Я стал снимать портреты на панорамный фотоаппарат, поскольку мне всегда казалось, что рамки стандартного кадра очень узкие. Человеку на фотографии не хватает «воздуха», он в тисках заданного формата. Необходимо особое эмоциональное пространство — «широкий» кадр, киношный прием, может быть. Таков мой прием — ставить акцент на портретируемом в панораме.

Первая составляющая успеха при создании панорамного портрета — техническая сторона. Мне всегда нравилось снимать панорамы, но технические возможности российской камеры «Горизонт» не позволяют делать портреты с ее помощью. Этот аппарат предназначен для съемки архитектуры или пейзажей, поскольку имеет маленький вращающийся объектив, фокусное расстояние которого не дает фотографировать близко расположенные объекты. Когда в 2003 году я увидел камеру Hasselblad XPan и сделал на ней первый кадр, то сразу понял — это мое.

Hasselblad XPan меня полностью устраивает, поскольку обладает следующими характеристиками:
* байонетное крепление объектива: я имею возможность быстро менять оптику в зависимости от условий съемки;

* объектив не является вращающимся, как у «Горизонта»;

* наименьшая допустимая дистанция от объекта до поверхности пленки — 70 см, а у «Горизонта» минимальное фокусное расстояние — 3 или 5 м.


Камера Hasselblad оказалась очень удобной. Я снимаю с ее помощью все, что захочу, а килограммы зеркального металлолома лежат дома. Правда, сейчас эта модель снята с производства. Даже не знаю, что теперь делать. Сегодня купить такую камеру можно только в комиссионных магазинах. В прошлом году несколько фирм (среди которых Pentax) прекратили выпуск некоторых моделей фототехники в связи с введением в Европе новых ограничений по содержанию свинца в стекле (свинец усиливает резкость оптики). Заново рассчитывать оптические параметры объективов, а также отливать новые линзы и стекла такие монстры, как Pentax и Hasselblad, просто не стали. Они решили отказаться от той техники, которая не соответствует новым экологическим стандартам. Впрочем, компания Hasselblad обещала в течение 10 лет поддерживать владельцев запчастями.

Глянец ставит свои рамки, и верстка журнала универсальна: панорамная картинка не входит в ее формат. Нужно просить главного редактора или издателя снизойти, чтобы на несколько полос поменять верстку. Продвинутые люди идут на это с удовольствием, но в большинстве случаев переубедить дизайнера бывает очень трудно. Поэтому я легко снимаю на цифру. Если заказчик хочет, чтобы была картинка в стандартном формате, она не будет узнаваться как фотография Головача, но я могу ее сделать.


В панорамной картинке у меня представлен человек, он может находиться в центре, левее или в самом левом углу кадра, правее или в самом правом углу кадра. А вокруг него — пустота, которая, на мой взгляд, символизирует время: если смотреть слева направо — это прошлое, настоящее и будущее, и человек открывается по-другому. Зритель видит человека в пространстве, и у него создается ощущение, что это не фотография на паспорт, что-то здесь по-другому, но он пока не понимает, что именно, при этом он копает глубже — цепляется за глаза, изгиб шеи и т. д. У него возникает более полное понимание персонажа. Когда я стал показывать в 2003 году свои панорамные портреты, фотографы мне говорили: «Зачем столько пустого места, это все надо кадрировать, это непрофессионально!» Задача художника — выработать свой визуальный язык, чтобы автора можно было определить без подписи. И мой прием стал узнаваемым. Нет проблем — каждый может выработать свой собственный визуальный язык, задача именно в том, чтобы его выработать. И еще, язык — это живая материя, естественно, он меняется, он может развиваться, он может быть в ступоре. Я работаю над своим визуальным языком и сейчас, но тем не менее он у меня уже сложился.


При съемке панорамного портрета я осваиваю интерьер, в котором находится человек. Любые детали окружающей обстановки очень важны, это может быть глубина пространства или, наоборот, плоская поверхность — плоский задник, например.

Мне нужно два метра пустого пространства. Вспоминается, как мы снимали певицу Валерию для проекта «Женщины против СПИДа» у нее дома. Там все очень хорошо обставлено, декорировано и так далее, нет никакого пустого места. А мне нужно два метра пустого пространства, и их найти можно далеко не везде. У нас почему-то стараются все заполнить, а я люблю пустоту с точки зрения декора, с точки зрения интерьера.