Женщина любит ушами. Эту поговорку знает с детства едва ли не каждый мальчик. И, взрослея, едва ли не каждый мальчик пробует проверить ее на практике. Некоторые так увлекаются, что забывают о том, что у женщины есть еще другие органы и другие чувства. «Дорогая, я подарю тебе эту звезду!» — восторженно восклицают они, подобно герою известного мультфильма. Жизнь идет, звезда остается на своем месте…

А что же «дорогая»? Она продолжает драить свою кармическую кастрюлю. Главное, вовремя напоминать ей о том, что она «звезда очей моих, озарившая своим прекрасным светом эту серую никчемную жизнь». И вообще, «Донна Роза! Я старый солдат, и не знаю слов любви. Но когда я впервые увидел вас, донна Роза, я почувствовал себя утомленным путником, который на склоне жизненного пути узрел на озаренном солнцем поле нежную, донна Роза, нежную фиалку!». Разве эти слова не доказательство любви? Ведь они прекрасны! Какие еще вам требуются доказательства, дорогие донны Розы и прочие милые дамы? Но самое страшное, что многим дамам ничего более и не требуется.

За звезду - полжизни!

Очень мало тех, кто может вовремя, подобно моей знакомой Вике, вспомнить что «говорить — не мешки ворочать». Говорить то, что человеку хочется услышать — несложно. Нужно только иметь совсем немного воображения и цель. А цели могут быть очень разные: от «переспать» до «жениться». Но женитьба для таких краснобаев, как правило, означает кучу других мелких подцелей — быть сытым, иметь налаженный быт, прилагая при этом минимум усилий и беря на себя минимум обязательств. И иногда им это удается. Ведь главное, своевременно ввернуть про звезду. И в этом даже нет их вины. Ведь обмануть можно только того, кто хочет быть обманутым.

И кстати, о Вике. Она как раз обманутой быть не хотела никогда, начиная со школьной романтической поры. Одноклассницы не понимали ее трезвого взгляда на реальность и фыркали, когда Вика утешала очередную «жертву любви».

— Да посмотри на него! — восклицала Вика. — Он же никакой не принц! Он просто хвастун! Он тебя после дискотеки даже провожать не пошел ночью. Ты топала одна до самого дома и звонила мне на следующий день в слезах, потому что тебе было холодно, страшно и обидно!

— Зато он на прощание ручку поцеловал и сказал, что я самая красивая на сегодняшнем вечере! — возражала безутешная влюбленная.

— Когда весь класс ходил в поход, он занимал лучшее место у костра и первым хватал еду и чай!

— Зато он так красиво пел о любви и играл на гитаре!

— Но в конце концов, сейчас ты плачешь потому, что твой чертов Витька ходил на свидание с Олей. Их видели полкласса! Неужели ты простишь его после этого?

— Я его уже простила. Он сказал, что Оля просто навязалась, а он не мог ей отказать. Он же такой воспитанный. А мне просто высказаться хотелось, так что не нервничай так.

Вика рычала от злости и обещала себе больше никогда не быть жилеткой у этих «слепых куриц», а «курица», смахнув последнюю слезу и как бы завершая беседу, сообщала: «Эх, жалко мне тебя, Викуся. Ты не знаешь, что такое настоящая любовь». И мечтательно закатывала глаза. В итоге Викуся успешно вышла замуж за надежного, ответственного мужчину, который отвечает за каждое свое слово. И все так же регулярно выступает в роли жилетки для своих все таких же ослепленных любовью подруг. Подругам уже по 30 лет, но они продолжают с удовольствием верить в красивые сказки, которыми потчуют их мужчины разных возрастов и сословий. И эти подруги иногда замечают: «Эх, сочувствую я тебе, Викуся. Хорошо у вас все с Володей, но как-то пресно. Вот у нас с Ромкой настоящая страсть!». Вика выставляет подруг вон, зарекается и… снова принимает их на своей кухне, отпаивает коньяком и умоляет снять розовые очки.

Так что это за волшебные очки, которые превращают мелкого (во всех смыслах) лжеца в прекрасного и благородного лорда? И можно ли от них избавиться самостоятельно?

Зачем топтать мою любовь?

У Ксюши такой подруги, как Вика, нет. И каждый раз ей приходится прозревать самостоятельно. Да и вряд ли смогут помочь человеку подруги или мама, если сам человек хватается за свои розовые очки и не представляет себе жизни без них.

Ее первый серьезный роман случился в институте. Однажды на вечеринке у приятеля Ксюша познакомилась с Мишей. Правда, Миша предпочитал, чтобы его называли Майклом или Миком. Миша был музыкантом. То есть он учился в музыкальном училище и умел вполне сносно подбирать на гитаре аккорды к песням, пользующимся наибольшей популярностью на студенческих сейшенах. Ксюша влюбилась в него, когда он пел песню «Биттлз» Girl. На очередном «Герл, о, герл!» Ксюша пропала, несмотря на ужасный английский Майкла и его андеграундный вид. Уже позже она узнала, что Майкл «гранжер», что помимо исполнения хитов, он пишет собственные стихи и песни, играет их с ребятами в гараже (а где же еще? все звезды начинают в гараже!). И еще мечтает о большой славе!

Стихи Миши-Майкла были откровенно ужасными. Мы хихикали, когда Ксюша дала почитать исписанную мальчишеским, еще таким детским подчерком тетрадку. Мы думали, что это такой прикол. Ведь не может же девочка из семьи, в которой читают Байрона в подлиннике, студентка литературного факультета, всерьез воспринимать эти жалкие потуги про «смерь в ночи, кричи не кричи». Или шедевр про то, как черви заживо поедают Майкла, а он кричит: «Ешьте, ешьте мое мясо! Пейте, пейте мою кровь! Вы убьете плоть и душу, но останется любовь!». Оказалось, что хихикали мы зря. Ксюша этими сочинениями любимого гордилась. А на нас она смертельно обиделась. Родителям же было не до смеха. Дочь ночами пропадала в гараже, слушая жуткую музыку вперемешку с мечтаниями Майкла о его грядущей известности. Она таскала туда котлетки, громко аплодировала, в общем, поддерживала любимого как могла. Тем не менее, стадионы не собирались, песни из тонкой тетрадки (в количестве шести штук) повторялись снова и снова, мечты тоже. Становилось непонятно, когда этот первый шаг к известности будет сделан. Ведь тогда не было интернета и ютуба.

И Ксюша сама пошла в один из клубов и договорилась о выступлении «неизвестной, но гениальной группы». Ее убежденности поверили без фонограмм. Мы, подруги, были приглашены и усажены за центральный столик. Видимо, чтобы лучше слышать не оцененные ранее творения. Зал был полон. А Майкл… так и не пришел. Ксюша кинулась в гараж, где нашла своего любимого выпивающим и закусывающим вчерашними котлетами. Далее последовали обвинения в том, что она его не понимает, она хочет его талант променять на рубли и прочий бред. Ксюша плакала и просила прощения. Потом сценарий повторялся много раз, с некоторыми изменениями, но одинаковой концовкой. Майкл был совсем не тем, кем видела его Ксюша. Он был безответственным лентяем, а не юным Миком Джаггером или Глебом Самойловым.

Прозрела Ксюша в один момент. Однажды она, как обычно, пришла в гараж. В гараже стоял старенький разобранный автомобиль. А Майкл, забросив гитару, вытаскивал и вытаскивал какие-то железки из-под капота. Оказалось, что папа отдал ему свою «развалюху», а она когда-то была первой страстью Майкла! Это потом уже появилась гитара, стихи, гранж… А теперь Майкл возбужденно кричал: «Ксюха, представляешь, я думал ей (то есть машине) уже конец! А тут делов-то: движок перебрать, переднюю подвеску заменить! И будет как новенькая! Поедем с тобой летом в Сочи!». Этот новый Майкл с его новыми мечтами Ксюшу напугал. Она бросила кастрюльку с любовно приготовленным салатом и убежала прочь. «Он никакой не музыкант! — рыдала потом она в объятиях подруг. — Настоящий музыкант никогда не променял бы музыку на старую ржавую “копейку”!».

Но прозрение Ксюши оказалось относительным. И дальнейшие ее романы только подтверждали это. Потому что был институтский Казанова Вадик, который гулял с половиной института, но приходил на обеды и ужины к Ксюше и лил «мед в уши» такими нескончаемым потоками, что была очарована даже ее мама. В итоге Вадик заскучал и молча бросил Ксюшу, а та лечилась от обидной болезни с приставкой «трихо» и плакала на тему: «Как же я раньше не видела!».

После института был Саша, за которого она вышла замуж. Саша возвел любимую на пьедестал — восхвалял, одевал на нее сапожки и нежно целовал в макушку. Ксюшины родители оплатили свадьбу и медовый месяц. Ведь у Саши (по его словам!) было прекрасное образование и прекрасные перспективы. А финансовые кризисы, в одном из которых он как раз находился, случаются у всех. Кризис длился два года — Саша не мог найти достойную работу. Поэтому Ксюша работала за двоих. Да и как можно было что-то возразить, когда дома тебя встречают словами: «Моя бесценная пчелка! Как ты, наверное, устала! А как я скучал без тебя! Давай я помогу тебе раздеться… о… какая прекрасная шейка… Да, а теперь не приготовишь ли ты что-нибудь на ужин? Ведь только с тобой у меня появляется аппетит». Прозрение снова не пришло само, но в этот раз было более жестким. Ксюша оказалась беременна. А Саша поняв, что «Боливар не в вынесет двоих», то есть Ксюша не сможет содержать и его, и ребенка, вульгарно сделал! На прощание он не забыл поделить квартиру, которая была приобретена Ксюшей и ее родителями, но «в браке». Вот уже второй месяц Ксюша переживает развод, сидя в своей однушке с маленьким ребенком и снова восклицает: «Ну как я раньше не поняла?».

Мое кривое счастье…

Действительно: КАК? Как может взрослый человек, не обладающий психическими расстройствами и не находящийся под действием запрещенных препаратов, видеть совсем не то, что есть на самом деле? Говорить вместо «черного» — «белое»? А вместо «плохо» — «хорошо»? Как можно лягушонка принимать за царевича? Ведь он зеленый, маленький и квакает к тому же. Как можно влюбляться, закрывать глаза волшебными розовыми стеклами, в которых так хорошо и удобно любить, а потом кричать: «Ах, этот безответственный тип!». Тип-то, конечно, безответственный. Но это сугубо его проблема.

А не безответственна ли обладательница розовых очков, которая может позволить себе любую глупость, оправдывая ее безрассудной любовью? Эта глупость делает несчастной не только ее обладательницу, но и ее близких, ее родителей, ее ребенка. Поэтому человек, носящий розовые очки, не вызывает у меня жалости. Розовые очки неплохо смотрятся на девушках до 20. Ах, она вся такая наивная и романтичная! А дальше… они превращаются в убийственный лазер, который калечит всех вокруг. 30-летняя девушка восемь лет встречается с женатым и рожает от него ребенка? Хорошо, это ее судьба. И ее выбор. И если она не может вовремя избавиться от своих замечательных розовых очков — это ее проблема. Но при чем здесь ребенок? Который в итоге не нужен ни папе, ни несчастной маме. Ведь она надеялась, что ребенок повлияет на ситуацию. А почему она надеялась? Просто потому, что ей так хотелось. На самом деле ей никто ничего не обещал.

Другая девушка ждет годами, когда ее оценят и полюбят по-настоящему. Третья — что муж бросит пить. Или найдет наконец-то работу. Или перестанет изменять направо-налево. Ведь обещает, родимый! Что ни день, то новые обещания. И так хочется верить в них, а не в то, что показывают лживые глаза.

Жить в придуманном мире — это слабость и малодушие. Такой образ восприятия действительности позволителен только писателям и актерам. А остальным? А остальных нужно перестать жалеть. И не нужно относиться к людям в розовых очках как к больным. Они нормальные. Они здоровые. Они несут ответственность за свои действия. И вместо сочувствия нужно чаще напоминать им об этом.

Ярослава Кравцова