← Март 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
||
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Старинные документы мытищинцев выйдут сухими из воды Страхование поможет возвратить хотя бы часть расходов на реставрацию и дезинфекцию документов Полистать газеты, выходившие в годы Великой Отечественной войны, или найти в старой метрической книге точную дату рождения свой прабабушки сможет любой житель Подмосковья вопреки стихийным бедствиям, которые в последнее время довольно часто обрушиваются на государственные и муниципальные архивы. Со следующего года хранители «ценных бумаг» начнут страховать свое уникальное имущество, поэтому даже после потопа важные документы можно будет восстановить. Как стало известно «МК», по федеральному закону страхованию подлежат только очень редкие документы или те единицы хранения, которые приходится вывозить за границу на выставки. Тем не менее специалисты Главного архивного управления Московской области решили застраховать все без исключения документы, являющиеся собственностью Московской области, вплоть до журналов и газет (а их в общей сложности более 3,6 миллиона), а сумму риска они предложили оценить местным хранилищам. Оснований для этого у специалистов архивного дела предостаточно. Практически ежегодно из-за непредвиденных чрезвычайных ситуаций, прежде всего затоплений, фонды сталкиваются с проблемой срочного восстановления важных рукописей. Например, в прошлом году Мытищинскому архиву, расположенному на первом этаже жилого дома, пришлось потратить 219 тысяч рублей на дезинфекцию и подшивку старых документов, которые были затоплены жильцами со второго этажа. Не найди мытищинцы такой суммы, через некоторое время эти документы пришли бы в негодность, поскольку в сырой бумаге рано или поздно заводится грибок. Страхование поможет возвратить хотя бы часть расходов на реставрацию и дезинфекцию документов. Откуда кошка на гербе Санкт-Петербурга История геральдики русских городов берет начало в XVI веке. Когда в 1672 году появился свод с изображениями 33 гербов царств, княжеств и земель, которые входили в полный царский титул. Петр I учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. Эмблему для знамени Санкт-Петербургского полка создал граф Франциск Санти в 1724 году. На красном фоне золотой скипетр, на котором перекрещены морской и речной якоря. Эмблема этого полка стала гербом Санкт-Петербурга и всей Санкт-Петербургской (Ингерманландской) губернии. В 1728 - 1729 годах граф Бурхард Миних составил гербовник, в котором герб Санкт-Петербурга значился под № 4. В его описании есть несколько уточнений: скипетр завершен государственным гербом - двуглавым орлом, а над щитом помещена царская корона. 14 марта (3 марта по ст. ст.) 1730 года именно этот герб и был утвержден императрицей Анной Иоанновной и указом Правительствующего Сената. В мае 1780 года Екатерина II особым пожалованием закрепила уже существующий герб Санкт-Петербурга. В 1856 году Александр II высочайше одобрил петербургский герб, составленный бароном Бернгардом Кене. Он отличался от прежнего тем, что гербовой щит венчался императорской короной и лазоревыми (голубыми) лентами ордена святого Андрея Первозванного, за ними изображались два скрещенных скипетра, символизировавшие равнозначность двух столиц - Петербурга и Москвы. В таком виде в январе 1878 года петербургский герб получил значение и губернского герба. В начале XX века в таблице, включавшей государственный герб, гербы губерний и областей европейской части России, Санкт-Петербургский герб имеет форму прямоугольного щита с заострением внизу. Речной якорь заменили трехлопастным - кошкой. Щит увенчан золотой императорской короной и обрамлен голубой Андреевской лентой. На красном фоне щита скрещенные серебряные якоря: левый - двухлапый морской и правый - трехлапый речной. На них наложен золотой скипетр с двуглавым орлом. Символика герба предельно ясна: корона означает принадлежность к Всероссийской империи, скипетр - знак царствующего города, то есть столицы; якоря и лента ордена Андрея Первозванного, косой крест (голубого цвета), который помещался на русском морском флаге, говорили о значении Петербурга как столицы российского флота. В связи с возвращением Санкт-Петербургу его исторического первоначального названия город обрел право и на традиционный герб. Положение о гербе Санкт-Петербурга было утверждено решением Президиума Ленсовета 6 сентября 1991 года. Современное геральдическое описание герба Санкт-Петербурга гласит: «В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырех зубцах, накрест. Щит увенчан российской императорской короной и положен поверх двух российских скипетров натурального цвета, соединенных лентой сятого Андрея Первозванного». Допускается воспроизведение герба Санкт-Петербурга в сокращенных версиях, обусловленных исторически и геральдически: без императорской короны над щитом, без лазоревых лент, выходящих из императорской короны, без двух российских скипетров, соединенных андреевской лазоревой лентой, а также в виде золотого скипетра с двуглавым орлом и двух серебряных якорей - морского и речного, положенных накрест, вне поля щита. Для ранних христиан, усматривавших в якоре скрытую форму креста, он олицетворял надежду на спасение, осторожность, безопасность и прочность. Эта символика нашла отражение в Новом Завете. Говоря о надежде на спасение, апостол Павел заявлял, что она «...для души есть как бы якорь безопасный и крепкий». Таким образом, якорь, изображённый в привычном нам, рабочем состоянии кольцом вверх является крестом перевёрнутым, что для верующих неприемлемо. Материал подготовлен на основе открытых источников. Источник: http://www.fontanka.ru/2012/03/13/178/ Сожжение заживо и расстрелы детей и стариков японцы пытались выдать за бой с большевиками 22 марта 1919 года навсегда вошло в историю как один из самых черных дней Гражданской войны на Дальнем Востоке. Большой карательный отряд из японских интервентов вкупе с белыми казаками ворвался в селение Ивановское и принялся жечь заживо и расстреливать мирных жителей. Почему это произошло? Как японцы пытались реабилитироваться в глазах амурчан? Что думает Япония по этому поводу сегодня? Обо всем этом мы поговорили с хранителем музейных фондов МБУК «Ивановский районный историко-краеведческий музей» Натальей Адаменко. Месть за помощь партизанам - Наталья Григорьевна, скажите, зачем потребовалось интервентам устраивать террор в Ивановке? Ведь здесь же не было красных партизан… - Действительно, в Ивановке на момент нападения японского карательного отряда были только старики, женщины и дети. Мужчины, способные держать оружие, ушли в партизанские отряды, и в селе их не было. Это видно по записям в метрической книге о том, кто погиб в тот день. Подавляющее большинство из тех, кто там значится, - подростки и пожилые люди. Самому старшему погибшему, Андрею Баранову, было 90 лет. Даже такого старика интервенты не пожалели. Японцы жгли село и убивали его жителей из мести. - Мести за что? - Ивановцы оказывали всяческую поддержку красным партизанам - от продовольствия до лошадей. Здесь было крупное подпольное движение, руководимое самим Мухиным. Командующий японскими войсками в Приамурье Ямада назвал Ивановку «гнездом большевизма» и заявил, что его надо уничтожить. Плюс 19 февраля японцы потерпели крупное поражение у Виноградовской заимки, что всего в 12 километрах от Ивановки, и были озлоблены этим. - Но если Ивановка славилась как «гнездо большевизма», японцы наверняка и раньше проводили карательные акции в селе? - Да, отдельные попытки были. Так, 26 января прямо в школе был арестован учитель, участник Первой мировой и большевик Алексей Матыцын. В дальнейшем его расстреляли. Зарево пожара виднелось за 15 километров - Как все происходило 22 марта 1919 года? - По словам очевидцев, японцы и белые казаки (но последних было немного) окружили село с трех сторон. Точное их количество неизвестно, в документах лишь говорится, что это был большой отряд при четырех орудиях и нескольких пулеметах. В ночь на 23 марта Ивановку начали обстреливать из пушек, загорелись дома. Утром интервенты вошли в село: врывались в избы, проводили обыски, а потом поджигали. Людей казнили. 186 человек было согнано в центр села и расстреляно из пулеметов, выживших добивали штыками. 36 ивановцев заперли в амбаре и сожгли заживо. Всего в тот день погибли 257 человек. Было уничтожено 419 домов и построек, в том числе школа и больница… Зарево от ивановского пожара было видно за 15 километров от села. - Но каким-то чудом в этом аду уцелел храм… - Этому есть более простое объяснение. Документально подтверждено, что настоятель храма Паргачевский передавал японцам списки тех, кто поддерживал большевиков. Так, за пару дней до трагедии на побывку в село вернулся партизан Георгий Бондаренко. Паргачевский пришел в тот день в дом к семье Бондаренко во время ужина. Его пригласили к столу, но тот отказался и, убедившись, что Георгий дома, ушел. Не в традиции сельчан были такие бесцельные минутные визиты. Вскоре Георгия арестовали… За такие дела японцы и пощадили Паргачевского. И храм не тронули… «Бой с большевиками» - Пытались ли японцы как-то оправдать свои действия? - В газете «Амурское эхо» 25 марта была опубликована статья «Бой с большевиками». То есть сожжение и расстрелы мирных жителей японцы выдали за сражение с реальным противником. В самой статье, кстати, о большевиках ни слова, они упоминаются лишь в заголовке. По тексту только угрозы японского командования другим селам, что их ждет участь Ивановки в случае поддержки партизан. - Хоть какое-то расследование трагедии было? - Да, через несколько дней была создана комиссия из членов японского военного штаба, войскового казачьего штаба и представителей областных и уездных властей. Комиссия лишь оценила нанесенный ущерб. Возмещать его впоследствии, конечно же, никто не стал. - Как восстанавливали село? - Ивановцы обратились за помощью в соседние волости, в частности, в Тамбовскую. Просили прислать посевной хлеб, ведь интервенты сожгли амбары с запасами. Но им везде отказали - амурчане боялись помогать Ивановке, думая, что их села постигнет такая же беда. Кстати, всего аналогичной расправе подверглось 20 селений в Приамурье. Но ивановская трагедия - самая серьезная в то время не то что в Приамурье, на всем Дальнем Востоке. По масштабам она сопоставима с Хатынью. Но русский дух крепок, село возродилось и уже в 1921 году отправляло хлеб в помощь голодающему Поволжью. Боль за дела предков - Скажите, как Япония сейчас относится к этой трагедии? - Японское правительство до сих пор не принесло никаких извинений. Чего не скажешь о простых японцах. В 1991 году у нас побывал профессор славяноведения Харо Туруюки, узнал о произошедших событиях и опубликовал на родине статью. Из нее о сожжении Ивановки стало известно Ассоциации бывших военнопленных. Ее члены прониклись этой историей. Нас посетил президент Ассоциации Сайто Рокуро. С 1994 года японские делегации регулярно приезжают в село, участвуют в памятных мероприятиях. В 1995 году японцами был установлен памятник «Покаяние» в знак скорби о случившемся. Памятник стоит в сквере. В 1919 году на месте сквера было кладбище. Там и похоронены погибшие в огне террора ивановцы. - Как японские делегаты воспринимают информацию о случившемся? - Они очень переживают. Я давно заметила: когда провожу для них экскурсии, рассказываю о событиях марта 1919 года, то вижу в глазах этих людей бесконечную боль за содеянное их предками… Источник: http://kp.ru/daily/25853/2822202/ 18 марта - 105 лет со дня рождения Якова Сталина (Джугашвили) 18 марта 1907 года в семье будущего руководителя СССР Иосифа Джугашвили (Сталина) и Екатерины Сванидзе родился старший сын Яков. Яков Джугашвили детские годы провёл в Тбилиси. В Москве Яков учился вначале в средней школе на Арбате, затем в электротехнической школе в Сокольниках, которую окончил в 1925 году. Позже окончил Высшее техническое училище в Москве, а затем артиллерийскую академию. Яков Джугашвили участвовал в боевых действиях на фронте во время Великой Отечественной войны. В 1941 году Яков Джугашвили попал в плен к немецким войскам. Позже, после поражения немецкой армии под Сталинградом командование предлагало обменять Якова Джугашвили на плененного фельдмаршала Паулюса. Считается, что когда Иосиф Сталин узнал об этом предложении, он произнес знаменитую фразу: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Яков Джугашвили погиб в 1943 году в немецком плену. Отметим, что существует версия, по которой отец Иосифа Сталина (дед Якова Джугашвили) – Виссарион (Бесо) Иванович Джугашвили имел осетинские корни. Так фамилия Джугашвили, по одному из предположений, не только грузинская, но и осетинская (Дзугаев, Дзугатæ, от «дзуг» — «отара, стадо»). То есть ей могла быть придана грузинская форма. Графема «дз» в говоре южных осетин произносится как «дж», а окончание осетинских фамилий «тэ» заменяется в подобных случаях на грузинское «швили». В книге регистрации брачного союза родителей Сталина, которая хранится в архиве города Гори под архивным номером 434, отец записан как Дзугашвили, что также может говорить об осетинском происхождении фамилии. В пользу такой версии может свидетельствовать и то, что по ведомости 1802 года о разделении территории Грузии на уезды, селение Диди-Лило являлось казенным. В нем проживали крестьяне, «окрещенные из осетин». По сведениям этнолога-кавказоведа Бориса Калоева, Дзугаевы изначально жили в одном из древнейших населенных пунктов Алагирского общества Северной Осетии - Цамаде. Некоторые жившие здесь фамилии (Дзугаевы, Калоевы и Челехсаевы), ныне живущие в верховьях рек Большая Лиахва (РЮО) и Ардона (РСО-А), по родословным преданиям, покинули Цамад не позже XV-XVI веков. Выходцы из Цамада являются основателями многих осетинских селений. В частности, Дзугаевы перебрались в Урсдонское ущелье (Дигорский район РСО-А). Из Урсдона они переселились в различные равнинные населенные пункты, в том числе и в Южную Осетию. Существуют предания о переселении Дзугаевых на южные склоны Кавказского хребта, например — в село Уаллагкау Дзомагского ущелья. В одном из документов 1855 года среди учеников рукской приходской школы назван «Симон Джугашвили... из Дзугаевых Дзомагского ущелья близ села Рук». Источник: http://www.rsonews.org/ru/news/20120318/05944.html Одним — потрепаться, другим — попичужиться «Расскажите, пожалуйста, о значении фамилий Шарковский и Стрех. А.Стрех, Минск». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Шарковский произошла от названия населенного пункта с основой Шарк–. Возможно, речь о д. Шарки в Витебском районе Витебской области и одноименном хуторе (до 1978 г.) в Островецком районе Гродненской области, д. Шарковка в Лепельском районе Витебской области, г.п. Шарковщина, а также одноименных хуторах в Поставском районе Витебской области и Островецком районе Гродненской области. Все эти названия восходят к литовскому слову sharka (шарка) — «сорока». Среди них есть такие, которые оформлены литовскими суффиксами: д. Шаркели и х. Шаркишки в Браславском районе Витебской области, д. Шаркути в Ивьевском районе Гродненской области. Основой для фамилии Стрех послужило прозвание Стрех по признаку польского диалектного прилагательного strechlaty («стрэхляты») — «унылый, грустный, застенчивый». Отсюда Стрех (по–польски Strech) — человек тихого, невеселого нрава. «Каково происхождение моей фамилии Наков? Олег Наков, Минск». — В основе фамилии Наков личное имя Нак — разговорный вариант древнего редкого имени Данакт (Данакс), которое в переводе с греческого означает «повелитель» (А.В.Суперанская. Словарь народных форм русских имен). Суффикс —ов указывает на родственные связи: Наков — сын, потомок Нака. «Хочу узнать о фамилии Яхин. Евгений Чабан, Бобруйск». — В основе фамилии Яхин личное имя Яха — разговорный вариант имени Яхим (из Ефим, церковное Евфимий, в переводе с греческого — «доброжелательный, веселый»). «Меня интересует происхождение фамилии деда по матери Тыршин. Вячеслав Савенков, Гомель». — В основе фамилии Тыршин личное имя Тирша — разговорный вариант официального имени Тирон (Тиран) или Тирранион (в переводе с греческого — «царь, правитель»). Тиран в этом случае не имеет современной негативной окраски. «Решил составить генеалогическое древо и обнаружил такие фамилии в роду: Пичуев, Пахомчик. Чтобы больше знать о предках, хотелось бы узнать, о чем говорят их фамилии. Сергей Калиновский, Орша». — Фамилия Пичуев происходит от прозвания Пичуй по действию глагола русского языка «пичужиться» — «красоваться, рисоваться, кокетничать» (Словарь В.Даля). Это значит, Пичуй — тот, кто любит пичужить, уподобляясь ласковому воркованию маленькой птички в нарядном оперении под названием пичуга, пичужка. Пахомчик — уменьшительная форма к личному имени Пахом (церковное Пахомий, в переводе с греческого — «широкоплечий»). Суффикс —чик, кроме уменьшительности, обозначает родственные связи: Пахомчик — сын или иной потомок Пахома, т.е. маленький или меньший Пахом. «Решила спросить о фамилии по мужу Тропашко. В деревне одна фамилия, но пишется по–разному: наша — Тропашко, у соседей — Трапашка, а у некоторых — Трепашко. Объясните, как она произошла. Людмила Тропашко, д. Моторово Пуховичского района». — Трапашка, Трепашко — прозвание человека, который любит поразвлечься разговорами, поговорить (в просторечии — потрепаться) на разные темы. По–белорусски следует писать Трапашка, по–русски — Трепашка. Тропашко — вариант орфографически неправильный. До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/128146/ О тех, кого ломали, но не сломили Подпольные храмы, тайные богослужения в лагерях, елка как оружие духовного сопротивления - неизвестные страницы церковной истории раскрывает выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XXвеке», которая на прошлой неделе открылась в Челябинске. Инициаторы проекта – сообщество верующих Екатеринбурга, объединенное в Преображенском содружестве малых православных братств. Интересно, что выставка имеет прямое отношение к нашему городу. Собираясь на мероприятие, автор этих строк попыталась «проанонсировать» экспозицию коллеге: - Речь идет о судьбах людей, которые пострадали за веру в годы репрессий. Представляешь, есть даже раздел о наших современниках. Один молодой человек, студент ВГИКА, был исключен из вуза за религиозную деятельность, оказался в лагере и был освобожден только в 1985 году. К сожалению, не помню его имени. - Наверно, Александр Огородников, - неожиданно подсказала Галина Лисина. – Я его знаю. Судьба случайно свела с ним. Тогда, в 70-е, он уже был правозащитником, выпускал самиздатовский религиозно-философский журнал. Он говорил по тем временам крамольные вещи. Например, от него я впервые узнала историю расстрела царской семьи, в том числе малолетнего царевича Алексея. Я была потрясена. Ведь в школе нам об этом не рассказывали… Удивительные события происходили и на выставке. В день открытия сюда пришла прихожанка челябинского Свято-Васильеского храма Лидия Трофимовна Лях. Она изображена на одной из фотографий выставочного стенда, посвященного архимандриту Тавриону (Батозскому). В 50-е годы Лидия Трофимовна жила в Прибалтике и была помощницей отца Тавриона. Священнослужитель провел в лагерях в общей сложности 30 лет. Выжил и после освобождения находил силы принимать до 600 паломников в день. А житель Копейска пенсионер Анатолий Анатольевич Галанин оказался наследником по прямой сразу двух героев выставки. Его дед, священник Федор Суханов, служивший в церкви в Харлушах, был расстрелян в 1919 году. Судьба родного дяди, священника Михаила Суханова, поистине уникальна. После расстрела отца Федора его сын Михаил стал странствующим, тайным священником. Он ходил по деревням, расположенным близ Челябинска, крестил, отпевал, совершал требы. При этом нигде не задерживается дольше одного дня. Отец Михаил преследовался властями, еще в 30-е годы был выдан ордер на его арест. Но поймать его так и не смогли, он умер в 50-е годы, будучи свободным человеком. О подвиге своих родных Анатолий Анатольевич узнал только в 2008 году, когда рассекретили дела священников. До этого тема в семье была закрытой. - Дома не сохранилось ни одной фотографии Михаила и Федора. Мама уничтожила все, что касалось ее отца и брата, - рассказывает Анатолий Галанин. - Она была директором копейской школы № 16. Очень боялась, что правоохранительные органы, узнав, что она дочь и сестра священников, арестуют ее, и мы останемся сиротами. По словам челябинских архивистов, у многих жителей Южного Урала сохранились семейные реликвии, связанные с репрессированными родственниками. Но история большинства предметов покрыта тайной. - Пять лет назад, к 70-летию начала массовых репрессий, мы устраивали выставку «Большой террор. Трагические страницы истории Челябинской области», - говорит первый заместитель председателя Госкомитета по делам архивов области Галина Кибиткина. – Люди приносили вещи. Вот, например, лоскуток вышитой рубашки. Как показала экспертиза, это епитрахиль (обязательная принадлежность богослужебного облачения священника). Ее тайно вышивали в тюрьме, где священники нелегально совершали таинства. Или большой деревянный чемодан – по сути, в нем «помещалась церковь», то есть все необходимое для богослужения. Эти и другие реликвии сотрудники нашего архива передали организаторам выставки. «Неперемолотые» побывали во многих городах России: в Москве, Санкт-Петерубурге, Твери, Пскове, Екатеринбурге и даже в мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» в Томске. - Выставку открывает календарь за 1916 год. В нем даты, значимые для того времени: 115 год уничтожения пыток в России, 55 год отмены крепостного права, 52 год отмены телесных наказаний и введения гласных судов, - знакомит с экспозицией автор выставки Оксана Иванова. - Но уже через два года мы видим записи в церковной метрической книге: «Священники убиты большевистской гвардией…». Боролись не только с людьми, уничтожали иконы. Их расстреливали, уродовали лики. В одном из уральских городов в наши дни во время реконструкции храма нашли замурованный в стене образ. - Вероятно, в годы репрессий это было распространенным явлением, - отмечает Оксана Иванова. - Чтобы сберечь иконы от осквернения, их прятали в стенах храма. Удивительное «оружие» духовного сопротивления - рождественская елка. Оказывается, и она попала под колесо репрессий. В 1932 году была объявлена безбожная пятилетка, зеленый символ рождества попал под запрет. Но люди тайком продолжали наряжать елку к празднику. И власть пошла на уступки. Горстка ягод и кусочек хлеба – еще одно свидетельство того, что даже в тюремных условиях служилась Божественная литургия, верующие причащались тайком от лагерного начальства. Вместо вина использовали лесные ягоды и пайку хлеба. - Экспонаты выставки напомнили мне детство, начало христианского пути, - поделился впечатлениями наместник Свято-Симеоновского собора, игумен Иннокентий Васецкий. – Я тогда встретился с удивительным священником, который десять лет провел в лагерях за веру, слушал его рассказы об этом скорбном времени. Очень точное название выставки - «Неперемолотые». Адская идеологическая машина, действительно, пыталась разными путями перемолоть людей. Но сломить их не смогли. Поэтому нам важно сохранить память о них, чтобы не повторять ошибки предков. Экспозиция представлена в Челябинском областном краеведческом музее. Выставка будет работать до 15 апреля. Источник: http://www.polit74.ru/pda/society/detail.php?ID=31623 Страницы истории. «…Родом де он Доброго Городища» Бунт под предводительством донского казака Степана Разина охватил большую территорию России. Среди десятка «отоманов» мы встречаем и Фёдора Колчева Сохранились «расспросные листы» Колчева, где он «сказался», что «…родом де он Доброго Городища…» Доброе Городище – город Добрый – располагался на Белгородской засечной черте, ныне это районный центр село Доброе Липецкой области. Относился Колчев к служилым людям «по прибору». Службу проходил копейщиком в Белгородском полку. Но с «полковой службы» «сшол» - сбежал в 1665 году. Бежал на вольный Дон, где жил в «разных городках». Весной 1670 года Колчев присоединился к Разину, участвовал в сражениях под Царицыным, Чёрным Яром, Астраханью. Вместе с восставшими «имал» - захватывал эти города. Добровец к этому времени уже имел большой боевой опыт, и поэтому, наверное, Разин решил поставить его во главе отряда. Седьмого августа 1670 года Фёдор Колчев находился в составе трёхтысячного отряда, направленного Разиным к Дону. Интересно, что Стенька лично провожал этот отряд «от Цырицына в степь 6 вёрст…» На Дону, в Паншине-городке, атаман Я.Гаврилов «выбрал» Колчева и казака Фёдора Агеева для важного поручения. В верховых казачьих городках они должны были от имени Разина набрать «охочих вольных людей», а затем подойти к городу Острогожску и завязать тесные отношения с полковником Острогожского черкасcкого (черкасами в России в это время называли украинцев. – В.Е. ) полка Иваном Дзиньковским. «Прибрав» по донским городкам двадцать три человека, Колчев двинулся на Острогожск. Фёдору пока предписывалось остановиться в слободе Колыбелка (носила и второе название – Полковничья. – В.Е.), где жили крестьяне Дзиньковского. Здесь к Колчеву присоединились ещё двадцать четыре человека. Добровец написал полковнику «прелестное письмо» от Разина и послал его в Острогожск крестьянина Ивана Казачка. В этот же день, 7 сентября, Дзиньковский в ответном послании писал, что для перехода острогожского гарнизона и жителей города на сторону разинцев достаточно прибытия от Разина пяти человек, «не токмо, что 23 человека». Одновременно он послал Фёдору мешок пороха, две пищали и дал совет идти «наспех», чтобы успеть раньше царского воеводы Г.Г.Ромодановского, который по указу самодержца Алексея Михайловича с большим войском двигался из Севска на крепости Белгородской засечной черты Коротояк и Острогожск. «Как де они (восставшие) придут и засядут Острогожский и Ольшанский и Коротояк до боярского приходу, так же и все украинные городы будут за ними», - так передал атаману Колчеву от имени полковника Казачок. На конях и телегах колчевцы немедленно выступили из Колыбелки. Расстояние в пятьдесят километров преодолели за одну ночь. Вёл восставших Иван Казачок. К стенам Острогожска отряд подошёл до рассвета 9 сентября. По приказу Дзиньковского караульные черкасы немедленно пропустили разинцев в город. Повстанцы немедленно схватили воеводу Острогожска Василия Мезенцева и подьячего приказной избы Ивана Горелкова. По колокольному набату сбежались горожане. Никто из них не выступил в защиту воеводы и подьячего. Наоборот, они заявили, что Мезенцев к «ним был недобр». Подьячего «убили до смерти». Колчев и его сподвижники отправились к Дзиньковскому, чтобы «спрашивать про воеводу». Полковник «им сказал, что приехал в Острогожск недавно, а что де им, Федьке, приказано делать на Дону, и оне б де так и делали…» По казацкому обычаю, был собран круг, на котором «про воеводу у грацких людей учали спрашивать…».Острогожцы обвинили Мезенцева во многих «бедах», и по решению круга воеводу «посадили на воду» - утопили. Затем все «животы» (имущество)… воеводцкие и таможенных откупщиков и подьячего пограбя…», собрали на воеводском дворе, где Дзиньковский опечатал имущество своей печатью. Вскоре за городом Колчев собрал новый круг, на котором писарь Острогожского полка М.Жуковцев зачитал перед народом грамоту от самого Разина: «Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет Богу да Государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам». Это широко известная грамота Разина, привезённая Колчиным в Острогожск, была после подавления восстания отправлена в Москву. И она – единственная из всех разинских «прелестных писем»грамот, дошедших до нас. На призыв Степана Разина «послужить» откликнулись многие острогожцы. Первым к колчевцам присоединился Фёдор Наугольный. На этом же круге было решено немедленно двинуться к соседней с Острогожском крепости -Ольшанску. С Колчевым «пошло Черкасс и русских ста с 4». Наугольного назначили сотником. К Ольшанску пошли и некоторые старшины Острогожского полка: сотники В.Григорьев, Я.Чекмез, писарь М.Жуковцев, обозный Н.Волнянка. Воронежских, ливенских, усердских, корочанских и землянских черкас, входивших в состав Острогожского полка, но не захотевших участвовать в походе к Ольшанску, Дзиньковский и Колчев отпустили по домам. Колчев удачно использовал элемент внезапности. К городу восставшие подошли «безвестно скорым обычаем» и 9 сентября захватили Ольшанск. Горожане перешли на сторону разинцев. Воевода Семён Беклемишев был схвачен и после скорого суда сброшен с башни. Вместе с воеводой пострадали и два «начальных» человека из Белгородского полка. Все «животы воеводцкие и иных людей, пограбя, розделили по себе…» Особый «пай» был отложен и для Дзиньковского. Со взятием Ольшанска перед Колчевым открывались широкие возможности дальнейшего расширения района восстания. Царские власти были напуганы не на шутку. Колчев призвал к походу на запад Белгородской засечной черты. Он решил захватить небольшую крепость Усерд. Но среди постанцев не было монолитного единства. Отряд состоял из небольшого количества донских казаков, но костяк составляли черкасы. Они и не захотели отрываться от родных мест и не были заинтересованы в продолжении восстания. Утром 10 сентября в Ольшанске собрался круг, на котором Колчев предложил организовать поход на Усерд, но черкасы решили вернуться в Острогожск. Взяв в Ольшанске пушку и порох, повстанцы в этот же день возвратились в Острогожск. А вскоре среди восставших произошёл раскол, которым воспользовалась зажиточная верхушка острогожцев. Образовалась группа заговорщиков. Заговор составили священники острогожских храмов во главе с протопопом А.Григорьевым. К ним примкнула и часть старшины под руководством Г.Карабута. Вскоре присоединились и зажиточные «торговые люди», опасавшиеся за свои добро и жизни. Вечером 10 сентября хорошо вооружённые заговорщики напали на разинцев. Силы были неравными. Черкасы разбрелись по своим домам, а донские казаки не могли оказать должного сопротивления. Лишь часть из них спаслась, остальные были перебиты. Заговорщики схватили атамана Колчева и его сподвижника – есаула Фёдора Агеева. Отдельный отряд заговорщиков ворвался и в дом полковника Ивана Дзиньковского. Срочно было сообщено воеводам окрестных городов и в Воронеж о захвате вожаков восстания. Коротоякский воевода М.Ознобишин в срочном порядке прибыл в Острогожск, а воевода Воронежа Б.Бухвостов двинул на помощь четыреста служилых людей под командованием казачьего головы Ивана Михнева. Колчева и Агеева заковали в «железо». Содержать в Острогожске их было небезопасно. По приказу воеводы Г.Г.Ромодановского их под усиленным конвоем отправили в Белгород. Здесь их допросили с «пристрастием», применяя пытки, а 14 сентября к допросу приступил лично Ромодановский. Жена Дзиньковского пыталась о случившемся сообщить брату Степана Разина – Фролу. Но посланец был схвачен царскими войсками. После допросов в Белгороде Колчева и Агеева отправили в Москву. В столице их ждали вновь прежестокие пытки с «пристрастием». Суд был скорый. Колчева приговорили к смертной казни – к четвертованию. Казнили атамана Фёдора Колчева «на Болоте», а его сподвижника Фёдора Агеева – «за Яускими вороты по Володимерской дороге». Прожил Колчев недолгую жизнь. Мы не знаем даже года его рождения. Но имя его навсегда вписано в историю разинского бунта. Источник: http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=58433 Георгий Вилинбахов: Эти полосы ничего не значат Средневековый герольд появлялся перед турнирами. Государственный герольдмейстер России начинает разговор с того, что открещивается от рыцарей, вернее вписывает их в единую картину развития символов. - Георгий Вадимович, вы могли бы дать короткое определение геральдики? - Это научная дисциплина, которая занимается изучением гербов, флагов, эмблем и так далее. - Считается, что в России геральдика появилась при Петре Первом… - Это значило бы, что до Петра у нас не существовало геральдических знаков. Но была печать с гербом, знамена, награды. Наверное, чтобы не ограничить себя узким пониманием геральдики, связанным с европейскими рыцарскими гербами, нужно отталкиваться от того, для чего они появлялись. Гербы были нужны только для того, чтобы различать. А в этот контекст попадают и флаги, и японские моны, и татуировки. Помните, у Фенимора Купера, что спасло Ункаса, когда он попал в плен к другим индейцам? Изображение черепахи на груди – знак принадлежности к роду вождей. - Наверное, вас часто спрашивают про значения конкретных символов? - Особенно про цвета российского флага. Я каждый раз надеюсь, что этот вопрос не прозвучит. - Почему? - Потому что эти полосы ничего не обозначают! Их сочетание просто символизирует наше государство. Это различительный знак, геральдические мифология и поэзия появляются позже. - Вашей службе исполняется 20 лет. Скажите, с чего началась работа? - С оформления государственных границ Российской Федерации, приведения их в соответствие с международными нормами. Потом мы разрабатывали эмблему для таможни. А после МЧС направило первый гуманитарный конвой в Северную Осетию, грузовики нужно было оформить так, чтобы всем стало понятно: колонна выполняет определенные функции. Это сейчас кажется, что эмблема МЧС и оранжевые береты существовали всегда. - А чем вам сейчас приходится заниматься? - Мы проводим экспертизу и вносим знаки в государственный реестр. Одни хотят убедиться, что их герб и флаг не нарушают закон, другие пытаются протащить свои решения вопреки закону. В геральдике используется два металла: золото и серебро (они обозначаются желтым и белым) и финифти (красная, синяя, зеленая, пурпурная и черная). Если мне принесут герб с коричневым мечом на серо-буро-малиновом фоне, я изображение попрошу перерисовать нормальными цветами. Бывает, что герб очень плохо нарисован, но с геральдической точки зрения придраться не к чему, все правила соблюдены. Мы тогда отвечаем: «Да, герб утвержден, но мы бы рекомендовали его художественно улучшить». Источник: http://www.professia.info/?prof=aview&st=2100 Первый герб Симбирска По официальной версии, первый герб городу был пожалован в 1672 г. за храбрую оборону от разбойничьих нападений Стеньки Разина и Федьки Шелудяка. Он изображал стоящего на задних лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком и мечом в лапе, над головой льва - трёхлепестковая корона. Аки лев рыкающий Изображение со львом сохранилось на печати Симбирской провинциальной канцелярии. В наше время печать воспроизведена на стеле у музейного комплекса Симбирской засечной черты. Принято считать, что образ могучего зверя в симбирской символике возник не случайно. Царь зверей традиционно олицетворял власть, силу, мужество, храбрость и благородство. Такие качества город проявил, отражая нападения сначала войск самого мятежного атамана Степана Разина в 1670 году, а в 1672-м – его есаула Федора Шелудяка. Симбирск для мятежников оказался неприступной крепостью, представ перед ними в образе «льва рыкающего». Конечно, распространение гербов в России справедливо связывают с личностью Петра I и рассматривают это как одно из заимствований европейских обычаев. Но при этом почти всегда добавляют, что Петр I застал уже в России различную символику, в том числе и гербы – боярских и дворянских родов, городов, воинских подразделений и пр., лишь санкционировав, поощрив и несколько упорядочив это симпатичное и желанное для него явление. Столб, на нем корона Впрочем, изображения, пожалованные ранее для печатей городов, уже не принимались во внимание при составлении новых эмблем. В этом уже тогда проявилась знакомая российская тенденция: отменить всё ранее существующее и сочинить заново. Известный ныне симбирский (и теперь уже и ульяновский) герб с изображением колонны, увенчанной царской короной, был разработан геральдическим художником Францем Санти на основе изображения, присутствующего на знаменах Симбирского пехотного полка в качестве эмблемы этого подразделения с 1712 года. Впоследствии новый герб был утвержден Екатериной II в 1780 году. Колонну и корону можно толковать как символ города, основанного царем, что соответствует действительности, ведь Симбирск был основан в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича. Да и оборона от Разина и Шелудяка была памятна, а значит город слыл опорой самодержцев. А вот другая ассоциация, которая приходила на ум российским подданным при взгляде на столь распространенный в России геральдический образ – эпиграмма, ошибочно приписываемая Пушкину: «У нас в России нет закона, есть только столб, на нём – корона». До основанья, а затем Зачеркнуть старое и придумать новое - после 1917 года это выразилось не только в смене названия города, сносе церквей, но и в попытке придумать новый, социалистический герб. Такая попытка в городе, как и во всей стране была предпринята в 1966—1967 годах – к 50-летию Октябрьской революции. Новый герб должен был закрепить индустриально-аграрные достижения города и области, а также подчеркнуть, что Ульяновск - родина Ленина. Состоялось несколько конкурсов. Но в представленных «гербах» не были учтены правила геральдики. На ульяновских значках в разное время фигурировали в разных сочетаниях портрет Ленина, УАЗовская чайка, шестеренки и колосья, волжские волны. Постсоветский герб города Ульяновска фактически воспроизводит старый, дореволюционный. Интересно, что сегодня столб на гербе Ульяновска трактуется как символ незыблемости уже не самодержавия, а… народовластия. Поскольку венчающая столб корона (венец) символизирует теперь уже не императорскую власть, а городское самоуправление как проявление власти жителей города. Что интересно, герб области включил в себя не только петровско-екатеринискую символику Симбирска-Ульяновска с колонной и короной, но и прежнего «лёву» времен Алексея Михайловича. Только лев теперь встал на задние лапы и раздвоился - для симметрии. Источник: http://www.ul.aif.ru/society/article/23979 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||