← Сентябрь 2010 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Хоть горшком назови, только в печь не ставь!
…«Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собой случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени»… Помните? Ну, конечно же, это строки гениальной гоголевской «Шинели». А помните, как еще хотели назвать ее героя? Отчего у нас много Иванов «РОДИЛСЯ Акакий Акакиевич на 23 марта. Матушка расположилась окрестить ребенка. И родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата, — продолжает Гоголь. – «Нет, – подумала матушка, – имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие все имена; я, право, никогда и не слыхивала таких». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Так давали детям на Руси имена во времена Николая Васильевича, так давали их и раньше: по церковной книге – месяцеслову или святцам, или выбирали по своему вкусу. Именно с этим связано то обстоятельство, что у нас так много Иванов: имя Иоанн в полных святцах встречается 170 раз, почти через день! Бывало, люди носили тогда и по два имени: крестное (христианское), предназначенное для «небесных дел», и мирское – для «земных». Считалось, что перемена имени может изменить человека. Ну а в XIV–XVI веках самыми обычными были на Руси, скорее, прозвища: Кислоквас, Кисель, Износок, Опухлой, Неудача, Болван, Нелюб, Огурец, Паук, Сорока, Щетина… И по-другому простолюдинов не величали. Только в XVII веке эти «имена» стали воспринимать, как незаконные, а новорожденных называть с помощью святцев… «Обманное» имя и полуотчество НО КАК возникли «имена», от которых наш современник расхохочется или «впадет в ступор». Представляете, знакомитесь вы с человеком, называете себя, а он вам отвечает: Износок Щетинович? Во-первых, здесь сказалось суеверие родителей, которые считали, что назвать ребенка красивым именем – значит привлечь к нему злых духов. Под прикрытием же «обманного» имени ребенок должен был спокойно расти. Отсюда и пошли имена: Гнилозуб, Хворощ, Лопуха. Во-вторых, имена давали по времени появления ребенка на свет или с учетом обстоятельств его рождения. Так возникли имена Зима, Суббота, Дорога, Мороз. Ну а в-третьих, на выбор имени влияли в древности и характер малыша, и то, какие чувства испытывали, общаясь с ним, родители (Будияко, Шумило, Бессон, Докучай). Именно тогда появилась пословица: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь!» Много непривычного нам и в истории с отчеством. В седую старину, в XI веке, отчество, как знак особого уважения, имели только князья. После ими стали «отмечать» бояр. А при Петре Первом перешло оно и к отличившимся купцам. Остальной народ получил их значительно позже. Отчества имели также разную форму. При Екатерине II это было закреплено законодательно. В ее «чиновной росписи» указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на «вич» (например, Алексей Петрович Рязанов), с шестого по восьмой — именовать полуотчествами «ев», «ов» и «ин» (Иван Сергеев Максимец, Николай Ильин Рогожин). Всех прочих — лишь по именам. И так продолжалось до самого двадцатого века… Целовальников – фамилия торговая НЕ МЕНЕЕ увлекательным делом оказались и наши фамилии. Сложились они не сразу. Процесс этот растянулся на много веков. Сначала родовой «символ» появился у людей знатных. Затем им стали «обзаводиться» городские жители: торговцы, ремесленники. Однако чем ниже на социальной лестнице стоял человек, тем неустойчивей была его фамилия — в течение жизни он мог называться по-разному: по воле барина, дьяка или даже писца. Так обстояло дело до реформ того же Петра, включившего, кстати, в русский язык само слово «фамилия» и повелевшего проводить время от времени «ревизии» — переписи населения… «Источником» множества фамилий стали на Руси мирские имена и прозвища. К примеру, от домашних имен Малец, Малыга, Ждан, Тихон, Шестак пошли распространенные теперь фамилии Мальцев, Малыгин, Жданов, Тихонов, Шестаков и производные от них. В старые времена прозвища говорили о характере одного человека — фамилия передавала сведения об этом потомкам. Каким, скажем, был самый первый Булгаков? Скажу: непоседливым, взрывным и подвижным. Ведь фамилия эта появилась от прозвища Булгак (беспокойный), а Булычев – от хитрого Булыча, Жихарев – от удалого Жихаря, Бунин – от высокомерного Буни, Мичурин – от угрюмого Мичуры, а Рюмин – от слезливого Рюмы. В старину нередко называли человека и по роду занятий. Об этом говорят десятки современных фамилий. Больше всего у нас Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых (с украинскими производными, конечно). Но встречаются и не такие популярные фамилии, напоминающие нам забытые профессии и даже… пищу. Немногие, вероятно, знают, что фамилия Целовальников – «торговая». Целовальниками назывались прежде люди, занимавшиеся продажей вина в розницу. Получая право на эту очень уж выгодную торговлю, они должны были целовать крест, присягая, что будут торговать честно и отдавать казне все положенное. О коломийце – рабочем, добывавшем соль, напоминает фамилия Коломиец или Коломийцев. О пчеловоде – земце, стоит вспомнить, встречаясь с Земцовым, об извозчике – фурмане, беседуя с Фурмановым, о пироге с начинкой – сгибене, увидав Сгибнева… А знаете откуда пошла фамилия легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева? Его дед, работая старшим на лесоповале, частенько покрикивал на медлительных артельщиков: «Чепай!» — то есть «цепляй бревно багром». Так вот и получил он прозвище Чапай. А дети и внуки его стали Чапаевыми. Не правда ли, интересно? Источник: http://rg.kiev.ua/page5/article19252
Ничего личного
«В нашем роду есть две фамилии, для Беларуси довольно редкие, — Чопчиц и Цепото. Носителей первой фамилии можно встретить в Житковичском районе, второй — в Бешенковичском. Расскажите, пожалуйста, как они образовались. Г.Чопчиц, Минск». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Чопчиц — сын, потомок человека, прозванного Чопкой. Чопка — тот, кто чопкае, т.е. медленно ходит, как будто по вязкой (чопкой) дороге. Цепото (бел. Цапота) — прозвание высокого, худого человека по ассоциации с цапком (палкой, служащей для опоры при ходьбе). По этому же признаку возникло и прозвание Цапок (В.Рагаўцоў, С.Кечык. Анамастычны слоўнiк Магiлёўшчыны). «С большим интересом всегда читаю рубрику. Хотела бы узнать, что лежит в основе фамилий Лукша (моя девичья), Финдюкевич (девичья фамилия моей мамы) и Алёкса (моя фамилия по мужу). Светлана Алёкса, Петриков». — Лукша — разговорный вариант имени Лукъян (церковное Лукиан, римское — «относящийся к Луке»). Лука в переводе с латинского — «свет, светлый». В древности формант —ш(а) участвовал в образовании разговорных вариантов и от некоторых других официальных имен: Алекша (к Алексей), Прокша (к Прокоп), Якша (к Яков). В основе фамилии Финдюкевич — личное имя Финдей — разговорный вариант официального имени Финеес (А.Суперанская. Словарь народных форм русских имен). Последнее заимствовано из греческого именослова (Финеус звали фракийского царя). Образование фамилии сопровождалось двойной суффиксацией. Сначала к основе имени Финдей присоединился суффикс —юк, который обозначает родственные отношения (Финдюк — сын, потомок Финдея), а затем — суффикс —евич с тем же значением (Финдюкевич — сын, потомок Финдюка). Алёкса — разговорный вариант к церковным именам Александр и Алексей. В переводе с греческого Александр — «мужчина — защитник людей»; Алексей — «защитник, помощник». «Моя фамилия Каяшев. Никогда не доводилось встречать однофамильцев ни мне, ни даже моим родителям. Предполагаю, что у фамилии татарские корни, поскольку отец родом из тех краев. Александр Каяшев, Несвиж». — Фамилия Каяшев образована от прозвания Каяш по действию русского глагола «каять» — «осуждать, корить, увещевать», т.е. тот, кто любит донимать других, заставлять каяться. Или по действию глагола «каяться» — «сознаваться в своей провинности и просить прощения». Каяшев — сын, потомок Каяша. «Желание узнать происхождение своей фамилии возникло давно. Но написать в рубрику решилась только сейчас. Моя девичья фамилия Вавренюк. Спросить у отца, что она означает, я, к сожалению, не могу — родители расстались, когда я была еще ребенком. Однажды слышала похожую фамилию — Вавренчиц, однако не знаю, есть ли между ними что–то общее. Еще меня интересует, как образовались фамилии Врублевский и Ханин. Ольга Демидович, Лунинецкий район». — Вавренюк — сын или иной потомок по отцовской линии человека по имени Ваврен. Согласно А.В.Суперанской, Ваврен — один из разговорных вариантов церковного имени Лаврентий (в переводе с латинского — «житель города Лаврента»). Возможно, является результатом переоформления католической (польской) формы Вавринец. От основы имен Ваврен, Вавринец образованы белорусские фамилии Вавренок, Вавринюк, Ваврусь, Ваврук, Вавро, Вавровский, Ваврик, Вавриш, Ваврисюк, Вавришук, а также упомянутая вами фамилия Вавренчиц. Основой для фамилии Врублевский послужило польское слово «врубль» — «воробей». У белорусов есть также фамилия Врубель. Фамилия Ханин образована от личного имени Ханя плюс притяжательный суффикс —ин, что означает: сын, потомок Хани. Согласно А.В.Суперанской, Ханя — разговорный вариант церковного имени Афанасий (через Аханасий). «Фамилия Малащук передается в нашем роду из поколения в поколение на протяжении многих десятков лет. У меня четверо сыновей, каждый с гордостью носит мою фамилию. Объясните, пожалуйста, им и мне, откуда пошла наша фамилия и что обозначает. Виктор Малащук, Витебский район». — Малащук — сын или иной потомок Малаха или Малашки. Оба имени являются разговорными вариантами церковного имени Малахия (Малахий), в переводе с древнееврейского — «мой посланец». Вариантами этого имени являются Малах, Малахей, Малафей. Отсюда и фамилии Малахов, Малахей, Малафей, Малафеев. Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/105184/
Улицы Ленина исчезают с карты России
На карте России становится все меньше улиц Ленина. Существует распространенный стереотип, что именно это название — самое популярное среди российских магистралей Оказывается, это совсем не так: в рейтинге самых распространенных топонимов улица Ленина занимает лишь 23 место, - передают Вести.ru. Отметим, что в Барнауле также главная магистраль носит название — проспект Ленина. При составлении статистических таблиц всегда используется оригинальное название. Но даже если собрать все однокоренные слова, связанные с вождем мирового пролетариата (Ленинская, Ильича, Ульянова и так далее), то Ленин все равно окажется в списке лишь седьмым. Заметим, что среди первых ста улиц, носящих имя того или иного человека, почти половина названий связана с общественно-политическими деятелями. Главным образом это советские политики: Киров, Калинин, Мичурин и Фрунзе. Основным конкурентом Ленина в названиях российских улиц выступает Пушкин. Если объединить все названия с упоминанием фамилии или имени великого поэта, то он окажется в топе на десятом месте. Как ни странно, самой популярной улицей в России является Лесная. Их в России 158. Стоит отметить, что природные топонимы традиционно лидируют и в наименованиях улиц, и в названиях городов. В России самые распространенные названия магистралей, связанных с природой — улицы Садовая, Полевая, Парковая и Зеленая. Половина из самых популярных названий остались еще с советских времен. Октябрьская, Комсомольская и Пионерская есть практически в каждом городе. А улица Советская вообще четвертая по популярности по всей стране. Но главная особенность названий российских городов — полное отсутствие логики. Например, в Иркутске на улице Баррикад расположено 19 домов под одним номером. Источник: http://www.amic.ru/news/132488/
Архивы вне политики, они — во времени
СЛОВА «архив» и «архивариус» означают хранилище и того, кто в нем работает. Это учреждение или структура организации, осуществляющие хранение, комплектацию и использование документов. И никакой романтики? На этот счет у Надежды Буценко, директора Государственного архива Донецкой области, есть свое мнение. — По данным вашего сайта, в архиве хранится 1.891.005 дел, 20.750 единиц научно-технической документации, больше 15 тысяч фотодокументов, 3159 киноматериалов... – Таковы данные паспорта архива. Сегодня они уже изменились. Время оставляет все новые и новые свидетельства. В Донецке они собраны с 1786 года, — отвечает Надежда Дмитриевна. – Наш архив получил статус государственного в 1980 году. Но создан он был как исторический в 1932 году. А если говорить об истоках архивного дела на территории Донецкой губернии, то их следует датировать 1922 годом. Тогда впервые при отделе образования Мариупольского ревкома была создана архивная комиссия. В День Победы я сам прочувствовал всю важность системного сбора свидетельств истории. Это было на Донецком металлургическом заводе. Директор Александр Рыженков отменил традиционную производственную планерку. Вместо нее для руководителей цехов и участков… показывали кино. Его составили из кусочков, склеили по кадрам, фрагментам. Самодельный фильм из архивных материалов рассказывал, как металлурги перед наступающим врагом взрывали цеха, как потом восстанавливали завод. Люди плакали, глядя на эти кадры. — Есть такое понятие – консерватизм. В архивном деле оно, по-моему, сполна присутствует. — С одной стороны, нам без консерватизма не обойтись. Постулаты архивного дела не меняются веками. Архив стоит на трех китах: документы надо собрать, сохранить, передать собранную информацию. Консервативно это или прогрессивно? Архивы этим занимаются испокон веку. С другой стороны, меняется информация, которую мы принимаем, учреждения, передающие ее, меняются виды документов. Не берестяные же грамоты мы сегодня берем! Что касается современных технологий хранения документов, то Донецкому архиву есть чем похвалиться. В 2004 году областная администрация выделила нам средства, на которые купили книжный сканер. После библиотеки имени Вернадского он был вторым в Украине. Сегодня среди областных городов такой есть лишь у нас. Мы первыми начали документы копировать. Сканер тут же переводит его на жесткий диск, и тот может храниться долгие годы. — Как сложилась судьба партийного архива? – Его фонды и здание передали нам в 1991 году. Сегодня ими можно пользоваться без всяких ограничений. По этим документам уже написано множество диссертаций, монографий, курсовых работ. — Чем люди больше всего интересуются? — Историей Донецкого региона в разных аспектах. Люди стали больше интересоваться историей и небольших сел, городов, поселков: им небезразлично, где они родились. Это же касается истории фамилий. К генеалогии вообще повышенный интерес. Ею, кстати, не может заниматься любой — только профессионал. — Какими раритетами можете похвалиться? — У нас хранится около двух миллионов дел. Каждое в среднем состоит из 200–250 листов, есть и по 600. Выведите среднеарифметическое их число. Держим полтора миллиарда документов! Есть такие терра инкогнита, куда вообще «не ступала нога человека». Архив – это память народа и связь между прошлым и будущим, а связи рвать нельзя – больно. — Какие интересные поступления были в последние годы? — Как архивист с многолетним стажем скажу: неинтересных документов нет. Есть те, которые сегодня не востребованы. Чего греха таить, иные исследователи ходят по проторенным дорожкам, пользуются уже найденным. А таких, которые бы поднимали тему из глубины, поднимали пластом, увы, немного. Есть темы, которые вообще не затрагивались, лежат и ждут своего часа. Приведу примеры. В 1991 году было объявлено о выплатах узникам Германии. Что делалось у нас в архиве! А ведь эти фонды лежали невостребованными. Как оказалось, в Германию из Донецкой области были угнаны 250 тысяч человек. Часть списков, в которых были занесены их имена, сохранилась. Или голодомор. Тема очень серьезная, спорная. Говорю не как историк, а как архивист. Когда мы начали исследовать тему, просмотрели списки умерших в те годы. В них 105 тысяч человек. Очень много. В соседних областях существенно меньше. В чем дело? А в том, что в архивах тех областей сохранилось меньше соответствующих книг. По диагнозам медики стали определять причины смерти. Голод был всего лишь в 7900 случаях. Факты — не для полемики о голодоморе. Скорее для понимания того, что как только мы начинаем заниматься той или иной темой, сразу возникает масса нюансов, которые должны скрупулезно изучать историки. — Архивист – человек вне политики, вне партий, без всякой окраски? — Архивы вне политики, архивы – во времени. Не дело архивистов давать оценки документам. Мы обязаны непредвзято подать их. Остальное – работа историков, политиков и других специалистов. — Вы по специальности историк, в архив пришли в 21 год. Это время молодости, энергии, и вдруг архив – тихая, спокойная гавань… — Не скажите. Профессиональных архивистов мало, работа по-своему сложная, скрупулезная, ведь мы определяем документ не на год, не на два – на вечное хранение. Время скоротечно, оно оставляет массу свидетельств. Надо быть внимательным к ним. Они о нашей стране, родном крае, городе, доме. Они о нас. Источник: http://rg.kiev.ua/page5/article19230
В поисках утраченного
Мы уже сообщали о выходе трех издательских новинок в серии «В поисках утраченного». Их автор — наш известный коллекционер–филокартист, историк Владимир Лиходедов. Сегодня речь пойдет о второй книге — «Святой Александр Невский. Православные храмы на почтовых открытках конца XIX — начала XX века». Выпущена она по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Надо сказать, что впервые в одном альбоме собрано такое количество старинных фотоснимков православных соборов и церквей во имя святого благоверного князя Александра Невского. Издание основано на богатейшем собрании почтовых открыток. Почему же белорусский коллекционер так заинтересовался именно фигурой святого Александра Невского? Первое и, пожалуй, главное: для настоящего исследователя нет границ, если появляется увлекательная тема для работы. Второе, коль иметь в виду, как теперь говорят, информационный повод: древнерусского князя Александра Невского немало связывало с белорусскими землями и их властителями. Здесь теснейшим образом переплелись и родственные связи, и политические интересы, и военные союзы. И вообще, разве может история замыкаться в узких рамках неких национальных или религиозных ограничений? Чем шире спектр, тем ярче картина мира и общества! Из книги «Святой Александр Невский. Православные храмы на почтовых открытках конца XIX — начала XX века»: «Александр Невский был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. Предполагают, что Александр родился 13 мая 1221 года, так как его покровителем был святой мученик Александр Римлянин, живший в начале IV века (однако историк В.Н.Татищев полагал, что Александр Невский родился 30 мая 1220 года, а Житие святого называет дату 30 мая 1219 года). Уже в 1230 году Александр Ярославич — князь новгородский (конечно, номинальный, всего лишь представитель своего отца и «соправитель» старшего брата Федора). В 1236 году Ярослав Всеволодович ушел княжить в Киев, и Александр остался самостоятельным, хоть и удельным князем новгородским. В 1238 году до Новгорода едва не дошли монголо–татары, но повернули вспять, оказавшись в весенней трясине северных лесов. В это же время отец Александра стал великим князем владимирским. В 1239 году Александр Ярославич женился на княжне Александре (Параскевии), дочери полоцкого князя Брячислава. Конечно, это был династический союз, призванный усилить военные силы и Полоцка, и Великого Новгорода. Интересная особенность: хоть Александр Ярославич брал в жены полоцкую княжну, но брак был заключен в Торопце, городе, который не принадлежал ни к полоцким, ни к новгородским владениям. Этот факт можно объяснить лишь тем, что здесь в свое время княжил дед Александра по материнской линии, и Александр, таким образом, утвердился в своем наследственном владении, вакантном в то время. Тут, в Торопце, была устроена и первая «каша» — свадебный пир. А вот вторая «каша» произошла уже в Новгороде. На венчание Параскева взяла знаменитую икону Эфесской Божией Матери, которую привезли в Полоцк из Царьграда по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой. Согласно преданию, эту икону написал сам евангелист Лука. Вероятно, это был политический союз Александра с Полоцкой землей. Ведь такая связь значительно усиливала военную мощь союзников (например, в 1240 году в знаменитой Невской битве против шведов особенно отличился ловчий князя Яков Полочанин). Но если посмотреть глубже, союз этот был далеко не новым объединением. По сведениям летописей, дед Александра, великий князь Всеволод Юрьевич, по прозвищу Большое Гнездо, был женат во второй раз на дочери витебского князя Васильки. А Витебск, как известно, являлся одной из главных крепостей Полоцкой земли. В записках императрицы Екатерины II Всеволод Юрьевич назван князем ростовским и белорусским. Известный исследователь княжеской генеалогии Н.Баумгартен ссылается на одно из родословий, в котором указан брак отца Александра Невского — князя Ярослава Всеволодовича — с дочерью полоцкого князя Бориса. На витебском престоле сначала сидел малолетний сын Александра Василий, а затем его зять — сын полоцкого князя Константин. Объединенные войска участвовали во многих походах. Наиболее известный состоялся в 1262 году после заключения мира с литовским князем Миндовгом, с которым Александра тоже связывали родственные отношения. Тогда в поход против немецких рыцарей на город Юрьев выступили сын Александра Дмитрий, зять Константин, полоцкий князь Товтивил, литовский князь Тройнат. Впрочем, в политике союзы, даже скрепленные родственными узами, — вещь непостоянная»... Жизнь князя Александра проходила в сплошных сражениях и изматывающих политических ристалищах. Поэтому удивительно (а может, как раз и неудивительно!), что, предчувствуя близкую кончину, князь принял монашество с именем Алексий. Умер он в ночь на 14 ноября 1263 года. Вскоре тело князя–монаха перевезли в его главный город — Владимир — и первоначально погребли здесь 23 ноября 1263 года в монастырском храме Рождества Богородицы. Вскоре после кончины князя началось его почитание как святого. Он стал небесным покровителем страждущих. Официально Александра Невского канонизировали в 1547 году. Ныне место упокоения останков святого князя — Александро–Невская лавра в Санкт–Петербурге. В почитание памяти святого Александра Невского освящались и освящаются православные церкви. Есть они и в Беларуси. Наверное, самая известная из них — на Военном кладбище в Минске. Она практически не изменилась со времени возведения. Только если в конце XIX века вокруг нее стояли редкие тонкие березки, то уже в начале XX они превратились в высокие стройные деревья, меж которых густо выросли могильные кресты погоста. Известным памятником была и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского в бывшем и нынешнем центре Минска — в Александровском сквере, который и название свое получил именно от нее. Часовня появилась в конце позапрошлого века. Как свидетельствуют дошедшие до нас открытки, стояла она еще в 1918 году. Очень жаль, но ее давно нет. Был свой храм в честь Александра Невского в Барановичах, в селе Великие Кривичи, в Вертелишках. В Гомеле в конце XIX — начале XX века Александровская церковь располагалась в мужской гимназии — мальчикам не только в духовное, но ратное назидание. Очень красивый храм Александра Невского возвели в Гродно на Дворцовой площади. Это тоже центр города — рядом парковая зона: так называемая — и до сих пор — Швейцарская долина с Губернаторским мостом. В списке исторических адресов александровских храмов — Кобрин (там даже собор!), Крево, Мстиславль, Пружаны, Рогачев (тоже собор), Слоним, Сморгонь, Столовичи, Ушачи, Двинск (ныне Даугавпилс, Латвия). Это очень разные храмы по своей архитектуре, но прекрасные примеры зодческого таланта белорусских мастеров и свидетельства высокой духовной культуры белорусского народа. Источник: http://www.sb.by/post/105129/
Медведевы и Дмитрии Анатольевичи получат скидку в барнаульском ресторане «Медведев»
В честь 45-летия Президента России Дмитрия Медведева в барнаульском ресторане с символичным названием "Медведев" проведут особый вечер, - сообщает НГС.Новости. "Мы решили отпраздновать день рождения главы государства как свои именины, — рассказала Светлана Либерова, директор ресторана. — Сегодня всем Дмитриям Анатольевичам, а также всем, кто носит фамилию Медведев, мы делаем скидку на наше меню в двадцать процентов. А также угощаем тезок президента бесплатно пивом — чтобы выпили за здоровья главы государства". Источник: http://www.amic.ru/news/132677/
Центральное адресное бюро перевели в электронный вид
Электронную картотеку адресно-справочного бюро, на создание которой ушло три года, представили петербуржцам Теперь привычные бумажные адресные листки будут храниться в электронном виде на едином сервере. Данные можно распечатать, и они будут иметь силу официального документа, сообщает «100 ТВ». По словам специалистов, электронная система готова к атаке хакеров. Единую базу данных скачать будет невозможно. «У меня рабочий день шесть часов. Норма - тридцать листочков в час. Фамилию, имя и отчество важно правильно заполнить. У нас словарь есть: набираешь три буквы - и улица появляется. Еще один пример оперативности новой системы. Раньше обработка одного запроса затягивалась на несколько недель. Сейчас на это уходит всего несколько минут», - поделилась оператор отдела адресно-справочной работы УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерина Минеева. По словам начальника отдела адресно-справочной работы УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Константина Бикетова, «работаем на едином государственном портале предоставления услуг». Дальше все как на многих интернет-сайтах. Чтобы отправить электронный запрос, необходимо зарегистрироваться. Человек получает цифровую подпись и подтверждение от УФМС, что он имеет право отправлять запросы. Отметим, на создание электронной картотеки было потрачено 40 миллионов рублей. Источник: http://www.spb.aif.ru/city/news/64304
Градоначальник поджег Москву
В популярном «Центре поиска клада Наполеона» пришли к выводу, что Москву в 1812 году подожгли по приказу графа Федора Ростопчина, главного генерал-губернатора столицы. На сегодняшний день «Центр поиска клада Наполеона» готовит подробный отчет своей работы, который собирается отправить в Правительство Москвы, и лично Юрию Лужкову. О необходимости установить истинные причины пожара мэр Москвы рассказал на заседании оргкомитета по подготовке и проведению празднования 200-летия победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Напомним, Московский пожар 1812 года длился 5 дней, с 14 по 18 сентября. В то время столица была оккупирована войсками Наполеона. Пожар охватил практически весь центр, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти построек. В огне погибло 20 тысяч жителей Москвы и раненых русских солдат. Сам граф Ростопчин впоследствии отрицал свою причастность к пожару. Но исторические свидетельства указывают на то, что по указанию Ростопчина были наняты поджигатели, а пожарные и оборудование загодя вывезены из Первопрестольной. "Историк князь Пётр Вяземский напрямую сравнивал Ростопчина с Геростратом,- рассказывает участник "Центра" Александр Серегин. - Он писал: «Граф Ростопчин будет известен в истории, как Ростопчин 1812-го года, Ростопчин Москвы, Ростопчин пожарный: нечто в роде патриотического Эрострата, озарившего имя свое заревом пожара». Но самым прямым свидетельством является письмо графа своей жене, в котором было написано следующее: «Когда ты получишь это письмо, Москва будет превращена в пепел, да простят меня за то, что вознамерился так поступить". О центре «Центр поиска клада Наполеона» создан историком Александром Серегиным и кладоискателем Владимиром Порываевым. Задача центра - найти и отдать государству ценности, которые были захвачены отступавшей армией Наполеона. Императорский обоз вывез из Москвы сокровища московского Кремля и Соборов. Источник: http://www.uznayvse.ru/v-rossii/gradonachalnik-podzheg-moskvu-21732.html
Ровно месяц остается до Всероссийской переписи населения-2010
Перепись населения теперь становится привычной процедурой. Если раньше перепись проводилась с периодичностью в 10 лет, то теперь россияне уже привыкают к этой процедуре. Что необходимо знать гражданам России о переписи? И какие задачи она может решить? Основная цель переписи – получение данных, которые будут необходимы для реализации национальных проектов «Жильё», «Здоровье», «Образование», а также для выстраивания демографической политики государства. Что важно знать участникам переписи: - Для Всероссийской переписи 2010 года напечатаны бланки листов 3-х форм: основной бланк «Л» – для лиц, постоянно проживающих на территории России; бланк «П» – он заполняется в каждом жилом помещении и содержит вопросы о жилищных условиях населения; и бланк формы «В» – его будут заполнять лица, постоянно проживающие за рубежом и находящиеся в России до 12 месяцев. - Бланк формы «Л» содержит 25 вопросов о данных участника переписи. Сюда не заносятся личные данные: фамилия и имя. - Переписчики не будут спрашивать документы, полагаясь только на честность участника переписи. - В числе вопросов, на которые нужно дать ответы: пол, возраст, место рождения, гражданство, состояние в браке. В бланки переписных листов впервые включены вопросы о наличии вторичной занятости, а также владение языком жестов. Вопросы о вероисповедании не будут включены в вопросник. – Узнать переписчиков будет легко: у них будет специальный синий портфель, шарф со специальной символикой, а также удостоверение с повышенной степенью защиты. Для тех, кто не сможет принять переписчиков у себя дома, будут организованы стационарные переписные участки, ответить на вопросы переписного листа можно будет и по телефону. Напоминаем, что Всероссийская перепись населения будет проходить с 14 по 25 октября 2010 года. Источник: http://www.internovosti.ru/text/?id=30173
Cемье Романовых планируется поставить памятник
Памятники Романовым планируют возвести в Тюмени и Тобольске. Об этом говорили на пресс-конференции 11 сентября, посвященной проведению Царских Дней Тобольске. Предполагается провести конкурс на создание памятников. Кроме того, есть намерение создать в древней Сибирской столице музей императорской фамилии и привлечь к осуществлению всего вышеперечисленного ресурсы исторической реконструкции. На пресс-конференции присутствовали представители департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму администрации Тобольска, российские и зарубежные ученые. Они сошлись в едином мнении, что Тобольску необходимо развивать эту страницу истории в качестве бренда, туристического эксклюзива. Днем ранее, 10 сентября, на научном форуме в Тобольске была принята резолюция, согласно которой рекомендовано продолжить традиции Царских Дней, разработать мероприятия к празднованию 400-летия дома Романовых, организовать выпуск тематических буклетов, книг, CD- и DVD-дисков. Пленарное заседание открыли выступления профессора ТГСПА Вячеслава Сафронова на тему "Тобольск - как ссыльная вотчина Романовых" и Виланда Хинтцше, профессора-исследователя Франкештанфтунга (город Галле, Германия) "Рукопись Г.В.Стеллера о юкагирах". Работа форума продолжилась по секциям: "Династия Романовых: вехи истории" и "История Сибири", "Культуры и этнографии Сибири", сообщает "Тобольск-Информ". Отметим, что форум – одно из многих мероприятий, которые проводятся на территории России и за рубежом в преддверии празднования 400-летия Дома Романовых. Оно будет отмечаться в 2012 году. Источник: http://www.vsluh.ru/news/society/210556.html
Как вы лодку назовете…
Слух о переименовании четырех десятков улиц в разных районах города переполошил петербуржцев. Одни опасаются, как москвичи, проснуться утром в другом городе, другие волнуются, что назовут не то и не так. О том, как дать имя проспекту, почему не стоит увековечивать человека в названии улицы и существует ли сегодня идеологический подтекст в табличке дома – рассказали члены топонимической комиссии Санкт-Петербурга на конференции в «Росбалте». Возвращение исторических наименований объектам - обычно тихое, покрытое архивной пылью, но интересное дело. Обывателю, скользящему взглядом по фасадам зданий в поисках подходящего номера дома и в голову не приходит искать глубинный подтекст или тщательно скрытую историческую иронию в названии той или иной улицы. Наименования объектов окружающей городской среды для жителя – не более чем ориентиры, по которым можно выстроить свой путь или указать его прохожему. И тем парадоксальней выглядит весь ажиотаж вокруг переименования улиц, согласно списку, поданному Валентине Матвиенко членами московского фонда «Возвращение». Единственной организацией, обладающей полномочиями для предоставления губернатору перечня изменения названий объектов городской среды (читай – парков, проспектов, переулков и прочих, не находящихся в частной собственности элементов) является топонимическая комиссия Санкт-Петербурга. Именно она последние 20 лет исправно выполняет возложенные на нее решением городской власти обязанности – возвращение исторических названий объектам и наименование новых. При этом, все решения комиссии носят рекомендательный характер и в конечно итоге, перечень изменений утверждает или отвергает губернатор города Валентина Матвиенко. Шумиха вокруг обращения москвичей, по меньшей мере, безосновательна. Действительно, «возвращенцы» направили соответствующую бумагу на имя губернатора города, что в принципе, может проделать любой гражданин, но при этом, любое предложение будет отправлено на рассмотрение в топонимическую комиссию, и именно она сформирует окончательный список, который попадет на стол к Валентине Ивановне. Для чего вообще нужны переименования улиц, мостов? Как считает научный руководитель Института культурных программ, запредседателя топонимической комиссии Петербурга Андрей Зонин, названия –это «вербальные памятники истории города», и их необходимо оберегать как и прочие элементы культурного наследия. В таком свете, возвращение исконного названия тому или иному объекту представляется очень благородным, так как «принцип историчности приоритетен». Зонин считает, что идеологической подоплеки в действиях комиссии нет и быть не должно – какая тут политика, когда главенствует культура и история. В качестве примера аполитичности он вспоминает переименование проспекта Карла-Маркса в первоначальный Большой Сампсониевский. При этом, его продолжение – проспект Энгельса остался нетронутым, ибо строился он при советской власти, и назван был соответственно тогда же. Точно так же никто не трогает улицы Коллонтай и Дыбенко, как памятники определенной исторической эпохи, а значит говорить о политической подоплеке в целом неуместно. И даже если допустить, что нынешняя власть по капле старается выдавить щедрое разлитое по стране море советских пережитков, то до тех пор, пока в сердце столицы лежит «вечноживой» памятник эпохи, все попытки будут выглядеть смехотворно. Не говоря о том, что переименование любого крупного объекта несет за собой немалые финансовые затраты, а сегодняшняя власть за идеологию и национальную идею платить не готова – уж больно накладно. Ведущий историко-просветительского клуба «Вчера и сегодня» Григорий Иванов придерживается иной точки зрения и считает, что «топонимическая практика всегда учитывала волю победителя, и идеологическая составляющая должна обязательно быть», а посему долой Коллонтай и Дыбенко с улиц, пардон за каламбур. Правда чем в этом случае нынешняя власть будет отличаться от советской – неясно, и хотя вряд ли в ближайшее время появится бульвар Путина или шоссе Медведева, но парк Собчака, к примеру, уже есть. Тем не менее, пока в комиссии бытует мнение, что подобное увековечивание людей в названии объектов городской среды – «атавизм советской власти» и, опасаться засилья политической деятелей в названиях не следует. Член бюро топонимической комиссии Андрей Рыжков выделяет несколько принципов наименования объектов городской среды, главный из которых – краеведческий. Так же зачастую при наименовании новых объектов учитываются названия окрестных населенных пунктов, исторических событий, обязательно учитывается «культурно-тематическая направленность района», потому что по мнению специалистов, соседние названия должны быть связаны между собой, что облегчает их интерпретацию. Андрей Зонин мечтает о гражданском обществе, в котором люди сами будут решать – хотят ли они жить на Дыбенко, Карла Либкхнета или улице имени Розы Люксембург. Но людям все равно – на какой улице жить – главное, чтобы туда ходил общественный транспорт. Переименование улицы, вопреки расхожему мнению, не создает даже юридических трудностей – не надо менять прописку в паспортном столе, в актах на собственность – все документы остаются в силе, а для всех желающих топонимическая комиссия выдает справки о законном переименовании объекта. Советская эпоха уходит в прошлое – нынешнему поколению фамилии Дзержинский и Коллонтай ничего не скажут, а 27 Советских улиц и 2 Ленинских проспекта вызывают скорее неудобство у жителей, чем идеологические опасения. Возможно потому, что никакой острой необходимости замене названий, кроме культурно-исторической нет, переименование происходит по случаю – реконструкция объекта, юбилей. В этом году, к примеру, в бюджете предусмотрено масштабное обновление табличек на домах, поэтому в списке топонимической комиссии аж 30 наименований. На каких табличках появятся новые названия неизвестно – решать губернатору. При всем уважении, возвращение исконных названий – дело хорошее, но безнадежное. Хорошее потому, что члены топономической комиссии занимаются просветительской деятельностью, чтобы люди знали город в том виде, в котором его задумал чуть ли не Петр, и в конечном счете те, кому надо, информацию получат. А безнадежное потому, что это, по большому счету, никому, не нужно. Начиная от Комитета по печати, который «прокатил» комиссию с поддержкой выпуска справочной литературы, и заканчивая рядовыми петербуржцами, которые не знают, что и почему названо, а главное, не стремятся обогатиться новыми знаниями. Источник: http://shuum.ru/articles/261
История по течению
Старейший дом Приамурья приплыл своим ходом Потемневшие бревенчатые стены меняли прописку лишь однажды. Но зато кардинально. Случилось это в год основания Амурской области. 152 года назад забайкальские казаки Мунгаловы разобрали собственную хату, смастерили из нее плот и приплыли осваивать Дальневосточный край. Для тех времен случай почти рядовой. В этой хате по сей день живут люди. Кедровый осколок Забайкалья Поселок Мунгаловский в известном прозаическом романе Константина Седых «Даурия» — как один из оплотов забайкальского казачества. Именно оттуда «тянут» родовые корни большинство амурских Мунгаловых. Харизматичные, усатые, в шароварах с желтыми лампасами, они до сих пор живут традициями предков. Да и как их забыть, если практически живое, не сказать — монументальное, но прочное и основательное напоминание родословной стоит прямо на виду. Оно — это напоминание — ровесник самого Приамурья, а может, и старше. Крепкая деревянная хата из кедрового бруса хоть и потемнела, но не покосилась от времени. Маленький осколок казачьего Забайкалья. — Я думаю, что он гораздо старше Амурской области, — похлопывая теплые, излучающие надежность и атмосферу старины бревна, делится догадкой Анатолий Мунгалов. — Ведь перед тем как приплыть сюда, этот дом несколько лет служил приютом для моих предков в Забайкалье. Что значит — как приплыл? Так и приплыл — по Амуру! Казаки ведь при переселении все свое с собой везли. Дома разбирали, конструировали плоты, грузили на них весь скарб и двигались к новому месту службы. Даже скотину на таком плоту транспортировали. Зато здесь новоселье справляли в короткие сроки. Так в 1858 году здесь очутился мой дед Семен. Он маленький тогда был, приплыл с родителями и жил в этом доме долгие годы. О необычном доме на улице Сахалинской в селе Кукуй знают все местные жители. Эти деревянные стены хранят отпечатки тяжелого труда первопроходцев, их радости и победы, горе и обиды от несправедливости судьбы. Слава и гонения Мой собеседник впервые переступил порог родового гнезда, тоже будучи десятилетним мальчишкой. Случилось это ровно через сто лет после прибытия Мунгаловых в окрестности сегодняшнего Благовещенска. А до этого потомкам первопроходцев пришлось хлебнуть и славы, и горьких гонений. Тот самый дед Семен дослужился до писаря Екатерининского округа Амурского казачьего войска. Имел кресты за боевые заслуги, хозяйством занимался. К тридцатым годам прошлого века в кедровом пятистенке на Кукуе обитало аж 18 Мунгаловых. Просторный уютный дом позволял жить под одной крышей и близким и дальним родственникам. — Спали на полу, на топчанах. Кто помладше да похилее здоровьем — на полатях. Русская печь всех согревала, — поглаживает роскошные усы Анатолий Федорович. — Хозяйство огромное было: 15 дойных коров, столько же лошадей, с полсотни баранов, другой живности навалом. Плюс собственные пашни и луга для покосов. Один конь за год шесть тонн кормов съедает, вот и старались всей семьей, на свое хозяйство работали. Да и как по-другому — столько ртов прокормить нужно. А потом революция, власть поменялась — и всех раскулачили. Мунгаловы годами на севере лес заготавливали, мой брат в Норске умер, будучи ребенком. Дальше война — отец во время разгрома Японии до Харбина дошел. Вечерние разговоры После победы Мунгаловы вернулись в окрестности Благовещенска, правда, в родной дом так и не попали — он был занят военными. Пришлось ютиться в одном из амбаров села Игнатьева. Позже им выделили ветхий домишко с земляным полом и крысами. Лишь в 1958-м удалось попасть под крышу предков-основателей. Игнатьево переживало сильное наводнение, и людей расселяли куда могли. Мунгаловы на лето перебрались в Кукуй. — Вот тогда я и переступил впервые порог родового дома, — вздыхает казак. — К тому времени он уже опустел. Юный совсем был, не понимал многого. Помню только кругом бурьян, конопля в человеческий рост. Мы семена дурман-травы в тесто закатывали и такую наживку на рыбалке использовали. Сазан сам на крючок шел. По вечерам родители рассказывали о предках, как они границу охраняли, чем жили. Продолжалось это недолго — как вода спала, вновь в Игнатьево вернулись. По разные стороны забора Как ни крути, но вся жизнь Анатолия Мунгалова прошла рядом со «сверхмалой» бревенчатой родиной. Прописку в доме деда и прадеда он так и не получил, зато смог обосноваться по соседству. Сейчас их разделяет лишь небольшой забор. — Сегодня там другие люди живут, но я вроде как не в обиде. Хотя, конечно, после исторического указа о реабилитации жертв политических репрессий можно было заявить свои права на имущество деда Семена и его детей, то есть моих родителей. Но как-то не довелось. Да и мороки, говорят, много, — глядя через забор, задумчиво продолжает потомок первопроходцев Мунгаловых. — Бывает, выйдешь на крыльцо, глянешь в ту сторону — в душе что-то шевелится. Жаль, если кто сносить надумает — кедр веками стоять может. Шутка ли — такую дорогу перенести и даже не покоситься. Кукуевские казаки и их собратья по оружию, вере и образу мысли своих корней не чураются. В праздники облачаются в мундиры и сине-желтые шаровары, вместе выпивают по чарочке. Вспоминая о прошлом и рассуждая о настоящем, говорят: «Любо!». Несколько лет назад взяли шефство над захоронением солдат 2-й Краснознаменной армии, погибших в августе 1945 года. Эти могилы как символ векового служения государству. Предки сегодняшних казаков, так же как и павшие советские танкисты и пехотинцы, стояли на защите рубежей, нередко проливая кровь, жертвуя самым дорогим. И дом Мунгаловых — тоже как памятник эпохе самопожертвования и благородства. Ушло время людей, готовых по первому зову сняться с места, смастерить из собственного дома плот и пуститься навстречу опасному будущему во имя интересов великой страны. Как бы пафосно это ни звучало. Не менее трепетное отношение к историческому «соседству» у всех троих сыновей Анатолия Мунгалова. Один из них — Александр — даже супругу взял из родового гнезда. В буквальном смысле. — В доме прадедов семья жила, у них дочка. Вот так по-соседски и дружили, — улыбается парень. — Мы выросли по разные стороны этого самого забора. Теперь живем душа в душу и на общий родной дом вместе любуемся. Кто знает, какие еще тайны хранят эти старые стены! Мнение Андрей Стрельцов Атаман Амурского окружного казачьего общества: — Практически вся история Приамурья пропитана подвигами забайкальских казаков. И фамилия Мунгалов встречается довольно часто. В 17-м веке в Албазинской крепости служил знаменитый Артюшка Мунгалов. Он был толмачом острога и вместе с другими защитниками прославился во время исторической обороны. Анатолий Федорович в свое родство с Артюшкой пока верит слабо. Однако есть исследователи, которые говорят: у этих Мунгаловых одни корни. Источник: http://www.ampravda.ru/2010/09/09/027261.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||