Ответов на этот вопрос может быть как минимум три: система «все включено» либо вымрет за ненадобностью, либо завоюет мир массового туризма, либо, как это и происходит сейчас, в определенных странах и в некоторых отелях найдет своих почитателей, готовых заплатить сразу за все, чтобы иметь возможность отдыхать и не думать о деньгах во время отпуска.

Давать прогнозы на будущее очень приятно. Если прогноз оказался правильным, можно важно раздувать щеки и принимать заказы от желающих узнать свою судьбу. Если же прогноз не оправдался, всегда есть шанс списать неудачу на переменчивость жизни и непредсказуемость обстоятельств. Так что я готова дать сразу три версии развития событий, чтобы не попасть пальцем в небо.

Но, чтобы все мои прогнозы выглядели более весомыми, я постараюсь объяснить, почему может случиться так или эдак, или иначе.

Почетной родиной all inclusive является солнечная Турция. Кроме этой страны, система «все включено» не меньшим успехом используется только в Доминиканской Республике. Остальные страны, успешно принимающие иностранных туристов, данную систему либо не используют совсем, либо устраивают на курортах отели-резервации для любителей условно бесплатной еды, питья, выпивки и развлечений.

Кому полезно принимать туристов, оплативших «все включено»? Владельцам отелей? Да. Организаторам экскурсий? Тоже да.

В Турции экскурсия «Прогулка на яхте» all inclusive стоит 45$, прогулка на яхте, где включен только обед, а все напитки предоставляются за дополнительную плату, стоит 25$. Но можно сторговаться и за 20$. Поделюсь собственным опытом.

Как гид, сопровождающий туристов, на яхте я имела возможность бесплатно брать в баре любые безалкогольные напитки. Сладкие брендовые газировки жажду не утоляют, поэтому я пила только воду и чай. На жаре пить хочется, и выпивала я около литра воды плюс чашку-другую чая за всю поездку. Полуторалитровая бутылка воды стоит около одного доллара, чашка чая – доллар. Считаем расходы. Меньше 20$, то есть разница не в пользу клиента.

Даже если клиент предпочитает утолять жажду пивом, хотя при сорокаградусной жаре это и неразумно, все равно на 20$ пива он не выпьет. А если подумать, что пиво для туристов покупается оптом и цена далека от магазинной, то, чтобы покрыть двадцатибаксовую разницу в стоимости путевки, несчастному туристу пришлось бы влить в себя литров 15 живительной влаги за 6 часов поездки.

В случае покупки путевки в отель по системе «все включено», выгода для принимающей стороны не так очевидна, и привести конкретные цифры сложнее.

Консультируя своих клиентов, а также родственников и знакомых, я сама многократно предлагала им выбрать тур по этой системе, приводя доводы, что «на воде больше пропьете». Совет мой был актуален только в тех случаях, когда желаемый отель расположен далеко от человеческого жилья, магазинов и ресторанов, в которых можно все купить за приемлемые деньги.

Чтобы не сложилось неверное впечатление, что отдыхать со всем включенным сервисом невыгодно для туристов, надо отметить частные случаи. Женщине, поехавшей на отдых с двумя-тремя детками, удобней иметь все возможные услуги и развлечения для ее семьи на территории отеля, чем бегать по улицам чужой страны, чтобы купить одному ребенку газировку, другому мороженое, а третьему овсянку, которую потом придется варить в электрическом чайнике. В хороших отелях для всех членов семьи найдется и еда по вкусу, и питье, и аниматоры-затейники, и бесплатный пляж с зонтиками и лежаками.

Любителям поесть и попить, не ограничивая себя, all inclusive тоже будет выгодным. Хотя есть и пить придется не то, что заказал, а то, чем сможет порадовать отель в зависимости от его уровня и стоимости.

Чем опасно отдыхать по системе «все включено»? Много – не значит хорошо.

«Если я уже за все заплатил, то буду есть и пить, пока не лопну», – думает среднестатистический турист. «Если турист все равно станет есть и пить, пока не лопнет, то его интересует только количество, а не качество», – думают хозяева отелей и организаторы экскурсий. И начинают экономить. Например, на еде.

Нарезка из свежих овощей, оставшаяся после завтрака, к обеду смешивается и заливается соусом – получается салат. Остатки салата ближе к ужину запекаются и подаются как рагу. Оставшееся рагу на следующий день – подлива к мясному блюду или начинка для пиццы и пирожков.

Но это не самое неприятное. Экономия на алкоголе для туристов в Турции привела в этом году к трагедии и смерти людей. Рекламный тур – это поездка, организованная для сотрудников турфирм, которые должны на себе оценить качество предоставляемых услуг. Поэтому для них и туроператоры, и отели, и организаторы экскурсий всегда старались показать себя с лучшей стороны. Такое трагическое открытие сезона на одном из самых респектабельных курортов турецкого побережья Эгейского моря можно воспринять как повод попрощаться с системой «все включено» в том виде, в каком она представлена сегодня.

Турецкие экономисты уже давно говорят о том, что хотя бы частичный отказ отелей от all inclusive даст шанс к развитию ресторанного бизнеса в курортных регионах и предоставит возможность туристам выбирать – что есть и пить во время отпуска.

На мой взгляд, полезней выпить бокал хорошего вина и заплатить за него наличными, чем загрузиться литром компота невнятного происхождения. Но это только мое мнение.

Через несколько лет можно будет узнать, какой из моих прогнозов относительно системы «все включено» себя оправдает. А пока остается только пожелать всем удачного летнего отдыха: так, эдак или иначе.

Автор статьи: Екатерина Акимова