Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

  ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ   N  35
АДРЕС ПОДПИСКИ: http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd

27.05.2004


                ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ


                        СМЕРТНАЯ ЖАТВА



Ниже дается статья Р.М. в "Донской волне" [N 6 (34), л. 10, 3 февраля 1919г]:

По газетным сведениям только в Москве и Петрограде за полгода (от декабря 1917
г. до июля 1918 г.) расстреляно 40300 человек. Эти цифры нельзя взять под сомнение
хотя бы уже по одному тому, что официальные московские "Известия" сообщают, что
по приговорам одних чрезвычайных комиссий с июля 1918 г. расстреляно 14868 человек.
Сведения "Известий"  приводят цифры с июля 1918 г., а ведь какую жатву пожала
красная смерть, если вспомнить казни военных судов в Поволжье, на Дону и на Украине.
В Новочеркасске погибло не менее 1500 человек, столько же в Екатеринодаре, а
Варфоломеевская ночь в Севастополе, а Севастополе, а казни без суда по усмотрению
пьяных красногвардейцев?
Цифра в 40300 человек покажется после всего вспомянутого скорее неточной в сторону
преуменьшения. Сорок тысяч жизней во славу торжества "святых идей", о которых
так заманчиво говорят красные. Перед их террором бледнеет все, что было кровавого
в истории.
Испанская инквизиция за период с 1481 г. и до 1808 г., то есть за 327 лет сожгла
на кострах на 8 тысяч меньше.
Нерон - "зверь из бездны" за 14 лет (52 - 66 гг. по Р.Х.) казнил 119 человек.
Гонения Диоклетиана и Галерия на Христиан унесло 14 тысяч жертв, гонения Деция
- 25 тысяч, причем возможно, что эти цифры преувеличены христианскими историками
и апологетами.
Террор Великой французской революции стоил жизни 2500 человек.
Инквизитор Лотарингии Шпренгер, прославившийся жестокими гонениями на ведьм,
присудил к кострам за всю свою жизнь 17 тысяч человек.
Парижская коммуна расстреляла 5000 человек.
Во время польского восстания 1863 г. было казнено только до 2000 повстанцев.
Военно-полевые суды Столыпина вынесли 1100 смертных приговоров.
Все эти цифры ужасны, но они - в сумраке прошлого. Цифры же из "Известий" растут
и каждый день их множит и множит.

Источник: "Генеалогия и семейная история Донского казачества". Выпуск 33. Москва.
2001

Материал подготовил Алексей Арзуманов 


Возведение православных священнослужителей в дворянское
        достоинство в XVIII - начале XX вв.
        (на примере духовенства Тверской епархии).

Среди российских дворянских родов особую группу составляют фамилии, ведущие начало
от православных священнослужителей, возведенных в "благородное достоинство" в
конце XVIII - начале XX вв. Число их относительно невелико по сравнению с древними
и новыми служилыми дворянскими родами.
В подавляющем большинстве случаев получение представителями духовенства дворянского
достоинства являлось следствием награждения одним из российских орденов. Едва
ли не единственный пример прямого возведения относится к 1761 г., когда дворянства
были удостоены Михайла, Федор, Захар и Яков Дубянские - за заслуги своего отца,
протоиерея Федора Дубянского, бывшего духовником Императрицы Елизаветы Петровны.
Право на получение орденов было распространено на православное духовенство в
царствование Императора Павла I. 5 апреля 1797 г. было Высочайше утверждено установление
о российских императорских орденах, в котором определялось, что заслуги и достоинство
"при незазорном поведении" открывают путь к достижению орденов, "в следствие
чего все духовные, военные, гражданские и придворные чины имеют к тому право".
При расписании орденских командорств часть из них была выделена награжденным
лицам духовного звания, однако определено, что "духовные особы в управление деревень
не вступаются, но получают из орденской казны доходы по примеру того, как государственная
казна получает с крестьян своего ведомства".
В указе 19 января 1800 г. священнослужители, награжденные орденами, именовались
кавалерами, но позднее они стали считаться "сопричисленными" к ордену.
До 1845 г. каждый орден давал награжденному право на потомственное дворянство.
В дворянских депутатских собраниях не раз возникали сомнения, распространяется
ли эта привилегия на сопричисленных так же, как на кавалеров. В 1821 г. последовало
разъяснение Правительствующего Сената, что формулировка о "сопричислении" избрана
"потому единственно, что она для духовных приличнее, нежели слово кавалере, в
прямом смысле означающее рыцаря; но таковое изменение выражений не могло произвести
никакого влияния на преимущества, дарованныя российским орденам".
27 февраля 1830 г. Высочайше было утверждено мнение Государственного Совета (подтвержденное
в 1834 г.), согласно которому в дворянском достоинстве признавались все дети
священнослужителей, пожалованных орденами (рожденные как до, так и после награждения).
Право на получение орденов имели не только представители белого духовенства,
но и монашествующие, однако последние не возводились в дворянское достоинство.
Во второй воловине XIX в. священник Закавказского края Джанелидзе, овдовев, был
пострижен в монашество и позднее удостоился ордена. Его сын обратился с прошением
об утверждении в потомственном дворянстве, которое было удовлетворено местным
дворянским депутатским собранием. Однако Сенат отменил решение собрания, поскольку
орден был получен лицом, состоявшим в монашестве.
Российское православное духовенство имело право на награждение любыми орденами,
за исключением орденов Св. Станислава и Белого Орла (до 1831 г. - наград Царства
Польского). Известны случаи, когда священники получали в замену ордена Св. Станислава,
пожалованного до рукоположения в сан, орден Св. Анны соответствующей степени.
В первой половине XIX в. свяшеннослужители в основном награждались орденом Св.
Анны, что нашло отражение в его статуте 14 апреля 1829 г. В числе заслуг, за
которые орден мог быть пожалован духовенству, назывались: обращение значительного
числа лиц в православие; употребление наставлений, принесших "видимую тем государственную
пользу" (на поле брани, при усмирении мятежей и т.п.), "человеколюбивые подвиги",
успехи по ученой части духовного и светского ведомств, отличное устройство "нужных"
монастырей и церквей, устроение собственным иждивением церквей. Орден Св. Анны
также мог быть получен за "долговременное отличное исправление" должностей, не
приносящих жалования, присутствующего в консистории, дикастерии или духовном
правлении, благочинного, духовного депутата. На практике в первой половине XIX
в. орденом Св. Анны награждали преимущественно представителей придворного и столичного
духовенства, а в провинции - настоятелей кафедральных соборов и некоторых членов
духовных консисторий. В Тверской епархии одним из немногих награжденных стал
штатный протоиерей кафедрального собора и присутствующий в духовных консистории
Михаил Иванович Пешехонов. Он получил орден Св. Анны 3-й степени в 1840 г. и
вскоре был утвержден в дворянстве.
До 1845 г. все степени ордена Св. Анны давали награжденному право на потомственное
дворянство, но с принятием 22 июля нового статуса эта привилегия осталась лишь
за получившими орден 1-й степеней, теперь приобретали только права потомственного
почетного гражданства. После 1845 г. низшей наградой, приносившей духовенству
потомственное дворянство, стал орден Св. Владимира 4-й степени.
Во второй половине XIX  - начале XX вв. установилась следующая постепенность
получения наград православными священниками (не закрепленная законодательно и
допускавшая некоторые отклонения): 1) набедренник; 2) скуфья; 3) камилавка; 4)
наперсный крест от Святейшего Синода; 5)  орден Св. Анны 3-й степени;  6) сан
протоиерея; 7) орден Св. Анны 2-й степени; 8) орден Св. Владимира 4-й степени;
9) палица; 10) орден Св. Владимира 3-й степени; 11) наперсный крест из Кабинета
Его Императорского Величества (с драгоценными украшениями или без них); 12) орден
Св. Анны 1-й степени; 13) митра; 14) орден Св. Владимира 2-й степени; 15) орден
Св. Александра Невского и алмазные знаки к нему; 16) орден Св. Владимира 1-й
степени. Вероятно, единственное пожалование священнику ордена Св. Владимира 1-й
степени относится к 1909 г., когда его удостоился протопресвитер военного и морского
духовенства Александр Желобовский. Высшая награда Империи - орден Св. Андрея
Первозванного, очевидно, не была пожалована ни одному из представителей белого
духовенства, хотя юридических препятствий к этому не существовало.
Для большинства рядовых священников во второй половине XIX в. наиболее высокой
доступной наградой, получаемой в общем порядке, был наперсный крест от Святейшего
Синода, реже - орден Св. Анны 3-й степени или сан протоиерея. На пожалование
в качестве очередной награды орденов, приносивших потомственное дворянство, могли
рассчитывать настоятели и ключари соборов, члены духовных консисторий, ректоры
семинарий, смотрители духовных училищ и некоторые другие лица. В Тверской епархии
подобные награды за служебные заслуги во второй половине XIX  в. получили: штатные
протоиереи кафедрального собора Козьма Кириллович Чередеев и Григорий Петрович
Первухин, ключарь кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеевич Орлов, члены
Тверской духовной консистории протоиереи Василий Федорович Владиславлев, Петр
Васильевич Грязнов, Иоанн Стефанович Васильевский, а также несколько настоятелей
соборов в уездных городах. Большинство из них окончили духовные академии и имели
степени магистра или кандидата богословия.
Награда, дававшая право на потомственное дворянство, могла быть также получена
по протекции высокопоставленных лиц. В 1884 г. президент Академии художеств великий
князь Владимир Александрович ходатайствовал о пожаловании священнику Тверской
епархии Александру Поведскому ордена Св. Владимира 4-й степени за освящение здания
для летнего пребывания учеников Академии. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва
(Тихомиров), сочтя эту награду чрезмерной, предлагал ограничиться пожалованием
наперсного креста от Святейшего Синода. Завязалась обширная переписка, но в результате
мнение Великого князя оказалось решающим, и Поведский был удостоен ордена, принесшего
ему потомственное дворянство. Архиепископ Савва с иронией отметил: "Вот к какой
длинной переписке подал повод совершенный сельским священником подвиг освящения
какого-то пустынного, устроенного в лесу, приюта для питомцев Академии художеств".
В 1870-е гг. установилась не закрепленная законодательно практика пожалования
священникам ордена Св. Владимира 4-й степени, вне иерархии наград, за 50-летнюю
службу ("беспорочно и с похвалою") в священном сане. Первое найденное нами свидетельство
 о таком награждении относится к 16 августа 1871 г., когда ордена Св. Владимира
4-й степени за 50-летнюю службу удостоился протоиерей Корочанского собора Курской
епархии Михаил Вирославский.
В последней трети XIX в. для большинства рядовых священников получение подобной
награды являлось единственной возможностью приобрести потомственное дворянство.
Естественно, претендовать на нее могли только лица преклонного возраста. Так,
в 1884 г. орденом Св. Владимира 4-й степени за 50-летнюю службу в священном сане
в возрасте 75 лет был награжден сельский священник Тверской епархии Михаил Николаевич
Первухин, не имевший до этого ни одного ордена. В то же году и на тех же основаниях
к ордену Св. Владимира 4-й степени в возрасте 73 лет был сопричислен протоиерей
Тверской епархии Григорий Алексеевич Новоселов, награжденный ранее орденом Св.
Анны 3-й степени за 12-летнее исполнение должности благочинного.
В срок 50-летней выслуги, дававшей основания для получения ордена, включалась
и служба по духовно-училищному ведомству в качестве светского лица. Например,
протоиерей Василий Андреевич Рубцов, в 1885 г. в возрасте 74 лет сопричисленный
к ордену Св. Владимира 4-й степени и внесенный в дворянскую родословную книгу
Тверской губернии, был рукоположен в сан священника только в 1845 г. До этого
он десять лет служил учителем в приходском и уездном духовных училищах.
В более привилегированном положении находились священники военного ведомства,
награждавшиеся орденом Св. Владимира 4-й степени за 35-летнюю (а бывшие в походах
- за 25-летнюю) службу. Они, таким образом, имели преимущество перед приходскими
священниками в правах на получение высшего сословного статуса. Так, сын дьячка
Тверской епархии Николай Александрович Новоселов, окончив семинарию, несколько
лет служил в сельском приходе, а в 1855 г. был назначен священником лейб-гвардии
Литовского полка. Вместе с полком он участвовал в боевых кампаниях и удостоился
ордена Св. Анны 3-й степени (1866), сана протоиерея (1873), ордена Св. Владимира
4-й степени с мечами и бантом (1877), ордена Св. Анны 2-й степени с мечами (1878),
палицы (1887) и других наград. В 881 г. в возрасте 65 лет Новоселов был утвержден
в потомственном дворянстве.
Тем не мене, число священнослужителей, получавших ордена, которые давали право
на потомственное дворянство, было невелико по сравнению со светскими лицами.
В 1875 г. орденом Св. Владимира 4-й степени были награждены 64 протоиерея и 7
священников (из них: 51 - к празднику Святой Пасхи (очередные награды), 17 -
за 50-летнюю службу в священном сане, 3 - за другие заслуги). К концу XIX в.
число ежегодно получаемых священнослужителями наград возросло. В 1895 г. к ордену
Св. Владимира 4-й степени были сопричислены уже 76 протоиереев и 58 священников
(из них: 39 - к празднику Святой Пасхи (очередные награды) 89 - за 50-летнюю
службу, 5 - за 35 и 25-летнюю службу (священнослужители военного ведомства) и
1 - за другие заслуги).
28 мая 1900 г. права награжденных орденами на получение потомственного дворянства
были вновь ограничены: низшей наградой, приносившей его, стал орден Св. Владимира
3-й степени. Эта мера повлекла за собой резкое уменьшение числа священнослужителей,
получавших потомственное дворянство по ордену. За 50-летнюю службу орденом Св.
Владимира 3-й степени теперь награждались только протоиереи, уже имевшие орден
Св. Владимира 4-й степени. В 1913 г. ордена Св. Владимира 3-й степени удостоились
всего 35 протоиереев (из них: 27 - ко дню рождения Императора (очередные награды),
7 - за 50-летнюю службу, 1 - за другие заслуги).
После 1900 г. получение награды, дававшей право на потомственное дворянство,
священником, не имевшим академического образования, становиться исключительным
случаем. Для этого необходимо было обладать особым долголетием и продолжать службу
даже в глубокой старости (так как наград удостаивались только "действительные"
священнослужители, а из числа заштатных - только занимавшие какую-либо должность:
благочинного, сотрудника епархиального попечительства и т.п.). Еще одну возможность
открывало замещение наиболее важных должностей (настоятеля собора, члена духовной
консистории и др.), сокращавшее, как правило, срок межнаградной выслуги. Эти
места, однако, занимали в первую очередь выпускники духовных академий.
В Тверской епархии в начале XX в. орден Св. Владимира 3-й степени смогли получить
лишь несколько человек. В их числе был сельский священник Иоанн Петрович Рязанцев,
рукоположенный в сан еще в 1856 г., по окончании семинарии. В 1876 г. он стал
благочинным и через несколько лет был возведен в сан протоиерея. В 1907 г. Рязанцев
получил орден Св. Владимира 4-й степени за 50-летнюю службу в священном сане
(ранее награжден орденами Св. Анны 3-й и 2-й степеней) и в том же году вышел
за штат, продолжая службу благочинным. Через три года он был награжден палицей,
а в 1914 г. в возрасте 83 лет (!) оказался сопричислен к ордену Св. Владимира
3-й степени. 


Источник: "Генеалогический вестник" N5. Санкт-Петербург. 2001. Автор-А. Матисон

Материал подготовил Алексей Арзуманов

        
                                        













ВЕДУЩИЙ РАССЫЛКИ: АЛЕКСЕЙ АРЗУМАНОВ  
РЕДАКТОР: ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ


ОПИСАНИЕ РАССЫЛКИ
Московские генеалогические новости и занимательная генеалогия.

ОБЪЯВЛЕНИЕ
"Приглашаем к сотрудничеству журналистов. Оплата написания статей на генеалогическую
тематику от $3 до $15 за 1800 знаков". 

НАШИ КООРДИНАТЫ
ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Адрес: 119048, Москва, а/я 567, Телефон: (095) 248 19 90, 512 6458 секр.
Сайты: www.rpri.ru; www.geno.ru; www.famclan.ru
E-mail:likvesty@yandex.ru, lbg@hotbox.ru 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное