Региональные министерства образования не рекомендуют допускать празднование Хэллоуина в российских школах. Тем не менее, официального запрета на этот праздник нет. В сети предлагаются сценарии для «школьного Хэллоуина», а в магазинах появляются стенды с атрибутикой праздника. Нужно ли запрещать празднование Хэллоуина, и какую альтернативу предложить детям? Отвечают православные, католики и мусульмане.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», отец 9 детей:
Заменить Хэллоуин рождественскими колядками
Протоиерей Максим Первозванский - У нас с Хэллоуином все тихо, никаких официальных празднований нет. Хотя в прошлом году я встретил в своем микрорайоне компанию детей возраста 10 лет, которая ходила по квартирам и, выражаясь по-нашему, колядовала. Это были милые и добрые детки, которые так праздновали Хэллоуин – уж не знаю, кем это было спровоцировано. Как православные с Рождественской звездой ходят, так они ходили с тыквой, поздравляли всех с Хэллоуином и собирали конфеты.
Я пошутил, видя, что они не настроены на какое-то серьезное общение, они были радостные, веселые, и в этой ситуации никакого смысла не имело серьезно их воспитывать. Я спросил, не страшно ли им самим с бесами по квартирам ходить, наверное, говорю, и в Бога верите, и крестики носите. Они ответили: «да, верим, носим». Такой разговор состоялся, в котором я обозначил некую позицию. Но ни в коем случае не делал это жестко, агрессивно или мрачно. Я попытался посмеяться.
На мой взгляд, запрещать напрямую, «арестовывать» организаторов, конечно не надо. Но что это сейчас запрещено в школах, я всячески приветствую. Потому что, одно дело – предписываемый, одобряемый праздник, а другое – когда он родителями и учителями не одобряется. Это нормальная, адекватная ситуация по отношению к этому празднику. Школа должна праздновать государственные праздники. Разумеется, по инициативе родительских комитетов, на уровне класса можно отпраздновать что угодно, как, например, празднуются дни рождения. Но ни в коем случае не должно быть, что администрация школы устраивает по этому поводу акции, действия и проводит информационную политику.
Каких-то серьезных альтернатив этому празднику я предложить не могу, просто потому, что не думал долго на эту тему. Но то, что я видел в прошлом году детей, колядовавших с тыквой, говорит о том, что у наших детей есть желание приобщиться к активному празднованию праздников, к каким-то действиям, выходящим за рамки класса, семьи, выходящим на улицу, в подъезды.
На мой взгляд, необходимо возрождать рождественские колядки на всевозможном уровне, тем более, что Рождество у нас – государственный праздник. И вполне можно было бы устраивать святочные Рождественские колядования, тем более, что каникулы в это время уже заканчиваются. Но, конечно, в христианском смысле, а не в языческом. И есть уже опыт, по крайней мере, у православных школ. Это позволяет включиться в праздник, разучивая колядки, думаю, это было бы очень здорово.
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
Никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит
Протоиерей Кирилл Каледа - Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов.
Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.
Удивительно, что наш народ так легко поддался, став усиленно перенимать чуждую ему традицию — тогда как у него есть своя глубокая культура праздников, которая предусматривает не только участие в богослужениях, в чисто религиозных, обрядовых действиях.
Русские праздники, в том числе религиозные, всегда сопровождались самими разными формами их отмечания. Имели место и ярмарки, и народные гулянья, и домашние празднества… Зачем нам нужно перенимать что-то еще, к тому же крайне сомнительного содержания?! Непонятно.
Тем более все это очень грустно выглядит на фоне того, что массовые приготовления к языческому празднику Хэллоуину происходят у нас 30 октября, в День политического заключенного, когда надо бы всем вместе вспоминать о многочисленных жертвах того строя, который был в нашей стране в XX веке.
В подготовке мероприятий, в самих мероприятиях, посвященных памяти миллионов этих людей, участвует очень мало граждан страны. Факт, что вместо того, чтобы думать о сохранении памяти миллионов пострадавших, люди готовятся к языческому празднику, говорит об ужасном духовном состоянии нашего народа.
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
Хэллоуин - предательство памяти Всех святых
Протоиерей Федор Бородин - Считаю Хэллоуин крайне неполезным явлением в нашем обществе. Ведь это не просто некое карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу. В этом и состоит главная опасность. Когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, что же происходит на самом деле, он открывает душу для их влияния, сам становится похожим на них, незаметно для себя.
Думаю, не нужно говорить, что христианину соприкасаться с подобными явлениями категорически не следует.
Кроме того, Хэллоуин — предательство памяти Всех святых. На следующий день после Хэллоуина у католиков день торжества Всех святых. Но постепенно обряды, изображавшие изгнание бесов святыми, как это было изначально, превратились в демонстрацию самих бесов и затмили истину праздничных дней.
Это примерно то же самое, если бы, допустим, на Рождество по украинским деревням ходили и колядовали ряженые, а потом все забыли о Рождестве и ограничились только играми в этих ряженых. Причем не просто ряженых в медведей или скоморохов, а — в бесов. С Хэллоуином именно это и произошло.
В Америке, по опросам общественного мнения, Рождество многими людьми воспринимается как день подарков, которому предшествуют дни покупок. И многие не знают, Кто в этот день родился.
Память Всех святых — это торжество Святого Духа, живущего в Церкви. Неслучайно мы поем «Дивен Бог во святых Своих». Если мы будем разрешать своим детям «праздновать» Хэллоуин или сами как-то в этом участвовать, к чему это приведет? Кого мы будем славить?
Какие-то другие праздники, не характерные для нашей традиции и пришедшие к нам недавно, может быть, и не очень нам приятные, еще как-то можно объяснить. Например, в день святого Валентина можно говорить о том, что такое влюбленность, любовь, семья, верность, акцентируя внимание на этих моментах.
В Хэллоуине никаких оправданий, адаптаций к нашей жизни найти невозможно. Ничего полезного для души там нет.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Богородского благочиния Московской епархии, преподаватель.
Дьявол очень заинтересован в том, чтобы в него не верили
Протоиерей Игорь Гагарин - На самом деле этот «праздник» - откровенная чушь. И говорить о нем - все равно, что стучаться в открытую дверь, доказывать, что глупость - это глупость. Но, поскольку слишком много людей этой глупости поддаются, говорить приходится.
Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. То, что он связывается с католическим Днем Всех святых, проходит в его канун, делает это соседство довольно странным и нелепым.
Все мы осознаем, чем для нас являются святые, с каким благоговением мы к ним относимся. И когда вдруг исторически устанавливается такое нелепое соседство, ничего, кроме недоумения и удивления это вызвать не может.
Присутствует какая-то символика Хэллоуина с явно сатанинским оттенком. Хотя некоторые готовы видеть в этом просто невинную шутку, мне кажется, что с темными силами даже в шутку заигрывать не стоит.
В Православной Церкви, когда мы крестим человека, мы просим повернуться его в сторону запада, плюнуть и дунуть на сатану. Это единственное отношение, которое может быть ко всем тем силам, которые, пусть даже в шутку, вспоминаются в Хэллоуин.
Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, может только, если люди во все это не верят, для них все — игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.
Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, что никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».
Но вот запрещать Хэллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.
Да и запретный плод - он всегда слаще.
Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить, почему.
Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:
Важно не заиграться
Священник Кирилл Горбунов - Озабоченность священников и светских властей можно понять. Говоря о Хэллоуине, они имеют в виду чисто светский фестиваль, который на Западе, например, в Америке, приобрел в последнее время характер настоящей истерии. Так, в прошлом году американцы потратили на наряды и на конфеты для Хэллоуина фантастическую сумму в 6,5 миллиардов долларов.
Налицо некая форма массового безумия, которая, как многократно отмечали представители Церкви и общественных организаций, носит порой не только гротескный, но и зловещий характер.
Хотя в большинстве случаев, конечно же, речь все-таки идет о невинных развлечениях, страшилках, которые всегда были популярны у детей и подростков.
Что же касается позиции Католической Церкви: если смотреть на ситуацию в контексте церковного года, то у этого празднования есть логическое обоснование, которое не все знают.
В российской прессе появляются выражения из серии — «Поздравляем с Хэллоуином — Днем всех святых». Но Хэллоуин — это канун Дня всех святых (именно так и расшифровывается это слово в переводе с английского — Evening before All Hallows). Он предшествует двум крупным церковным праздникам — Торжеству всех святых (1 ноября) и Дню поминовения всех усопших (2 ноября).
Это время верующие люди переживают как период, когда наше внимание больше обращается на незримое. Мы осознаем, что мир гораздо больше, чем мы привыкли задумываться, что существует сонм святых, которые молятся за нас и содействуют нам в этой жизни.
Второго октября мы молимся о людях, которые еще не достигли вечного лицезрения Бога, которые нуждаются в наших молитвах для того, чтобы пройти через это промежуточное состояние к окончательной цели своей жизни. Понятно, что эти идеи — нормальная составная часть христианской веры, но в эти дни мы размышляем о них с особым усердием и глубиной.
В этом контексте можно сказать, что Хэллоуин, не будучи, естественно, никаким церковным католическим праздником, напоминает о немаловажной вещи: о том, что нас окружают незримые силы, в том числе и такие, что искушают человека, пытаются ему повредить. Но Божьей помощью мы можем победить их и даже посмеяться над ними. Ведь мы знаем, что во Христе все бесовские, демонические силы уже потерпели поражение.
И эта идея Хэллоуина активно используется Католической Церковью в катехизических целях. Если после этого светского фестиваля приходят в храм и молятся о торжестве Бога и царства святых, — в этом, безусловно, есть глубокий смысл.
Отдельный вопрос — может ли христианин надевать на себя маску, личину злой силы? Традиционно, например, в Рождество устраиваются мистерии, в которых кому-то из участников порой приходится изображать злых духов — ведь они тоже играют свою роль в истории спасения. Люди, которым выпадает задача предстать на несколько минут в подобных ролях, признаются, что, благодаря этому они начинают глубже понимать трагедию греха и величие милосердия Божия, необратимость победы Бога над силами зла.
Но ничего хорошего нет, когда празднование оторвано от церковного и духовного контекста и, более того, является торжеством суеверий. Тем более, если человеку хочется на какое-то время вырваться за пределы привычных «условностей», отождествиться с силами зла, побыть на его стороне. Может оказаться так, что подобные «игры» изменят личность человека, его психологию. И этот выбор начинает воплощаться, часто помимо воли самого человека, в его настоящей, а не игровой жизни.
Но, как известно, если пытаться что-то запрещать, оно может приобрести еще большую популярность и притягательность. Так что в прямых запретах большого смысла нет. Да у нас в стране и не идет речь о запрете вообще, разговор касается только празднования в общественных организациях, например, в школах.
Кстати, несколько лет назад СМИ сообщили о том, что Папа Бенедикт XVI будто бы лично осудил Хэллоуин. Это не соответствует действительности: речь шла о высказывании известного испанского литургиста в статье в L’Osservatore Romano — газете, которая считается официальным печатным органом Святого Престола. Этот священник говорил о том, что Хэллоуин имеет ярко выраженный оккультный и антихристианский подтекст. Это мнение, к которому стоит прислушаться, но, конечно же, не учение Церкви.
Заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов:
Вместо Хэллоуина нужно найти праздник, который объединил бы всех детей
Заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан - Хэллоуин - то, что сегодня выдумано, искусственно занесено в нашу страну, и никак не связано с ее традициями, в веках складывающимся представлениями. Но о каком-то массовом официальном запрете «праздника» говорить сложно. Все-таки мы живем в светском государстве. Тем более нам нужно понимать, что подобного рода проблемы должны решать не религиозные деятели.
С другой стороны, мы, по мере сил, пытаемся бороться с какими-то проявлениями греха, будь то алкоголизм, гомосексуализм, увлечение «оккультными практиками» и так далее. То есть с тем, что чуждо нашему вероучению и является введением людей в заблуждение, ведением их ко греху.
Нужно внимательно относиться к сегодняшним явлениям, которые пропагандируют что-то нездоровое, (а атрибутику Хэллоуина здоровой никак не назовешь). Заигрывание с нечистой силой, даже если они не воспринимаются серьезно, уводят от веры в Единого Бога. Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества – не более чем веселое времяпровождение.
И своих детей (говорю это в том числе и как отец) мы будем стараться оберегать от подобного рода явлений. Чтобы они и сами поняли «ценность» подобных мероприятий, которые могут сбить человека с правильного пути.
Наверное, стоит задуматься об альтернативе Хэллоуина, который нам навязывается. Может быть, Межрелигиозному Совету России удастся найти какой-нибудь праздник, который бы сегодня объединял наших детей, невзирая на их религиозную и национальную принадлежность. Ведь мы все объединены нашим государством, испокон веков жили и живем в добрососедстве, нас объединяет общая история. И добрые объединяющие праздники нам всем очень нужны.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Хэллоуин: нужно ли запрещать?
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат