ВОПРОС: "Подскажите, пожалуйста, что мне делать со своим страхом за будущее сына? Я его воспитываю одна с самого рождения, отец отказался принимать участие в его воспитании и жизни, а мне было уже 32 и поэтому я родила "для себя" не имея ничего, даже квартиры, жила у мамы какое-то время, потом вернулась в Москву, стала счастливой обладательницей комнаты в коммуналке, в пандемию продала ее и переехала жить к морю, взяла квартиру в ипотеку.

В детстве меня воспитывала бабушка, родители плохо жили и отдали меня к ней на воспитание, я хорошо училась, много читала. Никто меня не контролировал, все делала сама. Поступила в институт сама, потом переехала. И это все самостоятельно, никакой помощи не было ни от кого, ни разу, ни одним рублем и даже добрым словом. Выходила замуж, когда сыну было 5 лет, но очень быстро развелась. С тех пор одна, были романы, но теперь уже ничего не хочу.

Сын хороший, добрый мальчик. Практически сам выучил английский, но он живет в своем мире, его невозможно ни в чем убедить и невозможно заставить что-то делать даже для его же блага. Все время проводит в телефоне, уроки делать не хочет, но это все началось в 8 классе, когда он решил, или кто-то подсказал, что 8 класс ни на что не влияет и можно расслабиться. Что привело к тому, что теперь у него полная неуспеваемость по математике и химии.

От репетиторов отказывается, хотя от них толку нет, потому что пока они объясняют ему все понятно, а потом он не выполняет, то что ему задано и на выходе результата нет. Аналогично и с курсами подготовки к ОГЭ, ходит через раз, домашку не выполняет. Завтра иду в школу, т.к. пробник по математике написан на "2".

Нашла дорогой и платный колледж с модными айти профессиями, сходили с ним, посмотрели, сказал что хочет быть графическим дизайнером. Опять же все с моей подачи, и вообще непонятно будет он там учиться или будет как в школе штаны протирать, но уже за деньги. Сына особо не волнует где он будет учиться и что будет делать после 9 класса, т.к. в 10 его точно не возьмут с такими оценками.

А я не понимаю что я сделала не так, как мне исправить ситуацию, что делать? Иногда у меня опускаются руки и я вообще его не трогаю в плане учебы и успеваемости (по совету одного очень известного психолога), а иногда мой страх прорывается и я начинаю плакать, кричать, ругаться и даже обзываться, а раньше за невыполненную домашку и ремня могла всыпать.

Сын, разумеется не понимает чего мне от него надо, обещает исправить оценки, но на долго его не хватает. Поэтому вопрос, как-то можно повлиять на то, что ребенок плывет по течению, ничего его не интересует, никаких амбиций и никакого стремления. Или это мне надо голову лечить и оставить ребенка в покое, ибо поздно пить боржоми и надо было раньше не на хлеб зарабатывать, а все бросить и сидеть с уроками днями и ночами, отключить дома интернет и забрать у него телефон.

Как быть с учебой? С платными курсами? Заставлять или ждать пока сам попросит? Оплатить и записать в дорогой колледж или в самый обычный радиотехнический рядом с домом, но там пугает контингент, хотелось бы чтобы окружение было получше, ведь социум имеет огромное значение".

ОТВЕТ

Знаете, мне кажется, через этот ужас, непонимание и беспомощность проходят более-менее все родители. Просто у кого-то это протекает в легкой форме и быстро остается позади, а кого-то накрывает по полной программе. Дозировка разная, а препарат-то один и тот же. Нам всем в какой-то момент дают понять, что у нас нет власти над нашими детьми.

Это очень тяжело осознать, потому что это прямо противоречит самой идее родительства. Главная идея родительства состоит в том, что ребенок - это наше творение. А мы, соответственно, этого творения творец. Творцом быть сладко, даже когда творение кочевряжится и не хочет есть кашу - все равно это не просто каторга, а творческий процесс. Творцом быть престижно и где-то даже богоподобно. Творцом быть выгодно, ибо творец властен над своим творением и может послать его за пивом(зачеркнуто) приспособить его под свои нужды. И все страдания, которые доставляют дети, легче переносить, если знать, что это не фигня какая-нибудь, а муки творчества.

Поэтому так трудно принять тот факт, что дети - не наше творение, а сами по себе творение, свое собственное. А мы, стало быть, ни фига не творцы, а просто тусим тут на подтанцовке. Этой мрачной правде противится буквально весь наш организм. Поэтому эту правду Небеса до нас доносят такими вот жесткими способами. Потому что по-хорошему мы не понимаем.

Если честно, то мы и по-плохому не понимаем.

Когда ребенок не желает есть кашу, мы не в силах принять тот факт, что этот человек просто не любит кашу. Мы начинаем вопрошать себя, где мы ошиблись, где свернули не на ту дорожку? Почему не привили ребенку любовь к каше, почему плохо старались? После чего начинаем судить себя последним судом, ибо согрешили еси.

То есть нам легче признать, что мы проиграли бой, чем признать, что мы вообще не командовали войском. Что наше место в обозе.

А между тем наше место именно там. Наше дело - снабжать войско провиантом и фуражом. А как уж оно там воюет - это от нас не зависит.

Еще один родительский ужас и кошмар - это вдруг обнаружить, что ребенок на нас совсем не похож. Вот в кого он такой, сокрушается мать, разве мы в его возрасте такие были?

Ну, во-первых, да - именно такие. Мы просто либо не помним, либо помним вещи несущественные. Моя дочь училась в школе из рук вон, ни фига не читала и не вылезала из телефона. А я в ее годы училась на отлично и читала не переставая. Вопрос - в кого же это у меня ребенок такой ленивый и нелюбопытный? Ответ - таки да. Пятерки я получала, но школу ненавидела до визга и видала ее в гробу. Я читала книжки, потому что в те времена, кроме книжек, читать было нечего. Дали бы мне тогда телефон, а в нем тикток - было бы то же самое. То есть с виду-то я была книжная отличница, а на самом деле я была такая же, как она.

Когда вы сравниваете себя с сыном, вы не видите сходства, потому что вы смотрите на фантик, на упаковку. Вы боролись в одиночку, вы тихо и упорно, как муравей, шли к своей цели. Ваша цель была - сохранить себя в тех обстоятельствах, которые вам выдали. У вашего сына такая же цель - сохранить себя. Просто он идет к ней другим путем. Но он так же упорен и несгибаем, как вы.

Все наши честолюбивые желания - например, улучшить породу или хотя бы не допустить ее деградации, - они даже в селекционном животноводстве не всегда осуществимы. Мы не можем сделать наших детей такими или этакими. Все, что мы можем - это постараться не сделать их несчастными.

У вас хороший мальчик, и ему сейчас тоже очень тяжело. Он действительно не понимает, чего вы от него хотите. Ребенок в этом возрасте не оперирует такими абстракциями, как профессиональная биография или востребованность на рынке труда. Он делает то, что привык делать и то, что умеет делать.

Если есть возможность взять репетитора, который все задания будет проходить с ним во время урока, - есть смысл это сделать. Если в том колледже, куда вы хотите его определить, есть подготовительные курсы - есть смысл его туда записать. Сам он никогда ни о чем таком не попросит, это все находится за пределами его картины мира. На этих курсах может найтись подходящая компания мало-мальски мотивированных ребят, тогда у мальчика будет стимул туда ходить и может появиться желание им подражать. Ни один 15-летний мальчик не берет пример с мамы. Он берет пример только с друзей.

Очень жаль, что не получается закончить полную среднюю школу. Дети и в 17 лет, после 11 класса, мало что еще соображают, но после 9 класса они еще совсем растения. Заставлять их принимать какие-то судьбоносные решения в этом возрасте - это просто живодерство.

Вы очень бедный котик, и я всей душой вам сострадаю. Но вы все-таки попробуйте посмотреть на вашего мальчика не как на результат вашей работы. А просто как на человека. Представьте, что это чей-то чужой мальчик, что у вас нет задачи что-то из него сделать. И если у него ничего не получится, это будет не ваша забота. Но он хороший мальчик, он вам нравится и вы хотите ему помочь. Придумать для него что-то, подсказать какие-то варианты. Просто так, по любви.

Просто попробуйте. Должно помочь.

Малка Лоренц