Было в моей жизни время, когда я занималась астрологией. Вряд ли меня, конечно, можно назвать профессионалом в этой области, но какое-то время я проявляла неподдельный интерес к этим занятиям.

Впоследствии же, когда я стала воцерковляться, я полностью отказалась от астрологии. Трудно часто сказать, почему мы принимаем то или иное решение в жизни, как и почему меняются наши интересы. Но сейчас я бы хотела попробовать объяснить, что же со мною произошло, как возникло во мне решение оставить то, что меня так интересовало.

Прежде чем говорить что-то, хотелось бы определить, чем вообще занимается астрология. Мнения здесь, естественно, могут различаться. Кто-то считает основной областью астрологии прогнозы на будущее, кто-то – определение характера человека и его будущей судьбы, кто-то – поиск корреляции между днём рождения человека и его характером, судьбой, внешним видом, и.т.д., сводя, таким образом, астрологию к некоей области статистики. Однако хотелось бы оттолкнуться от чего-то единого, цельного и определённого.

Вот как говорится о предмете астрологии в самоучителе А.Г. Колесникова: Вся астрология может быть разделена на три большие ветви: натальную, мунданную и юдициальную.

Натальная астрология изучает жизнь на уровне отдельно взятого человека, а основным её инструментом является натальная карта, или гороскоп рождения человека…

Мунданная астрология изучает жизнь больших сообществ людей и мира в целом. Здесь не всегда можно определить момент рождения изучаемой сущности – скажем, города или государства – поэтому используются особые виды астрологических карт…

Юдициальная астрология в нашем веке оказалась почти совсем забытой, и лишь относительно недавно была возрождена…..Эта ветвь носит загадочный характер, она дальше всего находится от науки и ближе – к древней магии. Наиболее известные направления здесь – хорарная астрология, в которой астрологическая карта строится на момент задания вопроса, и элективная астрология, которая учит выбирать наилучший момент для различных человеческих инициатив.

И всё-таки, основным и самым распространённым направлением астрологии я бы назвала составление натальных карт. Поэтому далее я буду говорить именно про данное направление, или натальную астрологию.

Процесс составления натальной карты я бы разделила на 2 этапа:

1) астрономические вычисления положения планет на момент рождения человека;

2) толкование этого расположения, определение характера человека по карте и, возможно, его будущей судьбы.

Если с первым этапом всё ясно (с научной точки зрения) – это просто астрономические вычисления позволяющие понять, каково было расположение планет относительно Земли на момент рождения человека, то со вторым этапом мы вступаем на болотистую почву неопределенного. Тут я подразумеваю неопределённое в строго материальном смысле. Безусловно, написано много литературы о толковании карт. Но, всё же, в любом случае придётся признать, что толкование каждой отдельной карты – это своего рода открытие. Потому что каждый человек уникален.

Хотелось бы сказать, что никаким образом первый этап (вычисления) не может “перейти” во второй этап (толкование). Потому что сама природа этих этапов различна. Тут граница настолько жёсткая, что говорить о каких-то тонких переходах просто не имеет никакого смысла.

Таким образом, очевидно, что первый этап со вторым связывается исключительно ТОЛКОВАТЕЛЕМ. Поэтому результаты толкования натальных карт зависят от астролога, и у разных астрологов результаты могут быть различны. Но как же это так? Неужели надо предположить, что у человека несколько судеб? Если даже судьбу человека и можно прочитать по расположению планет в момент его рождения, то какое же толкование признать истинным? Самое интересное, что сколько бы люди не полемизировали по данному поводу, они не смогут ответить на этот вопрос. А вопрос, возможно, следует задать по другому: “Почему мы вообще решили, что существует какая-либо связь между судьбой человека и расположением планет?” К этому нет указаний в Священном Писании и Предании.

Более того, многие святые жёстко критиковали астрологию и отрицали существование такой связи. Да, конечно, астрология возникла в древности, но, думается, возникла только как гипотеза и не более того. То есть, если говорить прямо, мы верим в то, что наша судьба изложена в расположении планет только потому, что кому-то, когда-то, в древности это показалось возможным. И этот человек предположил это сам от себя, это не было Божественным откровением. Господи, да кто ж из нас никогда не ошибался? А что, если тот человек тоже ошибся?

Православная Церковь считает главнейшей задачей спасение людей. Для этого Церковь и была создана, и Христос пришёл на Землю для нашего спасения. Так неужели бы Бог скрыл от людей то, что их судьба и их характер изложены в расположении планет, если бы это было нужно для их спасения? Конечно же, нет. Всё, что нам нужно изложено в Священном Писании и Предании, и не нужны нам никакие планеты.

Кроме того, вся Вселенная создана Богом. И планеты суть творения Божии, как и человек. Однако Бог может по Своей Святой воле изменить судьбу человека, а также его характер, всего человека оживотворить и оживить, испытать или наказать, или помиловать и простить. Или мы считаем, что Бог посоветуется сначала с натальной картой, прежде, чем сотворить по воле Своей? Очевидно, что творение не может влиять на Творца, а вот праведник, по смиренной молитве, может преклонить Божию милость к себе. Потому что, как сказано, “творит Господь волю боящихся его.” Да, человек меняется. А под действием Благодати человек меняется настолько быстро, насколько больше его желание очистить своё сердце и насколько сильнее его стремление к Богу. Одни люди меняются постепенно, другие быстрее, а некоторые сразу становятся на истинный путь, обращённые в одночасье по особому смотрению Божию. Или это всё изложено в планетной карте, включая желания человека в будущем?

Я составила около десятка натальных карт, пыталась их толковать, как-то предсказать судьбу человека, рассказать о его характере. И вот однажды, я увидела в натальной карте одной девочки то, что, по всем признакам должна была толковать как негативные явления в её судьбе. И мне надо было рассказать об этом её родителям. А эти люди очень верили в астрологию.

И тогда меня просто кольнуло в сердце, потому, что я ведь не знаю, насколько достоверно моё толкование. Это может быть, а может и не быть. Откуда я знаю? Разве это по-христиански, нагадать человеку сломанную жизнь, а потом оправдываться: “Ну, понимаете, я , конечно, точно не знаю, но всё говорит о том, что девочке по судьбе положен развод….”? А если ты точно не знаешь, так что говоришь тогда? Люди же будут переживать, более того, запрограммируют себя, начнут бояться чего-то неведомого и ждать неопределённого. А потом утонут в пучине собственной мнительности. Вот и весь результат. Меня это всё очень огорчило, честно говоря.

Да и не только в негативной информации дело. Вот представим себе, что вы нагадали человеку прекрасную судьбу, а он был очень доверчивым. Он и поймёт, что делать уже ничего не надо, всё определено, перестанет стараться и испортит себе всю жизнь. В любом случае, слишком много вреда от этих всех предсказаний, мне так кажется.

Мы подошли к тому этапу, когда необходимо рассмотреть вопрос о целях астрологии. Каждый человек делает определённое действие с какой-то целью, сознательной или неосознанной. Некоторые, возможно, пишут прогнозы, чтобы их считали прозорливыми и чтобы прославиться; некоторых увлекает сам процесс; некоторые хотят помочь человеку познать себя….в общем, сколько людей – столько целей. И мне кажется, что именно в целях ключевое отличие православного верующего от астролога. Я не буду рассматривать такое понятие как “православный астролог”, по причине отсутствия смысла такового.

А каковы же цели христианской жизни? Серафим Саровский сказал: “Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго”. Для православного человека основная цель жизни заключена именно в этом. Верующий человек не хочет узнать свою судьбу, он уповает на промысл Божий. Единственное, что его волнует – это, чтобы во всех обстоятельствах жизни, что бы ему Бог ни послал по Своей святой воле, сохранять верность Его заповедям. Как бы тяжело подчас не приходилось.

Поэтому, познание себя православного человека занимает только постольку, поскольку оно помогает очистить своё сердце от страстей и сохранять себя в чистоте изнутри. Тут, конечно, необходимо упование на Бога и молитва. То есть мы видим, что цель у всех православных христиан одна и та же. Их не много, ЦЕЛЕЙ! Она одна единственная. Потому что множество целей рождается от желания человека поступать по своей воле, а православие призывает полностью отказаться от своеволия. Во всяком случае, молиться и стремиться к этому.

Кто-нибудь, возможно, скажет: “А что если попробовать понять волю Бога и Его промысел относительно человека с помощью астрологии? Я, например, хочу исполнять волю Божию, но попытаюсь глубже её понять с помощью астрологии. Я не делаю её целью, но методом.”

А почему недостаточно для этого опыта Церкви, Священного Писания и Предания?

Без самого Бога невозможно понять Его волю. А выход из этой ситуации только один – молиться и просить. Если мы избираем этот путь, то это говорит о нашей надежде на Бога и доверии Ему. Если же мы пытаемся найти себе какие-то знамения и, решив “ребус планет”, приблизиться к Богу, о каком доверии может идти речь? Только о доверии себе. Зачем пытаться постичь разум Бога? Чтобы проверить Его? Зачем подменять Творца творениями?

И опять-таки, само это желание говорит о стремлении развить какое-то своё видение. В чём же опасность желания развить его? С моей точки зрения оно заключается в следующем. Человек, пытаясь понять промысл Божий, и даже, допустим, молясь об этом, очень незаметно для себя переключается от Бога на свою личность. И постепенно начинает думать, что Бог даровал только ему особенное какое-то видение, а у других его нет. И Бог оставляет его за превозношение.

Верующий же в БОГА человек, как я думаю, только молится : “Да будет, Господи, воля Твоя!” и принимает всё, что приходит, как изьявление воли Божией. И что самое главное, у всех других всё абсолютно также. Человек не чувствует себя уникумом. Здесь людей отличает только волеизьявление, жить или не жить по заповедям. А вот его то даже Бог не ограничивает. Это свобода, которая дана Богом.

Я думаю, что есть человек и есть вера, которая связывает человека с Богом. И это правильная связка, если так можно сказать. Не надо планет никаких. А ещё есть молитва. Которая, достигнув совершенства, делает человека с Богом как бы одним целым. Потому что Иисус Христос, Бог наш – Бог Слово. В вечернем правиле есть замечательные слова, во второй молитве: Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего, никогда же отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай…

То есть, православный человек каждый день просит Самого Господа быть всё время с ним и, более того, почивать в нём. Бог настолько возвышает человека, что, милосердием своим, соединяется с ним. Соединяется через Слово, через молитву и через таинство Евхаристии. Так почему же мы ищем истину в планетах? Почему мы не стремимся к чистоте молитвы, когда рядом с нами такие дары? Потому что мы не верим Богу, а только себе. Себе и своему пониманию.

Можно много говорить, доказывать, обьяснять. Однако Бог – не алгебра, а вера – не теорема. Вера – это дар Бога. Он даёт нам по милости Своей. А в свете великого дара веры вся астрология просто мелка и неважна. Астрология не нужна, она лишняя, это – сорняк в душе, который не помогает, а только мешает, умаляя нашу веру и надежду на Бога. А весь приём лукавого состоит в отвлечении внимания от истинного пути.

В заключении хочу сказать, что путь веры труден. Об этом очень много написано и об этом не понаслышке знают все, кто идёт этим путем. Но и награда очень велика. Награда – это Царствие Небесное еще здесь, на земле, потому что Царствие Небесное внутрь вас есть. (Лк. 17, 21).

Автор - Екатерина Дахова