Product placement не просто приелся, он стал раздражать. "Количество
контента превосходит все пределы, с появлением фото- и видеохостингов
пользователи стали более требовательными,- обрисовывает ситуацию Максим
Кудеров, директор студии "Антимульт".- Чтобы сейчас, например, у ролика
был фантастический успех, надо не выпячивать марку. Иначе это будет
воспринято как забавная, но прямая реклама". Поэтому компании пытаются
создавать нечто ценное само по себе и притом ассоциирующееся с брэндом.
Так что брэндированный контент начинает вытеснять рекламные материалы
старого образца. Во многих PR-агентствах и компаниях открываются
отделы, задача которых - создавать творческие, интересные и необычные
произведения, намекающие на марку или продукт. "Главное отличие этой
методики от product placement в том, что созданный на ее основе контент
интересен и рекламодателям, и аудитории",- считает Глеб Сахрай,
генеральный директор компании PR Technologies, которая одной из первых
начала продвигать новую технологию взаимодействия с потребителями в
России. На заре пострекламной эпохи "Секрет фирмы" решил написать о
необычных способах, используемых сегодня для продвижения брэндов.
Создать игру
Окно игры оформлено в виде телефона с GPS, на экране - карта города, и
игроку необходимо как можно быстрее доехать до определенной точки.
Казалось бы, обычный сюжет небольшой аркады. На самом деле компьютерная
игра была создана компанией Promo Games во главе с генеральным
директором Петром Буровым по заказу Dixis. Сеть салонов связи решила
таким образом увеличить продажи одной из моделей смартофонов. Ехать в
игре надо было не в абстрактную точку, а непосредственно в салон Dixis,
где продается устройство. Бизнес Promo Games - это создание
"брэндированных игр" для компьютеров или мобильных телефонов. Такие
развлекательные приложения компании распространяют через тематические
интернет-сайты или записывают на CD и дарят клиентам.
Небольшую простую игру фирма сделает за 30-80 тыс. руб., в зависимости
от сценария и технологии, и большинство заказчиков - представители
среднего и крупного бизнеса. Для небольшой конторы создание игрушки и
запуск сайта с точки зрения расходов сопоставимы, поэтому подобные
организации в Promo Games практически не обращаются. На то, чтобы
сделать аркаду, нужно от двух недель до полутора месяцев. "Иногда
заказчики приходят к нам с готовым решением, но чаще мы полностью
разрабатываем сюжетную линию и то, как будет связан с ней брэнд или
продукт",- рассказывает Петр. В идеале, с его точки зрения, заказчики
не будут просить: "Мне бы игру" или "Мне бы рингтончик", а придут с
заданием полностью создать стиль, с которым людям хотелось бы себя
ассоциировать.
Отправить блогеров в путешествие
На пользу брэнду можно обернуть не только виртуальную прогулку на
экране компьютера, но и реальное путешествие. Летом нынешнего года
компания Diageo собирается отправить десять блогеров, фотографов и
писателей на поиски истоков известного водочного брэнда Smirnoff.
Путешественники посетят четыре города: Москву, Шанхай, Париж и
Нью-Йорк. О своих приключениях они расскажут в блогах, коротких фильмах
и других медиа. Все эти "брэндированные произведения" будут
вывешиваться на сайте Smirnoff.com и на специальном канале Smirnoff на
YouTube. Каждый из десяти участников, выбранных на специальном
конкурсе, будет представителем определенной части света. Начнется вояж
29 сентября 2008 года в Москве. Smirnoff решилась на такой необычный
способ продвижения во многом под влиянием своего конкурента,
выпускающего виски Chivas Regal: Chivas Brothers (производитель
напитка, подразделение Pernod Ricard) уже несколько лет каждый год
отбирает двух человек в качестве "посланников брэнда" и отправляет их в
путешествие по разным странам мира. На год "евангелистам" выдают по
$100 тыс. "Посланники" изучают сладкую жизнь крупнейших мировых столиц:
они посещают частные концерты в Нью-Йорке или ночные клубы в
Лас-Вегасе. На примере двоих счастливчиков Chivas Brothers обещает
показать, что такое "жизнь на полную катушку". Путешественники
выкладывают фото- и видеорепортажи ("уроки жизни") на сайте
ChivasCircle.com, где каждый год проводится конкурс среди желающих
получить $100 тыс. и научиться жить красиво
Брэндированные путешествия были взяты на вооружение и у нас. В рамках
проекта "Побег из Москвы" пятеро известных блогеров проехали по югу
Азии, регулярно публикуя на интернет-сайте истории о своем путешествии,
фотографии и видеоматериалы. Акция была призвана донести до
пользователей Рунета примерно такой месседж: "Все, что тебе нужно в
дороге,- это пиво Heineken, телефон Sony Ericsson и чеки American
Express". С таким багажом пятерым странникам предлагалось проехать
через всю Азию. "С грустью вспоминаю про оставшиеся на Филиппинах два
пятилитровых draught keg Heineken, которые при выезде в мусульманскую
Малайзию пришлось превратить в живые деньги,- пишет из Куала-Лумпура
Самсон Шоладеми, один из участников проекта.- Первый зеленый бочонок я
реализовал в Легаспи. Решил поставить эксперимент и расплатиться за
двухдневный ночлег в отеле Magayon кегом Heineken. Судьба второго
draught keg была более драматична: я его пустил по кругу среди
бэкпекеров и дружеской администрации гестхауза Friendly's, за что
получил 50-процентную скидку на последний ночлег в Маниле. Теперь я
точно знаю, что если в России самая крепкая валюта - это водка, то на
Филиппинах - однозначно пиво Heineken". Далеко не все сообщения так же
пестрят известными марками, но во многих использование продукта -
ключевая тема. Естественно, фотографии и видео снимаются на телефон
Sony Ericsson K850i. Герои то и дело попадали в необычные,
захватывающие и экстремальные истории, так что пользователи следили за
гонкой через полпланеты с замиранием сердца.
Организатором мероприятия выступала компания 4Experience, подразделение
PR Technologies, специализирующееся на вирусоемком контенте. "Мы
выделили тренды: аудитории интересны Web 2.0, самостоятельные
путешествия и дауншифтинг, новые медиа и видеоконтент в Сети. Из
сочетания всего этого родился проект "Побег из Москвы", который
интегрировал брэнды",- говорит Глеб Сахрай. Бюджет завершившегося в мае
проекта составил $300 тыс. За восемь недель путешествий по десяти
странам сайт проекта посетил миллион уникальных пользователей. С учетом
освещения на "Нашем радио" и канале O2 аудитория оценивается в 3 млн
человек.
Написать книгу
За восемь недель "Побега из Москвы" журналисты собрали массу
неожиданной, необычной, авантюрной информации, и создателям
реалити-блога жаль было терять накопленное. "До сих пор все сообщения
можно прочитать в Сети, но, как оказалось, тема самостоятельных
путешествий, без экскурсионных групп и выставляемых напоказ
туристических достопримечательностей, актуальна и привлекательна,-
рассказывает Глеб.- Поэтому мы хотим переработать материал и сделать
своеобразный путеводитель, издать книгу, которая в ближайшее время
может появиться на полках и закрепить успех". Кроме того, как считают в
PR Technologies, эта мера способна привлечь дополнительную аудиторию, в
основном людей, увлеченных путешествиями.
"У этого направления большие перспективы, мы будем и дальше всячески
его развивать,- уверяет Сахрай.- Например, мы активно работаем с
компаний Unilever, так что разнообразного брэндированного контента
будет все больше".
Снять видеоролик или полнометражный фильм
В России таких масштабных кинопроектов, как фильм "Изгой", бюджет
которого, по-видимому, частично оплачен компанией FedEx, пока не было.
Хотя режиссер Роберт Земекис, давая интервью, не устает повторять, что
не получал никаких денег от FedEx за участие марки в фильме, есть
основания поставить это утверждение под сомнение. Весь сюжет закручен
вокруг этой компании: попадает в катастрофу самолет FedEx, во время
пребывания на острове от верной смерти героя Тома Хэнкса спасает
содержимое посылок, сцена возвращения снималась в Мемфисе, в
штаб-квартире корпорации, а роль ее исполнительного директора сыграл
Фред Смит, который на самом деле в то время занимал пост CEO. Какую
часть бюджета картины (он составил $90 млн) FedEx оплатила за участие в
фильме, точно сказать сложно, поскольку эта информация тщательно
скрывается, но, по оценкам экспертов, не меньше половины.
Российские компании пока предпочитают короткометражки: такие ролики
периодически появляются на их официальных сайтах или порталах типа
YouTube. Правда, самый заметный проект в этой сфере рекламирует не
коммерческую компанию, а художественный фильм. Ролик "Безумный
менеджер" Тимура Бекмамбетова за первые минуты был просмотрен несколько
сот тысяч раз. На экране одетый в аккуратный костюм клерк вдруг
начинает ломать офисный инвентарь и убивать своих ничего не
подозревающих коллег. Ролик якобы снят камерами видеонаблюдения, и
происходящее настолько реалистично, что ввело в заблуждение даже
центральные телеканалы, принявшие все за чистую монету и вставившие его
в новостные сюжеты. Таким способом анонсируется фильм "Особо опасен", в
одной из сцен которого главный герой тоже крушит офис.
Создать героя и снять мультсериал
"Берегись Годзиллы",- тревожно произносит голос за кадром в мультике
студии "Антимульт", посвященном телефонам Motorola. Через секунду
уверенного в себе клерка, с кем-то оживленно перебрасывающегося SMS,
переезжает мотоциклист. В 2002 году брэнды были для студии "Антимульт"
просто забавными объектами для стеба. "Пора уже устроить этим
узкоглазым пожирателям собак срань господню",- говорит Джордж Буш,
внося Корею в "список смерти" в мультфильме студии "Антимульт" "Будущее
зависит от тебя". Президент США составляет перечень стран, которые
американцы будут бомбить в первую очередь. В руках у него тоже телефон
Motorola.
"Изначально мы не брали денег от брэндов,- рассказывает Максим
Кудеров.- Мы брали то, что нам нравилось, и добавляли в сюжет, потому
что все это - часть нашей жизни. Пожалуй, 2003 год был для нас пиком
популярности: число просмотров достигало нескольких сотен тысяч в
день". Примерно в то время, пять лет назад, на студии начали
изготавливать и коммерческие ролики. "Сейчас мы делаем в среднем два
коммерческих мультфильма в месяц",- говорит Максим. Срок работы над
одним роликом - около месяца от зарождения идеи и до озвучки, заказчику
минута анимации обойдется в 100-120 тыс. руб. "Антимульт" уже сделал
мультфильмы для водочных брэндов Sputnik, "Славянская" и автомобилей
Niva. Даже здесь компания не преодолела свое ироничное отношение к
брэндам: водку "Славянская" рекламируют три Симпсона, переодетые в
русских богатырей, а в ролике о счетчиках купюр Magner мафиози
выбрасывают из окна бедолагу, недоплатившего им один доллар.
Созданием собственных мультфильмов занялись и небольшие российские
компании. Нижегородский бизнесмен Владимир Кудрявцев, владелец "Клуба
ледянника-банника", мечтает о флэш-персонаже, который пропагандировал
бы регулярное закаливание. Коммерсант уже занят самостоятельной работой
над сюжетной линией и поиском художника, способным воплотить его
замысел.