Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка.

Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования.

Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.

Как видно, вера играет значимую роль в жизни каждого человека, но важно заложить её основу в раннем детстве. Поэтому, хотим подать несколько правил, как рассказать детям о Боге.

1. Начиная свой рассказ детям о Боге, не старайтесь юлить или чего-то не договаривать. Дети по своей природе очень проницательны, поэтому сразу прочувствуют фальшь в вашей речи, что будет препятствовать его личностному развитию и дальнейшему доверию к вам. Советуем сразу не скрывать своё отношение к теме религии. Отрицательно, также может сказаться на ребёнке излишнее принуждение к вере или к решительному атеизму. В этом разговоре избегайте категоричности. Просто постарайтесь передать ребёнку всё то, чем сами обладаете и каким канонам придерживаетесь.

2. Не зависимо от вашей веры исповедания или полного атеизма, объясните детям, что нет плохих или хороших религий. При этом, проявите терпимость и некатегоричность, во время рассказа про другие конфессии. Дитё не должно чувствовать, что вы его переубеждаете в чем либо. Выбор веры или атеизм – волеизъявление лично человека, даже если он совсем кроха.

3. В своём рассказе, вы должны рассказать, что Бог сотворил людей для счастья и главное в его учении: любить друг друга. Если есть у вас в доме библия расскажите детям, что её Бог написал через своих учеников, пророков. В этой книге он изложил правила, которые следует соблюдать на протяжении всей жизни. Прочитайте десять заповедей, и спросите, как он их понимает, в случае затруднения помогите ему. Понимание заповедей поможет сформировать моральную сторону ребёнка. Эту информацию можно начинать преподносить ребёнку уже с 4-5 лет. Но следует помнить, что в это возрастном периоде, дети очень чувствительны к метафизическим идеям. Ребёнок на удивление легко воспринимает всевозможные идеи существования Бога. Детский интерес в это время носит предметный характер.

4. Следующее что, вы должны рассказать детям: Бог есть везде и нигде, в его силах знать и сделать всё. Эта информация детям о Боге, хорошо воспримется в возрасте 5-7 лет. В это время их интересуют вопросы, где он находился до того момента как мама его родила, и куда люди уходят после смерти. Дети могут верить в существование метафизических понятий и активно их воображать.

5. В возрасте от 7 до 11 лет дети готовы воспринять смысл и таинство религиозных норм и обрядов. Можете взять с собой ребёнка во время похода в церковь, там он визуально может увидеть и запомнить всё вами сказанное. Расскажите, почему люди соблюдают пост перед Пасхой, с чем связан этот праздник. Полезно также будет рассказать детям про Рождество и ангелов, которые сопровождают. Вообще считается, что дети в этом возрасте наиболее легко воспринимают рассказы об Иисусе Христе, об евангельских повествованиях, о поклонении волхвов, о детстве Христовом, про встречу Младенца со старцем Семионом, о Его чудесах, о бегстве в Египет, о благословении детей и исцелении тяжело больных. В случае если родители не имеют в доме картин с иллюстрациями по святому письму или икон, можете предложить своему ребёнку самим нарисовать такие иллюстрации, так он сможет более реально воспринять ваши рассказы. Также можете купить детскую библию, она специально адаптирована для самых маленьких религиознавцев.

Можно рассказывать, как люди, которые собрались слушать Иисуса Христа, были голодными, и ничего нельзя было найти и купить, но только единственный маленький мальчик пришёл на помощь Ему.

Подобных повествований очень много. Можно их рассказывать в установленное время, например перед сном, представлять иллюстрацию, или просто «когда придется к слову». Но, правда, для этого нужно, чтобы в семье присутствовал человек, знающий по крайней мере главнейшие евангельские рассказы. Лучше всего конечно, молодым родителям самим изучить Евангелие, разыскивая в нем такие повести, которые будут интересны и понятны их маленьким детишкам.

6. В начале подросткового периода, с 10 – ти, а у некоторых с 15 лет сознание детей готово к пониманию духовного содержания любой религии. Именно подросток уже способный понять, что Бог – создание справедливое, и любит каждого, независимо от его образа жизни и состояния души. Бог существует вне понятия времени и пространства, он есть всегда и всюду. Чтобы вам было легче эту информацию рассказать детям, обратитесь за помощь к произведениям русских классиков: Чуковскому К. И., Толстому Л. Н, которые, в понятной и интересной для детей форме воспроизвели основные темы и идей святого писания.

7. Немало важным, остаётся научить ребёнка обращаться к Богу. Выучите с ним основный молитвы «Отче наш», «Святые помощи» и др. Как известно молитва имеет психологическое влияние и значение, она обучает навыкам рефлексии, стимулирует к подведению итогов за прошедший день. Кроме того молитва приводит к осознанию своих чувств, желаний, эмоций, вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне.

Ребёнок, познав о Боге и религии в целом, может сознательно сделать что – нибудь, при этом он сможет разделять добро и зло, испытывать чувство раскаяния и сожаления. Он может обратиться к Богу за помощью в сложную для него минуту.

И наконец, дети становятся способными задумываться о природе и её законах, про окружающую нас среду.

В этот решительный для развития ребёнка момент, закладываются базовые основы его мировоззрения. Именно от того, что заложится в сознание ребёнка в его подростковом развитии, зависит его дальнейшая вера, не только в Бога, но и в родителей, педагогов и социум в целом.