Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


РЫБЛОВ

 

Фамилия Рыбловых образована  от названия населённого места – «малой родины» предков. В Старицком районе Тверской области есть деревня Рыблово. Точный её возраст неизвестен, в письменных источниках она впервые упоминается в XVI веке как вотчина князя Владимира Старицкого. Сейчас эта деревня невелика, да и в прошедшие столетия  большой не была. Например, в середине XIX века здесь было всего 15 дворов. В  «Списках населённых мест Тверской губернии», составленных в 1859 году, значится «Рыблово, деревня казённая Старицкого уезда, при реке Волге, 15 дворов, проживает  116 человек». Откуда произошло название деревни и что оно означает? Местные жители ответят на этот вопрос не задумываясь: «Рыблово – значит, рыбные места». И хотя сейчас рыбы в Волге убавилось, Рыблово по-прежнему манит к себе рыболовов. «Говорящее» название не обманывает: в этих местах действительно хорошая рыбалка.

 

В прошлом у тверской деревни Рыблово была тёзка в Московской губернии. В «Списках населённых мест Московской губернии» (1862 год) значится «Рыблово, деревня владельческая на реке Клязьме, 23 двора, 157 жителей». Об этой деревне приходится говорить в прошедшем времени: в 1935 году она оказалась на дне Клязьминского водохранилища. Старые путеводители и справочники по Подмосковью отмечают, что в 1930-е годы в деревне было 50 дворов, некоторые из них стояли возле самой реки. Клязьма в этих  местах была богата рыбой: в изобилии  водились налимы, щуки, ерши, окуни, подлещики. Неслучайно деревня получила «рыбное» название.

 

В Подмосковье есть еще одна деревня с похожим именем – Рыболово на реке Истре. Деревня старинная, упоминается ещё в летописях времён Ивана Калиты. Устойчивое написание с тремя гласными «о» (Рыболово, а не Рыблово) сложилось примерно в начале  XIX века, а ранее деревня тоже именовалась Рыблово.  Происхождение этого названия легко объяснимо: в «Списках населённых мест» по соседству с Рыболово упоминаются сельцо Рыбачки и деревня Рыбово.

 

Возможно, на просторах Российской империи существовали и другие деревни  с такими же именами. Одна из них стала родиной династии Рыбловых.

 

Крестьяне из деревни Рыблово для жителей окрестных сёл были «рыбловы  крестьяне», или просто «рыбловы».  Топонимическое прозвище закрепилось за семьёй родоначальника и постепенно, передаваясь из поколения в поколение, превратилось в наследственную фамилию, которую потомки  «рыбловых  крестьян» разнесли по всей России.

 

В опубликованных источниках позапрошлого столетия фамилия Рыбловых не отмечена. И это не случайно -  ведь в адрес-календарях, памятных книжках, ведомственных справочниках публиковались сведения о дворянах, чиновниках, купцах. Крестьяне туда попадали редко, а Рыбловы – фамилия  крестьянская.

 

Вряд ли все современные обладатели этой фамилии связаны между собой родством. Скорее всего, в России существует несколько династий с такой фамилией, и у каждой из них был собственный родоначальник, своя история, своё «родовое гнездо». Одно из таких «фамильных гнёзд» Рыбловых находится на границе Саратовской и Пензенской областей.

В Вольском районе Саратовской области есть село Колояр. В годы Великой Отечественной войны 12 Рыбловых ушли из этого села на фронт защищать Отечество. И ныне фамилия Рыбловых в Вольском районе воспринимается как привычная, местная, а в целом  по России она считается редкой. Так, например, среди 1008746 российских ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, Рыбловых только двое: Михаил Александрович Рыблов (р.1923) из Астраханской области и Надежда Федоровна Рыблова  (р. 1924) из Волгоградской области.

 

Простая исконно русская  фамилия Рыбловых ценна и значима для российской культуры как интересный факт превращения  географического термина в имя собственное, и для российской истории – как наследственное  имя старинной крестьянской династии.

 

©ПРОГРАММА «РОССИЙСКИЕ ДИНАСТИИ» Международного института генеалогических исследований  WWW.GENO.RU

 

 

 

Архивные тайны столетий

·                            



Мода на генеалогию — науку о родословной — появилась не так давно. Если раньше составлением своего семейного древа занимались единицы, то теперь его пытаются «нарисовать» многие. История фамилии, секреты развития династии — всё это таит в себе массу загадок из прошлых столетий.

Вот и челябинец Андрей ПАШКИН решил ответить на вопрос, что было до его рождения. Изначально в его списке оказалось десять родственников. Сейчас в генеалогическом древе уже порядка 450 фамилий.

Самый далёкий предок, о котором узнал Андрей Александрович, — дед в восьмом колене Гаврила Мыларщиков, крепостной мастеровой 1760 года рождения. Как удалось добиться такого результата? Почему поиск так увлекает, что не хочется спать ночами? На что обратить внимание тем, кто решил разгадать тайну своей родословной?

Поисками информации о судьбе дальних родственников начальник отделения набора граждан на военную службу по контракту Челябинского облвоенкомата Андрей Пашкин занялся, когда в его доме появился компьютер.

Ради интереса набрал в поисковой системе свою фамилию и попал на один из генеалогических сайтов. Случайно увиденная информация, выложенная в Интернете однофамильцем, который провёл своё расследование и написал о многих родственниках, заинтересовала. Захотелось узнать и о своих предках.

— С чего начал поиски? — переспрашивает Андрей Александрович, который согласился поделиться опытом, накопленным за шесть лет исследований. — Первым делом расспросил о родственниках отца и мать.

Скачал с какого-то сайта — их много в Интернете — программу, позволяющую составлять генеалогическое древо, и всю полученную от родителей информацию записал туда. Какие исходные данные имелись? Имена братьев и сестёр отца и матери, информация об их родителях, даты рождения.

Именно на этих записях — о своих бабушках и дедушках, в лучшем случае — прадедах и прабабках, — семейные деревья многих прекращают свой «рост». Но, как уже отмечалось, в родословной Андрея Пашкина сотни имён и фамилий.

Даже тех, кто родился в середине XVIII века. Как челябинец их узнал? Говорит, что помогли наработки других россиян, которые давно уже ведут подобную розыскную деятельность и делятся с другими опытом. Наберите в поисковике Интернета, к примеру, фразу «Генеалогия по шагам», и появится много советов по теме.

Поиски ревизорских сказок

Оказывается, информацию о родственниках можно узнать из метрических книг. Это церковные книги регистрации рождения, брака и смерти граждан. Такие записи велись до 1917 года и хранятся сейчас в областных архивах.

Надо только знать, где жили ваши предки, и примерные годы их рождения. Сведения можно почерпнуть и из так называемых ревизорских сказок — своеобразной переписи населения, которая велась, чтобы обложить людей налогом.

Такие списки можно найти не только в архивах, но и на интернет-сайтах продвинутых пользователей, серьёзно занимающихся поиском родственников. Активисты, поработав с архивными документами какой-нибудь деревни, выкладывают списки, допустим, 1875 года у себя на страничке в Сети. Ими могут пользоваться все желающие.

— Моя мама из Кыштыма, — делится опытом своего поиска Андрей Пашкин. — В государственном архиве Челябинской области я перелистал множество метрических книг. Работа эта трудоёмкая.

Мало того что большой объём документов надо изучить, но и написаны они старым шрифтом, который трудно разобрать. Работники читального зала архива мне очень помогли — что-то подсказывали, что-то разбирали вместе.

Потихоньку родословное древо по линии матери росло. Но не всё было безоблачно. Столкнулся с тем, что не обо всех родственниках есть записи в метрических книгах. Например, ничего не узнал о дедушке, который родился до революции, а умер, как только пришёл с фронта.

В церковных документах имелись записи про троих его братьев и сестёр, а ещё про двух — тоже ни слова. Как так? Почему? Ответ на этот вопрос был найден позже. И тоже в метрических книгах.

 

Раскольников в книгах нет

Андрей Александрович прочитал в церковных документах, что старшая сестра деда, Вера, о рождении которой в метрических книгах ни слова, «25 января 1917 года после решительного намерения оставить раскол без поповского толку присоединена к православной церкви».

Проще говоря, она покрестилась, после чего вышла замуж, о чём запись уже имеется. Что из этого следует? Да то, что о рождении Веры ни слова, потому что она до этого была, видимо, раскольником.

А их, некрещёных, в метрические православные церковные книги не записывали. Также выяснилось, что прадед челябинца был крещёный, а его жена — из раскольников, у которых были свои книги записи, по большой части на территории Урала не сохранившиеся.

— Позже историки помогли мне восстановить картину, — продолжает Андрей Пашкин. — В конце XIX века церковь начала наступление на раскольников. А на Урале в заводских населённых пунктах типа Кыштыма старообрядцев было очень много.

Всех их правдами и неправдами пытались переманить в православие. Это продолжалось до революции 1905 года, после которой царь издал указ о терпимости к вероисповеданию. В этот период 40 процентов уральцев обратно ушли в раскольники. Моего деда родители тоже не крестили, вот и записи о нём в метрических книгах нет.

Все Мыларщиковы — родственники

Работая в архиве, Андрей Александрович шаг за шагом «докопался» до своего самого дальнего родственника по материнской линии — Гаврилы, родившегося в 1760 году. И выяснил, что все нынешние жители Кыштыма по фамилии Мыларщиковы — родственники.

Они ведут род именно от этого Гаврилы, крепостного мастерового, прибывшего в Челябинскую область из Пензенской или Нижегородской губернии. Информация собирается по крупицам, но она того стоит.

— Я выяснил столько интересного, и всё с помощью метрических книг, — говорит. — Нашёл, к примеру, запись о родственнике Никифоре Мыларщикове 1811 года рождения. Дата смерти его неизвестна. Думаю, почему?

Узнал это, когда разбирался с записями о его детях. В одном из документов обнаружил такие строки: «Сын крепостного мастерового Никифора Прохоровича Мыларщикова Михаил девятнадцати лет венчается первым браком с девицей…» — и далее информация об отце невесты.

А в другом документе, о венчании младшего сына, было уже сказано, что «… венчается Данила, сын крепостного мастерового Никифора Прохоровича Мыларщикова, ныне сосланного в Сибирь…»

Так и узнал, что предок умер не в родном городе, потому что после бунта, случившегося между 1854 и 1856 годами на Кыштымских заводах, о чём прочитал в книгах по истории, был отправлен на поселение.

Граф или крепостной?

Сбор информации так увлекает Андрея Пашкина, что, составляя генеалогическое древо, он может просидеть за компьютером до трёх или четырёх часов ночи. И всё свободное от работы время использует для поиска.

Он не только узнал многое из истории своего рода, но и создал собственную персональную страничку в Интернете, где разместил информацию и множество найденных документов. Например, благодаря одному из них он наконец-то понял, откуда у него такая фамилия.

— Долго думал, почему я именно Пашкин, — улыбается. — Это редкая фамилия. И вот как-то попался мне на глаза документ, который называется «Списки населённых мест Саратовской губернии». Из тех мест мои родственники по отцовской линии.

И что же я читаю? Что село Чапушка, где жил мой дед, находилось «в полной собственности» графа по фамилии Пашъ (с «ятем» на конце). Конечно, глупо думать, что я потомок графа. Но, возможно, когда крепостным крестьянам давали фамилии, думали недолго. Мол, чей, спрашивали. Пашкин? Вот тебе такую фамилию и дадим!

Впрочем, и о графских корнях Андрей Пашкин нет-нет да подумает. Поэтому собирается ехать в Саратов — искать правду в местном областном архиве. И всем советует: раз есть такая замечательная возможность узнать историю рода, воспользуйтесь ею.

Источник: http://vecherka.su/katalogizdaniy/?id=24887

 

 

Тольяттинская семья обнаружила в предках Рюриков и Чингиз-хана

·                            

 Светлая ласка - такие слова получились, когда Лия и Александр по первым буквам сложили имена своих шестерых детей. Большая и дружная семья Недумовых почти вся в сборе. Внуки с нетерпением ждут, что же интересного на этот раз расскажет им дедушка Саша. Более пяти лет он составлял генеалогическое древо. История семьи до 36 колена заняла три метра ватмана. Долгие поиски привели к удивительным открытиям. Как говорит Александр Сергеевич среди его предков - князь Рюрик, митрополит Филарет, Пушкин и даже Чингисхан. А известный телеведущий Николай Дроздов оказался пятиюродным братом. Первая встреча была теплой, теперь поддерживают отношения, часто созваниваются. Лия и Александр вместе уже 45 лет. Он до сих пор помнит, как делал ей предложение. Ее назвали лучшей женщиной Автограда, его - лучшим отцом. Не выходя из их дома можно совершить путешествие в старину. В одной из комнат Лия Недумова создала музей. Фотографии, документы, старинные вещи, некоторым более 150 лет. Каждый экспонат - семейная история. Семья часто любит собираться вместе - просто так, без повода. Внуки с удовольствием слушают бабушкины сказки или истории деда о прошлом. Дети вновь приходят в родной дом. Каждый из них знает, что главное человеческое счастье - в большой и дружной семье.

Источник: http://tvsamara.ru/news/2009/05/15/13788

 

 

В Великом Новгороде открылась выставка родословных

·                            



Почти 6 месяцев в Великом Новгороде определяли семью года. Одним из заданий было - составить родословную – чем больше, тем лучше. Результаты работы – представили на выставке в Центре социальной помощи семье и детям.

Новгородская школьница Полина Носкова уже 2 года изучает историю своей семьи, в её генеалогическом древе информация о 7 поколениях – всего более 200 родственников. Самые ранние сведения относятся к середине 19 столетия. Для деда, Владимира Карамышева, интерес внучки как бальзам на душу, восстанавливаются старые, утраченные было семейные связи, а вместе с тем девочка изучает географию страны – ведь жизнь разбросала родных. А после того, как в доме появился компьютер, Полина занялась семейной информатикой.

У Карамышевых - Носковых есть вологодские корни, неудивительно, что в семье хранятся вологодские кружева прапрабабушки Полины, а теперь она увлеклась старинным промыслом. А в семье Ильиных - Крыловых – учительская династия. Надежда Крылова вспоминает, что её прадед был обучен грамоте, дед – преподавал на селе, мама, Екатерина Ивановна, тоже 42 года отдала работе в школе.

Оформили родословные по-разному. От обычных квадратиков с именами и стрелками между ними до настоящих деревьев с фотографиями. У семьи Мельман получилась яблоня, чтобы на родословной поместились хотя бы близкие родственники понадобилось 2 с половиной метра ватмана.

Выставка родословных будет открыта до конца мая, а уже 18 мая наградят участников и победителей городского конкурса "Семья года –2009".

Источник: http://novgorod.rfn.ru/rnews.html?id=25681&cid=7

 

 

Игра в семью

·                            



Для наших «дореволюционных» предков главным свидетельством  брака было венчание в церкви. В советские времена церковь заменил ЗАГС. А те, кто жил без заветного штампа в паспорте, полноценной семьей не считались, и не заслуживали, по тем временам и понятиям, уважения.

 

Теперь же гражданский брак стал чуть ли не нормой жизни: все больше молодых пар предпочитают сначала «порепетировать», а потом уж, если срастется, бежать в ЗАГС - за штампом.

  

Гражданский брак родился в Нидерландах в XVI веке. Люди разных вероисповеданий не могли обвенчаться, и такие союзы узаконивала власть. Сегодня все наоборот - неоформленный властями брак даже после венчания считается гражданским.

 

Но и такое название неузаконенных семейных отношений является неправильным. То, что мы именуем "гражданским браком", на юридическом языке называется «фактической семьей» или сожительством. С точки зрения  закона и толкового словаря, гражданский брак - это как раз брак официальный, зарегистрированный, как и положено, в  ЗАГСе. Но, несмотря на все «беззаконие», в последние годы фактические семьи стали нередким явлением. Подавляющая часть молодых пар начинают сегодня свой жизненный путь именно с таких, ни к чему не обязывающих отношений.

 

«Незаконный брак»: «за»...

 

У гражданского брака много ярых сторонников, но  и не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому  вопросу провоцирует даже разрыв отношений. Например, Он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а Она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения. Или наоборот, Ей уж замуж невтерпеж, а Он искренне недоумевает, зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь они и так любят друг друга?

 

Действительно, гражданский брак с любимым человеком хорош тем, что не накладывает таких серьезных обязательств, как официальный. И речь здесь не только об обязательствах бытового характера. Сознание того, что у тебя есть право выбора и в любой момент ты можешь изменить свою жизнь, дает определенную психологическую независимость и ощущение внутренней свободы. Правда,  далеко не все "гражданские супруги" пользуются  этими  возможностями. Как показывает практика, и у гражданского брака есть вторая сторона медали, которая ограничивает свободу выбора:  есть кому ждать тебя по вечерам, есть о ком заботиться. И далеко не редкость, что пары, собравшиеся пожить друг с другом немножко,  проводят вместе всю свою жизнь. Так почему бы тогда не расписаться?

 

... и  «против»

 

Один из главных доводов, который обычно приводят противники гражданского брака, - это его юридическая незащищенность. Действительно, если сожитель внезапно попадет под машину, у вас, скорее всего, не будет ровным счетом никаких прав на его имущество: оно отойдет официальным родственникам. Конечно, существует процедура доказательства гражданского брака: подтверждением являются общие дети, совместный расходный счет, совместное проживание. И если с первыми двумя пунктами все более или менее понятно, то третий нередко выливается в долгие судебные тяжбы:  зачастую доказать факт этого самого совместного проживания бывает не так-то просто. А уж досконально высчитать долю каждого  в общих приобретениях - это  такие потемки, в которых непросто разобраться даже профессиональному юристу. Вот и получается, что если гражданский брак не признается законом, в случае «развода» сожители не имеют законных прав на совместное имущество. К примеру, если гражданская жена не работала, а вела хозяйство, после расставания с «мужем» она запросто может оказаться на улице. С чем пришел - с тем и ушел - девиз гражданского брака. Причем мужчины в таких «разводах», как правило, не страдают. Ведь это они зарабатывают деньги, на них оформляется совместная собственность, жилье. Женщины же, за редким исключением, часто остаются не у дел. Более того, даже заключение брачного контракта между «фактическими супругами» не допускается законом: пункт 40 Семейного кодекса гласит: «Брачный контракт - это соглашение между гражданами, вступающими в брак, либо законными супругами, регулирующее их имущественные отношения во время совместной жизни, а также при разводе». В переводе на человеческий язык это означает, что заключить брачный договор могут только законные супруги.

- Даже если брачный контракт заключен до  свадьбы, в силу он вступит только в момент удара печати о паспорт, - рассказывает директор юридической фирмы «Аксиома» Виолетта  Никитина. - Гражданские же супруги заключить брачный контракт не имеют права.

 

Собирайте чеки

С другой стороны, далеко не всегда и не для всех самое важное в отношениях - это последующий раздел имущества. Поэтому, если для вас не является самоцелью «спустить семь шкур» с избранника или стать его официальной наследницей, главный недостаток гражданского брака вас никогда не коснется. К тому же, если речь идет о наследовании имущества, всегда существует возможность написать завещание и сделать своего сожителя или сожительницу законным наследником.

Но если гражданским супругам есть что делить в случае расставания, то следует позаботиться об этом заранее. А именно - вести подробную бухгалтерию, фиксировать все расходы, покупки, собирать и подклеивать чеки, счета.... Общее имущество лучше оформлять в долевую собственность. В этом случае есть шанс отсудить свое. Тех же, кто пренебрежет этим советом и после «развода» попытается доказать свои права на имущество, скорее всего, ждет разочарование.

«Гражданские» дети

 

Еще одна проблема, которая имеет скорее этический характер, - общие дети. По статистике, дети, появившиеся на свет в гражданском браке, чаще рождаются недоношенными и слабенькими. Психологи говорят, что это связано с большей стрессовой нагрузкой на женщину во время беременности. Даже при самых прочных отношениях будущая мать порой задумывается, каково быть матерью-одиночкой, если отец ребенка неожиданно решит исчезнуть с горизонта.

 

С рождением ребенка у "гражданских" супругов появляются новые проблемы. На чью фамилию его зарегистрировать - мамину или папину? Если мама дает ему свою фамилию (что чаще всего и происходит), малыш на определенном этапе непременно задастся вопросом - почему у всех детей фамилии отцов, а у него - нет. Да и сверстники обязательно начнут "докапываться" до истины. И тогда неведомо откуда всплывшее определение "незаконнорожденный" может надолго привязаться к ребенку. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от более сильного, материально обеспеченного партнера, который, как правило, решает вопросы воспитания и образования детей по своему усмотрению. При желании такой отец даже может не признать детей, родившихся в период совместного проживания, либо оспорить свое отцовство, и женщине придется приложить немалые усилия, чтобы отстоять свои интересы в суде.

 

Поживем - увидим...

 

Но сколько бы «минусов» ни насчитывал гражданский брак, такие отношения принято считать лучшей подготовкой к официальному браку. Зачастую кажется, что все уже ясно и понятно, партнер попался благонадежный и уже можно связать с ним свою судьбу. Но... как только вы заводите речь о ЗАГСе, все резко меняется.  И идиллия за короткое время превращается в сущий кошмар. А потому гражданский брак - идеальный выбор, когда молодые люди просто решают проверить свои отношения совместным ведением хозяйства.

 

Это удачный способ выяснить, по плечу ли вам стирка его носков, и кто, в конце концов, будет мыть посуду - всегда остается возможность просто разойтись, не обременяя себя никакими формальностями. Да и большинство проблем, возникающих из-за отсутствия официального оформления брака, вполне решаемы. Другое дело, что хорошо это только тогда, когда является сознательным решением обоих партнеров, а не подстройкой одного под желания другого. Поэтому, если вы решили жить гражданским браком, подумайте: будут ли для вас психологически комфортными подобные отношения. Если да - совет вам да любовь. Если нет, подумайте еще раз: может, стоит все-таки «поставить штампик»?

 

 

 

Источник: http://gorod28.ru/blg/enotherb/674-igra-v-semyu.html

 

 

Еврей на службе гестапо: израильтяне в шоке от открытия историка-репатрианта

·                            



Опубликованная израильской газетой "Маарив" статья о советском еврее-гестаповце вызвала бурную реакцию читателей. Изложенные в статье сенсационные факты почерпнуты из докторской диссертации историка-репатрианта.

 

"Каждый, кто учится в школе гестапо, обещает и обязуется все выполнять, чего учили и указали. Я вместе со своими обещал, ибо хотел сохранить свою жизнь. Приходя в отряд партизан, я решил оправдать себя, кровью своею смыть этот позор… Прошу даровать мне жизнь, я оправдаю себя". Этими словами украинский еврей, бывший офицер советской армии и выпускник минской школы гестапо Михаил Иосифович Брейтман завершил показания, данные им в апреле 1943 года офицеру особого отдела белорусского партизанского отряда им. Суворова.

Протоколы допросов Брейтмана, описывающие детали его трагической судьбы, были обнаружены три года назад в документах советского партизанского движения израильским историком-репатриантом Яковом Фальковым. И вот, наконец, на эту находку обратила внимание израильская пресса. Посвященная ей статья под заголовком "Двойной агент гестапо" была опубликована одновременно в специальном приложении к газете "Маарив" и на сайте NRG. Реакция на эту публикацию израильской публики оказалась весьма бурной.

Михаил Брейтман родился в 1918 году в украинском городе Белая Церковь, в бедной еврейской семье. По окончании средней школы, он приобрел специальность рабочего-слесаря, а уже в 1939-м, то есть в возрасте 19 лет, был призван в ряды Красной Армии. Прослужив два года в танковых частях и проявив организаторский и ораторский талант, Брейтман был направлен на учебу в Ивановское политическое училище, где из него подготовили политического работника армии или, как тогда говорили, политрука. Окончание двухгодичного курса обучения пришлось на май 1941 года, и уже в начале июня Михаил прибыл в Белоруссию, на место прохождения дальнейшей службы.

Как известно, всего две недели спустя, 22-го июня, германские войска вторглись на территорию Советского Союза. До конца года более трех миллионов советских военнослужащих оказались в плену. Не стал исключением и Брейтман. 11-го августа его танковая часть была разбита под Могилевом, и он оказался в организованном поблизости, на берегу Днепра, импровизированном лагере для советских военнопленных. Согласно материалам израильского архива "Яд ва-Шем", в описываемый момент в могилевском лагере находились около 50.000 советских военнопленных. Охраняли их усиленные немецкие патрули и стоявшие через каждые 15-20 метров пулеметчики. Никакой медицинской помощи пленным не оказывалось, питание не выдавалось, люди теряли от голода сознание, зрение. Однако было и одно положительное для Брейтмана обстоятельство: в лагере вообще не проводилась селекция по национальной принадлежности. Очевидно, это и позволило молодому офицеру-еврею назваться в ходе проверки личных данных украинцем Михаилом Александровичем Петренко. Фотографий его не сохранилось, однако можно предположить, что не последнюю роль в успехе этого обмана сыграла и возможная нееврейская внешность пленного…

А затем были сборный пункт в Борисове и пересыльный лагерь – т.н. "дулаг" – в Орше. Условия содержания здесь также были ужасными: военнопленные гибли в огромных количествах от ран, голода и болезней. Именно поэтому уже 5 сентября, всего через месяц после пленения, бывший еврей Брейтман, а ныне украинец Петренко завербовался в только что созданный немцами 46-й украинский вспомогательный батальон. Казармы батальона находились в Минске, а его личный состав использовался немцами для выполнения "грязной работы" по обеспечению "нового порядка" в белорусской столице и за ее пределами. Среди прочего, украинские коллаборационисты привлекались и к "акциям" по уничтожению 100.000 обитателей Минского гетто. Из показаний Брейтмана-Петренко (а именно так он проходит по документам особого отдела партизанского отряда) можно понять, что он, по крайней мере, стоял в оцеплении около мест массовой казни евреев и имел возможность наблюдать в подробностях жуткие картины уничтожения своих соплеменников.

Однако скрывать еврейское происхождение до бесконечности Брейтман-Петренко не смог. В июле 1942, в ходе медосмотра, он был изобличен как еврей и брошен в тюрьму минского отделения гестапо, особо "отличившегося" в борьбе с партизанами и подпольщиками. О том, что именно пришлось пережить узнику за тюремными стенами, документы умалчивают. Однако, по его собственному свидетельству, он был поставлен перед выбором – смерть или согласие на сотрудничество с гестапо. И молодой человек, которому на тот момент было всего около 24 лет, выбрал сотрудничество. Получив от своего нового куратора Неефишера псевдоним "24", 28-го июля 1942 года Брейтман-Петренко был направлен на учебу в минскую школу гестапо №12. Здесь его и других курсантов обучали основам диверсионной деятельности и разведки, нацеливая, в основном, на работу в партизанских отрядах. "Стажировку" они проходили в располагавшемся неподалеку от Минска лагере смерти Малый Тростенец, считавшемся крупнейшим на территории Белоруссии. Сюда свозили не только местных белорусских евреев, но также еврейских граждан европейских стран, таких как Германия и Чехословакия. Курсант Брейтман-Петренко бывал неоднократно на территории лагеря под видом рабочего и, по его словам, даже вступал в разговоры с заключенными, обреченными на смерть. Не исключено, что данные разговоры также являлись частью подготовки и тщательно протоколировались для гестаповских кураторов. Как бы то ни было, в Малом Тростенце, как и в Минске, Брейтман-Петренко стал свидетелем жутких расправ над евреями, которые позже были в подробностях описаны им на допросах в партизанском лагере.

Наконец, по окончании трехмесячного обучения, новоиспеченный агент гестапо вернулся в 46-й украинский батальон. Его задачей стало создание агентурной сети среди солдат батальона, что было необходимо немцам для освещения настроений в коллаборационистской среде. Успех Брейтмана-Петренко на новом поприще превзошел все ожидания кураторов, так что вскоре ему даже было присвоено низшее командирское звание фельдфебеля. После этого, в феврале 1943-го, он и был заброшен в только что созданный партизанский отряд им. Суворова, во главе группы из двух таких же, как он выпускников минской школы гестапо. А уже 29-го числа того же месяца немецкий агент-групповод, он же еврей, бывший офицер советской армии Михаил Иосифович Брейтман, сидел на первом допросе у особиста. Как можно понять из документов его дела, причиной провала стала вовсе не неосторожная разведывательная или диверсионная деятельность в пользу немцев – до нее, судя по всему, так и не дошло – а излишняя болтливость одного из членов брейтмановской группы, Ивана Лисогора. Крепко напившись, Лисогор проговорился о своей принадлежности к гестапо, и на первом же допросе в особом отделе выдал с потрохами обоих своих соучастников. На допросах, которые проводил офицер НКВД, обладатель еврейской фамилии Бэр, Брейтман-Петренко сообщил о своем еврейском происхождении, дал довольно подробные описания подготовки в гестапо, а также предоставил уникальную информацию о деятельности лагеря смерти Малый Тростенец. В своих показаниях он делал упор на то, что согласился на сотрудничество с немецкой разведслужбой под угрозой смерти и на деле вовсе не собирался выполнять полученных от гестаповских кураторов разведывательных и диверсионных заданий. На этом основании, как уже говорилось выше, он просил сохранить ему жизнь, обещая оправдать оказанное доверие. Однако Бэр оказался непреклонен – возможно, ввиду суровости характера, но, скорее всего, по причине опасения быть обвиненным в преступном попустительстве соплеменнику-еврею. Как бы то ни было, по окончании допросов шпионской группы гестапо, в апреле 1943-го, он отписал в Москву: "Из арестованных нами шпионов-агентов немецкой разведки расстреляны: Лисогор, Брейтман-Петренко…".

Как отмечала газета "Маарив", со ссылкой на профессора истории Иерусалимского университета и бывшего советского партизана Дова Левина, речь идет о драме необычной даже для чрезвычайно сложных условий партизанской войны. Остроту ей, безусловно, добавляет финал – расстрел еврея-гестаповца по приказу еврея-офицера НКВД.

Внимание, проявленное крупным израильским изданием к исследованию историка-репатрианта, также является событием довольно необычным. До сих пор подавляющее большинство израильских русскоязычных исследователей Второй мировой войны и Холокоста не удостаивалось статей в центральной прессе, не печаталось в научных журналах и оставалось практически неизвестным местной публике. Прежде всего, это происходило по причине существования языкового барьера, без преодоления которого успех на поприще израильской исторической науки, равно как и выход на широкую читательскую аудиторию невозможны априори. Однако не последнюю роль играл и эффект "стеклянного потолка", характерный для многих сфер деятельности репатриантов в Израиле. Похоже, Яков Фальков, печатающийся в израильских научно-исторических изданиях и выступающий с лекциями о Холокосте и советском партизанском движении в университетах, обе эти преграды преодолел.

Что же до самой ивритоязычной публики, то она реагировала на публикацию о Брейтмане-Петренко весьма эмоционально. Большинство "токбекистов", оставивших свои впечатления на сайте NRG, высказалось в резко отрицательном тоне, обвинив героя статьи в предательстве своего народа. И лишь единицы призвали к осторожности в суждениях, напомнив об экстремальности ситуации, в которой оказался Михаил Иосифович Брейтман – молодой еврейский парень, ставший по воле судьбы служащим украинского карательного батальона и агентом гестапо.

Источник: http://izrus.co.il/istorija/article/2009-05-10/4528.html

 

 

Бык - глава семьи

·                            



Александра Суперанская, профессор

 

 Изварина Л.И. (Ростовская область): Расскажите о происхождении фамилии Изварин. И моей девичьей фамилии Бычихина.

Александра Суперанская: Фамилия Изварин образована от древнерусского имени или прозвища Извара. Слово "извара" с очень широким разбросом значений встречается в разных частях России. Корень слова вар связан со значением "варить". По В.И. Далю извара - это "гуща, оставшаяся от варки кваса, меда, пива". На фабриках в его время изварой называли "чан, где что-либо мокнет или обдается варом (т. е. кипятком)". В Орловской, Тамбовской, Новгородской губерниях извара - "водоносная посудина до шести ведер мерою". В Тверской и Пензенской губерниях извара "брань, ссора, несогласие".

Таким образом, имя или прозвище Извара мог получить последний ребенок в семье (сравните: Поскребыш) там, где изварой называли то, что осталось от варки. Там же могли дать прозвище Извара человеку, который все это поедал. Из сравнения с большим котлом или чаном прозвище Извара мог получить крупный, полный человек. Такое же прозвище могли дать бранящемуся и всем недовольному человеку.

Что же касается фамилии Бычихина, то в те времена, когда люди пользовались древнерусскими именами, отношения внутри семьи словесно обозначались с помощью суффиксов. Если главу семьи звали Бык, то сына звали Бычко, внука - Бычонок, а жену - Бычиха.

Фамилия Бычихин чрезвычайно редкая. В Москве в конце ХХ века на фоне многочисленных Быковых и Бычковых находим только три семьи с фамилией Бычихин.

Казурова А. (Омск): Уважаемый профессор Александра Васильевна, по моим предположениям, моя фамилия значит: не то Козлова, не то Казаркина, Казуарова (птица такая есть в Австралии), не то Казорова (диалектное название сойки по Далю). А смотря одну передачу о путешествиях, я узнала, что словом "казури" в Кении называются мелкие бусы. Подскажите, права ли я?

Суперанская: Основа фамилии Казур-; -ур- именной суффикс, который не используется при образовании имен нарицательных. С этим суффиксом образуются ласкательные формы имен: Саша - Саш-ур-а и Саш-ур-о, Паша - Паш-ур-о, Фед-ур-о. На этом фоне очевидно, что и Каз-ур-о - подобное же образование. Осталось определить, что такое Каз.

Судя по косвенным данным, в прошлом встречались народные разговорные формы имен Каз, Казь, Казя, Казек, Казик, Казура, Казуро, Казута, Казуля, Казай, Казуй, Казун. По традиции формы Казя, Казик и Казек связываются с именем Казимир. Имя польское, католическое, но оно давалось в XV веке в Новгороде. Тем не менее эти формы вместе с прочими перечисленными могли также соответствовать православному имени Каздой, исключенному из церковных календарей после XVIII века. В современных календарях осталось только женское соответствие этому имени - Каздоя, которое дается редко, потому что плохо вписывается в систему русского языка.

Таким образом, фамилия Казуров образована от ласкательного имени Казуро, соответствующего полному имени Казимир или Каздой.

Источник: http://www.rg.ru/2009/05/07/familii.html

 

 

Геман - это не Герман

·                            



Александра Суперанская, профессор

 

 Емельянов С.В. (Благовещенск): Занимаюсь родословной семьи Емельяновых и Долговых (по женской линии). Собран некоторый материал, а откуда пошли эти фамилии, я не знаю.

Суперанская: Фамилия образована от православного имени Емельян, церковная форма Емилиан. Имя заимствовано вместе с христианством из Византии, куда пришло от римлян. По-латински оно звучит Эмилианус и значит - "принадлежащий Эмилию или относящийся к Эмилию", а Эмилий, или Эмилиус - римское родовое имя.

Фамилия Долговы происходит от древнерусского имени или прозвища Долгий / Долгой, что значит "человек высокого роста, длинный, долговязый". Семейное прозвание и, позже, фамилия Долгов были распространены во всех слоях русского общества.

Геманов В.С. (Калининград): Очень хотелось бы узнать о происхождении своей фамилии - Геманов. Предки мои - из Белоруссии, с Гомельщины. Встречал однажды эту фамилию и в Латвии (но, как выяснилось, выходцев опять-таки из Белоруссии).

Суперанская: Фамилия происходит от православного имени Герман, не удобного для русского произношения. Имя сокращали Гема и Геман. Отсюда фамилия - Геманов. Имя образовано от латинского слова "германус", что значит - "родной, близкий, единоутробный".

Каркавина Г.В. (Свердловская область): Фамилия второй бабушки - Типикина. Она родом из г. Нижние Серги Свердловской области.

Суперанская: Фамилия Типикин может быть волжско-финского происхождения. Имя Типика есть у марийцев. Но, поскольку народы Поволжья всегда жили в тесном контакте друг с другом, к марийцам оно могло попасть из древне-тюркского тюп - "корень, род, происхождение, предки" или из чувашского тюпе - "часть деревни, доля, пай", переносно - "удел, счастье, судьба", -ик - суффикс.

Руднева Л.В. (Орел): Уважаемая Александра Васильевна, расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии моего мужа - Руднев.

Суперанская: Фамилия Руднев образована от древнерусского имени или прозвища Рудень, связанного с такими словами, как рудой - рыжий, рдеть, рудеть - краснеть. По-видимому, таким прозвищем награждали румяного рыжеволосого человека.

Прозвание Руднев, предшествующее фамилии, появляется в исторических документах с конца XV века: Труфаник Руднев, крестьянин, 1495 г.; Митка Руднев, рязанский пушкарь, 1616 г.

В современной Москве живет свыше 150 семей с такой фамилией.

 Источник: http://www.rg.ru/2009/05/14/familii.html

 

 

Тайна известных фамилий: Ющенко – «сын Юська», а Янукович – «сын Янука»

·                            



«Сегодня» выяснила, что означают фамилии наших известных политиков. Оказалось, все они образованы от древнееврейских или древнегреческих имен.

По данным исследовательского центра «История фамилии», фамилия Ющенко образована от имени Иосиф, которое в переводе с древнееврейского языка означает «Божья награда». В украинских говорах оно часто произносилось как «Юсько» или «Юско». Вместе с суффиксом -енко фамилия Ющенко дословно означает «сын Юська».

Фамилия Тимошенко образована от христианского имени Тимофей, которое в переводе с древнегреческого означает «почитающий Бога». А девичья фамилия Юлии Тимошенко — Григян — образована от крестильного имени Григорий, которое в переводе с греческого языка означает «бодрый, бодрствующий, бдительный». Такая форма фамилий более всего характерна для армянской традиции, в которой суффиксы -янц и -ян означали «из семьи таких-то» или «сын такого-то». Правда, в центре «История фамилии» утверждают, что суффикс -ян был не только у армян, но и в формах крестильных имен у славян и молдаван.

Фамилия Янукович происходит от имени Янук — редкой формы крестильного имени Иоанн. В переводе с древнееврейского оно означает «Милость Божия», «Бог милует». Суффикс -ович может означать как «сын Янука», так и происходить от названия населенного пункта Януки, в основе которого заложено христианское имя его основателя.

Источник: http://for-ua.com/ukraine/2009/05/14/094914.html

 

 

Время и люди. Тени минувшего

·                            



В последнее время в обществе всё чаще наблюдаются вспышки интереса к генеалогическим исследованиям частного характера. Множество людей по всей России словно пробудились от длительного сна и кинулись искать своих предков, «атакуя» архивы соответствующими запросами. Что же это за увлечение – дань моде, тщеславные попытки причислить себя к знаменитым предкам или действительно потребность в сопричастии с историей и традициями рода?

Начав с изучения фамильной документации и семейных преданий, каждый начинающий исследователь рано или поздно сталкивается с необходимостью обратиться в государственные учреждения архивных фондов, работа с которыми имеет свою специфику. Обратились и мы в Государственный архив Воронежской области, сотрудники которого постоянно помогают тем, кто решил заняться изучением своей фамильной истории.

- В наш архив поступает очень много обращений от людей, пытающихся найти свои корни, - рассказывает начальник отдела информации, публикации и научного использования документов Воронежского госархива Наталья Воротилина. - Если раньше приходилось около 60 запросов в год, то сейчас только за один день может набраться более десятка. Обращаются не только воронежцы и жители области, но и исследователи из других регионов и даже из других государств.

На все их запросы мы непременно отвечаем. Но, к сожалению, не всегда можем предоставить нужную им информацию по причине плохой сохранности архивных фондов, большая часть которых была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Из миллионного фонда исторических документов, имевшихся в архиве до войны, после 1945 года сохранилось всего лишь около 360 тысяч единиц хранения.

Так что же нужно знать, для того чтобы поиски предков оказались успешными?

По словам Натальи Воротилиной, любой подобный поиск в архиве базируется на главных столпах фактов: сведения по сословию, в котором числился предок; дата и место рождения; имя, фамилия и отчество разыскиваемого. Без знания этих данных поиски становятся весьма затруднительными. Поэтому прежде, чем обращаться в Госархив, нужно выяснить всю доступную информацию по предкам в других источниках: расспросить родственников, изучить семейную документацию, посетить архивы органов ЗАГС и т.д.

- В нашем архиве хранятся метрические книги, по которым можно установить даты рождения, бракосочетания и смерти, – продолжает Наталья Воротилина. - Но беда в том, что эти документы представлены только до 1900 года. Другой комплекс документов, позволяющий осуществить генеалогический поиск, представлен ревизскими сказками архивного фонда Воронежской казённой палаты. Последняя ревизия, десятая по счёту, проводилась в 1858-1860 годах. Ревизские сказки сохранились не в полном объёме: за отдельные годы по отдельным населённым пунктам и районам. Но если повезёт, можно проследить свою родословную вплоть до первой-второй ревизий, то есть до начала XVIII века. И такие случаи в архивной практике были.

Большой объём информации по генеалогическим изысканиям и особенностям их проведения можно найти во Всемирной паутине. В настоящее время Интернет пестрит рекомендациями и методиками по исследованию родословной, а также содержит ресурсы с электронными базами данных, в которых можно разыскать своих пращуров.

Большой подарок всем исследователям родословных некоторое время назад сделало Министерство обороны РФ, представив для свободного доступа большое количество документов, которые были переведены в цифровой вид. Это огромная база данных, касающаяся безвозвратных потерь в Великой Отечественной войне ( http://obd-memorial.ru). Тысячи людей теперь имеют уникальную возможность узнать, где приняли свой последний бой их героические деды, где они обрели свой вечный покой.

За рубежом подобные шаги по оцифровке архивных фондов давно уже стали обыденным делом. В России этот процесс находится на заре своего развития. Многие наши архивы не имеют даже нужного оборудования для обеспечения надёжной сохранности документов, не говоря уже о том, чтобы заниматься их оцифровкой и созданием Интернет-ресурсов. А ведь основу фондов составляют бумажные носители, а бумага, как и все подобные материалы, имеет свойство портиться и разрушаться со временем.

- Посмотрите для сравнения вот на эти документы, – Наталья Воротилина показывает старинные фолианты. – Вот это написано на качественной бумаге государственного образца. Какая сохранность! Это XIX век. А вот, взгляните, документация послереволюционного времени: ветхие странички, расплывшиеся чернила… В эту эпоху писали на самой разной бумаге, вплоть до тетрадных листов. Да и писали-то порой карандашом. Долго ли такое будет храниться?

Остаётся только восхититься упорству и профессиональному долгу воронежских архивистов, усилиями которых сохраняется история края. А ведь преобладающее большинство сотрудников архивов – женщины. Многие скажут: подумаешь, ну и что, с бумажками-то возиться? А возьмёшь в руки какое-нибудь архивное дело, а оно весом на все семь-восемь килограммов потянет, – и сразу поймёшь, что это тяжкий труд. Так и получается, в год по нескольку тонн истории ложится на женские плечи. Добавьте сюда все «прелести» от работы по систематизации и обеспечению сохранности фонда.

Специалисты объясняют бум на генеалогические исследования последних лет потребностью граждан сократить ту пропасть, которая разделила потомков и пращуров за долгие десятилетия отказа от собственной истории. Ведь сколько людей в годы, последовавшие за революционными событиями в России, пытались скрыть своё происхождение, вычеркнуть «острые» факты семейной биографии – всё то, что было опасно. Почти целое столетие «генеалогическими поисками» занимались в основном исследователи от НКВД, КГБ и других подобных организаций. И лишь в наши дни стало возможно скинуть эту завесу тайны с истории семьи, узнать правду о происхождении своего рода и почувствовать свою причастность к истории страны.

Чтобы глубже прочувствовать все особенности генеалогических изысканий, мы обратились к человеку, которому удалось не только восстановить историю своего рода, но и приобщить других людей к этим увлекательным занятиям по генеалогии и краеведению. Речь идёт о директоре школы, расположенной в селе Коденцово Каменского района, Дмитрии Красюкове.

- Увлёкся я этим ещё в студенческие годы, когда учился на историческом факультете, - рассказывает Красюков, - И так загорелся, что это стало увлечением на всю жизнь. Изучил историю села Коденцово, которое раньше было слободой и входило в Острогожский уезд. Постоянно работаю с различной исторической документацией, общаюсь с другими краеведами. Родословную удалось восстановить по данным девятой и восьмой ревизских сказок. Это своеобразная перепись всего населения, происходившая в 1850 и 1835 годы по всей России.

В ходе своего рассказа мой собеседник постоянно показывает различные даты и записи в ветхих книгах, лежащих подле нас на столе. На некоторых страницах едва виднеется блёклый текст, другие поражают яркостью и витиеватостью старинной вязи.

«Предки мои осваивали Дикое поле – огромную незаселённую территорию, оставшуюся после варварских набегов татаро-монгол на Русь. Род мой идёт от людей войсковых, казаков. Прадед в своё время занимал высокую должность старшины в Сагуновской волости, принимал непосредственное участие в создании села Коденцово. Сейчас я докопался до XVII века. Для продолжения генеалогических исследований нужны данные седьмой ревизии, а это уже архив древних актов, хранящихся в Москве. Так что всё впереди...»

Своим увлечением директор школы заразил и учеников, которые неоднократно участвовали и побеждали на различных конкурсах по краеведению и генеалогии. Как говорится – растёт смена. Впрочем, такой интерес неудивителен, ведь только зная историю своей семьи, человек может считать себя полноценной частью того общества, в котором он живёт. Лишь помня прошлое, можно думать о будущем.

Вероятно, пришло время восстановить тот долгий разрыв, который отделяет нас от наших предков. Только так можно ощутить единство и преемственность человеческой жизни.

Источник: http://communa.ru/news/detail.php?ID=34019

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное