Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


26 ноября 2002 г. Выпуск №286
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть)


Содержание выпуска:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
         
Промышленное производство в ЕС продолжает сокращаться
         Данные об инфляции в странах "еврозоны" и ЕС в октябре
         Рост положительного сальдо внешней торговли "еврозоны"
         Об интеграции европейских финансовых рынков
         Данные о ВВП Германии
         ОЭСР понизила свой прогноз экономического роста для Германии
         В Германии введены новые налоги и повышены старые
         Данные о ВВП Франции
         Данные о дефиците бюджета Франции
         В экономике Франции
         О системе государственного пенсионного обеспечения во Франции
         О заимствованиях домашних хозяйств Великобритании
         Инвесторам не нужна богатая Восточная Европа
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
         Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии
         Япония может вновь столкнуться с рецессией
         Что такое "сокайя"
         Соединенные Штаты Китая
         Рост импорта и экспорта на Филиппинах
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
         МВФ толкает Аргентину к социальному коллапсу
         Верховный суд Мексики отменил налоги на роскошь
         WFP впервые просит помощи у частных лиц
         Турки у ворот Брюсселя


ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН

   Промышленное производство в ЕС продолжает сокращаться
   
("AK&M", 19.11.02)
   Объем промышленного производства в странах ЕС в сентябре 2002 года снизился по сравнению с августом на 0.1%, в годовом исчислении этот показатель упал на 0.9%. В 12 странах "еврозоны" в сентябре промышленное производство сократилось к предыдущему месяцу на 0.2%, а в годовом исчислении - на 0.6%.
   Наибольший спад производства по итогам месяца был отмечен в Италии (-2.7% к аналогичному периоду прошлого года и -0.5% к предыдущему месяцу) и Великобритании (-2.6% и -0.3%). Рост производства как в годовом исчислении, так и к августу текущего года наблюдался только в Испании (+1.3% и +0.4% соответственно).
   В "еврозоне" ни одна крупная отрасль промышленности не продемонстрировала положительной динамики по отношению к предыдущему месяцу. В ЕС по итогам месяца увеличилось производство только в энергетике (+0.2%).

Вернуться к содержанию выпуска

   Данные об инфляции в странах "еврозоны" и ЕС в октябре
   
("AK&M", 18.11.02)
   Инфляция в странах "еврозоны" в октябре 2002 года составила 2.3% в годовом исчислении, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 0.2%. Потребительские цены в 15-ти странах ЕС в октябре выросли по отношению к тому же периоду прошлого года на 2.1%. Таким образом, темпы роста цен в "еврозоне" по-прежнему выше отметки, установленной Европейским центробанком в качестве оптимальной (2%). Напомним, что в июле показатель инфляции в "еврозоне" впервые за 25 месяцев оказался ниже этого уровня - 1.9%.
   Среди отдельных государств ЕС наибольший рост цен в годовом исчислении зафиксирован в Ирландии (4.4%), Португалии (4.1%) и Испании (4%). Самый низкий уровень инфляции по итогам месяца - в Бельгии и Германии (по 1.3%).

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост положительного сальдо внешней торговли "еврозоны"
   
("AK&M", 19.11.02)
   Положительное сальдо внешней торговли стран "еврозоны" в январе-сентябре 2002 года составило 77 млрд. евро против 23.8 млрд. евро за аналогичный период прошлого года. В сентябре положительное сальдо внешней торговли "еврозоны" составило 9.5 млрд. евро против 4.1 млрд. евро в аналогичный период прошлого года и 10 млрд. евро в предыдущем месяце. В странах ЕС сальдо внешней торговли в сентябре также сложилось положительное - 1.5 млрд. евро против 2.4 млрд. в предыдущем месяце и дефицита 2.8 млрд. евро в августе прошлого года.
   Среди отдельных стран, входящих в ЕС, наибольший профицит внешней торговли в январе-августе 2002 года отмечен в Германии (84 млрд. евро) и Ирландии (25 млрд. евро), наибольший дефицит - в Великобритании и Испании (42.4 млрд. евро и 22.4 млрд. евро соответственно).

Вернуться к содержанию выпуска

   Об интеграции европейских финансовых рынков
   
(По материалам статьи "Торговать акциями не станет легче", "Ведомости", 20.11.02, автор - Михаил Оверченко)
   Европейская комиссия одобрила директиву, которая была призвана облегчить торговлю акциями в странах Европейского союза и интегрировать европейские финансовые рынки. Однако Франции и Италии удалось добиться исключения положения, которое разрешало бы банкам проводить для своих клиентов операции с акциями в обход фондовых бирж.
   Директива по торговле акциями разрабатывалась в рамках плана по созданию единого панъевропейского рынка ценных бумаг, что должно облегчить международные операции с акциями и дать инвесторам большую свободу выбора. В Великобритании, Германии и Нидерландах банки имеют право выполнять заказы розничных и институциональных клиентов по покупке и продаже акций в обход фондовых бирж. Предполагалось, что новая директива, обсуждение которой велось в течение года и четырех месяцев, распространит это правило на все страны ЕС. Банки активно выступали за ее принятие, надеясь за счет нового вида деятельности повысить свои доходы.
   Однако представителям Франции и Италии, которых поддержал председатель Еврокомиссии Романо Проди, удалось торпедировать это предложение. Банкам разрешили торговать акциями для клиентов - но только перед проведением каждой операции банки должны сообщить информацию о ней (цену и т. д.) соответствующей бирже, на которой торгуются акции. По мнению заместителя директора Французской банковской федерации Пьера де Лозена, раскрывать эти данные необходимо, потому что без этого банки могут скрывать от рынка важную информацию. "Существует риск, что у людей не будет информации о том, что происходит на рынке", - говорит он.
   В брокерских компаниях и банках говорят, что в Великобритании, Германии и Нидерландах таких проблем не возникает. Кроме того, раскрывать информацию о сделке перед ее проведением банку невыгодно, потому что тогда конкуренты могут сыграть против него. Требование раскрывать информацию о сделке перед ее проведением "убивает конкуренцию еще до ее возникновения", считает аналитик Европейской банковской федерации Буркак Инел. По мнению наблюдателей, на самом деле Франция и Италия опасаются, что их достаточно небольшие - по крайней мере, по сравнению с Лондонской и Франкфуртской - фондовые биржи не выдержат конкуренции, если у инвесторов будет выбор, через кого торговать акциями. "Куда ни взглянешь, везде национальный протекционизм, - говорит Клиффорд Дэммерс, генеральный секретарь Международной ассоциации первичных рынков - Все дело в рабочих местах, которые эти ребята пытаются сохранить".

Вернуться к содержанию выпуска

   Данные о ВВП Германии
   
(По информации "AK&M" и Интерфакс-АФИ, 18-21.11.02)
   Рост ВВП Германии составил в III квартале 2002 года 0.3%. По отношению к аналогичному периоду прошлого года этот показатель повысился на 0.5%. В двух предыдущих кварталах рост экономики Германии также составил 0.3%.
   Опубликованные данные, как отмечает агентство Bloomberg, свидетельствуют о том, что экономика страны по-прежнему находится в состоянии стагнации. Напомним, что индекс делового доверия в Германии падает уже на протяжении пяти месяцев подряд, а уровень безработицы в октябре достиг максимального уровня за последние четыре года.
   "Рост германской экономики разочаровывает", - считает главный экономист Йорг Крамер из Invesco Asset Management. "Я не хотел бы говорить о возможном начале рецессии, но экономика находится в вялом состоянии", - добавил он.
   Как отметил в интервью агентству экономист Commerzbank AG Ральф Сольвин (Ralph Solveen), восстановление темпов роста экономики должно начаться не ранее середины следующего года. "Поэтому мы понизили прогноз по росту ВВП Германии на следующий год с 1.25% до 1%", - добавил он.

Вернуться к содержанию выпуска

   ОЭСР понизила свой прогноз экономического роста для Германии
   
(РБК, 21.11.02)
   Организация экономического сотрудничества и развития (OЭCР) понизила свой прогноз экономического роста для Германии на текущий год до 0,4%. На следующий год OЭСР прогнозирует экономический рост в Германии на уровне 1,5% и в 2004 г. - 2,5%. Ускорение темпов роста экономики произойдет, в первую очередь, благодаря увеличению объемов экспорта. Дефицит бюджета в 2004 г. сократится до 2,5% после 3,7% от ВВП страны в этом году.
   Как отмечают аналитики, низкие прогнозы роста обусловлены нестабильностью мировой экономики и ограничительной денежной политикой. Вместе с тем, реформирование рынка рабочей силы будет стимулировать развитие сферы частного потребления и способствовать росту доверия потребителей.

Вернуться к содержанию выпуска

   В Германии введены новые налоги и повышены старые
   
(По материалам статьи "Жадный канцлер", "Ведомости", 21.11.02, автор - Михаил Оверченко)
   Два года назад правящие в Германии социал-демократы имели все, что нужно для структурных реформ, - высокий рейтинг и уверенно растущую экономику. Упустив свой шанс, канцлер Шредер идет теперь на непопулярные меры - вводит новые налоги и повышает старые. 20 ноября кабинет Шредера одобрил пакет экстренных бюджетных мер. Берлин вынужден затягивать пояс, потому что у него нет выбора. По прогнозу Еврокомиссии, бюджетный дефицит Германии составит 3,8% ВВП в 2002 г. и 3,1% в 2003 г., тогда как по правилам ЕС он не может превышать 3%. ЕК уже объявила, что начинает процедуру введения санкций против Германии.
   Крупнейшая экономика зоны евро пребывает в такой депрессии, что компании даже не решаются прогнозировать результаты своей деятельности: из 27 компаний индекса DAX, отчитавшихся за III квартал, 18 не дали прогноза прибыли на 2003 г. А падение налоговых поступлений образовало в бюджете этого и следующего года дыру в 31,4 млрд. евро. "Мы в тяжелой ситуации, - признал вчера Шредер перед заседанием правительства. - Я знаю о [негативных] настроениях в обществе. Мы можем переломить ситуацию только путем кропотливой работы".
   План правительства предполагает введение 15%-ного налога на прирост капитала (т. е. с дохода от продажи акций, паев в инвестфондах и сдаваемой в аренду недвижимости), повышение пошлин на мазут, расширение перечня товаров, с которых взимается налог с продаж (теперь им будут облагаться цветы и другая сельскохозяйственная продукция), сокращение субсидий для людей, построивших свой дом. Заодно будут расти заимствования: в 2002 г. с 21,1 млрд. евро до 34,6 млрд., а в 2003 г. - с 15,5 млрд. до 18,9 млрд.
   Возможно, правительству и удастся сократить бюджетный дефицит, но экономисты сомневаются в его способности оживить экономику. Бундесбанк заявил в понедельник, что бюджетные новации кабинета могут ухудшить инвестиционный климат и подорвать долгосрочные перспективы роста.
   Вместо увеличения налогов Бундесбанк предлагает Шредеру сократить госрасходы и приступить к структурным реформам. Правительство не воспользовалось периодом достаточно быстрого экономического развития в конце 1990-х гг. (в 2000 г., например, ВВП вырос на 2,9%) для либерализации рынка труда и реорганизации пенсионной системы и теперь пожинает плоды своей беспечности. "Повышение налогов - это отчаянные меры, призванные увеличить налоговые поступления, - говорит Ульрих Шредер, экономист франкфуртского отделения Deutsche Bank. - Правительство расплачивается за то, что у него нет политики, ориентированной на стимулирование [экономического] роста".
   Сегодня Шредером недовольны очень многие - и простые немцы, и руководители компаний, и экономисты. Популярность Социал-демократической партии (SPD) упала до 32%. На выигранных ею два месяца назад выборах за нее проголосовало 38,5% избирателей. "Я никогда больше не буду поддерживать SPD, - говорит Дитер Францен, владелец газетного киоска в восточном Берлине, голосовавший за Шредера в сентябре. - Повышать налоги и сокращать социальные выплаты во время экономического спада - это же противоречит всякой логике". Ассоциация работодателей BDA назвала "отравленной пилюлей" решение о повышении пенсионных отчислений на 136 евро в расчете на одного работника; оно было принято в пятницу нижней палатой парламента, чтобы восполнить нехватку средств в государственном пенсионном фонде.

Вернуться к содержанию выпуска

   Данные о ВВП Франции
   
("AK&M", 22.11.02)
   Рост ВВП Франции составил в III квартале 2002 года 0.2% по сравнению с предыдущим кварталом. Во II квартале, согласно уточненным данным, экономический рост во Франции составил 0.4%. Потребительские расходы выросли в прошедшем квартале на 0.7%, в то время как инвестиции снизились на 0.8%. Объем экспорта увеличился по итогам квартала на 1.2%, импорта - на 0.2%.
   Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали рост ВВП Франции на 0.3% к предыдущему кварталу. Как отмечает агентство, специалисты ожидают дальнейшего снижения темпов экономического роста в стране.

Вернуться к содержанию выпуска

   Данные о дефиците бюджета Франции
   
(Газета.ru, 20.11.02)
   Дефицит бюджета Франции в 2002 году достигнет 46,8 млрд. евро (2,8% ВВП). Ранее правительство Франции оценивало дефицит в 2,6% ВВП. Однако по прогнозу ЕС, дефицит бюджета Франции в 2003 году может составить 2,9% ВВП.

Вернуться к содержанию выпуска

   В экономике Франции
   
(По материалам специального обозрения "Франция" журнала The Economist, перепечатано в журнале "Русский Фокус", 18.11.02)
   Сегодня не лучшее время для того, чтобы быть премьер-министром Франции. Жан-Пьер Раффарен знает это на собственном опыте. Мировая экономика хандрит, из-за этого затормозился и экономический рост во Франции. Доверие инвесторов невысоко, а профсоюзы своенравны. Например, в прошлом месяце тысячи госслужащих (80 000 - по данным профсоюзов и 40 000 - по данным полиции) прошли маршем по Парижу с требованием защиты своих прав и осуждением умеренных планов приватизации. В тот же день INSEE, правительственное управление статистики, обнародовало прогноз, согласно которому экономический рост в текущем году ожидается на уровне 1%. В июле INSEE ожидало, что этот показатель составит 1,4%, а по оценкам прежнего правительства, опубликованным до выборов, экономический рост должен был достигнуть 2,5%.
   Если нынешние расчеты INSEE верны, то бюджет Франции будущего года, представленный в октябре министром финансов Франсисом Мером, превращается в фикцию. Он рассчитан исходя из темпов экономического роста на уровне 1,2% в этом и 2,5% в будущем году и предусматривает бюджетный дефицит в размере 2,6% от ВВП. В реальности дефицит бюджета может превысить 3% - предел, установленный Европейским союзом. Иными словами, возникает угроза кризиса: ЕС потребует, чтобы французы затянули пояса, в то время как избиратели, озабоченные сохранением своих рабочих мест и выплатами по ипотечным кредитам, хотят пояса ослабить.
   В политической памяти страны глубокий отпечаток оставили события 1995 г., когда правоцентристы в последний раз получили большинство в парламенте при президенте-правоцентристе. В то время премьер-министром Франции был блестящий, но несколько оторванный от реальности интеллектуал Ален Жюппе. Он решил, что Франция должна добиться вхождения в зону евро. Это означало переход к жесткой увязке курса франка с курсом немецкой марки при одновременном сокращении бюджетного дефицита, который составлял в то время 5% от ВВП. Жюппе полагал, что сможет достичь успеха путем реформирования госсектора, которое позволит сократить бюджетные расходы. Но вместо решения проблемы его глазам предстали сотни тысяч работников госсектора, волны забастовок которых захлестнули страну при молчаливой поддержке остальной части населения. Двумя годами позже, когда президент страны Жак Ширак спешно объявил всеобщие досрочные выборы, пытаясь получить общественный мандат на присоединение к зоне евро, правые были свергнуты с трона.
   Неудивительно, что г-н Раффарен и его коллеги всеми силами пытаются не допустить повторения этой истории. Они взяли на вооружение стратегию осторожных шагов и ласковых уговоров. Находясь в оппозиции, правые обвиняли Лионеля Жоспена в неповоротливости. Сегодня ассоциация предпринимателей Medef (Mouvement des Entreprises de France) бросает тот же упрек г-ну Раффарену. Бизнесмены считают, что он слишком робко пытается устранить последствия установления 35-часовой рабочей недели (Жоспен сократил ее с 39-часовой без уменьшения зарплат) или закона о социальной реформе, принятого при прежнем правительстве (он настолько усложнил процедуру увольнения, что отбил у работодателей охоту нанимать новых сотрудников). Предприниматели опасаются, что если Раффарен будет столь же нерешителен в других вопросах, особенно тех, что касаются оздоровления госсектора и пенсионной реформы, Франция продолжит скатываться вниз в международной табели о рангах по показателю ВВП на душу населения.
   Если премьер-министру Раффарену не позавидуешь, то для г-на Жоспена времена его премьерства были хорошими временами. Мировая экономика, подстегиваемая Америкой и ее страстью к интернет-компаниям, переживала период роста, и Франция, пятая в мире по объемам экспорта, пожинала его плоды. Серия проектов частичной приватизации (или "открытия капитала", в определении г-на Жоспена - экс-троцкиста, прекрасно сознававшего необходимость не раздражать коммунистов, бывших в коалиции с ним) позволяла поддерживать государственные финансы в отличной форме. И инфляция, и госдолг, и бюджетный дефицит были невысоки, а экономический рост в 1998-2000 гг. составлял в среднем 3,3% в год. Успешные министры финансов Франции наслаждались похвалами Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
   Эти успехи укрепляли уверенность г-на Жоспена в том, что для Франции обеспечение полной занятости - цель вполне достижимая. В том же, казалось, убеждал отчет Жана Пизани-Ферри из Совета по экономическому анализу (группа независимых экспертов - советников г-на Жоспена), представленный в декабре 2000 г. В нем отмечалось, что за четыре года, начиная с 1997 г., во Франции было создано 1,6 млн. новых рабочих мест, "вдвое больше, чем в 60-х гг., и в десять раз больше, чем в период с 1974 по 1996 г.". Падение уровня безработицы, гласил отчет, было "беспрецедентным".
   Правительство верило аналитикам безоглядно. Во время избирательной кампании нынешнего года оно объявило, что установление с февраля 2000 г. 35-часовой рабочей недели для фирм с числом сотрудников более 20 человек (до малых предприятий дело пока не дошло) уже привело к созданию 400 000 новых рабочих мест. Главной идеей сокращения рабочей недели было заставить предпринимателей нанимать больше сотрудников. В качестве поощрения они могли получить временные льготы по налогам на фонд оплаты труда. Также правительство отмечало, что с 1997 г., благодаря действию программы расширения молодежной занятости, нашли работу 320 000 молодых людей. В соответствии с этой программой им были предложены пятилетние контракты на работу в бюджетной сфере, например, в качестве подручных на школьных спортплощадках или охранников на железнодорожных станциях и в других общественных местах. В начале 2001 г. правительство также приняло меры по устранению "ловушки бедности" (раньше французы теряли право на получение государственной помощи, устраиваясь даже на низкооплачиваемую работу).
   Но стоило ли правительству Жоспена так увлекаться созданием дополнительных рабочих мест? При ближайшем рассмотрении отчет Пизани-Ферри служит скорее не поощрением действий правительства, а предупреждением о том, что положение вещей должно измениться. Во-первых, значительная часть рабочих мест возникла благодаря экономическому росту. Во-вторых, понятие "полная занятость" трактовалось как уровень безработицы не более 5% от общей численности трудоспособного населения, что в лучшие времена считалось бедствием в Японии или в Сингапуре. В отчете отмечалось, что для достижения этой цели к 2010 г. Франции необходимо ежегодно создавать не менее 300 000 новых рабочих мест, а возможно, и все 400 000.
   Для обеспечения прироста рабочих мест требовалась масштабная либерализация, подобная той, что провела в 80-х гг. радикальный премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Но существующий во Франции расклад сил делает ее практически неосуществимой. Не похоже, чтобы в ближайшее время во Франции появилась своя Маргарет Тэтчер. Лишь Ален Мадлен из Партии либеральных демократов сегодня говорит на ее языке свободного рынка и невмешательства государства в экономику, но на выборах 21 апреля 2002 г. он получил всего лишь 3,9% голосов.

Вернуться к содержанию выпуска

   О системе государственного пенсионного обеспечения во Франции
   
(По материалам специального обозрения "Франция" журнала The Economist, перепечатано в журнале "Русский Фокус", 18.11.02)
   Французы, как с юмором или негодованием замечают иностранцы, имеют удивительную склонность к демонстрациям. В прошлом году только в Париже было зафиксировано 10 050 официально разрешенных народных выступлений. Из них 7458 прошли по поводу праздников, 331 приурочено к визитам различных знаменитостей, еще 800 преследовали исключительно политические цели. На оставшейся 1461 демонстрации французы требовали повышения зарплат, улучшений условия работы или гарантий занятости. Не проходит и дня, чтобы парижская полиция не сооружала баррикады в правительственном районе, пытаясь не допустить предполагаемого нашествия вооруженных транспарантами рабочих (большинство из которых удивительно добродушны).
   Иностранцы полагают, что это свидетельствует о силе французских профсоюзов. В действительности цифры говорят об их слабости. В частном секторе лишь 8% работников являются членами профсоюзов, в госсекторе этот показатель составляет около 26%. Для сравнения: в американских профсоюзах состоят 9% работников частного сектора и 37% - государственного.
   Кажется странным, что французские профсоюзы имеют политический и социальный вес, раз они так малочисленны. Одной из причин этого является то, что их представители имеют гарантированное членство в органах управления: в государстве всеобщего благоденствия, восстановленном после Второй мировой войны, они совместно с работодателями решают вопросы организации здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. Представители профсоюзов занимают большинство мест в трудовых комитетах корпораций, участвуют в работе любого третейского суда по трудовым спорам. Но самая важная причина значительного влияния профсоюзов в том, что работники госсектора составляют во Франции более четверти всего трудоспособного населения. Это больше, чем в других богатых демократических странах, за исключением Дании, Финляндии и Швеции. Таким образом, профсоюзы, действующие в интересах бюджетников, представляют собой силу, с которой нельзя не считаться. А они хотят по меньшей мере сохранения тех привилегий, которые уже имеют их члены.
   Поэтому каждый раз, когда правительство заводит речь о реформах, профсоюзы созывают демонстрации, чтобы защитить право своих членов на ранний пенсионный возраст, ежедневную игру "в мяч" и прочее в этом роде. И кто может осудить трудящихся за то, что они откликаются на этот призыв? Им есть что терять. Если работники частного сектора должны работать по 40 лет, прежде чем получить полную пенсию по наступлении 60 лет, то у бюджетников уходит на это только 37,5 года. Более того, согласно реформе 1993 г., с 2008 г. пенсии работников частного сектора будут рассчитываться на основании лучших 25 лет (сегодня расчет производится на основании лучших 19 лет), тогда как для работников частного сектора пенсию будут рассчитывать исходя из зарплаты в последние шесть лет работы.
   Это означает, что клерк, работающий в государственной компании Electricite de France, имеет право на более раннюю и высокую пенсию, чем его коллега из, предположим, маленькой типографии в Лилле. А если бюджетник подвергается риску на своем рабочем месте, путь выхода на пенсию еще легче. Например, машинист поезда получает полную пенсию уже по достижении 50 лет.
   Существующая система гарантирует французским пенсионерам превосходные жизненные стандарты, в среднем на уровне 97% от тех, что имеют их работающие сограждане. К сожалению, с точки зрения демографии это неоправданно. Система, базирующаяся на выплате отчислений с заработной платы, предполагает, что те, кто работает, платят за тех, кто уже вышел на пенсию. По-французски это называется repartition (перераспределение), и, по словам г-на Жоспена, "является символом цепи единства, которая связывает поколения. Это одно из важнейших условий национального общественного договора".
   Возможно, это так. Но если верить демографам, к 2040 г. доля жителей Франции старше 60 лет увеличится с нынешних 20% до одной трети. И если сейчас выплаты одному пенсионеру обеспечивают двое работающих, то в будущем останется всего один. Предстоит тяжелый выбор: либо работающие должны будут платить больше отчислений со своей зарплаты, либо пенсионерам придется смириться с сокращением пенсий. Третий путь - поднять планку пенсионного возраста. Ни одна из перечисленных альтернатив не является приемлемой с политической точки зрения, а первая выглядит просто абсурдной в условиях конкурентной экономики. Политические сложности усугубляет тот факт, что пенсионеры начнут возмущаться, даже если их права не изменятся. Дело в том, что согласно реформе 1993 г. пенсии во Франции индексируются с учетом роста цен, а не зарплат, поэтому пенсионеры будут беднеть быстрее своих работающих сограждан.
   Г-н Жоспен отгородился от этой проблемы, создав барьер в виде комитета по ее изучению. В то же время государственные компании обязали вносить дополнительные отчисления в специальный фонд пенсионного резерва. Как полагал Жоспен, благодаря быстрому экономическому росту проблема старения нации окажется менее актуальной, чем заявляли пессимисты. Принцип repartition оставался незыблемым: во Франции не будет пенсионных фондов, "подобных тем, что существуют в ряде англосаксонских стран, - это не наш метод".
   Но президент Ширак уже таинственно намекнул, что пенсионные фонды все же появятся, но это будут пенсионные фонды a la francaise (по-французски). Что имелось в виду, еще предстоит понять. На практике "по-французски" может означать то же самое, что "по-американски". Вразрез с выступлениями самого г-на Жоспена его правительство занималось созданием негосударственных сберегательных схем, в рамках которых работающие могли бы инвестировать во взаимные фонды и акции - это очень похоже на американскую схему. Проблема в том, что англосаксонский подход теряет свою привлекательность в период спада на фондовом рынке.
   Несчастный г-н Раффарен, который пообещал огласить план пенсионной реформы к будущей весне, обречен на непопулярность независимо от своих действий. Демографическое бремя может быть уменьшено путем расширения участия в рынке труда женщин, молодежи и пожилых людей. Но это требует создания благоприятных условий для работодателей, что может не понравиться левым и профсоюзам. Увеличение пенсионного возраста и повышение пенсионных отчислений также не встретит поддержки. Даже приватизация - еще один вероятный источник средств для пенсионеров - будет сопряжена со сложностями, поскольку государственные компании, такие как Electricite de France и Gaz de France, имеют непогашенные пенсионные обязательства, которые частные акционеры вряд ли согласятся принять на себя.
   Эли Коэн, экономист Sciences-Po и советник нескольких последних французских правительств, уверен, что удручающая статистика заставит правительство принять меры по пенсионной реформе не позднее чем в текущий пятилетний президентский срок. Возможно, это так, но пересмотр других правительственных обязательств необходимо провести в еще более сжатые сроки.

Вернуться к содержанию выпуска

   О заимствованиях домашних хозяйств Великобритании
   
(По материалам статьи "Британия рискует", "Ведомости", 20.11.02, автор - Михаил Оверченко)
   Британская экономика остается островком стабильности среди развитых стран, вязнущих в рецессии. Но ее перспективы тоже не безоблачны: Альбиону угрожает кризис плохих "личных" долгов. В отличие от экономики континентальной Европы, главным двигателем которой является экспорт, Великобритания растет прежде всего благодаря внутреннему спросу. Британские компании воздержались от избыточных инвестиций, ввергнувших в рецессию экономику США. В III квартале ВВП страны вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,7% по сравнению с III кварталом 2001 г. Британская экономика растет уже 41 квартал (более 10 лет) подряд.
   Потребительский бум в значительной степени стимулируется ростом кредитования. Последние исследования рисуют обескураживающую картину: больше всего долгов у наименее обеспеченных британцев. Поэтому рост процентных ставок или безработицы может привести к увеличению числа дефолтов по личным долгам и подорвать потребительский спрос.
   Объем потребительского долга к 1 октября достиг рекордного 801 млрд. фунтов стерлингов ($1,27 трлн.); с октября 2001 г. по сентябрь 2002 г. он вырос на 13,1% - рекордный показатель с 1993 г., когда Банк Англии стал собирать соответствующие данные. Потребительский бум не позволил Банку Англии снизить процентные ставки 7 ноября, чтобы подстегнуть стагнирующее производство. "Чем больше объем личных долгов, тем выше риск резкой коррекции", - заявил банк.
   Как следует из опубликованного доклада Института финансовых исследований, из 20% британцев, зарабатывающих менее 8730 фунтов ($13 826) в год (такие люди считаются малообеспеченными) , 34% имеют долги, средний размер которых составляет 3337 фунтов ($5284). Активнее остальных занимают молодые люди 25 - 35 лет; 70% из них имеют долги, средний размер которых - 5301 фунт ($8394). При этом самым активным заемщикам неоткуда взять дополнительные средства, чтобы расплатиться по долгам в случае нехватки доходов. Из людей, имеющих более 5000 фунтов ($7916) в виде сбережений и инвестиций, долги имеют лишь 36%, тогда как доля заемщиков среди людей, располагающих ликвидными активами на сумму менее 1000 фунтов ($1583), составляет 53%.
   Несмотря на стабильность в экономике, доля просроченных кредитов растет. По данным Службы консультации владельцев кредитных карт (CCCS), доля британцев, несвоевременно расплачивающихся по "карточным" кредитам, выросла с 9,4% в III квартале 2001 г. до 12,3% в III квартале 2002 г. "Если безработица начнет расти, а заработки - падать, проблемы могут возникнуть у гораздо большего числа людей", - говорит Малколм Херлстон, председатель CCCS.

Вернуться к содержанию выпуска

   Инвесторам не нужна богатая Восточная Европа
   
(По материалам BBC NEWS, 20.11.02)
   Быстрый рост благосостояния стран Восточной Европы в скором будущем может привести к утрате их экономиками привлекательности в глазах иностранных инвесторов. Такие страны как Венгрия, Румыния и Россия в настоящее время привлекают все больше прямых иностранных инвестиций. Это обусловлено активным переносом на территорию этих стран производственных мощностей западных компаний, привлеченных дешевой рабочей силой и быстрым ростом местных рынков.
   Так, только за первое полугодие текущего года величина прямых иностранных инвестиций в экономику стран Восточной Европы выросла на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – сообщают эксперты аудиторской компании Ernst & Young. Для сравнения, аналогичный показатель для стран Европейского Союза за тот же период вырос, в среднем, всего на 15%. По словам представителя компании Марка Хьюджеса, сегодня страны Восточной Европы становятся для своих западных соседей все более серьезными соперниками в борьбе за иностранные инвестиции. "Полюс инвестиционной активности в Европе постепенно перемещается на Восток", – говорит он.
   В наибольшей степени от усиления позиций восточно-европейских стран страдают Великобритания, Ирландия и Нидерланды. В течение первого полугодия объемы иностранных инвестиций, получаемых этими странами, сократились на четверть по сравнению с прошлым годом.
   Однако, высокие темпы экономического развития в таких странах как Чехия и Венгрия в скором будущем могут привести к снижению их привлекательности для инвесторов, заинтересованных в странах с дешевой рабочей силой. По оценкам г-на Хьюджеса, некоторые восточно-европейские страны могут утратить свои конкурентные преимущества уже в течение ближайших пяти лет. Он отмечает, что по прежним оценкам этот срок должен был бы составить десять лет, однако он резко сократился из-за ускорения роста благосостояния в странах Восточной Европе.
   По словам Хьюджеса, уже сегодня многие международные компании предпочитают размещать свои производственные площадки не в Восточной Европе, а в Северной Африке. "Такие страны как Марокко и Тунис считаются достаточно стабильными, они могут предложить хорошо образованных работников, и, кроме того, у них существуют договоренности с ЕС", – отмечает Хьюджес.

Вернуться к содержанию выпуска

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   Fitch понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии
   
(РБК, 21.11.02)
   Рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии в национальной валюте с АА до АА-. Долгосрочный кредитный рейтинг страны в иностранной валюте был подтвержден на уровне АА, краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте - на уровне F1+. Прогноз по суверенным рейтингам Японии остается "негативным", сообщает Fitch.
   Негативными факторами, повлиявшими на кредитный рейтинг страны, являются продолжающееся ухудшение государственного финансирования страны при неблагоприятной экономической ситуации, незначительный прогресс в решении проблем частного сектора экономики, обремененного значительными долгами, а также неблагоприятные перспективы дефляции. Тем не менее, богатство страны, обилие капитала в совокупности с низкими затратами на обслуживание правительственного долга позволяют кредитоспособности правительства страны снижаться постепенно, и даже в среднесрочной перспективе риск финансового кризиса невелик. При этом в отсутствие четких действий по установлению базы для экономического роста, стабилизации правительственного долга и продолжающейся дефляции суверенные рейтинги Японии, возможно, будут понижаться и в дальнейшем, отмечают специалисты агентства.
   Экономика Японии показала признаки роста в целом за три квартала 2002 г., поскольку увеличение товарооборота и ослабление иены привели к резкому повышению объема экспорта. Однако это не привело к росту внутренней экономики на фоне спада инвестиций и снижения роста ВВП. В комбинации с умеренной дефляцией эти факторы привели к снижению правительственных доходов. Скорее всего, правительственный дефицит Японии в 2002 г. сохранится на уровне 7% от ВВП, хотя кабинет министров страны значительно сократил объем своих расходов.
   Несмотря на то, что расходование средств резко превышает объем поступлений, Япония продолжительное время демонстрирует профицит платежного баланса. По итогам 2002 г. этот показатель, как ожидается, превысит $100 млрд. Кроме того, объем внешних активов Японии в настоящее время составляет $1,4 трлн., объем золотовалютных резервов приближается к $450 млрд. Это приводит к тому, что объем гарантированных правительством иностранных долговых обязательств сохраняется на уровне ниже $40 млрд. Соответственно, из-за их незначительного объема на фоне общего правительственного долга Fitch считает, что риски по суверенному долгу в иностранной валюте оказываются ниже рисков долговых обязательств в национальной валюте, поэтому суверенный рейтинг Японии в иностранной валюте остается на уровне АА.

Вернуться к содержанию выпуска

   Япония может вновь столкнуться с рецессией
   
(По материалам BBC NEWS, 20.11.02)
   Хрупкое восстановление японской экономики находится под реальной угрозой срыва, – говорится в последнем ежемесячном отчете Bank of Japan.
   В отчете центробанка говорится, что финансовое состояние государственного и частного секторов экономики сегодня постепенно начинает стабилизироваться. Вместе с тем, слабый спрос в США несет угрозу ориентированным на экспорт отраслям японской экономики, способствуя росту неопределенности в отношении судьбы ее дальнейшего восстановления.
   Публикации отчета Bank of Japan предшествовало сообщение о том, что в III квартале текущего года рост японской экономики замедлился с 1% до 0.7%. При этом, по мнению международных наблюдателей, в будущем году японская экономика может вновь столкнуться со спадом.
   Японские компании-производители, такие как Nissan и Sony, в наши дни оказались буквально между двух огней. С одной стороны, потребители в Европе и США сегодня постепенно начинают сокращать свои расходы, не спеша раскошеливаться на приобретение экспортных товаров. В то же время, рост безработицы и снижение заработной платы в самой Японии в сочетании с падением цен на внутреннем рынке также наносят серьезный удар по благополучию местных компаний.
   Дополнительно росту пессимизма способствуют обременяющие банковскую систему Японии безнадежные кредиты, вопрос со списанием которых до сих пор остается нерешенным. О необходимости совместного участия местных банков и правительства в работе по очистке банковской системы страны от безнадежных кредитов заявляют представители Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом, до настоящего времени реальный прогресс в этой области пока остается минимальным.
   "До тех пор, пока они не сделают этого, у них нет будущего", – заявил на пресс-конференции экономист ОЭСР Ютака Имаи. По оценкам ОЭСР, японскую экономику в текущем году, в лучшем счете, ждет рост в размере (-0.7%), а в будущем году – в размере 0.8%. "Однако, в последнее время риски дальнейшего ухудшения положения мировой экономики и нового спада на фондовом рынке существенно возросли, что в перспективе может привести к усилению дефляционных давлений", – предупредил г-н Имаи.

Вернуться к содержанию выпуска

   Что такое "сокайя"
   
(По материалам BBC NEWS, 21.11.02)
   Несмотря на противодействие властей, японская мафия "якудза" по-прежнему сохраняет свое влияние на деловую жизнь Страны Восходящего Солнца. Выступая в четверг (21 ноября) на экстренной пресс-конференции, президент японской компании Nippon Shinpan Йодзи Ямада глубоко поклонился журналистам перед тем, как заявить о своей отставке. По словам г-на Ямада, он несет полную ответственность за скандал, в центре которого оказалось его предприятие, являющееся лидером японской индустрии кредитования потребителей.
   Недавно были арестованы восемь руководителей Nippon Shinpan. Им были предъявлены обвинения в том, что, начина с 1991 года они регулярно платили якудза за то, чтобы гангстеры не срывали бы собрания акционеров этой компании. Сообщается, что величина выплат доходила до $650 000. Вместе с менеджерами был арестован и якудза, обвиняемый в рэкете – 60-летний Кику Кондо из клана Симиюши-кай.
   В современной Японии по-прежнему нередки случаи обвинения и признания виновными местных компаний в уплате т.н. "сокайя". Этот термин, означающий всего-навсего "устроитель собрания акционеров", используется для обозначения типично японской формы рэкета, изобретенной якудза еще в эпоху экономического бума 1980-х годов.
   Приобретая по одной акции, гангстеры являлись на ежегодные собрания акционеров и другие подобные мероприятия, срывая их проведение с помощью "острых" вопросов до тех пор, пока им не выплачивали отступное. Другой формой "сокайя" являлось получение якудза у компании денег за запугивание акционеров, недовольных деятельностью корпоративного менеджмента. Хотя практика "сокайя" была признана незаконной еще в 1997 году, это явление по-прежнему присутствует в деловой жизни Японии.
   Обвинения Nippon Shinpan в сотрудничестве с рэкетом привели к тому, что в течение текущего года акции этой компании упали в цене почти в два раза. Падение акций не смогли остановить даже заявления руководства Nippon Shinpan о том, что по итогам года компания должна получить чистую прибыль в размере 8 млрд. иен. Вместе с тем, информация об отставке Ямады уже в четверг привела к росту цены на акции его бывшей компании на 6%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Соединенные Штаты Китая
   
(По материалам Business Week, 15.11.02)
   Последняя книга известного японского ученого говорит о Китае не просто как о новом экономическом центре восточно-азиатского региона, но и как о потенциальном кандидате на лидерство в мировой экономике.
   "Соединенные Штаты Китая" – именно так звучит название новой книги Кеничи Омэ, одного из крупнейших ученых-экономистов современной Японии. Хотя это название вряд ли понравится китайским коммунистическим лидерам, они, безусловно, по достоинству оценят само содержание данной работы. Омэ, долгие годы относившийся к экономическому потенциалу КНР со скептицизмом, наконец, убедился в перспективах этой державы и превратился в ее горячего сторонника. При этом, его оценка экономической ситуации в КНР во многом отличается от того, что по этому поводу думают другие ученые.
   По мнению Омэ, было бы неправильно говорить о Китае как о единой экономике. Он отмечает, что процесс роста экономики этой страны во многом определяется гигантскими мегаполисами, большая часть которых расположена на побережье КНР. С учетом Гонконга, Тайваня и Сингапура, Омэ насчитывает 9 таких китайских мегаполисов, которые входят в число 15 наиболее преуспевающих экономических зон Азии.
   Основой роста экономики в этих мегаполисах являются иностранные инвестиции: на компании, получающие финансовые вливания извне, приходится около половины китайского экспорта и импорта. При этом, за последние годы объемы иностранных инвестиций резко возросли благодаря реформам, проводимым властями Китая и Тайваня, причем эффективность освоения вкладываемых средств значительно возросла. В настоящее время китайская экономика может производить практически любые товары, а дешевый высококвалифицированный труд в сочетании с современными технологиями и доступным капиталом позволяют рассчитывать на то, что "Китайское экономическое чудо" будет продолжать наращивать свой потенциал и в будущем.
   Уникальность судьбы экономики Китая во многом обусловлена размерами этой страны. С этой точки зрения КНР действительно напоминает США, с их многочисленными центрами деловой активности, такими как Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско или Чикаго. Для сравнения, в большинстве других стран мира число экономических центров, как правило, ограничено. Так, в большинстве стран Азии имеется лишь по одному экономическому и политическому центру: достаточно вспомнить такие имена как Сеул, Тайбей, Джакарта или Бангкок. В Японии, второй по экономической мощности стране мира, деловая жизнь, в основном, сосредоточена в Токио. Даже в такой огромной стране как Индия деловая жизнь стала лишь относительно недавно перемещаться из традиционных центров (Нью Дели и Бомбей), в новые города, такие как Бангалор и Хайдерабад.
   Для сравнения, в Китае в настоящее время существует 166 городов с населением, превышающим 1 млн. человек, и обладающих всеми необходимыми условиями для обеспечения экономического роста. В этих городах сегодня работает множество филиалов иностранных компаний, включая южнокорейские и японские, переносящие в КНР свои производства. По подсчетам Омэ, в одном лишь Даляне (бывшая российская колония Порт-Артур) сегодня работает около 4000 японских компаний.
   Выводы, к которым приходит Омэ, достаточно просты: в настоящее время экономический потенциал китайских мегаполисов гораздо больше, чем это принято считать. При этом, сегодня быстрый экономический рост перестал быть прерогативой Пекина, Шанхая и немногочисленных прибрежных городов, превратившись в отличительную черту многих других населенных пунктов Китая.
   Рост экономики городов Китая по-прежнему происходит на фоне нерешенных проблем местных сельских районов. Однако, местные власти на локальном уровне сегодня многое делают для привлечения иностранных инвестиций, и, соответственно, ускорения роста экономики в подчиненных им провинциях. По словам Омэ, местные власти нуждаются в приходе иностранных компаний, создающих новые рабочие места и способствующих ускорению роста экономики. В этом вопросе позиция японского ученого существенно отличается от других современных авторов, которые огульно обвиняют китайские власти на местном уровне в протекционизме. Омэ не согласен с подобной оценкой, заявляя, что во многих случаях местные власти действуют даже более оперативно, чем осторожные бюрократы из Пекина.
   По оценкам Омэ, за ближайшие 50 лет экономика Китая должна стать мощнее экономики Японии в восемь раз. Его логика проста: Омэ подсчитал, что к 2050 году трудовые ресурсы КНР составят 600 млн. человек. В то же время в Японии, трудоспособное население которой ежегодно сокращается на 600 000 человек, в указанном году будет всего лишь 50 млн. пар рабочих рук. Таким образом, даже в том случае, если производительность труда японского рабочего будет в два раза выше, чем у его китайского коллеги, в конечном итоге ВВП КНР все равно окажется в восемь раз больше, чем ВВП Японии.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост импорта и экспорта на Филиппинах
   
(Синьхуа, 19.11.02)
   С января по сентябрь 2002 г. на Филиппинах зарегистрирован значительный рост внешнего товарооборота, общий объем импорта составил $25,13 млрд., увеличившись на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорта - $26,03 млрд. (рост на 8,3%). В частности, в сентябре показатели импорта составили $3,02 млрд. и экспорта - $3,18 млрд., увеличившись соответственно на 20,8% и 16,6% по сравнению с сентябрем прошлогао года.
   Япония все время лидирует среди импортеров и экспортеров Филиппин, на долю Японии приходится 20,7% общего внешнего товарооборота Филиппин, США и Южная Корея занимают второе и третье место.

Вернуться к содержанию выпуска

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   МВФ толкает Аргентину к социальному коллапсу
   
(РБК, 23.11.02)
   Президент Аргентины Эдуардо Дуальде заявил, что переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о предоставлении стране новых кредитов остановились после того, как эта организация потребовала от властей Аргентины повысить тарифы на коммунальные услуги для населения на 30%. Дуальде утверждает, что не может поднять цены на электричество, газ и телефон в тот момент, когда его страна переживает глубочайший экономический кризис. "Это просто невозможно сделать прямо сейчас. МВФ продолжает настаивать на пунктах, которые просто невыполнимы", - сказал аргентинский президент.
   Вместе с тем, Дуальде отметил, что будет продолжать работу над достижением соглашения с МВФ. "Мы будем продолжать работать пока не достигнем согласия. Но в то же время выражаем надежду, что МВФ будет учитывать и нашу точку зрения", - сказал президент Аргентины.
   Напомним, что Аргентина 14 ноября не смогла погасить свой долг Всемирному банку в размере $800 млн. Как заявил глава аргентинского правительства Альфредо Атанасоф, к настоящему времени банку перечислено $79,2 млн., и страна намерена вести переговоры об отсрочке выплаты основной части долга. Руководство ВБ в Вашингтоне подтвердило получение указанной суммы. Одновременно банк отсрочил на 30 дней срок погашения остальной части долга. В противном случае она рискует лишиться возможности новых займов ВБ и потерять, таким образом, последний источник международного финансирования. В декабре 2001 г. правительство Аргентины объявило дефолт по внешнему долгу, составлявшему $141 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   Верховный суд Мексики отменил налоги на роскошь
   
("Коммерсантъ", 21.11.02)
   Верховный суд Мексики признал неконституционным налог на предметы роскоши, введенный правительством страны в 2001 г.
   Новый налоговый сбор, решение о введении которого в декабре 2001 г. приняла верхняя палата Конгресса, вызвал негодование многих предпринимателей. Некоторые из них обратились с жалобами в суд. Пятипроцентный налог на предметы роскоши распространялся на широкий круг товаров, начиная от икры и копченого лосося и заканчивая туристической утварью. Между тем, странным образом налог не действовал в отношении авторучек стоимостью $1 тыс. и дорогого китайского фарфора.

Вернуться к содержанию выпуска

   WFP впервые просит помощи у частных лиц
   
("Коммерсантъ", 22.11.02)
   Всемирная продовольственная программа ООН (WFP) впервые обращается к частным лицам и организациям за помощью для голодающего населения Африки. По данным экспертов WFP, голод угрожает примерно 38 млн. африканцев. Ситуация осложняется меняющимися климатическими условиями, эпидемией СПИДа и политической нестабильностью и провалами в экономике в некоторых странах.
   "Правительственная помощь ограничена рамками бюджета, между тем, засуха в ряде стран вызвала резкий рост цен. Это означает, что сегодня на каждый доллар помощи можно купить гораздо меньше продовольствия", заявил директор Всемирной продовольственной программы Джеймс Моррис.

Вернуться к содержанию выпуска

   Турки у ворот Брюсселя
   
(The Economist, 16.11.02, перепечатано в журнале "Русский фокус", 18.11.02)
   Они выступают на конкурсе "Евровидения", играют в футбольных чемпионатах европейских стран и заседают в Совете Европы. Но, похоже, все это происходит по недоразумению. Турция - не европейская страна. Это мнение высказал не кто иной, как Валери Жискар д'Эстен, председатель Конвента Европейского союза. Турция имеет своих представителей в Конвенте, и Евросоюз заявил, что она является кандидатом на прием в ЕС. Однако, судя по заявлению Жискара д'Эстена, если Турция действительно когда-нибудь будет принята в европейский клуб, это станет его концом.
   Вмешательство VGE, как называют Валери Жискара д'Эстена во Франции, многие восприняли в штыки. Близится война с Ираком, существует реальная угроза терактов со стороны "Аль-Каиды" в Европе, ЕС срочно нуждается в сотрудничестве с Турцией с целью урегулирования конфликта на Кипре, а в Турции только что было избрано правительство исламской ориентации. И в такой момент, негодуют критики, оскорбить самое светское и прозападное из всех существующих мусульманских государств! Они называют заявление Жискара д'Эстена "оплошностью", всех последствий которой он явно не осознает.
   На самом деле время для вмешательства было выбрано VGE очень расчетливо. Уже очень скоро ЕС придется принимать решение по Турции. На европейском саммите в Копенгагене в следующем месяце, как ожидается, 15 стран - участниц "клуба" подпишут соглашения по приему 10 новых членов, в основном из Центральной Европы. Кроме того, "старожилы" будут вынуждены принимать решение о назначении срока начала переговоров о приеме в ЕС Турции. Один из чиновников в Брюсселе утверждает, что, исходя из существующей ситуации, возможное членство Турции в ЕС нельзя считать неизбежным, однако в случае начала переговоров этот процесс станет практически необратимым. Поэтому вмешательство VGE было последним предупреждением европейским лидерам одуматься и дать отбой, прежде чем идти по пути, с которого, возможно, свернуть уже не удастся.
   Некоторые восприняли отрицательное отношение Жискара д'Эстена к Турции как претензию на то, что Европейский союз - это "христианский клуб". VGE предполагает включить положение о христианских ценностях в свой проект конституции и недавно встречался с Папой. Но исламская культура Турции - лишь один из аргументов тех, кто скептически относится к кандидатуре этой страны на членство в Евросоюзе. Глава Конвенции, кроме того, указывает на тот факт, что 95% сухопутной территории Турции фактически находится в Азии. Если применять столь нечеткие географические критерии приема новых членов, то можно ли будет когда-нибудь определить границы ЕС?
   Но самое большее беспокойство вызывают размеры Турции. При сохранении существующей тенденции демографического развития к 2020 г. в Турции будет проживать больше людей, чем в Германии (для сравнения: сегодня население Турции - 67 млн. человек, а население Германии составляет 82 млн. человек и сокращается). Если это произойдет, Турция станет самой крупной страной в составе союза, который уже перестал быть просто зоной свободной торговли и грозит превратиться в сверхгосударство, чего так боятся евроскептики. В Нидерландах, например, около 40% новых национальных законов представляют собой простую реализацию решений, принятых ЕС. При этом законы ЕС все чаще принимаются большинством голосов. Если Турция станет членом Евросоюза, у нее будет больше всех голосов в европейских законодательный органах - совете министров и Европейском парламенте. Турция со временем перейдет на единую европейскую валюту, а ее граждане по своему усмотрению смогут свободно передвигаться по Западной Европе. Недавно во Франции, Нидерландах и Австрии усилили свои позиции партии ярко выраженной антимусульманской направленности, выступающие за ограничение иммиграции. "Прием Турции в ЕС, - говорит один известный европейский политик, - будет способствовать появлению новых ле пенов и хайдеров".
   Все это преувеличение, возражают туркофилы. Как ни велика Турция, ее население все равно будет составлять менее 15% населения ЕС, которое со временем достигнет 500 млн. человек. Опасения относительно приверженности Турции демократии, утверждают они, могут быть обсуждены в ходе переговоров о ее вступлении в Евросоюз. Прежде чем та или иная страна вообще получает возможность начать переговоры с ЕС, уровень демократии там должен быть признан соответствующим определенным стандартам. В этом году в Турции отменена смертная казнь, а курдскому меньшинству возвращается возможность пользоваться без ограничений своим родным языком. Реджеп Тайип Эрдоган, чья Партия справедливости и развития только что победила на выборах, недавно заявил послам ЕС, что его партия приступает к прекращению практики применения пыток (эта практика - главное препятствие в области прав человека, стоящее на пути к началу переговоров). Когда они начнутся, туркам придется принять гору законов ЕС общим объемом 80 000 страниц, регулирующих все и вся, начиная с права на труд и кончая чистотой воздуха. Это займет много времени (наверняка больше 10 лет), и в конце пути Турция будет уже далеко не той страной, которой она была в начале. Вместо того чтобы опасаться влияния Турции на ЕС, говорит Хитер Граббе из Центра европейских реформ, европейцы должны радоваться возможности способствовать развитию и стабилизации своего крупного и стратегически важного соседа.
   Несомненно, в будущем будет сломано немало копий при обсуждении вопроса о том, неизбежно ли приведет такая политика к предложению Турции полномасштабного членства в ЕС. На практике, не в обиду г-ну Жискару д'Эстену будет сказано, создается впечатление, что чаша весов склоняется в пользу турок. Американцы, которые исходя из своих собственных стратегических интересов всегда выступали за принятие Турции в ЕС, оказывают давление на европейцев, чтобы склонить их на свою сторону.
   И это, возможно, сработает, особенно в отношении Германии, которая отчаянно пытается вернуть благосклонность американцев, после того как те заявили, что отношения между двумя странами испорчены в результате проявленной Герхардом Шредером в ходе предвыборной компании враждебности в отношении американской политики по Ираку. Тем временем Эрдоган в Турции действует умно. Он сдержанно отреагировал на высказывания Жискара д'Эстена и выразил надежду, что Турция улучшит свою репутацию в кругах ЕС, приняв участие в урегулировании конфликта на Кипре.
   Что бы ни произошло на саммите в Копенгагене, на Турцию работает укоренившаяся особенность Евросоюза - привычка становиться пленником собственных обещаний. В частных беседах многие лидеры ЕС по-прежнему с неприязнью относятся к приему стран Центральной Европы, не говоря уж о Турции. Но 10 лет назад они обещали принять бывшие коммунистические страны в Евросоюз, и их публичные заявления оказалось более важными, чем их частные мысли. Подобная логика сработала в отношении Центральной Европы. Возможно, она сработает и в отношении Турции.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное