Наверное, каждая из нас знакома с книжной героиней Скарлетт О'Хара и ее знаменитой фразой «Я подумаю об этом завтра». Казалось бы, и русская пословица о том, что утро вечера мудренее отражает всю пользу ситуации: если не хочется решать проблему, лучше отложить ее решение.
Но в жизни все гораздо прозаичнее: откладывание важных дел в угоду второстепенным чревато неприятностями в виде подмоченной рабочей репутации, испорченных отношений с окружающими, недовольства собой. Психологи даже дали название подобной ситуации, окрестив ее «синдромом Скарлетт» или прокрастинацией. Предлагаем вам ближе познакомиться с этой напастью и, если она вам близка, понять, как избавиться от нее.
Подробнее о термине
Прокрастинация – постоянное откладывание важных, а зачастую и неприятных дел «на потом». И ладно бы, руки до них в скором времени дошли, так ведь нет: постоянно находятся более «важные» занятия в ущерб действительно необходимым. Скажем, вам нужно начать подготовку к докладу перед коллегами, который ожидается через пару дней. Вместо того, чтобы корпеть над презентациями, анализом данных и поиском материала, вы тратите время на бесполезную и ненужную работу. Скажем, идете в магазин, принимаете решение встретиться с друзьями, прибираетесь дома, начинаете мыть посуду… Наверное, каждая из нас сталкивалась с подобной ситуацией и не понаслышке знает, как откладывание важных дел может испортить жизнь. Что нас заставляет действовать подобным образом? Одними из причин откладывания дел «на потом» являются:
∙ страх неудачи;
∙ нежелание выделиться из толпы, если сделаешь работу хорошо;
∙ перфекционизм: боязнь, что кто-то сделает работу лучше тебя;
∙ нежелание попасть в зону дискомфорта;
∙ желание сделать наоборот (дух противоречия);
∙ любовь к работе в авральном режиме и т.д.
В действительности не имеет значение, какими причинами вызван «синдром Скарлетт». Важнее понять, чем он опасен и что делать с проблемой.
Подводные камни привычки откладывать важное в угоду второстепенному:
* создание еще больших проблем: час нерешенных задач и дел все равно настанет, а вот времени на их решение уже будет в обрез;
* постоянно растущее недовольство собой и чувство вины;
* жизнь утрачивает легкость, взамен ей – тревоги и стресс;
* ощущение бессилия и потеря контроля над ситуацией;
* развитие депрессии;
* недовольство окружающих;
* при периодическом отлынивании от служебных обязанностей – увольнение и нелицеприятные отзывы о вас, как работнике.
Слава Богу, прокрастинация – сущий пустяк по сравнению с нездоровьем или иной напастью. Однако и она может существенно «подпортить кровь», если дать ей возможность присутствовать в вашей жизни. Поэтому если для вас ситуация, когда вы топчетесь на месте при мнимой занятости, – частое явление, примите к сведению следующие рекомендации:
1) Планируйте заранее свой день
Старо как мир, но всегда действенно: только дела нужно расписывать на бумаге или в программе-планировщике. Включите в список несколько легких дел с минимальными временными вложениями и «отрывайтесь» на них, когда посетит желание переключиться на постороннюю работу.
2) Введите свои правила работы
Например, проверка электронной почты возможна только после работы над основным проектом или пару раз в день в фиксированное время. То же самое может касаться и чаепитий с коллегами, и наведения порядка на рабочем столе, и чтения новостей в интернете.
3) Скажите «нет» блужданию по интернет-ресурсам
Большинство сайтов ориентировано на «веб-серферов», предлагая им совершить переходы по ссылкам с похожими темами, роликами, записями. Многие из нас, кочуя с одной темы на другую, уже и не помнят, зачем вообще сюда пришли. Поэтому откажитесь от подобного сомнительного времяпрепровождения или уделите этому занятию запланированное время. Опять же, в рамках регламента.
4) Умейте переключать внимание
Бывает, что никак не получается взяться за дело. В этом случае как раз полезно переключиться с рабочих мыслей на отвлеченные темы. Скажем, подышать свежим воздухом, чуточку вздремнуть и т.п. Подобная внутренняя «перезагрузка» поможет посмотреть свежим взглядом на задачу и подготовит к новым трудовым подвигам.
5) Наградите себя
Если вы выполнили все запланированные на сегодня задания из списка дел, самое время похвалить себя и получить награду. Скажем, почаевничать с коллегами, почитать журнал или позвонить подруге. К слову, в список ежедневных дел так же закладывайте и приятные бонусы, которые ожидают вас за выполнение договоренностей с самой собой. Они будут служить своеобразной мотивацией.
Многие уверены, что долгая «раскачка» перед важным делом – особенность характера, и ничего тут не попишешь. Вы правы, как правы и те, кто хочет исправить свою жизнь к лучшему, избавив себя от ненужных авралов. Выход всегда есть, главное понять причины повторяющихся неприятных ситуаций. Поэтому если вам свойственно откладывать принятие решений и действий, проанализируйте, что вами движет: страх, возможные трудности, вероятность потерпеть неудачу, неуверенность в себе? Признайтесь честно в своей проблеме, и сделайте первый шаг навстречу новой жизни. Вы удивитесь, насколько улучшится ваше самоощущение, появится уйма свободного времени, придет долгожданный успех. Достойная награда за небольшие усилия над собой, не правда ли?
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Синдром «Я подумаю об этом завтра»
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Синдром «Я подумаю об этом завтра»
Из выпуска от 01-04-2014
рассылки Все, что может быть интересно современной женщине от MyJane
Автор: