Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития
Специальный выпуск от 06.09.01.
Здравствуйте! Речь сегодня пойдет о "новой" экономике.
***
Слухи о смерти "дот ком" компаний оказались настолько же сильно преувеличены, насколько были в свое время преувеличены прогнозы об их невероятных перспективах.
Бизнес, потенциальный рынок сбыта которого (т.е. количество людей, использующих Интернет) постоянно растет, по воле инвестиционных аналитиков умереть не может. Чудес в природе не бывает. А вот многие бизнес-модели, особенно те, что были изначально ориентированы на безграничные халявные деньги, окончательно отошли в мир иной. И это радует. Любому бизнесу в стратегической перспективе вообще полезно, чтобы его время от времени водили мордой по столу (только не надо вспоминать модель отношений "российское правительство - российский бизнес": это совсем из другой оперы).
Что касается "новой" экономики, то в течение последнего года в ней произошли два знаковых переворота. Во-первых, было окончательно выяснено, что бизнес должен зарабатывать (!) деньги (не могу удержаться от иронии, вспоминая, как компания, объявлявшая о намерении рассмотреть возможность создания интернет-портала, привлекала на бирже миллионы долларов). Во-вторых (теперь серьезно), "новая" экономика базируется на "старой" и, поэтому, зависит от нее. "Новая" экономика не создает никакого нового продукта, она создает (и это действительно очень важно) новую, чрезвычайно эффективную логистику работы со старыми продуктами. Эта логистика может перевернуть мир. Но первичной все же остается пицца, а не интернет-сайт, на котором Вы можете ее заказать.
Раздвоенной на конце иглой очень сложно сшить ткань. Но именно это, похоже, предстоит сделать "дот ком" компаниям. Я искренно желаю им удачи.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
С уважением, Леонид Ардалионов.
***
Когда прибыль – утешительный приз для отстающего
(Forbes, 22.08.01)
Теперь основатели dot.com компаний стали куда более самокритичны, особенно после того как они потеряли до $100 млн. чужих денег. Однако, даже наняв новых менеджеров, большинство пытающихся удержаться на плаву dot.com компаний не хотят честно примириться с альтернативой более скромных прибылей в более узкой бизнес-нише.
Немногие поговаривают о том, чтобы "сфокусироваться на основном бизнесе". Это в основном подразумевает закрытие побочной деятельности, направленной на зарабатывание легких денег, что без труда удавалось в прошлом.
Финансовые отчеты за последний квартал 2000 года, как кажется, свидетельствуют о том, что большинство интернет-компаний благополучно приспособились к постбумовской обстановке. Расходы на рекламу урезаны, а выручка продолжила расти.
Проблема заключалась в том, чтобы добиться выхода на безубыточный уровень. В апреле прошлого года, когда пересматривались расходы на рекламу интернет-компаний, сокращение расходов не всегда компенсировало убытки.
Затем ситуация ухудшилась. Выручка стала падать, и dot.com компании начали сокращаться с мрачной решимостью. Вдобавок к жестким увольнением, были еще больше сокращены расходы на рекламу. Основная проблема заключалась в падении спроса на рекламное пространство и на товары и услуги, которые продавали dot.com компании, даже те, которым удалось сократить убытки не составили исключения.
Конечно, без ярко выраженного роста, достижение некоторой прибыльности становится лишь утешительным призом для того, кому удалось не сойти с дистанции. Первоначально из 13 наблюдаемых Forbes компаний, пять объявили о слиянии и одна сдалась.
Светлым пятном на этой мрачной картине, вырисовавшейся с декабря, является тот факт, что половина из оставшихся восьми компаний сокращают убытки быстрее, чем у них падает выручка. Во втором квартале более двух десятков интернет-компаний заявили о своей рентабельности, хотя это определение и очень размыто.
Дилемма заключается в том, что даже если спрос на рекламные объявления и другие услуги уже достиг дна, дальнейшие сокращения на рекламу могут помочь получить единичную прибыль, но действительный рост выручки компаний застопорится.
Например компания IVillage обещала, что прибыль будет достигнута в основном за счет снижения совокупных издержек на половину. Однако более глобальные сокращения помогут возвратить 82% убытков, но не дадут "отвоевать" те 18%, на которые упала выручка, начиная с декабря.
Менеджеры Amazon.com, компании, продемонстрировавшей крайнюю беспорядочность в картине прибылей, в настоящий момент не жалеют расходов на рекламу. При 5% продаж, цены на товары находятся на одном уровне с теми, которые предлагают "не виртуальные" продавцы. 31%-ное снижение продаж, произошедшее с декабря, в основном следует отнести на счет сезонных факторов. Продажи во втором квартале выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как убытки выросли в три раза.
Пока акции Amazon упали на 70%. Недовольство инвесторов маленькими прибылями – лишь частично является тому причиной. Amazon может быть прибыльной компанией, если вернется обратно к продаже книг и CD дисков. Однако это не входит в планы менеджеров.
Вопрос заключается в том, может ли Amazon быть прибыльной компанией, сохраняя "замашки" крупного дельца, или ей стоит смириться со статусом "славного" бизнесмена.
Многие dot.com компании, сталкиваясь с подобным вопросом, стремятся расстаться с прошлыми устаревшими мечтами. Для инвесторов, вкладывающих деньги в акции dot.com компаний, новый microsoft приходит и уходит с каждым следующим бумом. Немногие компании нынешнего поколения, которым удалось перестроиться в соответствии с реалистической ситуацией, смогут сражаться за свой прошлый титул гигантов уже в ближайшее время. Им нужно потерпеть не несколько месяцев, а несколько лет, а пока побыть всего лишь "славными" компаниями.
Интернет-бизнес верит в чудо
("Русский фокус", 27.08.01, автор – Виктор Меркулов)
Популярное суждение о том, что большинство нерентабельных проектов "новой экономики" разорились, а остальные перестроились и теперь живут скромно и по средствам, не совсем соответствует действительности. 80% интернет-компаний Западной Европы все еще живы несмотря на кризис и с оптимизмом смотрят в будущее. Лишь половина оптимистов может похвастаться прибыльностью. Но только 17% пересматривает стратегию бизнеса.
В июле 2000 г., через три месяца после мартовского обвала акций американских интернет-компаний, аналитики рынка очень интересовались настроениями в этой индустрии. Эксперты PricewaterhouseCoopers организовали опрос фирм, занимающихся электронной коммерцией в Великобритании, Франции, Германии и Нидерландах. Тогда большинство европейских бизнесменов, работающих в этой отрасли, еще совершенно не задумывались о необходимости что-либо менять в своих компаниях. Динозавру мировой интернет-экономики в Америке откусили голову. Но животное-переросток продолжало идти прежним размеренным шагом. Нервная система интернет-бизнесменов еще не успела осознать необходимость жить по-иному.
Старые бизнес-планы еще действовали, полученные до мартовского обвала инвестиции проедались в соответствии с прежним графиком. Авторы исследования пожурили опрошенных, напомнив о "настоятельной необходимости более трезвого подхода и внимания со стороны руководства этих компаний к вопросам экономической жизнеспособности их бизнес-моделей".
Прошел год. Новое исследование тех же компаний - образца июля 2001 г. - показывает: безголовый динозавр продолжает идти, практически не сбавляя темпов. Топ-менеджеры данной индустрии уже понимают, что настал период трудностей. Как отмечают авторы исследований, "движимые жесткими рыночными условиями руководители компаний стремятся побыстрее осуществить переход от венчурных вновь создаваемых компаний к солидному бизнесу" и "прилагают усилия для создания жизнеспособных компаний, интерес к которым по-прежнему велик". Это дает экспертам PricewaterhouseCoopers повод для вывода о "новом мышлении": "культура интернет-компаний умирает, и ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу".
Однако "лишь небольшое количество компаний официально пересматривает свою стратегию (5% респондентов)". При этом (что, вероятно, доставляет PwC особенное огорчение) только 2% респондентов обращаются за консультационным содействием к внешним финансовым консультантам. Впрочем, 17% все же выразили готовность изменить свой подход к бизнесу.
Перестройка, как всегда, пробуксовывает в деталях и конкретных делах. Так, у британских интернетчиков лишь 64% доходов приходится на выручку от продаж - больше трети денежных средств они получают из своих традиционных источников (кредиты, инвестиции и т. п.). Соответственно, лишь 24% фирм "новой экономики" Великобритании считают себя прибыльными. Впрочем, в других странах этот показатель несколько выше: во Франции - 49%, в Нидерландах - 61%, в Германии - целых 66%. В среднем в Западной Европе прибыльностью могут похвастаться лишь 50% корпораций киберэкономики. Кстати, год назад, до перестройки, этот показатель составлял 59%. Впрочем, тогда колебания акций на бирже Nasdaq еще не переросли в полномасштабную стагнацию экономики большого числа стран. Лишь 17% киберкорпораций пошли на сокращение расходов во имя прибыльности. Прочие популярные меры для достижения этой цели в ближайшей перспективе могли лишь увеличить издержки: 10% усилили маркетинг, 7% наняли больше менеджеров по продажам, и т. д.
Вообще с деньгами интернетизированные европейцы обращаются с поразительной легкостью. Как выяснилось, треть компаний электронного бизнеса не составляют ежемесячных прогнозов движения денежных средств, а некоторые вообще никогда этого не делают.
"Многие компании неизбежно обнаружат, что их бизнес-модель уже более нежизнеспособна, - отмечают авторы цитируемого отчета. - Они будут пытаться привлечь дополнительные средства и, вполне вероятно, могут обанкротиться. Тем компаниям, которые, проведя анализ своей стратегии, решат, что их предприятие не добьется успеха, следовало бы в качестве ответственного шага свернуть деятельность компании и возвратить оставшиеся средства инвесторам, а не расходовать все имеющиеся финансовые запасы полностью. Мы полагаем, что в будущем все большее число компаний пойдет по этому пути". К сожалению, благие пожелания консультантов - вернуть деньги инвесторам и покаяться - не находят отклика у интернет-бизнесменов. Консультанты выражают свою грусть по этому поводу элегантно и обтекаемо: "Однако, как показывает наше исследование, у компаний электронного бизнеса отсутствует систематический подход к этим вопросам".
Западноевропейские интернетчики продолжают раздувать щеки. "К нашему удивлению, результаты нового исследования показывают, что европейские компании, занимающиеся электронным бизнесом, по-прежнему настроены оптимистично. Несмотря на распространенное мнение, уровень банкротств в отрасли был относительно невысоким и не менее 80% первоначальных респондентов по-прежнему существуют и функционируют". И надеются на резкий рост бизнеса уже в ближайшем будущем. "Ожидается, что темпы роста оборота составят свыше 800% в последующие 12 месяцев, - отмечают авторы исследования и, чтобы хоть немного дистанцироваться от цитируемых данных, добавляют: - ...хотя данные цифры и искажены высоким уровнем ожиданий британских компаний электронного бизнеса". Напомним, кстати, что именно в Британии доля убыточных интернет-компаний наиболее высока.
Еще 18 месяцев назад "новая экономика" без труда находила инвесторов для финансирования своего роста. Сегодня скептицизм инвесторов положил конец легкому доступу к источникам финансирования. Но среди компаний, предполагающих, что им не хватит собственных средств, 41% по-прежнему ожидает получить деньги от венчурных инвесторов. Возможно, западноевропейские корпорации "новой экономики" просто лишены возможности кардинально перестроить свой бизнес. До недавнего времени такие фирмы считались выгодным и перспективным местом работы. Но когда этой индустрии понадобилось большое число опытных специалистов, оказалось, что все уже изменилось. "Парадокс заключается в том, что в настоящее время компаниям электронного бизнеса гораздо труднее привлечь более опытных менеджеров, - отмечают эксперты PwC. - Взлет и падение некоторых компаний электронного бизнеса за последние 12 месяцев негативно повлиял на репутацию отрасли в целом в глазах тех специалистов, которые обладают опытом и квалификацией, пользующимися наибольшим спросом. Об этом также свидетельствует факт использования менеджеров среднего звена на ключевых должностях во многих компаниях электронного бизнеса".
Сегодня интернет-индустрией Европы управляют те же люди, которые руководили ею в период расцвета, когда главными качествами руководителя здесь считались гибкость, творческий подход и умение идти на риск. Ветераны электронного бизнеса по-прежнему любят свою индустрию - 72% опрошенных руководителей компаний находят свою работу привлекательной.
Тем временем в Соединенных Штатах многие бывшие деятели hi-tech индустрии уже переболели интернет-бумом и вспоминают золотые времена конца 90-х гг. с горьким юмором. Как сообщает информационное агентство ZDnet, два бывших сотрудника компании Dell (одного из крупнейших производителей персональных компьютеров в США) основали новое производство. Они выпускают туалетную бумагу, на которой напечатаны котировки акций интернет-компаний. Цена - $9,99 за рулон.
Продукция пользуется большим спросом. Как утверждает один из двух предпринимателей, Джон Заппа (двоюродный брат музыканта Фрэнка Заппы), ее покупают те, кто потерял деньги на кризисе интернет-бизнеса и при этом обладает достаточным чувством юмора, чтобы посмеяться над собой. А также те, кто хочет посмеяться над своими друзьями, когда-то слишком верившими в Интернет. Как сообщается, большую партию новой бумаги закупил банк Morgan Stanley, много потерявший на инвестициях в hi-tech.
Хакеры - угроза бизнесу
("Ведомости", 04.09.01, автор - Торолд Баркер)
Преступления, связанные с информационными технологиями, препятствуют развитию интернет-торговли в Великобритании - таков вывод, сделанный исследователями из Конфедерации британской промышленности (CBI) , ведущего объединения национальных предпринимателей.
В опубликованном в среду обзоре конфедерации говорится, что две трети респондентов за прошедший год пережили "серьезные неприятности" типа хакерской атаки, заражения компьютерным вирусом или мошенничества с кредитными карточками. Исследование также показало, что в настоящее время характер киберпреступлений меняется. Сегодня основная угроза корпоративной информационной системе исходит от внешних хакеров, бывших сотрудников и организованной преступности. Лишь в 11% случаев виновниками проблем были сотрудники компаний, находящиеся внутри корпоративной сети.
"Из отчета ясно видно, что страх перед возможными финансовыми потерями и ущербом для репутации негативно сказывается на развитии бизнеса в Интернете, особенно систем типа B2C (бизнес - потребитель) ", - говорит Дигби Джонс, генеральный директор CBI.
Из 148 компаний, опрошенных в ходе исследования, только 32% считают, что операции по схеме B2C безопасны. Гораздо лучшей репутацией пользуются операции типа B2B (бизнес - бизнес) : в их безопасность верят 53% респондентов.
По данным отчета, наибольшее негативное влияние киберпреступность оказывает на мелкие и средние предприятия. Владельцы этих предприятий вынуждены считаться не только с потенциальной угрозой внешних атак, но и с недостатком материальных ресурсов.
Тем не менее большинство опрошенных верят, что преимущества, которые дает электронный бизнес, являются более весомыми, чем связанные с ним риски. Примечательно, что ущерб для репутации обычно считается более существенной опасностью, чем финансовые потери, которыми, как утверждают респонденты, "можно пренебречь".
В отчете CBI говорится, что в ближайшие три года масштабы электронной преступности будут расти. Правда, большинство компаний убеждены, что обладают необходимыми средствами для противостояния этой угрозе. CBI призывает британское правительство активизировать борьбу с киберпреступностью, уделяя особое внимание ее международным аспектам. В частности, предлагается создать в стране центр поддержки жертв киберпреступлений, а также дополнить принятый в 1990 г. Закон о недобросовестном использовании компьютеров, добавив в него пункт об ответственности за атаки, приводящие к сбоям корпоративных информационных систем. CBI рекомендует уделять этой проблеме внимание на уровне советов директоров компаний.
В составлении отчета CBI также принимали участие независимый Совет по борьбе с мошенничеством, консультанты из компаний PwC и ArmorGroup и сотрудники Центра предотвращения мошенничеств Ноттингемского университета Трент.
***
Анонсы ближайших специальных выпусков рассылки:
1. Нас продолжают считать (современные демографические очерки).
2. Неизвестная Африка, часть II: золото и платина.
3. Только цифры.
4. Газ – с большой буквы.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||