Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

     
Мировая экономика: тенденции развития

Выпуск от 03/02/01

     В этом выпуске - 3 статьи:
     Как лопается "Интернет-пузырь"
     Европа в погоне за Интернет-экономикой
     ФРГ: Интернет - крупнейшая торговая отрасль?
     
     Предлагаю также Вашему вниманию книгу "Как Запал стал богатым (экономическое преобразование индустриального мира)", которая находится по адресу http://www.libertarium.ru/libertarium/l_lib_rich0. Хотя эта книга скорее исторического плана, однако многие ее выводы актуальны и сегодня.
     
     Как лопается "Интернет-пузырь"
     
То, что в течение последних лет называли "новой экономикой", - лопнуло. Интернет, казавшийся еще несколько месяцев назад магическим пространством, в котором у каждой компании доходы растут сами по себе, лишился своего магического обаяния. Невероятная по своему размаху капитализации электронная биржа НАСДАК, ставшая своего рода символом "новой экономики", потеряла к сегодняшнему дню по сравнению с пиковыми показателями марта прошлого года около 50 процентов стоимости акций. Многие компании разорились, акции других резко обесценились и сейчас находятся жалком состоянии.
     Сейчас инвесторы в массовом порядке покидают сектор компаний, работающих в Интернете. Активно идет процесс, который может завершиться исчезновением большинства "интернетовских" фирм. На повестке дня стоит глобальная реструктуризация всего мирового бизнеса, связанного с Интернетом.
     Достаточно только одного факта, чтобы продемонстрировать всю абсурдность ситуации, сложившейся в "новой экономике", и ее отношений с "традиционной экономикой". Так, в какой-то момент в середине 2000 года капитализация компании, продающей авиабилеты через Интернет, превзошла по своим показателям всю совокупную капитализацию ведущих авиакомпаний США. Согласно сделанным еще 1999 году выводам, "новая экономика" держалась главным образом на психологическом факторе: инвесторы, зачарованные ростом курса акций "Майкрософт", уверяли себя, что и курс приобретенных ими акций "интернетовских" компаний будут так же долго идти вверх.
     Пессимистически настроенные экономисты уже давно - еще в 1996 году - предсказывали крах, однако продолжавшийся около 9 лет бум на Интернет стал феноменом, который во многом уже изменил взгляды на логику развития экономических процессов в современном обществе. Однако главный урок состоит в том, что основы рыночной экономики остаются незыблемыми и не меняют своего характера.
     Как только инвесторы убедились, что доходы от их вложений не оправдываются, они начали изымать средства, лишив тем самым финансового двигателя локомотив "интернет-экономики". Ее провал сегодня сравнивают с такими известными в мировой экономике феноменами, как "тюльпаномания" начала 30-х годов 17-го века в Нидерландах, железнодорожный бум 40-х годов 19-го века.
     Само явление и механизм возникновения массового инвестирования в "новую экономику" требуют более детального анализа, однако уже сейчас можно сказать, что мир столкнулся с новыми тенденциями, основанными на быстрых технологических достижениях. Инвесторы просто не успевали осознать, как все это работает.
     Каковы же основные уроки неудач "новой экономики"?
     - Главное в проблемах, которые возникли у Интернета, заключается в том, что он не создал принципиально нового типа производства. Интернет только резко обострил конкуренцию, предложив новые возможности для предоставления услуг.
     - Стало также ясно, что быстрота выхода небольших компаний новые сферы деятельности не может быть гарантией финального успеха. Только союзы с солидными компаниями могут обеспечить "новичкам" будущее (в действительности это не так, имеется много примеров самостоятельной успешной деятельности небольших фирм - прим. вед. рассылки).
     - Интернет не смог поддержать динамику интереса к себе за счет быстрого развития новых форм подачи информации. Основную часть мировой сети занимают текстовые сообщения, что после первого знакомства вызывает некоторую "скуку" у пользователей.
     - Многие компании, начавшие работать в Интернете, не имели четкого представления о том, чем и как они должны заниматься. В результате, они пробовали себя в разных сферах бизнеса и чаще всего теряли деньги.
     - Ошибки в выборе технологии, когда материальная база интернетовских компаний отставала от ряда передовых разработок.
     Все это привело к тому, что "интернет-экономика" не смогла обеспечить доходы, на которые после пяти лет ожиданий надеялись многочисленные мелкие инвесторы.
     Еще один урок состоит в том, что Интернет из-за своей простоты и доступности открыл путь для любого желающего. В итоге, на этом "электронном пространстве" создалась такая "теснота" от многочисленных компаний, что они в конечном счете подорвали позиции друг друга.
     Интересен и тот факт, что "интернет-экономика" оказала огромное влияние и на мировой финансовый рынок. Завороженные новой технологией руководители различных инвестиционных фондов вносили огромные суммы денег своих инвесторов в компании, характер деятельности которых они сами до конца не понимали.
     Как заявил еще два года назад известный экономист 90-летний Гелбрайт, интернет-технология потерпит крах тогда, когда количество некомпетентных людей в ней достигнет подавляющего большинства. Он не ошибся. Именно неспособность к рациональным суждениям вызвала создание "интернет-пузыря", который не мог не лопнуть.
     Еще одно из последствий прошедшего бума носит социальный характер. В начале "интернет-революции" в бизнес вошли молодые люди в возрасте 19-30 лет. Бывшие младшие сотрудники корпораций в течение нескольких месяцев становились членами Совета директоров, отвечая за "интернет-направление". Другие уходили, создавали свои компании и богатели. Сейчас многие из них остались без работы и почти без денег.
     Эпоха романтизма в Интернете завершилась. Сейчас он вступает в более зрелую фазу, когда сохранившиеся компании смогут заработать огромные деньги, контролируя эту международную информационную магистраль. Согласно мнению экспертов, кризис продлится не более двух лет. Затем вновь начнется рост, но уже на основе новой технологии и новых принципов.
     
     Европа в погоне за Интернет-экономикой
     
Известные европейские транснациональные корпорации, такие как "АВВ", "Даймлер-Крайслер" и "Сименс", демонстрируют другим компаниям, пишет в еженедельнике "Ньюсуик" от 21 января Карен Лоури Миллер, как они используют Интернет. Покупатели продукции "Сименс" могут уже заказывать необходимые себе товары и услуги через Интернет, причем эта корпорация строит центр электронной торговли, чтобы значительно расширить масштабы своих коммерческих операций.
     Но это только первый шаг, говорится в статье. Новый центр будет заниматься всем - от покупок запасных частей до информационного обеспечения 450 тыс. служащих этой корпорации. Он расположен в аэропорту Мюнхена, имеет отделения в Атланте и Сингапуре. По оценке президента "Сименса" Генриха фон Пиерера, корпорация, используя этот центр, сэкономит на расходах за один только первый год 1,6 млрд. евро.
     Сейчас, пишет автор статьи, Старый Свет верует в Новую экономику и все в Европе пытаются поспеть за Америкой. Ученые и бизнесмены участвуют в семинарах повсюду в Европе с целью выудить секреты бума, вызванного применением новой технологии, которая подняла американскую экономику за последние пять лет на новые высоты. "Я настроен довольно оптимистично, - говорит Филипп Мейштадт, президент Европейского инвестиционного банка, Европа в целом отстает от США, но есть области, где мы быстро нагоняем".
     "С технической точки зрения, - пишет Карен Лоури Миллер, - в Европе нет Новой экономики, по крайней мере в американском смысле. Производительность труда в Европе повышалась почти на полпроцента в течение 1990-х годов, что составляет лишь одну треть роста производительности труда в США. Если сравнить США с другими промышленными державами почти по любым показателям высокотехнологичной Новой экономики - по числу персональных компьютеров, уровню подключения к Интернету, рисковому предпринимательству, - то можно обнаружить, что Европа и Япония намного отстают... Почему же отстает Европа? Новым технологиям, не имеющим себе аналогов, обычно требуются десятилетия, чтобы привести к ускорению роста экономики. Это положение известно как "отставание Дэвида" по имени оксфордского экономиста Пола Дэвида, который считает, что, переходя на применение новых технологий, компании часто переживают трудный период и "скрывают" тот факт, что они добиваются более эффективной работы. Поскольку бум информационной технологии возник в Силиконовой долине и только недавно охватил всю территорию США, то естественно, что потребуется еще больше времени, прежде чем он пересечет Атлантику. "Европа будет свидетелем такого же перехода. Мы будем свидетелями всплеска производительности труда в течение четырех-пяти лет", - предсказывает Пол Дэвид".
     Десять лет тому назад в Европе не было предприятий по производству полупроводников, которые входили бы в первую десятку в мире. Сейчас там есть три такие компании: "Филипс" /Нидерланды/, "Инфинео" /Германия/ и "ST микроэлектроникс" /Швейцария/. Следующий шаг - использовать полупроводники в производстве.
     В течение большей части 1990-х годов США опережали Европу в том, что касается инвестиций в информационные технологии в пропорции почти 2 к 1, но этот разрыв, как ожидают, будет преодолен. Недавнее обследование, проведенное инвестиционной фирмой "Меррил Линч" среди руководителей компаний, выявило, что европейцы планируют увеличить расходы на информационную технологию на 13% в этом году, почти в три раза больше, чем в Америке, причем европейцы делают больший упор на беспроволочные технологии, чем это делают американцы.
     Оксфордский экономист Пол Дэвид предсказывает, что европейские компании могут в конечном итоге добиться большего, чем американцы, роста производительности труда, используя микропроцессорные технологии. Европейские компании уже вшивают микрочипы в фирменную рабочую одежду, чтобы не потерять их в ходе стирки, а французские официанты используют мобильные телефоны, чтобы передать заказы на кухню и получить деньги от клиента.
     Дэвид предвидит также большие успехи в области телекоммуникаций, что могло бы сократить расходы на ремонт железных дорог, строительство административных зданий и на борьбу с загрязнением воздуха - все это в Европе значительно дороже, чем в США. В статье указывается, что правительства европейских стран предпринимают реальные шаги, в том числе законодательного порядка, чтобы создать благоприятные условия для применения информационных технологий.
     В статье, вместе с тем, говорится, что хронические проблемы старой Европы не могут быть решены только с помощью рыночных сил. Чтобы поддержать рост экономики, законодатели европейских стран должны будут преодолеть жесткие правила, регулирующие рынок труда, которые не позволяют компаниям по своему усмотрению уволить и нанять на работу сотрудника. Европа должна также увеличить расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки. Правительственные расходы на эти цели по отношению к величине ВВП все еще отстают от таких же расходов в США. Нужны также серьезные расходы на образование: только таким образом можно создать рабочую силу, которая справилась бы с обязанностями, требующими серьезных технических знаний. В Европе занимаются этими проблемами. И скоро уже американцы, возможно, будут изучать, как Европа делает это.
     Прошлый год был особенно трудным для компаний, которые причисляют себя к Новой экономике, пишет в другой статье в "Ньюсуик" Томас Мидделхоф. Сама концепция Новой экономики - а именно, что применение технологии может повысить производительность труда и темпы роста экономики до неведомого прежде уровня, - все еще подвергается серьезной критике. Сейчас маятник качнулся от отметки восторженности до разочарования, пишет автор статьи.
     Прежде всего, отмечает он, специалисты и предприниматели наконец осознали, что основные экономические принципы на самом деле применимы и к Новой экономике. Каждая компания нуждается в обоснованной бизнес-модели и должна в конечном итоге давать прибыль, иначе она исчезает. Инвесторы и аналитики сейчас вряд ли будут пренебрегать этой истиной.
     Но есть и второй, не менее важный урок, говорится в статье. Компании, решившие заняться деловыми операциями через Интернет, все еще располагают реальными и большими возможностями. Европа, считает автор статьи, значительно опережает США в использовании беспроволочных систем коммуникаций. Европа догонит Америку и в других областях. В США федеральная политика "всеобщего" доступа в Интернет действовала с 1996 года. Правительства стран Европейского союза согласились наконец в прошлом году с всеобъемлющим подключением Европы к Интернету в 2002 году с целью полностью реализовать электронный потенциал Европы. Другим шагом в деле преодоления разрыва с США является полная интеграция и либерализация телекоммуникационных рынков и поддержка доступа в Интернет и мультимедийных ресурсов для всех школ в странах Европейского союза.
     Свойствами, которые приписывали только компаниям Новой экономики - быстрота, гибкость, использование новинок и готовность пойти на риск - должен обладать и традиционный бизнес. В корпорации "Бертельсман", пишет Мидделхоф, интегрировали эти качества путем создания новых корпоративных структур, таких как электронная коммерческая группа и "Бертельсман капилат энд контент нетуок". Они являются основой, опираясь на которую мы добиваемся новых возможностей.
     По словам Мидделхофа, рационализация операций по-прежнему будет центральным направлением в деятельности всех компаний, которые делают ставку на новые технологии, - а это сегодня почти каждая компания, участвующая в бизнесе. Последние шесть месяцев были отрезвляющими для аналитиков и инвесторов в США, так же как и в Европе. Предприниматели, располагающие надежными бизнесмоделями и интегрированные в Интернет, добьются успеха. Поразительные возможности неисчислимы и поиски инноваций по-прежнему приносят вознаграждение, подводит он итог.
     
     ФРГ: Интернет - крупнейшая торговая отрасль?
     
Разрастающаяся с каждым годом глобальная компьютерная сеть Интернет в ближайшем будущем станет крупнейшей торговой отраслью Германии. По убеждению федерального правительства, уже в 2005 году сумма коммерческих сделок и покупок, которые будут заключаться в Интернете, составит порядка 150 млрд. евро.
     Согласно данным государственного министра ФРГ Ханса-Мартина Бери, в 2000 году торговый оборот электронной системы превысил 110 млрд. евро. Госминистр сообщил, что федеральное правительство запустило в Интернете специальную рекламную кампанию под девизом "Бегать нужно файлам, а не людям", которая призвана увеличить число компьютерных пользователей. Как сообщила статс-секретарь в МВД страны Бригитте Циприс, уже в 2002 году все федеральные министерства и ведомства будут не только представлены в Интернете, но и смогут работать через виртуальную сеть. В частности, бюргеры смогут заполнять цифровые формуляры и в считанные секунды направлять запросы на получение водительских прав, что поможет избежать излишней волокиты.
     Только в этом году стоимость различных товаров, заказанных немцами через глобальную компьютерную сеть, составила 250 млн евро. Впрочем, при всей перспективности электронных сделок они пока играют второстепенную роль в обороте розничной торговли, который составил в Германии в 2000 году около 20 млрд евро. Пока возможностями Интернета для осуществления покупок пользуются в основном люди в возрасте от 20 до 39 лет. Однако ожидается, что в ближайшее время к ним присоединятся и 50-59-летние.
     По свидетельству экспертов, каждый пятый немецкий пользователь Интернета признался, что регулярное общение с "виртуальной реальностью" существенно ограничивает его семейные и общественные контакты. Тем не менее глобальная сеть стремительно входит в повседневную жизнь Германии, причем энергичные меры для этого предпринимает прежде всего само федеральное правительство.
     В прошлом году Берлин совместно с предпринимателями выдвинул так называемую "Инициативу ХХ1", смысл которой в том, что в сфере использования Интернета Германия "должна занять первое место на планете". Главная цель инициативы - сделать так, чтобы в ХХ1 веке все немецкие школьники могли пользоваться Интернетом.
     Пока из 44 тыс. германских школ доступ к глобальной компьютерной системе имеет лишь половина. Правительство смогло выделить на компьютерное оснащение школ лишь 200 млн евро на пять лет, однако этого явно недостаточно. Поэтому большая надежда на предпринимателей. "Инициативу ХХ1" поддержали около сотни фирм и компаний, и число их растет. Но немцам пока еще далеко до всемирного лидера в области компьютеризации - США, где в 1998-1999 годах в электронное обеспечение только государственных школ было вложено в тридцать раз больше средств, чем в Федеративной Республике.
     Все же Берлин уверен, что Интернет постепенно станет "локомотивом развития экономики". Как отмечается в специальном докладе кабинета министров "О положении экономики в 2000 году", развитие всемирной компьютерной сети является движущей силой для роста производительности труда и улучшения положения в области занятости. Нужно сказать, что вопрос о всемирном использовании информационных технологий поднимался канцлером Герхардом Шредером на встрече лидеров стран "большой восьмерки" летом прошлого года на Окинаве. Одну из основных задач правительство ФРГ видит в создании адекватных законодательных рамок для использования новых информационных и коммуникационных технологий в различных областях. Уже сейчас подготовлен ряд законопроектов, в том числе об идентификации цифровых записей, необходимых для множества операций по Интернету, в частности для действий на рынке ценных бумаг. Ряд законов будут регулировать правила электронной торговли.
     По мнению статс-секретаря в министерстве экономики ФРГ Зигмара Мосдорфа, правила игры в виртуальной реальности должны быть разработаны не только в отдельных странах, но унифицированы в международном масштабе. Для этого, считает он, нет нужды создавать наднациональные органы, наподобие ООН, но следует устанавливать международные стандарты и заключать конвенции между всеми странами мира.
     На этой неделе президент Германии Йоханнес Рау призвал провайдеров Интернета активно содействовать тому, чтобы глобальная сеть не использовалась в неблаговидных целях, чтобы в нее не проникала экстремистская информация. В Интернете не должно быть места расизму и антисемитизму, заявил он сегодня в Берлине.
     По его словам, в 2000 году резко возросло число правоэкстремистских предложений в Интернете, которых, по данным федерального ведомства по охране конституции, насчитывается сейчас около 800. Перед лицом этой угрозы государство и общество не должны сидеть сложа руки, подчеркнул президент, добавив, что при этом не имеет значения, каким способом распространяется противоправная информация - печатным, звуковым или цифровым. Йоханнес Рау высказался за выработку эффективных мер, которые "позволили бы поставить заслон на пути использования новейших информационных и коммуникационных технологий в неблаговидных целях".
     Серьезная опасность подстерегает пользователей Интернета и в виде вирусов. В случае раскрытия программы они тут же внедряются и самоустанавливаются в компьютере, позволяя своим создателям не только полностью просматривать весь банк данных ЭВМ, но даже в реальном времени считывать набираемые пользователем на мониторе тексты.
     В этой связи подавляющее большинство немцев требуют у федерального правительства создать спецподразделение полиции по контролю за Интернетом. Как явствует из социологического исследования, проведенного институтом "Эмнид", 70,2% бюргеров выступают за то, чтобы при помощи полиции очистить виртуальный мир от неонацистских материалов и детской порнографии.
     Кроме того, как выяснили эксперты института, половина жителей Федеративной Республики считают законным прослушивание полицией и спецслужбами частных квартир, телефонной сети и мобильных телефонов граждан, если данная мера поможет эффективно бороться с организованной преступностью.
     
     
***

     Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
     Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
     Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
     
     

     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное