Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (об экономике Латинской Америки)
Выпуск от 16.02.01
В этом выпуске - материал, посвященный экономической ситуации в Латинской Америке.
Авторитетный английский "Экономист" (N 8199) опубликовал результаты исследования испанского банка Бильбао о перспективах экономического развития стран Латинской Америки в нынешнем году. В исследовании отмечается, что в целом начавшийся год будет благоприятным практически для всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Особенно бурно развивается мексиканская экономика, рост которой равнялся в 2000г. 7,1 процента. Авторы документа прогнозируют, что в 2001 году темпы роста по региону составят 3,8 проц. по сравнению с 4,1 проц. в прошлом году.
В 2001 г. страны региона достигнут лучших, чем в прошлом году, показателей роста внутреннего валового продукта /ВВП/.
Как отмечается в исследовании, основным импульсом роста латиноамериканской экономики станет повышение внутреннего спроса при одновременном укреплении базовых экономических основ региона.
Согласно прогнозам банка, средний уровень инфляции в странах Латинской Америки в нынешнем году снизится до 5,7 проц., а внутренний дефицит составит 2,1 проц. от ВВП, за исключением Мексики и Чили, где он будет сведен к нулю.
Наметившееся сокращение ритма экономического роста в Соединенных Штатах не может не повлиять на латиноамериканский экспорт, ориентированный на США. Неблагоприятным окажется торговый эффект для Аргентины, Бразилии, Чили, Перу и особенно для Мексики, внешняя торговля которой на 85 проц. ориентирована на соседнюю страну.
Вместе с тем в исследовании отмечаются и положительные стороны этого замедления в американской экономике. Так, например, по мнению специалистов банка, тенденция к сокращения процентных ставок в США позитивно скажется на Латинской Америке, где произойдет уменьшение стоимости внешнего финансирования, что в долгосрочном плане будет способствовать росту ВВП.
Давление на доллар, которое произойдет в случае сокращения темпов экономического роста в США, позитивно скажется на валютах латиноамериканских стран и в целом улучшит конкурентные способности их торговли. Ухудшение позиций доллара по отношению к евро укрепит также национальную валюту стран-членов Южноамериканского общего рынка /МЕРКОСУР/, прежде всего Аргентины, Бразилии и Чили.
В то же время на прежних позициях останется валюта Мексики, так как эта страна не ведет такой обширной торговли с Европой, как члены МЕРКОСУР.
Примерно такого же прогноза на развитие латиноамериканской экономики в 2001 г. придерживаются и специалисты Международного валютного фонда /МВФ/. Один из руководителей МВФ, Эдуардо Анинат, заявил мексиканскому агентству Нотимекс, что среднерегиональный рост ВВП составит 4 проц, а уровень инфляции - 5-6 проц.
Вместе с тем, как считает этот деятель, все еще остаются невыполненными многие макроэкономические реформы. Намечающийся низкий уровень инфляции, сказал представитель МВФ, свидетельствует о том, что латиноамериканские страны "сделали более эффективными свои экономические инструменты". В то же время сокращение экономического роста в США в 2001 г. должно заставить этот регион активизировать налоговые, финансовые и торговые реформы "в соответствии с требованиями МВФ".
Сокращение процентных ставок в США является "подпиткой" для региональной торговли, хотя это может привести к некоторой экономической стагнации, что, в свою очередь, вызовет сокращение внутреннего спроса, и в этой ситуации крайне необходимо активизировать проведение реформ, сказал Анинат, подчеркнув, что среди частного сектора складывается доверие в отношении макроэкономического развития в Латинской Америке, несмотря на сохраняющуюся "нервозность" международных финансовых рынков.
Рынки капитала смогут "успокоиться", если в Латинской Америке, в частности, увеличится объем внутренних накоплений, так как это является базой для будущих сокращений процентных ставок.
Определенная стабилизация банковской системы в странах Латинской Америки позволила им избежать крупных потрясений в связи с колебаниями на международных финансовых рынках, и это, в свою очередь, способствует притоку в эти страны капитала, необходимого для проведения макроэкономических реформ.
"МВФ готов и дальше поддерживать страны Латинской Америки в проведении эффективной макроэкономической политики", - заявил Анинат.
Анализируя некоторое время назад ход экономических реформ в странах Латинской Америки за последнее десятилетие, журнал "Экономист" задал вопрос, почему в одних странах экономика и демократические реформы набирают силу, а в других - буксуют.
Экономика Аргентины, пишет журнал, пытается выйти из состояния глубокого кризиса. В ноябре аргентинское правительство обратилось к МВФ с просьбой о предоставлении срочного займа, после того как появились признаки того, что стране грозит дефолт по внешним долгам. Резко обострилась социальная обстановка, увеличилась безработица, профсоюзы требуют принятия мер, которые привели бы к созданию новых рабочих мест.
"Более всего поразительна судьба Аргентины, - говорится в статье, - ибо ее многие считали витриной либеральных реформ в регионе за последние десять лет. Они были нацелены на преодоление инфляции путем установления макроэкономической дисциплины и либерализации торговли: активного привлечения иностранных инвестиций; более гибкого рынка труда, широкомасштабной приватизации и образования меньшего по размерам, но более эффективного государственного аппарата, который сосредоточил бы свои усилия на повышении уровня образования и медицинского обслуживания".
Эти реформы пользовались активной поддержкой МВФ и Всемирного банка. Но во многих странах инициатива шла изнутри. Экономические реформы следовали за восстановлением или обновлением демократических форм правления в Латинской Америке в течение 1980-х годов. Это было реакцией на провал предыдущей ортодоксальной государственной политики протекционистской индустриализации.
Как указывает журнал, сразу же стало очевидно, что успешная рыночная экономика требовала не просто стабилизации цен, но и широкого и глубокого реформирования действующих институтов; полного пересмотра налогов, юридической системы и рынка капитала. Очень надеялись, что с окончанием холодной войны, свержением диктаторов и внешне широкой поддержки принципов либерального капитализма Латинская Америка могла бы достичь как быстрого экономического роста, так и устойчивого демократического правления.
Спустя десятилетие результаты в целом вызывают разочарование. В 1990-х годах рост экономики региона составлял в среднем 3 проц. в год - несколько больше, чем двухпроцентный рост, достигнутый в годы предыдущего десятилетия, но намного ниже, чем в большинстве азиатских стран, в том числе Южной Азии. С учетом роста численности населения в регионе за период с 1990 г. по 1999 г. ВВП на душу населения в Латинской Америке увеличился, по данным Всемирного банка, в среднем на 1 процент. Это было лучше, чем в 1980-х годах, когда рост ВВП несколько снизился, но хуже, чем в 1960-х и 1970-х годах, когда ВВП увеличился на 2,5 и 3,5 проц. соответственно.
Неудивительно, пишет журнал, что те страны, которые больше всего реформировались, такие, как Чили, Аргентина и Боливия, имели лучшие показатели, чем те - например, Венесуэла и Эквадор, - где реформы проводились медленно. Однако рост ВВП был достаточен, чтобы уменьшить бедность. По подсчетам Всемирного банка, в 1998 году около 36 проц. из 50-миллионного населения в Латинской Америке и Карибском бассейне были бедными (т.е. они жили менее чем на 2 доллара в день) по сравнению с 38 проц. в 1989 году. Около 16 процентов по сравнению с 18 проц. в 1989 году относились к категории крайне бедных (имея доход менее 1 долл. в день). Более того, за последние пять лет Латинская Америка пережила два экономических спада. Первый кризис был вызван девальвацией мексиканской валюты в 1994-1995 гг., которая также больно ударила по экономике Аргентины. Второй спад охватил регион в 1998-1999 годах и был порожден проблемами, возникшими в Азии и России, и девальвацией валюты в Бразилии. Хотя рост ВВП для всего региона в целом, вероятно, составит в 2000 и 2001 годах около 4 процентов, некоторые страны, такие, как Аргентина, будут отставать в росте.
"Экономист" указывает, что даже в тех странах, где демократическая система кажется более стабильной, опрос общественного мнения неизменно свидетельствует о том, что латиноамериканцы не удовлетворены тем, как работает система, и мрачно оценивают будущее экономики.
Суммируя эти новые настроения, Питер Хаким, опытный специалист по Латинской Америке спрашивает, "не обречена ли на неудачу" Латинская Америка. П.Хаким отвечает на этот вопрос отрицательно. Неудачи достаточно реальны, но имеется также ряд крупных достижений. К группе успешных стран относятся Бразилия и Мексика, на долю которых приходится половина населения региона и почти 60 процентов ВВП Латинской Америки. Благодаря, в частности, своим связям с бурно развивающейся экономикой США, темпы роста экономики Мексики с 1996 года составляли в среднем 6 процентов в год.
Девальвация бразильской валюты в 1999 году прошла успешно. Преодолев, наконец, десятилетнюю инфляцию, экономика смогла развиваться стабильными темпами не менее 4 проц. в год. Более высокие темпы роста зависят от дальнейшей реформы, особенно налогообложения и рынка капитала, а также от того, кто сменит президента Фернанду Энрики Кардозу в 2002 году.
Другие, более мелкие страны, такие, как Доминиканская Республика и часть стран Центральной Америки, также имели рост. Что же касается Чили, являющейся в течение продолжительного времени самой успешной страной в регионе в плане экономических реформ, то она вышла из спада, хотя, возможно, ей трудно будет вернуться к темпам роста, которые в 1991-1997 гг. составляли в среднем 8,3 процента в год.
По оценке журнала, некоторым странам Латинской Америки удалось реформировать экономику успешнее, чем другим. Но сами реформы не смогли одолеть некоторые глубоко укоренившиеся слабости Латинской Америки. Это касается как политических, так и экономических аспектов.
Первой в числе традиционных экономических слабостей является зависимость Латинской Америки от иностранного капитала. В этом кроется ее уязвимость перед лицом внешних событий. Хотя экономика региона развивалась более равномерно в 1990-е годы, чем до этого, нестабильность все еще имеет место. Она порождает порочный цикл, при котором неопределенность не дает возможности деловым кругам и политикам заниматься долгосрочным планированием. Это также служит причиной того, почему Латинской Америке трудно выйти на уровень роста ВВП стран Восточной Азии.
Всплески экономического роста Латинской Америки в 1990-х годах совпадали с периодами дешевого и обильного иностранного капитала, когда развивающиеся рынки кружили голову инвесторам. Сейчас те годы выглядят исключением. Несмотря на общие хорошие экономические перспективы в Латинской Америке, приток частного капитала в регион, вероятно, составит около 80 млрд. долларов в 2000 и 2001 годах. Слабеющий спрос на акции и другие ценные бумаги стран Латинской Америки в 2000 году отражает более распространенный страх риска. Но это свидетельствует также об изменении подхода. Лэйси Галлахер из инвестиционного банка CSFB заявляет, что до российского дефолта в 1998 году инвесторы считали, что страны Латинской Америки постепенно достигнут надежного "инвестиционного" рейтинга, статуса, которым пока пользуются только Чили, Уругвай, а с марта 1999 года - Мексика. "Сейчас, - заявляет этот специалист, - ожидания в отношении экономики этих стран более реалистичны". По мере сокращения портфельных инвестиций увеличилась доля прямых инвестиций транснациональных компаний в предприятия. И большая часть таких капиталовложений пришлась на долю Мексики и Бразилии.
Второй традиционной слабостью является экономическое неравенство, в этой области регион, к сожалению, лидирует в мире. Там, где экономика развивалась быстро, как в Чили и Мексике, процент бедных сократился, но огромное неравенство в доходах продолжает существовать. Для решения этой проблемы нужно улучшить общеобразовательную систему, а в некоторых странах - осуществить и земельную реформу. Вероятно, надо также принять меры, чтобы в большей степени уравновесить поступление налогов и правительственные расходы без ущерба для экономической эффективности.
Кроме нехватки иностранного капитала, экономической нестабильности и высокого уровня бедности и неравенства, имеются и другие трудности. Уровень сбережений в Латинской Америке слишком низок, хотя более высокий уровень сбережений мог бы стать причиной роста экономики. Во-вторых, не считая Мексики и Чили, экспортные показатели региона вызывают разочарование. Многие страны все еще зависят от небольшого перечня идущих на экспорт товаров, цены на которые периодически то растут, то падают. Чтобы улучшить экспортные показатели, необходимо избежать завышенного обменного курса валюты. Это одна из причин, почему Аргентина со своим фиксированным курсом обмена национальной валюты переживает трудности.
В этой связи "Экономист" предлагает, во-первых, ужесточить валютно-финансовую политику, чтобы стимулировать сбережения и иметь возможность тратить больше на социальные нужды, когда экономика переживает спад. Хотя правительства больше не печатают не обеспеченные ресурсами деньги (за исключением, частично, Венесуэлы), Чили является единственной страной в Латинской Америке, которой удалось осуществить стабильную валютно-финансовую политику. Правительство Рикардо Лагоса, которое пришло к власти в марте 2000 года, заявляет, что оно планирует добиться в период нахождения у власти активного финансового сальдо в размере в среднем 1 проц. ВВП.
Во-вторых, необходим более строгий контроль над банковской системой, особенно в странах со слабой экономикой. Принимая меры против угрозы банковских банкротств, необходимо также углублять рынки капиталов и сочетать это с улучшением работы банковской системы, если бизнес, особенно мелкий и средний, хочет получить необходимый капитал. Правительствам также необходимо отменить всякого рода ограничения, которые душат предпринимательство.
Наконец, необходимо улучшить меры социальной защиты. В течение последнего десятилетия безработица не только увеличивалась во многих странах Латинской Америки, но много новых рабочих мест возникло в "неформальном" секторе. Когда возникает экономический спад и растет безработица, оказываемая помощь прекращается совсем или очень сильно сокращается. Редко где существуют системы страхования от безработицы. "Экономист" считает, что, несмотря на недостатки, экономикой стран Латинской Америки в общем управляют сейчас гораздо лучше, чем в прошлом. Но практическое осуществление реформ, особенно тех мер, которые нацелены на улучшение работы государственных институтов и сокращение бедности, часто сопряжено с тем, что затрагиваются интересы влиятельных кругов.
Десятилетие назад охваченные эйфорией технократические реформаторы, похоже, считали, что политика не имеет значения. В некоторых случаях это происходило потому, что они работали при сильных авторитарных президентах, таких, как мексиканский Карлос Салинас или перуанский Альберто Фухимори (как несколько раньше рыночные реформаторы работали в Чили при Аугусто Пиночете). В других случаях это происходило потому, что, как они думали, экономические реформы автоматически приведут к политической модернизации.
Избиратели во многих странах Латинской Америки предпочитали тех политиков, которые добивались снижения инфляции. Но в целом правительства приходят к выводу, что гораздо труднее реформировать государственные институты, чем стабилизировать цены. Хотя демократические политики и экономические реформаторы могут легко согласиться с необходимостью создания более эффективных и подотчетных институтов, на практике перемены часто наталкиваются на противодействие.
Латиноамериканские традиции популизма, кумовства, корпоративности и коррупции могут быть в конечном итоге ослаблены в результате экономических реформ, но эти реформы сразу не ликвидируют эти традиции. Президент Бразилии Кардозу не смог в течение шести лет добиться реформирования системы налогообложения. Нынешние трудности Аргентины объясняются в значительной степени тем, что президенту Карлосу Менему не удалось реформировать структуру бюджетных расходов.
По мнению журнала, одни комментаторы свои мрачные оценки и трудности реформирования экономики стран Латинской Америки объясняют "культурными факторами", традициями народов этих стран. Они, возможно, играют какую-то роль, но не понятно, почему же некоторые попытки реформирования преуспели.
Другие аналитики обращают внимание на разрыв, существующий этих странах между современной, модернизированной экономикой и обширным и растущим "неформальным сектором". Они считают, что рост "теневой экономики" ослабляет государство и политические партии, что создает плодотворную почву для возникновения каудильо вроде левого Чавеса или же правого Фухимори.
Все эти аналитики признают, говорится в статье, что реформы не могут проводиться в вакууме. Некоторые страны, в том числе Андские и Центральной Америки, имели слабые и уязвимые экономически государственные институты, когда начались реформы. Сама по себе правильная политика еще недостаточна. Политические установки, институты и нормы поведения также нуждаются в изменениях. И прогресс достигается, хотя и медленно. Правильное направление проводимых реформ зависит от демократически настроенных политиков.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||