Недавно по телевизору было очередное ток-шоу — на сей раз посвященное теме суррогатного материнства. Точнее, почему Церковь против. Но я сейчас не про это. Просто, наблюдая реакцию разных людей на ток-шоу и на позицию представителей Церкви, я смог сформулировать для себя некоторые мысли.

Итак, вот есть у нас наша Русская Православная Церковь... Стоп! У кого это «у нас»? У тех, кто каждое воскресенье ходит на литургию, ежемесячно исповедуется и причащается? Или у тех, кто редко появляется в храме, зато любит поговорить об исихазме и теодицее? Или у тех, кто приходит в церковь, чтобы освятить яйца и куличи? Или у тех, кто крестит детей, «чтоб здоровее были»? А может, у тех, кто возрождает русский национальный дух и нуждается в идейной «надстройке»?

Все эти люди считают Церковь своей. Все они заявляют «я православный» и обижаются, если кто в этом усомнится. «Да что вы лезете с вашими канонами! Их в каменном веке сочинили!»

Проще всего сделать суровое лицо и заявить, что вас тут не стояло. Что Церковь — только для воцерковленных членов приходской общины, регулярно участвующих в богослужении, знающих назубок православное вероучение, а все прочие — «захожане» и не должны раскатывать губу.

Но тут есть две опасности. Первая и самая очевидная — скатиться в психологию сектантства. Мы — духовные, мы — избранные Богом, мы спасаемся, а все прочие — грешники без шансов. «Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). В истории Церкви была такая ересь — монтанизм (II век по Р.Х.). Ее последователи были уверены, что Церковь — для мощных духом героев, способных на великие подвиги, а слабые мелкие людишки могут идти лесом. Таких не берут в космонавты!

Вторая опасность — оттолкнуть людей, которые пока многого не знают, но вполне могут стать настоящими христианами. Оттолкнуть, не понимая. Точнее, не потрудившись понять их мотивацию, обзывая «захожанами» и выставляя им заведомо недостижимую для них планку.

Поэтому давайте все-таки попробуем разобраться, чем руководствуются эти люди, которых по церковным канонам действительно сложно назвать христианами.

Они ведь не врут, называя себя православными. Не врут, говоря о Русской Православной Церкви — это наша Церковь. Потому что Церковь им действительно нужна.

К сожалению, чаще всего нужна вовсе не для того, ради чего ее основал Господь наш Иисус Христос.

Прежде всего — нужна для самооправдания. Люди живут, ни в чем себе не отказывая, берут от жизни всё — но смутно чувствуют неправильность такого положения вещей. Совесть грызет — не так, чтобы уж очень сильно и очень больно, но некоторое неудобство есть, и хорошо бы его снять. Получить некую высшую моральную санкцию на привычный образ жизни. И вот тут Церковь оказывается очень удобна. Сходил в храм, пожертвовал денег — и на душе легче. Грешник-то я грешник, думает человек, но вот ведь в храме бываю, помогаю, есть за что себя уважать... Еще лучше исповедь. Нет, конечно, не для того, чтобы перестать грешить — а просто для порядка. Зачитать у аналоя список своих грехов, склонить под епитрахиль голову, выслушать разрешительную молитву — и можно себя поздравить: принял меры. Ну да, конечно, грешить продолжаю, но я же не как какой-нибудь там закоренелый негодяй, я исповедуюсь (кстати, и с воцерковленными людьми такое сплошь и рядом бывает). Человека окрыляет само сознание, что он, захаживая в церковь, совершает нечто хорошее и правильное, и это хорошее и правильное уравновешивает в нем всё остальное. Можно брать взятки, можно бить своих детей, можно гулять от жены на сторону, можно сдать больную маму в дом престарелых — всё это как бы нивелируется походами в храм.

Второе, зачем бывает нужна Церковь — это бытовой магизм. Ребеночка покрестить — здоровее будет, после загса повенчаться в храме — чтобы крепче был брак, молебен заказать, чтобы вылечиться от бронхиальной астмы. Или чтобы экзамен сдать. Не то чтобы люди железно верят в эффективность подобных средств, но — чем черт не шутит? А вдруг сработает? Хуже уж точно не будет. Нужно подстраховаться со всех сторон, включая и небесную. Шансы есть — ведь вот существует же эта самая Церковь тысячи лет. Значит — проверено временем, надежный бренд...

Третья причина — для солидности. «Солидный Господь для солидных господ», как выразился Виктор Пелевин. Принадлежность к Церкви — это на сколько-то пунктов повышает твой социальный рейтинг. Значит, ты человек правильный, основательный, понятный. Если ты, как и прочие уважаемые люди, по воскресеньям отстаиваешь службу — значит, ты тоже к ним в каком-то смысле причастен... Причем ведь не только в чужих глазах солидно выглядишь — но и в своих собственных. Разумеется, пока на Церковь существует мода. Если мода сменится на айкидо или на выращивание тыкв — значит, теперь тыквы...

Четвертая причина — это подпорка для большого и нужного дела. Дело может быть разным. Спасать Россию — например, от Госдепа. Или бороться с кровавым режимом... В любом случае, не худо заручиться небесной поддержкой. Даешь Церковь, которая поддержит нашу праведную борьбу! Обязана поддержать, потому что она — за большое и светлое, и мы тоже — за большое и светлое, а значит, цели наши совпадают...

Есть и пятая причина — чтобы утешили. Как известно, Церковь — это место, где утешают, когда у тебя горе. Звучат какие-то непонятные, таинственные песнопения, батюшка говорит что-то такое проникновенное, пахнет ладаном, свечки горят — и на душе становится легче.

Наверное, я чего-то пропустил, и есть и шестая причина, и седьмая, и так далее. Впрочем, неважно, сколько их — важно, что от Церкви люди хотят получить нечто посюстороннее, полезное, нужное в практической жизни.

И вот с одной стороны есть мы, воцерковленные христиане, стремящиеся к спасению в Вечности, к соединению со Христом — а с другой стороны, все эти, ищущие от Церкви разного рода пользу. И численно их куда больше. Если бы вопросы церковной жизни решались простым голосованием — страшно подумать, во что ищущие пользы превратили бы Церковь. Какой там Столп и утверждение Истины? Какое там Тело Христово? Вы нам бросьте эти средневековые глупости! Вы нам услугу окажите, а мы заплатим по прейскуранту!

Мы считаем этих людей заблуждающимися — а они считают нас узколобыми фанатиками-догматиками, и их недовольство нами с каждым годом растет. Им нужна такая Церковь, в которой им удобно и комфортно, которая оказывает услуги. Нам — в которой мы избавляемся от рабства греху, лечимся от своей духовной болезни, и это далеко не всегда бывает легко и приятно. Мы нередко встаем по отношению к ним в поучающую позицию, и до поры до времени они на это соглашались: мол, вам виднее, вы тут завсегдатаи, а мы — мы к вам на огонек заглянули. Но сейчас, особенно в связи с разгорающимися конфликтами Церкви и общества, они, «ищущие пользы», все чаще начинают вести себя в Церкви как хозяева. До рейдерского захвата дело не дошло и вряд ли дойдет, но тенденция нехорошая.

Ну а что же далать-то? Воевать с ними? Гнать из Церкви, обвинять в невежестве и язычестве? Мол, Церковь — не для них, потому что Церковь — не комбинат духовных услуг.

Церковь действительно не комбинат духовных услуг, но отсюда не следует, что Церковь — не для них. Церковь — для всех. И этих людей, приходящих в нее «посюсторонней пользы ради», Церковь тоже принимает. Бог ведь всех нас любит и хочет всех спасти, а Церковь — средство спасения. Часто ведь бывает так, что человек кардинально меняется не в момент прихода в Церковь, а уже будучи в ней. Порой, будучи много лет. У каждого свой темп и свой потолок.

Нельзя говорить человеку: ты до нас не дорос, вот станешь святым — приходи. Надо говорить иначе: очень здорово, что ты к нам пришел, мы тебе рады. Но имей в виду, что здесь — не то, что ты думаешь. Не оправдалка, не колдовалка, не утешалка... Хочешь к нам на корабль спасения? Прекрасно, вход бесплатный и мест всем хватит. Но корабль идет не совсем туда, куда ты думаешь. Он идет в гораздо лучшее место. Останешься с нами — великолепно. Уйдешь в какую-нибудь оправдалку-колдовалку — что ж, твое право, твоя свобода. Но вот только не хватайся за штурвал и не пытайся вырулить наш корабль куда тебе хочется. Он ведь не твой персональный корабль. Он — Божий.

Автор Виталий Каплан