Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 81


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

526 строительных терминов и понятий с 200 поясняющими таблицами

Словарь строительных терминов

http://slovar.noviy-dom.com

 

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №81

 

 

 

Аналитический доклад,

представленный в правительство РФ, копия в Администрацию Президента,
о состоянии и перспективах жилищно-коммунальной реформы
на примере: муниципального образования г.Дубна МО   
 

(окончание)

 

            5. Позитивные перемены, но не у нас.
             Реформа ЖКХ не была изначально обречена на неуспех. Об этом свидетельствует опыт некоторых городов, в которых у власти оказались умные и дальновидные руководители. Ниже приводятся некоторые примеры успешной реализации Концепции жилищно-коммунальной реформы по материалам журнала «ЖКХ» (www.gkh.ru), однако мы не склонны принимать все за «чистую монету». Дело в том, что на страницах журнала, как правило, публикуются руководители муниципалитетов или другие заинтересованные лица, склонные к преувеличению своих достижений. Но, тем не менее, если в их материалах содержится хотя бы 30% правдивой информации, то и этот опыт заслуживает внимания. По крайней мере, авторы публикаций разбираются в том, о чем пишут.
             Журнал ЖКХ № 2, 2004г. А. Г. Быков, заместитель мэра Ангарского муниципального образования. Эксперимент по управлению жилищным фондом. В статье приводятся примеры преобразований в управлении жилищным фондом, внедрения принципов конкуренции, совершенствования договорных отношений и др. Приводим раздел, касающийся тарифного регулирования. «Тарифная политика. На территории Ангарского муниципального образования установлен предельный уровень платежей населения за ЖКУ в размере 90% от затрат на их предоставление. Полный тариф по горячей воде и отоплению, вывозу ТБО, электроэнергии, газу действует с 1 января 2003 г. Вместе с тем стоимость ЖКУ в расчете на 1 кв. м ниже регионального установленного стандарта на 30%, что связано с постоянным сдерживанием роста тарифов муниципальных предприятий. Несмотря на это, администрация намерена продолжить работу по ужесточению экспертизы цен и тарифов на ЖКУ с целью формирования полной себестоимости услуг как стабильной величины с учетом дальнейшего увеличения тарифов только на основании инфляционных процессов.
              Предусматривается дальнейшая дифференциация ставок платы за наем в зависимости от качества и места нахождения муниципального жилья, что должно изменить ситуацию, когда худшее по качеству и местоположению жилье оплачивается так же, как и лучшее. Базовая величина платы за наем жилья будет несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья. Это, в свою очередь, может стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
            Для формирования фондов на реконструкцию и развитие инфраструктуры, а также для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматривается возможность включения в ставку оплаты жилья отчислений на страхование жилищного фонда и инвестиционной составляющей в тариф по водоснабжению.
               Рост тарифов неизбежно побуждает потребителей услуг требовать предоставление услуги нормального качества, в связи с этим будет применяться Порядок снижения населению размера оплаты за коммунальные услуги при нарушении сроков их предоставления или предоставления услуг ненадлежащего качества по упрощенной схеме.
                На основании технологического регламента предоставления услуг ЖКХ, разрабатываемого на областном уровне, будут утверждены критерии и нормативы качества ЖКУ для Ангарского муниципального образования».
               Другим положительным примером может служить реформирование ЖКХ в г.Малоярославце Калужской области. Город, имеющий бюджет в десять раз меньший, чем Дубна при почти том же количестве населения, сумел сохранить и развить коммунальную инфраструктуру. Приводим выдержки из статьи. «Г.С.Крючков глава администрации МО “Город Малоярославец”, Калужская область.
            «Как сделать ЖКХ эффективным
              Несколько лет назад часть жилищного фонда г. Малоярославца находилась буквально на грани замерзания. УМП “Коммунальные электрические и тепловые сети” работало неэффективно, поэтому администрация города была вынуждена заняться проблемами энергосбережения в первую очередь. Городской Думой и администрацией города были утверждены Основные направления деятельности Городской Управы в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в т. ч. изменение системы управления жилищным фондом и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры города (объектов водоснабжения и канализации, тепло- и электроснабжения).
Изменение системы управления жилищным фондом
             Данное направление не требовало финансовых затрат. Необходимо было решиться на создание конкуренции в обслуживании жилья. Долгое время эта идея всеми, в т. ч. работниками ЖКХ, воспринималась негативно. Жители города, депутаты Городской Думы опасались, что частные фирмы поработают некоторое время, обогатятся и исчезнут. Было понятно и нежелание руководителей предприятий создавать себе конкурентов: предприятие, имеющее на своем балансе жилищный фонд, собирало с жителей плату за жилищно-коммунальные услуги, само планировало и выполняло работы и само себе их оплачивало. Никакого контроля над качеством и объемами работ не существовало. Из одного заработанного рубля 80–85 коп. уходило на зарплату и налоги, и только 5–10 коп. – на материалы.
                Но первый шаг в изменении системы управления все же был сделан – была создана управляющая компания в лице Муниципального учреждения “Управление энергетики и ЖКХ”, на баланс которой передали весь жилищный фонд. Компания не занимается хозяйственной деятельностью: от имени жильцов заключает договоры с предприятиями на поставку коммунальных услуг и обслуживание жилья, собирает с жителей плату за ЖКУ и расплачивается с предприятиями-поставщиками за фактически предоставленные услуги и выполненные работы. Таким образом, МУ выполняет функции муниципальной Службы заказчика, расчетно-кассового центра, социальной защиты населения, заказчика-застройщика по строительству и реконструкции объектов ЖКХ, координирует работу жилищно-коммунальных предприятий, а также организует работу по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования. В целях снижения затрат проводятся конкурсы на выполнение работ капитального характера. Осуществляется привлечение населения к управлению жилищным фондом через домовые и уличные комитеты, создано 4 кондоминиума.
              С 1997 по 2003 г. в городе введена дифференцированная система оплаты жилья (в зависимости от качества), установлена плата за наем, капитальный ремонт, 100-процентная оплата отопления, содержания и ремонта жилья, занимаемого сверх социальной нормы, для населения введена единая квитанция по оплате ЖКУ.
              Тарифная политика
             До недавнего времени деньги с населения за тепло, электроэнергию, холодную и горячую воду, вывоз мусора и т. д. собирала жилищно-эксплуатационная организация, которая должна была сразу перечислять средства поставщикам ресурсов. Но, как часто бывает, при имеющемся доступе к финансам возникает соблазн использовать их, хотя бы временно, на собственные нужды. В результате поставщики услуг и энергоресурсов получали платежи с опозданием и не в полном объеме. Разобраться, кто, кому, за что и сколько должен, было практически невозможно. Страдало от этого в первую очередь платящее за все население, в отношении которого поставщики ЖКУ вводили ограничения как за неуплату.
              Теперь сбором всех коммунальных платежей населения, расщеплением их на составляющие и направлением средств конкретным поставщикам конкретных услуг занимается МУ “Управление энергетики и ЖКХ”. Вся цепочка прохождения платежей стала более прозрачной, городская администрация ежедневно получает информацию об оплате гражданами услуг (по видам) и о перечислении средств поставщикам услуг.
             Очень важно, как утверждаются тарифы на коммунальные услуги и насколько эффективно расходуются средства предприятий ЖКХ.  Утверждение тарифов проходит в несколько этапов. Сначала делается расчет тарифов на предприятиях с участием специалистов МУ “Управление энергетики и ЖКХ” для проверки. Далее расчет направляется в РЭК, департамент регионального развития, департамент строительства и ЖКХ на согласование. Согласованные тарифы поступают в Городскую Думу, где рассматриваются рабочей комиссией, выносящей предложение об утверждении или отправке на доработку. Кроме этого проводится аудиторская проверка ФГУП ЦНИС Госстроя России. Такая довольно сложная процедура не позволяет предприятиям завышать тарифы.
              Тарифы разбиты следующим образом:
                        подрядчику оплачивается 100% стоимости услуг по содержанию жилищного фонда на основании протокола собрания домовых комитетов; электроэнергия, расходуемая на освещение подъездов, подвалов, оплачивается напрямую УМП “КЭиТС”;
                         текущий ремонт оплачивается по актам выполненных работ, оформленных по затратному методу (стоимость материалов, запчастей, накладные расходы), по каждому дому отдельно;
                         капитальный ремонт оплачивается по актам выполненных работ, оформленных по Единым нормам и расценкам (ЕНиР);
                         из стоимости холодной воды выделяется стоимость потребленной электроэнергии и оплачивается ОАО “Калугаэнерго”;
                         из стоимости тепла выделяется стоимость потребленного газа  и электроэнергии и оплачивается соответственно ОАО “Калугарегионгаз” и ОАО “Калугаэнерго”.
           Таким образом, напрямую поставщику энергоресурсов (жилищных, коммунальных услуг) поступают причитающиеся именно ему финансовые средства.
           Администрацией города и МУ “Управление энергетики и ЖКХ” проводятся периодические проверки целевого расходования средств предприятиями ЖКХ, нецелевого использования не выявлено.
           Открытость ЖКХ города является одной из сильных сторон: в местной газете постоянно публикуются материалы об успехах, проблемах, недостатках в работе отраслевых предприятий, руководители предприятий ежемесячно отчитываются перед уличкомами и домкомами.
Введение единого платежного документа на все виды жилищно-коммунальных услуг также повысило прозрачность финансирования предприятий ЖКХ и улучшило работу с неплательщиками.
            Предприятия ЖКХ очень страдают от задолженности федерального бюджета по льготам и из-за неплатежей населения за ЖКУ. Чтобы как-то выжить, они вынуждены были взять кредиты на сумму 13 млн руб. Если учесть задолженность по зарплате на некоторых предприятиях, выходит, что поставка жителям ЖКУ осуществляется за счет взятых кредитов, которые предприятия покрывают своими силами, задерживая зарплату своим сотрудникам.
             Длительное время администрация города безуспешно пытается решить вопрос покрытия задолженности по федеральным льготам. Внедрение адресной социальной помощи может несколько сгладить эту проблему.
             Коммунальные службы ведут активную работу с населением по сокращению задолженности по оплате ЖКУ, однако часто юридические формальности не позволяют более решительно бороться с недобросовестными плательщиками. Гражданам, попавшим в сложную финансовую ситуацию, администрация оказывает адресную помощь.
                 Что предстоит сделать
             В 2004 г. по-прежнему будет проводиться реконструкция объектов жизнеобеспечения. Планируется оснастить все трансформаторные подстанции современными счетчиками электроэнергии, чтобы иметь объективную информацию о воровстве и потерях в сетях.
              Будет продолжена работа по созданию системы целевого финансирования предприятий за предоставленные ЖКУ, т. е. если в тарифе заложен 1 руб. на зарплату и 2 руб. – на энергоресурсы, то предприятию так и будет перечислено: на один спецсчет – 1 руб. на зарплату, а на другой спецсчет – 2 руб. на энергоресурсы. Эта своего рода казначейская система позволит сделать прозрачной всю финансовую деятельность предприятий ЖКХ.
             Одной из самых главных задач реформы ЖКХ является привлечение жителей к управлению жилищным фондом через создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Для ее решения необходимо преодолеть много проблем.
             В советское время весь жилищный фонд находился в государственной, ведомственной или кооперативной собственности. Стоимость услуг везде была одинакова, но их качество в кооперативном и ведомственном жилищном фонде зачастую было выше.
             С началом перестройки резко возросла стоимость энергоресурсов и материалов, а стоимость оплаты жилья не покрывала затрат на его содержание, поэтому государство и ведомства “сбросили” жилье на баланс муниципалитетов. По экономическим причинам вынуждены были сделать это и жилищные кооперативы. Таким образом, муниципалитет взял на себя все затраты по содержанию жилья.
             С началом процесса приватизации жилья доля собственности муниципалитетов в жилищном фонде постоянно уменьшается и сейчас составляет около 30%. В то же время уровень оплаты ЖКУ населением составил 90%. Создалась противоречивая ситуация: фактические собственники жилья – граждане – не отвечают за техническое состояние своего дома и оплату ЖКУ. За все несет ответственность юридический собственник жилищного фонда – муниципалитет. Выход из этого один – создание ТСЖ. Это основное направление в деятельности муниципалитетов.
            Привлекательная идея самим жителям управлять своим домом не получила должного развития в России по двум причинам: экономической и психологической.
            Опыт создания ТСЖ условно можно разделить на две части: создание ТСЖ в новостройках и старом жилищном фонде. Создание ТСЖ в частных новостройках проходит более успешно. Уже при покупке квартиры гражданин подписывает договор о вступлении в кондоминиум. Таким образом, он автоматически становится совладельцем общей собственности.
               В старом жилищном фонде для этого требуется провести общее собрание, на котором присутствовало бы более 50% жителей. Они и должны дать согласие на вступление в кондоминиум. Достичь этого практически невозможно, потому что жители пока не готовы самостоятельно управлять своим жильем. Кроме того, старый жилищный фонд требует значительно больше средств на содержание и капитальный ремонт, чем новый. Но общей проблемой является то, что, создав ТСЖ, жители оказываются в неравных экономических условиях по сравнению с людьми, проживающими в муниципальном жилищном фонде. ТСЖ обязано оплачивать 100% стоимости ЖКУ несмотря на то, что недосбор с населения составляет 4–5% и что льготы финансируются на 60–70%. Поэтому жители, создавшие ТСЖ, должны платить за ЖКУ на 15% больше, чем в муниципальном жилищном фонде. Муниципалитеты смогут привлечь население к процессу создания ТСЖ, поставив всех жителей в одинаковые экономические условия.
               Администрация города совместно с председателями домовых комитетов может создать некоммерческое партнерство ТСЖ и передать в уставной фонд свою часть жилищного фонда. Таким образом, сохраняется связь между муниципалитетом и ТСЖ. Все жители находятся в одинаковых экономических условиях. Муниципалитет по-прежнему несет экономическую ответственность за содержание жилья, но жители уже начинают участвовать в управлении. Подобный опыт создания ТСЖ существует в разных регионах России. Но администрации некоторых городов, создав ТСЖ, не вошли туда в качестве учредителей и не стали нести ответственность за оплату ЖКУ, за содержание домов. По оплате ЖКУ население ТСЖ было поставлено в неравные условия с жителями, проживающими в муниципальном жилищном фонде. В связи с этим люди начали опротестовывать создание таких ТСЖ.
               Мы находимся на переходном этапе владения собственностью в общественном жилищном фонде: от полного владения муниципалитетами к полному владению частными лицами. Форма же управления остается пока прежней – муниципальная. Налицо противоречие между формой управления и формой владения недвижимым имуществом. Поэтому имеет право на существование и переходная форма управления муниципальным жилищным фондом».

 

 

526 строительных терминов и понятий с 200 поясняющими таблицами

Словарь строительных терминов

http://slovar.noviy-dom.com


               6. Новое жилищное законодательство.
            В конце 2004г. было принято два ключевых закона, в сферу действия которых попадают отношения в жилищно-коммунальном секторе. Это Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и новый Жилищный Кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ. Первый закон устанавливает правила регулирования тарифов на коммунальные услуги и должен защитить потребителей от произвола естественных монополий. Закон, безусловно, нужный и на первый взгляд продуманный. В Жилищном Кодексе вопросы ЖКХ выделены в два последних раздела: Раздел V11. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Раздел V111. Управление многоквартирными домами. Из названий глав уже видно, что Кодекс регулирует самые болезненные вопросы, которые постоянно вызывают недовольство населения. Отметим основные особенности указанных выше нормативных документов и перспективы их реализации.
              В законе об основах регулирования тарифов расширен и более системно, чем ранее, определен состав цены на поставку коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и утилизации бытовых отходов. Цена формируется исходя из утвержденных производственной программы, программы развития и инвестиционной программы предприятия, являющегося поставщиком коммунальных услуг независимо от формы собственности. На каждую программу определены источник и форма финансирования. Источником являются платежи потребителей и средства бюджета, форма финансирования – тариф (стоимость производственной программы), надбавки к тарифу для поставщика услуг (программа развития) и надбавки к цене услуг для потребителя (инвестиционная программа). Терминология, механизмы расчета и утверждения тарифов, ограничения необоснованного роста цен на коммунальные услуги в целом прописаны достаточно системно и логично. Это плюс. Но как они будут реализовываться на практике – это большой вопрос.
             Основная нагрузка и ответственность за тарифную и ценовую политику коммунальных предприятий согласно закону ложится на органы местного самоуправления. Представить, что чиновники администрации и депутаты г.Дубны будут проводить в жизнь положения данного закона, совершенно невозможно. У них для этого нет ни стимулов, ни механизмов ответственности, ни страха перед наказанием. То, что от них требуется по новым правилам несопоставимо с ранее существовавшими нормами. Об этом можно судить хотя бы по ст.5 комментируемого закона. Приводим ее текст почти полностью:
             «Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок
             1. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи:
                       1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
                       2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
                       3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
           2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
                       1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
                        2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
                        3) согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;
                        4) утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
                        5) рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
                        6) осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
                         7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
                        8) публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
                         9) участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
                         10) заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
                        11) осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
                         12) привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
                        13) принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
                        14) запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации».
                Можно прикинуть, сколько и какой сложности нормативных правовых актов и методических инструкций необходимо принять на местном уровне, чтобы реализовать приведенные выше и другие положения федерального закона. Как к этим новым своим обязанностям отнесутся нынешние чиновники, завалившие реформу ЖКХ? В качестве ответа на этот вопрос приводим выдержку из диалога общественности и главы города Дубна, касающуюся названной проблемы. В обращении к муниципальным властям, принятом на собрании общественности и граждан г.Дубны 30 ноября 2004г., содержится следующая претензия (в числе многих других): «За все годы жилищно-коммунальной реформы в городе не принято ни одного нормативного правового акта, регламентирующего права, обязанности и ответственность чиновников, в ведении которых находится ЖКХ. К чему это привело? К чиновничьему произволу, провоцированию коррупции и, как следствие, необузданному росту тарифов на ЖКУ». Чем же парируют глава города и председатель Совета депутатов столь нелестное замечание в свой адрес? В своем официальном ответе они пишут: «Права, обязанности и ответственность «чиновников, в ведении которых находится ЖКХ», закреплены в должностных инструкциях, как того требует закон. Никаких нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность «чиновников», дополнительно не требуется. Поэтому, совершенно безосновательно делать вывод о том, что отсутствие нормативно-правовых актов привело к «чиновничьему произволу, провоцированию коррупции и … необузданному росту тарифов на ЖКУ». Железная логика, не правда ли. Зачем принимать законы и кодексы – чиновники и так знают, что им делать. Что там законы – местные чиновники не утруждают себя даже составлением планов своей деятельности и формальными процедурами контроля. А новый закон от них требует разработки и утверждения инвестиционных программ, планов развития жилищной отрасли, установления порядка регулирования тарифов и мн.др. (ст.11).
               Для полноты картины приводим заключительную часть упомянутого выше обращения общественности. В ней содержатся наши предложения по выходу городской экономики из кризиса. «В начале прошлого года на заседании Президентского Совета по науке и высоким технологиям Вы, Валерий Эдуардович, говорили о «внедрении научного подхода к коммунальным технологиям», обещали Президенту РФ «создать технически и организационно оптимальную модель жилищно-коммунального хозяйства малого города России». Прошел год - в чем реально проявились обещанные Вами «новации», кроме повышения цен на ЖКУ? До нас дошла информация, что готовится новое повышение квартплаты. Это просто издевательство над населением и здравым смыслом. Мы протестуем против такой губительной политики! Предлагаем вам пока не поздно отвлечься от «силиконовых» прожектов и вплотную заняться проблемами городской экономики. В качестве первоочередных мер предлагаем:
          - разработать и утвердить программу реформирования городского ЖКХ и принять нормативно-правовую базу, соответствующую требованиям федерального законодательства;
           - провести финансовую ревизию жилищно-коммунальных предприятий города и установить мораторий на повышение тарифов на ЖКУ до подведения итогов проверок;
             - провести аудит финансово-хозяйственной деятельности комитета по управлению имуществом, объявить мораторий на продажу городского недвижимого имущества и разработать план повышения эффективности его использования;
              - уволить руководителей и специалистов, не справившихся с управлением жилищно-коммунальным хозяйством и муниципальной собственностью, объявить конкурс на замещение вакантных должностей;
              - в ближайшее время приступить к разработке стратегического плана развития города (а не только городка программистов) и обеспечить широкое обсуждение всех планов и программ, затрагивающих интересы горожан».
              Казалось бы, элементарные и очевидные требования, но и они вызвали у чиновников головную боль – администрация просто не нашлась, что ответить.
                 В таких условиях, когда отсутствуют механизмы контроля над исполнением законов и побудительные мотивы к действию чиновников в интересах населения, со вступлением комментируемого закона в силу с 1 января 2006г. создается реальная угроза необоснованного и ничем не сдерживаемого роста тарифов на коммунальные услуги под предлогом реализации фиктивных программ развития коммунальных монополистов и в целях осуществления других якобы благих намерений.
               В Жилищном Кодексе в отличие от выше упомянутого закона, наоборот, все достаточно просто и понятно именно для местных чиновников, не обременяющих себя правовыми знаниями и дисциплиной. С них снимается ответственность за состояние жилищного фонда. Они лишь обязаны создать условия для реализации прав граждан в жилищной сфере. Как они это будут делать – представить несложно, если учесть опыт реформирования ЖКХ по-дубненски. Выше отмечалось, что никакого реформирования так и не состоялось. Это действительно так, но с принятием ЖК еще до вступления его в силу администрация развила бурную деятельность по созданию различных бизнес-структур, замыкающих на себя финансовые потоки, направляемые в сферу ЖКХ. А это свыше 700 млн.руб. в год, собираемых с населения и выделяемых из бюджета в виде льгот и субсидий.
               Дело дошло до того, что Расчетно-кассовый центр, куда граждане перечисляют ежемесячно свои платежи за ЖКУ, неожиданно превратился в ЗАО «Бизнес-центр» (и это еще до вступления в силу ЖК), управляемый, по информации из некоторых источников, сыном градоначальника. В счетах на оплату ЖКУ за январь 2005г. исчез получатель платежей – РКЦ. Муниципальным остался лишь отдел субсидий. Никаких законных оснований для таких действий у главы города не было. В нарушение закона решение о переводе лицевых счетов потребителей ЖКУ в ЗАО «Бизнес-центр» не опубликовано. Компания назначена без конкурса. Мера ее ответственности не определена. По сути, совершена афера, которую следует квалифицировать как превышение должностных полномочий и самоуправство. Граждане оплачивают обезличенные счета, не имея никаких гарантий, что их деньги поступят на счета жилищно-коммунальных предприятий и будут расходоваться на оказание ЖКУ. Создана некая пока еще муниципальная организация «Сеть-плюс», в задачи которой входит выбивание долгов с неплательщиков за ЖКУ. Похоже, местные чиновники быстро сориентировались в тех возможностях для собственного бизнеса, которые заложены в новом жилищном законодательстве.
             А что ждет рядовых граждан, не обремененных властью и близостью к муниципальным ресурсам? В начале им предстоит разобраться в хитросплетениях нового закона. На первый взгляд, гражданам предоставляются те права, которых они давно добивались. Не хотите платить ЖЭКам – не платите. Выбирайте другую управляющую кампанию и заключайте с ней договор на содержание и ремонт жилого дома, а также оплату коммунальных услуг. Новый шаг по пути к демократии и обеспечению прав граждан на жилище? С точки зрения формальной логики с этим не поспоришь. Но если вспомнить историю реформ, когда нам, владельцам приватизационных чеков, предлагалось выбрать управляющую кампанию и передать ей свои ваучеры, то о демократии как-то не хочется думать. Где гарантии того, что управляющие нашими многоквартирными домами кампании не поступят с нами точно так же, как «Первый ваучерный» и другие наспех сколоченные управляющие фонды, в которых, как нас уверял Чубайс, работают профессионалы? Отнятие ваучеров у населения не привело к социальному взрыву, поскольку они были, по сути, бумажками, доставшимися людям бесплатно. Но ежемесячная плата за жилье и коммунальные услуги – это уже не бумажки, а огромные финансовые потоки, которые будут проходить в основном через частные кампании. Строить иллюзии на тот счет, что органы местного самоуправления будут проводить конкурсы среди управляющих кампаний и «обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда» (ст.2) было бы глубокой наивностью.
              Беспристрастный анализ текста нового Жилищного Кодекса мы решили пока не проводить, потому что в таком случае пришлось бы раскрыть перед «заинтересованными криминальными лицами» все лазейки и скрытые возможности для обмана людей, заложенные в этом документе. В предпринимательской среде существует такой тест: если хочешь понять истинные намерения партнера, с которым заключаешь договор, дай ему самому подготовить «рыбу» договора. Изучив ее, убедишься в честности будущего партнера (договор равноправный) или неблаговидных намерениях (на вашу сторону ложатся только обязанности, а на другую – никакой ответственности). Так вот, исходя из такого теста любому человеку, поработавшему в частном бизнесе, абсолютно ясны намерения инициаторов принятия ЖК в том, виде, какой вступает в силу с 1 марта текущего года. По сути, создаются условия для неформальной приватизации всего жилого фонда узким кругом чиновников-предпринимателей и выкачивания из населения наличных средств практически такими же методами, как действует криминальное сообщество. Последнее, к слову, получает легальную возможность ставить «на счетчик» всех, несогласных с ценовой политикой властей и созданных ими управляющих кампаний.
                Как же могут противостоять произволу рядовые потребители жилищно-коммунальных услуг? Единственная, за некоторым исключением (кооперативы и ЖСК), форма соорганизации граждан, предлагаемая Жилищным кодексом, – это собрание жителей многоквартирного дома, которое должно выбрать способ управления своим домом. Как можно соорганизовать людей с разными доходами и различным социальным положением, которых объединяет лишь место проживания? И каких решений можно ожидать от собрания таких граждан? Ясно одно. В мутной воде анархии и неразберихи свой «хлеб с маслом» смогут заработать только самые организованные представители местного сообщества. А это чиновники и криминал. Мало нам захватов предприятий, теперь на поток будет запущен механизм захвата жилья. Добавим коррумпированность и бездействие судов и прокуратуры, после чего картина «Гибель Помпеи» будет законченной.  Кстати, в последовательности курса на полную безответственность и безнаказанность тех, на кого ложатся обязанности по созданию условий для реализации прав граждан на жилье, разработчикам кодекса не откажешь. Властные полномочия местных чиновников по установлению тарифов на содержание и ремонт жилья, распределению бюджетных средств, направляемых на капитальный ремонт жилого фонда, и мн.др. ничем не ограничены.
             Пессимистический вариант развития событий в связи с принятием ЖК мы рассматривать не будем. Оптимистический, на наш взгляд, может развиваться следующим образом. Местные власти по привычке и ввиду недееспособности все пустят на самотек, за исключением переориентации финансовых потоков и поднятия цен на ЖКУ. Жители большинства многоквартирных домов ввиду плохой информированности и других объективных причин не смогут предпринять каких-либо шагов к самоорганизации и будут перечислять квартирную плату по тем расценкам и тем организациям, которые им будут рекомендованы (навязаны) властями. Это будут те же жилищно-коммунальные (жилищно-эксплуатационные) организации, только уже прошедшие процедуру акционирования. Объективно, их тарифы будут ниже, чем у других управляющих кампаний (малых фирм), но качество услуг и работ по-прежнему не будет никем контролироваться. Придется довольствоваться хотя бы аварийно-восстановительными работами, а остальные - по-договоренности. Если финансовая деятельность МУПов была скрыта за семью печатями, то о прозрачности частных предприятий ЖКХ и говорить не приходится. Ситуацию может раскачать криминальный захват монополий -бывших муниципальных предприятий ЖКХ, которые станут акционерными обществами. Единственный выход, который хотя и вскользь, но все-таки прописан в ЖК, - это заключение прямых индивидуальных договоров с поставщиками коммунальных услуг, минуя посредников в виде управляющих кампаний. И с оплатой содержания и ремонта жилья тоже решать вопросы в индивидуальном порядке, проявляя инициативу и предприимчивость, и не дожидаясь того, когда вас поставят «на счетчик».
            Но все это возможно осуществить только в том случае, если местные чиновники не будут слишком ретиво «защищать права граждан», используя отработанные механизмы административного ресурса. В Дубне, учитывая реалии, рассчитывать на оптимистический вариант не приходится. Приватизировав остатки муниципальной собственности (без каких-либо осложнений с правоохранительными органами), власти, по всему видно, приготовились проглотить и раздать по семейным фирмам следующий лакомый кусок: жилье и коммунальную инфраструктуру. О том, как они защищают права граждан, красноречиво свидетельствует уже упомянутый судебный процесс. По ходатайству администрации суд прекратил производство по делу на том основании, что заявитель является общественным объединением и потому якобы не имеет право защищать интересы своих членов и других граждан в суде. И это сделано после восьмимесячного разбирательства, насчитывающего 5 томов документов, содержащих неопровержимые доказательства необоснованного повышения квартплаты и нарушения прав и законных интересов граждан-потребителей ЖКУ.
             Окончательных выводов мы не делаем, но главное, чего, на наш взгляд, необходимо добиваться гражданским структурам, это – переноса сроков введения в действие нового ЖК РФ как минимум на год, как это было сделано с новой редакцией закона о местном самоуправлении. В этот период необходима широкая разъяснительная работа среди населения и внесение в закон существенных изменений и дополнений. Например, отдельной главы, раскрывающей механизмы ответственности всех субъектов жилищных отношений за неисполнение закона. Пока что такая ответственность возлагается только на потребителей ЖКУ, для которых предусматриваются пени за долги и вводится процедура выселения из квартир. Концепция обоих законов: Жилищный кодекс и «Об основах регулирования тарифов…» базируется на том, что органы местного самоуправления являются чуть ли не ангелами-хранителями прав и законных интересов граждан, только и заняты думами и мыслями о совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством, «использовании бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан», «обеспечении контроля за исполнением жилищного законодательства» и т.п. Логика и многолетняя практика местного самоуправления (правильнее сказать - самоуправства) не дает оснований для таких оптимистичных утверждений. Впрочем, это хроническая болезнь всего российского законодательства – выдавать желаемое за действительное и на догматах, не учитывающих реалии жизни и прошлый опыт, возводить правовой фундамент. Хотя в данном случае это сделано, скорее всего, сознательно: т.е. наоборот, с учетом реалий, но только в интересах бюрократической элиты.
            Концептуальные выводы:
                   1. Как старое, так и новое законодательство о местном самоуправлении не содержит защитные механизмы от коррупции и произвола властей, в связи с чем, наблюдается явная тенденция превращения самоуправления в самоуправство, и как следствие, муниципальная власть во многих регионах фактически приватизирована главами администраций и их окружением.
                   2. Реформа ЖКХ провалена по вине местных властей, деятельность которых не контролируется и не анализируется региональными и федеральными органами власти. В таких условиях новый этап реформы неизбежно ждет та же судьба.
                  3. Главная причина всех провалов и неудач российского правительства - отсутствие механизмов контроля над исполнением законов и позитивной мотивации в бюрократическом аппарате власти.
            Послесловие. В момент завершения написания настоящего доклада (27.02.05г.) по первому каналу ТВ в передаче В.Познера «Времена» собрались основные фигуранты «дела о ЖКХ»: представители разработчиков нового ЖК, правительственные чиновники и критики закона. Никто из них даже не коснулся поднятых выше проблем, связанных с новой системой оплаты коммунальных услуг и управления жильем (последние две главы кодекса), из чего следует, что страну вновь захлестнут митинговые страсти. Если специалисты не разбираются в том, что творят, то рядовым гражданам тем более не пристало ломать голову над законодательными ребусами – долой и все тут. На митингах, прошедших в Дубне 12 февраля, так и постановили: требовать отмены нового ЖК. Спросил у руководителя местной организации КПРФ: а Вы читали этот кодекс? «Нет, но чувствую, что ничего хорошего он нам не сулит». В первый раз автор этих строк полностью разделил подобную безапелляционность коммунистов.
 

12 марта 2005г.

независимый эксперт-аналитик

Б.В.Шестов

 

 

А. Кулаков

alex@kulakoff.org

        вверх страницы

 

 

 интернет-проект "Новый дом"

подробнее в разделе Ярмарка : >>>

Продается кирпичный дом

(Sдом - 294,7 ; Sуч - 1550м2)

Адрес: МО, Раменский р-он,

п. Кузяево, дом № 254  Цена: $35 000

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 21, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: build.stroyca
Отписаться

В избранное