Французская провинция, горы, в горах стоит одинокое шале. Там обитает писательница. В первой сцене у нее пытается взять интервью студентка (приехала специально в эту глушь, куда не ступала нога). Интервью идет не очень: с верхнего этажа на репите грохочет какая-то попса. Это ее муж так самовыражается на чердаке. Интервью переносится, потому что это ж невозможно, студентка уезжает. Потом сын писательницы, с виду немного странный мальчик, возвращается с прогулки, где он вдвоем с собакой бродил по местности, куда опять же не ступала нога. Мальчик находит этого мужа в кондиции "падение с высоты", другими словами, мальчик находит труп.

Падение выглядит не очень случайным, начинается процесс, жена-писатель - главная подозреваемая. (При подозрении в убийстве первым подозреваемым всегда является супруг; это все, что вам следует знать о браке.) Адвокат и обвинитель сражаются как барс и Мцыри.

Это мы с вами посмотрели первые 15 минут фильма "Анатомия падения", фильм идет 2,5 часа, Золотая ветвь в Каннах.

2,5 часа можно вглядываться в лица и вслушиваться в интонации, и каждые 5 минут реальность меняет очертания, словно вертишь калейдоскоп. Только ты решил, что все понял, как уже все снова совершенно иначе, начинай сначала.

Я уже в первой сцене с интервью знала, что этот муж не жилец. Мистер Рочестер или как его там тоже прятал на чердаке сумасшедшую жену, и мы все помним, чем это закончилось. На чердаке обитает всегда позор семьи и главная помеха, а уж маньяк ли он или плод инцеста, или еще какой-нибудь привет с того света - это на скорость не влияет, он по-любому обречен.

Дальше там следствие бьется над психологическим портретом супругов. Хотя все психологические портреты закодированы в материальном мире, можно даже в суд никого не вызывать, достаточно осмотреть место происшествия.

Вот эта писательница. Довольно известная, судя по тому, что студентка пишет о ней дипломную работу. В первой сцене на ней очень дорогой свитер, во второй - очень дорогое пальто. Все остальное на ней как у всех, кто живет в горах и прогуливается исключительно от дома до сарая. То есть что-то она своими книгами, безусловно, зарабатывает, и у нее бывают поводы съездить в цивилизацию и выглядеть сообразно статусу. Пишет она ежедневно, то есть это не забава, это ее профессия и она в ней успешна.

Теперь смотрим на дом. Дом системы "без слез не взглянешь". Шале во Французских Альпах, конечно, стоит денег, но это шале не стоит ничего. Это руина. Писательница могла теоретически купить этот кусок горя со своих гонораров (на нормальное шале ей надо писать три жизни). Но его восстановление до нормального стоит еще три раза по столько - на фига ей покупать то, во что ей нечем вложиться? На сумасшедшую она не похожа. А похожа она, наоборот, на человека, который оказался в этих, мягко говоря, необычных условиях не по своей воле.

Далее. Она говорит, что они живут здесь уже два года. Дом, однако, выглядит так, словно они только что въехали. Причем ненадолго, так что нет смысла затеваться. В кухне все заставлено утварью и продуктовыми упаковками - так бывает, когда все это тупо некуда убрать. То есть люди два года живут как на турбазе. Кстати, инфа для любителей психологических портретов: просто зайдите к людям на кухню, и у них не останется от вас секретов. Кухня выглядит так, как в этом фильме, если люди либо друг друга видеть не могут, либо дела идут настолько плохо, что у них уже опустились руки. Или то и другое одновременно.

Вся мебель, если ее вообще можно назвать этим словом, посуда, цвет стен - это интерьер небогатого дома из 70-х. Или очень бедного из 80-х. То есть всему этому возраст полвека. Когда дом покупают, даже старый и дешевый, содержимое выбрасывают. Это не антиквариат и не винтаж, это хлам. Они не покупали этот дом. Он им достался даром.

Дальше. Дело происходит во Франции. Писательница по-французски не говорит или говорит плохо. Она говорит по-английски. Кстати, с немецким акцентом. Она здесь не дома и ей неуютно.

Итак, что мы имеем. Немка, успешная и известная писательница, замужем за французом и имеет от него странного сына. Они живут в горах, в доме родителей француза, 2 года перешагивая через ящики и доски. То есть денег нет даже на съем. Что-то у них случилось, какая-то беда. Писательница пишет и преуспевает даже в этих нечеловеческих условиях. Французский муж без копейки денег окопался на чердаке, предается ремонту дома (результат мы видим) и грохочет оттуда мессиджами в виде оглушительного музла, из чего мы делаем вывод, что муж при его блестящих данных бесконечно несчастен(зачеркнуто) чем-то недоволен. Плюс буквально через десять минут после начала выясняется, что он тоже был типа писатель, только не издавался и даже не писал.

Для меня это история про сбитого летчика, висевшего на жене как шуба на вешалке, и о жене, которая сражалась за жизнь с этим арбузом под мышкой, но потом, слава богу (зачеркнуто), арбуз упал и разбился, руки опять свободны.

А можно ту же картину нарисовать другими красками. И это будет история про принца, которого заколдовала злая фея. Обрезала ему крылья, украла его силу (в предельном случае - превратила в жабу) и заточила в башне, чтобы он ей прислуживал. И никто его не расколдовал любовью, и так он и сгинул.

В скобках заметим, что это два возможных способа рассказать практически любую историю. Особенно историю о мужчине и женщине, потому что все думают, что о мужчине и женщине - это про любовь, а на самом деле это про добро и зло, потому что все истории на свете именно про это.

Именно это мы видим на процессе, который, по-моему, вообще самое интересное в фильме. Обвинение и защита рассказывают эту историю каждый на свой лад, и стратегии у них тоже у каждого свои, и наблюдать этот поединок просто наслаждение.

Отличный фильм. И детектив, и триллер, и притча - все одновременно. Напоминаю - Золотая пальмовая ветвь! Завтра фильм выходит на экраны, всем смотреть обязательно!

Малка Лоренц