Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Родня и родина

Интернет переполнен рекомендациями по составлению родословных. В архивных читальных залах месяцами сидят граждане, с трудом составляющие родословные своих семей. Составление родословных стало коммерческой услугой. Семейный герб теперь – признак респектабельности. Все это – явления сегодняшнего дня, принявшие массовый характер. С профессором истории Рязанского госуниверситета А.А. Савастьяновой мы говорим об этом феномене современного интереса к родословию, обнаруживая в нем разные стороны и грани.

Р.В. – Алла Александровна, на ваш взгляд, почему интерес к родословию в последние десятилетия так растет? Связано ли это с нашими историческими традициями, обстоятельствами? Или такая внутренняя потребность у людей появилась – знать свой род?

А.С. – Тема о том, где моя родина и кто были мои родные и предки, была всегда. И это абсолютно нормально. Укорененность – это потребность человека в идентичности, потребность в каком-то положительном рассказе о самом себе. Когда мы говорим о родителях, о предках, это связано с чувством собственного достоинства, с тем, что Пушкин называл «самостояние».

Р.В. – Ну да, чтобы у тебя было место, определенное в этом мире.

А.С. – Более того, в отечественной ментальности это особенно присутствует. Попытки самоукорениться веками вызревали. Они во многом были поддержаны миром дворянским, миром служилого человека, который заботился об этом в силу самых разных причин. Это такая «непрактическая польза».

Р.В. – Чисто морально-нравственная.

А.С. – Совершенно верно. Нравственные вековые установки внутри себя. Они связаны с историей как таковой. Почему именно история помогает поискам внутреннего достоинства, самости своей, своей особенности? Их сообщает чувство землячества и родины, понимание того, кто я, кто мои предки. Я не пропаду. Я в эту историю вписан. Историю изучают не для получения пользы каждым конкретным государственным или иным деятелем, как считали в XVIII веке. История – это не увеселение. История – это подлинность. Только она дает удовольствие от знания подлинности.

Почему этот интерес возродился именно теперь? Долгое время это абсолютно естественное стремление к ответу на вопрос, кто я, откуда я, к положительному рассказу о себе, подавлялось. На определенном этапе парадигма изменилась, и на смену призыву «Давайте мы все вместе будем заниматься краелюбием» пришло совсем другое: «Мы винтики внутри одной системы, в которой один человек не важен, мы все – общество, массы». То есть стиралась эта идентификация. Более того, в идеологическом плане она начала просто подавляться намеренно, по конкретным причинам, о которых мы все знаем. Снятие этих запретов в конце 90-х годов привело к буму, который уже получил в литературе название «народная генеалогия». К ней обратились многие, очень многие, желавшие получить ответы на поставленные нами в самом начале вопросы.

Как раз в ХХ веке расцвели две исторические дисциплины, о которых стоит сказать в связи с нашей темой. Это антропология – антропологический подход, изучение человека в мире – природном и культурном, именно человека, не общества. Вторая дисциплина – это так называемая антропонимика, чисто вспомогательная историческая дисциплина, для которой больше всего сделали российские историки XIX века. История имени, вернее, история родового имени. Здесь и связь с генеалогией. Антропонимические подходы были прочно забыты в советское время. Заниматься дворянскими родами было просто-напросто ни к чему, запрещено. И только в очень маленьких пропорциях начало это возрождаться в конце 80-х годов ХХ века, когда стали писать об истории купечества. Крестьянство интересовало как община. А купечество – загадочная прослойка, меньше всего о ней известно. И вдруг произошел разворот в чисто научном отношении к антропонимике. Вот же она, эта дисциплина, мы ее забыли. Она была, методики были. И все началось сначала. В течение ХХ века в мире состоялся поворот к антропологическому подходу. Это объясняет нам, откуда такой интерес к частной истории рода.

Р.В. – И все-таки поговорим о генеалогии в нашей стране. Почему у нас особенно это стало каким-то бумом, модой какой-то? Все рванулись искать своих предков.

А.С. – Потому что это долго подавлялось. Пружина сжималась, и она расправилась. Не надо ничего запрещать. Появилось два подхода. Один можно назвать здоровым, а другой считаю нездоровым. Здоровый – это когда человек просто хочет знать прошлое своей семьи. Другое дело, если существуют амбиции. Тогда включается потребность в некоем «джентльменском наборе»: я – преуспевающий, в пятом колене предприниматель, а в седьмом – дворянин. Это нездоровая попытка прорваться в генеалогию. Джентльменский набор можно завоевывать, где угодно, насколько амбиций хватит. Но не в строгой и старой науке генеалогии, которая требует тщательности, скрупулезности, огромного терпения и удачи. Удачи в историческом поиске. Есть этот крохотный лучик – удача поиска.

Это не значит, что порочным является любое подозрение: не дворянин ли я? А дай-ка я проверю. Но в российском обществе XIX века дворяне составляли всего 10 процентов, 90 процентов – крестьянство с разного рода прослойками. Это – Россия, такова, какова она была. И наши предки все оттуда, за исключением этих немногих процентов.

Р.В.– Хорошо, 90 процентов крестьян. Но все равно, я хочу знать свое родословное древо. Сейчас Интернет заполнен всякими рекомендациями, как его сделать. Люди туда входят, смотрят, ищут и идут в архив. С чем они там сталкиваются?

А.С. – С морем, океаном документов.

Р.В. – Причем даже если вы знаете, что вам нужно смотреть эти церковные книги, где записывали всех родившихся и крестившихся, вы не представляете себе, какого объема эти документы.

А.С. – Существует у архивистов даже такой термин – «баяны». Имеется в виду внешний вид именно этого источника. Вообще говоря, я считаю, что приходить в архив неподготовленным – это крайне неприлично.

Р.В. – А как готовиться?

А.С. – Иногда никак. Потому что часто задача требует очень серьезной подготовки. Если человек никогда в жизни не общался с исторической задачей, он не готов работать в архиве. В истории существуют свои методики и свои приемы. Да, в Интернете множество рекомендаций. Люди, которые их выставляют, имеют свои цели. Я посмотрела несколько сайтов. Они не учат, они дают определенные знания о предмете. Но практически применить эти знания сплошь и рядом трудно или даже невозможно. Потом, мне страшно жалко архивистов. В ряде случаев в архив приходит много людей, не подготовленных к тому, что и как надо делать в этом море документов. Готов ли человек к такому поиску долгими днями, неделями, годами?

Р.В. – Тем не менее, люди ищут сами и находят или не находят. А если нет у них такой возможности. Что они могут предпринять?

А.С.– Любое «хочу знать» вызывает только уважительное отношение. Но нужно отдавать себе отчет в том, какие имеются возможности удовлетворить любопытство. В ряде архивов существует особая генеалогическая служба, очевидно, платная, она этим занимается.

Р.В. – Если вы не готовы платить, придется работать с документами, описями фондов и «баянами» самому.

А.С. – Мы не сказали еще о том, что можно ничего не найти. Человек должен точно знать, где еще, кроме метрических книг, можно обнаружить сведения об интересующих его людях. Где возможно пересечение информации. Информация живет по своим законам. У нее есть разные формы существования. Ее природа такова, что она проявляет себя по-разному.

Проблема еще и в том, что вал людей, которые зачастую не знают даже точно, что они хотят найти, блокирует вход исследователям. Попасть в архив не так просто. Получается, что мы перевернули пирамиду. Вместо того, чтобы открыть всем такую возможность, мы закрыли ее для тех, для кого архив является хлебом, – для исследователей.

Р.В. – Этот интерес к родословию проник в школу. Детям предлагают рассказать о своей родословной. Насколько это деликатно? История семьи – это глубоко личное, даже интимное дело. Они могут столкнуться с информацией, которую если даже и стоит знать, то не стоит выносить на всеобщее обсуждение.

А.С. – Сама попытка проникнуть в историю семьи имеет этическую сторону. Архивисты это проговаривают. Поначалу это касалось исследований о политических репрессиях. Репрессии связаны с доносительством. И когда открылись секретные архивные отделы, тогда были установлены очень разумные пределы выдачи дел. А потом, когда начался родословный бум, обнаружили, что есть понятие этики и в отношении родословия. Генеалог, которому вы поручаете изучить историю вашего рода, говорят, должен быть ближе, чем личный адвокат и личный врач. Клятвы Гиппократа у нас нет, но архивисты стали предупреждать, что поворот поиска может быть таким, к которому вы не готовы. Может открыться любая неожиданная информация. Вы готовы к тому, что посторонний глаз их прочтет? Эта сторона должна очень насторожить школьных учителей при составлении родословных детьми.

Р.В. – Как сохранять историю в семье?

А.С. – Есть понятие «частный архив», его никто не отменял. У нас есть правило в любом государственном архиве: за определенные десятилетия, по определенным правилам берут на хранение частные документы. При этом составляется договор на хранение. Допуск к этим документам тоже оговаривается. Мы знаем, что документы семьи Ариадны Эфрон и Марины Цветаевой были до 2000 года засекречены Ариадной. Есть другие примеры. Частный архив – это очень полезное дело. Он живет в семье. Дети получают то самое чувство собственного достоинства, «самостояния», когда он может спросить у своих родных о своих предках.

Р.В. – Как собирается такой архив, что туда входит?

А.С. – Сбор частного архива – дань истории семьи. Эта история бережно хранимая, дающая нематериальную пользу, ту самую, о которой мы говорили. Есть документы и рассказы. Рассказы подчас интереснее и важнее документов. Большой вопрос, что информативнее. Это могут быть не только официальные документы, но и переписка, фотографии. Очень больно видеть выкинутые на помойку части семейного архива.

Р.В. – Это, к сожалению, сплошь и рядом случается.

А.С. – Каждый, кто хранит семейный архив, должен иметь в виду, что отвечает за него. Если вы видите, что документы некому оставить, их надо передать родным, возможно, при определенном значении, в архив или уничтожить. Надо ли собирать частный архив? Надо. Но необходимо о нем заботиться. Надо расспрашивать бабушек и дедушек о прошлом семьи, записывать их рассказы. Это очень важно и несет информацию, необходимую если не вам, то вашим детям и внукам.

А.С. – Ну что же, посоветуем нашим читателям пользоваться частными архивами, обращаться к советам специалистов и бережно относиться к прошлому своих семей.

 Источник: http://rv.ryazan.ru/news/2012/03/15/12653.html

 

 Георгий Вилинбахов: Белую ленточку символом делать не стал бы

Восстановленной государственной геральдической службе России исполнилось 20 лет. Она появилась, когда республики, входящие в состав Советского Союза, начали восстанавливать свои государственные национальные символы.

- И Россия тут была далеко не первой, - рассказал корреспонденту «Свободной прессы» председатель Геральдического совета при президенте Российской Федерации – государственный герольдмейстер РФ, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов - Вопрос о том, нужна ли геральдическая служба, обсуждался еще в СССР, и в феврале 1992 года было подписано постановление правительства о создании геральдической службы РФ. Теперь эта служба называется геральдический совет при президенте РФ.

«СП»: - Будут ли внесены изменения в церемониал инаугурации вновь избранного президента России?

- Что касается вступления в должность президента РФ, которая состоится в мае, я думаю, что никаких изменений по сравнению с тем, как эта церемония к настоящему времени сложилась, вноситься не будет. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы не вносилось.

«СП»: - Церемония разработана вами?

- Нет, тут приняли участие самые разные службы, прежде всего служба протокола, ФСО, привлекалась и наша служба. Когда церемония создана, ее проведением занимается служба протокола президента.

«СП»: - Хочу спросить о «другом лагере». Символом оппозиции во время митингов были белые ленточки…

- Сама по себе белая ленточка имеет определенную историю. Те, кто её используют, может быть, об этом не знают. Когда в 1814 году союзные войска вступили на территорию Франции, было много войск разных европейских государств, и форма была подчас похожа на французскую. Для того, чтобы не стрелять по своим, чтобы понимать, это наши или не наши, было решено повязать на рукав белые платки.

Геральдика – неотъемлемая часть человеческой цивилизации, она появляется с того момента, как в обществе возникает самоидентификация, когда нужно обозначить себя. Это знак, который служит для обозначения своих, себя. Понятие свой-чужой – одно из основополагающих в человеческом обществе. Как было важно это понять в первобытном обществе – чтобы остаться жить, чтобы не опоздать с реакцией, - точно так же это важно и сегодня. Во время военных действий в Южной Осетии было чрезвычайно важно отличить своих от чужих. Белые повязки использовались и во время той кампании. Настолько техника и камуфляж нашей армии похожи на грузинскую. Чтобы отличаться, наши привязывали белые полоски и белые ленточки на рукава и на технику, на стволах танков была привязана белая ленточка. Когда грузины это увидели, они тоже повязали белые ленточки. В ответ наши стали повязывать две белые ленточки. И когда в декабре, феврале и марте уже в России стали носить белую ленточку… Ну, наверное, можно. Но я бы на месте лидеров движения придумал что-нибудь другое. Если бы к нам обратились, мы бы придумали.

«СП»: - Вокруг нас много символов, эмблем, но как понять, они относятся к геральдике или не относятся - уличные знаки, спортивные?

- Каждый геральдический знак является эмблемой или символом. Но эмблема или символ являются геральдическим знаком лишь тогда, когда они выполняют эту функцию – служат для обозначения социальной группы. Если меч является одним из религиозных символов, он не имеет отношения к геральдике. Но когда этот меч носят как знак, который указывает, что человек принадлежит к корпорации ордена меча, - это геральдический знак. Изображение св.Георгия на иконе – не геральдический знак. Но когда это орден св.Георгия, и он показывает нам принадлежность к корпорации, - уже геральдический знак. Когда он изображается в гербе Грузии, это геральдический знак.

«СП»: - За последние двадцать лет в государственный геральдический регистр внесено более 7 тысяч геральдических знаков. Но сколько их всего?

- Сказать невозможно, потому что многие знаки не внесены в регистр. Знать геральдический язык – то же самое, что знать иностранный язык. Если ты его знаешь, ты в своей работе что-то делаешь лучше, используешь это знание, у тебя появляются возможности больших контактов, ты сможешь понимать, что происходит вокруг тебя.

«СП»: - А что происходит в российской геральдике сегодня?

- Геральдика – наука живая, в которой все время что-то происходит, и все время есть, чем заняться. Жизнь идет, и возникают вопросы, связанные с геральдикой. Кто мог спрогнозировать, что нам придется заниматься в 1998 году церемонией перезахоронения останков Николая Второго? А в 2006 году то же самое было связано с перезахоронением Марии Федоровны? Это была удивительная по наполненности работа: создать церемонию, которая должна проходить в двух государствах на протяжении длительного времени, в которой участвует и датская королевская гвардия, и наш президентский полк, военный корабль, очень много других людей…

«СП»: - А есть разница между европейской геральдикой и, например, японской…

- Точно такая же, как между европейскими языками и японским языком, между нашими алфавитами и системами японских иероглифов. Как существует понятие сравнительного языкознания, так существует и понятие сравнительной геральдики.

Мы отвыкли от того, что можно жить без документов, нам кажется, что нужен обязательно паспорт, удостоверение, но на самом деле первое определение «свой-чужой» происходит на расстоянии, когда ты еще не видишь никакого документа, по внешним признакам. Именно поэтому и любые молодежные группы, и неформальные объединения не выписывают друг другу удостоверений, у молодежи это разные мулечки, фенечки. Первый контакт – визуальный, он самый важный, это понимали всегда. Именно поэтому такой расцвет европейской геральдики был в эпоху крестовых походов. Тысячи воинов в похожем снаряжении – сарацины, мало чем отличались от европейцев во время первого крестового похода. Для чего и нужно знамя – чтобы на расстоянии было видно, какой отряд идет мне навстречу. Для чего нужны флаги на кораблях? Чтобы в море на расстоянии я мог понять, что это корабль друга и можно готовить выпивку, или корабль врага и нужно готовить пушку. Очень часто спрашивают, что означает белый-синий-красный на российском флаге. А ничего не означает, кроме того, что их сочетание принадлежит Российскому государству.

«СП»: - Сначала появляется различительный знак…

- А уже потом – все эти толкования, вся эта геральдическая мифология и геральдическая поэзия. В символах государств вы нигде не найдете толкования, только описание: государственный герб представляет собой то-то и то-то на таком-то поле. Государственный флаг России представляет собой полотнище прямоугольной формы, состоящее из полос белого-синего-красного цвета, расположенных горизонтально. Всё! А сколько было толкований! Это и символ Троицы, и символ трёх славянских народов, и трёх стихий. Самое опасное, когда работа над составлением геральдического знака начинается непрофессионально, с толкования: сначала придумаю, потом начну создавать. Здесь нарушается основной закон составления геральдического знака. Он должен быть четкий, ясный, визуально сразу показать различие одного от другого.

«СП»: - Так что значит наш флаг?

- А что значит слово Россия?

«СП»: - Может быть, во флаге что-то поменять?

- Хорошо, давайте в слове Россия что-то поменяем. Есть вербальная форма обозначения человека, его семьи. Что такое герб? Это всего лишь визуальный знак, который указывал на принадлежность данной фамилии к определенной категории. Допустим, к дворянскому сословию. Но у нас государство не сословное, никаких привилегий для того или иного сословия нет. Представителю дворянской семьи никто не запрещает использовать свой герб на почтовой бумаге, на конвертах, на фасаде своего дома, на холодильнике, на автомобиле, можно заказать посуду с гербом, никакой проблемы, никто не запрещает и никто не должен это разрешать, нормальная вещь.

«СП»: - Но если человек хочет, чтобы у него был герб?

- То нужно понимать, что этот герб будет обозначать? Ему никто не может присвоить сейчас титул. Хотя есть какие-то организации, которые присваивали какие-то гербы Пугачевой, Киркорову, но это уже игры.

«СП»: - Значит, каждый может нарисовать свой герб?

- Каждый. Фантазии могут быть любые, никто этого не может запретить, и ни у кого не надо спрашивать разрешения. Мы можем провести экспертизу чьего-то герба, печати, но вносить в государственный геральдический регистр не будем. И ни для кого герб создавать не можем. Довольно много людей заказывают художникам свои гербы, которые изображают на своих визитных карточках. Тут никакой проблемы нет, пока она не возникает в чьей-то голове. Как недавно кто–то придумал в министерстве обороны, чтобы министр жаловал гербами, как дополнительным видом наград. Тут мы были категорически против, и эту идею нам удалось остановить.

«СП»: - Во многих европейских государствах существуют так называемые гражданские гербы…

- Правильно, помимо дворянских гербов, рыцарских гербов были гербы и у других сословий. Система гражданских гербов может существовать, и в принципе может существовать определенный механизм экспертизы и регистрации таких гербов, но в России такой традиции не было. Хотите, чтобы у вас был герб? Пожалуйста, рисуйте себе герб. Почему государство должно принимать в этом участие? Пока у нас даже внутри совета идут споры, потому что есть люди, которые считают, что хорошо, чтобы были такие гражданские гербы, чтобы геральдический совет при президенте имел бы к этому отношение. Есть люди, которые категорически против этого, они считают, что это не государственное дело, а частное, которым люди могут сами заниматься. Есть люди, которые считают, что и частные лица не могут этим заниматься… Хуже всего, когда в эту сферу пытаются вносить жесткие законы, когда шаг влево, шаг вправо – расстрел. Геральдика, как и язык, это элемент культуры. От того, что будет сделан неправильно какой-то герб или медаль, катастрофы не произойдет, но это знак нашей геральдической и общей культуры. Поэтому одна из задач нашего совета – сделать так, чтобы русский геральдический язык был грамотным. Мы подчеркиваем, что Россия - это не страна третьего мира, а страна, которая имеет многовековую историю, в том числе, с очень богатой геральдической традицией. И всегда можно к этой истории обратиться, что мы и делаем все эти двадцать лет. Нам не раз говорили: что вы хватаетесь за это старье? Почему не используете уникальную возможность создать новые герб Российской Федерации? И споры были очень серьёзные. Но мы настаиваем на том, что наше государство имеет настолько богатую историю, что нам есть на что опереться.

Из досье «СП»

Георгий Вилинбахов - доктор исторических наук профессор. Представитель русского дворянского рода Вилинбаховых (Виленбаховых) в двенадцатом поколении. Род ведет свое начало от Филиппа Виленбаха, приехавшего в Россию еще при Иване Грозном (по другим данным - в начале XVII века) и награжденного «за службы» поместьями в Ярославском уезде в 1628-29 годах. Из троих его сыновей потомство имели Степан и Максим. Род Вилинбаховых записан в VI часть родословных книг Ярославской и Витебской губерний. Время возникновения герба Вилинбаховых неизвестно: самые ранние документы о нем относятся к XVIII веку.

Член Международной академии геральдики; исполнительного комитета Международной ассоциации военных музеев и музеев оружия; президиума Санкт-Петербургского фонда культуры.

С февраля 1992 - начальник Государственной Геральдической службы Российской Федерации. С июля 1994 - государственный герольдмейстер Российской Федерации. C июня 1999 - председатель Геральдического совета при Президенте России - государственный герольдмейстер Российской Федерации.

Имеет множество публикаций по истории русской культуры, военной истории, геральдике.

Коллекционирует оловянных солдатиков и аудиозаписи военной музыки, маршей.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/53513/

 

Он был титулярный советник, она — незаконная дочь

25 марта 200 лет назад родился Александр Герцен -писатель-оппозиционер, автор проклятого вопроса «Кто виноват?», и зачинатель большой журналистики во Владимире. У нас он по большой любви неудачно женился на своей двоюродной сестре

Человек в выдуманной фамилией (от немецкого слова Herz - «сердце»), незаконнорожденный сын московского богача, сосланный за «распевание песен, порочащих царскую фамилию» в Пермь, Вятку, и переведенный в 1838 году во Владимир, служил … титулярным советником в администрации губернатора.

ПОШЛА ПИСАТЬ ГУБЕРНИЯ

Во Владимире 25-летний чиновник снял квартиру в доме близ Золотых ворот. Еще в начале XX века двухэтажный домик, с магазином «венских стульев» на первом этаже был цел, но новая власть снесла его одним из первых. Тут в 1928 году построили трехэтажку со сберкассой внизу, а на фасаде вывесили мраморную доску "На этом месте…" После реконструкции дома в конце 80-х доска исчезла. Ее так и не нашли, якобы, мрамор втихаря пустили на могильные плиты. И заменять не стали, раз имя сбежавшего в Лондон политэмигранта, который, по словам Ленина, первым «развернул революционную агитацию» оказалось в постсоветской России не в чести.

А вот царские власти Александра Герцена ценили - доверили создать и редактировать «Неофициальный раздел» газеты «Владимирские Губернские ведомости», где печатали литературные, историко-краеведческие, биографические статьи и статистические отчеты.

Чтобы оживить газету, он завел рубрику «Чрезвычайные происшествия» с заметками о стихийных бедствиях. На втором году редакторства Герцена в ней писали о разгулявшихся в регионе смерчах и ураганах. Стихия срывала крыши с домов, а ветер валил деревья. В селе Светиково Суздальского уезда от удара молнии сгорело 70 домов, кабак и склад гусарского полка, также пострадала сельская церковь. Пожар года случился в Холуйской слободе Вязниковского уезда - огонь спалил 124 крестьянских двора.

При Герцене на страницах губернской газеты появились сообщения о преступлениях, несчастных случаях с лодками и баржами на Клязьме и Оке, столкновениях телег и экипажей. Впервые публикуется тревожная статистика утонувших, летом 1839 года их насчитали 110 человек. А в сентябре газета писала о найденном кладе, глиняном кувшине со старинными монетами, среди которых нашлись отчеканенные при Иване Грозном.

В свободное от своей газеты время Герцен много читал в городской библиотеке, которая располагалась в здании Дворянского собрания (ныне «Дом Офицеров») и имела у себя главные газеты и журналы эпохи. В своей статье "Владимирская публичная библиотека" он писал о ней, как о значительном явлении в жизни города и пытался привлечь внимание общественности к библиотечным нуждам. Во Владимире Герцен написал повести «Его превосходство», «О себе», «Елена». А много позже посвятил городу третью — самую светлую - часть книги «Былое и думы», озаглавив ее «Владимир-на-Клязьме».

ЛЮБОВЬ - ЛЕКАРСТВО ОТ ВИДЕНИЙ?

Во Владимире Герцен женился, против воли родных тайно увезя из Москвы 8 мая 1838 года приходившуюся ему двоюродной сестрой Наталью Захарьину. С раннего детства она обожала Александра, как единственный светлый луч в своей мрачной жизни побочной дочери дяди Герцена, вынужденной жить с полубезумной теткой-княгиней. Еще ребенком я любила тебя без памяти, боялась тебя, и каждое слово твое было мне – закон… – позднее писала Наталья Герцену в ссылку.

Шум оргий, по привычке, может подчас меня развлечь, - откровенно отвечал он. - Этот шум напоминает мне пьянство юности, в котором грезились, как сквозь туман, видения высокие...

Они обвенчались вечером 9 мая 1838 года в Казанской церкви Ямской слободы (новый храм сейчас построен приблизительно на том же месте). Церковь, эту снесли в конце 60-х почитавшие Герцена предтечей большевики, решили, что для памяти хватит улицы. Ведь 16 января 1920 г. Владимирский исполком Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил: «В память одного из важнейших борцов за свободу А. И. Герцена улицу Большую Ильинскую переименовать в улицу Герцена». Кстати, именно по этой улице молодой Александр Герцен ехал венчаться со своей Наташей.

СВАДЬБА НА ГРАНИ ВОДЕВИЛЯ

Сама женитьба оказалась скомканной. Священник в последний момент отказался, запросив разрешение архиерея. Приятель - офицер расквартированного во Владимире полка, предложил обратиться к полковому капеллану. Тот отказал, сказав, что ему запрещено венчать штатских. Тогда Герцен дошел до архиепископа Парфения. После долгого разговора с женихом он пообещал разрешить венчание, если будут представлены все документы.

Как на грех, в день свадьбы архиерея дома не оказалось. Упрямый Герцен обратился к иеромонаху Иоанну, духовнику архиерея. Выпили чаю с ромом, и, наконец, получена записка для священника: «Венчать в наисовершеннейшем порядке»!

Женившись Александр Герцен, переехал за реку Лыбедь в большой деревянный дом с тенистым садом, принадлежавший княгине Долгоруковой (сейчас это ул.Луначарского). Летом 1839 года у них родился первенец - тоже Александр. Герцен успешно служил, часто навещали московские друзья, отцовских денег хватало, а скоро уж конец ссылке....

- Ах, если бы знали Вы… что за существо – жена Герцена! – писал Белинский Тургеневу.

– Это женщина… прекрасная, тихая, кроткая, с тоненьким голоском, но страшно энергическая…

- Без равенства нет брака, - считал молодой супруг. - Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.

Свадьбу омрачила плохая примета - жених забыл кольца на столе, а для вечернего венчания в храме не оказалось певчих. И точно - брак двух незаконнорожденных супругов кончился взаимными изменами.

Я покидал наш венчальный город, — вспоминал писатель в мемуарах,— с щемящим сердцем и страхом. Я предвидел, что той глубокой внутренней жизни не будет больше.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО:

Александр Герцен родился вне брака от аристократа Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, считался воспитанником своего отца. Детские впечатления от быта крестьян вызвали в нем «непреодолимую ненависть ко всякому рабству и ко всякому произволу». После казни декабристов Герцен вместе со своим другом Огаревым на Воробьевых горах поклялись «отомстить за казненных». Написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). Пережил гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году поселился в Лондоне, где стал издавать революционный альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол».

АФОРИЗМЫ ГЕРЦЕНА:

- Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.

- Надобно иметь большое мужество, чтоб высказывать громко вещи, потихоньку известные каждому...

- Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

- Хронического счастья так же нет, как нет нетающего льда.

- Человек, объятый сильной страстью, - страшный эгоист.

- Дело науки - возведение всего сущего в мысль.

- Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна.

- Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

 Источник: http://kp.ru/daily/25856.5/2824960/

 

Вятские: война и мир

Всё - для армии, всё - для победы. Эти слова стали главными для жителей вятского края и в 1941 году, и двести лет назад. В 1812 году вятское общество в едином патриотическом порыве объединилось для спасения своего Отечества от наполеоновского нашествия.

Возможно, именно так проходили балы в Вятском благородном собрании в начале 19 века. В год Наполеоновского нашествия оно стало одним из центров сбора пожертвований для армии. «Женское патриотическое общество» проводило сбор средств в пользу нуждающихся семей военных или пострадавших от нашествия неприятеля. Обществу оказывала покровительство сама государыня императрица Елизавета Александровна. Только в течение мая 1813 года вятский губернатор Фон Братке отослал в Санкт-Петербург более 9 с половиной тысяч рублей.

МИХАИЛ СУДОВИКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ВятГГУ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК: «Общество не осталось равнодушным к этим событиям, не случайно считается, что именно начало 19 века именно отечественная война связана с эпохой благотворительности и меценатства в России».

Все сословия Российской империи откликнулись на призыв помочь русской армии.

Особенно активную позицию занимало вятское духовенство. В 1812 году вятским епископом был преосвященный Гедеон. Он был талантливым администратором, и во многом благодаря Гедеону именно духовенству удалось собрать солидную сумму пожертвований.

ЕЛЕНА КОДОЛОВА, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ОДЕЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ФОНДОВ ГАКО: «Он написал официальные рапорты всем благочинным и в вятскую духовную консисторию, он настаивал, чтобы благочинные ездили по приходам и уговаривали собрать средств как можно больше. Как пишет Гедеон в одном из своих писем, он сам пожертвовал сразу 200 рублей, но сетует, что мало, так как сам он из небогатой семьи и раньше занимался благотворительностью».

Сумма 200 рублей для того времени была весьма значительной. И в архиве сохранились уникальные свидетельства тех лет о том, как один вятский священник для победы над французами пожертвовал свой дом - продав его за 250 рублей. Отметим, что и вятские мусульмане проявляли не меньший патриотизм. Сохранилось письмо малмыжского купца первой гильдии Абдулы Утямышева. В нем он сообщал, что даровал на обмундирование армейских полков 11 тысяч рублей. В списках жертвователей-купцов упоминаются такие известные фамилии, как Машковцевы, Аршауловы, Рязанцевы, Репины, Хохряковы - весь цвет бизнес-элиты того времени.

МИХАИЛ СУДОВИКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ВятГГУ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК: «В 1812 году хорошо известный во всей России Ксенофонт Алексеевич Анфилатов, который стоял у истоков российско-американских торговых отношений, в тот период был уже человеком не очень богатым, но исторические документы свидетельствуют, что даже такого рода купцы – несостоятельные, которых в тот период называли «упадшими» купцами, жертвовали свои последние деньги на нужды русской армии - все во благо победы».

Но особенно показательны списки крестьян, жертвовавших зачастую последние деньги - копеечные суммы. Для победы тогда была важна любая, даже самая малая лепта.

АЛЕКСЕЙ ФОМИНЫХ, АВТОР РУБРИКИ «ВОЙНА И МИР»: «Академик Евгений Викторович Тарле в своих работах, посвященных отечественной войне 1812 года, отмечал, что Русская артиллерия почти не уступала французской ни количественно, ни качественно. В этом немалая заслуга холуницких железоделательных заводов - крупнейших производителей железа в Вятской губернии. Вот такие ядра отправлялись в действующую армию - как и в Великую отечественную войну, наша промышленность ковала победу здесь в тылу».

Историки отмечают - в эпоху наполеоновских войн особенно возросла роль артиллерии, увеличилось количество орудий и их маневренность. Вятские заводы поставляли в армию десятки тысяч пудов ядер и картечи.

АРКАДИЙ КОЛОТОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ГАКО: «В 1812 году на нужды обороны работали ижевский и воткинский оружейные заводы, а также частные холуницкие заводы надворного советника Яковлева. У нас сохранился документ, который рассказывает, какие пожертвования делали владельцы заводов. Так в рапорте приказчика холуницких заводов Ваганова вятскому губернатору фон Братке сказано, что владелец холуницких заводов жертвует на нужды армии 350 железных пик весом 30 пудов».

Пиками вооружали народное ополчение. Поставлялись они и в башкирские, и казачьи полки. Вятское оружие направляли в партизанские отряды в тылу наполеоновской армии. Пики были особенно успешны в борьбе с французской кавалерией.

МИХАИЛ СУДОВИКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ВятГГУ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК: «Война 1812 года примечательна еще и тем, что в документах той поры появляется слово Отечество. Недаром война получила название - отечественной. Это слово объединяло весь народ вне зависимости от происхождения. Общество ведь было сословное, дворяне и крестьяне это были два разных мира и купцы тоже, а здесь происходило такое сплочение!».

Протоиерей Иван Осокин в 1912 году писал: «Указанные выше списки жертвователей, по нашему мнению имеют, немалую ценность, так как по ним можно судить о степени отзывчивости к народному бедствию 1812 года всех сословий Вятской губернии…Они могут дать прекрасный материал для соответствующих выводов и историку, и моралисту, и политику. Списки эти могут представлять для многих не малый интерес; некоторые найдут тут своих близких родственников и увидят отношение их к страшной године…»

Источник: http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/13883-vjatskie-vojjna-i-mir.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное