Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Чикин

 

Чикин – русская фамилия, восходящая к прозвищу основателя рода.

 

Фамилия происходит от мирского некалендарного имени предка-основателя рода – Чика или Чик. Мирские имена или прозвища были широко распространены в старину на Руси. Как правило, они занимали место современных фамилий и в большинстве случаев передавались потомкам  в неизменной форме. Часто мирские имена давались в связи с боязнью людей попасть под колдовское влияние. Поэтому придумывались мирские прозвища, зависящие чаще всего от  характера, привычки, поведения,  ремесла,  наименования селения или местности, где человек был рожден или проживал какое-то время. Это также могло быть название животного, рыбы, птицы, если он каким-то образом напоминал их.

 

Мирские прозвища Чик или Чика могут иметь этимологическую связь с глаголом «чикать, чикнуть», а также родственными ему многочисленными существительными. Упомянутый глагол имел несколько значений в разное время в различных диалектах России. Наиболее распространенным из этих значений было «ударить, бить», по мнению многих ученых произошедшее от ударных звуков. Звукоподражанием объясняют и название «чиканьем» пения птиц, вообще отрывистых высоких звуков – удар огнива, звук, издаваемый ножницами и прочее. В архангельских говорах «чикать» - «вязать, латать сети», объясняется из норвежского слова čiktet, čivtan – «чинить сети». В нижегородских наречиях «чика» - «стан извозчиков», а «чиковым» назывался извозчик, привязанный к определенному дому, хозяину, магазину, который постоянно был начеку. К возможным корням прозвища следует отнести и такие формы как «чикой, чикий» - «худой, тощий», а также «чикавый» - «любопытный».

 

Таким образом, как бы ни образовалось прозвище, оно было как-то связано с личностью носителя. Это мог быть человек, мастерски подражающий пению птиц, также могли сыграть роль как его физические качества – худоба, так и особенности характера – любопытство. Вместе с тем, многие из перечисленных вариантов следует отнести к той или иной профессии. Это мог быть извозчик, кучер, мастер, изготовлявший сети, невода, также профессия могла быть связана с ударами – так Чикой мог стать и кузнец, и каменотес, и лесоруб и так далее. Каждое из этих значений могло стать основой при возникновении мирского имени Чик, Чика.

 

Суффикс «–ин», находящийся в составе фамилии, является великорусской патронимической частицей и указывает на окончательное происхождение отчества Чикин на территории России, не ранее первой половины XVI века, когда распространенными русскими фамильными окончаниями стали патронимы «–ов», «-ев» и «–ин». Фамилии, также образованные при помощи корня «чик-», такие как Чик, Чиков, Чикинский, Чикенко, Чикарь, Чиконник, Чиковой, Чиковин и другие, подобные им, родственны.

 

В российских исторических источниках мы встречаем упоминание о казачьем атамане, которого звали Иван Чика, проживавшем в Казани в 1646 году.

 

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Никонов В.А., Словарь русских фамилий. М., 1993 г.; Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М. Прогресс, 1995 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта, 2006 г.;  МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.

 

 

В камчатском селе пройдет сход представителей одной из старейших камчатских фамилий

                            



 В Милькове пройдет сход представителей одной из старейших камчатских фамилий - ТОЛМАН, сообщили РИА Север ДВ в пресс-службе губернатора и правительства Камчатского края.

По данным краевого агентства по делам архивов, представители фамилии связаны родством с жителями 26 стран мира. Основатель фамилии приехал на Камчатку во время Русско-Американской кампании из США и осел здесь, обзаведясь семьей. Сейчас его потомки проживают по все территории Камчатского края.

На сходе, который пройдет 21 мая в 18.00 в клубе села Мильково, соберутся около 500 представителей фамилии. Агентством по делам архивов Камчатского края специально к сходу подготовлено генеалогическое древо семьи Толман, размер которого составил три на три метра.

Источник: http://severdv.ru/news/show/?id=25773

 

 

КРАСНОЯРЦАМ НАПОМНИЛИ ОБ ИХ РОДОСЛОВНЫХ

                            



15 мая в красноярском Парке "Молодежный" прошла акция "Создай историю семьи". Акция приурочена к Международному Дню семьи.

Всем участникам акции будет предложено восстановить историю и составить свое семейное дерево. Знание о своем происхождении, о происхождении своего имени и фамилии очень важно для любого представителя общества. Кроме того, семейное дерево всегда считалось одной из самых ценных семейных реликвий и гордостью семьи. В настоящее время традиция составлять генеалогическое дерево исчезла. С помощью акции организаторы хотят заострить внимание на ценности истории семьи, сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе горадминистрации.

Автор самого обширного древа получит приз, а из остальных деревьев организаторы сделают экспозицию, которая украсит Аллею семьи в Парке "Молодежный".

Знать свое родословное дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Красноярцы смогут создать семейную реликвию и задуматься о своем происхождении

Источник: http://www.regions.ru/news/2215243/

 

 

 

Поэт из рода торговцев

                            



«У меня несколько необычный вопрос к Валентине Лемтюговой. Я обожаю творчество Владимира Маяковского. По молодости и сам пытался писать стихи, подражать любимому поэту, равняться на него. Хотя у меня ничего путного не вышло, Маяковский был и остается для меня своего рода маяком в поэзии. Хотелось бы удостовериться: возможно, именно это значение положено в основу фамилии моего любимого поэта?


Игорь Невмянов, Гомельская область».


Валентина ЛЕМТЮГОВА:


— Маяковский, как и фамилия Маяков, производная от фамилии Маяк, пришедшей к нам из России. Та, в свою очередь, произошла от слова «маяк», что означает скупщик, торговец. Здесь к месту будет вспомнить работу В.Ленина «Развитие капитализма в России», в которой он писал о древних торговцах и ростовщиках следующее: «...для обозначения их существует богатый подбор местных названий. Вспомните всех этих прасолов, шибаев, щетинников, маяков, ивашей, бульней и т.д.»


«С интересом читаю рубрику. Происхождение многих фамилий было разъяснено, но своей я не встретил, хоть она и белорусская — Слиж. Мне бы очень хотелось узнать, что послужило ее образованию?


Геннадий Слиж, Негорелое».


— Фамилия Слиж могла произойти от народного названия мелкой пресноводной рыбки семейства вьюновых — слиж. В белорусском литературном языке она известна как галец. А еще в народе слижами называют моллюсков, которые живут в раковинах вблизи воды. В деревне Ивашковцы Сморгонского района местные жители говорят: «Круглы, як слiж». Кто–то из предков ныне носящих эту фамилию напоминал рыбку или моллюска: малорослый, юркий или невысокий, отличающийся полнотой человек.


«Я, Лютаревич Леонид Александрович, родился в Гродно в 1949 году. Мне с детства не дает покоя тайна происхождения моей фамилии. По характеру я не лютый, и мой отец был человек уравновешенный. Почему–то мне кажется, что моя фамилия произошла от принадлежности моих предков к протестантам. Мои отец, дед, прадед жили в деревне Черная Стежка. Отец говорил, что его предки родом из Червенского района. Помогите, пожалуйста, разобраться, что означает моя фамилия.


Леонид Лютаревич, Минск».


— Фамилии Лютаревич, Люторович соотносятся с русским словом «лютор» или украинским «лютер», которые по смыслу равнозначны слову «лютеранин» — тот, кто исповедует лютеранство, одно из основных направлений протестантизма. Возникло лютеранство в ХVI веке на основе учения Мартина Лютера. Так что в своих догадках вы совершенно правы.


«В роду у моих предков были фамилии Бобковская и Сокиринский. Предки с фамилией Бобковские жили на территории Беларуси, Сокиринские — в Украине. Территория проживания имеет ли какое–нибудь отношение к происхождению этих фамилий? Что они обозначают? Объясните, пожалуйста.


Юлия Стадницкая, Минск».


— Фамилия Бобковская образована от разговорно–бытового прозвания Бобок, Бобка. Так называют в народе взрослых людей малого роста и хрупкого телосложения, а также детей, рост которых не соответствует их возрасту. Также эти слова могли обозначать ласковое и умиленное обращение к ребенку.


Фамилия Сокиринская происходит от украинского слова «сокира» — топор (бел. — «сякера»), скорее всего, через стадию разговорно–бытового прозвания Сокира. Так могли назвать человека за его подобие в чем–либо с этим предметом. Например, у украинского писателя Панаса Мирного есть такое сравнение: «Совинський на дочцi Польського оженився... взяв плащувату циганку, з таким носом, як сокира». В памятниках старобелорусской письменности XVII века встречаются имена–характеристики Секерка и Секирка. Есть и современные белорусские фамилии от этой основы: Секерка, Секерицкий, Сикирицкий, Секержицкий, Сикиржицкий (последние два в польской огласовке).


«В детстве сверстники часто дразнили меня «липучкой». Хотя заводатором всех игр и детских шалостей во дворе был я и «липли», как правило, ко мне. Действительно ли в моей фамилии есть что–то липкое? По жизни я человек дотошный и требовательный. Именно эти качества не раз помогали мне избегать неприятностей на работе и в быту.


Иван Липай, Гомель».


— В основе фамилии Липай — разговорно–бытовое прозвание Липай (тот, кто питает пристрастие к чему–либо, падкий на что–либо). В «Слоўнiку беларускай мовы» И.И.Носовича при слове «липкий», кроме обычного значения, есть и переносное с иллюстрацией «На прибытки уси липки» (пословица). Суффикс —ай придает прозванию несколько насмешливую окраску. С его помощью образуется и ряд других фамилий типа Горбай, Губай, Куцай, Чубай.

Источник: http://www.sb.by/post/85572/

 

Марья Сиськина выходит замуж за Ивана Красножопова

                            



Почти полвека ярославский академик Станислав Павлов собирает непристойные фамилии. В его коллекцию вошли Красножопова, Херовец, Дураков, Сиськина, Целколомидзе.

Собирать свою коллекцию Станислав стал еще в студенческие годы. Однажды ему в газете попалось небольшое объявление, в котором сообщалось, что гражданка Красножопова подала на развод и расторгает свой брак с гражданином Красножоповым. «Меня тогда поразила сила любви и самоотверженность этой гражданки, - смеется Павлов. - Она не только вышла замуж за человека с такой неблагозвучной фамилией, но еще и его фамилию взяла».

Такое смешное объявление Станислав вырезал и наклеил в тетрадь. Со временем туда вошли более сорока фамилий, напоминающих бранные слова. Большую часть собрания составляют фамилии студентов МГУ, где в то время обучался Павлов.

Станислав с удовольствием внес в список Эмилию Бздак. Преподаватели лучшего вуза страны, повидавшие на своем веку многое, никак не могли произнести на семинарских занятиях ее фамилию, так как аудитория сразу настраивалась на несерьезный лад. По общей договоренности, милую девушку называли только по имени. Сама Эмилия каждый день клялась, что сменит фамилию. И это действительно произошло после того, как, отучившись, она благополучно вышла замуж.

Следующим «экспонатом» коллекции стал однокурсник Йобст. Само написание фамилии было вполне допустимым и подцензурным. А вот произнести ее, тем более быстро и не вызвая при этом неприличных ассоциаций с известными междометиями русского языка, было трудно. Хитроумные педагоги и тут нашли выход - спорную фамилию произносили с медленным, прибалтийским распевом : И-Й-о-о-бст.

Каждую фамилию в коллекции Станислав подтверждал документально, иначе могли не поверить, что она на самом деле существует. Для этого ему часто приходилось срывать с доски объявлений экзаменационные списки студентов, а также приказы о взысканиях и поощрениях. Секретарши часто жаловались на «злодея», но вычислить его так и не смогли

После окончания московского университета Станислав вернулся в родной Ярославль. Начал работать в известном Институте мономеров синтетического каучука. О своей секретной тетрадке вспомнил, когда на глаза ему попалось очередное объявление о разводе. Гражданка Херовец сообщала, что расторгает брак с гражданином Херовцом. Эта фамилия, конечно же, стала украшением коллекции Павлова.

Узнав о необычном увлечении Станислава, друзья и знакомые стали присылать ему газетные вырезки с необычными фамилиями. Благодаря их стараниям коллекция пополнилась грузинским спортсменом Целколомидзе.

Необычную историю о смене фамилии Павлову рассказал его отец. Сразу после гражданской войны в газетах целые столбцы были посвящены людям, менявшим фамилии. Оказывается, те «экземпляры», которые вошли в коллекцию Станислава, были куда пристойнее, чем родовые имена, от которых торопились освободиться в двадцатые годы.

В царские времена фамилии крестьянам и обывателям, а также и купцам, часто записывались по прозвищам. «А прозвища, сами понимаете, не всегда блистали целомудрием и добронравием, - рассказывает Станислав. - Дураковы или Сиськины - не самый ужасный вариант для русской деревни, где люди годами разговаривали матом. Сменить же фамилию было весьма затруднительно».

Купец Краснобрюхов, живший в Финляндии, пожелал сменить «несолидную» фамилию на более благозвучную. Изменить фамилию в царской России можно было, только обратившись непосредственно к государю. Неизвестно, в каком расположении духа был в то время русский царь, но на прошении Краснобрюхова он начертал: «Брюхо оставить, а цвет можно сменить». Так Краснобрюхов стал Синебрюховым. Фирма, основанная этим купцом, до сих пор существует в Финляндии.

Увлекательное дело по сбору и толкованию фамилий сегодня пытаются продолжить студенты филологических отделений вузов. Источником их вдохновения и сбора материала служат и предвыборные списки, и карточки учета ярославских военкоматов. Например, доподлинно известно, что в финансовом училище учатся курсанты Забейворота, Гречка, Земзюлин. А будущие офицеры Теплый и Холодный вообще получают образование в одной роте - на радость всем остальным сослуживцам.

Источник: http://www.pravda.ru/society/fashion/84971-1/

 

 

 

Тьмутаракань – это не выдумка

                            



Задумывались ли вы, откуда берутся названия тех или иных населенных пунктов, ведь порой они звучат очень странно и даже нелепо? Оказывается, иногда они происходят от всяких забавных словечек и присказок-поговорок, часто употребляемых жителями этих мест. Ведь наши предки тоже обладали чувством юмора. Кстати, теме происхождения географических названий (топонимов) посвящена целая наука – топонимика…

Трудно поверить, но, к примеру, в Рязанской области есть деревня Снова-Здорово, в Смоленской - Елки-Палки. Неблагозвучные названия многих населенных пунктов – Боров, Свинья, Кобель, Сука, Балда, Остолоп, Дурак, Дураково явно пошли от фамилий землевладельцев и отдельных жителей, насоливших чем-то соседям. Поэт Некрасов упоминает в своей поэме Гологузово, Безпортошное, Горемыки, Терпигорево. В дореволюционной России встречались даже такие уж совсем обидные названия, как Бардак, Блудово, Вшивко, Сопля, Соплино. Почти все они были переименованы при Советской власти.

Козельск, город в Калужской области Российской Федерации, упоминается в летописях с XII в. под названием Козлеск, Козелеск. Похожие названия поселков и городов есть и на Украине – Коцелец, Козельщина, Козлов, Козова, Козятин. Произошли они и от «строений в поле для собранного хлеба», и от полевых цветов – козельцев, но в основном – от «козлиных» прозвищ и фамилий, которые невесть почему были в прошлом весьма распространены на Руси и прилегающих к ней территориях.

Впрочем, нередко встречались и «кошачьи», «куриные», «свиные» названия. Немало было «псиных» имен: Лесное Сучкино, Псарня, Собаченки, Псова Гора, Малое Сукино, Кобелево, Собакино, Собачий остров (большая часть их отчего-то принадлежала Нижегородской области).

Иные названия дают повод для нелицеприятных прозвищ, поддразнивания жителей. Реально существующие Тьмутаракань, Чухлома, Хацапетовка - синонимы глухомани, «медвежьих углов». А вот Мухосранск - название вымышленное, хотя означает то же самое.

Как ни странно, в России почти нет «алкогольных» названий, хотя пьяное «веселие» - давняя традиция наших соотечественников. Имелся, правда, в Нижегородской области районный центр Пьянский Перевоз, от речки Пьяны (назвали ее так за извилистость – «шатается, как пьяная»), но в 1962 г. его «облагородили», переименовав в просто Перевоз.

В других же частях света можно встретить немало заковыристых названий - это наследие древних аборигенов. К примеру, в Новой Зеландии есть селение, название которого составляет одно слово из 83 букв! Произнести его без тренировки вряд ли кто сможет, но перевод примерно такой: «Место, гора, где угодный небу великий Тане, человек с длинными голенями, известный горопожиратель, двигал горами, взбирался на них и глотал их, играл на флейте грустную музыку, когда поднимался к своей любимой…»

Столица Таиланда Бангкок на местном наречии называется словом из 147 букв, в переводе звучащим так: «Великий город ангелов, наивысшее вместилище божественных сокровищ, великая земля, которую нельзя завоевать, великое и процветающее царство, великолепная и замечательная столица девяти драгоценных камней, где живут величайшие властители и расположен большой дворец, жилище богов, способных перевоплотиться в духов»…

Одно из индейских названий озера в американском штате Массачусетс покороче, но выговорить его весьма трудно, даже прочитав десятки раз. Переводится оно следующим образом: «Я буду ловить рыбу на этой стороне, ты будешь ловить на той стороне, а посередине никто ничего не ловит».

Европейцы, напротив, проявляют тягу к лаконичности. В Европе в моде названия-восклицания, даже состоящие всего из одной буквы. Есть поселки О и У, во Франции, Дании, Германии и других странах немало речек и местечек с однозвучно-кратким названием А. В Швеции и Франции расположены городки Ю, в Бельгии - Е. В Австрии протекает речка Ау, в Германии – Ах, а во Франции одну из рек назвали по-младенчески – Агу.

Впрочем, и россияне могут похвастаться своими «восклицаниями»: в Тюменской области есть речка Ух, в Башкирии – Ай, а в Челябинской области – Ура. Как возникают подобные названия? Очень просто: шел человек себе, и вдруг остановился и воскликнул: «Ой!» или «Ух!» И словом этим назвали местность.

Источник: http://www.pravda.ru/society/fashion/310225-1/

 

 

Владимир Мединский: "Учиться хорошему у наших дедов"

                            



Владимир Мединский выступил в АиФ с большим интервью. Оно вышло под заголовком "Россия - страна не пьяниц, а первооткрывателей и изобретателей". 

Темы, поднятые в знаменитой книжной серии "Мифы о России", продолжают вызывать интерес прессы. "Я не хочу выглядеть человеком, идеализирующим прошлое, - резюмирует Мединский все сказанное в интервью популярной газете. - Но нет ничего преступнее, чем по примеру большевистской, а потом "либеральной" истерящей интеллигенции оплевывать труды своих отцов и дедов. Лучше учиться у них хорошему".

Владимир Мединский: "Россия - страна не пьяниц, а первооткрывателей и изобретателей"

- Владимир, своей трилогией вы в том числе бросаете вызов и нашим классикам: Лермонтов называл Россию немытой, Пушкин писал о бессмысленности и беспощадности русского бунта, а уж чего стоит фраза Гоголя о двух извечных русских бедах – дураках и дорогах. Вы же пытаетесь доказать абсолютно обратное. По-вашему, классики были неправы? 

- Классики правы всегда, на то они и классики! Просто некоторые их уничижающие Россию высказывания грубейшим образом были вырваны из контекста. Эти цитаты стали кратким выражением разных мифов. А ведь в текстах любого из этих гениев есть гораздо больше прямо противоположных утверждений. Вот из Гоголя… 


Привожу эти слова просто потому, что украинцы, посмотревшие "Тараса Бульбу", не верят, что эти слова в гоголевском тексте есть. А они есть – на последней странице, как резюме всего. 


"Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.." Что же касается избитой фразы о дураках и дорогах, то к ней Гоголь вообще не имеет никакого отношения. 
Это выражение приписывали и Салтыкову-Щедрину, и Пушкину, и Карамзину, и Чернышевскому, но ни у кого из этих авторов его нет. Это анонимная журналистская фраза, которую вложили в уста бесспорного классика, после чего она зажила собственной жизнью. 

- Допустим, что так. Но вы отъедете за пределы МКАД, посмотрите, как народ живет: на улицах грязно, дороги отвратительные, население спивается. Вы не согласны с этим?!

- Я вам более того скажу: и внутри МКАДа народ пьет, и можно найти грязные улицы. Я этого не отрицаю, а говорю о том, что эти наши проблемы не являются исторической традицией, вековой, генетической, если хотите предрасположенностью. С точки зрения истории Россия, например, никогда не была, и даже сейчас не является, самой пьющей страной в мире. Массовый алкоголизм сегодня – это приобретенная заразная болезнь. 
Причем приобретена она была относительно недавно, а значит, ее можно вылечить.

Значит, к ней надо по-другому относиться. Значит, что тот, кто закладывает с утра стакан – это не истинно русский человек, действующий, как деды и прадеды повели, а просто слабак, тунеядец и алкоголик, каких в любой стране достаточно. 


Миф о том, что у русского пьянства глубокие исторические корни прижился быстро, поскольку он как бы самооправдывает порок. В итоге, вместо того, чтобы усиленно лечить новообразовавшиеся язвы общества, мы юродиво выставляем их напоказ и предаемся размышлениям о многовековой традиции русского пьянства. Давайте говорить и думать о другом. О тех реальных вещах, которые есть в нашем прошлом. Вот мы отпраздновали День Победы. Но многие ли помнят, что в первый раз русские войска взяли Берлин в конце сентября 1761 года. Почти за двести лет до победного мая 45-го! И это ведь была оккупация не чего-нибудь, но столицы вражеского государства.


О том, что русские открыли целый континент, надеюсь, помнят лучше. 17 января 1821 года русские моряки первыми из всех людей Земли (!) увидели черные откосы высокого берега Антарктиды и назвали ее "берег Александра I". Ну, это как полет в космос. В том числе и потому, что первой может быть только одна страна. А многие ли знают, что русский самолет "Илья Муромец" был лучшей боевой машиной во время Первой мировой войны? За все годы войны врагом был сбит всего один "Илья Муромец" и то потому, что экипаж выполнил задание и "расслабился" — по дороге на родной аэродром сел играть в преферанс. Вот это наше прошлое, а не никакое беспробудное пьянство. Давайте на эти примеры и ориентироваться. 

- Кстати, в первой книге вы пишите о том, что какую бы глупость о России не придумала пропагандистская машина Запада, у нас обязательно найдутся те, кто ее активно поддержит и разовьет. Выходит, мы - нация самоучижителей, моральных мазохистов? 

- Как это ни печально, но в силу очень многих исторических факторов самоуничижение стало характерной чертой русского народа. Наш комплекс неполноценности – это глубокая духовная проблема, которая, по моему мнению, берет начало во времена Петра I. 
В основе его реформ (давших России немало положительного) лежала радикальная, а потому ошибочная мысль о том, что "мы отстаем от Европы во всем". Касалось это не только содержания, но и формы: если не куришь - значит ты не просвещенный человек; носишь бороду – значит мракобес. При этом еще за 70 лет до Петра в 1634 году первый из Романовых Михаил Федорович запрещал курение табака по всей России. Значит, было что запрещать. А "Соборное Уложение" 1649 года – официальный Свод законов того времени– вообще не дозволяло "табак курить, пить и вообще держать у себя". До такой радикальной борьбы с курением мы дойдем не скоро. 


Что же до внешнего вида русских... При Федоре Алексеевиче, около 1680 года, была проведена реформа официальной одежды — все госчиновники должны были носить т.н. "польское платье", что-то типа удобного короткого мундира. 


Официальные лица в старобоярских длиннополых шубах и меховых шапках на работу в госучреждения попросту не допускались. А что носит чиновник дома и на улице – это считалось делом личного вкуса каждого, так что никакого радикализма и напрягов на пустом месте не было. То же самое – с бородами. 


Старший брат Петра, хоть и представлен последующими официальными историками был таким "болезненным дурачком на троне", резкостей как раз не делал, а просто – "рекомендовал" дворянам и чиновникам бороды брить. 


В качестве примера – сам бородку имел символическую, аккуратную "а-ля Греф", вроде и православная традиция соблюдена, и окружению – пример. Но все это до Петра. По его же представлениям, если строишь корабли по старым архангельским стандартам, а не по голландским – значит ты вообще не умеешь их строить. Но вот только голландские фрегаты, в отличие от архангельских кочей, не были приспособлены к северным водам! Их просто раздавливало льдами. Но мысль о том, что все самое лучшее только в Европе была внедрена и развивалась несколько столетий. Мы привыкли жить с оглядкой на Запад. 


Да, за последние 5-6 лет наш комплекс неполноценности несколько уменьшился, но все-таки он есть и сидит очень глубоко, на подкорке. Кстати, как ни парадоксально, но проявляется он не только в национальном самоуничижении, но и в его противоположности - русском шовинизме. И то, и другое – стороны одной медали. Эти казалось бы взаимоисключающие явления живут в нас одновременно. 


Сегодня человек пьет, слезы над своей горькой судьбинушкой льет, хотя вины не чувствует, ибо уверен – так прадедами заведено, считает наш народ рабским, покорным и долготерпеливым, убежден, что в стране порядка не было никогда и не будет и т. д.. А завтра он же впадает в состояние нетрезвого шовинистического угара: "Россия юбер аллес! Мы - Родина слонов! Всех шапками закидаем! Бей жидов (чурок, кавказцев, вьетнамцев, америкосов, наших, ненаших, согласных, несогласных, и т.д. в зависимости от обстоятельств и количества выпитого)!" В общем, "Россия для русских! Москва для москвичей! " 

- Вы называете идею о "русской неспособности к самоуправлению и демократии" идиотской. Но ведь вы не станете отрицать, что еще тот же Гоголь в "Шинели", в "Ревизоре" критиковал царский чиновничий аппарат за его неповоротливость и косность? 

- Да, но в то же время замалчивается другой факт: с первого дня советской власти чиновничья система увеличилась в разы! А мы сегодня, к сожалению, имеем унаследованный и еще более ухудшенный вариант советской системы. А между тем в конце XIX века, в том числе благодаря эффективному самоуправлению, общее число чиновников официально составляло лишь 170 тыс. человек. Это в десять с лишним раз меньше, чем сегодня. А ведь тогда площадь России была почти в два раза больше, а численность населения – примерно такая же!. И никаких современных коммуникаций! 
Выходит, гоголевский Акакий Акакиевич с гусиным пером работал в десять с лишним раз эффективнее, чем современный чиновник с мигалками, мобильными, и электронным документооборотом?. Увы, сегодня беда в том, что государство натянуло на себя колоссальные излишние функции. Чиновничий аппарат нужно безжалостно сокращать, передавать функционал негосударственным саморегулируемым организациям. Вот, недавно решили, что для помощи малому и среднему бизнесу будет выделено из бюджета 10,5 млрд. руб. 


Смешно, но при этом ежегодно бюджетом тратится порядка 150 млрд. руб. на всевозможные проверки бизнеса. Так, может, государству проще и дешевле – не мешать предпринимателям работать? Давайте опять обратимся к истории. Малоизвестный факт, но в царской России конца XIX века экспорт сливочного масла приносил больше выручки, чем экспорт золота – при том, что золота мы добывали немерено, занимая второе место по добыче после США. Появлению знаменитого вологодского масла мы обязаны выдающемуся предпринимателю, ученому и организатору производства Николаю Верещагину – родному брату живописца Верещагина. 


Он не только изобрел технологию производства этого масла, по сути, свою школу, которая позволила распространить производство по всей стране. Он за несколько лет фактически завалил европейские рынки нашим продуктом. Пара слов а налогах и проверках.


Напомню, что налоги в России с 1861 по 1913 гг. были САМЫМИ НИЗКИМИ в Европе, что не только способствововало не на словах, а на деле привлекать иностранный капитал в производство и инфраструктуру Нобелевская премия, к слову, - результат отнюдь не изобретения Альфредом Нобелем динамита. Это миф. Основные капиталы компания братьев Нобель заработала, ведь крайне успешный нефтяной бизнес в России, причем городки для персонала, построенные Нобелями около своих заводов, и по сей день являются образцом эффективного решения "социальных вопросов". 


Заводы Нобелей не знали в революционные годы ни стачек, ни баррикад. Все это позволило выйти России на 5-е место в мире по объему ВВП, стремительно приблежаясь к 4-й державе – Франции, точнее Французской колониальной империи. Пока мы о столь экономически эффективной политике можем лишь мечтать. Но я говорю о другом – если до революции мы могли быть 1ми в мире по темпам роста ВВП – значит, если будем работать, а не заниматься нравственным самобичеванием, то и сегодня – сможем! 

- Вы называете оскверняющие Россию мифы оружием массового поражения, поражающее наш мозг, нашу веру в будущее и волю к действию. 

- Да. Чудовищный вред, например, нам наносит миф о том, что Россия страна, где испокон веку все и всегда воруют, где высокий уровень преступности всегда был нормой жизни! А вы почитайте криминальную хронику московских газет XIX века, знаете, очень улучшает настроение, читается как анекдот: у какой-то модницы шляпку на Кузнецком мосту украли, где-то кого-то извозчик стегнул кнутом и удрал, где-то мальчишки мелочь стырили. 


Все! Коли случалось убийство – вся пресса обсуждала это месяц, а полиция бросала на расследование все силы. 


И что? Послеперестроечный взлет преступности мы будем называть "русской многовековой традицией"?! Нет, это, как и якобы "извечное пьянство", - свежая, новоприобретенная болезнь. И ее надо решительно лечить, где клистиром с мокрыми простынями, а где скальпелем. А не кивать на дедов и прадедов. От них мы унаследовали великую страну и великую культуру, которой пока еще, признаемся – недостойны.

Работать надо больше. Детей рожать. И воспитывать в них уважение к великой русской истории. А за стаканом на кухне – своих проблем не решишь. 


К слову напомню, что Менделеев – великий русский ученый, водку не изобретал. Это сказка, придуманная современными водочными ПРщиками. И вообще до 15-го века на Руси не пили крепких алкогольных напитков. Русские национальные напитки – это медовуха, квас и пиво (т.е. нормальное свежее пиво, а не то пойло без ограничения срока хранения, которое продается сегодня в банках-бутылках) А водку нам привезли…не поверите – из Европы, итальянский "фряжские" купцы, и не приживалась она довольно долго. 

- Во все времена русский человек не ощущал себя свободным. Он всегда жил в стране, именуемой на Западе "тюрьма народов". 

- По-моему, сейчас уже никто не знает, что освобождение крепостных в 1861 году касалось только 34% населения страны. При том, что вся наша страна на тот момент была крестьянской. Остальные крестьяне – считай, две трети из них - уже получили личную свободу ранее. А "тюрьма народов" - это переделанное Лениным выражение русофоба Астольфа де Кюстина – "вся Россия –тюрьма, ключ от которой – у императора". Как видите ничего о народах и нациаональном вопросе как раз в первоисточнике нет, вообще национальная политика царизма, как ни странно, отличалась терпимостью и демократизмом. Да и о какой России - "тюрьме" можно говорить, если всю свою историю до 1917 года мы были не мировым центрои Эмиграции, а центром Иммиграции! По числу приезжающих в Россию на ПМЖ – мы занимали 2-е место в мире после США. К нам приезжали жить, навсегда селились, обзаводились семьями и своим делом отнюдь не из нищих стран: тысячи и тысячи немцев, голландцев, швейцарцев, шотландцев, греков, переселялись под крыло империи целые народы – калмыки, буряты! После войны 1812 года в России было около 150-200 тысяч пленных французов. Из них более половины (!) приняли российское подданство и отказались возвращаться на родину. Наших пленных во Франции оказалось около 5 000. Вернулись почему-то все. До последнего человека. Наверное, очень хотели назад, в тюрьму…?. Я не хочу выглядеть человеком, идеализирующим прошлое. Много было всего. Но нет ничего преступнее, чем по примеру большевистской, а потом – "либеральной" истерящей интеллигенции, - оплевывать труды своих отцов и дедов. Лучше учиться у них хорошему.. 

- Рекламой вашей трилогии какое-то время была увешана вся Москва. Говорят, что вы, пользуясь должностью депутата, "провели" ее по бумагам, как социальную рекламу. Это тоже миф? 

- "Увешана вся Москва"? Вообще-то было примерно 50 щитов в месяц формата 3х6 из, кажется 20 000 рекламных поверхностей имеющихся сегодня в Москве…
Наверное, вам просто необычная черно-белая картинка запомнилась? Что ж , сам придумал :) Ну, а если серьезно, в Москве принята строгая система утверждения социальной рекламы через 2 городские комиссии, совершенно исключено, что бы кто-то один мог "воспользоваться должностью". 


Тем более обычный рядовой, один из 450, да еще немосковский депутат. Так что эта небольшая "социалка" проходила в рамках большой общемосковской кампании по пропаганде чтения, в частности вы наверняка видели на рекламных щитах портреты популярных писателей, призывающих читать книги. И это здорово, очень правильная социальная кампания, спасибо Мэрии – пусть таких кампаний будет как можно больше. 
А на плакатах "Мифов о России" по моей просьбе вообще стерли с обложки книги фамилию автора. Мне самореклама не нужна, а вот по сути - разоблачать вранье о нашей истории, укреплять дух нации, воспитывать уважение к делам наших великих предков, - разве это не социально важная задача?

Источник: http://www.raso.ru/index.php?action=show&id=60790

 

 

 

История рода князей Юсуповых

                            



Тысячелетняя история знатного российского дворянского рода Юсуповых уходит корнями в мусульманское средневековье, в Багдадский халифат X века, продолжается в XIV веке отважным полководцем великого завоевателя Тимура знаменитым Едигеем, основавшим Ногайскую Орду. К середине XVI века при его праправнуке, верховном владетельном хане Юсуфе, Ногайская Орда достигла своего расцвета. Дочь хана – красавица Сююмбике, ставшая царицей Казанского ханства, в памяти народной осталась мудрой и отважной повелительницей. 

Её внучатый племянник Абдуллах доблестно сражался в войнах России с Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством. В 1681 году он принял православное крещение, получил имя Дмитрий, русский титул князя вместо прежнего «мурза» и фамилию Юсупов. 

Во время стрелецкого мятежа 1682 года князь Дмитрий Юсупов привел воинский отряд татар в Троицкую лавру для охраны малолетних царей Иоанна и Петра Алексеевичей, за что был пожалован землями в Романовском уезде (ныне Ярославская обл.) в потомственное владение. 

Все последующие поколения князей Юсуповых верой и правдой служили русскому престолу, преумножая богатства и доблести древнего славного рода. В начале XX-го столетия Юсуповы породнились с российской императорской династией: князь Ф.Ф. Юсупов вступил в брак с внучкой Александра III, племянницей Николая II княжной императорской крови Ириной Александровной. 

С 1830 года жизнь рода Юсуповых была связана с дворцом на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Он стал любимым домом и настоящим родовым гнездом для пяти поколений княжеской фамилии. Роскошная парадная анфилада залов и гостиных, изящные личные покои хозяев, изысканный миниатюрный Домашний Театр – все вызывало восторг и удивление гостей. 

Семья Юсуповых вместе с императрицей Марией Федоровной, за которой ее племянник, английский король Георг V прислал в Крым военный корабль, эмигрировала из России в 1919 году. 

В 1941 году Юсуповы приобрели скромный двухэтажный дом в центре Парижа, которым до сей поры владеет их внучка Ксения. 

В 2000 году указом Президента Российской Федерации Ксении Николаевне Юсуповой-Шереметевой, в замужестве Сфири, в ответ на ее просьбу было предоставлено российское гражданство. 

Древний род продолжается, и XXI столетие вписывает новые страницы в его фамильную историю.

Источник: http://www.museum.ru/N36735

 

 

 

Семинарская фамилия Успенский

                            



Александра Суперанская, профессор 



Успенская Л.Н. (Ярославль): Александра Васильевна, пожалуйста, объясните происхождение фамилий Пережогин (станция Червленная, Терские Казаки) и Успенский (город Севск), и фамилий моих бабушек - Полянская (город Сергиев Посад) и Грекало (город Киев).

Суперанская: Успенский - типичная семинарская фамилия. Подобные фамилии давались учащимся духовных семинарий. Они образовывались от названий церквей, где служили их отцы. Фамилия Успенский образована от церковного праздника Успение Божией Матери и от названия посвященной этому празднику церкви.

Пережогой в далеком прошлом называлось выжженное место в лесу. К выжиганию леса приходилось прибегать, чтобы расчистить новое место под пашню. Так наши предки, восточные славяне, отвоевывали у природы свои сельскохозяйственные угодья.

Прозвание Пережога мог получить человек, занимавшийся обустройством нового места для своего хозяйства или поселившийся на подобном месте. Его потомки стали зваться Пережогиными.

Фамилии с суффиксом -ск- часто образуются от географических и топографических названий. В данном случае это может быть название населенного места Полянки под Ярославлем. Кроме того, прозвание, ставшее затем фамилией, Полянский мог получить человек, поселившийся на известной жителям какого-либо места поляне или вблизи нее.

Фамилия Грекало образована от названия национальности грек с именным суффиксом -ало. Этот суффикс находим также в фамилиях Стукало, Хрупало, Репало, Катькало, Мушкало, Рыкало, Русало и многих других.

Ласый В.П. (Брянская область): По преданию, вот уже почти 200 лет наши родственники проживают в теперешней Брянской области, ранее Черниговской, Гомельской, Орловской. Мой отец Ласый Павел Моисеевич, 1909 года рождения, и его старший брат Ласый Яков Моисеевич, 1896 года рождения, рассказывали, что их прадед Герман был гусаром и по окончании Отечественной войны 1812 года был направлен священнослужителем в село Перелазы, ныне относящееся к Красногорскому району Брянской области. Родом он якобы был из Польши.

Суперанская: Фамилия польская, причем у поляков есть две похожие фамилии, с мягким и с твердым л.

Фамилия с мягким л, Лясай (Lasaj), образована от слова las - "лес". Ее мог получить человек, поселившийся в лесу.

Фамилия с твердым л, Ласай (Lasaj), значит "ласковый".

Обе фамилии имеют форму имени прилагательного. При заимствовании в русский язык польский суффикс -ай заменился русским суффиксом -ый.

Как известно, в Западном крае документация велась то на польском языке, то на русском. Если фамилия Ласый появилась в результате простого переписывания документа русскими буквами, то на твердость или мягкость л могли не обратить внимания. Таким образом, возможно двойное происхождение этой фамилии.

Полякова Н.М. (Москва): Уважаемый профессор, расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии моего отца - Цыбин.

Суперанская: Фамилия образована от древнерусского имени или прозвища Цыба. Это диалектное слово в разных частях страны имело разные значения. В южных говорах словом "цыба" подзывают коз, в западных цыбатым называют тонконогого человека, в псковских - человека с насморком. В тверских говорах цыбиться значит "ломаться, жеманиться". В иных местах цыба "низкорослый полный человек", в других - "неряха". Не исключено, что в ряде мест имя Цыба давалось в качестве профилактики, чтобы у ребенка не было насморка.

Источник: http://www.rg.ru/2009/05/21/familii.html

 

 

 

В Удорском районе Коми родители называют детей в честь героев популярных сериалов

                            

 



В Удорском районе Коми на выбор родителей имени новорожденного ребенка влияют современные сериалы - уже появились Есения, Жади, Камила. Об этом сообщила начальник территориального отдела ЗАГСа Ангелина Федорова на "круглом столе" на тему "Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи". 

Как рассказала "Комиинформу" ведущий специалист по связям с общественностью администрации муниципалитета Анастасия Павлова, мероприятие прошло в рамках празднования Международного дня семьи, его организаторы - администрация района и Совет женщин Удоры. 

Ангелина Федорова в своем выступлении рассказала о демографической ситуации в районе, а также привела статистические данные по рождаемости, смертности, регистрации браков. Отметила, что в районе увеличивается число случаев установления отцовства, усыновления, но при этом велик процент расторжений браков. В 2008 году в районе родилось 279 детей, среди самых популярных "русских" имен: Данил, Никита, Артем, Софья, Полина, Дарья, Алена.  

На "круглом столе" также обсуждались вопросы влияния выбора имени на жизнь ребенка, роли семьи в становлении личности. На вопросы о материнском (семейном) капитале ответила начальник Управления пенсионного фонда РФ в Удорском районе Марина Соловьева. О видах государственных гарантий семьям, имеющим детей, рассказала начальник отдела социальных выплат Надежда Демидова, она назвала конкретные суммы ежемесячных выплат и перечень документов, необходимых для назначения пособий и призвала всех молодых семей пользоваться субсидиями. 

На встрече присутствовали молодые семьи с Усогорска, Чима, Ёртома, Кослана, Пучкомы, Ыджыд-яга, Благоево, Важгорта, Междуреченска. Присутствовали также главы поселений "Большая Пысса", "Ёртом", "Глотово". 

За активную жизненную позицию и поддержание лучших семейных традиций благодарственные письма от администрации района получили Василий и Мария Логиновы из села Кослан, Анжелика и Александр Иевлевы из поселка Благоево, Андрей и Анна Феофиловы из поселка Усогорск.

Источник: http://komiinform.ru/news/56444/

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное