak-Applied Science Fiction. Eastman Kodak объявила о приобретении компании Applied Science Fiction вместе с ее технологией скоростной обработки пленки, которая должна произвести революцию в фотоиндустрии. Новая технология позволит за считанные минуты перевести изображение с обычной фотопленки в цифровой формат. Руководство Eastman Kodak заявило, что до конца года новая технология будет внедрена в 18 000 пунктах обработки пленок, расположенных в крупных супермаркетах, аптеках и специализированных фотомагазинах в США. В дальнейшем на эту технологию перейдут и 22 000 киосков Kodak по всему миру. Технология Applied Science Fiction защищена более чем 150 патентами, таким образом создать нечто подобное конкуренты в обозримом будущем не смогут. В этих условиях Eastman Kodak надеется возродить свой традиционный бизнес по обработке фотопленок, который сильно пострадал с расцветом цифровой фотографии. Во второй половине ХХ века Eastman Kodak получала большую часть прибыли именно от розничной печати фотографий, однако начиная с конца 1990-х годов прибыли в этом секторе ежегодно падали почти на 5%.
Вернуться к содержанию выпуска
British Airways Plc (BA), крупнейшая авиакомпания Европы, объявила о том, что IV квартал финансового года, завершившийся 31 марта, она закончила с гораздо большими убытками по сравнению с предыдущим годом, что вызвано снижением темпов экономического роста, войной в Ираке и эпидемией атипичной пневмонии. Чистые убытки ВА составили 133 млн. фунтов стерлингов ($217 млн.), а в IV квартале предыдущего финансового года компания получила убытки в размере 43 млн. фунтов стерлингов. Квартальная выручка упала на 14% и составила 1,675 млрд. фунтов стерлингов.
Пытаясь повысить спрос на свои услуги на фоне самого большого спада за всю историю существования отрасли авиаперевозок, авиакомпания на 60% снижает цены на свои авиабилеты. Также British Airways сокращает численность персонала на 23%, снимает с эксплуатации сверхзвуковые лайнеры Concord и на 30% сокращает объем своего авиапарка. По итогам финансового года чистая прибыль авиакомпании составила 72 млн. фунтов стерлингов против убытков в размере 142 млн. фунтов стерлингов в предыдущем финансовом году. Выручка сократилась на 7,8% и составила 7,69 млрд. фунтов стерлингов. British Airways на 1,15 млрд. фунтов стерлингов снизила размер своей задолженности, которая по состоянию на 31 марта составила 5,15 млрд. фунтов стерлингов.
Вернуться к содержанию выпуска
Nissan. Рост операционной прибыли компании Nissan Motor по итогам 2002-2003 финансового года, закончившегося 31 марта, составил 51% по сравнению с 2001-2002 г. Операционная прибыль Nissan, 44,4% которого принадлежит Renault, составила 737,23 млрд. иен ($6,32 млрд.), что совпало с предварительными подсчетами компании, о которых она сообщила в апреле. Чистая прибыль выросла в 2002-2003 финансовом году на 33% по сравнению с 2001-2002 г. - до $495,17 млрд. иен ($4,24 млрд.), объем продаж компании вырос на 10% - до 6,829 трлн. иен. Nissan прогнозирует, что рост операционной прибыли в 2003-2004 г. составит 11% по сравнению с 2002-2003 г.
Вернуться к содержанию выпуска
Suzuki. Чистая прибыль японской автомобилестроительной компании Suzuki по итогам 2002-2003 года выросла на 10,5% и составила $168 млн. Продажи компании за указанный период составили $12 млрд. 519 млн. За 2002-2003 финансовый год Suzuki Motor произвела 1 млн. 642 тыс. автомобилей и 1 млн. 625 тыс. мотоциклов. 47% процентов всей произведенной продукции было реализовано на внутреннем рынке, 20% было реализовано в странах Европы, 19% - в Северной Америке, остальные продажи пришлись на рынки Азии и Океании. Компания Suzuki производит автомобили, мотоциклы, двигатели для морских судов и промышленных нужд.
Вернуться к содержанию выпуска
Fuji Heavy Industries. Операционная прибыль Fuji Heavy Industries в 2002-2003 финансовом году снизилась до $580 млн., что на 24% меньше, чем в предыдущем финансовом году. Представители Fuji Heavy Industries, производителя автомобилей Subaru, объясняют рекордное, за последние 6 лет, падение прибыли низкими продажами и невыгодным обменным курсом йены к доллару.
Вернуться к содержанию выпуска
ЮКОС, первый среди российских нефтяных холдингов, обнародовал отчетность по международным стандартам за 2002 г. Инвесторы остались недовольны: им кажется, что затраты компании растут слишком быстрыми темпами. Выручка ЮКОСа в 2002 г., рассчитанная по международным стандартам отчетности US GAAP, выросла на 20,2% по сравнению с 2001 г. до $11,373 млрд. Чистая прибыль компании снизилась на 3,1% до $3,058 млрд. В прошлом году ЮКОС увеличил добычу нефти на 19,4% до 69,5 млн. т, объем переработки сырья вырос на 14,3% до 32,9 млн. т. Чистые капвложения компании составили $1,263 млрд. по сравнению с $954 млн. в 2001 г.
Объявленные ЮКОСом показатели выручки и чистой прибыли оказались на уровне того, что прогнозировал рынок. Однако аналитиков насторожил чересчур быстрый рост издержек нефтяной компании буквально по всем статьям. Особенно это было заметно в IV квартале. Операционные затраты за этот период выросли на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. до $462 млн., расходы на сбыт продукции - на 132,3% до $446 млн., коммерческие, общехозяйственные и административные расходы - на 64,4% до $296 млн., а сумма налогов, кроме налога на прибыль, - на 90,8% до $1,034 млн.
В пресс-релизе ЮКОСа говорится, что росту затрат способствовало приобретение новых компаний, таких как литовский нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu Nafta и сеть универсамов "Копейка". Кроме того, компании пришлось изрядно потратиться на то, чтобы пристроить дополнительно добытую нефть, которая практически вся пошла на экспорт.
"В сущности, ЮКОС стал жертвой быстрого прироста добычи, за который его всегда хвалили инвесторы. Ведь трубопроводных мощностей пока недостаточно, чтобы удовлетворить потребности компании. А альтернативные виды транспорта обходятся недешево", - говорит специалист Deutsche Bank Леонид Мирзоян. Впрочем, Мирзоян отмечает, что стратегия ЮКОСа вполне оправданна при нынешних высоких ценах на нефть.
Вернуться к содержанию выпуска
PEMEX. Государственная нефтяная компания Мексики PEMEX сокрыла факт непогашенной задолженности за 2001г. в размере $15,6 млрд., которая не была переведена на 2002 г. "Черную дыру" в финансовой отчетности компании вскрыла государственная аудиторская комиссия. В настоящее время аудиторами установлено, что $4 млрд. задолженности компании являются частью иностранного государственного долга, сделанного правительством Мексики. Еще $4,2 млрд. было израсходовано на эмиссию бондов PEMEX.
Теперь аудиторам предстоит разобраться с оставшимися $7,4 млрд. Не исключен вариант, что задолженность образовалась в результате просчетов в хозяйственной деятельности PEMEX. Известно, что PEMEX инвестировала ряд совместных проектов, владела СП с участием иностранного капитала, имела дочерние финансовые структуры в оффшорных зонах. Также установлено, что достаточного контроля за торговыми операциями PEMEX с нефтью со стороны государственных органов не осуществлялось.
Вернуться к содержанию выпуска
GlaxoSmithKline. Руководители фармацевтического гиганта британской группы GlaxoSmithKline (GSK) не получат ожидаемых премий. Собравшиеся на ежегодное заседание акционеры компании отказали руководству GSK в получении многомиллионных вознаграждений. Результаты голосования по вопросу о премиях представляют собой самый масштабный бунт акционеров в корпоративной истории Британии. Для проведения политики вознаграждений руководство GSK решило прибегнуть к услугам независимой инстанции - аудиторской компании Deloitte & Touche. Исследование будет завершено в 2004 году. «Я и мои коллеги очень серьезно относимся к результатам голосования. Одна из главных причин негативного голосования - то, что некоторые элементы пакета вознаграждений не согласуются с понятиями некоторых акционеров об оптимальной практике», - заявил председатель совета директоров GSK Кристофер Хогг.
Вернуться к содержанию выпуска
Zimmer Holdings Inc.-Centerpulse. Ведущий производитель ортопедического оборудования Zimmer Holdings Inc. собирается приобрести швейцарскую компанию Centerpulse. Предложение Zimmer составляет $3 млрд., что превышает сумму, предложенную ранее британской компанией Smith & Nephew, на $500 млн. По мнению экспертов, подобная ситуация может стать причиной временной «войны предложений» на ортопедическом рынке. Представители Zimmer в свою очередь говорят о том, что компания надеется завершить сделку к концу августа. Centerpulse ранее была известна как Sulzer Medica, имидж которой был подпорчен скандалом, связанным с выпуском дефектных протезов. В настоящее время оборот ортопедического рынка составляет $14 млрд. и ежегодно увеличивается на 12%.
Вернуться к содержанию выпуска
Bloomberg снова бросил вызов Reuters
(«Ведомости», 23.05.03, автор - Михаил Оверченко)
Американская компания финансовой информации Bloomberg в очередной раз бросает вызов своему конкуренту - британской Reuters. Bloomberg объединилась с трейдинговой системой EBS, чтобы перекроить мировой рынок торговли валютой, дневной оборот на котором составляет $1,2 трлн.
Электронная система валютных торгов EBS была создана в 1993 г. крупными банками, включая ABN Amro, Bank of America, Barclays, Citibank, CSFB, HSBC. Сегодня через 2000 терминалов EBS в разных странах заключаются сделки на $90 млрд. на спотовом валютном рынке, дневной объем которого оценивается в $218 млрд. Bloomberg намерена предлагать котировки и данные EBS на 175 000 своих информационных терминалов в режиме "диалоговый директ-дилинг", где валютные трейдеры непосредственно договариваются друг с другом о проведении сделок, используя телефон и информацию на экране терминала. У Reuters 18 000 корпоративных клиентов, пользующихся "диалоговым дилингом".
Раньше Bloomberg уже удавалось сильно потеснить Reuters на рынке как информационных, так и дилинговых услуг. Британская компания оказалась не готова к натиску Bloomberg, которая увеличила свою долю на рынке операций с облигациями и акциями практически с нуля в 1991 г. до 35% в 2002 г. Доля Reuters между тем снизилась с 55% до 35%.
"Интересно посмотреть, в какой степени доступность системы [торговли валютой] на терминалах Bloomberg изменит расклад [на рынке валютного дилинга]", - говорит Стивен Кимси из Kimsey Consulting, специализирующейся на консалтинге в области финансовых технологий. "У Reuters хорошо развитая система, охватывающая весь мир, это давно работающий на валютном рынке провайдер [трейдинговых технологий], и у нее разные другие достоинства: люди доверяют этой системе и привыкли ею пользоваться. Так что это крепкий орешек", - говорит один из лондонских валютных дилеров. Кимси соглашается, что на валютном рынке Bloomberg будет сложно конкурировать с Reuters; вместе с тем компания никогда раньше не выходила на новый рынок, если не видела больших шансов на успех.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||