Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


ИВОДИТОВ

 

 

Фамилия звучит загадочно для русского слуха. Её основа не обнаруживает сходства ни с одной известной славянской морфемой. И это неудивительно: ведь корни  фамилии Иводитовых  в венгерском языке.

 

Фамилия хранит память о «малой родине» далёких предков. На севере Венгрии есть курортное местечко Ivád (Ивад). По письменным источникам городок Ivád известен с 1321 года. У этого старинного венгерского городка  есть «тёзки» в России и Украине: реки Ивотка и Ивот,  и населённые места с такими же названиями - село Ивотка в Ямпольском районе Сумской области и посёлок Ивот в Дятьковском районе Орловской области. Посёлок Ивот стоит на реке Ивот, а село Ивотка – на речке Ивотке. Гидронимы древнее топонимов. Многие славянские речные имена  в  действительности имеют не славянское, а угро-финское происхождение. Для славянина название Ивот непонятно, но любой российский «угро-финн» (мордвин, например) узнает знакомое слово «ив»   («поле») и легко расшифрует гидроним: Ивот – «полевая река».  Венгерский и мордовский языки принадлежат к одной угро-финской (или же финно-угорской) языковой группе, а значит, венгерский топоним  Ivád может быть условно переведён как «город в полях».   

 

От названия Ivád была образована фамилия местных аристократов  - Ivágy. По-русски эта фамилия произносится как Ивадь - венгерское сочетание звуков gy  соответствует русскому «дь». В письменных источниках городка Ivád фамилия Ivágy  впервые упоминается в 1748 году. И ныне обладатели этой фамилии живут в Иваде. Фамилия Ивадь  считается здесь своей, привычной. Эту же фамилию носит и мэр Ивада, Ivágy Gabor (Габор Ивадь). Фамилия  Ivágy далеко не самая распространённая в Венгрии, но всё же среди её обладателей есть люди, известные не только в своей стране, но и за её пределами. Например, Ivágy Rozália Eszter (Розалия Эстер Ивадь, р.1979), венгерский филолог с мировым именем; Ivágy Sándor (Шандор Ивадь, 1903 – 1998), венгерский ватерполист, победитель Олимпийских игр 1928 года.

 

Как фамилия Ivágy попала в Россию? Венгерское королевство – и в составе Австрийской империи (с 1804 года), и в составе Австро-Венгрии (с 1867) было дружественным соседом России.  Политическая ситуация не препятствовала переезду венгра в Российскую империю. Кем был венгерский подданный Ivágy  – специалистом, перешедшим на русскую службу? Коммерсантом, приехавшим в Россию по торговым делам? Или, может быть, навсегда остаться в России его заставили не «бизнес», не карьера, а брачный союз с русской девушкой? Пока эти вопросы остаются без ответа.

 

Вероятнее всего, родоначальник династии Иводитовых  принял русское подданство в  конце XVIII–начале XIX века, когда в России не сложились ещё чёткие правила транслитерации иноязычных фамилий.  Не существовало и паспортов, в которых фиксировалось написание фамилий. Венгерская  фамилия, непривычная для славянского слуха, вполне могла обрасти русским патронимическим суффиксом –ов: Ивадь стал Ивадитовым. Для северных русских говоров характерно  «оканье», и если родоначальник поселился в одной из северных губерний, его фамилия произносилась с подчёркнутым «о» - Иводитов.

 

Фамилия Иводитовых уникальна. Она принадлежит всего лишь одной российской династии. Все обладатели этой фамилии связаны родством – близким или же отдалённым, уходящим в глубину веков. В опубликованных источниках прошедших столетий фамилия Иводитовых не упоминается – за исключением одного случая: в общем списке  ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы,  отмечен Иван Васильевич Иводитов (р.10.10.1919 года). Среди 1008746 российских ветеранов он единственный носит такую фамилию.  

 

Литература: Budenz J., Magyar-ugor összehasonlító szatar, Budapest, 1881 (Венгерско-финно-угорский сравнительный словарь. На венгерском языке); Контлер Ласло. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М., 2002. Якоби П.П. Вятичи Орловской губернии. Указатель географических имён и  слов финских и тюркских наречий. – «Записки Императорского географического общества», СПб., 1907.  Источники: www.pobediteli.ru

 

Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru

 

 

 

 

 

Как появился Робинзон Крузо и кто в России носил его имя

                            

 

Даниэль Дефо написал более 300 художественных и публицистических произведений. Но мировую славу принес ему роман о Робинзоне Крузо, первое издание которого вышло 290 лет назад. На надгробии писателя так и высечено: "Даниэль Дефо, автор "Робинзона Крузо".

Двадцать восемь лет

 

Книгу о приключениях моряка из Йорка Даниэль Дефо написал довольно поздно, в 1719 году романисту было уже под 60. Полное название первого издания романа о Робинзоне Крузо звучало так: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим".

Роман написан в виде автобиографии, дневника Робинзона Крузо, который, как следует из названия, после крушения судна провел на необитаемом острове больше четверти века. Реальность, документальность романа подкрепляется точностью описания - в датах, координатах и дюймах. До появления "художественного" "Робинзона Крузо" в свет выходили описания подлинных путешествий и приключений.

Так, например, в произведении "Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 г. капитана Вудса Роджерса" рассказывалось о шотландском моряке Александре Селькирке, высаженном на необитаемый остров и прожившем там в одиночестве больше четырех лет. Позже эту историю изложил другой капитан - Кук, и, спустя некоторое время, - журналист Ричард Стиль.

В предисловии к первому изданию Дефо писал: "Еще до сих пор среди нас есть человек, жизнь которого послужила основой для этой книги". Считается, что Даниэль Дэфо подразумевал именно Селькирка.

В октябре 1704 года Селькирк после ссоры с капитаном галеона Cinque Ports был брошен на пустынном острове Мас-а-Тьерра (Mas Atierra), или Аквас Буэнас (Aguas Buenas), сейчас носит имя Робинзон Крузо, входящем в состав архипелага Хуан Фернандес в Тихом океане, в 640 км от побережья Чили. Ему был оставлен мушкет, порох, нож, плотницкие инструменты, а также Библия. Четыре года и четыре месяца он провел в полном одиночестве, пока его не обнаружил другой корабль.

Кстати, ученые подтвердили подлинность истории Селькирка. В ходе археологических раскопок на острове им удалось обнаружить
следы лагеря, в котором, в частности, были найдены два навигационных прибора.

Также, возможно, прототипом героя романа Даниэля Дефо мог быть врач
Хенри Питман, сосланный на один из островов в Карибском море за бунт против английского короля Якова Вторго в 1685 году.

 

Исследователи отмечают, что врач не только сумел выжить на необитаемом острове, ему удалось построить пирогу и бежать с острова. Однако он добрался только до другого необитаемого острова у берегов Венесуэлы, где позже был спасен прибывшими за пресной водой венесуэльские моряками.

После своего возвращения в Англию в 1689 году Питман опубликовал книгу под названием "Удивительные приключения Хенри Питмана". Известно, что в Лондоне Питман проживал в одном доме с издателем книги Даниэля Дефо. Исследователь творчества Дефо писатель-путешественник Тим Северин, раскрывший все перипетии этой истории, предположил, что Питман и Дефо были хорошо знакомы, и бывший врач рассказал писателю многие детали своих приключений.

Еще одним претендентом на роль прототипа Робинзона является португалец, проходимец по имени Фернао Лопес, сообщается на сайте "
Сетевая словесность". Но именно Даниэль Дэфо стал родоначальником жанра, который впоследствии так и стали называть - "робинзонада". А имя Робинзон стало нарицательным.

Десять лет и девять месяцев


Кстати, всего у Дэфо было три романа о приключениях моряка из Йорка. Во втором, менее популярном романе - "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо" - Робинзон совершает кругосветное путешествие за десять лет и девять месяцев. Он отправляется на корабле из Англии, путешествует по Южной Америке, приплывает к Индии, Китаю. Затем пересекает всю Азию, Сибирь, Европейский север России и возвращается в Англию через Архангельск.

Его караван движется по степям и лесам до Нерчинска, переправляется через огромное Чэкс-озеро и достигает Енисейска на реке Енисей, затем Крузо проводит зиму в Тобольске.

В описаниях Крузо Сибирь - населенная страна, в городах и крепостях которой русские гарнизоны охраняют дороги и караваны от хищнических набегов татар. Всю Сибирь и Урал Робинзон Крузо называет Великой Татарией и почти все этносы этих регионов - татарами. На западноевропейских картах той эпохи эти территории и их жители назывались именно так, сообщает газета "
Молодежь Севера".

В романе подробно описана зимовка в Тобольске, где проживали ссыльные московские дворяне, князья, военные. Особенно близко сходится путешественником с опальным министром князем Голицыным. Он предлагает содействовать его бегству из Сибири, но старый вельможа отказывается, и путешественник увозит из России его сына.

Третья часть эпопеи "Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира" - не художественное произведение, а скорее эссе на социально-философские и религиозные темы.

Кстати, второй роман о приключениях Робинзона Крузо, изданный в Англии также в 1719 году, в России не издавался с 1935 года более 60 лет - до 1996 года.

Робинзон Крузо в России

Зато в России есть потомки Робинзона Крузо, сообщает "
Наука и жизнь" со ссылкой на книгу журналиста Соломона Кипниса "Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему".

Необычную фамилию получил крестьянин Николай Фокин, сбежавший из родной деревни, добравшийся до Архангельска и поступивший там юнгой на торговое судно. В одном из плаваний в Индийском океане капитан заметил остров, не обозначенный на карте. Приказал спустить на воду шлюпку и разведать, что же там. На полпути до берега штормовые волны перевернули шлюпку, и гребцы оказались в воде. Некоторые вплавь добрались до судна, а юнга Фокин и один из матросов доплыли до необитаемого острова.

Только через трое суток погода позволила послать за ними шлюпку. В память об этом приключении капитан приказал "переименовать" Фокина в Робинзона Крузо, о чем была сделана запись в бортовом журнале, а юнге выдан документ с новой фамилией. И в родное село Фокин вернулся уже Робинзоном Крузо.

Сейчас в Москве проживает человек, чье имя и фамилия - Робинзон Крузо, сообщает сайт
newsru.com.

Источник: http://www.rian.ru/society/20090425/169208760.html

 

 

Подданная Греции спасает российскую историю от уничтожения

                            



Греческая подданная Ирина Жалнина-Василькиоти проделала путь в несколько тысяч километров по зову русской души. Историк по образованию, на протяжении последних 15 лет она занимается исследованием и борьбой за восстановление русских военных захоронений в афинской гавани Пирей.

"Когда я впервые попала на это русское кладбище, у меня был шок.

Практически половина надгробий была разбита, причем было ощущение, что делали это специально. Заросшие травой могилы, грязь, мусор… А ведь здесь похоронены великие люди, цвет русской армии: генералы, адмиралы, офицеры, князья", - рассказала историк РИА Новости.

Разрушенные старинные надгробья с известными истории русскими фамилиями на небольшом клочке греческой земли подтолкнули Жалнину-Василькиоти сначала к изучению истории, а затем и к заботе о судьбе этого мемориала.

Военному некрополю столько же лет, сколько и греко-российским отношениям. Первые захоронения датируются 1827 годом. В лучшие времена мемориал был под опекой русской  императорской фамилии. Судьбой кладбища занималась русская принцесса, а позже греческая королева Ольга Константиновна Романова, его посещал и Николай II. После событий 1917 года за мемориалом ухаживали белоэмигранты. Все права на эту землю были у российского посольства.

"Кладбище воспринималось как кусочек России, в переписке эмигрировавших я обнаружила такие строки: "Мы хотим быть здесь похороненными, потому  что это наша история", - рассказывает собеседница агентства.

В 1967 году при правлении в Греции "черных полковников" кладбище у России было незаконно отчуждено. Официально под русские могилы греческое правительство оставило 27 квадратных метров земли (на тот момент кладбище насчитывало около пятисот захоронений).

"27 квадратных метров - то место, куда можно мощи захоронить, останки!

27 квадратных метров, где "похоронена" история великой страныеё вклад в историю греческого государства. Сейчас рядом с часовней осталось лишь несколько десятков могил, утопающих в куче мусора. И те могут отнять", - говорит Жалнина-Василькиоти.

Практически в одиночку, при небольшой финансовой поддержке российского посольства в Греции, она пытается привлечь внимание общественности к памятнику истории.

"Удивляет, что сегодняшние греческие россияне, а главное чиновники, закрывают глаза на то, что от нас уходит огромный пласт великой истории нашей страны. Небольшая группа энтузиастов ничего не сможет сделать. Это не должно быть частной инициативой. Во все времена военные мемориалы, даже на территории другого государства, были под защитой правителей. Это могилы наших солдат, и, если не начать действовать, их просто снесут, уничтожат", - переживает историк.

Чтобы сохранить разрушающиеся могилы, есть два пути: либо выкупить землю по рыночным ценам (один участок сопоставим по цене с квартирой в Афинах), либо в судебном порядке, на межгосударственном уровне, добиться отмены решения греческого правительства времен "черных полковников".

"Я до сих пор не могу понять, почему российское посольство этим  вопросом не занимается. Многими странами восстановлены права на свои мемориальные захоронения на территории Греции. Французское, немецкое и даже турецкое кладбища - в идеальном состоянии. А наши разбитые могилы - это просто неуважение к самим себе, к истории страны", - говорит Ирина Жалнина-Василькиоти.

9 мая при поддержке РИА Новости на русском кладбище в Греции пройдет небольшая панихида и субботник. Ирина привезет из Москвы "Георгиевские ленточки" - символ памяти о павших воинах и знак гордости за великую военную историю нашей страны.

Источник: http://www.rian.ru/video/20090424/169127682.html

 

 

Восемь шотландских полицейских признали себя джедаями

                            



Восемь полицейских Шотландии объявили себя последователями религии джедаев, пишет «NEWSru.com»

 

Как сообщает ВВС со ссылкой на полицию округа Стратклайд, восемь офицеров и два гражданских сотрудника утверждают, что придерживаются учения, о котором идет речь в киноэпопее Джорджа Лукаса «Звездные войны».

 

Стоит отметить, что в Великобритании офицеры только этого шотландского округа признались в своей приверженности к религии джедаев. Об этом они сообщили в анкете, заполненной по просьбе журнала Jane's Police Review, в которой, кроме религии, надо было сообщить возраст, пол, сексуальную ориентацию и другие личные характеристики.

 

В полиции округа Стратклайд служат 8200 полицейских и 2800 гражданских сотрудников.

 

Напомним, что в 2001 году приблизительно 390000 жителей Англии и Уэльса назвали своей религией учение джедаев. В Шотландии приверженцев этого учения тогда было 14 тысяч. Среди подданных Королевы Елизаветы джедаев оказалось больше, чем иудеев, буддистов и сикхов. Эту же религию также исповедуют более 100 тыс. австралийцев, канадцев и новозеландцев.

 

По итогам переписи Минюст Великобритании официально зарегистрировал религию джедаев. Молодая религия находилась тогда в самом конце списка существующих религий. Ей был присвоен код 896. Язычники стояли под номером 897, атеисты - на 898, а тем, кто не указал никакой религии, был присвоен номер 899.

 

Между тем организация, занимающаяся национальной статистикой, отказалась выделить учение джедаев в отдельный пункт и причислила всех исповедующих эту «религию» к атеистам.

 

В прошлом году братья Барни и Дэниэл Джонс основали британскую Церковь джедаев, где всех желающих учат поклонению Силе, владению световым мечом и медитативным техникам.

 

Отметим, что сам создатель «Звездных войн» Джордж Лукас как-то рассказал, что другой известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола на полном серьезе предлагал ему объявить философию джедаев новой мировой религией. Коппола убеждал Лукаса, что религия даст ему власть. Лукас отказался, заявив, что ему не нужна власть.

 

Многие фанаты «Звездных войн» высказывают сожаление, что этого не произошло.

 

«Если бы Лукас смог превратить философию джедаев в религию, он бы легко заткнул за пояс Рона Хаббарда с его дианетикой», - заявил один из фанатов. В ноябре 2006 года фанаты «Звездных войн» потребовали от ООН официально признать религию джедаев, однако этого до сих пор не произошло.

Источник: http://listok.ura.ru/content/all/17-04-2009/articles/1523.html

 

 

В Ивановской области состоится молодежный крестный ход по местам боевой славы 1609 года

                            



Общественная палата Ивановской области на пленарном заседании 29 апреля поддержала инициативу Иваново-Вознесенской епархии о проведении молодежного крестного хода по местам боевой славы 1609 года.

В 1609 году на территориях, входящих в современную Ивановскую область, впервые в истории национально-освободительного движения начала XVII столетия, вспыхнуло народное восстание, ставящее своей целью восстановление российской государственности.

Его руководителями выступили воевода Федор Боборыкин и крестьянин Григорий Лапша из Кинешмы, сотник Федор Красный из Юрьевца Повольского (современный город Юрьевец), житель слободы Холуй Илья Денгин (все эти населенные пункты находятся на территории современной Ивановской области).

11 (24) февраля 1609 года повстанцы разгромили под селом Дунилово войска суздальского воеводы Федора Плещеева и двинулись на Суздаль. Однако прибытие польского карательного корпуса, которым командовал Александр Лисовский переломило ситуацию в пользу поляков.

26 мая (8 июня) 1609 года после двух ожесточенных сражений польские войска взяли город Кинешму. В XVIII и XIX столетиях на братских могилах павших здесь патриотов были воздвигнуты памятные часовни, сохранившиеся до наших дней.

Атаке поляков подверглась старинная крепость Солдога, один из ключевых рубежей российской обороны в Поволжье в XV-XVII столетиях, в настоящий момент — памятник археологии на территории Заволжского муниципального района. Здесь два юных дворянина Куломзин и Шушерин вывели на бой с поляками крестьянское ополчение и пали смертью храбрых.

После этого один из польских отрядов взял Решму (современный Кинешемский муниципальный район), героически защищаемую отрядом патриотов. Затем поляки овладели городом Юрьевцем. Однако подошедший по Волге флот воеводы Федора Шереметева наголову разгромил отряд Лисовского. Это была первая большая победа русских войск над захватчиками в ходе национально-освободительной борьбы, которая спустя три года закончилась освобождением Москвы.

Летом этого года по местам боевой славы наших предков пройдет молодежный крестный ход. В его организации примут участие Иваново-Вознесенское епархиальное управление, Правительство Ивановской области, Шуйский государственный педагогический университет, муниципальные органы власти, различные молодежные организации.

В рамках крестного хода будет проведен ряд просветительских и патриотических мероприятий. Павшим за Родину в далеком XVII столетии будут оказаны воинские почести. На братских могилах пройдут заупокойные богослужения.

Свято-Успенским женским монастырем села Дунилово заканчивается реставрация часовни, построенной на месте Дуниловского сражения. Ее освящение станет частью торжеств, посвященных 400-летнему юбилею событий 1609 года.

В настоящий момент создается оргкомитет молодежного крестного хода.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/633893.html

 

 

 

Рыбное имя Карась

                            

 Александра Суперанская, профессор

 

 

Язинцев А.В. (Тольятти): Меня интересует происхождение моей достаточно редкой фамилии. Хотелось бы знать, в какие времена она зародилась.

Суперанская: Эта фамилия относится к "рыбьим". Но в отличие от фамилий Язев или Язьков в основе его фамилии есть дополнительный суффикс -инец. Язинец значит "человек из рода и дома, глава которого именуется Язь".

Древнерусское, дохристианское имя Язь входило в ряд "рыбьих" имен: Карась, Сом, Окунь, но встречалось реже них, очевидно, потому, что и сама рыба была менее распространена и не так широко известна.

Каркавина Г.В. (Свердловская область): Составляя генеалогическое древо, мне стало очень интересно, откуда пошла фамилия моего мужа - Каркавин?

Суперанская: Фамилию Каркавин можно объяснить двояко.

1. От народной разговорной формы Каркава церковных имен, начинающихся на Кар: Кар, Карион, Карп, Карилипп и других, через цепочку производных: Кара, Карка, Каркава. Суффикс -ава находим в производных от некоторых других календарных и древнерусских имен: Люб-ава, Руд-ава, Шур-ава, Свет-ава.

2. От древнерусского имени Каркава, производного от глагола каркать, сравните областные слова каркала, каркун, каркуша, каркунья - "кто каркает". По отношению к людям эти слова означают "кто брюзжит, бранится", а также "завистливый человек".

Фамилия Каркавин очень редкая. Ее нет ни в каких словарях или справочниках.

Каркавина Г.В. (Свердловская область): Также мне хотелось бы узнать корни фамилии моей бабушки - Савирская. Знаю только, что бабушка с семьей жила в деревне около польский границы и что эта фамилия польская и связана с кузнечным делом.

Суперанская: Мы знаем, что фамилии на -ский часто происходят от географических или этнических названий. Возможно, в основе этой фамилии лежит название исчезнувшего народа савиры. Савирами назывались кочевые племена, родственные хазарам, появившиеся в первом тысячелетии нашей эры в Прикаспии. Они приняли участие в этногенезе чувашей и волжских булгар.

Названия исчезнувших народов еще долго сохраняются в именах их потомков. Фамилия Савирский таким образом является историческим памятником.

Фамилия Савирский встречается и у поляков. Они объясняют ее из христианского имени Савир. Это параллельная форма к основному имени Север, которое есть и у православных, и у католиков. Оно происходит из латинского имени Severus от слова severus "суровый, строгий" - это было римское фамильное имя.

 Источник: http://www.rg.ru/2009/04/30/familii.html

 

 

Именная грамота

                            



Значения нескольких тысяч имен северокавказских народов будут раскрыты в словаре, над которым работают ученые Адыгейского госуниверситета (АГУ).

На двери кафедры русского языка филфака главного республиканского вуза висит табличка "Координационный центр по изучению региональной ономастики Северного Кавказа". Беседуя за чашкой чая с его руководителем Розой Намитоковой, корреспонденты "РГ" так и не смогли вспомнить ни одного собственно адыгейского имени. Хотя, как выяснилось позже, и сами жители Кавказа в повседневном общении преобразуют свои национальные имена на более привычные собеседнику, и Хазреталь может стать... Толей.

В школе ономастике редко уделяют достойное внимание. И, как сетуют филологи, это привело не только к тому, что человек чаще всего не знает происхождения своего имени и фамилии, но и не умеет склонять последнюю.

- До сих пор из отдела кадров, где заполняют дипломы, к нам приходят студенты и рыдают, что им неверно написали фамилию, - рассказывает заведующая кафедрой русского языка АГУ, профессор Роза Намитокова. - Я их уверяю: там действуют согласно правилам. Имя - тоже личная собственность, к тому же первое слово, которое слышит человек. Вначале именами были разнообразные прозвища, среди которых нередко производные от чисел в больших семьях - третий, например, ребенок в семье - Третьяк. Большинство из них стали фамилиями. Позже религия - и христианство, и мусульманство - обогатила отечественные именники.

Конференции по ономастике проводятся в университете с 1998 года, и уже на первой зародилась идея создать словарь личных имен народов Северного Кавказа, объединив в этом проекте ученых региона. Сами филологи признают, что нередко в популярной литературе происхождение антропонимов и топонимов рассматривается на дилетантском уровне. Часто значение объясняется только на основе внешних признаков.

Почти все имена хоть и отображают национальную специфику, но имеют общие черты. Часто они, варьируясь, повторяются у разных народов. Например: Джабраил - Гавриил, Мусса - Мос - Моисей, Юсуф - Иосиф. Причем кавказский регион, где и поныне очень сильны национальные традиции, не избежал политической и культурной моды на имена. В Абхазии, Адыгее, Дагестане еще встречаются такие имена как дань времени - Кадет, Испан, Чапай, Ворошил, Октик (Октябрь). Есть примеры, когда адыгеек-мусульманок называют Кристинами, хотя это вариант христианского имени.

- Однако традиция давать национальные имена уже возрождается повсеместно, ведь в них заложена история народа, - отмечает Роза Юсуфовна. - Имя накладывает отпечаток на жизнь. Думаю, если родители называют дочь Пелагея, значит, предполагают, что она будет хранительницей русских традиций.

По традиции у народов Северного Кавказа имена дают старшие в семье по линии отца - бабушки, дедушки. Кроме того, свой вариант может предложить любой гость, первым посетивший дом, где родился ребенок.

История происхождения многих имен увлекательна не только для знатоков. Например, некоторые имена на "ха" у адыгов, с одной стороны, результат заимствования из восточных языков, а с другой - многие являются исконными и связаны с культом собаки. Это имена-обереги Хакар, Хапай, Хагур, сохранившиеся в фамилиях.

- Материала собрано очень много. Сегодня думаем над тем, как его подать. Будем указывать варианты одного имени, у каких народов оно используется, откуда произошло, его толкование, - поясняет Роза Намитокова. - Одну главу посвятим общим именам восточного происхождения. Вторую - исконным именам разных этносов, живущих на Северном Кавказе. Русский именник будет выделен особо: он интересен сам по себе как представляющий русский этнос на Кавказе и как источник многих заимствований в кавказских языках. Надо считаться с реальностью: на Кавказе сегодня очень тесно переплелись восточные и русские имена.

Кстати, в Адыгейском госуниверситете есть даже отдельный спецкурс - региональная ономастика, в конце изучения которого студенты пишут историю своего рода и фамилии. Необходимо приложить немало усилий в поисках своих истоков, но ведь через историю семьи можно познать историю народа.

- Результаты порой бывают весьма неожиданными, - рассказывает старший преподаватель кафедры русского языка АГУ Анжела Адзинова. - Один из студентов второго курса составил генеалогическое древо от 1500 года. Бывает, выявляются связи с известными личностями и даже с императорской семьей. Конечно, чаще всего данные ищут в семье. Мы просим не просто нарисовать древо, но и объяснить причину, почему ребят так назвали. Порой студенты, что называется, открывают для себя Америку. С одной стороны, вроде и хорошо, а с другой - значит, мы забываем свои корни, без которых дерево просто засохнет.

Комментарий

Любовь Ефанова, профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Ставропольского госуниверситета:

- Поначалу инициаторы словаря выделили 10 ведущих языковых групп Северного Кавказа, каждой из которых должны были заниматься отдельные ученые. Мы с двумя аспирантами и дипломницей уже сделали русскую часть словаря, в которую вошло 1001 имя. Этот блок просматривает историю именника северо-западных районов Ставропольского края и Ставрополя с 1805 года. В нем отслежена частотность имен и составлены соответствующие таблицы. Думаю, когда наши внуки будут читать словарь, увидят, что многое изменилось.

Материал очень любопытный, собирали его в государственных архивах по ревизским сказкам. Интересные факты связаны с именами переселенцев, выявляются удивительные связи с так называемыми территориями исхода. Например, в селе Безопасном есть целая улица, где живут люди с фамилией Чиркин: оказывается, это потомки тех, кто приехал из деревни Чиркино Курской губернии.

По таблицам можно проследить определенную динамику. Например, это касается периодичности возврата к традиционным именам. Лет через 15 - 25 частотность повторяется. Хотя мог быть возврат только какой-то части имен, ведь есть неблагозвучные варианты. Сегодня никто не назовет ребенка Акакием. А вот старообрядцы точно называли детей день в день по святцам. Пусть это будет хоть Филиодор, хоть Акакий. Правда, в миру таких людей зачастую звали по-другому. Кстати, есть имена приоритетные, которые давали постоянно. Например, Анна, а до XIX века - Евдокия.

Наш список составлялся исключительно по документам. Брали только Ставропольский край, так как речь шла именно о Северном Кавказе. Первые ревизские сказки, с которыми работали, датированы 1805 годом, затем 1835-й, 1848-й и так до ХХ века. А вот по Ставрополю удалось раздобыть данные вплоть до 2000 года, хотя в загс не захотели пустить даже меня. Наши аспиранты занимались этой работой около двух-трех лет. И столкнулись с большой проблемой: ревизские сказки скоро начнут рассыпаться в руках, архивный материал погибает, и его срочно необходимо переиздавать.

Советы от Розы Намитоковой

Ономастика - не только наука, но и искусство давать имена. Есть специальные книги об этом, сохраняются определенные традиции в семьях. На наш взгляд, имена детей должны как бы поддерживать друг друга (Батыр - Бэлла, Камиль - Камилла). Или же совпадать по концу слова: Аслан, Руслан. Редкие и тем более необычные имена влияют на судьбу, хотя бы потому, что человек может стать объектом насмешек, но вместе с тем носители таких имен сразу выделяются, их индивидуальность может проявиться ярче. Имя должно быть благозвучным, без шипящих, свистящих, соответствовать национальности, времени и менталитету. Лучше для мальчика выбрать короткое имя, ведь надо думать об отчестве для потомства. Детям обязательно необходимо объяснить происхождение и значение имени.

На заметку

"Координационный центр по изучению региональной ономастики Северного Кавказа" при Адыгейском госуниверситете - тел. (8772) 59-39-13, 52-48-55. Факультет филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета - тел. (8652) 35-85-43 .
 

Источник: http://www.rg.ru/2009/04/30/reg-kuban/imena.html

 

 

Перепись. Эхо истории

                            



В этом году исполняется 102 года первой Всеобщей переписи населения Российской империи. А сегодня полным ходом идет подготовка к новой Всероссийской переписи, которая пройдет в 2010 году.

Издавна материалы переписи имели важное экономическое и политическое значение. Еще в глубокой древности возникла потребность в учете населения. Она была связана с хозяйственными и военными нуждами древних государств. История хранит сведения о учетах населения в Древнем Египте, Вавилоне, Греции, Риме и других государствах. Правда, учет был примитивен и охватывал не все население. В Древнем Риме, Японии, например, учету не подлежали женщины, дети и рабы.

В России учеты населения также имеют свою историю. Сведения о них на Руси относятся к ХI - ХII вв. В 1245, 1257, 1278 г. население отдельных русских княжеств учитывалось татарскими ханами с целью определения размеров дани. С ХVI в. учет населения приобрел более важное значение, связанное с централизацией русского государства. Книги, в которых записывались результаты учета, сначала назывались писцовыми, а затем переписными. В 1646 и 1678 г. в России проводились подворные переписи, которые учитывали только мужчин, облагаемых налогом. Лишь в 1710 году впервые наряду с мужчинами были переписаны и женщины. Это была первая попытка учесть население России. В 1718 г. указом Петра I было положено начало подушной переписи (вместо подворной) в целях сбора подушной подати и рекрутского набора. В 1720-1721 гг. были собраны "сказки" (списки населения), которые потом были подвергнуты ревизии (проверке). Все последующие подушные учеты населения стали называть ревизиями, а списки - "ревизскими сказками". Таких ревизий за 140 лет было проведено десять. Последняя ревизия была проведена в 1857-1860 гг.

А первая Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 28 января (по старому стилю) 1897 г. Руководство ее проведением было поручено министерству внутренних дел и губернаторским канцеляриям. А.П. Чехов, непосредственно принимающий участие в переписи 1897 г. (он руководил группой счетчиков-регистраторов в серпуховском уезде Московской губернии), писал в письме к издателю Суворину от 8 февраля 1897 г.: "Перепись кончилась. Счетчики работали превосходно, педантично до смешного. Зато земские начальники, которым была вверена перепись в уездах, вели себя отвратительно. Они ничего не делали, мало понимали и в самые тяжелые минуты сказывались больными".

В советский период, исключая годы войны, переписи, начиная с 20-х годов, проводились регулярно.

Сахалинские переписи тесно связаны с переписями страны, но имеют не только своеобразные особенности, но и свою историю.

 

Самые первые сведения о численности населения Сахалина были получены еще в 50-х годах ХIХ в. Имеются материалы о переписях коренного населения.

Одной из первых переписей на Сахалине, состоявшихся по поручению правительства России, видимо, можно считать перепись, проведенную в 1876 г. поручиком А. Я. Радковским (командиром стрелковой роты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона). Эти сведения о местном населении потребовались правительству России в связи с включением Южного Сахалина в состав Российской империи согласно Петербургскому договору 1875 г. между Россией и Японией. Всего было описано 50 селений: Ай, Косунай, Томари-поро, Тунайча, Оха, Поронай и др.

Перепись населения Сахалина через 14 лет после Радковского, по собственной инициативе, предпринял А. П. Чехов. Всего им было составлено 7822 переписные карточки. Эти карточки до сих пор используются в научных целях.

Первая Всероссийская перепись 1897 г. охватила и население Сахалина. В предисловии итогов переписи дается краткая история открытия и освоения русских островов. "В 1869 г. на Сахалин была отправлена первая партия ссыльных и с этого времени остров Сахалин сделался постоянным местом ссылки. В 1884 г. Сахалин был изъят из ведения Губернатора Приморской области и подчинен самостоятельному управлению с начальником острова во главе и с подразделением на три округа: Александровский, Тымовский, Корсаковский. Административным центром всего управления острова служил Александровский порт на западном берегу, куда в 1881 г. проведен телеграфный кабель. Сношение с портами Сибири поддерживается Добровольным флотом". А далее цифры - население на острове 28113 душ. Плотность - примерно один человек на две квадратные версты. Насчитывалось около 12 тыс. крестьян. В числе лиц, показанных в графе "крестьяне", и "лиц, не принадлежащих этим сословиям", сосчитаны: ссыльнокаторжные - 4979, ссыльнопоселенцы - 8934, поселенцы из каторжан - 1566. На расходы переписи на Сахалине было выделено 500 рублей. А состав окружной переписной комиссии трудился бесплатно.

Из итогов переписи 1897 г.: "На Сахалине главную роль играет пришлое население, ссыльный элемент (74,4%). Остальные - местные аборигены (7421), 275 японцев, 148 китайцев, 54 корейца. Люди 26 национальностей". На 1000 мужчин приходилось 372 женщины. Люди прибыли на остров из 96 областей и губерний России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Княжества Финляндского. Среди крестьян - сплошная неграмотность. Эта перепись дала печальную картину жизни на острове.

 

Принятые правительством России меры обеспечили прирост населения острова. И к 1900 г. здесь жило 36,5 тыс. человек, в 1903 г. - 46 тыс. человек. К 1905 г. это был уже обжитый район. Но в связи с захватом Японией южной части Сахалина на севере острова остались только 6,5 тыс. человек, а на юге - всего 200 подданных Российской империи. В это время 76 поселений из 133 вообще были покинуты жителями. Каторга распалась.

В 1917 г. прошла перепись городского населения. В единственном на острове г. Александровске жили 1593 человека. А всего на Сахалине - 7,2 тыс. человек. Больше переписей населения в царское время не проводилось.

Новую страницу истории открыли переписи в советское время.

 

Первая советская перепись населения проходила 17 декабря 1920 г. На Сахалине она не проводилась, так как северная часть острова в 1920-1925 гг. находилась под японской оккупацией. Для Сахалина первая советская перепись - Всесоюзная перепись 1926 г., которая загладила брешь в знаниях о населении края. Она внесла новый штрих в портрет современника, сведения о населении стали лучше и точнее, что позволило использовать эти цифры при разработке планов развития острова в новой пятилетке. В 144 населенных пунктах и 12 стойбищах на острове проживали 10,5 тыс. человек. Сахалин был самым малонаселенным округом, входящим в состав Дальневосточного края. Эта перепись показала слабое развитие производства, села, неграмотность, низкий уровень жизни, малонаселенность.

Тогда вышло в свет постановление Совнаркома СССР о льготах переселяющимся на Сахалин. Из разных концов страны люди ехали на остров поднимать его экономику и культуру. В феврале 1931 г. на Сахалине была проведена вторая особая перепись населения, которая показала, что население острова увеличилось на 28 тыс. человек и составило 39305 человек. Среди них 2144 человека - из народностей Севера. Несмотря на подъем производства, приток людей, эта перепись выявила все же недостаток населения. На ее основе был продолжен курс на заселение острова. Правительство в декабре 1933 г. приняло новое постановление "О льготах для населения Дальневосточного края".

Новые тысячи людей приехали на остров. В глухой тайге выросли леспромхозы, вступали в действие шахты, рыбозаводы, нефтепромыслы. Остров Сахалин превращался в индустриальный. Экономика росла, но по-прежнему не хватало людей.

Трагична и непонятна судьба переписи 6 января 1937 г. Это была очередная перепись на острове, готовились к ней серьезно, проводили внимательно. Прошло немного времени, стали говорить о том, что пробравшиеся "враги народа" сорвали перепись, а затем, по указанию центра, материалы переписи были изъяты. Куда они делись, что с ними стало, до сих пор непонятно. Много лет спустя стало известно, что и проект Всесоюзной переписи 1937 г., составленный профессионалами-статистиками, не только подвергся коренной правке, но и вообще из него исчезли такие категории, как семья и жилищные условия, данные о миграции и т. д. Неудивительно, что данные той переписи опубликованы не были. Они не только стали бы убийственной иллюстрацией масштабов демографической катастрофы, вызванной репрессиями, голодом, коллективизацией, массовой высылкой и бегством крестьян из деревни, но и свидетельствовали бы о надуманности теории быстрого роста населения при социализме, о провале "безбожной пятилетки", когда 56,7% людей в возрасте от 16 лет назвали себя верующими во время переписи. Чтобы скрыть "дефекты" этой переписи, была назначена новая Всесоюзная перепись населения - на 1939 г.

В 1939 г. жители нашей области приняли участие в третьей Всесоюзной переписи населения. Это - последняя довоенная перепись. Итоги переписи были опубликованы в печати. К этому времени на острове проживали 100,0 тыс. человек против 16,7 тыс. человек в 1929 г.

 

Самыми быстрыми темпами население Сахалинской области росло после Великой Отечественной войны.

На 1 января 1947 г. русскоязычного населения было 154 тыс. человек, а к концу 1949 г. - 580 тыс. человек. За три года завезены в область 400 тыс. человек.

За это же время было репатриировано 300 тыс. японцев. Быстро росло население, увеличилось промышленное производство. К 1947 г., к моменту образования области в современных границах, действовали 29 шахт, 9 бумкомбинатов, 11 лесокомбинатов, 8 нефтяных промыслов, 85 колхозов, 5 совхозов и ряд других предприятий рыбной, пищевой и местной промышленности.

Первой послевоенной переписью, в которой приняли участие жители наших островов, стала четвертая Всесоюзная перепись населения. В этой переписи впервые приняли участие жители Курил. Она проходила в 1959 г. Население Сахалинской области составило 649 тыс. человек. Тогда наша область среди краев и областей Дальнего Востока заняла второе место по плотности населения в целом, а по плотности городского населения находилась на уровне районов Урала и Украины.

Сравнивая итоги переписи, можно проследить, как менялись облик нашего островного края, его экономика, его культура. Цифры переписи 1959 г. показали рост по всем показателям.

Были еще последующие переписи в 1970, 1979, 1989 гг. И связь их друг с другом бесспорна. Их цифры также легли в основу планов и бюджетов области, в основу дальнейшего развития угольной, лесной, бумажной, нефтяной промышленности, развития базы сельскохозяйственного производства. К 1989 г. население островов выросло до 710,242 тыс. человек. Затем произошел развал Советского Союза. Изменились экономические и политические условия, вместе с этим произошел отток населения из области. Цифра численности населения на островах по переписи 2002 г. - 546 тыс. 695 человек.

Такова краткая история первых и последующих переписей на наших островах. Как видим, без знания истории переписей нет знания истории Сахалинской области.

 

 

Источник: http://www.sakhalin.info/weekly/55632/

 

 

Родословных дел мастер

                            



Программист Николай Смирнов создал свое генеалогическое древо.

«Никаких особых тайн я не раскрыл, но было очень интересно», — говорит инженер информационно-вычислительного центра Вологодского технического университета.

Интерес к истории своей семьи у Николая был давно, но проявился неожиданно — он нашел в Интернете на сайте www.genery.com/ru компьютерную программу «Древо жизни» и стал заносить в нее сведения (имена, фамилии, места жительства и профессии, фотографии и комментарии) об известных ему родственниках.

«У меня было тогда достаточно свободного времени, и за месяц я вписал около 500 родных. Очень понравилось», — рассказывает Николай, который впервые увлекся семейными преданиями в 2001 году. Тогда он ухаживал за больной бабушкой и расспросил о судьбе ее папы и мамы. «Она много помнила и подробно рассказала историю рода. Конечно, то, что знала: ведь в истории и ее семьи есть репрессированные. Благодаря хорошей памяти бабули мое «Древо жизни» пополнилось несколькими ветвями», — говорит вологжанин.

Постепенно к занятию Николая присоединились его друзья и родные. Сейчас в родословной семьи Смирнова – более тысячи близких и девять поколений. Если сделать распечатку его древа, то информация умещается на рулоне длиной более 4 метров!

Чтобы найти точную информацию, Николаю приходилось не только использовать базы данных России и Украины, но и лично выезжать к родственникам, разбросанным по всей стране, «на разведку». В поездку он отправляется с «мобильным офисом» — с рюкзаком, оснащенным всеми новинками техники для сбора необходимой информации, — ноутбуком, минисканером, диктофоном, мобильным фотопринтером и цифровым фотоаппаратом. Если техника выходит из строя или морально устаревает, Николай ее меняет.

Несколько осложнил работу вологжанина закон о персональных данных, принятый в 2006 году и запрещающий использование адресов и других данных конкретных людей. Николай не унывает — для него история семьи превратилась в занимательное хобби! Теперь ему приходится использовать социальные сети — сайты одноклассников и другие, которые также помогают найти нужного родственника.

Ценитель женской красоты

Каждая встреча с родными дарит составителю генеалогического древа удивительную информацию. Например, бабушка Николая Ольга Бородина рассказала, как их репрессировали. «Семья Сбродовых жила очень хорошо. Они много работали, а перед раскулачиванием бабушку — ей тогда еще не было 18 лет — успели отправить с пятью рублями в кармане из Красноборска в Архангельск. Другим членам семьи пришлось несладко — маму бабушки заставили рыть ямы под фонарные столбы. Это было в ноябре. По рассказам, вены на ногах женщины лопнули, и она умерла от потери крови», — описывает судьбу предков Николай.

В основном среди его родных — крестьяне. Были среди них и крепостные. Даже о тех временах предки оставили «живое» воспоминание. Оказывается, даже на каждом полене было клеймо хозяина, и забрать его было невозможно.

В Пермской области прадед Смирнова Григорий Богданов был женат аж… 5 раз! Мужчина, чья фотография сохранилась в альбоме одной из жен, часто влюблялся и уходил из старой семьи, женившись на очередной возлюбленной. За год до своей смерти, в 1939 году, ценитель женского пола объехал всех жен, повидался, сфотографировался с каждой семьей и поклонился им в пояс.

Против серости

Времена советской власти для рода Смирнова не прошли бесследно. Даже потомки крепостных крестьян были поражены стремлением Сталина и его соратников превратить людей в серую массу. «Папина сестра возмущалась тем, что когда она училась в школе, им запрещали носить длинные волосы, надевать яркую одежду. Кругом было «нельзя», всех стригли, как говорится, под одну гребенку», — рассказывает Николай Смирнов.

Ветви семьи Смирнова показали себя и на войне, и в мирной жизни. Среди них есть участники войны, председатель колхоза и директор школы. Женщины работали стрелками ВОХР, доярками, рыбачками. «Мой тесть рассказывал, что его бабушка (она из поморов) учила его готовить собачье мясо. Оказывается, поморы выращивали собак не только для работы. Они ели их мясо, и таких собак кормили по-особому, содержали отдельно. Считалось, что они должны были быть чистыми».

Очень жалко Николаю, когда он не успевает вовремя добраться до своей родни: «Умирают старики. А на похоронах как­то неудобно заниматься составлением генеалогического древа». Но зато как приятно, когда родные разделяют интерес вологжанина и начинают помогать ему в работе, пополняя его фотоархив. Благодаря таким увлеченным людям Николай стремится «внести» в родословную другие поколения и «вырастить» как можно больше веток на Древе жизни.

Источник: http://premier.region35.ru/archive/2009/04/np604/s14.html

 

 

Ученые обнаружили древнейшую расу

                            



При помощи теста ДНК ученые выяснили, что самой древнейшей популяцией людей на Земле является племя Сан на юге Африки

Люди племени Сан более известны как бушмены.  Это общее название для некоторых коренных южноафриканских охотников-собирателей. Проведя многочисленные тесты, ученые выяснили, что члены этого племени являются прямыми потомками первых людей, которые дали начало человеческим общинам Африки, часть из которых впоследствии покинула континент, чтобы расселиться по всему миру.

 

Ученые провели исследование генетической вариации ДНК у более, чем 3 тысяч жителей Африки и обнаружили, что племя Сан является самой генетически разнообразной группой. Этот факт указывает на то, что бушмены - самая древняя популяция на континенте и, следовательно, на Земле.

Помимо этого, ученые нашли доказательства теории о том, что Африка является колыбелью человечества: не только у бушменов, но и у остальных африканских народов самые разнообразные коды ДНК среди человеческих рас. В крови современных обителей Восточной Африки, живущих недалеко от Красного моря, обнаружены те же генетические маркеры в ДНК, что и у группы предков, которая мигрировала из Африки, чтобы затем населить страны Азии и весь мир, сообщает The Independent.

Само исследование, опубликованное в американском журнале "Science" ("Наука"), продолжалось 10 лет. Чтобы собрать образцы крови, ученым приходилось отправляться в самые опасные регионы страны, где не прекращаются междоусобные войны.

Источник: http://gzt.ru/science/2009/05/01/153034.html



 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное