Я стал снимать портреты на панорамный фотоаппарат, поскольку мне всегда
казалось, что рамки стандартного кадра очень узкие. Человеку на
фотографии не хватает «воздуха», он в тисках заданного формата.
Необходимо особое эмоциональное пространство — «широкий» кадр, киношный
прием, может быть. Таков мой прием — ставить акцент на портретируемом в
панораме.
Первая составляющая успеха при создании панорамного портрета — техническая сторона. Мне всегда нравилось снимать панорамы, но технические возможности российской камеры «Горизонт» не позволяют делать портреты с ее помощью. Этот аппарат предназначен для съемки архитектуры или пейзажей, поскольку имеет маленький вращающийся объектив, фокусное расстояние которого не дает фотографировать близко расположенные объекты. Когда в 2003 году я увидел камеру Hasselblad XPan и сделал на ней первый кадр, то сразу понял — это мое.
Hasselblad XPan меня полностью устраивает, поскольку обладает следующими характеристиками:
Первая составляющая успеха при создании панорамного портрета — техническая сторона. Мне всегда нравилось снимать панорамы, но технические возможности российской камеры «Горизонт» не позволяют делать портреты с ее помощью. Этот аппарат предназначен для съемки архитектуры или пейзажей, поскольку имеет маленький вращающийся объектив, фокусное расстояние которого не дает фотографировать близко расположенные объекты. Когда в 2003 году я увидел камеру Hasselblad XPan и сделал на ней первый кадр, то сразу понял — это мое.
Hasselblad XPan меня полностью устраивает, поскольку обладает следующими характеристиками:
* байонетное крепление объектива: я имею возможность быстро менять оптику в зависимости от условий съемки;
* объектив не является вращающимся, как у «Горизонта»;
* наименьшая допустимая дистанция от объекта до поверхности пленки — 70 см, а у «Горизонта» минимальное фокусное расстояние — 3 или 5 м.
Камера Hasselblad оказалась очень удобной. Я снимаю с ее помощью
все, что захочу, а килограммы зеркального металлолома лежат дома.
Правда, сейчас эта модель снята с производства. Даже не знаю, что
теперь делать. Сегодня купить такую камеру можно только в комиссионных
магазинах. В прошлом году несколько фирм (среди которых Pentax)
прекратили выпуск некоторых моделей фототехники в связи с введением в
Европе новых ограничений по содержанию свинца в стекле (свинец
усиливает резкость оптики). Заново рассчитывать оптические параметры
объективов, а также отливать новые линзы и стекла такие монстры, как
Pentax и Hasselblad, просто не стали. Они решили отказаться от той
техники, которая не соответствует новым экологическим стандартам.
Впрочем, компания Hasselblad обещала в течение 10 лет поддерживать
владельцев запчастями.
Глянец ставит свои рамки, и верстка журнала универсальна: панорамная картинка не входит в ее формат. Нужно просить главного редактора или издателя снизойти, чтобы на несколько полос поменять верстку. Продвинутые люди идут на это с удовольствием, но в большинстве случаев переубедить дизайнера бывает очень трудно. Поэтому я легко снимаю на цифру. Если заказчик хочет, чтобы была картинка в стандартном формате, она не будет узнаваться как фотография Головача, но я могу ее сделать.
Глянец ставит свои рамки, и верстка журнала универсальна: панорамная картинка не входит в ее формат. Нужно просить главного редактора или издателя снизойти, чтобы на несколько полос поменять верстку. Продвинутые люди идут на это с удовольствием, но в большинстве случаев переубедить дизайнера бывает очень трудно. Поэтому я легко снимаю на цифру. Если заказчик хочет, чтобы была картинка в стандартном формате, она не будет узнаваться как фотография Головача, но я могу ее сделать.
В панорамной картинке у меня представлен человек, он может
находиться в центре, левее или в самом левом углу кадра, правее или в
самом правом углу кадра. А вокруг него — пустота, которая, на мой
взгляд, символизирует время: если смотреть слева направо — это прошлое,
настоящее и будущее, и человек открывается по-другому. Зритель видит
человека в пространстве, и у него создается ощущение, что это не
фотография на паспорт, что-то здесь по-другому, но он пока не понимает,
что именно, при этом он копает глубже — цепляется за глаза, изгиб шеи и
т. д. У него возникает более полное понимание персонажа. Когда я стал
показывать в 2003 году свои панорамные портреты, фотографы мне
говорили: «Зачем столько пустого места, это все надо кадрировать, это
непрофессионально!» Задача художника — выработать свой визуальный язык,
чтобы автора можно было определить без подписи. И мой прием стал
узнаваемым. Нет проблем — каждый может выработать свой собственный
визуальный язык, задача именно в том, чтобы его выработать. И еще, язык
— это живая материя, естественно, он меняется, он может развиваться, он
может быть в ступоре. Я работаю над своим визуальным языком и сейчас,
но тем не менее он у меня уже сложился.
При съемке панорамного портрета я осваиваю интерьер, в котором
находится человек. Любые детали окружающей обстановки очень важны, это
может быть глубина пространства или, наоборот, плоская поверхность —
плоский задник, например.
Мне нужно два метра пустого пространства. Вспоминается, как мы снимали певицу Валерию для проекта «Женщины против СПИДа» у нее дома. Там все очень хорошо обставлено, декорировано и так далее, нет никакого пустого места. А мне нужно два метра пустого пространства, и их найти можно далеко не везде. У нас почему-то стараются все заполнить, а я люблю пустоту с точки зрения декора, с точки зрения интерьера.
Мне нужно два метра пустого пространства. Вспоминается, как мы снимали певицу Валерию для проекта «Женщины против СПИДа» у нее дома. Там все очень хорошо обставлено, декорировано и так далее, нет никакого пустого места. А мне нужно два метра пустого пространства, и их найти можно далеко не везде. У нас почему-то стараются все заполнить, а я люблю пустоту с точки зрения декора, с точки зрения интерьера.