Слово "сказка" ассоциируется у нас с чем-то детским и несерьезным. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. И действительно чтение и осознание сказок в детстве играет огромную роль. Известно, что до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Поэтому самая важная для развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Если первые десять жизни складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и учителя читали, рассказывали сказочные истории, затем совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.
Задачи сказкотерапии.
Обратимся к классикам. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Эрик Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. Цель сказкотерапии не только обьяснительная, но и помогающая. Важно узнать как сформировался сценарий жизни человека и в какие тупики он его заводит, но еще важнее помочь человеку выйти из сценария и прийти к радостной и осмысленной жизни, наполненной общением и чувством свободы.
Почему именно сказки? Во-первых, сказки любят все. В игровой, сказочной форме с любой проблемой проще согласиться и принять. Не так больно и обидно. Для сказочного героя легче найти выход из положения, тут не работают привычные шаблоны и стереотипы. Тут возможно все. Ведь это же сказка. А потом чудесным образом выясняется, что этот выход можно использовать для себя и в реальной жизни. К тому же у сказки всегда счастливый конец!
Ну и во-вторых, сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки можно попытаться из этого не совсем удачного жизненного сценария человека извлечь.
С какими проблемами нам может помочь справится сказкотерапия:
неприятие себя,
неконтролируемые вспышки агрессии,
чувство одиночества,
неумение разобраться в собственных чувствах,
неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,
конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,
безответственность, инфантилизм, слабоволие. Принцип действия сказкотерапии.
При индивидуальной работе или работе в группе сказка составляется по проблемам характерным для данного контингента. Данная сказка еще не известна, поэтому более интересна, особенно, если связанна с волнующей проблемой или предлагается как его личная сказка. Такие сказки, содержат специально закладываемые «зацепки». Актуальная проблема представлена в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. В тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.
На первом этапе сказкотерапии происходит диагностика проблемы, как узнавание «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Затем происходит поиск решения, выход из тупика, причем это решение ни в коем случае не навязывается, просто предлагаются варианты, которые клиент мог просто не замечать ранее, и из которых он сам выбирает. При этом важно, чтобы слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».
Возможен и такой вариант, что вас погружают медитативное состояние и проводят по определенному пути, на котором Вы встречаетесь с различными сказочными персонажами, которые на бессознательном уровне ассоциируются у Вас со страхами, проблемами, мудростью, счастьем и прочее. Вы можете пообщаться с ними, узнать что им необходимо, например поговорить со своим страхом, узнать чем он вызван, что необходимо сделать, чтобы он ушел и немедленно произвести все необходимые действия по-ходу сказочного путешествия.
Если Вас заинтересовала такая перспектива, то предлагаю окунуться в мир сказки уже здесь и сейчас.
Сказкотерапия. Ключи судьбы.
Вас ждет увлекательное путешествие в котором Вы повстречаетесь и поговорите со своей мудрой частью, заберете ключи судьбы у своих страхов и станете настоящим хозяином в своем здании своей жизни.