← Май 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
||
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
РЫБЛОВ
Фамилия Рыбловых образована от названия населённого места – «малой родины» предков. В Старицком районе Тверской области есть деревня Рыблово. Точный её возраст неизвестен, в письменных источниках она впервые упоминается в XVI веке как вотчина князя Владимира Старицкого. Сейчас эта деревня невелика, да и в прошедшие столетия большой не была. Например, в середине XIX века здесь было всего 15 дворов. В «Списках населённых мест Тверской губернии», составленных в 1859 году, значится «Рыблово, деревня казённая Старицкого уезда, при реке Волге, 15 дворов, проживает 116 человек». Откуда произошло название деревни и что оно означает? Местные жители ответят на этот вопрос не задумываясь: «Рыблово – значит, рыбные места». И хотя сейчас рыбы в Волге убавилось, Рыблово по-прежнему манит к себе рыболовов. «Говорящее» название не обманывает: в этих местах действительно хорошая рыбалка.
В прошлом у тверской деревни Рыблово была тёзка в Московской губернии. В «Списках населённых мест Московской губернии» (1862 год) значится «Рыблово, деревня владельческая на реке Клязьме, 23 двора, 157 жителей». Об этой деревне приходится говорить в прошедшем времени: в 1935 году она оказалась на дне Клязьминского водохранилища. Старые путеводители и справочники по Подмосковью отмечают, что в 1930-е годы в деревне было 50 дворов, некоторые из них стояли возле самой реки. Клязьма в этих местах была богата рыбой: в изобилии водились налимы, щуки, ерши, окуни, подлещики. Неслучайно деревня получила «рыбное» название.
В Подмосковье есть еще одна деревня с похожим именем – Рыболово на реке Истре. Деревня старинная, упоминается ещё в летописях времён Ивана Калиты. Устойчивое написание с тремя гласными «о» (Рыболово, а не Рыблово) сложилось примерно в начале XIX века, а ранее деревня тоже именовалась Рыблово. Происхождение этого названия легко объяснимо: в «Списках населённых мест» по соседству с Рыболово упоминаются сельцо Рыбачки и деревня Рыбово.
Возможно, на просторах Российской империи существовали и другие деревни с такими же именами. Одна из них стала родиной династии Рыбловых.
Крестьяне из деревни Рыблово для жителей окрестных сёл были «рыбловы крестьяне», или просто «рыбловы». Топонимическое прозвище закрепилось за семьёй родоначальника и постепенно, передаваясь из поколения в поколение, превратилось в наследственную фамилию, которую потомки «рыбловых крестьян» разнесли по всей России.
В опубликованных источниках позапрошлого столетия фамилия Рыбловых не отмечена. И это не случайно - ведь в адрес-календарях, памятных книжках, ведомственных справочниках публиковались сведения о дворянах, чиновниках, купцах. Крестьяне туда попадали редко, а Рыбловы – фамилия крестьянская.
Вряд ли все современные обладатели этой фамилии связаны между собой родством. Скорее всего, в России существует несколько династий с такой фамилией, и у каждой из них был собственный родоначальник, своя история, своё «родовое гнездо». Одно из таких «фамильных гнёзд» Рыбловых находится на границе Саратовской и Пензенской областей. В Вольском районе Саратовской области есть село Колояр. В годы Великой Отечественной войны 12 Рыбловых ушли из этого села на фронт защищать Отечество. И ныне фамилия Рыбловых в Вольском районе воспринимается как привычная, местная, а в целом по России она считается редкой. Так, например, среди 1008746 российских ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, Рыбловых только двое: Михаил Александрович Рыблов (р.1923) из Астраханской области и Надежда Федоровна Рыблова (р. 1924) из Волгоградской области.
Простая исконно русская фамилия Рыбловых ценна и значима для российской культуры как интересный факт превращения географического термина в имя собственное, и для российской истории – как наследственное имя старинной крестьянской династии.
©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований WWW.GENO.RU
Архивные тайны столетий · Мода на генеалогию — науку о родословной — появилась не так давно. Если раньше составлением своего семейного древа занимались единицы, то теперь его пытаются «нарисовать» многие. История фамилии, секреты развития династии — всё это таит в себе массу загадок из прошлых столетий. Вот и челябинец Андрей ПАШКИН решил ответить на вопрос, что было до его рождения. Изначально в его списке оказалось десять родственников. Сейчас в генеалогическом древе уже порядка 450 фамилий. Самый далёкий предок, о котором узнал Андрей Александрович, — дед в восьмом колене Гаврила Мыларщиков, крепостной мастеровой 1760 года рождения. Как удалось добиться такого результата? Почему поиск так увлекает, что не хочется спать ночами? На что обратить внимание тем, кто решил разгадать тайну своей родословной? Поисками информации о судьбе дальних родственников начальник отделения набора граждан на военную службу по контракту Челябинского облвоенкомата Андрей Пашкин занялся, когда в его доме появился компьютер. Ради интереса набрал в поисковой системе свою фамилию и попал на один из генеалогических сайтов. Случайно увиденная информация, выложенная в Интернете однофамильцем, который провёл своё расследование и написал о многих родственниках, заинтересовала. Захотелось узнать и о своих предках. — С чего начал поиски? — переспрашивает Андрей Александрович, который согласился поделиться опытом, накопленным за шесть лет исследований. — Первым делом расспросил о родственниках отца и мать. Скачал с какого-то сайта — их много в Интернете — программу, позволяющую составлять генеалогическое древо, и всю полученную от родителей информацию записал туда. Какие исходные данные имелись? Имена братьев и сестёр отца и матери, информация об их родителях, даты рождения. Именно на этих записях — о своих бабушках и дедушках, в лучшем случае — прадедах и прабабках, — семейные деревья многих прекращают свой «рост». Но, как уже отмечалось, в родословной Андрея Пашкина сотни имён и фамилий. Даже тех, кто родился в середине XVIII века. Как челябинец их узнал? Говорит, что помогли наработки других россиян, которые давно уже ведут подобную розыскную деятельность и делятся с другими опытом. Наберите в поисковике Интернета, к примеру, фразу «Генеалогия по шагам», и появится много советов по теме. Поиски ревизорских сказок Оказывается, информацию о родственниках можно узнать из метрических книг. Это церковные книги регистрации рождения, брака и смерти граждан. Такие записи велись до 1917 года и хранятся сейчас в областных архивах. Надо только знать, где жили ваши предки, и примерные годы их рождения. Сведения можно почерпнуть и из так называемых ревизорских сказок — своеобразной переписи населения, которая велась, чтобы обложить людей налогом. Такие списки можно найти не только в архивах, но и на интернет-сайтах продвинутых пользователей, серьёзно занимающихся поиском родственников. Активисты, поработав с архивными документами какой-нибудь деревни, выкладывают списки, допустим, 1875 года у себя на страничке в Сети. Ими могут пользоваться все желающие. — Моя мама из Кыштыма, — делится опытом своего поиска Андрей Пашкин. — В государственном архиве Челябинской области я перелистал множество метрических книг. Работа эта трудоёмкая. Мало того что большой объём документов надо изучить, но и написаны они старым шрифтом, который трудно разобрать. Работники читального зала архива мне очень помогли — что-то подсказывали, что-то разбирали вместе. Потихоньку родословное древо по линии матери росло. Но не всё было безоблачно. Столкнулся с тем, что не обо всех родственниках есть записи в метрических книгах. Например, ничего не узнал о дедушке, который родился до революции, а умер, как только пришёл с фронта. В церковных документах имелись записи про троих его братьев и сестёр, а ещё про двух — тоже ни слова. Как так? Почему? Ответ на этот вопрос был найден позже. И тоже в метрических книгах.
Раскольников в книгах нет Андрей Александрович прочитал в церковных документах, что старшая сестра деда, Вера, о рождении которой в метрических книгах ни слова, «25 января 1917 года после решительного намерения оставить раскол без поповского толку присоединена к православной церкви». Проще говоря, она покрестилась, после чего вышла замуж, о чём запись уже имеется. Что из этого следует? Да то, что о рождении Веры ни слова, потому что она до этого была, видимо, раскольником. А их, некрещёных, в метрические православные церковные книги не записывали. Также выяснилось, что прадед челябинца был крещёный, а его жена — из раскольников, у которых были свои книги записи, по большой части на территории Урала не сохранившиеся. — Позже историки помогли мне восстановить картину, — продолжает Андрей Пашкин. — В конце XIX века церковь начала наступление на раскольников. А на Урале в заводских населённых пунктах типа Кыштыма старообрядцев было очень много. Всех их правдами и неправдами пытались переманить в православие. Это продолжалось до революции 1905 года, после которой царь издал указ о терпимости к вероисповеданию. В этот период 40 процентов уральцев обратно ушли в раскольники. Моего деда родители тоже не крестили, вот и записи о нём в метрических книгах нет. Все Мыларщиковы — родственники Работая в архиве, Андрей Александрович шаг за шагом «докопался» до своего самого дальнего родственника по материнской линии — Гаврилы, родившегося в 1760 году. И выяснил, что все нынешние жители Кыштыма по фамилии Мыларщиковы — родственники. Они ведут род именно от этого Гаврилы, крепостного мастерового, прибывшего в Челябинскую область из Пензенской или Нижегородской губернии. Информация собирается по крупицам, но она того стоит. — Я выяснил столько интересного, и всё с помощью метрических книг, — говорит. — Нашёл, к примеру, запись о родственнике Никифоре Мыларщикове 1811 года рождения. Дата смерти его неизвестна. Думаю, почему? Узнал это, когда разбирался с записями о его детях. В одном из документов обнаружил такие строки: «Сын крепостного мастерового Никифора Прохоровича Мыларщикова Михаил девятнадцати лет венчается первым браком с девицей…» — и далее информация об отце невесты. А в другом документе, о венчании младшего сына, было уже сказано, что «… венчается Данила, сын крепостного мастерового Никифора Прохоровича Мыларщикова, ныне сосланного в Сибирь…» Так и узнал, что предок умер не в родном городе, потому что после бунта, случившегося между 1854 и 1856 годами на Кыштымских заводах, о чём прочитал в книгах по истории, был отправлен на поселение. Граф или крепостной? Сбор информации так увлекает Андрея Пашкина, что, составляя генеалогическое древо, он может просидеть за компьютером до трёх или четырёх часов ночи. И всё свободное от работы время использует для поиска. Он не только узнал многое из истории своего рода, но и создал собственную персональную страничку в Интернете, где разместил информацию и множество найденных документов. Например, благодаря одному из них он наконец-то понял, откуда у него такая фамилия. — Долго думал, почему я именно Пашкин, — улыбается. — Это редкая фамилия. И вот как-то попался мне на глаза документ, который называется «Списки населённых мест Саратовской губернии». Из тех мест мои родственники по отцовской линии. И что же я читаю? Что село Чапушка, где жил мой дед, находилось «в полной собственности» графа по фамилии Пашъ (с «ятем» на конце). Конечно, глупо думать, что я потомок графа. Но, возможно, когда крепостным крестьянам давали фамилии, думали недолго. Мол, чей, спрашивали. Пашкин? Вот тебе такую фамилию и дадим! Впрочем, и о графских корнях Андрей Пашкин нет-нет да подумает. Поэтому собирается ехать в Саратов — искать правду в местном областном архиве. И всем советует: раз есть такая замечательная возможность узнать историю рода, воспользуйтесь ею. Источник: http://vecherka.su/katalogizdaniy/?id=24887
Тольяттинская семья обнаружила в предках Рюриков и Чингиз-хана · Светлая ласка - такие слова получились, когда Лия и Александр по первым буквам сложили имена своих шестерых детей. Большая и дружная семья Недумовых почти вся в сборе. Внуки с нетерпением ждут, что же интересного на этот раз расскажет им дедушка Саша. Более пяти лет он составлял генеалогическое древо. История семьи до 36 колена заняла три метра ватмана. Долгие поиски привели к удивительным открытиям. Как говорит Александр Сергеевич среди его предков - князь Рюрик, митрополит Филарет, Пушкин и даже Чингисхан. А известный телеведущий Николай Дроздов оказался пятиюродным братом. Первая встреча была теплой, теперь поддерживают отношения, часто созваниваются. Лия и Александр вместе уже 45 лет. Он до сих пор помнит, как делал ей предложение. Ее назвали лучшей женщиной Автограда, его - лучшим отцом. Не выходя из их дома можно совершить путешествие в старину. В одной из комнат Лия Недумова создала музей. Фотографии, документы, старинные вещи, некоторым более 150 лет. Каждый экспонат - семейная история. Семья часто любит собираться вместе - просто так, без повода. Внуки с удовольствием слушают бабушкины сказки или истории деда о прошлом. Дети вновь приходят в родной дом. Каждый из них знает, что главное человеческое счастье - в большой и дружной семье. Источник: http://tvsamara.ru/news/2009/05/15/13788
В Великом Новгороде открылась выставка родословных · Почти 6 месяцев в Великом Новгороде определяли семью года. Одним из заданий было - составить родословную – чем больше, тем лучше. Результаты работы – представили на выставке в Центре социальной помощи семье и детям. Источник: http://novgorod.rfn.ru/rnews.html?id=25681&cid=7
Игра в семью ·
Источник: http://gorod28.ru/blg/enotherb/674-igra-v-semyu.html
Еврей на службе гестапо: израильтяне в шоке от открытия историка-репатрианта · Опубликованная израильской газетой "Маарив" статья о советском еврее-гестаповце вызвала бурную реакцию читателей. Изложенные в статье сенсационные факты почерпнуты из докторской диссертации историка-репатрианта.
"Каждый, кто учится в школе гестапо, обещает и обязуется все выполнять, чего учили и указали. Я вместе со своими обещал, ибо хотел сохранить свою жизнь. Приходя в отряд партизан, я решил оправдать себя, кровью своею смыть этот позор… Прошу даровать мне жизнь, я оправдаю себя". Этими словами украинский еврей, бывший офицер советской армии и выпускник минской школы гестапо Михаил Иосифович Брейтман завершил показания, данные
им в апреле 1943 года офицеру особого отдела белорусского партизанского отряда им. Суворова. Михаил Брейтман родился в 1918 году в украинском городе Белая Церковь, в бедной еврейской семье. По окончании средней школы, он приобрел специальность рабочего-слесаря, а уже в 1939-м, то есть в возрасте 19 лет, был призван в ряды Красной Армии. Прослужив два года в танковых частях и проявив организаторский и ораторский талант, Брейтман был направлен на учебу в Ивановское политическое училище, где из него подготовили политического
работника армии или, как тогда говорили, политрука. Окончание двухгодичного курса обучения пришлось на май 1941 года, и уже в начале июня Михаил прибыл в Белоруссию, на место прохождения дальнейшей службы. А затем были сборный пункт в Борисове и пересыльный лагерь – т.н. "дулаг" – в Орше. Условия содержания здесь также были ужасными: военнопленные гибли в огромных количествах от ран, голода и болезней. Именно поэтому уже 5 сентября, всего через месяц после пленения, бывший еврей Брейтман, а ныне украинец Петренко завербовался в только что созданный немцами 46-й украинский вспомогательный батальон. Казармы батальона находились в Минске, а его личный
состав использовался немцами для выполнения "грязной работы" по обеспечению "нового порядка" в белорусской столице и за ее пределами. Среди прочего, украинские коллаборационисты привлекались и к "акциям" по уничтожению 100.000 обитателей Минского гетто. Из показаний Брейтмана-Петренко (а именно так он проходит по документам особого отдела партизанского отряда) можно понять, что он, по крайней мере, стоял в оцеплении около мест массовой казни евреев и имел возможность наблюдать в
подробностях жуткие картины уничтожения своих соплеменников. Источник: http://izrus.co.il/istorija/article/2009-05-10/4528.html
Бык - глава семьи · Александра Суперанская, профессор
Изварина Л.И. (Ростовская область): Расскажите о происхождении фамилии Изварин. И моей девичьей фамилии Бычихина. Александра Суперанская: Фамилия Изварин образована от древнерусского имени или прозвища Извара. Слово "извара" с очень широким разбросом значений встречается в разных частях России. Корень слова вар связан со значением "варить". По В.И. Далю извара - это "гуща, оставшаяся от варки кваса, меда, пива". На фабриках в его время изварой называли "чан, где что-либо мокнет или обдается варом (т. е. кипятком)". В Орловской, Тамбовской, Новгородской губерниях извара - "водоносная посудина до шести ведер мерою". В Тверской и Пензенской губерниях извара "брань, ссора, несогласие". Таким образом, имя или прозвище Извара мог получить последний ребенок в семье (сравните: Поскребыш) там, где изварой называли то, что осталось от варки. Там же могли дать прозвище Извара человеку, который все это поедал. Из сравнения с большим котлом или чаном прозвище Извара мог получить крупный, полный человек. Такое же прозвище могли дать бранящемуся и всем недовольному человеку. Что же касается фамилии Бычихина, то в те времена, когда люди пользовались древнерусскими именами, отношения внутри семьи словесно обозначались с помощью суффиксов. Если главу семьи звали Бык, то сына звали Бычко, внука - Бычонок, а жену - Бычиха. Фамилия Бычихин чрезвычайно редкая. В Москве в конце ХХ века на фоне многочисленных Быковых и Бычковых находим только три семьи с фамилией Бычихин. Казурова А. (Омск): Уважаемый профессор Александра Васильевна, по моим предположениям, моя фамилия значит: не то Козлова, не то Казаркина, Казуарова (птица такая есть в Австралии), не то Казорова (диалектное название сойки по Далю). А смотря одну передачу о путешествиях, я узнала, что словом "казури" в Кении называются мелкие бусы. Подскажите, права ли я? Суперанская: Основа фамилии Казур-; -ур- именной суффикс, который не используется при образовании имен нарицательных. С этим суффиксом образуются ласкательные формы имен: Саша - Саш-ур-а и Саш-ур-о, Паша - Паш-ур-о, Фед-ур-о. На этом фоне очевидно, что и Каз-ур-о - подобное же образование. Осталось определить, что такое Каз. Судя по косвенным данным, в прошлом встречались народные разговорные формы имен Каз, Казь, Казя, Казек, Казик, Казура, Казуро, Казута, Казуля, Казай, Казуй, Казун. По традиции формы Казя, Казик и Казек связываются с именем Казимир. Имя польское, католическое, но оно давалось в XV веке в Новгороде. Тем не менее эти формы вместе с прочими перечисленными могли также соответствовать православному имени Каздой, исключенному из церковных календарей после XVIII века. В современных календарях осталось только женское соответствие этому имени - Каздоя, которое дается редко, потому что плохо вписывается в систему русского языка. Таким образом, фамилия Казуров образована от ласкательного имени Казуро, соответствующего полному имени Казимир или Каздой. Источник: http://www.rg.ru/2009/05/07/familii.html
Геман - это не Герман · Александра Суперанская, профессор
Емельянов С.В. (Благовещенск): Занимаюсь родословной семьи Емельяновых и Долговых (по женской линии). Собран некоторый материал, а откуда пошли эти фамилии, я не знаю. Суперанская: Фамилия образована от православного имени Емельян, церковная форма Емилиан. Имя заимствовано вместе с христианством из Византии, куда пришло от римлян. По-латински оно звучит Эмилианус и значит - "принадлежащий Эмилию или относящийся к Эмилию", а Эмилий, или Эмилиус - римское родовое имя. Фамилия Долговы происходит от древнерусского имени или прозвища Долгий / Долгой, что значит "человек высокого роста, длинный, долговязый". Семейное прозвание и, позже, фамилия Долгов были распространены во всех слоях русского общества. Геманов В.С. (Калининград): Очень хотелось бы узнать о происхождении своей фамилии - Геманов. Предки мои - из Белоруссии, с Гомельщины. Встречал однажды эту фамилию и в Латвии (но, как выяснилось, выходцев опять-таки из Белоруссии). Суперанская: Фамилия происходит от православного имени Герман, не удобного для русского произношения. Имя сокращали Гема и Геман. Отсюда фамилия - Геманов. Имя образовано от латинского слова "германус", что значит - "родной, близкий, единоутробный". Каркавина Г.В. (Свердловская область): Фамилия второй бабушки - Типикина. Она родом из г. Нижние Серги Свердловской области. Суперанская: Фамилия Типикин может быть волжско-финского происхождения. Имя Типика есть у марийцев. Но, поскольку народы Поволжья всегда жили в тесном контакте друг с другом, к марийцам оно могло попасть из древне-тюркского тюп - "корень, род, происхождение, предки" или из чувашского тюпе - "часть деревни, доля, пай", переносно - "удел, счастье, судьба", -ик - суффикс. Руднева Л.В. (Орел): Уважаемая Александра Васильевна, расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии моего мужа - Руднев. Суперанская: Фамилия Руднев образована от древнерусского имени или прозвища Рудень, связанного с такими словами, как рудой - рыжий, рдеть, рудеть - краснеть. По-видимому, таким прозвищем награждали румяного рыжеволосого человека. Прозвание Руднев, предшествующее фамилии, появляется в исторических документах с конца XV века: Труфаник Руднев, крестьянин, 1495 г.; Митка Руднев, рязанский пушкарь, 1616 г. В современной Москве живет свыше 150 семей с такой фамилией. Источник: http://www.rg.ru/2009/05/14/familii.html
Тайна известных фамилий: Ющенко – «сын Юська», а Янукович – «сын Янука» ·
Источник: http://for-ua.com/ukraine/2009/05/14/094914.html
Время и люди. Тени минувшего · В последнее время в обществе всё чаще наблюдаются вспышки интереса к генеалогическим исследованиям частного характера. Множество людей по всей России словно пробудились от длительного сна и кинулись искать своих предков, «атакуя» архивы соответствующими запросами. Что же это за увлечение – дань моде, тщеславные попытки причислить себя к знаменитым предкам или действительно потребность в сопричастии с историей и традициями рода? Источник: http://communa.ru/news/detail.php?ID=34019
О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||