← Март 2012 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
||
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Чеботарь — фамилия многонациональная «У меня до замужества была фамилия Орочко (ударение на второй слог), по–белорусски — Арочка. Мама говорила, что когда–то в начале ХХ века у них в деревне было 23 семьи и все с такой же или очень похожей фамилией. Хотелось бы узнать историю ее происхождения. Сейчас моя фамилия по мужу — Чеботарь. Думаю, что ее корни из Молдавии, там есть слово «чеботарь» — сапожник. Софья Чеботарь, Слонимский район». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Орочко (а) — производная форма древнего редкого личного имени Орест. Это имя сына царя Агамемнона (в переводе с греческого — «живущий в горах, горный, горец»). Чеботарь — слово тюркского происхождения, хорошо прижилось на почве восточнославянских языков. В молдавский язык оно было заимствовано в XVII ст., когда Молдавия находилась под властью Турции. Фамилии Чеботарь, Чеботарев, Чеботаренко есть у белорусов, украинцев и русских. Поэтому только по фамилии невозможно определить, какой национальности были ее первые носители. «Меня интересует происхождение фамилий Друзик, Сушко, Кохно. И.Друзик, Светлогорский район». — Сушко — потомок человека по прозванию Суша «сухой, тощий». Друзик — уменьшительная форма личного имени Друз (маленький Друз), по действию глагола «друготать» — «ломать, крушить» (В.С.Казаков). То есть Друз означает «ломающий». Возможно также возникновение фамилии по признаку белорусского прилагательного «друзлы» — «вялый, отекший». Кохно — разговорный вариант официальных имен Кондратий (в переводе с латинского — «квадратный, широкоплечий») и Константин (в переводе с латинского — «постоянный»). «Расскажите, пожалуйста, о фамилии моих родителей — Болбас и о фамилии мужа — Ёщик. Все они родом из Беларуси. Ольга Ёщик, Бобруйский район». — Болбас — прозвание человека по действию белорусского диалектного глагола «балбатаць» — «много и в быстром темпе говорить». Ёщик — производная форма личного имени Ёшка (о) — разговорный вариант имени Еремей (церковное Иеремей, в переводе с древнееврейского — «Бог Яхве возвеличит»). «Простите за тавтологию, но что в имени моем — Рыльков? Григорий Рыльков, Минск». — Юрий Федосюк в книге «Русские фамилии» возводит фамилию Рыльков к названию старинного струнного музыкального инструмента рылей — разновидность украинской лиры. В переносном значении рылей — игрок на рылее. Рылик, Рылько — потомок рылея, Рыльков — потомок человека по прозванию Рылько или Рылек. «Если возможно, объясните происхождение двух фамилий: Кудинов и Сопко. Михаил Промашков, Гомель». — В основе фамилии Кудинов личное имя Кудин — сокращенный вариант разговорного имени Акундин (церковное Акиндин, в переводе с греческого — «безопасный»). От других разговорных вариантов этого имени образованы фамилии Кудин, Кудька, Кудаш, Кудаша, Кудашка, Кундик, Кундий, Кунденко. Сопа, Сопка, Сопик — разговорные варианты официального имени Сопрон (церковное Софрон, в переводе в греческого — «мудрый, рассудительный; скромный»). До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/127593/ Одна из самых лучших русских голов! Так сказал Бирон о князе Волынском. Изучив его «проект поправления государственных дел». Артемий Петрович Волынский, кабинет-министр, занимался, между прочим, и возведением ледяного дома. Где всё было ледяное: ледяные столы с угощением «истинными леденцами из сладких сосулек», всё маскарад, у ледяных дверей – ледяные мортиры, которые, однако, могли бы пробить дюймовую доску... ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ Артемий Петрович проявил бесстрашие в Полтавской битве, и в 1715 году – посланник в Персии. Он склонил шаха Гусейна к союзу с Петром и награждён, а в царствование Екатерины I произведён в генерал-майоры. Он породнился с домом Романовых. Поскольку его род – от князя Волынского-Бобрака, то императрица женила его на двоюродной сестре Петра Великого, и дети его могли даже претендовать на престол. Эрнст Бирон, курляндский герцог, жил в великолепном замке-дворце на Неве. Герцог любил лошадей, и, между прочим, в замке был зал с великолепной фигурой рыцаря на коне. Герцог любил великолепие! Волынский жил на Мойке, в доме архитектурно стилизованным чуть ли не под избу. У него собирались близкие и друзья, архитектор Еропкин, инженер Хрущёв, Мусин-Пушкин. Все уже устали бояться... Историк Клод Люрьер писал: «Такое было время... Императрица мелочная и злопамятная... Бирон за девять лет своего правления умертвил двенадцать тысяч человек... И только убив опасных – проявлял иногда милосердие». Царица считала, что и в случае милосердия только примерная порка поможет преодолеть натуру. Фаворит казнил, бывало, и потоплением в мешке с собакой. И вот друзья, как водится, ругали время, моду на «дураков» при дворе. Но Артемий Петрович и сам иногда сажал татарина на свинью, доказывая, как можно преодолеть натуру. Однако надо было сделать что-то «для существования в потомстве», несмотря на такое время. Сор из этой «избы» – само собой – выносился... К примеру, повторяли французское выражение «entre chien et loup» – то есть «между волком и собакой», время сумерек, в которое не отличить собаку от волка. Существовала мода на «дураков» – до самых знатных – и первым по знатности был Тредиаковский, пиит, дерзкий на слово в своих виршах. Он сочинил аллегорию на Волынского. И однажды во дворце Бирона назвал Артемия Петровича, противника онемечивания, русаком. Быть может, потому, что Анна Иоанновна ещё с курляндских времён любила охоту на дичь, а на островах, хотя и подслеповатая уже, выбивала последних зайцев, русаков, хорошо заметных, серых зимой и летом. И тут Волынский нарушил все сложившиеся приличия. Артемий Петрович и сам бывал дерзок на слово, но – что было непохожим на него – вспылил по пустяку и, мало того, сделав наставление, потащил скомороха за фигуру рыцаря на коне. Там он набил Тредиаковскому баки, и вся недолга. Шут вспомнил, что – знатен. А удар у него был такой, что дай бог каждому, и он, не желая принимать наставлений, тоже нарушил приличия. От парика Волынского поднялась столбом пудра, что сделало его совсем не похожим на себя. Артемий Петрович, как бы ни во что уже не ставя хозяина, Бирона, с этим его дворцом и рыцарем, сбил Тредиаковского под ноги лошади, и рыцарь со всей своей геральдикой свалился тоже ей под ноги. Такое в замке его светлости – было как оскорбление лично герцогу. СУДИЛИЩЕ Императрице доложили, что Волынский теперь стал «дерзок и на руку». Анну Иоанновну беспокоил зуб мудрости. Лейб-медик, «зубодёр», немец Штольц записывает: «На белом припухшем лице её, и без того тучном, было выражение равнодушия к делу». Но до герцога дошло, что Артемий Петрович называл его, любителя лошадей, «конюшенной светлостью» и сказал, будто Волынский делал наставления не только шуту, но и самой государыне, чем «вверг её в краску». До решения дальнейшей его судьбы, на случай, если был заговор, объявили домашний арест. Артемий Петрович утром садился за описание Полтавской победы, а вечером – за карточную игру. Некоторое противостояние судьбе есть, конечно, и в картах... Однако не лучше ли перед лицом рока было бежать? Но всё же Артемий Петрович вёл себя так, как будто ничего особенного не случилось. Посмеивался: дескать, многие и его слова – иносказание. Потом пространно отписывался: «Не солгано, истиной освидетельствовано, – не творил козни против спокойствия государыни, разве что при оном только опыте нечаянного своего медвежьего усердия, когда согрубил дураку, поелику, не заяц-русак для него... А во всём остальном даже жертвовал выгодами для пользы отечества». Злопамятная Анна Иоанновна, однако, припомнила, как в Ледяном доме Волынский «при опыте другого нечаянного своего медвежьего усердия» угостил её, страдающую от больного зуба, – ледяной конфеткой-сосулькой... Врачеватель Штольц, лейб-медик, свидетельствует для истории: «...И лицо её ещё более утучнилось гневом за ту канахветку». А тут ещё Бирон доставил бумаги в конверте с печатью Волынского – множество разных мыслей из «Утопии» Томаса Мора. Волынский всё более горячился, поклялся, что у него самого была одна только мысль: способствовать славе императрицы... И так разгорячился, что сломал свою печать кабинет-министра. Тогда его посадили в крепость. Но какое-то время он ещё думал, что едва только выйдет, как потребует удалить фаворита, которого государыня осыпает милостями, накладными для государства, или – пусть ведут обратно в крепость! Как бывает, поиски заговора отличались глупостью... Даром что друзья Волынского были на замечании. Но герцог, твёрдый во власти, не чуждался уже компромиссов... Может быть, послать его куда-нибудь на рудокопную фортецию комендантом? Но не станет ли такое снисхождение поводом для смуты? Волынский может расстроить машину правления! Бирон не верил в «тайное сообщество». Но ведь и не ему, герцогу, быть в словопрениях с кем-то... Тем более что и в русском языке он делал ошибки... Как известно, курляндец долго недоумевал: почему у Летнего сада – верблюжья канавка? Но его дело – исправлять ошибки Фортуны. А то всех русских людей перебалует... ПРИГОВОР «...Еропкина, Хрущёва и Мусина-Пушкина четвертовать и затем отсечь головы. Волынского посадить на кол, вырезав у него язык». Императрица взволновалась: Эрнсту только бы четвертовать с отсечением головы! А не ограничиться ли отсечением головы Артемию Петровичу? Впрочем, «капризная и ленивая до всего, что не было охотой на русаков» (по Ключевскому), она быстро успокаивалась, созерцая лепнину в своём кабинете – амуров с дичью и зайцами. Всё же за два дня она по своей нетвёрдости не менее трёх раз утверждала приговор, отменяла, исправляла, всё передумывала... Эрнст говорил ей, что Волынский посмеивается: хочет удалить его, Бирона, как зуб мудрости. Кроме того, он нашёл фрейлину, которая пала ей в ноги, винясь в слабости и жалуясь на Волынского, «обольстившего её неопытность». Анна Иоанновна изволила посердиться (по записи Тредиаковского): «Напроказил – отвечай, русак... Не в раю магометовом, чтобы давать уроки испорченности». И решила, что твёрдость – также есть добродетель... Но всё же, «милосердуя по императорскому великодушию», поправила: «Приведя дело ко окончанию... вырезать Артемию Петровичу язык, а затем отсечь – токмо правую руку и голову». КАЗНЬ 27 июня 1740 года – памятный день Полтавской победы, в которой участвовал Артемий Петрович. В Петропавловке совершают «урезание языка». Ведут на Сытный рынок. Волынский шёл с достоинством мученика и, подняв голову, словно бы взывая к небу – как к последней защите отечества от курляндца. (При Елизавете едва не казнят и Бирона, однако простят). На помост, покрытый чёрной холстиной, пала рука Волынского. Палач сделал своё дело – голова откатилась. Народ снял шапки. Скорбели сдержанно. Когда приехала карета, говорили – «херцог со своей херцовиной», и что – вот ведь, ни в чём Артемию Петровичу не было недостатка, а пошёл зачем-то поперёк «хаварита». Анна Иоанновна при услужливом внимании – «Виват!» – убила зайца в тот день... И вообще, есть в этой казни какая-то вульгарная символика: человек красноречивый лишается языка, лишается руки человек, описавший Полтавскую битву. «Одна из самых лучших русских голов». Она возвышалась всё выше... И вот, наконец, была водружена на палаческий шест. Казнили в день Полтавской битвы и останки погребли на Выборгской стороне при церкви Сампсона Странноприимца, поставленной в честь Полтавской победы. Вспоминали всё это почти половину столетия, а затем подзабыли. Источник: http://www.ufolog.ru/publication/4119/ В Татарстане мурзы готовятся к юбилею Бородино и возрождают суд чести Через несколько месяцев страна отпразднует 200-летие Бородинской битвы. Знаменательную дату отметят и в Казани. Совместную программу разрабатывают потомки старинных родов - русских дворян и татарских мурз. - Есть данные, что в этом великом сражении участвовали и мурзы, один из их полков был сформирован в Казани, - рассказывает предводитель Меджлиса татарских мурз Республики Татарстан Айрат ТЕРЕГУЛОВ. - Сейчас мы проверяем факты, ищём документальные подтверждения в архивах. На страже памяти - Айрат Шарафутдинович, чем ещё занимается меджлис? - К мурзам много лет относились негативно, мы стремимся вернуть их доброе имя, возродить дворянскую культуру, присущие ей понятия о чести, достоинстве, нерушимости данного слова. Мурзы появились в Золотой Орде ещё в XII – XIII веках. Позже Московское княжество стало привлекать их на военную службу. Среди потомков мурз немало известных людей: Кутузов, Державин, Радищев, Карамзин, Тургенев, Куприн, Менделеев… В 2011 году мы отметили 100-летие Нигматуллы Терегулова – человека, который сумел привезти в Казань рукопись первой моабитской тетради Мусы Джалиля. До войны он был юристом, из Казани ушел на фронт, попал в плен, бежал, сражался вместе с французскими партизанами, где ему в руки попала рукопись Джалиля. Нигматуллу Терегулова арестовали сразу же после передачи рукописи. Этот поступок стоил ему жизни: Нигматулла умер в лагере для военнопленных. В память о нём мы провели мероприятие в музее ВОВ, пригласили его родственников, представителей Российского Дворянского собрания, вручили копии свидетельств о дворянском достоинстве сыну героя. Стремимся сохранить память о первом профессоре-медике из татар, заслуженном деятеле науки РСФСР и ТАССР Абубекире Батыр-Гиреевиче Терегулове. Шамовскую больницу, которая носила его имя, закрыли. Осталась лишь именная премия, которую присваивают раз в три года. Более трёх лет меджлис добивался присвоения имени Терегулова улице в Приволжском районе. И вот недавно там установили мемориальную доску. - Вы уже несколько лет добиваетесь того, чтобы были преданы земле останки ханов Махмута и Мохамет Эмина, извлечённые во время археологических раскопок в Кремле… - Один из этих людей считается основателем Казанского ханства. То, что останки уже 30 лет лежат в хранилище Института истории, противоречит всем человеческим законам. Каждый человек должен быть похоронен, предан земле. Возле башни Сююмбике начали возводить мавзолей, но потом работы приостановили. На территории Кремля и лопаты земли нельзя вынуть без разрешения ЮНЕСКО. Мы написали коллективное письмо на имя президента РТ с просьбой ускорить захоронение ханов. Оно уже рассмотрено. Теперь проект должен пройти экспертизу и получить «добро» на проведение работ. - Сколько сейчас мурз в вашем собрании? - 304 потомка 40 дворянских родов: Еникеевы, Акчурины, Яушевы, Мамлеевы, Чанышевы, Кудашевы, Максютовы, Аитовы, Апанаевы. 211 человек живут в республике. В основном это люди интеллектуального труда: народная артистка России и Татарстана, профессор казанской консерватории Зиля Сунгатуллина, помощник президента РТ Тимур Акулов, архитектор Светлана Мамлеева, кардиолог РКБ Юрий Терегулов, другие известные личности. Хоть меджлис и называется татарстанским, в него входят потомки мурз, живущие в других регионах России, во Франции, Китае, Великобритании, США, Австралии… К дворянству сейчас большой интерес в обществе. Мы получаем прошения принять в меджлис даже детей ясельного возраста. Но удовлетворяем не все. В 2011 году отклонили кандидатуры 48 человек, приняли 16. Чтобы мы выдали свидетельство о дворянском достоинстве, нужно предоставить сведения о семи поколениях предков. Кандидаты приносят нам на проверку сохранившиеся документы. Мы работаем с архивами Санкт-Петербурга, Москвы, других городов. Решение принимается на геральдической комиссии, совете старейшин. Правда, устав разрешает принимать в меджлис заслуженных деятелей, спортсменов или обычных граждан, которые активно нам помогают. Они получают свидетельства о членстве без статуса мурзы. Генеалогию – на поток? - Помогает ли меджлису власть? - У нас нет прав что-то требовать. Помочь нам могут только по велению совести. Огромное спасибо первому президенту Минтимеру Шаймиеву. Когда мы обратились к нему с просьбой выделить помещение, он нас понял. Мы получили комнату в здании ВТОЦ. Правда, с большими трудностями. Указание президента было выполнено не сразу. Ведь комната в центре – лакомый кусок для многих. Сейчас в обществе царит желание иметь больше имущества, недвижимости, денег. Никто так просто ничего не отдает. А у нас денег нет. Мы не ставим перед собой цель получить наживу. В моём роду никто не занимался бизнесом. Предки Еникеевых-Терегуловых в конце XVI века жили на землях Мордовии. Когда Петр I издал указ о принятии христианства, они оставили свои хозяйства, переехали в Башкирию на свободные земли, стали их обрабатывать. Дворянский титул с них сняли, они получили прозвище «дворяне в лаптях». Многие пошли в науку. Мой отец был землемером, затем стал одним из первых агрономом СССР. Мама – тоже дворянка, из рода Туляковых. Она окончила гимназию благородных девиц в Уфе. Знала латынь, татарский, русский, арабский языки. Работала учительницей русского языка. Мурз всегда отличала образованность и скромность. Среди них были купцы, но в целом бизнесом они почти не занимались. Когда нам выделили помещение, я получил массу предложений от предпринимателей. Поставить, например, на поток изготовление генеалогического древа. Но открывать в выделенном на совсем другие цели помещении частный бизнес – недопустимо для мурз. Нельзя наживаться на многовековом авторитете мурз, спекулировать именем дворянина. - А генеалогические древа все-таки составляете? - Нет, их приносят нам. Огромный вклад в это дело вносит профессор ИЯЛИ АН РТ Марсель Ахметзянов. Он, наверное, лучше всех в Татарстане знает историю мурз. Свою родословную восстановил до 14-го колена, и сейчас совершенно бескорыстно собирает по крупицам историю татарского народа. Честная традиция - Что сегодня преобладает в нашей жизни? - У нас много хорошего. Появилась свобода слова, возможность высказать своё волеизъявление, а также путешествовать, увидеть, как живут люди в других странах. Но бизнес в том виде, в каком он существует сейчас, оставляет желать лучшего. Купил товар за одну цену и за три цены продал – это несерьёзно. Надо что-то производить, развивать промышленность, конкуренцию, особенно на селе. Наши предки не были глупыми. Они понимали: всё держится на земле. Она и кормит, и одевает. Сельскохозяйственный труд очень тяжелый, его надо механизировать. А у нас почти нет производства сельхозтехники в республике. Надо поднимать культуру жизни на селе. Там многие хотели бы жить, но условий нет: ни дорог, ни медобслуживания, «очагов культуры» мало. - У мурз есть какие-то особенные традиции? - Хотим включить в свой устав суд чести, который существовал в среде татарской знати в древности. Будем приглашать на него тех, кто допустил какие-то нарушения, обсуждать их поведение. Злоупотребление чем-либо – уже аморально для дворянина. Это считается позором. Мурзы должны во всём быть примером обществу. В то же время от провинившихся мы не отстраняемся, ведём с ними воспитательную работу. Источник: http://www.kazan.aif.ru/culture/article/24336 Бунт странного фараона Над миром проносились тысячелетия, и целые династии великих фараонов сменяли друг друга на золотом троне Египта. Фараон – единовластный правитель, воплощение божества на земле, считался главным представителем людей перед всесильными богами. После смерти именно фараон становился заступником живущих в мире мёртвых, обеспечивал урожайные годы, мир и процветание стране. Из века в век фараоны выполняли свою миссию на земле, строя храмы и восхваляя многочисленных богов Египта. Но однажды, около 3 400 лет тому назад, в семье Аменхотепа III родился странный малыш. Мальчика не считали наследником, так как он был вторым сыном фараона. На семейных изображениях, в описаниях религиозных празднеств и фестивалей о нём нет даже упоминания. Сейчас трудно сказать, почему семья игнорировала юного принца. Может быть, причина кроется в его необычном облике? У него было вытянутое лицо, длинный череп, узкие плечи и широкие бёдра, длинные гибкие пальцы рук и ног. Гадкий утёнок в породистой семье фараона. А может быть, близких настораживали странные размышления принца о богах и человеческом бытии на этой земле? Можно себе представить, как всеми отвергнутый мальчик глотает слёзы обиды где-нибудь в дальней комнате дворца, пока его царственная семья принимает почести и развлекается. Лишь только его мать Тейе, жена царя, украдкой пожалеет своего странного сына. Но вот великий фараон Аменхотеп III умирает. И совсем скоро, вслед за ним умирает его наследник, старший сын. Словно из небытия на сцене египетской истории появляется молодой фараон, Аменхотеп IV. Вот так, нежданно-негаданно, бывший изгой становится царём. Он женится на девушке невероятной красоты, имя которой переводится как «красота грядёт». Он боготворит свою мать. Некоторое время Аменхотеп учится править страной, не очень-то вникая в политические передряги и соперничество жрецов. Но, набрав силу и привыкнув к власти, молодой царь, словно громом среди ясного неба, поражает своих подданных решением провести религиозные реформы. Фараон отменяет всех богов, кроме одного единственного, который всегда согревал его. Это солнечный диск Атон, символизирующий свет и энергию. Огромная древняя страна, тысячелетиями пестовавшая своих многочисленных богов, окутанных легендами и мифами, в одночасье должна была забыть их и поклоняться одному странному абстрактному богу! Люди не знали, как себя вести, что делать с грандиозными богатейшими храмами. Жрецы в момент лишились власти и средств к существованию. Но неповиновение жестоко каралось, и весь жизненный уклад перевернулся с ног на голову. Впрочем, молодого фараона это мало волновало. Он здесь главный и может делать, что захочет! К примеру, поменять своё имя Аменхотеп IV на Эхнатон. Любимая жена, восхитительная Нефертити, во всём поддерживала его. Народ Египта ещё не успел прийти в себя от странной прихоти царя, как Эхнатон объявил о новом своём решении – перенести столицу страны. Он лично ездил выбирать место для нового города. На севере от Фив была найдена подходящая долина. С западной стороны она омывалась водами Нила, а с восточной была окружена горной цепью в виде подковы. Эхнатона поразил удивительной красоты восход в этом месте. Солнечный диск поднимался на небеса из ложбины между горами, очертаниями напоминавшей ладью. Фараон посчитал это знаком и, приказав установить в четырёх частях долины пограничные стелы, поклялся никогда не покидать пределов своей новой столицы. Так возник Ахетатон, город бога Атона. Дома, дворцы и храмы возводились молниеносно. В отличие от величественных зданий Фив, они строились не из прочных известняковых плит, а из обычных глиняных кирпичей. Город был построен в рекордно короткие сроки и поражал своим великолепием. Широкие улицы и площади, чудесные дворцы знати, окружённые диковинными садами, удобная пристань, кварталы ремесленников и, конечно же, невиданной красоты храмы под открытым небом с бесчисленными алтарями, посвящёнными вечному Атону. Эхнатон был счастлив. Каждый день он самозабвенно выполнял религиозные ритуалы, посвящённые солнечному диску, сопровождаемый любимой женой и детьми. Он был сыном солнца, и простые смертные должны были молиться лишь своему фараону в надежде достучаться до божьей милости. Царь щедро одаривал своих последователей и почитателей. Но он ничего не хотел знать о том, что творится за пределами Ахетатона. Его не тревожило ни недовольство провинций новыми реформами, ни ослабление границ, ни воинственные настроения хеттов на севере страны. Надо отдать должное, при Эхнатоне не велись войны, люди мирно жили и трудились. Но не всех это устраивало. Страна была лишена огромных прибылей, приносимых завоевательными войнами, богатейшие храмы старых богов были разорены. Жрецы, потерявшие власть, пребывали в ярости и настраивали народ против царя. Простые люди в тайниках хранили фигурки древних богов и потихоньку молились им. В Египте росла ненависть к фараону-еретику. И лишь Эхнатон жил, словно светлый праздник, купаясь в роскоши, процветании и неведении. Он был необычен во всём. На древнеегипетских изображениях мы привыкли видеть фараонов молодыми стройными людьми. Ни намёка на старость или немощность. При Эхнатоне стиль изображения резко меняется. Царь словно нарочно приказывает художникам выставлять напоказ свою необычность. Перед нами предстаёт человек со странными, совершенно инопланетными чертами лица, узкими плечами, обвисшим животом и широкими, почти женскими бёдрами. Кроме того, появились изображения сценок из бытовой жизни фараона, подтверждающие не столько его божественность, сколько человечность. Вот он обнимается со своей несравненной Нефертити, а вот он в кругу семьи нежно целует одну из своих дочерей. И всюду над ним солнечный диск Атон простирает свои благодатные лучи-руки, даруя свет, тепло и жизнь. Даже красавицу Нефертити не пожалели художники-реалисты. На одном из поздних своих портретов перед нами предстаёт немолодая женщина с ссутулившимися плечами и обвисшими щеками, но всё ещё гордым и властным взглядом. Любимая жена царя так и не родила ему сына, но подарила шестерых дочерей. И в какой-то момент она бесследно исчезла. У учёных есть несколько версий на этот счёт. Возможно, её просто удалили от двора, и она скончалась в безвестности. А возможно, Эхнатон, безумно любивший свою жену всю жизнь, назвал её своим соправителем фараоном Семнехкарой, который правил ещё два года после смерти Эхнатона. Дело в том, что титула царицы в Древнем Египте не существовало. Была Главная Жена царя. И, чтобы приравнять её к себе, Эхнатон дарует ей мужское имя и титул фараона. А дотошные археологи, между прочим, рассмотрели на изображениях у неизвестно откуда взявшегося Семнехкары женскую грудь. Впрочем, есть версия, что это просто старший сын фараона от одной из младших жён. Но мумия Нефертити так до сих пор и не найдена. После смерти Эхнатона и Семнехкары на трон садится девятилетний мальчик, второй сын Эхнатона от младшей жены, самый известный в мире фараон Тутанхатон (от Атон). Какое-то время он живёт укладом, установленным его отцом. Но могущественные жрецы жаждут возвращения своей власти и привилегий. Под их влиянием юный фараон переезжает в Фивы и принимает имя Тутанхамон (от Амон). По всей стране начинается восстановление прежней религии и уничтожение любых упоминаний о ненавистном фараоне. Великолепный Ахетатон, просуществовавший около тридцати лет, был разорён и уничтожен. Непрочные кирпичные строения легко сравняли с землёй. То, что уцелело, использовалось в строительстве новых храмов. Сравнительно недавно археологи обнаружили местоположение этого огромного города недалеко от селения Тель эль Амарна. Этот крошечный кусочек многовековой египетской истории так теперь и называют – амарнский период. Во время раскопок в бывшей мастерской ремесленника Тутмоса археологи натолкнулись на удивительную находку. Перед ошеломлёнными людьми предстало, словно живое, прекрасное лицо Нефертити. Тутмос закопал великолепно выполненный бюст прямо в земляной пол мастерской, возможно спасая свой шедевр от погромов. Долгое время никто не вспоминал о фараоне-еретике Эхнатоне. И сегодня, зная историю жизни этого необычного человека, невольно задаёшься вопросом: кем же он был, этот странный Эхнатон? Сумасшедшим? Фанатиком? Жестоким мстителем? Или всё-таки, быть может, первым пророком, значительно опередившим своё время, попытавшимся объяснить людям, что Бог един? Источник: http://www.ufolog.ru/publication/4128/ Старания налицо Гипсовый бюст Льва Брусницына, «Колумба российского золота», был представлен общественности на недавнем съезде Союза старателей России в Москве. Теперь скульптура хранится в родном городе этого незаслуженно забытого горного мастера, во многом благодаря которому Россия на рубеже XIX-XX веков стала лидером мировой золотопромышленности. Так уж сложилось, что ни одного изображения — живописного портрета или фотокарточки — Брусницын потомкам не оставил. Обнаружили это, как мы уже писали, предприниматели из Берёзовского Валерий и Евгений Лобановы, собственники местной турфирмы, во время разработки «золотого» маршрута. Чтобы разузнать что-либо об этом человеке и выстроить его родословную (на это ушло почти шесть лет), им пришлось подключить массу специалистов — документоведов, краеведов, горняков. Удалось найти его могилу на Ивановском кладбище в Екатеринбурге, которая находилась в крайне запущенном состоянии, привести её в порядок. Более того, в Санкт-Петербурге Лобановы отыскали наследницу золотодобытчика, его пра-пра-правнучку Ольгу Толмачёву, которая поделилась массой любопытных фактов из истории рода. Затем появилась идея с помощью эксгумации воссоздать облик старателя и перенести его могилу в родной город. Возможно, мы бы смогли узнать, как выглядел Брусницын намного раньше, если бы эта идея по понятным причинам не споткнулась о разного рода препоны. Многие представители общественности, в частности, экс-мэр города Вячеслав Брозовский, отмечали, что вопрос крайне дискуссионный: можно ли тревожить кости умерших людей, даже если от этого зависит историческая справедливость, если в этом заинтересованы сотни современников? В прессе появилась информация о «святотатцах» и «гробокопателях», нарушителей этических норм призывали «побояться Бога». Но церковь, вопреки ожиданиям многих, идею одобрила: владыка Викентий, бывший тогда архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, благословил перенос и раскопку могилы. Да и сама Ольга Толмачёва, хоть и была больше всех заинтересована в пополнении своей генеалогической «россыпи», своё согласие дала только после церковного благословения. Могилу похороненного в 1857 году Брусницына вскрыли летом 2010-го. Его останки, по свидетельствам археологов, проводивших раскопки, сохранились на удивление хорошо. Это позволило специалистам тюменского института проблем освоения Севера провести реконструкцию лица по методу Герасимова (заметим, что сегодня такие работы выполняют только в Тюмени и в Москве). Эксперты воспроизвели причёску и бороду, восстановили элементы его костюма (он был похоронен в двубортном суконном сюртуке), а затем вылепили гипсовый бюст. В ближайших планах Лобановых установить старателю памятник, над его созданием будет работать известный уральский скульптор Константин Грюнберг. Также в этом году планируется организовать перезахоронение. Добавим, что Ольга Толмачёва одна из первых познакомилась с образом дальнего предка. Когда ей демонстрировали промежуточные этапы реконструкции, она предполагала, что Лев Иванович при жизни был мало похож на известных ей Брусницыных. «Но сейчас, глядя на фотографии его ближайших родственников, я чётко различаю общие черты. Глаза и особенно высокий лоб. Да, у них много было таких, лобастеньких….» Не так давно Ольга Александровна приезжала в Берёзовский и, несмотря на почтенный возраст, мечтает ещё не раз здесь погостить. К слову, она обещает вернуться сюда через два года, на двухсотлетие с того момента, как Лев Брусницын совершил своё открытие. Между прочим В начале XIX века добывали только «жильное» золото: породу дробили в порошок, а затем промывали. Будучи смотрителем по производству Первопавловской фабрики, Лев Брусницын при осмотре проб из очередной штольни обратил внимание на то, что крупинки золота — необычного цвета и без следов деформации. Он предположил, что эти крупицы добыты не из шахты, а из россыпного месторождения. За месяц ему удалось собственноручно намыть около полутора килограммов «жёлтого дъявола». Этот способ оказался в десятки раз дешевле, чем добыча из штолен: россыпь можно было мыть сразу, без дробления. Новая технология позволила Российской империи к 1845 году добывать 47 процентов мирового золота. Источник: http://www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=4841 Жители южноуральской «запретки» смогут посетить музей уникальных исторических находок В Озерске (ЗАТО, Челябинская область) готовится к открытию музей, в котором южноуральцы смогут узнать настоящую историю времен Великой Отечественной войны – экспозицию представит поисковой отряд военной археологии, сообщили Агентству новостей «Доступ» в пресс-службе администрации города. «К этому моменту ребята из поискового отряда шли восемь лет. Помещение для музея было выделено в сентябре 2011 года. Посещая экспозицию, школьники Озерска узнают еще больше о своих земляках, которые в 1941 году защищали небо Москвы, охраняли Тегеран-43 и Нюрнбергский процесс, были партизанами в 14 лет и лечили раненых. Все экспонаты – это настоящие “призраки прошлого”», – отмечают участники отряда. Напомним, поисковый отряд «Уралец» был создан по инициативе генерального директора НПРО «Урал» Владислава Шацилло десять лет назад. За это время его поисковики смогли найти имена земляков, похороненных в Белоруссии. По традиции, на местах раскопок отряд устанавливает памятные знаки (каслинские литые кресты) с надписью: «Прадедам нашим, отдавшим жизнь за независимость и свободу Отечества, от молодежи Южного Урала». Отметим, на счету ребят два открытия. Поисковики, работая в Брестской области, смогли доказать, что в сентябре-октябре 1939 года в этих местах польских военных, адвокатов и судей растравливали не солдаты и офицеры Красной армии, а заключенные, выпущенные немцами 17 сентября 1939 года из Брест-Картузской особой тюрьмы. А в 2010 году отряд смог найти место гибели Челябинского 336 пехотного полка, который формировался в Кусе и Златоусте во времена Первой мировой. Поисковикам даже удалось установить 24 фамилии солдат и офицеров этого полка. Сейчас на месте перезахоронения челябинцев устанавливают мемориал. Источник: http://www.dostup1.ru/society/society_37825.html Ученые: Саркози и Олланд - родственники Специалист по генеалогии нашел общего предка у двух главных кандидатов на пост президента Франции. Супруги политиков также оказались в родстве. Два главных конкурента на грядущих выборах президента Франции Николя Саркози и Франсуа Олланд оказались родственниками. Специалист по генеалогии Жан-Луи Бокарно обнаружил при изучении генеалогического древа политиков одного общего предка - крестьянина по имени Клод Лабулли-Бурти в далеком 17-м веке. У жителя деревни во французских Альпах было два сына: Клод, от которого пошел род Саркози, и Пьер - родоначальник семейства Олланда. Таким образом, два непримиримых соперника являются кузенами. Примечательно, что ученый выявил также связь и между дамами сердца кандидатов - женой Саркози Карлой Бруни и возлюбленной Олланда Валери Тривийе. У них также обнаружился общий родственник по имени Антуан Баратин. Ни политики, ни их супруги открытие специалиста никак не прокомментировали. Источник: http://www.lifenews.ru/news/84909 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||