Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новостной выпуск от 04.03.02 (1-ая часть).


Служба Рассылок Subscribe.Ru

   Обратите внимание. Возможно, Вас заинтересует наш новый проект "Мировая экономика: Летопись". Самые интересные факты о мировой экономике. Великие компании, легендарные менеджеры, выдающиеся экономисты, памятные даты, то, что уже стало историей, и то, что станет историей завтра.
   Читайте в сегодняшнем выпуске:
   Русская экономическая трагедия, или 30 лет, которые перевернули мир.
   В ближайших выпусках:
   Неизвестная Экономическая Политика
   Подписаться на рассылку "Мировая экономика: Летопись", можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.letopis или на официальном сайте рассылки http://bcorp.wallst.ru/letopis/letopis.html.

Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 04.03.02 (1-ая часть).


Содержание:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
   Так ли нужен профицит?
   Современная экономика - это глобальный бартер
   Миллиардеров стало меньше, и они стали беднее
   ООН запретит клонирование
   Число пожилых людей в мире к 2050 году впервые превысит общую численность молодежи
   Цены на сталь пошли вверх
   Излишний вес граждан перестал быть проблемой только Запада
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
   В Европе определили 25 самых успешных бизнес-леди
   Слияния "подешевели" на $1.7 трлн
   Американцы рвутся в Германию
   Еще немного об итогах 2001 г.
   Hitachi ждет двукратного роста убытков и сокращает персонал
   General Electric под давлением недоверчивых экспертов
США И КАНАДА
   Рост ВВП США. Прощай, рецессия?
   Алан Гринспэн о восстановлении американской экономики
   Рост расходов и доходов населения США в январе превысил прогноз аналитиков
   В США отмечено падение доверия потребителей
   Демографические изменения в США
   ИТ, медиа-индустрия и телекоммуникации США захвачены олигополиями
   Черный имидж США не отмоешь добела


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Так ли нужен профицит?
   
("Ведомости", 26.02.02, автор - Роберт Бартли)
   Идея о том, что бюджетный дефицит стимулирует экономическое развитие, прочно связана с именем Джона Кейнса. Противоположная теория, гласящая, что лучшим стимулятором является профицит, столь же прочно связана с Робертом Рубиным. Уже в течение девяти лет бывший министр финансов США борется за повышение налогов, утверждая, что это повысит "финансовую дисциплину". По мнению Рубина, именно налоговая политика Клинтона, принятая в 1993 г. , способствовала буму 1990-х. Накануне рецессии Рубин предупреждал, что уменьшение налогового бремени, осуществленное Бушем в 2001 г. , "создает реальную угрозу экономическому благосостоянию США".
   По мнению Рубина, профицит бюджета позволяет увеличить сбережения. При прочих равных больший объем сбережений ведет к снижению процентных ставок, а это вызывает повсеместное повышение экономической активности. Собственно, Рубин не является автором этой теории, торговцы облигациями давно ее исповедуют - при всем уважении к Кейнсу. Дефицит, как они считают, означает увеличение спроса на кредиты и повышение процентных ставок. В некотором смысле логика Рубина неопровержима - точно так же, как и утверждение, что поплевывание в океан при прочих равных условиях повышает уровень воды. Но в реальном мире прочих равных условий не бывает.
   Процентные ставки непрерывно снижались, с тех пор как принятая Рейганом и Волкером тактика сокращения налогов и жесткого контроля за денежной массой привела к выходу из стагнации 1970-х. Одновременно рос столь осуждаемый многими бюджетный дефицит. Когда же Клинтон заблокировал снижение налогов, а республиканский Конгресс заблокировал расходные статьи бюджета, сальдо правительства стало расти, но при этом процентная ставка не уменьшилась до уровня 1950-х, т. е. до 2 - 3%.
   В августе 1993 г. была принята экономическая программа Рубина. Налоги повышались, однако выросла и процентная ставка. Доходность 30-летних казначейских облигаций достигла максимума 7 ноября 1994 г. , а на следующий день большинство в палате представителей получили республиканцы, сразу же урезавшие ряд социальных программ и принявшиеся за сокращение правительственных расходов в целом. Началось снижение процентных ставок, которым так гордится Рубин. Этот практический результат можно объяснить различными теоретическими соображениями. В частности, масштабами. Объем экономики составляет $10 трлн., а расходы федерального бюджета - $2 трлн. Велик ли на этом фоне эффект от профицита бюджета в $127 млрд. в 2001 г. или от дефицита в $106 млн. в 2002 г. ?
   Маастрихтское соглашение предусматривает для ЕС бюджетный дефицит в пределах 3% от объема производства и государственные долги до 60% ВВП. Руководителей ЕС не очень волнует даже тот факт, что переживающая рецессию Германия приближается к 3% -ному уровню дефицита. В США дефицит составляет около 1% от ВВП, а значит, правительству не следует уделять этой проблеме чрезмерное внимание - целесообразней заняться чем-нибудь еще, например ростом экономики. Макроэкономику следует строить не на абстрактных рассуждениях о дефиците и профиците, а на прочных микроэкономических основах, с учетом интересов и трудящихся, и бизнеса.

   Современная экономика - это глобальный бартер
   
(MIGnews, 27.02.02)
   Несмотря на все разговоры о глобализации современной экономики, в мире все большей популярностью пользуется древнейшая форма торговли - бартер.
   Правда то, что в некоторых районах мира у людей нет выбора, так что они просто вынуждены пользоваться этой формой товарного обмена. К примеру, такой является ситуация в Аргентине, где в условиях высокой безработицы и трудностей со съемом денег с банковских счетов в стране появились сотни "бартерных клубов". Обмен в таких клубах осуществляется на специальные кредиты, которые можно приобрести в обмен на товар или услугу.
   Однако есть и те, кто вполне сознательно выбирает бартер - и они объединены в Международную ассоциацию взаимной торговли. По данным этой глобальной организации, которая поощряет бартер в масштабах целых компаний, в этом году более 20% товаров и услуг в мировом масштабе будет продано и куплено без помощи денег. В настоящее же время объем бартерных сделок в пересчете на денежный эквивалент составил почти 8 млрд. долларов.
   Исполнительный директор этой организации Криста Вардабаш говорит, что преимущества бартерной торговли просты. "Таким образом можно сохранить наличные, а это, разумеется, очень привлекательно и для отдельных людей, и для предприятий, особенно во время рецессии, потому что, очевидно, именно в такие времена наличных больше всего не хватает", - пояснила она в интервью ВВС.

   Миллиардеров стало меньше, и они стали беднее
   
(По материалам ПРАЙМ-ТАСС, "AK&M", Страна.Ru, NTVRU.com, Газета.ru, 01.03.02)
   Авторитетный журнал Forbes опубликовал очередной, 16-й, ежегодный список миллиардеров всего мира. Их общее число за последний год сократилось на 83 - теперь в списке людей, чье состояние превышает миллиард долларов осталось 497 человек. Их совокупное состояние - 1,54 трлн. долларов. Это значительно меньше прошлогоднего показателя, составившего 1, 73 трлн. долларов, но по-прежнему больше ВВП Великобритании или Франции.
   Из десяти богатейших людей планеты девять - американцы. В общем списке на долю Америки приходится 243 миллиардера, на долю Европы - 121, Азии - 70. Среди миллиардеров 260 человек унаследовали свое состояние, остальные заработали его самостоятельно.
   Основатель Microsoft и на сей раз назван богатейшим человеком планеты. Его личное состояние оценивается в 52,8 млрд. долларов. Годовые потери Гейтса составили около 6 млрд. долларов. "Обеднел немного", но держится по-прежнему молодцом. Такова суть характеристики, которую дали Биллу Гейтсу представители журнала.
   Правда, далеко не всем миллиардерам минувший год принес лишь разочарования. Например, более уверенно чувствует себя известный инвестор Уоррен Баффетт, который "стоит" сейчас 35 млрд. долларов и занял второе место в "табели о рангах" сверхбогачей. Акции его корпорации существенно выросли, хотя теракты 11 сентября первоначально стали мощным ударом по бизнесу Баффетта.
   На третьем месте - Карл и Тео Альбрехты, германские "бароны недвижимости", чье состояние оценивается в 26,8 млрд. долларов. Они оттеснили на четвертое место Пола Аллена, который вместе с Гейтсом стоял у истоков компании Microsoft. Его богатство, по последним данным, составляет 25,2 млрд. долларов.
   "Терроризм и невзгоды мировой экономики не могли не сказаться на миллиардерах", - признала на пресс-конференции заместитель главного редактора еженедельника Forbes Луиза Кролл. Впрочем, по ее словам, перед богачами и сейчас открывается широкое поле деятельности: помимо высоких технологий, телекоммуникаций, финансово-инвестиционного сектора, гигантские состояния делались в таких областях, как дизайн модной одежды, выработка кормов для домашних животных, производство застежек-молний и даже леденцов.
   Все российские миллиардеры из списка богатейших людей мира, составленного журналом Forbes, упрочили свои позиции по сравнению с июнем прошлого года. Капитал Михаила Ходорковского, по данным журнала, увеличился с $2.4 до $3.7 млрд., что позволило ему подняться со 194 на 101 место. Роман Абрамович с показателем $3 млрд. (в июне - $1.4 млрд., 363 место) вышел на 127 позицию. Состояние Михаила Фридмана выросло с $1.3 млрд. (387 место) до $2.2 млрд. (191 место), Вагита Алекперова - с $1.3 млрд. (387 место) до $1.4 млрд. (327 место). Владимир Потанин и Владимир Богданов по-прежнему обладают капиталом в $1.8 млрд. и $1.6 млрд. соответственно, однако в списке Forbes они поднялись на 234 (с 272) и 277 (с 312) места.
   В нынешнем списке Forbes 7 граждан России против 8 в июне - из перечня выбыли представители прежнего менеджмента Газпрома Виктор Черномырдин и Рем Вяхирев, а новым его фигурантом стал Олег Дерипаска ($1.1 млрд., 413 место).
   Российские предприниматели фигурируют в престижном списке журнала Forbes второй год подряд. В целом, говорят американские эксперты, развитие российской экономики в последнее время дает повод для оптимизма. "Россия, - отметила Луиза Кролл, - вообще в последний год выглядела светлым пятном на общем сером фоне мировой экономики".
   По данным Forbes, средний возраст российских миллиардеров - 41 год. Их общее состояние составляет в совокупности 15 млрд. долларов.

   ООН запретит клонирование
   
(lenta.ru, 28.02.02)
   ООН возьмет на себя тяжелый труд по сдерживанию слишком быстро развивающегося научного прогресса. В понедельник (25.02) представители этой организации начали обсуждение международного соглашения, которое должно раз и навсегда запретить клонирование человека с репродуктивными целями.
   Впервые этой проблемой ООН озаботилась еще в прошлом году, кода представители Франции и Германии потребовали поставить заслон на пути некоторых людей, таких как итальянский врач Северино Антинори (Severino Antinori), который публично пообещал выполнить работы по созданию клона человека в ближайшее время. С тех пор многие видные ученые заявляли о новых успехах в клонировании. Меньше месяца назад по этой технологии удалось создать первого кота. Однако, по мнению некоторых экспертов, если клонирование человека будет технически достигнуто, бороться с этим “злом” будет уже намного труднее.
   "Когда этот технологический джин будет выпущен из бутылки, попытки контролировать его встретятся с огромными трудностями", - говорит Джордж Аннас (George Annas), профессор законодательства в здравоохранении из Школы общественного здоровья при Бостонском Университете. "Правительствам необходимо срочно принять международные правила, которые будут запрещать клонирование с репродуктивными целями и другие формы генетического манипулирования, которые подрывают общество и нарушают общие принципы гуманизма", - добавляет профессор Аннас.
   Процесс создания документа, который ляжет в основу международного соглашения, может растянуться на годы. Во время первого раунда переговоров, который проходит на этой неделе, предполагается изучить различные подходы к работе над ним. Второй этап переговоров, как предполагается, начнется 23 сентября.

   Число пожилых людей в мире к 2050 году впервые превысит общую численность молодежи
   
(ИТАР-ТАСС, 01.03.02)
   Число пожилых людей в мире к 2050 году впервые в истории человечества превысит общую численность молодежи. Такой вывод содержится в докладе, посвященном изучению проблем старения населения нашей планеты. К середине нынешнего столетия люди в возрасте 60 лет и старше будут составлять не менее 20% населения нашей планеты. По мнению авторов исследования, такие темпы старения в мире являются беспрецедентными. Причем увеличение доли пожилых людей сопровождается уменьшением количества молодежи.
   Эти явления объясняются в первую очередь снижением уровней рождаемости и смертности, отмечают ученые. В среднем количество пожилых людей ежегодно увеличивается на 2%, значительно быстрее, чем общая численность населения в мире. Согласно приведенным в докладе данным, самой быстрорастущей группой населения являются люди в возрасте свыше 80 лет. Стремительно увеличивается и число тех, кому больше ста. Сейчас их насчитывается в мире 210 тыс. человек. К 2050 году, согласно прогнозам экспертов, это число вырастет в 15 раз.
   По подсчетам ученых, большинство пожилых людей в мире составляют женщины и, чем старше возрастная группа, тем больше их количество. Объясняется это тем, что в целом женщины обладают более крепким здоровьем и менее подвержены всякого рода заболеваниям, чем мужчины. "В 2000 году женщин в возрасте 60 лет и старше было на 63 миллиона больше, чем мужчин той же возрастной группы, а среди самой старшей возрастной категории число женщин превышает число мужчин в 2-5 раз", - отмечается в исследовании.
   "Происходящие в мире демографические изменения не могут не оказать влияния на политические и экономические процессы в обществе", - заявил на пресс-конференции в штаб-квартире Объединенных Наций Джозеф Чами, руководитель отдела народонаселения ООН. Это, по его мнению, связано с тем, что "любого человека беспокоит вопрос о том, на что он будет жить, когда станет старым и немощным". Старение населения неизбежно отразится на экономическом росте, сбережениях, рынках труда, пенсиях и налогообложении, отметил Дж.Чами.
   Одновременно с этим неизбежно будут происходить изменения и в политической жизни. Так, в частности, "в ходе проведения избирательных кампаний политики должны будут все больше и больше делать ставку на пожилой электорат", считает представитель ООН. "В том случае, если политик пренебрежительно отнесется к нуждам и интересам пожилых, он рискует не быть избранным", - предупредил Дж.Чами. В заключение он еще раз указал, что последствия старения населения, носящие серьезный и долговременный характер, открывают огромные возможности, но одновременно порождают глобальные мировые проблемы. Их обсуждению и будет посвящена работа Всемирной ассамблеи по проблемам старения, которая будет проходить в Мадриде (Испания) 8-12 апреля текущего года.

   Цены на сталь пошли вверх
   
(Газета.ru, 01.03.02)
   За последние несколько недель мировые цены на стальную продукцию выросли на 15 - 20%. Американские эксперты считают рост тенденцией, но российские металлурги сохраняют пессимизм, считая этот скачок цен кратковременным. По прогнозам аналитического центра World Steel Dynamics (WSD), в 2002 году в мире будет произведено 818 млн. т при уровне потребления 822 млн. т. Основное снижение объемов производства ожидается в странах Евросоюза и Японии. В Китае, напротив, прогнозируется рост производства. По данным WSD, экспортная цена одного из основных видов стальной продукции - горячекатаного проката - в декабре составляла $175 за тонну, а сейчас достигла $200. Американские эксперты связывают рост цен с тем, что мировые компании пошли на замораживание производственных мощностей, с некоторым ростом спроса, а также с ожиданием решения президента США Джорджа Буша по поводу введения заградительных тарифов на поставки стали на американский рынок. Объявить о своем решении Буш должен 6 марта. Россия большую часть своего металла поставляет на экспорт и потому полностью зависит от конъюнктуры мирового рынка. В итоге в 2001 году предприятия черной металлургии были вынуждены сократить объемы производства, а экспорт сократился на 2,2%.

   Излишний вес граждан перестал быть проблемой только Запада
   
(По материалам статьи "Ожирение грозит и бедным тоже", The Economist, 23.02.02, "Русский Фокус", 25.02.02)
   Число людей с излишним весом растет бешеными темпами. В 1991 г. ожирением страдали 15% американцев. К 1999 г. эта цифра возросла до 27%. Даже молодежь, которой должны, казалось бы, помогать молодость и присущий возрасту подвижный образ жизни, тучнеет не меньше: излишек веса имеют 10% американцев моложе 17 лет.
   В других западных странах это теперь тоже не редкость, физическая активность населения падает, диета - массовое явление. Можно сказать, что население богатых стран войну с ожирением проиграло. Тем временем бедные страны одержали ряд побед в борьбе с недоеданием и голодом. Однако, согласно данным исследования, представленного 14-19 февраля в Бостоне на ежегодной конференции Американской ассоциации содействия наукам (AAAS), развивающиеся страны попали "изо огня да в полымя". Антропологи полагают, что ожирение может стать эпидемией не только в богатых, но и в бедных странах мира.
   Впервые проблема ожирения стала объектом внимания при наблюдении за выходцами из развивающихся стран, которые по той или иной причине перешли на режим питания, принятый в развитых странах. Антрополог Бэрри Богин из University of Minnesota исследовал группу представителей народности майя в Гватемале и сравнил результаты с данными по представителям этой национальности, иммигрировавшим во Флориду и Калифорнию около 25 лет назад. Дети иммигрантов, выросшие на американской пище, в среднем весили на 12 кг больше своих сверстников в Гватемале.
   Среди бедных стран наиболее нагляден пример островных государств акватории Тихого океана, население которых больше всех в мире страдает от ожирения. Стэнли Улижачек из Oxford University изучил данные по острову Раротонга, наиболее развитому в экономическом отношении из островов Кука. В 1966 г. ожирением страдало 14% мужского населения острова. К 1996 г. эта цифра достигла 52%. К своему удивлению, д-р Улижачек обнаружил, что в 1996 г. ожирением страдало 100% мужского населения в возрасте моложе 30 лет.
   Смена режима питания и активности населения бедных стран происходит необычайно быстро. В то время как на Западе индустриализация и урбанизация происходили в течение столетий, население в других странах перешло от сельского образа жизни, связанного с интенсивным физическим трудом, к малоподвижному городскому образу жизни за несколько десятилетий. Однако еще вчера трудно было представить, что ожирение распространится в развивающихся странах, часть из которых до сих пор страдает от голода.
   Очевидно, что даже небольшой рост благосостояния в странах, где проходит процесс индустриализации, может спровоцировать переход населения от недоедания к ожирению. Бэрри Попкин из University of North Carolina провел сравнительный анализ данных по странам с низким и средним уровнем доходов в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Исследователь утверждает, что надвигающаяся эпидемия ожирения в развивающемся мире грозит серьезными последствиями.
   В таких странах, как Южная Африка и Египет, доля населения, страдающего от ожирения, уже приближается к показателям стран Запада. Тревогу вызывает высокий темп ежегодного роста числа людей с избыточным весом. В Западной Европе и Америке число страдающих ожирением каждый год увеличивается на 0,5%. Соответствующий показатель в Китае в период с 1989 г. по 1997 г. составил 1%, таким же он был в Бразилии с 1974 г. по 1996 г. В Мексике с 1988 г. по 1999 г. число женщин, страдающих ожирением, увеличивалось ежегодно на 2,5%, таким же был показатель среди корейских мужчин с 1995 г. по 1998 г.
   Рост весовых характеристик населения неравномерен. Люди, страдающие от недоедания, и люди, страдающие от ожирения, часто живут по соседству. В Индии опрос, проведенный среди 83 000 женщин, выявил, что 33% из них страдали от недоедания, а 12% - от излишнего веса. Противоречия встречаются даже в одной семье. В результате исследования семей в Индонезии оказалось, что почти в 10% из них были как недоедающие, так и ожиревшие люди. Это странный феномен, но он может быть связан с тем, что люди разного возраста получали различное количество пищи.
   Необходимо опровергнуть укоренившееся мнение относительно эпидемии ожирения в развивающихся странах. В этих странах излишний вес стал болезнью бедняков, которые едят чипсы и гамбургеры, в то время как богачи питаются блюдами из сои, овощами и занимаются спортом. Попкин считает, что и в развивающихся странах ожирение затронет бедных в большей степени, чем богатых, по тем же причинам, что и в развитых странах. Ряд исследований, проведенных в Бразилии, показал, что в городах состоятельные люди едят больше фруктов и меньше сахара и чаще занимаются физическими упражнениями, чем их менее состоятельные сограждане. В Мексике и Доминиканской Республике та же картина.
   Эпидемия ожирения окажет серьезное отрицательное влияние на состояние здоровья населения. Диабет, болезни сердца и другие так называемые неинфекционные болезни питания пополнят список недугов, встречающихся у пациентов государственных лечебных заведений развивающихся стран, многие из которых до сих пор ведут борьбу с такими болезнями, как малярия и туберкулез. Число новых случаев заболевания гипертрофическим диабетом в Китае и Индии уже превышает этот показатель во всем остальном мире. Эпидемии инфаркта миокарда осталось ждать недолго.
   Перспективы решения проблемы эпидемии ожирения весьма призрачны. Во многих странах она связана с особенностями национальной культуры - например, с традициями приема гостей, сопровождающегося обязательными обильными коллективными трапезами как способом проявить радушие. Кроме того, политическое руководство развивающихся стран с большой долей скепсиса относится к самому факту существования подобной проблемы в их странах. Следует отметить также нежелание некоторых правительств расходовать средства на рекламу здоровой пищи и физических упражнений, в то время как голод по-прежнему представляет реальную угрозу, поэтому правительства бездействуют. Попкин предупреждает: если срочно не принять каких-либо мер, процесс может принять необратимый характер. Все говорит о том, что в развивающихся странах борьба на продовольственном фронте приобрела новый, устрашающий размах.

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   В Европе определили 25 самых успешных бизнес-леди
   
(По материалам статьи "Самые успешные женщины", "Ведомости", 28.02.02, автор - Екатерина Кудашкина)
   Газета The Wall Street Journal Europe обнародовала свой список самых успешных женщин-руководителей в европейском бизнесе. Судей, в том числе президентов таких компаний, как Carrera & Carrera, Bulgari, Electrolux, а также интернет-гуру Эстер Дайсон, попросили оценить успешность 150 женщин-руководителей по 10-балльной шкале. Сорокашестилетняя финка Бальдауф получила наивысшую оценку за то, что успешно противостояла глобальному кризису, поразившему сектор мобильной телефонии в 2001 г. Благодаря ей подразделение Nokia, производящее и обслуживающее оборудование для сотовых сетей, снизило продажи лишь на 2% и уволило гораздо меньше работников, чем большинство конкурентов, - 1000 из 23 000.
   Гендиректор компании Burberry американка Роуз Мари Браво возглавила старую британскую фирму четыре года назад и обнаружила, что магазины компании особенно популярны среди туристов из Азии, которым в Лондоне срочно потребовался плащ. Ассортимент продукции не обновлялся к тому времени лет десять. Браво оценила потенциал брэнда (еще в 1911 г. Роальд Амундсен шел к Южному полюсу в комбинезоне Burberry) и занялась его раскруткой. Под старинной маркой стали выпускаться обувь, куртки для мотоциклистов и купальные костюмы, а также комбинезоны для собак и аксессуары. Браво перезаключила значительную часть лицензионных соглашений с производителями, договорилась о поставках товаров Burberry в знаменитый универмаг Harrods и другие престижные торговые дома и привлекла к сотрудничеству итальянского модельера Роберто Менекетти. За шесть месяцев, с апреля по сентябрь прошлого года, когда в секторе предметов роскоши бушевал кризис, продажи Burberry выросли на 30%. Теперь Браво предстоит трудное испытание - на июнь запланировано IPO Burberry. Владеющий компанией британский конгломерат GUS не намерен откладывать публичное размещение, как другие производители дорогой одежды, например Prada.
   Призовую тройку в списке The Wall Street Journal Europe замыкает испанка Мария Марсед, генеральный менеджер корпорации Intel по Европе, Ближнему Востоку и Африке. Именно ей Intel обязана посткризисным восстановлением объема продаж Intel во второй половине прошлого года. В III квартале 2001 г. объем продаж европейского отделения, возглавляемого Марсед, вырос по сравнению со II кварталом на 17% , в то время как во всей корпорации этот показатель составил 3%. А в IV квартале, когда в Америке продажи Intel падали, в Европе был рост на 7% благодаря проведенной Марсед маркетинговой кампании процессора Pentium 4 (в телерекламе инопланетяне управляли с помощью этого процессора своим космическим кораблем). Успех 47-летней Марсед особенно примечателен тем, что в Испании женщине трудно пробиться на высокий пост в бизнесе (правда, вице-президент Intel сейчас живет в Англии).
   Среди 25 лучших также оказалась Ольга Дергунова, возглавляющая российское подразделение Microsoft. Дергунова - единственная женщина, возглавляющая региональное подразделение Microsoft, - заняла в рейтинге 23-е место (в прошлом году, когда The Wall Street Journal Europe составлял список самых влиятельных бизнес-леди, она оказалась на последнем, 30-м месте).

   Рейтинг The Wall Street Journal Europe:

   1. Роуз Мари Браво, генеральный директор Burberry, Британия.
   2. Сари Бальдауф, президент Nokia Networks, Финляндия.
   3. Мария Марсед, вице-президент, генеральный менеджер по региону Европа, Ближний Восток и Африка Intel Corp. , США.
   4. Аньес Турэн, председатель и генеральный директор Vivendi Universal Publishing, Франция .
   5. Кристин Лагард, председатель совета директоров Baker & McKenzie.
   6. Барбара Кассани, гендиректор Go, U. K.
   7. Магда Заларих, директор по маркетингу европейских операций PSA Peugeot Citroen, Франция; гендиректор Citroen, Испания.
   8. Лор де Бово-Краон, президент Sotheby's, Франция.
   9. Гэйл Рибак, председатель совета директоров и гендиректор Random House Group, Британия.
   10. Ким Уинсер, генеральный директор Pringle Scotland, Британия.
   11. Шанталь Рос, президент YSL Beaute, Франция.
   12. Консетта Лансьо, исполнительный вице-президент по интеграции бизнеса LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, Франция.
   13. Джуди Гиббонс, вице-президент MSN по региону Европа, Ближний Восток и Африка.
   14. Роза Кульель Муньеса, генеральный директор La Caixa, Испания.
   15. Анн Ловержон, председатель совета директоров Areva.
   16. Энн Гловер, генеральный директор Amadeus Capital Partners, Британия.
   17. Сара Хогг, председатель совета директоров Frontier Economics; председатель совета директоров 3i Group, Британия.
   18. Доминик Сенкье, генеральный директор AXA Private Equity, Франция.
   19. Клэр Чэпман, директор по персоналу Tesco, Британия.
   20. Патрисия Барбизе, гендиректор Artemis, Франция.
   21. Анни Вепсалайнен, старший вице-президент по мобильной связи Sonera, Финляндия.
   22. Ванда Рапачински, гендиректор Agora, Польша.
   23. Ольга Дергунова , управляющий директор Microsoft, Россия.
   24. Карин Дракенберг, гендиректор StrawberryFrog, Нидерланды.
   25. Мария Вишневска, генеральный директор Bank Pekao, Польша.

   Слияния "подешевели" на $1.7 трлн.
   
("Ведомости", 26.02.02, автор - Михаил Оверченко)
   Бум слияний и поглощений, пришедшийся на конец 1990-х гг. , сменился стагнацией и попытками многих компаний избавиться от своих приобретений. Жизнь показала, что увеличение в размерах за счет скупки других компаний не всегда идет на пользу бизнесу. По данным Thomson Financial, мировой объем сделок по объединению упал по сравнению с 2000 г. почти на 50% - с $3,4591 трлн. до $1,7446 трлн., а их число сократилось на четверть - с 38 200 до 28 828. Теряют слияния и в масштабе. Лишь 11 сделок, совершенных в прошлом году, превышали по размеру $10 млрд. (в 2000 г. - 24 сделки).
   Заметное падение активности в секторе слияний и поглощений произошло еще до событий 11 сентября. Виной тому - замедление мировой экономики и спад на фондовых рынках. Теракты же, а затем и банкротство Enron еще более осложнили ситуацию в секторе. "Неопределенность, связанная с событиями 11 сентября, прошла, однако теперь появилась неопределенность, связанная с Enron. Прежде чем пойти на объединение, люди спрашивают себя, в достаточной ли степени они оценили все факторы", - говорит Хайно Тешмахер, руководитель отдела европейских слияний и поглощений в UBS Warburg. Директора десять раз подумают, прежде чем решиться на объединение с компанией, у которой слишком большие долги или финансовая отчетность которой вызывает малейшие подозрения. Ведь в последнее время вопросы относительно ведения бухгалтерской отчетности задаются даже таким столпам корпоративного мира, как General Electric, Cisco Systems и IBM.
   Проблемы Enron, активно скупавшей компании по всему миру, ставят под вопрос саму практику объединения ради повышения эффективности и увеличения доли рынка. Исследования показывают, что во многих случаях компаниями не удается достичь заявленных при слиянии целей. KPMG Consulting проанализировала 500 крупнейших международных слияний 1996 - 1998 гг. В отчете говорится, что в первые годы после объединения понизилась эффективность деятельности и рыночная капитализация более трети компаний, а сейчас они вынуждены разделяться или продавать активы. В числе последних примеров - британская машиностроительная компания Invensys, объявившая на прошлой неделе о продаже нескольких подразделений, Tyco International, разделяющаяся на четыре части, AT&T и British Telecommunications, весь прошлый год занимавшиеся реорганизацией и выделением компаний, накупленных в период бума на телекоммуникационном рынке.
   Наверное, нигде вопрос об эффективности слияний не стоит так остро, как в автомобильном секторе. Потратив на британскую компанию MG Rover 9 млрд. немецких марок ($4,1 млрд.) и шесть лет неустанных трудов, немецкий автоконцерн BMW в 2000 г. был вынужден продать свое приобретение группе британских инвесторов Phoenix Consortium за 10 фунтов стерлингов ($15,31 по тем временам). Успешно работающая Daimler-Benz никак не может вывести на уровень самоокупаемости свое американское приобретение Chrysler, что отражается на финансовых результатах объединенной компании, а следовательно - и на цене ее акций. В 2001 г. DaimlerChrysler понесла убыток в 662 млн. евро ($580 млн.) , тогда как в 2000 г. прибыль компании составила 7,89 млрд. евро ($6,91 млрд.). Акции DaimlerChrysler на NYSE стоят сейчас $37,86, тогда как за последний год цена достигала $52,72.
   Неудивительно, что Карлос Гон, реформировавший убыточную Nissan, 36,8% акций которой в 1999 г. купил французский концерн Renault, так негативно относится к идее слияния. "Наша главная идея - альянс, сохраняющий индивидуальность двух его частей. Цель - повысить отдачу от деятельности обеих компаний. Ведь мы знаем, что слияния не работают. Приведите мне хоть один пример удачного слияния в автопромышленности! Слияния - даже в долгосрочном измерении - разрушают больше, чем создают", - говорил в интервью "Ведомостям" президент Nissan.
   Торжество органического роста над стратегией слияний и поглощений продемонстрировала американская розничная сеть Wal-Mart, которая стала по итогам прошедшего года крупнейшей компанией мира по объемам продаж, обойдя нефтяную компанию ExxonMobil, являющуюся продуктом нескольких слияний. Успех Wal-Mart, реализовавшей в 2001 г. товаров и услуг на $217,8 млрд., свидетельствует: больших размеров и прибыли можно добиться и без покупки других компаний.
   Как бы то ни было, объединения нередко приносят и значительные выгоды. Нефтяные гиганты (та же ExxonMobil, объем продаж которой составил $213 млрд.) работают довольно успешно. Консолидацию в европейском банковском секторе эксперты называют важным условием сохранения конкурентоспособности и эффективного развития европейских финансовых институтов.
   Аналитики полагают, что активность слияний и поглощений начет возрастать не ранее IV квартала. При этом основные кандидаты на объединение в этом году - компании с большим объемом ликвидных средств, прежде всего производители потребительских товаров, энергетические и промышленные компании. Однако крупные сделки в этих секторах неизбежно натолкнутся на противодействие регулирующих органов. Поэтому альянс как форма сотрудничества (как у Renault и Nissan) может стать весьма популярным.

   Американцы рвутся в Германию
   
("Эксперт", 25.02.02, автор – Анастасия Дедюхина)
   Германия рискует оказаться в хвосте европейской коммуникационной индустрии, если американской компании Liberty Media не разрешат приобрести кабельные активы крупнейшего немецкого телекоммуникационного оператора Deutsche Telekom. С таким угрожающим заявлением представители Liberty Media обратилась к германскому канцлеру Герхарду Шредеру, требуя от него как-то повлиять на ситуацию. В случае, если сделка будет разрешена, стране обещают более 11 млрд. долларов зарубежных инвестиций, которые помогли бы реформировать немецкую коммуникационную инфраструктуру.
   Кабельную сделку на 4,8 млрд. долларов заблокировал немецкий антимонопольный комитет. Аргументы его понятны - если предложение Liberty Media будет принято, американцы получат около 20 млн. подписчиков и фактический контроль над телекоммуникационным рынком 12 из 16 федеральных земель. Это всего лишь часть экспансионистских планов Liberty Media, чей бизнес нацелен на захват не менее чем трети западноевропейского рынка. Компания надеется воспользоваться тем, что кабельное телевидение в Европе еще не слишком развито и большинство европейцев не имеет возможности смотреть американские телеканалы, такие как TBS и TNT. Распространители этих каналов уже не могут обойтись без услуг Liberty Media, ставшей своеобразным ключником европейского телекоммуникационного рынка.
   Амбициозным планам американцев мешает не только немецкое законодательство, но и конкуренты. Выгодное предложение Deutsche Telekom по приобретению активов сделала небольшая британская компания Compere Associates, в свое время уже купившая их часть.

   Еще немного об итогах 2001 г.
   
(По материалам NTVRU.com, Газета.ru, Autonews.ru, Интерфакс-АФИ, "Немецкой волны", 25-28.02.02)
   Swiss Re. Одна из крупнейших перестраховочных компаний швейцарская объявила об убытках по итогам 2001 года - впервые за сто лет. В отличие от многих компаний, у которых стало доброй традицией объяснять беспрецедентно плохие результаты 2001 года последствиями терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, Swiss Re имеет на это полное право: она должна будет возместить почти 3 млрд. швейцарских франков (около $1,74 млрд.). Разрушение ВТЦ будет стоить почти в полтора раза дороже, чем предполагала компания еще в январе месяце, и в итоге Swiss Re не удалось выбраться из убытков, которые руководство решило не перераспределять на следующие годы. За второе полугодие компания понесла убытков в 1,55 млрд. франков, а за год потеряла 200 млн. франков ($117,8 млн.). По итогам 2000 года прибыль компании составила 3 млрд. швейцарских франков.
   Munich Re, главный конкурент Swiss Re в Европе в ноябре объявила о том, что ей придется возместить почти 2 млрд. долларов ущерба от атаки террористов.
   Также на доходы Swiss Re негативно повлиял крах энергетического гиганта Enron, в результате которого швейцарская компания была вынуждена выплатить около 184 млн. франков.

   ThyssenKrupp. Прибыль крупнейшей германской сталелитейной и инжиниринговой компании ThyssenKrupp по итогам I квартала 2002 года сократилась на 93% и составила 28 млн. евро ($24,3 млн.) против 414 млн. евро годом ранее. Падение прибыли в компании связывают со снижением мировых спроса и цен на сталь. Сталелитейное производство обеспечивает около 30% продаж компании. Представители компании заявили, что даже если темпы мирового экономического роста увеличатся, роста в стальной промышленности не следует ждать ранее второго полугодия 2002 года.

   Michelin. Французский производитель автомобильных шин Michelin объявил о падении на 29% доходов компании за прошлый год по сравнению с 2000 годом. Основными причинами падения фирма называет переоснащение компании и высокие налоги. Доходы компании в прошлом году составили 314 млн. евро (в 2000 году - 438 млн.). Прибыль Michelin по итогам 2001 года сократилась на 25,8%.
   Представители Michelin заявили, что строгий контроль цен и концентрация усилий в наиболее доходных областях бизнеса, особенно на производстве шин для спортивных машин и для люксовых внедорожников, поможет компании уже в этом году улучшить финансовые показатели. По прогнозу крупнейшего в Европе производителя шин, 2002 год ознаменуется небольшим ростом продаж - в пределах 6,7%-7,4%.

   Nestle. Рост чистой прибыли швейцарского производителя продуктов питания Nestle SA по итогам 2001 года достиг 16% и превысил прогноз аналитиков. Чистая прибыль Nestle выросла в прошлом году до 6,8 млрд. швейцарских франков ($4 млрд.). Аналитики ожидали прибыль в размере 6,26 млрд. франков.
   Столь высоких показателей компании удалось достичь в очень непростой экономической ситуации, отмеченной, в числе прочего, удорожанием швейцарского франка и повышением закупочных цен. Успеху Nestle способствовали высокие показатели роста в Восточной Европе, в первую очередь, в России, а также в Китае и Индии.
   Продажи увеличились за год на 4% - до 84,7 млрд. франков. Наибольший рост доходов был отмечен вне традиционной сферы деятельности Nestle. Так, самым быстрорастущим бизнесом компании стала продажа минеральной воды, а также офтальмологической продукции компании Alcon Laboratories (принадлежит Nestle).
   По словам главы концерна Петера Брабека (Peter Brabeck), макроэкономические показатели по Северной Америке и отчасти Европе дают основание надеяться на дальнейший рост оборота и прибыли в будущем году. "Еще пять лет назад такие планы кому угодно показались бы слишком амбициозными", - заявил он в телевизионном интервью.

   Heineken. Одна из крупнейших пивоваренных компаний голландская Heineken NV увеличила чистую прибыль по итогам второго полугодия прошлого года на 12% за счет роста спроса на пиво Amstel Light в США и Heineken в Европе. В июле-декабре чистая прибыль компании выросла до 417 млн. евро с 372 млн. евро во втором полугодии 2000 года.
   Продажи за весь прошлый год составили 9,16 млрд. евро, что на 13% превышает показатель предшествующего года. Объем проданного пива увеличился до 105,1 млн. гектолитров с 97,9 млн. годом ранее.

   Leica. Немецкий производитель фотоаппаратов, знаменитый во всем мире концерн Leica, продолжает нести серьезные потери. Как стало известно из отчета компании убытки Leica за первые 9 месяцев текущего финансового года выросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года более чем вдвое, составив 2,3 млн. евро. Оборот фирмы упал почти на 15%. Причину неудач руководство Leica видит, прежде всего, в давно не обновлявшемся ассортименте продукции.
   "Мы не выпускаем технических новинок, вот в чем наша ошибка", - заявил в беседе с журналистами представитель компании. Впрочем, в апреле-мае нынешнего года на рынке, наконец, появится цифровая фотокамера, которую Leica будет производить в сотрудничестве с японским Panasonic. С ее появлением эксперты связывают надежды на возвращение фирмы в разряд прибыльных. Нынешняя "черная полоса" в истории Leica началась три года назад, когда фирма стала терпеть миллионные убытки. Тогда же была принята программа коренной перестройки компании, рассчитанная на пять лет.

   Hitachi ждет двукратного роста убытков и сокращает персонал
   
(Компьюлента, 01.03.02)
   Японская компания Hitachi пересмотрела в худшую сторону прогноз относительно своих результатов в 2001/2002 финансовом году. Пересмотр прогноза оказался весьма радикальным - объем ожидаемых убытком был увеличен в два раза с 230 млрд. иен до 480 млрд. иен (3,6 млрд. долларов). Выручка компании при этом составит 7,8 трлн. иен. По итогам 2000/2001 финансового года Hitachi получила прибыли на 104,4 млрд. иен при выручке 8,4 трлн. иен.
   Вследствие экономического спада и застоя на рынке компания была вынуждена пойти на экстренные меры по снижению расходов. Среди них стоит выделить уход с ряды рынков, снижение зарплат, ужесточение контроля за расходами, выделение подразделений в независимые компании и сокращение персонала. С изменением прогноза об убытках были скорректированы и планы увольнения персонала. Если раньше компания собиралась уволить 15900 сотрудников, то теперь число сокращаемых позиций возросло до 20930. 15100 работников будут уволены с японских предприятий Hitachi и еще 5830 из зарубежных филиалов. Планы по выделению в самостоятельную компанию отделения по производству ЖК-мониторов осталось в силе, окончательно оно выйдет из состава Hitachi в октябре.

   General Electric под давлением недоверчивых экспертов
   
(По материалам Fortune, 28.02.02)
   Сегодня, после краха Enron, многие гиганты экономики США оказываются под давлением со стороны как инвесторов, так и контролирующих органов, высказывающих сомнение в корректности используемых этими компаниями методов отчетности. Среди тех, кому сегодня приходится буквально ежедневно оправдываться в несовершенных ими злоупотреблениях, оказалась и General Electric. Компании, чьи позиции в индустрии никогда не вызывали сомнений, сегодня приходится доказывать миру что она строит свою деятельность по иным принципам, чем печально известные Enron, Global Crossing или Tyco.
   На первый взгляд, эта ситуация может показаться удивительной. GE не собирается ни объявлять банкротство, ни разделяться на несколько дочерних компаний. Она по-прежнему ежемесячно зарабатывает миллиарды долларов, ее кредитный рейтинг составляет ни много ни мало как "ААА", история ее успешной деятельности насчитывает вот уже 120 лет, а главное – она производит реальные вещи, которые можно потрогать руками и за которые покупатели с готовностью расплачиваются не мене реальными деньгами. Кроме того, GE давно завоевала себе прекрасную репутацию на Уолл-Стрит: квартал за кварталом, год за годом доходность ее акций стабильно растет не менее чем на 10% в год, в подавляющем большинстве случаев соответствуя ожиданиям аналитиков. За последние 10 лет GE лишь единожды продемонстрировала отклонение от ранее сделанных прогнозов – в четвертом квартале 1997 года, когда доходность ее акций оказалась на 1 цент меньше, чем ожидалось.
   Разумеется, это далеко не все причины, заставляющие многих аналитиков считать GE образцовой американской компанией. Ее традиции в области подготовки менеджеров, стиль общения ее генеральных директоров, ее широко известная корпоративная культура, стимулирующая инициативу и предпринимательский дух – все эти элементы неоднократно становились объектами для подражания. Однако, как выяснилось впоследствии, желающие повторить успех GE смогли найти гораздо более легкий путь: они предпочли раз за разом указывать в своих отчетах все более высокие финансовые показатели. Одним из таких имитаторов стала Enron, которая, начиная с 1998 года регулярно объявляла о превышении фактических результатов ее деятельности над ранее запланированными.
   В результат, после краха Enron и последовавшей за ним шумихи, многие аналитики и инвесторы, ожидая подвоха, стали с настороженностью относиться к компаниям, дела у которых идут, по их мнению, неправдоподобно хорошо. "В свое время курение считалось модным – сегодня к нему относятся просто как к вредной привычке. То же самое произошло и с компаниями, акции которых ежегодно растут на 15% в год", – говорит Джек Сизельски из бюллетеня Analyst's Accounting Observer.
   В результате этой истерии новый генеральный директор GE Джефф Иммельт вынужден каждую неделю объяснять очередному журналисту, что отчетность его компании не высосана из пальца. Разумеется, честность GE не вызывает сомнения у тех, кто хорошо знаком с методами организации работы этого гиганта. Каждое лето руководители подразделений GE проводят совещание, на котором утверждается трехлетний план развития компании, после чего план развития на предстоящий год еще раз пересматривается в ноябре или декабре. Разумеется, изменение ситуации на рынке или общее ухудшение экономической ситуации могут вызвать определенные отклонения от плана. Однако, те менеджеры, которые помогли GE добиться ее текущего положения в индустрии, привыкли достигать намеченных целей в любых, даже самых сложных условиях. Более того, многие из них оказываются в состоянии даже повысить эффективность работы их подразделений в самые сложные периоды для того, чтобы компенсировать некоторое ухудшение показателей других отделов GE.
   Так, когда в прошлом году стало ясно, что в условиях экономического спада подразделения GE, производящие потребительские товары, могут не справиться с планом, Иммельт обратился к менеджерам, отвечающим за долгосрочные проекты, такие как разработка и производство энергетических и медицинских систем, призвав их "работать лучше". Они действительно смогли "работать лучше", активнее сокращая производственные издержки, продавая больше турбин и другого оборудования, ускорив рост китайского филиала GE и добившись успеха в целом ряде других проектов. "Мы не управляем цифрами – мы управляем бизнесом", – гласит любимая поговорка предшественника Иммельта, легендарного Джека Уэлча.
   На самом деле, в GE умеют прекрасно управлять и тем, и другим. Компания постоянно ведет реструктуризацию своих активов, перебрасывая средства на наиболее перспективные направления и отказываясь от невыгодных для нее проектов. Именно это и позволяет ее показателям демонстрировать столь стабильный рост, а не серию взлетов и падений от квартала к кварталу. Так, в четвертом квартале 2001 года GE заработала $642 млн., участвуя в проекте, связанном с космосом, при этом заплатив $656 млн. за выход из неприбыльных проектов и отказ от бесперспективных активов (среди них, кстати, были и облигации Enron, на которых GE потеряла $84 млн.). По словам Иммельта и главного финансового директора GE Кейт Шерин, подобный подход вполне оправдывает себя: зачем позволять акциям расти в одном квартале на 30%, а в другом – на 3%, если этого можно избежать? "Для нас просто не имеет смысла вести бизнес по-другому", – говорит Шерин.
   Разумеется, далеко не все финансовые операции компании, заработавшей в прошлом году $126 млрд., могут быть понятны стороннему наблюдателю с первого взгляда. Именно объемы деятельности делают GE сегодня привлекательной мишенью для критиков, недовольных недостаточной прозрачностью отчетности крупных корпораций. Разумеется, предоставляя отчетность GE на всеобщее обозрение, Иммельт никогда не ограничивался ни к чему особому не обязывающими заверениями в том, что она подготовлена в соответствии с действующими правилами бухучета. Говоря об объективности тех показателей, которые демонстрирует его компания, он с полным правом ссылался не только на корпоративную культуру GE и на 500 внутренних аудиторов, осуществляющих контроль над подготовкой отчетности. Во многих случаях GE опережает существующие стандарты по качеству предоставления отчетности. Так, аналитики ежемесячно знакомятся с показателями промышленного производства GE и регулярно встречаются с представителями менеджмента компании, в деталях обсуждающих с ними все проведенные операции. Кроме того, по инициативе Иммельта сегодня компания вывешивает результаты встреч ее менеджеров с аналитиками на интернет-сайте GE. "Мы стремимся к тому, чтобы нами интересовались, чтобы нашу работу оценивали и чувствовали, и, в конечном итоге, понимали. Мне кажется, что это играет нам на пользу", – говорит Иммельт.
   Вкратце действующую концепцию взаимоотношений GE с внешним миром можно изложить так: "Если ты стремишься к тому, чтобы детально исследовать каждое подразделение нашей компании и понять, как оно работает – прекрасно, мы предоставляем тебе такую возможность. Если ты не хочешь делать это – хорошо, ты можешь просто наблюдать за тем, как мы успешно выполняем нами же самими поставленные задачи. Если ты беспокоишься о том, что текущее давление в области подготовки корпоративной отчетности негативно скажется на нашем положении – не бойся, у нас есть целая армия аудиторов для того, чтобы этого избежать. Если же для тебя недостаточно всего этого, тогда, может быть, тебе просто воздержаться от вложения средств в GE?"

США И КАНАДА

   Рост ВВП США. Прощай, рецессия?
   
(По материалам The Wall Street Journal, BBC NEWS, "AK&M", 28.02.02)
   Согласно оглашенным в четверг (28.02.02) данным Коммерческого департамента США, в последнем квартале 2001 года рост ВВП США оказался существенно большим, чем это считалось ранее. Последние цифры свидетельствуют о том, что за последние три месяца прошлого года американская экономика выросла на 1.4% в среднегодовом исчислении. Согласно предварительным данным, рост экономики в четвертом квартале должен был составить всего 0.2%, в то время как аналитики предсказывали ей 0.9-процентный рост. Напомним, что в III квартале ВВП США сократился на 1.3%.
   Такой показатель ВВП США отражает, прежде всего, увеличение объема потребительских расходов на товары, произведенные в США, и рекордный с 1978 года рост расходов федерального правительства.
   Рост потребительских расходов сегодня продолжает играть главную роль в поддержании экономики США на плаву, компенсируя последствия сокращения объемов инвестиций в производство. Объем потребительских расходов в США в IV квартале вырос на 6% (в III квартале - на 1%). Между тем расходы на товары длительного пользования выросли сразу на 39.2%. При этом объем инвестиций в IV квартале снизился на 13.1%, (в III квартале - на 8.5%), а расходы на оборудование и программное обеспечение - на 4.8% (-8.8% в III квартале).
   По данным Коммерческого департамента, рост потребительских расходов связан, в первую очередь, с высокими продажами автомобилей и других товаров долгосрочного использования, выросшими в этом квартале на 39.2%. По данным агентства ВВС, расходы американских потребителей на приобретение товаров долгосрочного использования сегодня растут с максимальной скоростью за последние 15 лет.
   Экспорт США в IV квартале сократился на 12.2% (в III квартале - на 18.8%), импорт - на 6.9% (-13% в июле-августе). Расходы федерального правительства увеличились на 11.6% (в III квартале - на 3.6%), в том числе расходы на оборону - на 9.4%.
   Столь благоприятная динамика роста ВВП свидетельствует о том, что, скорее всего, американская экономика уже достигла минимальной точки спада и начинает постепенно возвращаться к прежним темпам роста. Тем не менее, хотя подобных взглядов сегодня придерживаются большинство экономистов, многие, и среди них сам председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн, пока не уверены в том, сколько времени займет это восстановление и насколько существенными будут его результаты.

   Алан Гринспэн о восстановлении американской экономики
   
(По материалам The Wall Street Journal, BBC NEWS, 27.02.02)
   Выступая в среду (27.02) перед Конгрессом, председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн заявил о существовании явных признаков скорого завершения текущей рецессии. В то же время, отмечает глава ФРС, будущее восстановление американской экономики будет идти далеко не так быстро, как этого сегодня ожидают многие оптимисты.
   В своей речи Гринспэн отметил целый ряд симптомов, свидетельствующих об улучшении положения американской экономики в последние месяцы, обратив, в частности, особое внимание на таки показатели, как величина потребительских расходов. По его словам, благоприятная динамика этих индикаторов позволила ФРС остановить начатое еще в прошлом году агрессивное смягчение кредитно-денежной политики, в ходе которого величина краткосрочных процентных ставок была сокращена до 1.75%. "В последние месяцы становится все более очевидно, что те силы, которые сдерживали развитие экономики в течение прошлого года, постепенно начинают уходить в прошлое, способствуя возрождению экономической активности", – отметил глава ФРС. В то же время, он отметил, что "…в силу действия ряда факторов, характерных для этого экономического цикла, темпы ожидаемого восстановления американской экономики, скорее всего, будут несколько замедлены".
   По оглашенным Гринспэном данным, в ФРС считают, что в текущем году экономика США вырастет на 2.5%-3% по сравнению с IV кварталом прошлого года. Таким образом, американский ВВП будет расти примерно вдвое медленнее, чем это обычно происходит в ходе восстановления экономики после завершения рецессии. Шеф ФРС отмечает, что полномасштабное восстановление экономической активности потребует существенного увеличения объемов инвестиций, которое пока представляется ему маловероятным. "По всей видимости, рост инвестиций будет незначителен", – заявил он.
   Гринспэн также сообщил, что в ближайшем будущем динамика уровня потребительских расходов, главной движущей силы экономики США, представляется ему крайне неопределенной. Его опасения также вызывает ожидаемый рост уровня безработицы, способный сказаться на сокращении потребительских расходов. По данным ФРС США, в этом году уровень безработицы, в январе составлявший 5.6%, может вырасти до 6.25%.
   Что же касается уровня инфляции, то, по мнению экспертов ФРС, она по-прежнему будет оставаться относительно низкой, что, в частности, связано с нежеланием компаний в текущих условиях увеличивать нагрузку на потребителей. Так, в ФРС считают, что один из ведущих индикаторов инфляции, ценовой индекс расходов на личное потребление, в этом году вырастет всего на 1.5% (прежде экспертами назывались цифры от 1.75% до 2.5%).
   В ходе своего выступления, Гринспэн отдельно остановился на проблеме краха энергетического гиганта Enron. По его словам, "эффект Enron" может сделать другие компании, принадлежащие к "Новой экономике" более чувствительными к последствиям краха их партнеров по бизнесу. Такие компании как Enron, чье значение "…во многом основано на их капитализированной репутации", могут в одночасье потерять все в случае утраты доверия инвесторов. Говоря о тех уроках, которые деловая Америка должна извлечь из краха Enron, Гринспэн отметил необходимость взаимного согласования интересов акционеров компании и ее руководства.

   Рост расходов и доходов населения США в январе превысил прогноз аналитиков
   
(Интерфакс-АФИ, 01.03.02)
   Расходы населения США выросли в январе на 0,4% - до $7,2 трлн. в годом исчислении. Рост доходов населения в январе на аналогичную величину стал максимальным за последние полгода. Аналитики ожидали рост расходов на 0,3%, доходов - на 0,1%. Согласно уточненным данным министерства, в декабре расходы почти не изменились и были на уровне $7,17 трлн. Ранее статистики сообщали о снижении расходов в декабре на 0,2%.

   В США отмечено падение доверия потребителей
   
(По материалам The Wall Street Journal, 26.02.02)
   Спустя два месяца последовательного роста, в феврале уровень доверия американских потребителей вновь пошел вниз. По мнению экспертов, подобная динамика этого показателя может быть вызвана ситуацией, сложившейся на рынке труда в США. По данным Совещательного Совета (Conference Board), в феврале индекс доверия потребителей опустился до 94.1, т.е. до минимального уровня с ноября прошлого года. В то же время, Совет пересмотрел январское значение этого показателя в сторону его незначительного увеличения до 97.8.
   "Несмотря на снижение уровня доверия потребителей по сравнению с январем, состояние обеих составляющих этого индекса по-прежнему указывает на то, что в ближайшие месяцы потребительские расходы будут оставаться относительно высокими", – утверждает Линн Франко, директор по исследованиям Совета. По его мнению, потребители будут продолжать оказывать поддержку экономике США по мере ее восстановления после текущей рецессии.
   Напомним, что рассчитываемый Совещательным Советом индекс доверия потребителей учитывает как представления о текущей экономической ситуации, так и ожидания относительно дальнейшего развития. По сравнению с январем, в феврале эти составляющие упали, соответственно, с 98.1 до 94.8, и с 97.6 до 93.6.
   Американских потребителей продолжает беспокоить ситуация на рынке труда. Так, 22.8% опрошенных в феврале заявили о сложности поиска работы – в январе так считало 22.5% респондентов. В то же время, доля людей, считающих текущее предложение на рынке труда достаточным, в феврале сократилась с 18.4% до 17.8%.

   Демографические изменения в США
   
(ИТАР-ТАСС, 08.02.02)
   Число жителей США, родившихся за рубежом либо представляющих собой первое поколение американцев, достигло 56 млн. человек. Это - самый высокий уровень за всю историю страны. Такие данные содержатся в докладе Бюро переписи США.
   Как отметила в сопроводительном комментарии автор исследования, Дайанн Шмидли, эта цифра скорее всего будет расти по мере ассимиляции иностранцев и пополнения их семей. На это указывает, в частности, статистика рождаемости. На пять новорожденных, появившихся на свет в семьях американцев, приходится один младенец из семьи иммигрантов, что в пять раз превышает уровень тридцатилетней давности.
   Нынешнее демографическое положение Шмидли объясняет резким наплывом в США выходцев из других стран в период с 1970 по 2000 годы. В основном это уроженцы стран Латинской Америки и Азии. За последние годы контингент иностранцев, решивших остаться в США, заметно помолодел, что имеет простое объяснение - Америка привлекала и по-прежнему привлекает прежде всего молодежь. Что же касается мест проживания, то наибольшее предпочтение иммигранты отдают таким штатам, как Калифорния, Нью-Джерси и Иллинойс. Среди крупных городов наиболее популярны Лос-Анджелес и Нью-Йорк.

   ИТ, медиа-индустрия и телекоммуникации США захвачены олигополиями
   
(По материалам статьи "Рынок на троих", "Ведомости", 26.02.02, авторы - Йоши Дризен, Грег Ип и Николас Кулиш)
   Если взглянуть на те области американской экономики, которые обычно связывают с "новой экономикой", - ИТ, медиа-индустрия и телекоммуникации, то выясняется, что именно они больше других поражены старорежимной олигополией. Между тем антимонопольные органы США смотрят на это сквозь пальцы. Аналитики полагают, что консолидация выгодна "новой экономике", поскольку постоянные расходы здесь особенно велики, а затраты на обслуживание каждого нового клиента незначительны. Между тем в автомобилестроении, нефтяной промышленности и некоторых других сферах слияния, как выясняется, работают хуже.
   Вот несколько примеров. Два десятилетия назад на рынке кабельного телевидения действовали тысячи небольших компаний, находившихся в собственности отдельных семей. В настоящее время близка к завершению сделка между Comcast и AT&T, в результате которой две трети рынка окажутся под контролем всего трех корпораций.
   В 1990 г. около 35% рынка университетских учебников приходилось на три издательских дома Thomson, Pearson и McGraw-Hill. Сегодня эти магнаты контролируют уже 62% данного сектора.
   В 1993 г. тогдашний министр обороны США Уильям Перри заявил, что половина компаний, выполнявших крупные заказы для военного ведомства, прекратит существование в течение пяти лет. Прогноз сбылся. Сейчас в оборонной промышленности доминируют пять корпораций, и одна из них, Northrop Grumman, на прошлой неделе сделала сенсационное предложение о покупке за $5,9 млрд. компании TRW, производящей автозапчасти, а также военное и аэрокосмическое оборудование.
   В 1996 г. , когда сенат США принял решение о либерализации коммуникационного рынка, в секторе функционировали восемь компаний, выделившихся из корпорации Bell. Сейчас сохранились лишь четыре из них, закрылись и десятки их конкурентов. Аналогичная консолидация наблюдается и на рынке интернет-порталов.
   Экономические предпосылки для слияния компаний и формирования олигополии усиливаются, в то же время факторы, сдерживавшие эту тенденцию в 1990-х, сейчас теряют силу. Похоже, антимонопольная полиция, регулирующие органы и суды относятся к олигополии все более терпимо. Буквально на прошлой неделе федеральный апелляционный суд США дал зеленый свет очередной серии слияний медиа-компаний, отменив правила, не дававшие кабельным операторам покупать телевещательные сети.
   Инвесторы не очень охотно финансируют начинающие компании, которые могли бы составить конкуренцию монополиям. Если в 2000 г. первичное размещение акций и финансирование с помощью венчурного капитала принесло предприятиям всех видов $164 млрд., то в 2001 г. таким способом было привлечено всего $73 млрд.
   Олигопольный рынок - это не всегда плохо. Иногда он позволяет повышать эффективность бизнеса, предоставлять потребителям более качественные и дешевые продукты, устанавливать единые для всей отрасли стандарты, упрощающие жизнь потребителям. Но зачастую олигополия дает картелям возможность получать огромные прибыли в ущерб потребителям и экономическому прогрессу. Уменьшение числа игроков на рынке устраняет конкуренцию и позволяет неоправданно завышать цены. В результате либерализации и последующей консолидации коммуникационного рынка тарифы выросли на 36% - это втрое превышает общий уровень инфляции. Еще один классический пример олигополии - ОПЕК. Члены этой организации используют свой контроль за добычей нефти для навязывания покупателям цен, намного превышающих уровень, который был бы установлен в условиях действия чисто рыночных механизмов.
   "Определенная мера консолидации рынка выгодна потребителю, - считает экономист Карл Шапиро, преподающий в университете Беркли. - Четыре конкурирующие компании вместо двадцати - это хорошо. А вот две вместо четырех - это уже подозрительно".

   Черный имидж США не отмоешь добела
   
(По материалам The Economist, 21.02.02)
   В октябре прошлого года легенда американской рекламной индустрии Шарлотта Бирс получила пост заместителя государственного секретаря США по связям с общественностью. "Нам был нужен человек, хорошо разбиравшийся в торговле, человек, который смог бы вывести бренды американской внешней политики на качественно новый уровень. И, тот человек, который в свое время заставил меня купить рис Uncle Ben's, явно подходил для этой работы", – заявил государственный секретарь Колин Пауэлл по поводу этого назначения.
   66-летняя Бирс, флиртующая с руководителями компаний и наряжающая в кофточки своего пуделя, проработала в рекламном бизнесе 40 лет и завевала лавры королевы рекламы. Её послужной список включает руководство двумя ведущими рекламными компаниями Ogivly&Mather и J.Walter Thompson. Рецептом покорения Madison Avenue была тщательно перемешанная смесь обаяния уроженки Техаса и непоколебимого стремлением к победе. Шарлотта включилась в новую работу с типичным для нее напором, несмотря на то, что после событий 11 сентября совершенствование имиджа США существенно осложнилось. Хотя вызванный терактами подъем патриотизма среди американцев и играл на руку планам Бирс, за рубежом, особенно в арабских странах, многие осуждали США за агрессивность и прямолинейность политики, некорректность по отношению к союзникам и неспособность понять проблемы мусульманского мира. В еще большей степени разрыв между некоторыми странами арабского Востока и Америкой усугубился после успешного начала антитеррористической операции в Афганистане.
   Очевидно, что успешное разрешение этих проблем требует значительных ресурсов и времени, и сама Бирс прекрасно понимает это: "Может статься так, что на это нам потребуется 100 лет", – говорит она. Используя методики по определению предпочтений потребителей, успешно освоенные ею за годы работы в рекламном бизнесе, Бирс еженедельно встречается с исповедующими ислам жителями США. Кроме того, формируя мнение арабских общин, она проводила встречи с их представителями в Великобритании, Египте и Марокко.
   Усилиями Бирс в пропаганду американских идеалов активно включились и другие чиновники американского госдепартамента, включая говорящего по-арабски бывшего посла США в Дамаске Кристофера Росса. Начиная с 11 сентября, представители госдепартамента выступали в средствах массовой информации около 2000 раз, причем основной упор был сделан на работу с телеканалом al-Jazeera. Кроме того, под руководством Бирс на 30 языках был издан буклет, в котором велась пропаганда против терроризма. В подготовленных с ее участием плакатах и газетных статьях рисуются картины Америки как страны религиозной терпимости, ставшей второй родиной для миллионов мусульман.
   В то же время, по словам многих критиков, прежние успехи Бирс на ниве маркетинга могут существенно осложнить для нее работу в политике. Так, по словам Уолли Олинса, специалиста в области создания государственного имиджа, национальная идея США слишком сложна для того, чтобы пытаться донести ее до аудитории с помощью традиционных рекламных технологий.
   Кроме того, иногда кажется, что достижения в области рекламы настолько вскружили голову Бирс, что она забыла о главном принципе маркетинга, гласящем: "Познай свою аудиторию". Подобные ошибки, в частности, демонстрирует ее подруга дизайнер Марта Стюарт, искренне верящая в то, что люди других стран мира доброжелательно относятся к американцам, завидуют им, и что та враждебность, с которой иногда сталкиваются ее соотечественники за рубежом, вызвана исключительно неправильным восприятием иностранцами внешней политики США.
   По словам Джеймса Зогби, главы расположенного в Вашингтоне Арабо-американского института, все попытки США наладить диалог с арабскими миром пока приводили, в лучшем случае, к взаимному непониманию, а в худшем – к усугублению конфликта между этими двумя цивилизациями. Так, по его словам, Америка упустила прекрасную возможность нанести удар по имиджу Осамы бен Ладена в глазах арабов. Он считает, что, демонстрируя видеопленку, на которой бен Ладен со злорадством говорил о взрывах в Нью-Йорке и Вашингтоне, американским властям следовало бы воздержаться от комментариев очевидности вины саудовского миллиардера в этих терактах. Более правильным было бы обратить внимание аудитории на то, что человек, которого многие арабы считают своим духовным лидером, вел себя так же тщеславно, как и ненавистные им американцы.
   Кроме того, как никто другая, Бирс должна хорошо знать о том, насколько нежелательно расхождение между продвигаемым имиджем и реальностью. Тем не менее, в некоторых случаях ситуация явно выходит из-под ее контроля. Очевидно, что когда она заявляет на конференции о том, что Америка никогда не подделывает доказательств, в то время как по залу гуляют смонтированные шутниками из Департамента обороны фотографии чисто выбритого бен Ладена, одетого в костюм, это не слишком играет на руку имиджу США.
   Если удача будет на стороне Бирс, то, учитывая объемы находящихся в ее распоряжении ресурсов, можно предположить, что она сможет завоевать для Америки симпатии части жителей других стран, в том числе, возможно, и мусульманских. Однако ей явно не удастся обелить международный имидж США так сильно, как этого желает ее новое начальство.

***

РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (
http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное