Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ   N  32
АДРЕС ПОДПИСКИ: http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd

01.05.2004


                ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ


Жизни людей неразрывно связаны с жизнью их страны.  Очень часто в судьбе человека,
как в капле воды, отражается судьба всего народа. Но если выдающиеся личности,
 как правило,  на виду, то жизненные коллизии обычных людей известны только их
родным и близким. И это несправедливо. Судьба простого гражданина достойна того,
чтобы о ней знали. Недаром тема маленького человека занимает в русской литературе
почетное место  и находит искреннее сочувствие у российского читателя. Присоединяясь
к последователям гоголевской "Шинели", мы намереваемся публиковать очерки о жизни
простых людей, испытавших вместе с Россией и радость победы, и горечь поражения.
Мы надеемся, что вас, наши уважаемые читатели, эти публикации не только заинтересуют,
но и подтолкнут к созданию собственных очерков о жизни ваших родственников, друзей
и просто знакомых. Присылайте их к нам в редакцию! 




                                                        Е. Воскресенская                                                                                                                        Артистка

Анастасия  Семеновна Ревякина родилась в 1908 году в деревне Тимашево, под Сызранью.
Ее мать Пелагея Абрамовна вела там значительное крестьянское хозяйство – на пяти
гектарах раскинулся яблоневый сад. Еще она держала двух коров и двух породистых
лошадей. Как-то ночью на двор пожаловали конокрады.          Пелагея Абрамовна
не испугалась, вывела лошадь, села на нее и закричала страшным голосом: 
-       А ну, разойдись! 
      И здоровенные мужики убежали.
Осенью яблоки отправляли в город на возах, а оттуда везли домой головы сахара,
материю и другие нужные вещи. Яблок было столько, что детям, Насте и Ванечке,
разрешалось играть с ними. Дети кидали яблоки в речку и смотрели, как они, важно
покачиваясь, плывут по течению.
Муж Пелагеи Абрамовны Семен был моложе ее на 15 лет. Этот неравный брак оказался
несчастливым и фактически поставил крест на ее жизни. Семен бросил семью и подался
в город. Пелагея Абрамовна продала хозяйство и землю, чтобы жить тоже в городе,
рядом с ним. Произошло это после Февральской революции. Затем грянул Октябрь
и керенки, полученные за землю и дом, пропали.
Пелагея Абрамовна оказалась с двумя детьми в маленьком домике в Сызрани. Не выдержав
потрясений, тяжело заболела. Еле двигаясь, она начала борьбу за существование.
Постепенно оковы болезни спали, но одна рука навсегда осталась неподвижной
На вокзал приходили поезда с голодными пассажирами. Пелагея Абрамовна пекла пироги
с рыбой и носила их продавать на станцию. Хотя пироги шли нарасхват, на жизнь
не хватало. 
-       Нужно тебе, дочка, на работу устраиваться, - понурилась Пелагея Абрамовна,
- видишь, не прожить нам, и Ваньку еще надо поднимать. 
-       Да, не прожить, - грустно согласилась Настя, которой к тому времени исполнилось
14 лет. Бросив школу, она пошла работать уборщицей на станцию. 
 И тут Насте помог Комсомол. Комсомольская ячейка организовала художественную
самодеятельность  "синеблузников". Участвуя в постановке "живых картин", Настя
обнаружила у себя замечательный оперный голос - лирическое сопрано. Началась
новая жизнь. Днем был грязный вокзал, а вечером на сцене народного кружка шли
удивительные представления, где Настя пела вокальные партии.  Зрителям ее выступления
очень нравились. Ей дружно хлопали даже тогда,  когда она от волнения вместо
"кошка съела мышку" спела "мышка съела кошку".  И Настя настолько вошла в образ
благородной дамы, что на свидания к своему молодому человеку приходила с маленькой,
"карманной" собачкой в одной руке и бархатной муфточкой в другой.
К девятнадцати годам Настя успела выйти замуж, родить сына, развестись с мужем
и понять, что ее голос - та соломинка, за которую нужно уцепиться, чтобы не пропасть.

- Поезжай учиться в Москву, - сказал ей секретарь комсомольской ячейки, - а сына
у матери оставь, мы им поможем.
В Москве Настя поступила в музыкальный техникум имени Октябрьской Революции.
Училась легко и весело. Ей понравился большой красивый город. Особенно поразил
Храм Христа Спасителя. В ясные дни его купола прямо-таки горели над Москвой.
Вскоре приехал ее бывший муж Саша Шикалов. 
-       Я тоже хочу учиться, - сказал он Насте,  -  давай больше не расставаться и
сына растить.  
-       Что ж, - вздохнула та, - я зла на тебя не держу, а вдвоем и море по колено.
Саша поступил в автомобильно-дорожный институт и так там хорошо учился, что его
фамилию записали золотыми буквами на специальной доске лучших студентов института.
А Настя на радостях учебу бросила и привезла из Сызрани сынишку Мишу. Начали
Саша с Настей вместе жить и с жильем мыкаться. Приютил их на время настин отец,
тот самый Семен, который был да сплыл. Он работал в Москве дворником и выхлопотал
себе под дворницкую подвальчик на Сретенке . Маленький Миша спал ночью в этом
подвальчике на плите, а уж взрослые - кто где приткнется. 
Настя хоть учебу бросила, но петь ей хотелось. Тут прослушал ее Александр Васильевич
Свешников и принял на работу в свой знаменитый хор. Так Настя стала настоящей
артисткой. Александр Васильевич ее отличал и однажды спросил: 
- А не хочешь ли ты, Асенька, первой на сцену выходить и хор за собой выводить?

- Не откажусь, - не струсила Настя, - только надо туфли на высоких каблуках надеть,
а то мне роста не хватает.
Хор выпускали за границу. Перед гастролями артистов вели в подсобки ГУМа и одевали
во все новое и красивое - от белья до перчаток. Чтобы, значит, не ударить лицом
в грязь перед иностранцами. В буржуазной Чехословакии Настю удивило многое. Например,
чехи за обедом почти не ели хлеба, а суп наливали в маленькие чашечки. А какой-то
богач однажды скупил все билеты на концерт хора. Пришлось пропеть весь репертуар
перед одним человеком.
Перед войной с деньгами стало полегче. Сашу после института взяли на работу в
Министерство нефтяной промышленности начальником отдела. Накопили 5 тысяч и купили
две комнаты в частном владении на проезде Соломенной сторожки. Там у них родилась
дочка Ниночка, туда приехала из Сызрани Пелагея Абрамовна помогать с детьми.
Несмотря на удачные повороты жизни, Настя жила в постоянном страхе. Она ужасно
боялась Сталина и НКВД. Когда Вождь посещал концерты свешниковцев в Колонном
зале и глядел недреманным оком на артистов, Настю маленько "потряхивало". Но
она виду не показывала и держалась молодцом. Муж Насти тоже вздрагивал от каждого
стука в дверь, но украдкой ходил в церковь и переписывал молитвы в тетрадочку.

Тень Сталина пролетела над семьей дважды. Первый раз в эвакуации в Сызрани, когда
кто-то из своих настучал, что у Шикалова Александра Григорьевича дома хранится
радиоприемник. С Шикаловым Александром Григорьевичем серьезно поговорили, приемник
изъяли и отпустили восвояси. Второй раз это случилось на Чистых прудах, куда
семья поменялась после войны. Анастасию Семеновну вызвали в известное место и
попросили "подтвердить", что старичок сосед, бывший владелец коммуналки, - враг
народа. 
-       Вы только подтвердите, - убеждал Настю энкавэдэшник, - а мы уж с ним сами разберемся
и в расход пустим. 
Настя не растерялась и смело заявила следующее: 
-       Я пролетарского происхождения, бояться  мне нечего; а про старичка ничего плохого
сказать не могу, тихий он, никому не мешает. 
Как ни странно, все обошлось. Анастасия Семеновна благополучно ушла домой, а
старичок тихо доживал дни в комнатке на первом этаже.
После войны Настя в хор Свешникова не вернулась. Не пошла она туда оттого, что
очень плохо была одета.. Настя пошла петь в хор Всесоюзного радио, который назывался
"Украинская капелла". Через несколько лет ее уволили по сокращению штатов. Произошло
это после неосторожно оброненных ею слов в случайном разговоре. Мол, Кувыкин
(тогдашний руководитель капеллы) хороший дирижер, но до Свешникова ему далеко.
Больше Анастасия Семеновна к певческой карьере не возвращалась. Она с головой
ушла в домашнее хозяйство, а позднее с огромным интересом обрабатывала маленький
подмосковный участок. Яблони там она посадила в "шахматном порядке". Точно так
же были посажены деревья в роскошном материнском саду, исчезнувшем в вечности.
Вырастив детей, супруги купили небольшую квартиру в кооперативе и были счастливы,
что у них есть все удобства и телефон. Анастасия Семеновна пережила Александра
Григорьевича на 5 лет и умерла на восьмидесятом году жизни от болезни сердца.
Ее прах покоится на Николо-Архангельском кладбище.

Материал подготовил Алексей Арзуманов



 СЕМИНАРИЙ ГЕНЕАЛОГА

          ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ



В начале 1990 - х годов в России у школьников стал проявляться интерес к генеалогии:
истории своих семей и родов, родословным знаменитых земляков и исторических деятелей.
Это было, в какой-то мере, связано с появлением двух детских программ: Международной
- "Древо жизни", разработанной в Союзе пионерских организаций - Федерации детских
организаций (1991), и Всероссийской - "Моя родословная", входящей в Программу
туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество"
(1992-1993) (с 1998 г. целевая программа "Родословие"). Обе программы  были нацелены
на изучение истории своего рода, возобновление  семейных традиций, предполагали
публикацию детских исследований.
Многие ребята занялись изучением своих корней, прослеживанием судеб отдельных
 представителей рода и, одновременно, освоением основ генеалогии, знакомством
с научной терминологией.
В генеалогических исследованиях детей определились три направления:
- изучение истории своего рода, своей семьи, отдельных представителей рода;
- изучение рода, отдельных его представителей, упоминающихся или известных в
науке или в литературе;
- изучение известного рода (отдельных представителей), не родственного автору,
однако, по какой-либо причине заинтересовавшего исследователя.
Анализируя доклады детей, можно выявить ряд причин, которые побудили их к исследователям.
При изучении своей родословной:
- продолжение работы, начатой кем-либо из родственников,
- желание самостоятельно создать историю своего рода, оставить после себя память
грядущим поколениям;
- стихийный интерес к судьбе кого-либо из родственников, желание узнать больше
о жизни общества.
При изучении "чужой" родословной:
- интерес к историческим деятелям, желание узнать неизвестные факты прошлого;
- интерес к землякам, знаменитым однофамильцам;
- частое упоминание в учебниках, литературе разных представителей одного рода;
- коллективный поиск.
Кроме того, стимулом для исследования являются:
- задание педагога;
- участие в конкурсах и конференциях.
Ребята при проведении исследований используют все доступные им методы исследовательской
работы;
-изучение литературы, научных, информационных материалов;
- изучение документов в архивах, библиотеках и музеях как государственных, так
и общественных и домашних (семейных);
- опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей,
обладающих информацией;
- переписка, оформление запросов в организации;
- фотографирование, видеосъемка, зарисовка;
- консультации и собеседования со специалистами;
- анализ полученной информации, сравнение фактов, уточнение и проверка информации;
- обобщение собранного материала;
- составление схем, таблиц, подбор иллюстрированного материала.
Многим юным исследователям приходится обращаться за справками и консультациями
в государственные архивы, библиотеки и музеи. Однако существует немало трудностей
при этой деятельности. Часто ребенок не представляет, какие сведения могут иметься
в том или ином хранилище (где, в каком учреждении содержится нужная информация),
не может четко сформулировать какой материал хочет найти, какие документы, фотографии.
Целый комплекс проблем связан с организацией архивного поиска, это:
- отсутствие умения ориентироваться в архиве, работать с архивными документами;
- незнание церковнославянского и дореформенного русского языка, на котором велись
записи до 1918 года;
- разрешение пользоваться архивным материалом только с 18 лет.
Тем не менее, ребята все-таки проводят исследования, составляют свои и чужие
родословные. В основном, они затрагивают 20 в., но некоторые юные историки "залезают"
в глубь веков, находя своих предков за 200-400, а иногда и более лет. Им помогают
близкие и дальние родственники, педагоги, ученые.
Необходимо отметить, что исследования, проводящиеся детьми, имеют серьезные результаты.
Лучшие работы присылаются на конференции, конкурсы, публикуются как в местных,
так и в центральных изданиях, представляются на выставках (например, во Владимире
на выставке  "Моя семья"). В ряде российских городов проводятся тематические
конференции, посвященные родословным (Владимир, Воронеж, Волгоград). Здесь следует
отметить, что только на Всероссийские конференции движения учащихся "Отечество"
с 1996 г. было прислано более 100 работ, многие из которых опубликованы.
Исследованиями родословных, как своих, так и исторических деятелей занимаются
также воспитанники Исследовательской студии "История" Московского городского
Дворца творчества детей и юношества. За семь лет ими было сделано около 40 докладов.
Школьники вносят заметный вклад в развитие отечественной генеалогии, способствуют
сохранению истории родов, подчас не знаменитых, обогащая источниковедческую основу
развития современной истории.      


Источник: Летопись Историко-родословного общества в Москве. 2002
 N 6-7(50-51). Москва. Автор - Н.А. Александрова.


Материал подготовил Алексей Арзуманов



                         












ВЕДУЩИЙ РАССЫЛКИ: АЛЕКСЕЙ АРЗУМАНОВ  
РЕДАКТОР: ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ


ОПИСАНИЕ РАССЫЛКИ
Московские генеалогические новости и занимательная генеалогия.

ОБЪЯВЛЕНИЕ
"Приглашаем к сотрудничеству журналистов. Оплата написания статей на генеалогическую
тематику от $3 до $15 за 1800 знаков". 

НАШИ КООРДИНАТЫ
ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Адрес: 119048, Москва, а/я 567, Телефон: (095) 248 19 90, 512 6458 секр.
Сайты: www.rpri.ru; www.geno.ru; www.famclan.ru
E-mail:likvesty@yandex.ru, lbg@hotbox.ru 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное