Первые рекламные статьи в газетах и журналах шли на ура.
Массовый читатель привык доверять авторитету прессы и воспринимал
рекламную статью как рекомендацию к действию.
Со временем ситуация изменилась и издатели начали креативить, лукавить,
всем своим видом показывая, что это не реклама, а интересная и полезная
информация. Примерно в конце прошлого века количество рекламы в СМИ
начало зашкаливать все разумные пределы, хотя до западных изданий нам
все еще далеко. Читатели из бывшего СССР без специальной, многолетней
подготовки инстинктивно начали избегать всего, что связанно с рекламой
и рекламные статьи стали просто одной из страниц в издании, которые
нужно просто перелистнуть, не читая. Заказной тон статей сразу бросался
в глаза, читатель научился распознавать их с первого взгляда и
эффективность такого рода рекламы снизилась в разы от первоначальной.
Давайте вместе порассуждаем на тему - что писать, кому
писать, про кого писать и как это преподносить для максимально
эффективной отдачи.
Плясать будем... от конверсии
Единственный фактор, позволяющий оценить эффективность рекламной
статьи, - это конверсия. Ни креатив, ни дизайн, ни качество статьи, ни
грамотность, ни стиль автора не позволяют оценить реальную
эффективность. Только конверсия является тем мерилом, глядя на которое
можно сказать: «Да, это всем рекламам реклама».
Если первоначально конверсия составляла не менее сорока процентов и
читатели взахлеб обсуждали "целебные свойства пива" или "пользу
умеренных количеств водки", то сейчас конверсия упала до смешного числа
- 5-10%. Не более. Дорогие издания продают место под рекламную статью
по тем же расценкам, что и обычную рекламу, ведь нет никакой разницы,
чем именно занята полоса, креативными изысками дизайнера или текстом.
Однако я хотел бы обсудить не рекламу спиртного или продукции вообще.
Мне гораздо интереснее рынок услуг.
Продать услугу гораздо сложнее, чем товар из-за ее неосязаемости. Если
товар зачастую является необходимостью, то важность услуги осознается
лишь постфактум.
Ассоциироваться будем... только не с директором
Кто заказывает рекламные статьи в глянце?
PR-агенства, маркетологи, HR-агенства и так далее.
Немного реже встречаются рекламные статьи, направленные на улучшение
имиджа компании, и относиться такие статьи могут к любому сектору, от
медицины до тяжелого машиностроения. Вот в таком ключе и поговорим.
Самый распространенный вид рекламных статей на данный момент - это
"интервью" с директором, плюс обязательная фотография директора
рекламируемой компании. Для начала неплохо бы определиться, на что
направлен пиар - на директора или на компанию и ее услуги. Довольно
часто оказывается, что директор настолько жаден до славы, что не хочет
отдавать ни крупицы известности своим сотрудникам и его фотографии
украшают все рекламные статьи в изданиях. Хорошо если директор обладает
харизмой и его лицо располагает к себе. Но зачастую такие фотографии
можно вырезать и ставить в сервант, чтобы дети за конфетами не лазили.
Итак, первый прокол в рекламных статьях мы уже
обнаружили. Мужественное лицо менеджера или симпатичная секретарша
будут гораздо более сильным продающим фактором, чем помятое лицо
директора. Некрасиво, конечно, так говорить, но это бизнес. В крайнем
случае, лучше вообще обойтись без фото.
Раз уж зашла речь об этом распространенном формате публикации -
интервью с директором, отметим основные его недостатки.
Интервью с руководителем, с одной стороны, показывает, что руководство
открыто для диалога с клиентами, но с другой - у некоторых клиентов
слова "руководитель" или "директор" вызывают подсознательное ощущение
ценовой недосягаемости услуги (раз уж Сам директор, то цены у них,
наверное, ого-го, а клиенты небось люди с громкими именами).
К сожалению, охочие до славы директора именно так и преподносят себя и
свою компанию в таких "интервью", мол, мы лучшие и эксклюзивные, что
сразу повышает ментальный порог вхождения. Потенциальный клиент,
основываясь на прочитанном, переоценивает доступность услуги и
отказывается от сотрудничества.
Я считаю, что политика - " девушка по соседству" тут более приемлема и
более гибка для воздействия на клиента. Здесь речь об известном случае
в журнале Playboy. Издателю журнала в один прекрасный момент пришла в
голову идея сделать далеких и недоступных красавиц с обложки более
близкими к обывателю. Для этого он напечатал в журнале фотосессию
редакционной секретарши, и помимо фотографий опубликовал небольшой
очерк о простой секретарше. Обыватели увидели, что в журнале простая
секретарша и бросились раскупать журнал с утроенной энергией. С тех пор
политика под названием - "Девушка по соседству" является основным
девизом издания, приносящим неплохие дивиденды по сей день, несмотря на
засилье доступной порнографии в интернете.
Писать будет...настоящий профессионал
Теперь перейдем к гораздо более важной части. Кто должен писать
рекламную статью?
Почему-то владельцы компаний мужественно отказываются от услуг
профессиональных копирайтеров и считают, что менеджер по работе с
клиентами справится не хуже. А уж если директору, как говорится, вожжа
под хвост попала, то вообще хоть беги.
Директор с красными от недосыпа глазами вымучивает из себя шедевр
писательской мысли и полученный в итоге опус приводит в шок даже
матерых редакторов, которых, казалось бы, уже ничем не удивить. Все это
понятно, кто из нас не хотел попробовать себя в роли Дюма или, на худой
конец, Пелевина? Но господа, отделяйте, пожалуйста, мух от котлет, а
личные стремления от бизнеса.
Второй прокол - это написание очень, повторюсь,
очень специфической статьи неподготовленными людьми.
Скажу больше, даже профессиональные журналисты иногда выдают такие
перлы в рекламных статьях, что хочется плакать.
Прошу понять одну вещь, писать тоже можно по-разному. Почему-то люди
прекрасно понимают разницу между английским языком и испанским и не
заставят переводчика с английского переводить с испанского. Но когда
дело касается смежных областей, это понимание сразу испаряется. Ну,
пишет себе человек и пишет, какая разница, что писать?
А разница есть, причем очень существенная, рекламная статья должна
привлекать, заинтересовывать, играть на чувствах и, самое главное, она
должна обращаться непосредственно к потенциальному клиенту. Читатель с
первых строк должен понять, что к нему обращаются с конкретным
предложением, которое поможет развиваться его бизнесу или ему лично.
Понять, что ему продают не эфемерную услугу, а вполне осязаемый товар.
С такой задачей не справится менеджер или секретарша. Более того, даже
психолог со стажем или акула пера зачастую не смогут обратиться
напрямую к клиенту. Нужно брать всего по чуть-чуть, немного психологии,
немного юмора, толика здравого смысла, щепотка цинизма. И уместить все
это нужно на одну, максимум две полосы.
Давайте пока остановимся на том, что - не всем дано.
Кстати, раз уж речь зашла о написании статей, то не грех вспомнить
блоги, в частности и корпоративные блоги в общем.
Корпоративный блог это одна, большая, бесконечная, рекламная
статья. Корпоративный блог должен быть мостиком между рядовым
покупателем и далеким для него миром бизнеса. Но лучше я не буду
разглагольствовать на эту тему, тем более что буквально на днях я
наткнулся на статью Корпоративный блог: вещание в никуда? замечательной
журналистки (судя по названию ЖЖ, ее зовут Настасья)
Всем блогерам читать обязательно, впрочем, и всем остальным, тем кто
интересуется данной темой или просто к ней близок читать также в
обязательном порядке.
С тем - "кому писать" мы вроде определились. Теперь давайте определим,
как это преподнести, чтобы читатель и потенциальный клиент с первых
строк заинтересовался написанным. Это проистекает из предыдущей
проблемы - "кому писать".
К сожалению, большинство рекламных статей - это плод трафаретов и
шаблонов. 90% всех вступлений и предисловий просто слизаны одно с
другого.
"Последнее время рынок услуг растет семимильными шагами..." "В период бурного развития, рынок диктует условия..." "Все больше и больше руководителей компаний осознают
необходимость..."
Ничего не напоминает? К сожалению, это именно то, о чем я уже говорил.
Такие статьи являются продуктом стереотипного мышления. У человека,
прочитавшего десятки статей по теме, в голове отложилась калька из
прочитанного. Если в рекламной статье присутствуют похожие строки, то
можно с большой долей уверенности предположить, что писал ее
непрофессионал.
Профессионал никогда не будет использовать шаблон в предисловии.
Существуют, конечно, определенные психологические уловки, которые можно
использовать в середине или в конце статьи, но предисловие - это именно
та часть, которая привязывает читателя и делает его потенциальным
клиентом, а при удачном развитии событий потенциальный клиент
становиться реальным заказчиком. Именно поэтому читатель с первых строк
должен привязаться и захотеть дочитать статью до конца. Очень
желательное условие - читатель сначала не должен понимать, что он
читает рекламную статью, хотя бы две-три строки.
Выводы делать будем...соответствующие
При действующей политике "шаблонов и трафаретов"
надеяться на высокую конверсию бесполезно. Вот и сидят руководители
всех мастей в ожидании клиентов, вырезают рекламные статьи, вставляют
их в рамочки и вешают на стену в пустом офисе, что бы хоть немного
потешить свое самолюбие. Ладно, ладно, Киса, свои 5% вы получите. ;)
Виноватым в любом случае сделают не директора, переоценившего свои
возможности или возможности своего сотрудника, который написал "креатив
из-под палки". Виновато будет издание, журналист, редактор, менеджер по
рекламе, глупые клиенты, не понимающие своей выгоды и так до
бесконечности, но только не руководитель.
Поэтому вывод один: доверяйте профессионалам, каждый специалист хорош
на своем месте.