Можете ли Вы с ходу дать точное (и остроумное) определение понятию роскошь?

Но так, чтобы не прибегать к цитированию мудрецов, поэтов, учёных?

Китайские мудрецы-конфуцианцы умели точно определить любое явление не закапываясь в книги.

Они делали это, используя обыденные предметы, лежащие на столе у каждого. Это - высший пилотаж работы с метафорой, кстати сказать.

Перед Вами - классическая китайская задача - определить что такое роскошь - с помощью такого обычного предмета как женская шпилька для волос.

Вы спросите, Читатель, а зачем нам определять - что такое роскошь?

А я в свою очередь, тоже задам Вам вопрос: а Вам нравится роскошь? Только ответьте честно!

И если Ваш ответ будет «да», тогда Вы должны уметь и чётко понимать - чего же Вы хотите на самом деле...

Если же Вы хотите то, чему не можете дать определения, если хотите то, чего сами не понимаете - то как Вы тогда будете это иметь? Что Вы будете иметь?

Итак, великий конфуцианец - учёный и каллиграф - Наставник Лю, определил «Что такое роскошь» по-своему. Вникните в красоту этой аргументации, а потом своё слово скажет, как всегда, психология.

Роскошь и женская шпилька

Наставник Лю рассуждал так: всем известно (а дело было в Древнем Китае), что женщины в нашей стране укладывают волосы в причёску, используя по традиции ровно четырнадцать шпилек. Число это одинаково и для дочери торговца редькой и для принцессы. При этом сами шпильки у них - не одинаковы...

Шпильки наших женщин могут быть сделаны: из простого неблагородного дерева, из дерева благородного, из бронзы, и наконец, из золота или же нефрита... Старинная нефритовая шпилька знатной дамы (которая передаётся в её семье из поколения в поколение) может стоить всего жилища какой-нибудь бедной прачки вместе с его утварью ...

Но не это (не стоимость шпильки) определяет смысл понятия - роскошь...

Здесь мы должны присмотреться совсем к другому обстоятельству. Правильным в нашем рассуждении о том, что есть роскошь - будет совсем другое сравнение и наблюдение!

ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА УКЛАДКУ ВОЛОС!

Нетрудно заметить, говорит Наставник Лю, что женщина из простонародья всегда управляется со своей причёской за несколько минут.

Жена хозяина какой-нибудь мелкой торговли - за полчаса.

Жена чиновника - за час.

А какая-нибудь аристократка может потратить на свою причёску - несколько часов, хотя...

Хотя в её распоряжении всё те же - четырнадцать шпилек!

Спрашивается: так ли уж важен материал, из которого изготовлены эти шпильки?!

Мы можем представить себе следующую картину: крестьянка нашла ларец с драгоценностями, в котором лежит и набор прекрасных шпилек. И что? Она будет теперь тратить на свою причёску - час? Да она скорее продаст эти шпильки!

Горожанке-богачке может прийти в голову причуда украсить свою голову самыми дешёвыми деревянными шпильками - и дешёвые деревянные шпильки вознесутся на какое-то время на пик суетной моды.

А нефрит как благородный материал может когда-нибудь совсем выйти из моды. Золото в эпоху смуты также может упасть в цене и вместе с ним упадут в цене и шпильки, из него изготовленные.

Не это всё определяет: что такое сама роскошь.

Роскошь определяет время. Время, потраченное на укладку волос.

И если это соотношение времени: «несколько минут - полчаса - час - несколько часов» - останется неизменным, то материал не имеет значения. Материал - преходящ...

Во все времена неизменна только мера времени. Времени, затрачиваемого на тот или иной ритуал. В этом и состоит различие между нуждой и роскошью.

***

Что говорит на это всё психология?

Итак, из задачи Наставника Лю мы поняли, что такое роскошь. Роскошь - это время, затраченное на выполнение того или иного ритуала. (любимое слово конфуцианца!)

Ритуал, выполняемый педантично и скрупулёзно - это роскошь.

Ритуал, выполняемый в спешке - это нищета.

Ритуал сокращённый - бедность.

Полное же пренебрежение ритуалом - это скотство и деклассированность, вплоть до полной гибели культуры: в отдельно взятом человеке или же обществе.

Дружит ли с Вами роскошь? Дружите ли Вы с роскошью? Имеете ли Вы или Ваши дети - шанс подружиться с роскошью когда-нибудь?

Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, давайте посмотрим на свою жизнь.

Как долго мы:

- с удовольствием поём нашим детям разные колыбельные песни,

- читаем им вслух по книге или свои любимые стихи - наизусть,

- терпеливо и радостно отвечаем на их детские вопросы?

Как долго мы продлеваем ритуал «Детство»?

Как долго мы:

- готовимся к свиданию (Правильный ответ - всю жизнь, между прочим),

- ухаживаем за своим телом и лицом (пять минут под душем?),

- выбираем подарок другу (не первое ли попавшееся из каталога)?

Как долго мы готовы играть в ритуал «Любовь»?

***

Роскошь появляется там, где не пренебрегают ритуалом, не сокращают его по времени. Вот - мудрость китайцев-конфуцианцев.

Задумайтесь об этом...

Задумайтесь о хлебе, который подходит на «быстрых дрожжах», о книгах, «прочитанных» в пересказе, о фильмах, просмотренных «на перемотке», о дипломах, написанных за одну ночь. Об Эрмитаже, увиденном изнутри один раз в жизни, в ходе так называемой «Обзорной экскурсии по Эрмитажу».

***

Один из древнегреческих мудрецов, философ Аристипп, оставил в истории фразу, которая навсегда определила моё отношение к роскоши, а точнее, укрепила меня в моём предпочтении, которое я всегда безотчётно оказывала ей:

Если бы роскошь была дурна - её бы не было на пирах у богов.

Посмотрите на лист весеннего дерева - торопится ли он, когда растёт? Посмотрите на облако в безветренную погоду. Торопится ли оно плыть?

Нет, лист весеннего дерева педантичен и скрупулёзен в следовании своему древнему зелёному ритуалу. А облако - в следовании своему синему.

Боги, и Природа, и роскошь для греков - одно.

Только вот слово «роскошь» древние греки заменяли словом «космэ» - упорядоченность, гармония, красота.

Красота ритуала - как сказали бы древние китайцы.

Екатерина