← Сентябрь 2010 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
КОЛУБАТКИН Дмитрий Георгиевич Колубаткин родился в 1918 году в селе Халчи Фатежского уезда Курской губернии. Война застала его в Курске. Осенью 1941 года он ушёл на фронт. Никита Александрович Колубаткин родился в 1900 году в посёлке Шапутинка Кокчетавского района Казахстана. О довоенной жизни Колубаткиных сведений не сохранилось. На войне Дмитрий Георгиевич и Никита Александрович стали рядовыми. Кем они приходились друг другу? однофамильцами? родственниками? Последнее вероятнее. Уникальность фамилии позволяет предположить, что все Колубаткины связаны родством – отдалённым, уходящим в глубину столетий. Бурные события XX века разбросали Колубаткиных по всей стране. Никита Александрович оказался «за тридевять земель» от родного края, а Дмитрий Георгиевич жил там же, где жили его предки. Все Колубаткины – ветви на одном родословном древе, и корни этого древа на Курской земле. В XI-XII веках Курск был большим, богатым городом, центром могущественного княжества. Но во время монголо-татарского нашествия он был разрушен, его окрестности запустели, превратились в Дикое поле. В XVI веке эти земли были присоединены к владениям московских князей и вновь начали заселяться русскими людьми. Здесь прошла Белгородская Засечная черта – линия оборонительных сооружений, защищавшая южные рубежи Российского государства. На границе несли службу «засечные сторожа» - пушкари, стрельцы, казаки. Жизнь в этих местах была опасной: того и гляди нагрянут незваные гости – крымские татары, воинственное кочевое племя или ватага степных разбойников. На Засеке удерживались самые стойкие, мужественные люди. Среди них было немало запорожских казаков. Русский царь охотно принимал их на службу, и они служили в приграничных крепостях. Вероятно, среди засечных сторожей были и предки Колубаткиных. Фамилия Колубаткиных звучит загадочно. На первый взгляд она не обнаруживает сходства ни с одним знакомым славянским словом. В действительности фамилия исконно славянская. Чтобы разгадать тайну её происхождения, достаточно изменить всего лишь одну букву. В далёком прошлом в русском языке было слово колубайка. К XIX веку оно уже считалось устаревшим, редким, сохранялось только в диалектах. Колубайка означает колыбелька, люлька. Как это слово превратилось в прозвище? Точного ответа нет. Возможно, поводом для прозвища стал какой-то частный случай в жизни казака. Родоначальник Колубаткиных был запорожским казаком. В реестре Запорожского войска за 1649 год значится Иван Колубайка, казак Липовецкой сотни Кальницкого полка. Может быть, кому-то прозвище Колубайка могло показаться странным, только не запорожцам. В полковых реестрах Сечи встречается немало оригинальных имён. В одном полку с Иваном Колубайкой служили Иван Караван, Иван Полдень, Сёмён Голобоярко, Михайло Босонос, Яцко Пустовар. Но Иван Колубайка, казак Липовецкой сотни, был единственным (или, по крайней мере, единственным документально зафиксированным) обладателем своего прозвища. Ни в более ранних документах Запорожской Сечи, ни в более поздних реестрах прозвище Колубайка не отмечено. Известно, что Липовецкая сотня в полном составе перешла на службу к московским государям поселилась на Белгородской Засечной черте, распределившись по нескольким крепостям. Вероятно, среди запорожцев, поступивших в «засечные сторожа», был и Колубайка. Засека стала для него второй родиной. Здесь он обзавёлся семьёй, вырастил детей. Его домочадцы для своих русских соседей были «Колубайкина жена», «Колубайкин сын», «Колубайкины внуки». За всем семейством закрепилось прозвище Колубайкины. Передаваясь из поколения в поколение, семейное прозвище превратилось в наследственную фамилию. В начале XVIII века граница переместилась дальше к югу, Засека была упразднена, и бывшие засечные сторожа стали однодворцами – крестьянами, обладавшими личной свободой, владевшими землёй на правах собственности. Так потомки казака Колубайки перешли в крестьянское сословие. Вероятно, буква в фамилии изменилась из-за случайной ошибки. Может быть, чиновник Казённой палаты, проводивший в деревне перепись, неправильно указал фамилию в «ревизской сказке». Или же сельский батюшка в метрической записи ошибочно назвал Колубайкиных Колубаткиными. В результате российский именослов пополнился уникальной фамилией, единственной не только в России, но и во всём славянском мире. Основание: Бодянский О.М. Реестра войска Запорожского после Зборовского мира. М, 1875. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб, 1882. Никонов В.А. География фамилий. М, 1988.Словарь русских народных говоров. Выпуск 14. М, 1978. ©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований WWW.GENO.RU
Не просто Мария
В советское время из КВН в народ ушла такая хохма: «Самые распространенные в Испании имена – Хосе и Мария, а самое редкое – Василий Никанорович». Теперь, конечно, вторая часть этого утверждения уже не столь очевидна – в паспортах пяти миллионов иностранцев, живущих в стране, всякое встречается. А вот насчет Хосе и Марии все остается в силе, называть детей в честь главных персонажей христианской религии по-прежнему «модно». По действующим в Испании нормам, у человека должно быть не более двух имен и двух фамилий. Но это в официальных документах, а при крещении ограничений как и прежде нет. Классическим примером того, как с легкой руки родителей можно намертво приковать младенца к генеалогическому древу семьи, является Пабло Пикассо. В церковно-приходской книге Малаги будущего художника записали так: Pablo Diego Jose Francisco de Paula Juan Nepomuceno Maria de los Remedios Cipriano de la Santisima Trinidad Martyr Patricio Ruiz y Picasso. Основной источник имен в Испании – католические святцы. Экзотики крайне мало - суровые регистрационные правила вольностей не допускают. После свадьбы наследника престола некоторые из его будущих верноподданных захотели дать своим новорожденным дочерям имя Летисия, настаивая, чтобы в свидетельство о рождении записали Letizia, как у принцессы, а не Leticia – то же имя, но по-испански. Сделать дочь тезкой принцессы мало кому удалось. Большинству родителей отказали, объяснив, что обзавестись столь необычным именем Летисии Ортис помог случай – малограмотный поп допустил орфографическую ошибку. А вот латиноамериканцы, являясь еще более истовыми католиками, чем испанцы, в выборе имен для детей практически не ограничены. Фантазия тамошних родителей породила столь дивные сочетания, как, например, Элвис Пресли Гомес Морильо или Маркс Энгельс Эуфемио Майора. В семье известного венесуэльского террориста он сам и два его брата получили имена Владимир, Ильич и Ленин. Террором, впрочем, увлекся только средний из них - Ильич Рамирес Санчес. В той же Венесуэле живет Мао Брезнер Пино Дельгадо. С Мао все понятно. А Брезнер - неудачная попытка воспроизвести фамилию Брежнев. Разве не прелесть, учитывая, что фамилии этого субъекта (в переводе - Тонкая Сосна) явно индейского происхождения? Но вернемся в Испанию. По понятным причинам, самое распространенное здесь имя – Мария. Его дают и девочкам, и мальчикам. За примерами далеко ходить не надо – с 1996 по 2004 год правительство страны возглавлял Хосе Мария Аснар. А главной надеждой испанцев на медали в зимних видах спорта в последние годы была горнолыжница Мария Хосе Риенда. Наши соотечественники, пожив немного в Испании, удивляются: это как же надо относиться к своей дочери, чтобы назвать ее Боли (Dolores), Столб (Pilar) или Чудеса (Milagros)? Фокус тут вот в чем. Дело в том, что Марий в Испании значительно больше, чем может показаться, когда припоминаешь имена испанских знакомых. Потому что местные Марии – не просто Марии: в документах у них, обычно, значится Мария де лас Мерседес, Мария де лос Анхелес, Мария де лос Долорес. Ну а в быту их зовут Мерседес, Долорес, Анхелес, что в буквальном переводе звучит для нас довольно странно: Милости, Ангелы, Скорби (а не Боли). Эти имена происходят от различных «титулов» Богоматери, принятых у католиков: Maria de las Mercedes (Мария Милостивая), Maria de los Dolores (Мария Скорбящая), Maria la Reina de los Angeles (Мария – царица ангелов). Вот неполный список подобных довольно распространенных имен: Maria del Amparo (Мария Заступница), Maria de la Anunciacion (Мария Благовестная), Maria de la Luz (Светлая Мария), Maria de los Milagros (Мария Чудотворная), Maria de la Piedad (Мария Чтимая), Maria del Socorro (Мария Помогающая), Maria de la Cruz (Мария у Креста), Maria del Consuelo (Мария Утешительница), Maria del Pilar (Столбовая Мария - по легенде, когда апостол Иаков проповедовал в Сарагосе, над колонной, стоявшей на берегу реки Эбро, он увидел образ Девы Марии. На этом месте затем построили знаменитый собор Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар). В обиходе обладательницы этих благочестивых имен зовутся просто Ампаро, Анунсиасьон, Лус, Милагрос, Пьедад, Сокорро, Крус, Консуэло, Салуд и Пилар. Нередко детям дают имена в честь чтимых икон или статуй Богоматери. Например, оперную певицу Монтсеррат Кабалье на самом деле зовут Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк, и назвали ее в честь почитаемой в Каталонии чудотворной статуи Девы Марии из монастыря на горе Монтсеррат. Откуда взялась Кончита? Уменьшительные имена испанцев порой довольно трудно сопоставить с их полными вариантами. Некоторые из них прекрасно известны в бывших советских республиках и даже стали частью фольклора. В старших отрядах пионерских лагерей, к примеру, был необычайно популярен вот такой стишок: «Спит Росита и не чует, что на ней моряк ночует. Но пробудится Росита и прогонит паразита!» Другое популярное испанское уменьшительное имя, неоднократно обыгранное в анекдотах – Кончита. Самый простой способ образования уменьшительных имен в Испании – добавление суффиксов: Габриэль – Габриэлито, Фидель – Фиделито, Хуана – Хуанита. Если имя длинное, берется его часть, а дальше в ход идет все тот же суффикс. Именно так из религиозного имени Консепсьон (Зачатие, разумеется – непорочное) образовалась Кончита. Распространены и усеченные формы имен: Хавьер – Хави, Монтсеррат – Монтсе, Тереса – Тере. Довольно часто опознать связь между уменьшительным и полным именем на слух невозможно. Франсиско родственники и друзья могут называть Панчо, Пако или даже Курро, Эдуардо – не только Эду, но и Лало. Другие примеры: Альфонсо – Хончо, Анунсиасьон – Чон или Чонита, Хесус – Чус, Чучо или Чуй. Разница между полной и уменьшительной формой, как видим, огромна. Но стоит ли этому удивляться? Ведь иностранцы тоже не понимают, почему мы называем Александра Шуриком, а Георгия - Жорой. Кстати, Георгия Победоносца, одолевшего змея, испанцы называют Хорхе, а каталонцы – Жорди, почти что Жорой. Для полноты картины отметим, что у разных испанских имен могут быть одинаковые уменьшительные: Ленчо – это Флоренсио и Лоренсо, Чичо – Сальвадор и Нарсисо, Чело – Анхелес и Консуэло (женские имена), а также Селио и Марсело (мужские). Уменьшительные формы образуются не только от отдельных имен, но и от двойных: Хосе Мария – Чема, Хосе Анхель – Чанхель, Хуан Мануэль – Хуанма, Мария Луиса – Мариса, Мария Исабель – Марибель. В официальных документах – DNI и паспорте - уменьшительные имена используются довольно редко. До сравнительно недавнего времени это было запрещено законодательством. Теперь же единственным ограничением является возможность однозначно определить по имени пол его носителя. Он или она? На заре покорения СССР латиноамериканскими «мыльными операми», переводчики основательно заморочили зрителям головы своим гнусавым переводом. Так, имя главной героини одного из венесуэльских сериалов совграждане расслышали как Росария. Потом выяснилось, что зовут ее Росарио, а уменьшительно – Чарита. Потом оказалось, что не Чарита, а Чарито, но наши зрители, успевшие уже привыкнуть к Кончитам и Роситам, продолжали называть ее в женском роде - Чарита. Так и говорили, обсуждая очередную серию: «А Мануэль с Чаритой снова помирился». На самом деле, в паспорте у героини, вероятно, значилось Maria del Rosario. Слово rosario в испанском языке мужского рода и обозначает четки, по которым читается специальная молитва Деве Марии, также называемая Rosario. Имя Росарио очень популярно, его дают и девочкам, и мальчикам, но традиционно оно считается женским. И это не единственный «гермафродит»: имена Ампаро, Сокорро, Пилар, Соль, Консуэло образованы от слов мужского рода. И, соответственно, уменьшительные формы этих имен тоже образуются на «мужской» лад: Чарито, Чаро, Койо, Консуэлито, Чело. Но это – по правилам. В народе же встречаются и «женские» формы: Консуэлита, Пиларита. Источник: http://www.russianspain.com/news/article4697.html
Хозяин Москвы
Князь В.А. Долгоруков, представитель одной из самых славных фамилий в истории России, родился 3 июля 1810 года в Москве. Избрав военную карьеру, он принимал участие в военных кампаниях в Польше и на Кавказе, как генерал-провиантмейстер отвечал за снабжение войск в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. В 1865 году император Александр II назначил В.А. Долгорукова на пост московского генерал-губернатора, который он занимал более четверти века. За это время Москва превратилась из небольшого патриархального города в крупнейший торговый и промышленный центр Российской империи с населением более миллиона человек. Были проведены земская и городская реформы, изменено административно-территориальное деление города, улучшено водоснабжение, началось газовое освещение Москвы, открыто движение на первой конно-железной дороге (конке). В.А. Долгоруков снискал популярность и уважение москвичей, подносивших ему памятные дары к различным юбилеям. Эту коллекцию подарков (иконы, подносные блюда, богато оформленные альбомы, сотни адресов от московских обществ и организаций) он завещал Румянцевскому музею, где был создан памятный «Долгоруковский зал». В настоящее время коллекция почти в полном составе находится в Историческом музее. Среди ее раритетов — Диплом на звание Почетного гражданина города Москвы (1875), письменный прибор в виде модели дома, в котором родился В.А. Долгоруков (1879), конная статуэтка, изображающая В.А. Долгорукова в юности, исполненная по модели Е.А. Лансере (1879), уникальная Библия XVI века, поднесенная представителями Московской еврейской общины (1879), письменный прибор с бюстами императоров Александра II и Александра III и князя В.А. Долгорукова (1885), адреса с рисунками В.О. Шервуда и Ф.О. Шехтеля. Главный раздел выставки посвящен пореформенной Москве. Богато представлена «иконография» города — видовая живопись, графика и фотография. Экспонируется фотографическая панорама города, снятая с высоты храма Христа Спасителя в 1867 году. Рассказывается о выставках, проводившихся под покровительством князя В.А. Долгорукова, — Политехнической (1872), Художественно-промышленной (1882), Ремесленной (1885). Значительное внимание уделено отклику московской общественности на события русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Показана роль В.А. Долгорукова в сборе пожертвований в пользу Общества Красного Креста и на приобретение судов Добровольного флота, устройстве госпиталей и снаряжении двух санитарных поездов. Важное место отводится торжествам по случаю коронации императора Александра III в 1883 году, во время которых был открыт Российский Исторический музей и освящен храм Христа Спасителя. Представлена живописная серия «Коронационные иллюминации» художника В.С. Розанова. Об увлечениях князя В.А. Долгорукова рассказывает раздел, посвященный театральной жизни Москвы. Показан театральный костюм, эскизы театральных постановок, афиши балетных, оперных и драматических спектаклей, фотографии артистов. Выставку дополняют работы художников «московской школы» — В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Левитана и других, а также мультимедийная презентация «Виды, типы, сцены городской жизни последней трети XIX века», созданная на основе редких фотографий. Помимо материалов Государственного исторического музея на выставке представлены экспонаты из Российской государственной библиотеки, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея Большого театра России, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге и частных коллекций. Источник: http://moscowout.ru/art/articles/hozyain_moskvi
Церковное и мирское
«Интересуюсь происхождением своей девичьей фамилии — Ган, девичьей фамилии мамы — Бартосевич. И фамилией, которую получила от мужа, — Бединин. Муж родом из Амурской области. Буду благодарна за любую информацию. Л.Бединина, Ивьевский район». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Ган — сокращенный вариант церковных имен Агав (предположительно с греческого «агаус» — «славный, благородный») и Гавриил (в переводе с древнееврейского «моя сила — Бог»). В основе фамилии Бартосевич личное имя Бартас (Бартось) — разговорный вариант католического (польского) имени Бартломей (православное — Варфоломей), которое в переводе с греческого обозначает «сын Птоломея». В сочетании с суффиксом —евич Бартосевич — это сын или иной потомок Бартаса. У имени Бартломей множество других вариантов: Барт, Барташ, Бартош, Бартус, Бартас, Барталь, Бавтрим, Бутрим, Батура, Барута, Бартох. Почти все они нашли отражение в фамилиях: Бартко, Барташ, Барташук, Бартош, Барташевич, Барталевич, Бавтрим, Бутрим, Барута, Батура и другие. Фамилия Бединин образована от прозвания Бедыня — «тот, кто бедствует, не имеет нормальных жизненных условий». Фамилии с основой Бед имеют белорусы и русские: Беда, Бедин, Бедун, Бедный, Бедунька, Бедуля; украинцы: Бидный, Бидолах, Бидула. «Любопытно узнать историю фамилии Аскирко. Раньше она писалась как Аскерко, но после войны в паспорте мамы сделали ошибку, заменив «е» на «и». Николай Аскирко, Минск». «Постоянно читаю рубрику, но только сейчас решила поинтересоваться происхождением фамилии мамы — Оскерко. А.Сапожникова, Борисов». — В основе фамилии Аскирко (из Аскерко) турецкое личное имя Аскер — «воин, солдат», которое усвоено многими тюркскими народами. Аскерко — сын или потомок Аскера. В России аскерами называли турецких солдат. В Великом княжестве Литовском Аскерки — знаменитый шляхетский род, представители которого имели земельные владения в Минском и Полоцком воеводствах, в Мозырском, Новогрудском и Ошмянском поветах. А вот Аскирки в роду не упоминаются. «В Березовском районе в деревнях Стригинь и Соколово проживает много жителей с фамилией Мшар. Объясните, пожалуйста, что лежит в ее основе. В.К.Мшар, Жабинка». — В современном белорусском языке слово «мшара» означает «болотное место, покрытое мхом, с множеством кочек». Но в прошлом существовало прилагательное «мшарый» — «темно–буланый, гнедой; т.е. красновато–рыжий» (Словарь И.Носовича). По ассоциации с цветом шерсти животного прозвали и человека с похожим цветом волос. «Если возможно, дайте разъяснение о происхождении моей фамилии по мужу — Апетенок. Лидия Апетенок, Вилейский район». — Фамилия Апетенок происходит от очень редкого личного имени Апет — сокращенный вариант официального имени Иафет, заимствованного из древнееврейского в значении «Бог расширит». Суффикс -енок указывает на кровные родственные отношения: Апетенок — сын или потомок Апета. «Я родом из деревни Пекотино Миорского района. Деревню основали в конце XVIII века двое крепостных крестьян (беглецы) по фамилии Шкеленки, которых приютил местный помещик и дал им наделы. Их потомки построили две деревни: Пекотино и Липанты, граничащие с Литвой и Латвией. Население в основном и носило фамилию Шкеленок. Хотелось бы знать, откуда фамилия произошла, что означает. Есть, правда, варианты: Шкиленок. Но как мне кажется, корни Шкиль– и Шкель– имеют разные значения. Прав ли я? Павел Шкеленок, Логойск». — В основе фамилии Шкеленок прозвание Шкель от слова «шкель» — «насмешник». Шкеленок — сын, потомок Шкеля. Поскольку слово в русском и белорусском языках имело одно значение, то и фамилии могли быть происхождения как русского, так и белорусского. Шкиленок — разнится написанием. Но значение имеет то же. От прозвания или фамилии Шкель образованы названия деревень Шкели в Шарковщинском, Шкеличи в Новогрудском районах и хутора Шкили в Браславском районе. Фамилии и названия с основой Скель (Скиль) рассредоточены по всей стране и не имеют конкретной привязки к территории Литвы или Латвии. Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/104554/
От кого российское государство взяло больше: от Византии или Золотой Орды?
Историк, академик РАН Юрий ПИВОВАРОВ, директор Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), прочел на телеканале «Культура» лекции «Традиции русской государственности и современность». С любезного разрешения телеканала «Культура» и самого Юрия Сергеевича Пивоварова публикуем отрывки из лекций. ВЛАСТЕЦЕНТРИЧНАЯ РОССИЯ Если посмотреть на русскую историю в целом (более чем тысячелетний период), мы увидим, что государство, власть, различные властные институты сыграли и играют огромную роль в нашей истории. И в этом смысле я мог бы назвать нашу политико-правовую культуру властецентричной. В центре - власть. В отличие, например, от западной, европейской, которая является антропоцентричной. Антропос - это человек. Там в центре стоит человек. Человек как мера всех вещей. Там все начинается от человека, у нас - от власти. Как же это произошло? На каком этапе русского развития? Ведь сначала было, кажется, не так. На это интересно посмотреть. Во-первых, мы должны помнить, что мы никакая не отсталая страна. Мы идем по своему пути, как идут другие страны. Мы ни от кого не отстали. Ни за кем не гонимся. Наше развитие не является ущербным. Во-вторых, ХХ век закончился всего десять лет назад. И его дыхание еще ощутимо. Великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын, лауреат Нобелевской премии, сказал: «Россия проиграла двадцатый век». А он не был пессимистом. Наоборот, это был человек суровой оптимистической воли. Мы проиграли двадцатое столетие. При том что начиналось оно потрясающе: шло бурное развитие экономики, демократии, образования, культуры. О КАТАСТРОФАХ XX ВЕКА И вот, несмотря на все это потрясающее движение вперед, в России в начале ХХ столетия разразились три революции. Если первая - 1905 года закончилась относительно удачно - компромиссом власти и общества, то 1917 год вверг нас в кровавую катастрофу. Конец 80-х - начало 90-х ХХ века - еще одна революция. Почему так много революций? Причем совершенно различных. Дважды напрочь разваливался строй. В 1917 году - Российская империя. Как будто ветер дунул - и карточный домик рассыпался. Хотя была мощная бюрократия, мощная армия. Огромная работающая страна. Непонятно, почему все рухнуло. В конце 80-х - начале 90-х ХХ века пусть не было такого расцвета, как в начале столетия, но сказать, чтобы все дышало на ладан, тоже невозможно. И вдруг в несколько дней страна развалилась. Во властецентричной стране случился паралич властных институтов. И она оказалась бесхозной. Началась анархия. Кроме того, в России произошла антропная или антропологическая катастрофа: погибло огромное количество людей. Войны, революции, голод, сталинский, невиданный в истории, террор. В конце ХХ столетия это привело к резкому падению численности населения. Антропологической катастрофа была еще и потому, что убивали лучших. Выбивались элиты. Царская, потом советская. И еще. Россия столетиями, начиная с конца XV века, жила за счет расширения территории. Уже к 1600 году территория Московского царства равнялась территории Западной Европы. Каждый год шел прирост примерно на одну Голландию. Так мы расширялись, разбухали. И вдруг началось сужение. Причем трижды в течение столетия мы теряли лучшие наши территории. Сначала по Брест-Литовскому миру 1918 года, подписанному большевиками, Россия потеряла около миллиона квадратных километров и около 45 миллионов населения. Причем это европейское культурное население. Это земли с хорошим климатом - нынешняя Украина, Белоруссия, Крым. Потом 1941 год. Миллион квадратных километров оккупирован немцами. 75 миллионов населения (42% от общего состава СССР) находились под фашистами несколько лет. Мы снова отыграли назад. И, наконец, 1991 год, распад СССР. И те же самые земли уходят. Сегодня Россия - это территория примерно середины XVII столетия. И это совершенно новая ситуация для нас. Институты власти, вообще вся система управления, политическая культура строились на расширении пространственном и демографическом. Сейчас началось сужение. Как быть? Огромная задача для политиков, для историков. Иначе мы не поймем, куда нам дальше плыть. О ВИЗАНТИИ И ВЛАСТИ Мы должны всегда помнить: Россия - христианская страна. Это, пожалуй, единственное, что объединяет ее с Европой. Во всем остальном мы расходимся. Я своих студентов всегда спрашиваю: «Бывали ли вы в Третьяковской галерее?» Там есть картина художника с такой «типично русской» фамилией Ге. На ней, опустив глаза, стоит молодой человек. А перед ним - пожилой мужчина с короткой генеральской стрижкой. И спрашивает молодого человека: «Что есть истина?» Картина так и называется. Молодой человек, опустивший глаза, - это Иисус Христос. Вопрошающий - Понтий Пилат. Почему Христос, сын Бога, опустил глаза и не говорит, что есть истина? Я долго не мог понять. Потом узнал: в христианстве невозможен этот вопрос. В христианстве возможен вопрос: «Кто есть Истина?» Христос и есть Истина. Поэтому Христос и не отвечает захватчику Иудеи Понтию Пилату. Русь не пошла по пути других религий, хотя на нее претендовали и ислам, и иудаизм, и иные. Мы приняли христианство из Византии, а не с Запада, не из Рима. И это сразу отгородило нас от общеевропейского пути. Потому что латынь - язык западного католицизма - оказался для древних русичей, наших предков, недоступен. С одной стороны, приняв христианство, мы сделали шаг в круг европейских христианских народов. А с другой - шагнули в изоляцию. Как бы в гетто. Такое двойное влияние христианства во многом определило наше дальнейшее развитие. И тотчас же мы у Византии взяли модель власти. Взяв эту модель, мы изначально уже подчинились тому, что светская власть сильнее духовной. О ТРУДНОЙ ГЕОГРАФИИ Николай Александрович Бердяев однажды сказал, что русскую историю съела русская география. Что он имел в виду? Наши предки, восточные славяне, начали строить цивилизацию в тех местах, где, в общем, никто до них этого не делал. Например, германские народы пришли в Европу и заселили территорию бывшей Римской империи, уже окультуренную и с хорошим климатом. Одним из основополагающих качеств русской истории является ее материальная бедность. И громадные, не защищенные ни горами, ни морями территории. И в этих условиях бедности и открытости для нападений в экономике, естественно, создавался небольшой прибавочный продукт. Именно из-за этого выросла роль государства. Поскольку богатств мало, а претендентов на них много, то исторически так сложилось, что государство сказало: лучше я буду контролировать, раздавать, определять меру потребления и то, куда инвестировать небольшие ресурсы. И это одна из важнейших причин формирования у нас особого типа власти. В науке имеется термин, объединяющий слова «власть» и «собственность» в одно слово - «властесобственность», когда собственность и власть не две отдельные субстанции, а одна. Тот, кто обладает властью, тот и обладает собственностью. Даже в конце XIX века, когда уже шли замечательные либеральные реформы, во время переписи населения Николай II в графе «профессия» написал: «Хозяин земли русской». Хозяин. ОРДА И РУССКИЕ КНЯЗЬЯ Хорошо известно, что монгольское завоевание существенным образом повлияло на наше историческое развитие. Крупнейший русский историк Василий Осипович Ключевский считал, что не нужно переоценивать значение монголов, они воздействовали только на элиту, на верхи, не на народ. Думаю, мой любимый историк не совсем прав. Монголы, конечно, остановили наше развитие. Они уводили из русских городов грамотных людей. Поскольку понимали, что знание - сила. Они уводили каменщиков, потому что деревянный кремль или деревянные ворота и стены взломать легче, чем каменные. Философ Георгий Федотов, уехавший, как и Бердяев, после революции в эмиграцию, комментируя конец монгольского ига, заметил: «Ханская ставка была перенесена в Кремль». То есть хан переехал в Кремль. Москва омонголилась, и великий русский князь стал ханом. В известном смысле Федотов прав. Находясь два с половиной столетия под монголами, русские князья, приезжая в Сарай, встречались с совершенно невероятным типом власти, который они раньше не видели ни в Европе, ни у себя на Руси. Это была абсолютная власть в «особо крупных размерах» в руках одного человека. Монгольский тип власти - это когда один человек - все, а все остальные - ничто. Это не было характерно для Древней Руси. Столетиями находясь в таком творческом политическом общении с монголами, русские князья стали привыкать к этому типу власти. Павел I, сын Екатерины II и отец Александра I, беседуя с французским послом, сказал ему: «В России только тот что-то означает, с кем я разговариваю. И только то время, пока я с ним разговариваю». Это очень точная формулировка русской власти. Царская империя, СССР, Российская Федерация - мы видим в меняющихся формах одно и то же содержание. ОБ ЭЛИТАХ Принято считать, что есть три основные эпохи русской истории: московская (XVI - XVII века), петербургская (XVIII - XIX - начало XX) и советская (с 1917 по 1991 год). Далее постсоветская, но точное название ей дадут уже следующие поколения. Три эпохи русской истории. Им удивительным образом, хронологически совпадая, соответствуют три способа организации или самоорганизации властвующего класса, элитных групп. Итак, Московское царство, XVI - XVII столетия. Порядок самоорганизации элит - местничество. Выстраивается иерархия боярских родов по признаку знатности, близости к трону. Московское царство держалось на этом порядке. Федор Алексеевич, старший брат царя Петра и старший сын Алексея Михайловича, отменяет местничество. Поскольку оно мешало развитию России. И происходит мгновенная гибель Московского царства! Вместе с тем открывается возможность по-другому формировать элиты. Ее реализуют «птенцы гнезда Петрова». Окружение Петра I. Это уже самозванцы, выходцы из совершенно различных слоев населения, авантюристы, люди нередко без чести и совести. В художественной литературе принято представлять их такими молодцами-красавцами и противопос-тавлять им жирных и глупых бояр из местнической системы. Все наоборот! То была подлинная аристократия, утонченные люди, а на смену им пришли «новые русские» в «красных камзолах», все эти Меншиковы, Лефорты и прочие. Но зато попадание в элиту во многом зависело от того, что ты умеешь. Вот вор был Меншиков, но храбрец! Вот Лефорт, этакий д'Артаньян, авантюрист, но храбрец и европеец. Таких людей Петр стал выдвигать на первые роли. Гибнет один порядок самоорганизации элиты, тотчас же рождается основа для ее новой организации. «Табель о рангах» - новый способ организации элит, который действует на протяжении XVIII - XIX столетий. Он, с одной стороны, всех загонял в службу, с другой стороны, давал возможность людям простого звания делать карьеру. К примеру, Михаил Сперанский, крупнейший русский реформатор начала XIX столетия, вышел из семьи беднейшего священника, но достиг высших должностей! О СОВЕТСКОЙ ЭЛИТЕ И вот элита третьего периода - советская элита. В 1920 году Иосиф Сталин создает в губкомах, райкомах, в ЦК партии так называемые учетно-распределительные отделы, учраспреды. Из них вырастет будущая номенклатура, правящее сословие Советского государства. Только те люди, которые находились в списке райкома, горкома, ЦК, могли продвигаться во власти в данном регионе, в данной республике. Если посол, то ты должен быть номенклатурой ЦК партии, секретариата ЦК, если ты директор бани - то номенклатурой райкома партии. Эта структура худо-бедно существовала 70 лет. Правило номенклатуры отменил на последнем, XXVIII съезде КПСС летом 1990 года Михаил Горбачев. И уже в 1991 году рухнул Советский Союз. Каждой исторической эпохе соответствует ее тип организации или самоорганизации элит. Заметим, сегодня нет никакого способа организации элит. Могу предположить, что нынешняя постсоветская система не встала на ноги, еще не вошла в зрелую фазу. А может, мы находимся в такой стадии развития, когда уже не понадобится каким-то правовым, организационным способом закреплять нашу элиту. ОБ АВТОРЕ КОНСТИТУЦИИ Первая конституция была написана в США. И постепенно русские пришли к выводу, что им нужна конституция. Наиболее важным был конституционный проект начала XIX столетия, автором его был человек, имя которого я уже упоминал, - Михаил Сперанский. В 1809 году, то есть 200 лет назад, по инициативе Александра I он готовит проект российской Конституции и представляет императору. Тот сначала соглашается, потом отвергает. Сперанского выкидывают в ссылку, проект не осуществляется. Этот европейский образованный мыслитель был теоретиком правового государства и разделения властей. Но Сперанский тончайшим образом чувствовал особенности русской власти, в нем счастливо сочетался европеец и почвенник, слышавший, говоря словами Александра Блока, музыку русской истории. Предложив систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Сперанский ввел некую новацию, которой никогда не было в других конституциях: он поставил одну фигуру над системой разделения властей - императора. Традиции русской власти не впис ывались в классическое разделение властей. В течение XIX столетия постепенно элементы плана Сперанского начали реализовываться. А в 1906-м, за три дня до открытия Первой Государственной думы, Николай II дарует народам Российской империи первую Конституцию. Это была реализация плана Сперанского. Потом крах самодержавия, Февральская революция. Летом 1917 года юристы Временного правительства, кадеты и эсеры, пишут Конституцию Российской республики. И восстанавливают проект Сперанского, только вместо наследственной императорской власти ставят над системой разделения властей выборного президента. Во всех иных конституциях, американской, французской, немецкой, итальянской, фигура первого лица, президента или премьера, вписана в структуру разделения властей. У нас она - над системой. В 1993 году в Москве 3 и 4 октября - маленькая гражданская война, которая кончается тем, что танки стреляют по «Белому дому», где сидит Верховный Совет РФ, и покончено с Советами. До этого было покончено с КПСС. Опубликован проект новой Конституции, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Это нынешняя Конституция. И когда читаешь этот проект, видишь: это Конституция Сперанского. Только с поправкой Временного правительства: над системой не наследственный император, а президент. Когда спрашиваешь людей, которые писали новую Конституцию: вы что, специально списывали? Да нет, так получилось, говорят. Понимаете? Вот традиции русской государственности. Как писал Борис Пастернак, «здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба...» Почему именно эта линия прижилась? Да именно потому, что она учитывает специфику русской власти. КТО ПРИДУМАЛ ПАРТИЮ ВЛАСТИ В сентябре 1905 года один из близких Николаю II людей, генерал Дмитрий Трепов, пишет ему письмо. В нем утверждается: в связи с введением в России элементов представительного правления необходимо создать «свою партию». В нее включить наиболее влиятельных людей, политиков, представителей СМИ, бизнеса, бюрократии. То есть, говоря языком современной науки, учредить такую «партию власти», чтобы она контролировала ситуацию, не отдала страну каким-то «хаотическим» людям. То есть власть хотела через «свою партию» осуществлять господство в новых политических условиях. Тогда не удалось этого сделать. Но вот приходят 90-е годы. И, как только начинается новая политическая история, тотчас же власть вновь стремится создать партию власти. Это удается. «Единая Россия» вполне эффективно помогает контролировать ситуацию. Те люди, которые делали это в 90-е годы, и слыхом не слыхивали о том, что еще при царизме выдвигалась идея партии власти. Это поразительное дело, когда через сто лет возникают те же самые идеи. Поразительно, к ак и в случае с конституцией Сперанского и треповским проектом, все было реализовано в новой России! Приходят на ум слова Ключевского, сказанные в начале прошлого столетия, но совершенно актуальные и сегодня: «В России нет борьбы партий, но есть борьба учреждений». Он видел, как основная политическая борьба в его время шла, например, между прогрессивным Министерством финансов и консервативным МВД. И видел, что никаких настоящих партий и оснований для их возникновения нет. Почему? Слабое гражданское общество. ТРАДИЦИИ ПЕРЕДЕЛА Теперь о передельном характере российского общества. В России в XVIII - XIX веках и начале XX века существовала передельная община. Пугачевское восстание показало, что в недрах крестьянского мира зреют опасные мощные стихии, энергии разрушения, которые все могут снести. Пугачевский бунт стал страшным предупреждением господствующим группам. Когда власть имущие проанализировали пугачевское восстание, они поняли, что лучшей формой предотвращения крестьянских беспощадных бунтов будет создание такой организации, где бы все были равны. Получилась крестьянская община, когда по числу людей в семье давалось столько же единиц земли. А когда кто-то умирал, кто-то рождался, то все менялось. И постоянно шел передел. Земля никогда надолго не принадлежала никому. Система была хороша, не было никаких восстаний. Но было безлюбовное отношение к земле - не моя земля. Наследовать ее было нельзя, попользовался и должен отдать. Как потом скажет один русский философ: военнопленная земля. К ней и относились, как к военнопленному: кормили, но не особенно заботились. При Сталине началась насильственная урбанизация, люди из деревень в 30-е, 40-е, 50-е годы пошли в города, они принесли ментальность крестьянина. Навыки передельщины. Делить, делить, делить... И корни российской коррупции, с которой наши власти пытаются бороться, - во многом в русской передельной общине. Вот откуда у нас постоянный передел вещественной субстанции, передел денег, стремление «попилить бюджет». О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЕМОКРАТИИ Наряду с самодержавной традицией, кстати, есть и другая: Россия стала одной из первых стран в Европе, где началось ограничение самодержавия. Борис Годунов - выборный царь. Михаил Романов - выборный царь. Земский собор царя выбирал. То есть в России есть еще очень сильная традиция парламентская, традиция ограничения самодержавия, традиция демократическая. Вместе с властецентричностью и с самодержавной традицией действует тенденция к его ограничению, к демократизации, к парламентаризации - и это тоже русская линия, мы должны ее знать. Не одно золотоордынское наследие в нашей судьбе, в нашей крови, есть и другие. И я думаю, что у России имеются большие шансы для движения вперед при условии, что умные русские, россияне будут не только хорошо знать реалии современного мира и потребности сегодняшнего дня, но и свою историю. И понимать, что откуда растет. Источник: http://www.kp.ru/daily/24548/725476/
В Иванове начата работа над проектом «Живая память»
В дореволюционном Иваново-Вознесенске существовало несколько прихрамовых погостов и кладбищ. На них были захоронены наши предки, те, кому мы обязаны сегодняшним своим существованием. Благодаря этим людям село Иваново уступило место на карте Российской Империи городу Иваново-Вознесенску. После 1917 года были взорваны многочисленные храмы, места захоронений сравняли с землей. До наших дней ни одного старого кладбища не сохранилось. Цель проекта - восстановить память о наших предках. К счастью для этого есть уникальная возможность. Вопреки сложившемуся мнению метрические приходские книги не были уничтожены вместе с храмами. Книги сохранились. Проект «Живая память» - это результат совместных усилий Правительства Ивановской области, Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, Администрации города Иваново, Государственного архива Ивановской области, патриотического клуба «Поиск» при МОУ СОШ №66. Суть работы над проектом сводится к созданию единой электронной базы данных людей, захороненных на кладбищах Иваново-Вознесенска. Для этого будут оцифрованы все сохранившиеся метрические книги, а это порядка 50 томов. Затем информация будет декодирована и размещена на специальном интернет ресурсе. Его разработка уже начата. Адрес сайта в глобальной сети www.livememory-ivanovo.ru Создатели проекта уверены, что десятки тысяч имен и судеб, казалось бы, навсегда утраченных, стертых из памяти потомков, вновь будут обретены Источник: http://ivgoradm.ru/news?nid=10625
Американец поменял имя на веб-адрес
Житель США превратился в живую рекламу хостинговой компании Hostgator Житель штата Аляска Билли Гибби по договоренностью с хостинговой компаней Hostgator поменял свое имя. Теперь его зовут Хостгейтор-точка-ком. При этом Хостгейтор — его новое имя, а Точка-ком — фамилия, сообщает Руформатор со ссылкой на HostReview. Его новое имя – это адрес веб-адрес компании, предоставляющей услуги хостинга. Под этим именем он теперь будет значиться во всех документах. Билли Гибби и Hostgator сотрудничают достаточно долго. Так, в 2009 году Гибби вытатуировал веб-адрес компании у себя на шее. Мужчина, кстати, сотрудничает и с другими фирмами – на его лице и теле более 20 татуировок с названиями разных компаний, за что получил прозвище «Ходячая доска объявлений». Источник: http://www.aif.ru/techno/news/66219
Биографическая и генеалогическая информация в документах Архивного фонда Российской Федерации
Биографическая и генеалогическая информация, хранящаяся в различных архивных фондах, долгие годы не была востребована российскими историками. Жизнь рядовых людей не представляла интереса для советской науки, исследовавшей масштабные явления, а научные дисциплины, связанные с исследованием личности, изучались лишь узким кругом специалистов. Однако полноценное понимание новейшей истории невозможно без анализа биографических и генеалогических данных об участниках исторических событий: их именах, возрасте, образовании, социальном положении. «Полит.ру» публикует статью Ирины Волковой и Зинаиды Иноземцевой, посвященную историко-биографическим и генеалогическим документам в составе Архивного фонда Российской Федерации. Материал опубликован в новом номере журнала «Отечественные архивы» (2010. № 4). Исторические события в России конца ХХ в. внесли существенные коррективы в научные представления о ценности источников официального и личного происхождения, необходимых для объективного и всестороннего изучения прошлого. Подверглась пересмотру идея абсолютного приоритета актовых, статистических, законодательных и других исторических источников официального происхождения, поскольку они не позволяют исследовать реальные изменения общественного сознания, раскрыть их определяющее влияние на социально-общественный климат в стране. Полноценное понимание новейшей истории оказалось невозможно без анализа биографических и генеалогических данных об участниках исторических событий: их именах, возрасте, образовании, социальном положении, обстоятельствах общественной и служебной деятельности[1], системе исповедуемых ими жизненных ценностей. Признание того факта, что история – это, прежде всего, история людей, что деятельность каждого человека (и созидательная, и разрушительная) вписывается в контекст государственной, социально-культурной, духовно-нравственной, экономической жизни и влияет на ее изменение, актуализировало проблему использования биографо-генеалогической информации во всех сферах гуманитарных исследований. Человек как объект изучения занял важнейшее место в исторических, философских, богословских, психолого-педагогических, социологических исследованиях. Востребованность биографо-генеалогической информации существенно возросла в связи с конституционным закреплением прав граждан на информацию[2], которая ныне регулируется нормативными правовыми актами[3]. Биографическая и генеалогическая информация представлена в архивных фондах различных государственных, общественных и иных организаций, осуществлявших документирование отдельных сторон личной и общественно-трудовой деятельности человека (от его рождения до погребения). Долгие десятилетия она относилась к числу ограниченно востребованной, ведь жизнь рядовых людей не представляла существенного интереса для советской науки, исследовавшей масштабные явления: классы, народы, государства, биографии выдающихся деятелей. Информация о рядовом человеке могла быть полезна исследователю лишь в качестве вспомогательной в контексте приводимых исторических фактов. Генеалогия, биографика, агиография как научные дисциплины, связанные с исследованием личности[4], изучались узким кругом специалистов. Сказывалось ограничение доступа к архивным первоисточникам вообще и к персонифицированной информации в частности, отсутствие комплексного анализа видового состава фондов и документов, фиксирующих биографические и генеалогические сведения о жизнедеятельности человека в советский период истории. Большинство появившихся в последнее время трудов научного и прикладного характера освещает проблему биографо-генеалогической информации в архивных документах дореволюционной России. Применительно к советскому периоду можно назвать немногочисленные работы, авторы которых рассмотрели отдельные аспекты проблемы. К ним относятся, в первую очередь, статьи А.В. Елпатьевского[5], посвященные общим вопросам документальных источников современных историко-биографических и генеалогических исследований, истории документирования актов гражданского состояния и трудовых отношений, историографии проблемы документов по личному составу. Существенно расширили видение проблемы и некоторые другие авторы, раскрыв в историческом аспекте специфику документирования определенной государственной функции, связанной с фиксацией генеалогической и биографической информации в масштабах страны[6]. В 1990-е – начале 2000-х гг. появились исследования по вопросам обеспечения сохранности, комплектования, использования документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию применительно к задачам архивных учреждений[7]. Комплекс вопросов научной ценности, использования и сохранности историко-биографических и генеалогических документов в составе Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) был рассмотрен в докладах и сообщениях участников «круглого стола» в марте 2000 г. и научно-практической конференции в мае 2001 г., проведенных секцией Центрального совета Российского общества историков-архивистов по научным проблемам архивоведения и археографии[8]. Определенный вклад внесли также учебное пособие по генеалогии, включающее проработку понятийного аппарата, историографию проблемы, содержание этой научной дисциплины[9], и публикации, касающиеся работы с биографической и генеалогической информацией применительно к архивным фондам субъектов Российской Федерации, доступа к документам по личному составу в контексте нормативных правовых актов и их применения в государственных архивах[10]. Отвечая современным общественным интересам, специалисты ВНИИДАД в 1997–1999 гг. провели необходимые исследования видового состава документов в государственных архивах России, фиксирующих биографическую и генеалогическую информацию, и издали пособие по документам с генеалогической информацией за дореволюционный период[11]. В настоящее время подготовлено и в 2010 г. будет издано справочное пособие «Биографическая и генеалогическая информация в государственных архивах Российской Федерации. 1917–1991 гг.», которое отличается от предыдущего и по структуре, и по составу, и по содержанию включенных в него материалов. Это объясняется различиями в документировании биографической и генеалогической информации в Российской империи и советской России. Для дореволюционной системы управления характерны достаточная строгость, четкость, унификация состава и содержания реквизитов и форм документов, советская же складывалась постепенно. Вплоть до 1930-х гг. распределение властных и иных полномочий в системе государственного управления находилось в процессе становления, подвергалось постоянным реорганизациям и изменениям, имело ведомственные и территориальные различия, что порождало огромное разнообразие форм и реквизитов используемых видов и разновидностей документов. Позднее в результате централизации управления, внедрения инструктивно-методических разработок Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, Бюро стандартизации ВСНХ СССР, Института техники управления и Центрархива РСФСР[12], регламентировавших процессы документирования, положение несколько стабилизировалось. Вводились типовые формы отдельных видов документов, определялись масштаб и границы их применения (республика, регион, отрасль и т.п.). Относительно устойчивым порядок документирования был в кадровой, нотариальной, уголовно-процессуальной сферах государственного регулирования. Пособие рассчитано, прежде всего, на сотрудников архивов, исполняющих социальные и генеалогические запросы граждан и консультирующих иные группы пользователей[13]. В его подготовке приняли участие четыре федеральных государственных архива и 43 государственных архива субъектов Российской Федерации. Было выявлено и описано более 1300 видов и разновидностей документов по основным направлениям документирования информации, отражающей социально-правовые отношения личности (гражданина) и государства (общества)[14] в области гражданского состояния; образования (среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, военного, партийного и комсомольского); присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; служебно-трудовых и связанных с ними иных отношений (трудовой деятельности, военной службы, награждений, творческой деятельности, пенсионного обеспечения, увековечения памяти, социального и имущественного положения); гражданства; паспортизации и регистрации населения; учета отдельных групп населения; нотариальных действий; медицинской и социальной помощи; опекунства, патроната, усыновления; уголовно-процессуальных действий, политических репрессий; общественно-политической деятельности. Каждое из выделенных направлений предваряет вводная аналитическая статья, включающая историографический обзор, необходимые сведения о законодательных и нормативных правовых актах, регламентирующих правовые отношения личности и государства, об органах власти и управления, наделенных функциями регулирования соответствующих сфер государственно-общественной и социальной жизни населения, с указанием государственных архивов, к профилю которых относятся фонды соответствующих учреждений и организаций, а также перечень видов и разновидностей документов, образовавшихся в ходе документирования той или иной функции. Соответствующий раздел пособия раскрывает пользователю исторический контекст и основные нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие в конкретной сфере личностно-государственных отношений; виды и разновидности дел и документов, которые фиксировали поисковые признаки биографо-генеалогической информации; примерный перечень архивных фондов, где они могут находиться. В связи с отсутствием обобщающих работ по методике архивного поиска биографо-генеалогической информации советского периода в пособии выделен специальный раздел, в котором раскрываются конкретные приемы определения архивных фондов, видов дел и документов в составе фондов федеральных государственных архивов и государственных архивов субъектов Российской Федерации с искомой информацией. В приложении помещен алфавитный указатель видов и разновидностей документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию советского периода. Каждое описание включает наименования вида (разновидности) документа, законодательных и нормативных актов, регламентирующих его введение, хронологический период действия, масштаб применения, реквизиты содержания, состав биографической и генеалогической информации, указание должностного лица, полномочного составлять документ, а также профиль архивов и состав фондов, которые могут содержать необходимую информацию. Эти данные помогут пользователю установить наличие, повторяемость, частоту фиксации того или иного искомого признака в документах различного функционального назначения, создаваемых конкретными организациями в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Поиск, согласно рекомендациям пособия, проводится поэтапно. На первом, предварительном (доархивном), имеющем цель уточнить состав искомой информации и конкретный архив, где она может быть выявлена, изучаются административно-территориальное деление СССР – РСФСР за определенный хронологический период, в пределах которого требуется провести поиск искомых данных; сеть государственных архивов и их профиль (т.е. распределение в них документов АФ РФ); история государственных учреждений, что позволит определить, в каких фондах может содержаться искомая информация; правовые основы доступа к ней частных лиц. На следующем этапе осуществляется непосредственное выявление информации в фондах государственного архива. Эффективность поиска информации существенно зависит от профессиональной подготовки и знания состава и содержания архивных фондов; видового состава документов и принципов группировки видов и разновидностей документов в дела, системы научно-справочного аппарата. Справочное пособие направляет пользователя, облегчая его исследовательский поиск с помощью конкретных примеров исполнения запросов различной степени сложности. Кроме того, пособие содержит необходимые ориентиры, позволяющие расширить сферу поиска, в том числе по архивным материалам учреждений и организаций, не включенным в состав АФ РФ. К сожалению, в составе АФ РФ значительные комплексы документов с биографической и генеалогической информацией отсутствуют. Многое было утрачено в результате войн и стихийных бедствий. Не все документы, содержащие информацию о конкретном человеке, не отмеченном официальными наградами, подлежали приему в государственные архивы как не имеющие научного и практического значения. Многие документы все еще остаются в архивах министерств и ведомств, наделенных правом депозитарного хранения, например, сведения о прохождении военной службы и учете военнослужащих – в Центральном архиве Минобороны России, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Архиве военно-медицинских документов при Военно-медицинском музее Минобороны России, Центральном военно-морском архиве Минобороны России и его филиале, Центральном архиве пограничных войск ФСБ России, Центральном архиве ФСБ России, Главном информационно-аналитическом центре МВД России, Центральном архиве внутренних войск МВД России. Документы советского уголовно-процессуального судопроизводства продолжают храниться в архивах судебных органов, органов МВД и ФСБ России, прокуратуры, дела внесудебных органов (ВЧК–ОГПУ–НКВД, особых совещаний, «двоек», «троек») – в Центральном архиве ФСБ России и архивах местных УФСБ. В государственные архивы до конца 1990-х гг. эти документы практически не поступали, поскольку не истекли предельные сроки их ведомственного хранения (75 лет), а также потому, что многие из этих комплексов оставались на режимном хранении. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г.[15] вообще исключил эту категорию дел из состава документов, для которых устанавливаются предельные сроки хранения в архивах организаций. Ограничения в использовании биографической и генеалогической информации сопряжены также с проблемой доступа к этой информации, регламентируемого Федеральным законом Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел[16], методическими рекомендациями ВНИИДАД «Обеспечение доступа пользователей к документам государственных и муниципальных архивов Российской Федерации и организация пользования ими» (М., 2009). Информативность пособия, по оценке экспертов, превзошла его прикладное назначение. Виды и разновидности документов с биографической и генеалогической информацией в своей совокупности представляют уникальный исторический источник, характеризующий процессы взаимоотношений человека и советского государства, составляя добротную основу для диссертаций источниковедческого или историко-документоведческого характера. Информация, заключенная в справочном пособии, обозначила границы источниковой базы для исследования политики советской власти в отношении личности во всех сферах общественной жизни страны. Так, документы, фиксирующие связи и отношения между населением и государством (взаимные права, обязанности и ответственность) в период, когда на основе принятого в первые дни победы новой власти декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[17] проводился в жизнь провозглашенный институт гражданства, опосредованно раскрывают драматические революционные преобразования общественных отношений. Все процессы, связанные с поражением граждан в правах, документировались. В соответствующих документах содержатся подробные данные о человеке: является ли он бывшим белым офицером, членом следственных комиссий; полицейским чином, жандармом, стражником; служителем религиозного культа; промышленником и предпринимателем, использующим наемный труд; торговцем и его иждивенцем; кулаком и членом его семьи; кустарем, ремесленником, старателем и др. (Все лица, «пораженные в правах», к 1930 г. были лишены права на пенсию, пособие по безработице.) Персональный учет, адреса проживания, адресные передвижения, возраст, семейное положение, имущественное состояние, род занятий, биографические, генеалогические, другие данные в той или иной полноте, составляя предмет систематического наблюдения, контроля и учета местных органов власти и управления и в определенных случаях территориальных отделений органов правопорядка СССР, отраженные в документах, дают в руки исследователя неопровержимые данные о положении человека, причисленного к той или иной категории населения. Эти меры позволяли, во-первых, отстранить представителей свергнутых классов и сословий, других групп населения от участия в общественной жизни страны, во-вторых, организовать особый учет и контроль лиц, активно участвовавших в завоевании советской власти (красных партизан, красногвардейцев; детей, оставшихся без родительского попечения; стариков и лиц, потерявших трудоспособность и др.). В годы Великой Отечественной войны налаженная система учета и контроля с ее обязательными для заполнения графами документов помогла обустроить тысячи эвакуированных, прибывших в тыл, разместить в детских учреждениях детей, оставшихся без родителей, предотвратить массовый голод, организовав карточное снабжение населения страны хлебом и продуктами первой необходимости. Выполненное коллективом ВНИИДАД и архивными учреждениями-соисполнителями исследование видового состава документов советской эпохи, содержащих биографическую и генеалогическую информацию, вводит в сферу научного знания уникальный пласт источников для объективного освещения истории советской России. Источник: http://www.polit.ru/research/2010/08/30/archives.html О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||