Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


В нашем институте можно заказать фамильный диплом - это хороший
подарок, в котором одновременно научно и художественно изложено, как и
почему образовалось родовое имя, каковы его языковые, географические,
культурно-исторические корни. Посмотреть все варианты дипломов и
оформить заказ можно на странице http://geno.ru/node/2326

 

 

 

 

Дом Пашкова вновь открыт для посетителей

·                            

 

 В Москве завершена реставрация Дома Пашкова, продолжавшаяся более двух десятилетий. В здании официально открылись отделы рукописей, карт и нотно-музыкальных изданий Российской государственной библиотеки, сообщает сайт Российской государственной библиотеки.

К открытию залов библиотека приурочила и выставку раритетов из рукописного и нотного фондов. В богатейшем архиве РГБ хранится 600 тысяч письменных и графических документов с VI в. н. э. до наших дней: манускрипты на пергамене, бумаге, пальмовых листьях, автографы исторических деятелей и архивы писателей, коллекция старинных евангелий и другие рукописные памятники.

Источник: http://www.novopol.ru/text66421.html

 

 

Школьницы получили по 60 тысяч рублей за любовь к истории

·                            

 Заработать деньги собственным умом можно не только в передаче "Что?Где?Когда?". Две владимирские школьницы - Лида Кривенюк и Настя Кузнецова, выступив в Москве на всероссийском конкурсе краеведческих работ, выиграли президентские гранты.


Президентские премии в России вручаются третий год - талантливым школьникам за особые достижения. Во Владимирской области их получают в основном спортсмены, но бывает, награда достается и за научные достижения. Например, одиннадцатиклассница Лида Кривенюк из школы №7 получила премию за работу об истории своей школы, с которой выступила на Всероссийской конференции краеведческого движения "Отечество".

- Лиду там, в Москве, называли "ваша королева", - улыбается ее учительница Ольга Гудкова. - За манеры, за то, как выступала...

Кстати, Ольга Гудкова сама два года назад получила президентский грант - тот, что для учителей, и ее ученица уже выигрывала конкурс.

Лида, чтобы попасть в Москву, сначала заняла первое место на городской и областной краеведческих конференциях. Ее исследовательская работа - об истории родной школы. Скорее даже, о предыстории.

- Мы выяснили, что нашей школе уже 90 лет, до нас этого никто не знал! - Лида с удовольствием переключается с обсуждения премии на то, что ее действительно интересует - на свое исследование. - Школа за эти годы несколько раз переезжала, сначала она возникла в Княгинином монастыре, причем, оказывается, она появилась из церковно-приходской школы рукоделия.

Многие часы Лида провела в архивах. Но ничуть не жалеет, что вчитывалась в старинные книги и выбивала разрешения скопировать столетние документы вместо того, чтобы бегать с подружками в кино и на танцы.

- Очень много документов пришлось перелистать, даже доступ к ним получить было тяжело, - говорит Лида. - Но когда что-то находится, чего до меня никто не знал - это же удивительно! Например, школа рукоделия, от которой произошла наша седьмая школа, существовала с 1889 года, и она заняла первое место на знаменитой Парижской всемирной выставке в 1900 году!

В архивах Лида копалась почти два года. Все это время ей помогала учительница Ольга Гудкова. Но самым сложным оказался не поиск документов.

- Мы узнали самый первый адрес школы в Княгинином монастыре и пошли туда, - рассказывает Лида. - Монахини сначала вообще отказывались разговаривать. Только когда мы им принесли документы из архивов, то они пошли на контакт и рассказали массу интересного именно о той предыстории школы, про которую я и писала работу.
Так что свое первое место Лида отработала по полной программе. 60 тысяч рублей президентского гранта она получит еще не скоро - пока оформят бумаги, пока перечислят деньги. Но уже сейчас Лида точно знает, что часть суммы пожертвует Княгинину монастырю.

- Благодаря нашей исследовательской работе то здание, где была церковно-приходская школа, передали монастырю, - рассказала Лида. - И теперь им нужны средства на реставрацию.

А вот никаких школьных льгот Лиде не светит. По правилам, школьники - победители олимпиад - автоматом получают 100 баллов за ЕГЭ по своему предмету. Но у Лиды приз за краеведение, а такого предмета в школе нет. Так что ЕГЭ Лида будет сдавать на общих основаниях. А поступать в вуз она собирается на экономическую специальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: http://vladimir.kp.ru/daily/24282/477103/

 

 

ЮНЕСКО открыло доступ к Всемирной цифровой библиотеке

·                            



В парижской штаб-квартире ЮНЕСКО прошла церемония открытия Всемирной цифровой библиотеки (WDL) - уникального электронного хранилища информации, обеспечивающего доступ к произведениям культуры и архивам стран мира, сообщает «ИТАР-ТАСС».

В электронной памяти библиотеки - не только рукописи, редкие книги, карты и фотографии, но даже фильмы и звукозаписи. Своими материалами и опытом со Всемирной цифровой библиотекой поделились государственные библиотеки более десятка стран, и все фонды будут доступны бесплатно.

Библиотека доступна на семи языках - английском, арабском, испанском, китайском, португальском, французском и русском. Однако материалы библиотеки будут издаваться на нескольких десятках языков мира. Поиск по архивам может осуществляться по месту, времени, теме документа, а также по его разновидности, пишет «NewsRu.com».

Напомним, что проект был запущен четыре года назад под эгидой ЮНЕСКО. Его инициатором стал Джеймс Биллингтон, историк-русист и директор Библиотеки Конгресса. Россию в проекте представляют Российская Национальная библиотека, Российская Государственная библиотека и недавно созданная Президентская библиотека имени Бориса Ельцина.

Библиотека размещена на интернет портале wdl.org.

Источник: http://news.mnl.ru/world/?news_id=2701

 

 

 

Шотландский суд отказался пересматривать дело Уильяма Уоллеса

·                            



Комиссия по пересмотру несправедливых судебных решений суда Шотландии отказалась вмешиваться в дело борца за независимость Шотландии XIV века Уильяма Уоллеса. Глава комиссии мотивировал это тем, что Лондон, где был осужден герой Мэла Гибсона, не входит в зону ответственности надзорного органа.

Шотландская комиссия по пересмотру криминальных дел отказалась пересматривать дело героя войны за независимость XIV века Уильяма Уоллеса. Юристы мотивировали это тем, что лидер восстания был судим и казнен в Лондоне, который не входит в зону ответственности комиссии, сообщает газета The Herald.

«На наше рассмотрение было представлено дело королевского суда Лондона, который признал Уильяма Уоллеса виновным в государственной измене. В ответ мы указали, что его допрашивали и наказали в Лондоне, а значит все подобные дела должны рассматриваться коллегами из английского отделения комиссии», — заявил по итогам слушаний глава комиссии Джерри Синклер.

Справка

Уильям Уоллес обрел мировую популярность после выхода на экраны фильма «Храброе сердце», главную роль в котором исполнил Мэл Гибсон.

Юристы не разрешили передавать дело и в апелляционный суд Шотландии. «Наши статуты не обозначают временные лимиты по пересмотру дел, но и в этом вопросе необходимо следовать здравому смыслу. В интересах правосудия не тратить время и деньги граждан на исправление исторических несправедливостей, от которых нет никакой практической пользы», — сказал Синклер.

Глава комиссии также отметил, что чисто юридически решение лондонского суда 700−летней давности не может быть оспорено из-за существования на тот момент в Шотландии и Англии двух разный правовых систем с разными видами наказаний.

В английском отделении комиссии твердо заявили, что пересматривать дело не будут.

Мнение сообщества

Начиная с эпохи Возрождения шотландские историки утверждали, что Уоллеса несправедливо обвинили в предательстве английской короны, которую он как повстанец не признавал. Многие из современных экспертов также выступают за пересмотр дела, считая, что суд на Уоллесом был инсценирован английским королем в качестве показательной акции и правосудием считаться не может.

«Обвинение в предательстве было состряпано на основе вывода, что Шотландия – провинция Англии. И если мы посмотрим с этой точки зрения, то суд над Уоллесом не имеет отношения к правосудию», — говорит декан факультета истории, древних языков и археологии университета Эдинбурга Том Дэвин.

«На момент суда Шотландия была признана независимым государством римским папой, и любое обвинение ее гражданина в измене Англии было лишь демонстрацией самодовольства английской монархии», — резюмирует историк.

Национальный герой

Уильям Уоллес был сыном мелкого шотландского землевладельца Малькольма Уоллеса. Период его взросления пришелся на «эпоху бескоролевья». Власть в Шотландии захватил английский король Эдуард, в 1296 году объявивший ее провинцией Англии.

Это вызвало недовольство в среде местного дворянства и духовенства. Уоллес возглавил сопротивление шотландцев на юге страны и в 1297 году разбил мощную английскую армию графа Суррея в битве на Стерлингском мосту. Победа позволила сыну мелкого дворянина объединить страну и временно прекратить борьбу феодальных фракций. Шотландцы провозгласили Уоллеса хранителем пустующего трона.

Однако в 1289 году Эдуард I вновь вторгся на север острова и разгромил шотландцев в битве при Фолкерке. Из-за предательства феодалов страна опять оказалась во власти англичан. Уоллес пытался поднять новое восстание, но в 1305 году был передан в руки торжествующего Эдуарда. Летом того же года Уоллеса судили и четвертовали в Лондоне. Он мужественно вытерпел пытки и так и не признал англичанина своим королем.

Несмотря на смерть лидера, шотландцы продолжили борьбу за независимость. Знамя восстания поднял представитель древнего рода Роберт Брюс, который после нескольких неудачных попыток все-таки смог организовать освободительное движение. В битвах при Инвераре и на Брандерском перевале он смог разбить своих противников из партии коминов и начать борьбу с англичанами. 

Положение Брюса облегчили смерть Эдуарда I и последующая борьба за власть между новым королем и враждующими баронами. В 1314 году армия шотландцев наголову разбила англичан в битве при Баннокберне, завершив тем самым борьбу за независимость. С тех пор тема борьбы с англичанами в XIV веке не сходит со страниц произведений шотландских поэтов и писателей.

Источник: http://infox.ru/science/past/2009/04/20/SHotlandskaya_komiss.phtml

 

 

 

В Краснодаре прошел парад, посвященный реабилитации казачества

·                            

 

 В Краснодаре 25 апреля состоялся парад казаков Кубанского казачьего войска, посвященный 18-й годовщине со дня принятия Закона о реабилитации репрессированных народов.

В параде приняли участие тысячи казаков из всех районных отделов войска. Поздравить казаков приехали делегации из Адыгеи, Карачаево-Черкессии, гости из Абхазии, казаки Всевеликого войска Донского, терские и волжские казаки, а также казачьи делегации из Украины, рассказали в пресс-службе администрации Краснодара.

"В истории каждого народа есть трагические страницы. История казачества - это геноцид целого народа. Почти два десятилетия назад справедливость была восстановлена. Кубанские казаки испили чашу страданий до дна, но Веру, и Родину у них не смогли отобрать. Возрождение Кубанского казачьего войска - свершившийся факт", - обратился к казакам губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

Отметим, что краевые власти стремятся довести численность Кубанского казачьего войска до 1 миллиона человек. Для этого в Краснодарском крае реализуется программа развития казачества.

 

   Торжественные мероприятия 25 апреля начались с молебна, который провел митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Молебен возле восстановленного в 2005 году войскового храма стал традицией, пишет портал "Юга.ру". По словам казаков, этот день уже называют "казачьей Пасхой", поскольку "реабилитация тоже своего рода воскрешение".

После молебна казачьи сотни исторических отделов Кубанского казачьего войска торжественным маршем под знаменами прошли по главной улице Краснодара - Красной - к Театральной площади, чтобы принять участие в торжественном параде.

"Раньше боялись даже говорить, что ты казак, - рассказал Николай Горбань, восковой старшина Кубанского казачьего войска. - Даже приходилось у предков, у бабушки спрашивать: бабушка, а мы казаки? Но она только отвечала: яко мы казаки, мы русские. Черкески и другое - все это топилось и выбрасывалось".

В день парада в Краснодаре также состоялось подписание совместного обращения атаманов войсковых казачьих обществ России и Украины к президенту, Верховной Раде, казачеству и народу Украины.

"Мы против того, чтобы с корнем вырывать русский язык, русскую культуру. Мы категорически против того, чтоб был раскол в православии. Потому что мы - православные народы, у нас единое православие. И мы там написали, что руководители приходят и уходят, а народы живут вечно", - приводят слова атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды "Вести.Ru".

 

"26 апреля - очень серьезная дата в жизни любого казака и членов его семьи, - сказал ранее атаман Николай Долуда на заседании войскового правительства, посвященного подготовке к празднованию дня реабилитации. - Прежде всего, это связано с нечеловеческими репрессиями, которые были предприняты большевиками в отношении казаков".

По словам казачьего генерала, Кубань - единственная территория, где этой дате уделяется столь пристальное внимание. В этом году уже в 17-й раз она отмечалась здесь казачьим парадом.

Большинство репрессированных казаков пострадали за участие в восстаниях против советской власти. В начале 20-х годов ХХ века такие восстания стихийно возникали одно за другим по хуторам и станицам Дона. В первых рядах восставали зажиточные казаки с крепкими традициями и прочным семейным укладом.

Большевики стремились уничтожить эту силу и положить конец казачеству как сословию. В секретном циркулярном письме ЦК РКП(б) от 24 января 1919, которое спустя годы потомки репрессированных казаков называют кровавым, предлагалось признать "единственно правильной самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления".

В результате репрессий на заре становления советской власти от красного террора погибли более 2 миллионов казаков.

26 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". С тех пор 26 апреля стало для казаков памятной датой - Днем реабилитации казачества.

Примечание редакции: см. также новости "Донские казаки хотят реабилитировать атамана, казненного советской властью", "В Карачаево-Черкесии вспоминают жертв репрессий против казачества", "В Карачаево-Черкесии открылся памятник репрессированным казакам", "Президент Карачаево-Черкесии обещает подержать кубанское казачество".

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/153398

 

 

 

Задира, царь и счетовод

·                            

 

«Уважаемая Валентина Петровна! Что бы вы могли сказать о редкой теперь в Беларуси фамилии Кострицо(а), в ХIX веке распространенной в Чаусском районе Могилевской губернии среди католической шляхты? Напрашивается простая аналогия с «кастрычнiкам» от «кастра», что получается при обработке льна. Но не типичное окончание «–цо» звучит как южноевропейское: Палаццо, Лоренцо, Кошицо. Спасибо за ответ.


И.Короткин, Минск».


Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:


— Фамилия Кострицо (или Кострица) вовсе не сродни южноевропейским наименованиям. Она возникла исключительно на белорусской почве. «Кастра», «кастрыца» — отходы, которые получаются при ручной обработке льнотресты. Костра цепляется за одежду, от нее нелегко очиститься. По ассоциации с этим ее свойством и возникло разговорно–бытовое прозвание Кострица — тот, кто пристает к людям, попросту задира. У меня, кстати, есть подлинное свидетельство такого мотива прозвания.


Между тем не совсем понятно, какое окончание у фамилии — Кострица или Кострицо. Если «–а», то следует писать и по–белорусски, и по–русски с буквой «–а» (Кастрыца, Кострица). Если же фамилия оканчивается на «–о», то ударение смещается на окончание и она в белорусском и русском вариантах пишется с «о» (Кастрыцо, Кострицо). Эта форма могла использоваться в уменьшительно–ласкательном значении по типу Костра — Кострицо, Руно — Рунцо или быть результатом искусственного изменения, как и в ряде других случаев, по типу Груца — Груцо, Дудка — Дудко, Лапа — Лапо.


«Моя девичья фамилия — Шахницкая. Довольно редко мне приходилось встречать своих однофамильцев. Мои отец, дед, прадед — родом из деревни Пудаков Хойникского района. Расскажите, откуда и как произошла моя фамилия.


Светлана Крот, Смолевичский район».


— Фамилия Шахницкая родственная по корню фамилиям Шах, Шахов, Шахович, Шаховский, Шахно, Шахна, Шахнович, Шахнюк. Их основу составляет заимствованное из персидского через тюркские языки нарицательное слово «шах» — государь, царь. У восточнославянских народов известно также и личное имя Шах: у белорусов с ХV века, у украинцев — с ХVI, у россиян — с ХVII. Есть сведения, что в России имя Шах носил родоначальник князей Шаховских. Но фамилия Шахницкая восходит не к имени или прозванию Шах, а к Шахно. Это вторичное образование от Шах путем присоединения древнего уменьшительного суффикса «–хн–(–о)» со значением сын, предок такого–то, в данном случае Шаха. На территории Беларуси есть несколько названий населенных пунктов с основой «Шах–», «Шахно–»: Шахи в Лиозненском и Шахновцы в Ушачском районах Витебской области; Шахава в Шкловском районе Могилевской области; Шахновщина в Столбцовском районе Минской области. Белорусские и русские фамилии на «–ский» довольно часто образуются от основ названий родовых поселений. Возможно, кто–то из ваших предков по мужской линии был выходцем из населенного пункта под названием Шахновцы, Шахновщина.


«Моя девичья фамилия Счислёнок. Ее нередко можно встретить в нашем Кличевском районе. Любопытно было бы узнать ее историю. А также меня интересует происхождение фамилии Изох, тоже, кстати, довольно распространенной среди белорусов.


Валентина Галомзик, Кличевский район».


— У фамилии Счислёнок давний славянский корень «–числ–», который восточнославянские языки сохранили лишь частично. Согласно картотеке «Гiстарычнага слоўнiка беларускай мовы» в белорусском языке ХVI века функционировал глагол «числити» — считать. Словари украинского языка отмечают его еще в самом начале ХХ века. «Полный церковно–славянский словарь» Г.Дьяченко приводит слово «числитель» — чиновник, который занимается исчислением, подсчетами кого–либо или чего–либо. Это слово и есть первая ступенька в зарождении вашей фамилии. Счислёнок — вторичное образование с присоединением суффикса «–онок/–ёнок», который обозначает сына или более отдаленного потомка по отцовской линии. Счислёнок — сын (потомок) Счислителя. Аналогично, как Адамёнок — сын (потомок) Адама, Асташонок — сын (потомок) Астаха (Асташа) и т.д.


Фамилия Изох восходит к русскому имени Изох, которое является разговорным вариантом полного имени Иезекииль (лат. Изехиель). Корни у этого имени древнееврейские, в нем заложен религиозный смысл — «сделает сильным Бог».

Источник: http://www.sb.by/post/84439/

 

 

 

Потомок Гитлера живет в Израиле и считает себя евреем

·                            

 Он родился во Франкфурте в 1952 году, но уже давно живет в Израиле, говорится о правнуке фюрера в статье, напечатанной во влиятельной итальянской газете La Repubblica

У этого человека есть имя, фамилия, номер телефона, адрес электронной почты, но он предпочитает их не называть: они раскроют его тевтонское происхождение, а значит, и всю драму его жизни.

 

Его бабку звали Эрна Патра Гитлер. До самых последних дней своей жизни она была фанатичной нацисткой. Она вышла замуж за сына сводного брата Гитлера Алоиcа и страшно гордилась принадлежностью к клану Гитлера, хотя после войны предпочла убрать из своей фамилии букву «т».

 

Его родители оба служили в вермахте. Отец развелся с матерью незадолго до его рождения в 1952 году. Мать все подробно рассказала своему сыну о его происхождении, показала документы и фотографии. У него нет внешнего сходства с фюрером, он никак не связан с ним генетически.

 

Он прочитал «Майн кампф» еще в юности. И поразился глупости людей, проголосовавших за человека, который писал такие вещи.

 

«Мой путь к иудаизму был долгим», - говорит родственник Гитлера. После школы он пошел в армию, там выбрал курс теологии, изучение которого предполагало поездку в Израиль. Приехав туда, почувствовал себя как дома, остался там и принял иудаизм.

 

Сегодня в Израиле проживают около 300 обращенных немцев. Многие из них не хотят раскрывать своего происхождения, предпочитая скрывать прошлое. Один из них - родственник Гитлера, преподающий Талмуд в университете. Но кое-кто все же узнал о его происхождении.

 

«Мне не нравится, - говорит он, - когда о палестинцах говорят с высокомерием». Он называет себя пацифистом и говорит, что демократия сама проявит себя в соблюдении прав меньшинств. Он рассказал своим студентам о своем происхождении, а один из них сказал ему: «Представь, что твой дед мог отправить мою бабушку на мыло». Когда о его истории стало известно, многие перестали с ним здороваться, а его детей в школе называли нацистами.

Источник: http://www.kp.ru/daily/24283/478770/

 

 

Что за сир, Керосир?

·                            



Александра Суперанская, профессор

 Керосир В.Г. (Ростовская обл.): Мне хотелось бы определить происхождение моей фамилии, которую при регистрации записали с моих слов. Многие окружающие меня люди частенько вспоминают кирасиров из истории русской кавалерии.

Суперанская: Безусловно, фамилия образована от слова кирасир - так назывались до революции воины тяжелой конницы, латники, конники в кирасах. Кираса, или кирас - это грудные, обычно кожаные латы. Слово заимствовано из французского cuirasse через немецкое кira из латинского corium "кожа, кора, скорлупа, оболочка, верхний слой".

Русская орфография в XIX веке была неустойчивой. Даже такое общеизвестное слово как керосин в словаре В.И. Даля напечатано керасин. Тем более слово с ограниченной известностью кирасир могло писаться по-разному. Тем не менее производная от этого слова фамилия с правильной орфографией Кирасиров засвидетельствована в Смоленском крае. В Москве в наши дни живут три семьи с фамилией Кирасировы, одна - с фамилией Керасировы. Фамилия Керосир(ов) не числится.

Гриненко Н.П. (Москва): Я постоянная читательница "Российской газеты", меня всегда очень привлекает ваша рубрика. Мне захотелось узнать происхождение фамилии моего дедушки - Зенькович.

Суперанская: Фамилия образована от имени Зенько с польско-белорусским суффиксом -ович. Это значит, что человек по фамилии Зенькович - потомок человека по имени Зенько. Это имя - сокращенная форма таких православных имен, как Зиновий и Зинон, которые до XVIII века писались через е: Зеновий, Зенон.

Балабина Н.А. (Нижегородская обл.): Здравствуйте, профессор, скажите, пожалуйста, правда ли, что моя фамилия связана со словом оладьи?

Суперанская: Похоже, что правда. В словаре В.И. Даля приводятся такие слова, как балабка, балабушка в значении булка, белый хлебец (новгородское), яичный ржаной колоб, хлебец (псковское); балабошки - пышки, оладьи (южное). В переносном значении слово балаба могло обозначать полного человека небольшого роста.

Волоховский А.С. (Москва): Александра Васильевна, я всегда считал, что моя фамилия происходит от вьючного животного вола, но недавно обнаружил, что на озере Селигер есть остров и поселение Волоховщина. Объясните, пожалуйста, как они связаны.

Суперанская: Прежде всего волы ни к названию поселения, ни к фамилии отношения не имеют. Фамилия Волоховский, как большинство фамилий, оканчивающихся на -ский, происходит от названия поселения Волоховка Харьковской области, а то получило свое название от фамилии хозяина или первопоселенца Волохов или от его прозвища Волох. Название поселения Волоховщина свидетельствует о том, что там жили волохи со своими обычаями и обрядами или люди, зависящие от человека по фамилии Волохов. И то, и другое образовано от основы волох, к рассмотрению которой переходим.

На Руси волох - старое название романских народов, прежде всего румын, как ближайших к славянскому миру, но не только. Иногда волохами называли иностранцев вообще. Грецкие орехи назывались также волошскими (от волох). Южная Румыния, где было много римских поселенцев, называлась Валахией. Иногда валахами/волохами называли итальянцев.

 Источник: http://www.rg.ru/2009/04/16/familii.html

 

 

Детка-семилетка

·                            

 Александра Суперанская, профессор

 

 Годовая Д. (11 лет) и Семилетов Ю.П.: Здравствуйте, Александра Васильевна. Нам бы очень хотелось узнать о происхождении наших фамилий.

Александра Суперанская: Иногда одно письмо помогает понять другое. Так произошло и в этот раз. Годовая значит "годовалая". А ей уже одиннадцать! Свою фамилию она получила от родителей, а те - от своих родителей, которым был далеко не один год от роду.

Фамилия Семилетов образована от прозвания Семилет, которое было дано по какой-то причине далекому предку семьи. Возможно, оно связано с фольклорной Деткой-Семилеткой, которая была не по годам умна. Но по мере того, как она взрослела, ее так и продолжали звать Семилеткой.

Интересно и следующее: ни от каких других обозначений возраста, кроме этих, а также Сороколетов и Столетов фамилий нет. Сначала мне казалось, что такие фамилии могут быть связаны с проводившимися в прошлом переписями населения, когда, описывая чей-нибудь двор, констатировали: "Во дворе сын Ивашка десяти лет, да сын Петрушка четырех лет". Но ни от двух, ни от трех или четырех лет, ни от десяти и даже шестнадцати фамилий не оказалось.

Очевидно, эти фамилии связаны не столько с возрастом именуемых, сколько с отношением наших предков к числам. Они особо выделяли 3, 7, 40 и 100. Три обычно было реальным числом три. Семь - не всегда реальное семь, оно может означать "несколько" - небольшое неопределенное множество. Сорок и сто - тоже неопределенные множества: "около сорока", "примерно сто". Прозвания Сороколет и Столет давались: первое - сложившемуся, состоявшемуся человеку в расцвете жизненных сил, второе - пожилому человеку. Но, если эти люди долго жили в данной местности, они непременно были бы известны своим односельчанам под какими-нибудь иными именами. Значит, они недавно появились там, где их обозначили не просто Новики или Переведецы, но с возрастной характеристикой: Сороколет, Столет, Семилет и Годовой. Шли годы, малыши подрастали, возраст Сороколета мог приблизиться к ста, но как их впервые охарактеризовали на новом месте, так их и продолжали звать. Свои прозвания эти люди передали потомству, и от прозваний были образованы фамилии: Столетов, Сороколетов, Семилетов, Семилеткин, Годовой, Годовая, Годовых.

Полякова Л.В. (Москва): Профессор, расскажите, пожалуйста, о такой редкой фамилии, как Дамерр. Ее носила моя бабушка, и больше я ее не встречала. Также хотелось бы узнать о фамилиях моих родителей - Киняпина и Шишлянников.

Суперанская: Фамилия польско-немецкая. Второе "р" на конце приписали для важности. Исторически фамилия восходит к древнему славянскому имени Домарад, которое при переходе из польского языка в немецкий и утере связи со значением основ "дом" и "радость, радоваться" превратилось в Дамрат, Дамрет, Дамр, откуда географическое название Дамеров. Возможно, также от силезского (современный Шленск в Польше) географического названия Даммер, где пишется, наоборот, два "м" и одно "р".

Фамилия Киняпин, возможно, связана с башкирским киня "маленький" или марийским кине "конопля".

Фамилия Шишлянников восходит к диалектному глаголу шишлять "копаться, делать медленно, мешкать". В документах XVI века встретилось имя Шишлан. При более мягком произношении "л" оно превращается в Шишлян. Суффикс -ник, помимо того, что с ним образуются названия профессий (двор-ник), активно используется как уменьшительный в именах. Таким образом, Шишлянник - потомок человека по имени Шишлян (или Шишлан).

Фамилия очень редкая. В Москве в конце ХХ века была одна семья с фамилией Шишлановы и две семьи с фамилией Шишлянниковы.

 Источник: http://www.rg.ru/2009/04/23/superanskaya.html

 

 

«Дело исключительно историческое»

·                            



90 лет назад, в апреле 1919 года, в России был создан коалиционный антибольшевистский орган -- «Тактический центр». В его руководство вошли виднейшие представители интеллектуальной и политической элиты страны, принадлежавшие к различным политическим партиям и организациям. Среди них -- философ Николай Бердяев, историк Сергей Мельгунов, философ Василий Розанов, историк Сергей Трубецкой, экономист Сергей Маслов. Это была в буквальном смысле идейная оппозиция, в деятельности которой новое государство небезосновательно видело не меньшую угрозу своему становлению, чем в существовании белых армий. Закономерно, что буквально сразу после октября 1917 года объектом пристального внимания советской власти стали структуры, имевшие своей целью борьбу с партией большевиков и установленным ею режимом. Среди них -- Комитет спасения родины и революции, Союз защиты Учредительного собрания, Торгово-промышленный комитет, Военная лига, Всероссийский монархический союз. «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», -- это ленинское высказывание стало девизом внутренней политики Советской России. Новая власть использовала против оппонентов свой «карающий меч» -- ВЧК. Однако, несмотря на его активную репрессивную деятельность, остановить создание антисоветских организаций не удавалось. «Дело Тактического центра» было совершенно не известным в советской историографии и мифологизированным -- из-за ограниченного доступа к документам -- в постсоветской. Между тем именно оно стало для большевиков принципиальным шагом в укреплении собственных социально-политических позиций после революции и знаковым событием для формирования отношения к идеологическим оппонентам, на многие годы предопределившим их непримиримое преследование.

«Выявить истинное лицо России»

В августе 1917 года в Москве состоялось совещание, на котором присутствовали бывшие члены Государственной думы, кадеты, представители торгово-промышленной Москвы, кооперативов, высшей школы, интеллигенции, союза инженеров, казачества, союза офицеров. Всех их объединяло стремление «выявить истинное лицо России, оздоровить народную душу, укрепить армию, восстановить полностью власть командного состава, упразднить в армии комитеты». (После Февральской революции в вооруженных силах были созданы солдатские комитеты, выбиравшие командиров. -- В.Х.). Участники московского совещания создали Совет общественных деятелей. Его председателем был избран Михаил Родзянко, председатель Временного комитета Государственной думы. Когда после Октябрьской революции он уехал за границу, совет возглавил Дмитрий Щепкин, бывший товарищ (в современной терминологии -- заместитель. -- В.Х.) министра внутренних дел. Главной задачей новой организации стал обмен информацией и выработка консолидированного мнения по вопросам внутренней и внешней политики. Не располагая реальными средствами политической борьбы, совет лишь проводил заседания, на которых обсуждались и составлялись различные записки и меморандумы по вопросам законодательства и государственного управления в случае падения советской власти.

В мае 1918 года был образован Союз возрождения России, учредителями которого стали кадеты (Николай Щепкин, Николай Кишкин, Дмитрий Шаховской), народные социалисты (Сергей Мельгунов, Николай Чайковский, Вячеслав Мякотин, Алексей Пешехонов), эсеры (Николай Авксентьев, Илья Бунаков-Фондаминский). Позднее в него вошли меньшевики (Владимир Левицкий, Александр Потресов, Василий Розанов). Союз ставил перед собой цели «объединения представителей политических партий на платформе непризнания Брестского мира; восстановления России в границах 1914 года (за исключением Польши и Финляндии); возрождения русской государственности; свержения советской власти и установления диктатуры с последующим созывом Учредительного собрания».

Одновременно с Союзом возрождения образовалась еще одна оппозиционная структура -- Национальный центр. В него вошли представители практически всех несоциалистических партий и групп (кроме крайне правых), старообрядческих общин, Торгово-промышленного комитета, земских и кооперативных учреждений. Национальный центр возглавил пользовавшийся большим авторитетом в общественных кругах земец Дмитрий Шипов (после его ареста в начале 1919 года -- кадет Николай Щепкин). Центр ставил целью восстановить единоличную диктатуру во главе с генералом Михаилом Алексеевым (с августа 1915 года по март 1917 года -- начальник штаба Ставки. После Октябрьской революции участвовал в создании Добровольческой армии, весной 1918 года стал ее верховным руководителем. -- В.Х.) и продолжить войну с Германией. Он поддерживал постоянную связь с Деникиным и Колчаком, дипломатическими представителями стран Антанты.

Для того чтобы столь разнородные организации стали действовать согласованно, потребовалось много времени и усилий. Первые контакты и переговоры о взаимодействии между руководителями Совета общественных деятелей и Национального центра начались в ноябре 1918 года, однако не привели к желаемым результатам. В феврале-марте 1919 года в Москве члены Национального центра, Совета возрождения России и Совета общественных деятелей неоднократно обсуждали вопрос выработки общего плана действий и объединения всех трех организаций в тактике. В результате в апреле 1919 года был образован «Тактический центр». Каждая из вошедших в него организаций сохранила автономию, обособленность и финансовую самостоятельность. Платформой центра стало: «восстановление государственного единства России; Национальное собрание, долженствующее разрешить вопрос о форме правления в России; единоличная, диктаториального характера, военная власть, восстановляющая в стране порядок и разрешающая на основе признаваемого права личной собственности ряд неотложных мероприятий экономического и социального характера». Центр также высказался за признание Колчака «верховным правителем России».

В руководство «Тактического центра» вошли по два представителя от каждого объединения: от Национального центра -- Николай Щепкин (после его расстрела -- Сергей Трубецкой) и Осип Герасимов; Союза возрождения -- тот же Щепкин и Сергей Мельгунов; Союза общественных деятелей -- Дмитрий Щепкин и Сергей Леонтьев.

"Обратить сугубое внимание на прилагаемую бумажку"

Участие в организациях, ставящих своей целью свержение Советской власти, являлось в Советской России тяжким преступлением. Политические деятели, партии, организации и движения, в тех или иных формах выступавшие против власти большевиков, были отнесены к «буржуазной и мелкобуржуазной» и «внутренней контрреволюции». Буржуазия, буржуазная интеллигенция, зажиточное крестьянство и другие группы населения объявлялись «социальной базой контрреволюции». ВЧК практически с первых дней своего существования приступила к борьбе с контрреволюционерами, преследуя руководителей и активистов недавних политических союзников большевиков по борьбе с самодержавием, ставших вскоре политическими противниками: кадетов, меньшевиков, правых и левых эсеров.

В июле 1919 года ВЧК получила информацию о существовании в Москве «контрреволюционного центра». 22 августа 1919 года заместитель начальника Особого отдела ВЧК Иван Павлуновский сообщил Ленину о раскрытии «Национального центра» и готовящейся ВЧК операции по аресту его участников. 23 августа Ленин написал письмо председателю ВЧК Феликсу Дзержинскому: «На прилагаемую бумажку, т.е. на эту операцию, надо обратить сугубое внимание. Быстро и энергично и пошире надо захватить».

Операция по ликвидации «Национального центра» началась 28 августа. ВЧК произвела обыски на квартирах его руководителей Александра Алферова и Николая Щепкина, в ходе которых были изъяты списки членов и документы о деятельности «Национального центра». Затем последовали аресты активных участников этой организации, всего около 700 человек.

23 сентября 1919 года ВЧК опубликовала обращение «Ко всем гражданам Советской России!», в котором сообщалось о раскрытии контрреволюционной организации «Национальный центр» и о расстреле Щепкина, Алферова и других ее лидеров.

Следствие по делу «Национального центра» показало, что в Москве имеется политическое объединение, которое направляет деятельность различных антисоветских организаций -- «Тактический центр». В феврале-марте 1920 года ВЧК арестовала большинство его членов и в течение нескольких месяцев проводила следственные действия. Еще до суда были по амнистии прекращены дела в отношении некоторых обвиняемых: философа Николая Бердяева, экономистов Сергея Маслова и Льва Кафенгауза, князя Дмитрия Шаховского, историка Александра Кизеветтера и др.

"Во имя правильного исторического освещения"

В числе политических и общественных деятелей, арестованных по делу «Тактического центра», был историк, публицист, член ЦК партии народных социалистов Сергей Мельгунов, чье имя было широко известно в интеллектуальных кругах России. В первую русскую революцию Мельгунов вступил в партию кадетов, поскольку считал, что она «среди других партий... наиболее близка по духу старообрядцам». Он мечтал о революции, которая принесет свободу личности.

Плененный романтическими идеями, Мельгунов принял Февраль 1917 года. Временное правительство назначило его ответственным за обследование и прием государственных архивов Министерства внутренних дел, Московской духовной консистории и Миссионерского совета. Это дало ему возможность начать издание серии «Материалы по истории общественного и революционного движения в России». В 1918 году ему удалось выпустить первый и единственный сборник документов -- «Большевики».

Октябрьская революция вызвала у Мельгунова протест. Поддержав образование Добровольческой армии, он стал одним из руководителей Союза возрождения России и позднее «Тактического центра». В сентябре 1918 года ВЧК в первый раз арестовала Мельгунова. Как он сам впоследствии писал, это произошло «на другой день после покушения на Ленина, в ночь на 1 сентября 1918 года. Из памяти изгладились подробности условий, при которых проходил обыск и самый арест. И понятно -- 23 обыска я пережил в течение советского пятилетия...».

Феликс Дзержинский лично встречался с арестованным Мельгуновым. Мельгунов отмечал, что в 1918 году власть и интеллигенция еще не чувствовали того психологического водораздела, который проявился позднее. Дзержинский не забыл еще своего интеллигентского прошлого, а Мельгунов не видел в нем жандарма, который воспринял всю психологию полицейского сыска, пропитанного атмосферой, навыками и идеологией охранных отделений. После длительной беседы с председателем ВЧК Мельгунов был освобожден. Для этого потребовались поручительства представителей общественности, а кроме того, двух коммунистов. В таком качестве выступили известный партийный деятель и врач Павел Дауге и... сам Дзержинский. Об этом эпизоде в своих воспоминаниях Мельгунов писал: «Провожая меня в коридор, Дзержинский спросил: не поинтересуюсь ли я узнать, кто второй из коммунистов поручился за меня (полагалось два поручительства), и сказал: "я"! Последовала молчаливая сцена, так как я решительно не знал, что следовало сказать по этому поводу». Однако на свободе Мельгунов пробыл недолго.

5 октября 1918 года последовал его второй арест. С ходатайствами об освобождении Мельгунова сразу же выступили известные общественные и политические деятели: член редколлегии «Известий ЦИК» Платон Керженцев, нарком просвещения Анатолий Луначарский. Уже 9 ноября по решению Дзержинского Мельгунова освободили из-под стражи.

7 апреля 1919 года его арестовали снова. В эти дни шло завершение формирования «Тактического центра». Скорому освобождению Мельгунова (13 апреля) под подписку «об извещении ВЧК о каждом изменении своего жительства» способствовали ходатайства руководителя правительства Украины Христиана Раковского и управляющего делами СНК РСФСР Владимира Бонч-Бруевича.

Следующий арест последовал 10 февраля 1920 года, когда уже велись массовые задержания по делу «Тактического центра». Мельгунова обвинили в участии и руководстве московской группой Союза возрождения. На этот раз с просьбой о его освобождении лично к Ленину обратилась младшая дочь Толстого Александра Львовна, но вскоре она сама была арестована. Ее обвинили в участии в организации заговорщиков, хотя известно, что она лишь предоставляла квартиру для совещаний «Тактического центра», в них не участвуя. К следствию подключился особоуполномоченный ВЧК Яков Агранов, имевший репутацию «специалиста по работе с интеллигенцией». Агранов убеждал Мельгунова помочь «восстановить историческую правду», дать признательные показания, чтобы «придать этому делу правильное историческое освещение». Содержание Мельгунова под стражей растянулось на многие месяцы. Он был лишен книг и газет, карандашей и бумаги, что вызывало его резкий протест. Добившись разрешения делать записи, Мельгунов начал вести тюремный дневник, который назвал «Последний год». (Этот уникальный документ, сохранившиеся в его следственном деле, ныне -- при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 08-01-00-500а -- готовится к печати в Центральном архиве ФСБ России. -- В.Х.).

Из дневников Сергея Мельгунова:

«Допрос велся приблизительно в таких тонах и выражениях. «Я не скрою от Вас, Сергей Петрович, -- говорил А[гранов], -- что дело было бы очень серьезно, если бы Вы были арестованы в августе, и могло бы кончиться для Вас плохо (многозначительный взор в мою сторону). Но теперь мы на это дело смотрим, как на прошлое. Как на дело, исключительно историческое. Мы повсюду победили, и, следовательно, те меры, к которым мы вынуждены были прибегать в тревожное время в целях самозащиты, когда Деникин был под Тулой, когда, казалось, будет взят Петроград, теперь не имеют смысла. Вы историк, и во имя истории должны помочь нам придать этому делу правильное историческое освещение. Мы вынуждены были арестовать за последние дни массу лиц. Могу сказать, здесь находится цвет московской интеллигенции и московской профессуры. Держать нам вас в тюрьме не имеет никакого смысла. И как только будет окончено следствие, все будут, вероятно, подведены под какую-нибудь общую амнистию. Тем более, что относительно Вас, в частности, мы знаем, что вы решили заняться исключительно научной работой... В ваших, следовательно, интересах не задерживать следствие своими ответами и ускорить возможность вернуться к научным занятиям. Вы, конечно, можете мне не верить и видеть просто следователя. Вы всем известный крупный общественный деятель, я мало кому известен, меня знают только в партийных кругах, но, поверьте, что я очень хорошо к Вам отношусь и очень ценю Вашу деятельность... Я знаю эту обычную юридическую уклончивость при ответах. Нет нашей марксистской определенности! Я сам был социалистом-революционером. Но Вам нет никакого смысла от нас скрывать. Повторяю, мы рассматриваем дело исключительно как историческое».

Мельгунов считал Агранова «типичным русским Фуше» (Жозеф Фуше -- член французской конгрегации ораторианцев, несмотря на принадлежность к этому духовному ордену, глумился над религией, особенно, когда началась Великая французская революция. В августе 1799 года был назначен министром полиции и сумел организовать мощную сеть осведомителей и провокаторов. -- В.X.). И с этой позиции анализировал его поведение:

«Я не мог рассматривать следователя, как исповедника, которому каются на духу с откровенностью раскаивавшегося грешника. Именно этого и хотелось Агранову, он всеми моими показаниями явно всегда был недоволен. Его мелко интересовала не сущность, а имя; пришпилить еще одного, особенно меньшевика. «Почему Вы о них ничего не говорите», -- с откровенной разочарованностью заявил он однажды... Раз сказавши неправду, приходится наверчивать клубок полусознательной лжи. Может быть, все эти приемы показывают талант следователя. Я стою на иной позиции -- и приемы старого следствия всегда меня возмущали; воспроизведение их в практике нового режима для меня подчас только отвратительно. Хорошо еще, если идет речь о чем-нибудь существенном. Для меня прием обмана является прямым издевательством над личностью, ибо показывает отсутствие уважения ко мне... Разве этот обман не воспроизводит перед нами самую отвратительную практику старой жандармерии, разве не позорит социалистов?»

В июне 1920 года он начал голодовку:

«Раз я решил, что должен прибегнуть к крайнему средству протеста, я должен записать то, что привело меня к этому решению. Мне еще хочется верить, что социалисты, хоть и тюремщики, найдут в себе достаточно чести, чтобы передать рукопись моей жене. Если и этого не будет, пусть прочитают хотя бы они. Может быть, это заставит некоторых из тех призадуматься над своей практикой. Пощады от них я не жду. Мое решение твердо... я объявляю голодовку, как протест против всего того бесправия, которое царит здесь и которое я переносить просто больше не в состоянии. Мой протест -- протест против всех методов следствия, против того недостойного и систематического обмана, которому подвергался. Я себе ясно отдаю отчет, что моя голодовка должна кончиться смертью при том самочувствии и физическом, и моральном, в котором я нахожусь. Умирать все-таки не хочется, как ни мерзко себя я чувствую».

В конце июня 1920 года Мельгунов подал несколько заявлений в Президиум Особого отдела ВЧК, в которых выразил протест против содержания под стражей: «Пытаюсь обратиться непосредственно в Президиум в надежде выяснить хоть свою судьбу, на что, мне кажется, у меня в силу прошлого есть некоторое нравственное право. Я сижу уже пятый месяц. Во время следствия мне неоднократно было говорено, что дело имеет только историческое значение, что закончится, вероятно, общей амнистией и закончится скоро, что не имеет смысла держать нас в тюрьме... Таким образом, я имел все основания думать, что, в конце концов, и на меня распространится освобождение, так как едва ли я могу считаться более виновным кого-либо из моих политических товарищей».

Часть своих записей Мельгунову удалось передать из тюрьмы жене. Он просил ее сохранить их «как страницу былых переживаний». (В 1964 году они были опубликованы в Париже под названием «Воспоминания и дневники», а затем, в 2003 году, с дополнениями, -- в Москве).

Высылка вместо расстрела

С 16 по 20 августа 1920 года дело «Тактического центра» рассматривал Верховный ревтрибунал под председательством заместителя председателя ВЧК Ивана Ксенофонтова. Трибунал признал двадцать руководителей и наиболее активных членов «Тактического центра» виновными «в участии в сотрудничестве в контрреволюционных организациях, поставивших себе целью ниспровержение диктатуры пролетариата, уничтожение завоеваний Октябрьской революции и восстановление диктатуры буржуазии путем вооруженного восстания и оказания всемерной помощи Деникину, Колчаку, Юденичу и Антанте» и приговорил их к расстрелу. Но, «принимая во внимание чистосердечное раскаяние их, более или менее полное, искреннее желание работать с Советской властью и принять участие в восстановлении разрушенного хозяйства, а также решительное осуждение ими вооруженных белогвардейских выступлений и иностранной интервенции», трибунал постановил заменить им расстрел иными мерами наказания.

Всего по делу были осуждены 45 человек: четыре приговорены к десяти годам тюремного заключения, шесть -- заключены в лагерь до конца Гражданской войны, семь -- к условному тюремному заключению на пять лет, два -- к трем годам тюремного заключения с освобождением по амнистии, три -- к трем годам заключения в концлагерь, три -- к трем годам условного тюремного заключения, два -- за чистосердечное раскаяние освобождены по амнистии, один -- признан невиновным и оправдан по суду. 17 человек, находившихся за границей, признаны виновными, объявлены врагами народа и лишены права въезда в РСФСР.

Мельгунов был признан виновным «в сотрудничестве с контрреволюционной организацией в целях свержения советской власти путем вооруженного восстания» и приговорен к расстрелу. Однако высшая мера наказания была заменена тюремным заключением сроком на десять лет. На этот раз за него хлопотали известные писатели и политические деятели: Петр Кропоткин, Вера Фигнер, Владимир Короленко.

24 августа 1920 года Мельгунова поместили в Бутырскую тюрьму. Примерно через три месяца по амнистии срок заключения был сокращен до пяти лет. В феврале 1921 года Президиум ВЦИК на основании ходатайства Российской Академии наук принял постановление об освобождении Мельгунова и откомандировании его «для научных занятий». Однако 3 июня 1922 года во время процесса над «правыми» эсерами его арестовали опять, по обвинению «в сношениях с подпольными работниками -- членами партии социал-революционеров». В его защиту выступили историк и общественный деятель Емельян Ярославский и нарком внешней торговли Лев Красин. Через два месяца Мельгунов был освобожден. Постоянные аресты и содержание под стражей, регулярные обыски на квартире и изъятие исторических документов, начавшаяся кампания по высылке интеллигенции из России подтолкнули Мельгунова к решению о выезде за границу. Осенью 1922 года ГПУ разрешило ему с женой выехать за пределы РСФСР. За пять лет, проведенных в России при советской власти, Мельгунов пережил 23 обыска, пять арестов, полтора года тюрьмы, приговор к высшей мере наказания.

Находясь за границей, он по-прежнему оставался в партии народных социалистов, вел публичную политическую деятельность. Мельгунов стал одним из первых русских эмигрантов, кто попытался исследовать и осмыслить события 1917 года и Гражданской войны. Он написал более десятка книг, наиболее значительными из которых стали: «Красный террор в России: 1918--1923 гг.», «Трагедия адмирала Колчака», «Судьба Николая II после отречения», «На путях к дворцовому перевороту», «Легенда о сепаратном мире», «Мартовские дни 17-го года». В еженедельнике «Борьба за Россию» была опубликована основанная на личных впечатлениях работа Мельгунова «Чекистский Олимп». Сергей Мельгунов, умерший в Париже в 1956 году, реабилитирован в 1992-м. В России его историко-публицистическое наследие, за редким исключением, не известно до сих пор.

Источник: http://www.vremya.ru/2009/72/13/228030.html

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное