интернет-проект "Новый дом"
- профессиональные
консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания,
анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по
строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и
инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и
потребителя в сфере строительных услуг.
В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует
Электронный журнал
"Обозреватель
Строительства"
номер
8
Префектурам Москвы запрещено выдавать разрешения
на точечную застройку в столице. Об этом сообщил сегодня на
пресс-конференции первый заместитель мэра Москвы, руководитель городского
стройкомплекса Владимир Ресин. По его словам, в ближайшие дни будет
утвержден регламент, определяющий понятие точечной застройки.
В.Ресин подчеркнул, что начатое точечное строительство будет завершено. При
этом он указал, что в ближайшее время стройкомплекс проанализирует все уже
выданные разрешения.
Руководитель городского стройкомплекса добавил, что на темпах строительства
в городе данный запрет не отразится. Например, по словам В.Ресина, в
ближайшее время планируется начать строительство одного миллиона квадратных
метров жилья в районе Люберецкой станции аэрации.
Кроме того, он сообщил, что с 23 июля с.г. в городе начнет работу "горячая
линия" по вопросу точечной застройки. Жители столицы смогут обратиться со
своими жалобами и предложениями, позвонив по телефону 699-41-47 по будним
дням с 09:00 до 18:00 мск.
Напомним, ранее мэр Москвы Юрий Лужков заявлял, что в столице введен
мораторий на точечную застройку. По его словам, точечное строительство,
которое негативно воспринимают многие москвичи, вестись больше не будет. "Мы
намерены проанализировать уже существующие решения на размещение таких
объектов, и по результатам анализа примем решения о строительстве. Новых
объектов такого плана, решения по которым еще не приняты, мы возводить не
будем", - указал мэр.
Инвестиции будут направлены преимущественно на развитие национальной сети
складских помещений, а также на открытие новых офисов компании в России и за
рубежом. По заявлению президента STS Logistics Рустама Юлдашева, компания
планирует создать сеть из 8-10 современных складских помещений в России,
Украине и Казахстане общей площадью около 100 тыс. кв. м.
Alfa Capital Partners — инвестиционная компания, базирующаяся в Москве.
Входит в состав «Альфа-Групп». Управляет капиталом в размере $701 млн,
основная часть которого поступает от международных организаций, частных
инвесторов и от консорциума «Альфа-Групп». Является региональной управляющей
компанией фонда Great Circle Fund LP с активами в размере $180 млн, а также
управляет фондом прямых инвестиций Alfa Capital Private Equity, L.P.
капиталом в $200 млн.
Фонд Great Circle Fund LP специализируется на инвестициях в объекты морского
транспорта, инфраструктуры и логистики в странах бывшего Советского Союза,
Турции, южной Европы, Балканского и Средиземноморского регионов. Размер
фонда составляет $180 млн.
Холдинг STS Logistics был образован в 1999 году. На данный момент в его
состав входят более 30-ти региональных офисов в России, СНГ и странах
дальнего зарубежья. В штате московского офиса работают более 200 человек, в
региональных офисах компании задействовано более 400 сотрудников. Является
одной из ведущих логистических компаний в России. В число клиентов STS
Logistics входят такие международные корпорации, как Komatsu, Ford, Otis,
Intel и мн. др.
15 июня НИиПИ Генплана Москвы, Москомархитектура, Комитет по реформированию
городского хозяйства Москвы и Международная ассамблея столиц и крупных
городов провели научно-практическую конференцию «Стратегия планирования
устойчивого развития крупных городов на примере города Москвы», посвященную
развитию российской столицы. Мероприятие посетили гости из самых разных
городов России и СНГ. Специалисты убили двух зайцев: и опытом поделились, и
сами перед собой отчитались, где что делается.
КОГО БУДЕМ ПЛАНИРОВАТЬ?
Заместитель директора ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы» Валерий Беккер
рассказал о долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Москвы.
Но вместо простого изложения цифр он предпочел подробнее остановиться на
одной из главных проблем городского развития - «несовпадении мнений»
различных городских структур насчет численности населения Москвы.
Несмотря на фактическую отмену института прописки, в столице до сих пор
имеет силу деление обитателей на «жителей» - граждан Российской Федерации,
имеющих место жительства в Москве, и людей, живущих в городе без
фиксированного места проживания, которые вместе с «жителями» составляют
население города Москвы. Все это доставляет немало забот городским
организациям, отвечающим за прогнозирование развития и выработку
долгосрочных стратегий, программ и подходов. Например, если разработчики
генерального плана высчитывают потребности горожан в инженерной и
транспортной инфраструктуре, исходя из реальных размеров численности
городского населения, включающего транзитников и неучтенных жителей, то,
когда им приходится работать совместно с органами местного управления,
начинаются сложности: управы и префектуры «видят» только зарегистрированных
граждан. Не пожелавшие или не имевшие возможности быть учтенными люди -
например, мигранты, работающие на стройках, видимо, электричества не
потребляют, воду не пьют и в автобусах не ездят. И прогнозы, на основе
которых строятся конкретные программы, часто выводятся из данных, имеющих ту
или иную долю погрешности.
Впрочем, это не мешает видеть принципиальные моменты. По словам Валерия
Беккера, в ближайшие 20 лет Москва будет контролировать миграцию, но не
количественно, а качественно, с учетом потребностей населения и экономики
города в дополнительных трудовых ресурсах. Планируется привлекать мигрантов
определенного возраста, образования, квалификации, профессий. Преимущества
будут иметь мигранты из регионов России и русскоязычные граждане из стран
СНГ и дальнего зарубежья. ' Позаботятся власти и о коренных москвичах: одной
из главных задач социально-экономического развития Москвы является
обеспечение условий для роста рождаемости, стабилизации и последующего роста
естественного воспроизводства населения хотя бы до уровня простого
воспроизводства (2.14 ребенка на одну женщину). Разумеется, все это будет
происходить на фоне предполагаемого улучшения всех сторон жизни горожан.
ТРАНСПОРТ: ТОЛЬКО РОСТ
О развитии транспортной инфраструктуры гостям конференции рассказал главный
инженер НИиПИ Генплана Юрий Короткое. Свое выступление он начал показом двух
карт Москвы. На них была разными цветами обозначена обеспеченность районов
города уличной дорожной сетью и внеуличным городским транспортом. На картах
было четко видно, что некоторые московские районы не.обеспечены ни
автодорогами, ни метро -вне доступа к подземке живет четверть москвичей.
Разумеется, задачи транспортной системы очень обширные: она должна
обеспечивать не только внутреннюю Москву, но и связь ее с другими регионами
и странами. И если Москва будет продолжать развиваться с дефицитом
транспортной инфраструктуры, то эта связь станет еще более дорогой и
неудобной. Известный факт: сейчас город опережает план строительства на 10
лет, а в развитии транспорта на столько же отстает. Давно назрела
необходимость стратегических изменений, острота проблемы должна снизиться.
По словам Юрия Короткова, такого соотношения общественного и индивидуального
транспорта, как в западных странах, где личные автомобили выполняют более
половины перевозок, Москве в ближайшие 20 лет не светит точно. К такому
выводу пришли специалисты-транспортники. До 90-х годов Москва развивалась
как город с приоритетом общественного транспорта. Крупные микрорайоны
последних советских десятилетий формировались таким образом, что в них
существуют только основные магистрали, а местная уличная дорожная сеть
отсутствует, и создать ее можно только «кровавыми» мерами - путем сноса
домов. Поэтому Москва не может идти по пути развития европейских городов. Но
и продолжать линию советского градостроительства, которое сводило рост числа
автомобилистов к 15% в год, тоже нельзя.
Специалисты НИиПИ Генплана остановились на вилке 25-30%. При том населении,
которое ожидается в 2025 году, и при таком соотношении развития
общественного и индивидуального транспорта протяженность линий скоростного
внеуличного транспорта должна будет увеличиться с 280 до 660 км. А
магистральная уличная дорожная сеть - с 1300 до 3000 км. Где-то надо найти
2000 км магистральных улиц и дорог.
Между тем строится их недостаточно. И в условиях бума жилищного и торгового
строительства город теряет территории, которые можно было бы использовать
под дороги. Актуализируя генеральный план, градостроители пытались
нормативно связать объемы и плотность застройки города с объемами и
плотностью дорожной сети. Казалось бы, то, что большему объему жилья и
офисов нужно больше дорог, очевидно. Но вопросы развития территории с
размещением крупных градостроительных комплексов решаются часто достаточно
изолированно, и застройщики уповают на то, что транспортную задачу решат
общегородские программы, поэтому дефицит транспортной инфраструктуры
продолжает сохраняться. Кстати, по результатам недавних социологических
исследований, большинство жителей считают транспортные проблемы столицы
безнадежными, вызывающими тоску и раздражение. Когда-нибудь это может
вылиться в большую социально-политическую проблему.
Как же все эти вопросы будут решаться? Во-первых, в ближайшие годы
скоростной внеуличный транспорт должен оставаться основой всей системы
пассажирского транспорта. Протяженность линий метро должна возрасти до 440
км. А это означает удвоение и утроение объемов метростроения.
Генплан предусматривает развитие и строительство не только традиционного
метрополитена, но и легкого метро, мини-метро, скоростного трамвая.
Уже в основном согласована и принята программа строительства третьего
пересадочного контура метро, который пройдет ориентировочно по границам
Центрального округа и будет разгружать старые и новые радиальные линии.
Что касается развития магистральной уличной дорожной сети, то картина здесь
похожая: строить будут больше. Основные направления такие: развитие
кольцевого направления и строительство Четвертого кольца, строительство
дублеров, хордовых направлений. По сравнению с прошлым годом средств на
развитие транспорта было выделено вдвое больше, однако, по мнению Короткова,
эти деньги - всего лишь половина необходимого финансирования.
ЗА НАРУШЕНИЕ ГЕНПЛАНА БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ
Заместитель директора НИиПИ Генплана Георгий Юсин подготовил доклад о
проекте московского Градостроительного кодекса, который в настоящее время
уже почти готов и в начале июля будет рассмотрен правительством Москвы.
Главной особенностью нового Градкодекса столицы станет принципиально новое
положение генерального плана в системе городского градостроительного
законодательства.
До сих пор генеральный план развития Москвы представлял собой свод
принципов, норм и ограничений градостроительного развития столицы,
считавшийся законом лишь формально. С принятием Градкодекса этот документ
обретет реальную правовую силу, и его несоблюдение будет считаться
правонарушением, с которым будут бороться правоохранительные органы.
Не менее важно то, что новый кодекс отведет генеральному плану роль
разграничителя интересов между тремя независимыми силами: городской,
областной и федеральной властью. Главной задачей документа станет
взаимоувязка развития Москвы с развитием Московской области и столичной
функции города. Статус столицы выделен в проекте отдельно: ему посвящен
целый раздел.
С принятием Градостроительного кодекса в лексиконе градостроителей появятся
новые понятия. Особо сложные участки - например, конгломераты промзон или
территории с ветхим или устаревшим жилым фондом, где одновременно
сконцентрированы «головные боли» города и возможности роста и развития,
будут выделены в отдельные зоны развития с особым статусом. Согласно проекту
документа, планы зон развития могут приниматься не только правительством
Москвы, но и в форме городских целевых программ, в том числе и проходящих
через Московскую городскую думу.
По словам Георгия Юсина, выявление таких критических точек - важное дело.
Опыт прошлых лет показывает, что равномерный охват территории градпланами
был полезен только тогда, когда ситуация в тех или иных районах была простой
и прозрачной. Тогда обычные планы оказывались полезными и конструктивными.
Но они не срабатывали на сложных участках, которые были одновременно и
«головной болью» властей, и потенциальными территориями для роста города и
решения городских задач (к таким, например, относятся промзоны, кварталы с
ветхим и аварийным жилым фондом).
В настоящее время московские градостроители также ведут работу над планом
реализации генплана Москвы. С учетом нового бюджетного цикла этот документ
представляется целесообразным принимать сроком на три года и закладывать
прогноз на следующий бюджетный цикл ради преемственности системы.
Подорожание хлеба - это грандиозное
надувательство. Оно было не только хорошо организовано, но и поддержано
чиновниками. Во вторник Росстат подтвердил выводы нашей газеты. Глава
ведомства Владимир Соколин заявил, что в этом году запасов зерна в стране
больше, чем в прошлом. А значит, стремительный рост цен на хлеб не может
быть вызван объективными причинами. Теперь власти попытаются исправить
допущенные ошибки, вернув цены на прежний уровень. Удастся ли им это?
"Согласно данным статистики, запасы зерна в стране на 1 июля нынешнего года
выше прошлогоднего уровня", — заявил глава Росстата Владимир Соколин. По его
словам, некоторые участники рынка не только проигнорировали объективные
данные, но и организовали публикации, подогревающие инфляционные ожидания.
"При этом все почему-то забывают, что с 1992 года в России не было
продовольственных кризисов, а ее экспортный потенциал достигает сейчас 10—15
млн тонн зерна", — напомнил глава Росстата. Более того, в случае неурожая
внутренний зерновой баланс можно корректировать за счет снижения экспорта,
считает Соколин. Что и требовалось доказать.
Теперь, когда в правительстве признали сговор, остается вопрос — что делать
дальше? Ведь во многих регионах хлеб подорожал на 30—50%. На днях
Законодательное собрание Краснодарского края уже обратилось к главе
Минсельхоза Алексею Гордееву с просьбой ввести мораторий на вывоз зерна из
России. Министр пока молчит. Ведь он, как известно, противник этого
варианта.
Также как и сельхозпроизводители-экспортеры, которые пугают: если Россия
перестанет экспортировать пшеницу, мировые цены на нее взлетят еще выше. А
значит, и хлеб у нас будет стоить как в Европе. При этом экспортеры стыдливо
умалчивают, что наш рынок от этих цен практически не зависит — с каждым
годом мы закупаем импортного зерна все меньше и меньше.
Впрочем, производителям выгодно нагнетать истерию. Ведь если экспорт
зерновых ограничат, они потеряют существенную часть прибыли. Мнение Гордеева
тоже известно: зерно должно дорожать в соответствии с мировой конъюнктурой —
как нефть и газ. Губернаторы с ним не согласны.
Глава Красноярского края Александр Хлопонин потребовал от производителей
хлеба снизить цены. Хлебопеки пообещали, что со следующей недели их
продукция будет стоить столько же, сколько и раньше. То же — в Чувашии. По
словам представителя местной службы по тарифам Натальи Борисовой, "были
жестко зафиксированы цены на муку, отпускаемую на хлебопечение, и обозначен
максимально возможный рост для хлебопекарных предприятий".
Заметим, что торговая наценка — один из основных факторов, влияющих на
конечную стоимость буханки. Доля зерна в ней невелика — 20—25%. Зато
магазинная и заводская наценки могут достигать половины стоимости хлеба.
Поэтому торговцы умеривают свои аппетиты. Например, в Ивановской области
некоторые магазины добровольно решили продавать черный хлеб "Дарницкий" и
"городскую булку" без надбавки. Теперь дело за хлебозаводами. А они идут на
снижение наценки крайне неохотно. И в конечном итоге все-таки отыгрываются
на потребителях. Они просто берут и снижают себестоимость продукта, что,
разумеется, отражается на его качестве.
Впрочем, на благотворительность хлебопеков у властей надежды немного.
Поэтому во многих регионах сейчас создаются собственные резервы зерна —
помимо федерального, имеющего большое стратегическое значение. Например, в
той же Чувашии уже создан запас пшеницы, позволяющий сдерживать перепады цен
на хлебобулочные изделия в течение трех месяцев.
В некоторых регионах (например в Ивановской области) созданы специальные
группы, которые отслеживают всю цепочку ценообразования от производителей
муки до розницы. И если выяснится, что цены завышаются искусственно, то в
ФАС будут направлены обращения с просьбой провести проверки участников
"хлебного" рынка.